Классификации и типологии молодежной субкультуры доклад

Обновлено: 18.06.2024

Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в одну систему признаков. Единой общепризнанной типологии молодежных субкультур до сегодняшнего дня не существует. В данной работе молодёжные субкультуры современного украинского общества нами типологизированы по различным критериям.

По причинам возникновения и направленностям на категории выделяют два вида молодежных субкультур:

- ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет;

- аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

По специфике поведения членов группы выделяют:

- просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и способствуют социальной адаптации молодёжи;

- асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;

- антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить [7, с. 201].

Толстых А. В. предложила следующую типологию молодежной субкультуры исходя из направлений деятельности молодых людей:

1. Политизированная субкультура, представители которой активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность. Т.е. своей целью такая субкультура ставит пропаганду определенных общественно–политических взглядов.

2. Эколого-этические субкультуры, при помощи которых молодежь занимается построением философских концепций и ведёт борьбу за окружающую среду.

3. Нетрадиционные религиозные субкультуры, для представителей которых присуще увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм).

4. Радикальные молодежные субкультуры, которые отличаются от других субкультур организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды).

5. Субкультуры образа жизни – это группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки).

6. Субкультуры по интересам, в которых состоят молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.

На наш взгляд, данная типология является весьма продуктивной. Она позволяет проследить, что является связующим звеном, объединяющим молодых людей в ту или иную молодежную субкультуру, поскольку явление молодежных субкультур связано со стремлением молодежи найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, ощущая поддержку себе подобных.

Фролов С. С. предложил следующую типологию субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники) [59, с. 312].

Российский исследователь молодежной субкультуры Нигматулина Г. А. в одной из своих работ предлагает типологизировать молодежные субкультуры по характеру проявления в обществе. Она выделяет толерантные типы субкультуры (субкультура, отстраненная от внешнего мира и не демонстрирующая своего отношения к нему); нигилистические (субкультура, демонстрирующая свой собственный стиль и ценности, но не в качестве протеста, а как альтернативу); негативно настроенные (демонстрирующие свое отрицательное отношение к господствующей культуре, но не стремящиеся ее разрушить); агрессивные (представляющие активные протесты против существующей культуры) [34, с 126]. Эта типология представляется нам очень конструктивной, поскольку она позволяет выявить отношение конкретной субкультуры к обществу.




Исследователь Т. В. Латышева в своей работе типологизирует молодежные субкультуры по стадиям их внутреннего развития. Согласно данной типологии выделяются субкультуры прошлого (40–80-е гг. ХХ века, например, не существующие в настоящее время стиляги). Реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60–90-х гг. ХХ века, их идеология и ценностные ориентации подверглись значительной трансформации, например, хиппи, готы) зародились много десятилетий назад и сейчас не теряют популярности [29, с. 45]. Данная типология представляется нам весьма ценной, поскольку позволяет выделить этапы становления молодежных субкультур и проследить их эволюцию.

Поскольку молодежная субкультура динамична и изменчива, создаваемые типологии являются правомочными для конкретного исторического времени и социума. Такой подход характерен и для следующей типологии молодежной субкультуры, предложенной С. И. Левиковой. Исследователь учитывает долю участия молодого человека в той или иной субкультуре и выделяет: чистые молодежные субкультуры (являющиеся самоцелью для молодых людей и закрытыми для представителей не только других поколений, но и для чужих) и смешанных (участие в которых – не самоцель, а дополнение, компенсация неполученного молодым человеком в формальных социальных институтах) [30, с. 10].

Развивая идею, положенную в основу данной типологии российский исследователь С. С. Карпиленя в своей диссертации дополняет ее степенью открытости молодых субкультур для других молодых людей. По этому критерию автор выделяет закрытые молодежные субкультуры (членство в которых фиксируется); полузакрытые (допускающие некоторый приток в свои ряды, не полностью разделяющих идеи и взгляды данной группы); и открытые (состоящие из представителей различных молодежных течений и направлений и группирующегося вокруг одного идейного центра) [20, с. 13].

Анализ различных типов молодежных субкультур показывает, что это явление динамическое и развивающееся, проявляющееся через множество форм. Они различаются по своему происхождению и внутренней организации, в различное историческое время, одни представляют большую актуальность, нежели чем другие. Молодые люди в поисках своей идентичности могу принадлежать сразу нескольким молодежным субкультурам. Большое разнообразие типологий и классификаций говорит о том, что феномен молодежной субкультуры является многогранным, и он не может быть изучен и позиции какой-то одной из типологии.

Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в одну систему признаков. Единой общепризнанной типологии молодежных субкультур до сегодняшнего дня не существует. В данной работе молодёжные субкультуры современного украинского общества нами типологизированы по различным критериям.

По причинам возникновения и направленностям на категории выделяют два вида молодежных субкультур:

- ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет;

- аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

По специфике поведения членов группы выделяют:

- просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и способствуют социальной адаптации молодёжи;

- асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;

- антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить [7, с. 201].

Толстых А. В. предложила следующую типологию молодежной субкультуры исходя из направлений деятельности молодых людей:

1. Политизированная субкультура, представители которой активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность. Т.е. своей целью такая субкультура ставит пропаганду определенных общественно–политических взглядов.

2. Эколого-этические субкультуры, при помощи которых молодежь занимается построением философских концепций и ведёт борьбу за окружающую среду.

3. Нетрадиционные религиозные субкультуры, для представителей которых присуще увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм).

4. Радикальные молодежные субкультуры, которые отличаются от других субкультур организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды).

5. Субкультуры образа жизни – это группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки).

6. Субкультуры по интересам, в которых состоят молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.

На наш взгляд, данная типология является весьма продуктивной. Она позволяет проследить, что является связующим звеном, объединяющим молодых людей в ту или иную молодежную субкультуру, поскольку явление молодежных субкультур связано со стремлением молодежи найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, ощущая поддержку себе подобных.

Фролов С. С. предложил следующую типологию субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники) [59, с. 312].

Российский исследователь молодежной субкультуры Нигматулина Г. А. в одной из своих работ предлагает типологизировать молодежные субкультуры по характеру проявления в обществе. Она выделяет толерантные типы субкультуры (субкультура, отстраненная от внешнего мира и не демонстрирующая своего отношения к нему); нигилистические (субкультура, демонстрирующая свой собственный стиль и ценности, но не в качестве протеста, а как альтернативу); негативно настроенные (демонстрирующие свое отрицательное отношение к господствующей культуре, но не стремящиеся ее разрушить); агрессивные (представляющие активные протесты против существующей культуры) [34, с 126]. Эта типология представляется нам очень конструктивной, поскольку она позволяет выявить отношение конкретной субкультуры к обществу.

Исследователь Т. В. Латышева в своей работе типологизирует молодежные субкультуры по стадиям их внутреннего развития. Согласно данной типологии выделяются субкультуры прошлого (40–80-е гг. ХХ века, например, не существующие в настоящее время стиляги). Реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60–90-х гг. ХХ века, их идеология и ценностные ориентации подверглись значительной трансформации, например, хиппи, готы) зародились много десятилетий назад и сейчас не теряют популярности [29, с. 45]. Данная типология представляется нам весьма ценной, поскольку позволяет выделить этапы становления молодежных субкультур и проследить их эволюцию.

Поскольку молодежная субкультура динамична и изменчива, создаваемые типологии являются правомочными для конкретного исторического времени и социума. Такой подход характерен и для следующей типологии молодежной субкультуры, предложенной С. И. Левиковой. Исследователь учитывает долю участия молодого человека в той или иной субкультуре и выделяет: чистые молодежные субкультуры (являющиеся самоцелью для молодых людей и закрытыми для представителей не только других поколений, но и для чужих) и смешанных (участие в которых – не самоцель, а дополнение, компенсация неполученного молодым человеком в формальных социальных институтах) [30, с. 10].

Развивая идею, положенную в основу данной типологии российский исследователь С. С. Карпиленя в своей диссертации дополняет ее степенью открытости молодых субкультур для других молодых людей. По этому критерию автор выделяет закрытые молодежные субкультуры (членство в которых фиксируется); полузакрытые (допускающие некоторый приток в свои ряды, не полностью разделяющих идеи и взгляды данной группы); и открытые (состоящие из представителей различных молодежных течений и направлений и группирующегося вокруг одного идейного центра) [20, с. 13].

Анализ различных типов молодежных субкультур показывает, что это явление динамическое и развивающееся, проявляющееся через множество форм. Они различаются по своему происхождению и внутренней организации, в различное историческое время, одни представляют большую актуальность, нежели чем другие. Молодые люди в поисках своей идентичности могу принадлежать сразу нескольким молодежным субкультурам. Большое разнообразие типологий и классификаций говорит о том, что феномен молодежной субкультуры является многогранным, и он не может быть изучен и позиции какой-то одной из типологии.

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

В чем состоят причины довольно широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры?

В-третьих, она помогает ему освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ И

МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.

ТИПОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Выделяют два вида молодежных субкультур:

Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.

Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

По специфике поведения членов группы выделяют:

Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:

1. политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2. эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3. нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4. радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5. субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6. субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СУБКУЛЬТУР

Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.

В 1993 – 94гг. субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкиена, но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Впрочем, организационное размежевание не было абсолютным.

Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Хакеры (компьютерные фанаты) – молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность характеров пока незначительна – в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность характеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя неаой общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.

Криминальная молодежная субкультура. Молодежные группировки, превратившись в структуры организованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения, не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться в большинстве случаев путем заказных убийств.

Среди относительно недавно появившихся в России субкультур следует отметить следующие четыре: роллеров, рэперов, скейтбордистов и стрейтэджеров.

Роллерами называют любителей роликов коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, что мотоцикл заменен роликами. В основном роллеры – школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов – от 50 до 150 долларов и выше.

Субкультура скейтбордистов , любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.

Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скеутбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.

Субкультура стрейтэджеров (от англ. Straight-edge – линейка, правило), поборников здорового образа жизни, отказывающихся от курения, употребления алкоголя и наркотиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С начала 90-х годов молодежные субкультуры переживали небывалый подъем, но уже с середины 90-х активность молодежных субкультур пошла на спад. В настоящее же время они снова набирают оборот. Поэтому важно на опыте прошлых лет изучить (а по возможности решить) те проблемы, которые встают перед молодыми людьми. Проблемы:

- непонимания со стороны взрослых,

- вхождения во взрослую жизнь,

- выбора правильного пути и др.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. В.А. Луков. Особенности молодежных субкультур в России. Социологические исследования. № 6. 2002 г.

2. С.А. Сергеев. Молодежные субкультуры в республике. Социологические исследования. № 11. 1998 г.

3. Социология молодежи: Учебное пособие. / Под ред. Бабаев Е.М. - 2000.

4. Социология молодежи: Учебное пособие. / Под ред. Ю.Г.Волкова – 2001 г.

5. Т.Б. Щепанская. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. 1993 г.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации. Чаще всего молодые люди начинают искать смысл своего существования, способ самовыражения или просто какое-либо увлечение. Одни находят это в спорте, другие - в учебе, третьи - попадают под влияние субкультур, которые очень распространены в наше время.

Данная тема исследования выбрана нами неслучайно. Несмотря на свою удаленность от районного и краевого центров, в нашей школе некоторые ученики и не принадлежат к какой-либо субкультуре, но в их стиле присутствуют некоторые ее элементы.

Занимаясь исследованием, мы поставили перед собой следующую цель:

Рассмотреть специфику различных субкультур, их плюсы и минусы, а также выявить общую осведомленность о молодежных объединениях среди учащихся нашей школы.

Для реализации данной цели мною были поставлены задачи:

  • Изучить литературу по теме работы;
  • - Рассмотреть происхождение субкультур;
  • - Исследовать общую осведомлённость о различных субкультурах;

- Данная тема исследования очень актуальна, так как становление постиндустриального информационного общества ведет к “субкультурному взрыву” и активному включению в него молодежи, а также к проявлению нового образца субкультур, порожденных информационной эпохой.

Помимо актуальности моя работа имеет и практическую значимость: Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в воспитательной работе классных руководителей и родителей.

Культура, согласно толковому словарю Ожегова, – совокупность общественных, духовных, производственных достижений людей.

Субкультура - это система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества.

Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Чтобы легко отличать своих от чужих, в субкультуре появляется свой дресс-код, язык, манера поведения. Субкультура формирует убеждения человека, его отношение к окружающему миру, его поступки, систему ценностей. Субкультура непременно влияет на весь образ жизни человека.

  • К субкультуре обычно не относят фанатов какого-либо предмета: стиля, певца, футбольной команды. Хотя у них может быть свой сленг, свои издания и сайты, даже общие элементы одежды.

Многие считают, что субкультура – явление непременно негативное.

В любом обществе обязательно есть группы, создающие культуру, отличающуюся от массовой. Например, в нашей стране испокон веков основной культурой было Православие, но в тот период, когда страна заявляла себя атеистической, православных в ней вполне можно было выделить в субкультуру. Так что само понятие субкультуры не является негативным.

Другое дело, что некоторые субкультуры носят экстремальный характер, их несогласие с культурой большинства выливается в демонстративный протест против общества.

Конечно, для общества в целом контркультуры вряд ли представляют собой серьезную опасность.

Классификация молодежных субкультур

Молодежные движения можно разделить на такие группы:

- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура.

- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.

- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхеды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

- Элита: мажоры, рейверы.

- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Во все времена молодые парни и девушки старались выделиться из толпы, стать не такими, как все.

Перед людьми в непростой период перехода от детства к зрелости возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на имеющийся опыт, либо на опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же проблемами и имеют такие же ценности и идеалы.

Объединяясь, молодые люди образуют субкультуры. Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм. Она формируется под влиянием таких факторов как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства.

Молодежные субкультуры создают свою собственную культуру, которая помогает молодым людям:

  1. удовлетворить потребность подростков в общении;
  1. обучает навыкам общения и как следстви е — повышает авторитет подростка в глазах сверстников;
  1. оказывает психологическую поддержку со с тороны членов субкультуры; помогает подросткам адаптироваться.

· Стержень любой молодежной субкультуры — это уличный стиль.

· Большинство молодежных субкультур рождается вокруг определенного стиля музыки.

· Сленг — одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком — пропуск в группу.

· Стиль одежды. Если у молодого человека появляется необычный стиль одежды, поведения, высказываний — все это могут быть приметы причастности к определенной субкультуре.

После того, как наша страна из СССР превратилась в Россию, ее гражданам была предоставлена свобода самовыражения. Появились новые субкультуры, пришедшие к нам с Запада.

Одной из специфических черт российской молодежной культуры является американизация культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. В сознании подростков все большее место занимают прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и влиянию моды, а не собственному выбору или советам родителей.

Конфликтная ситуации, возникшие между молодежными субкультурами, чаще всего решаются не мирным путем, а с помощью физической силы (в этом особенность подросткового возраста).

Молодежные субкультуры: российская специфика

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее – их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? На это влияет несколько факторов.

Первый – социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор – особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки.

Третий фактор –утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

Идея растафарианства живет в мире уже более 400 лет. Это надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление от Вавилона. 400 лет подряд корабли увозили африканских рабов в Америку. Крупный невольничий рынок и перевалочный пункт были на острове Ямайка, поэтому сотни лет там оседала африканская культура.

Уже в наше время, 2 ноября 1930 года, Рас (по-эфиопски “принц”) Тафари Маконнен (прямой потомок царя Соломона и царицы Савской) был коронован в императоры под именем Хайле Селассие I. С этого дня назвавшие себя в его честь растафаринцы (или просто “раста”) стали ждать кораблей Хайле Селассие, которые приедут за ними и вернут в Эфиопию, на землю обетованную. Они молили об этом своего бога Джа в религиозных песнопениях со свободолюбивыми текстами. Так и родилась музыка рэгги.

Их можно сразу узнать по ирокезу на голове. Часто носят черные кожаные куртки, любят пирсинги. В их стиле всегда присутствует неопрятность и небрежность. Грубый жаргон, близкий к жаргону заключенных. Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки.
Плюсы: В ходе своего исследования мы каких-либо определенных плюсов не увидели.

Минусы: Там, где появляются панки,- грабежи, драки, насилие,с целью надругаться над личностью.

Субкультура

Суть термина

Молодежные субкультуры имеют несколько разновидностей, и формируются на демографической, национальной, географической, профессиональной и иных основах.

Виды субкультур

В списке субкультур имеется несколько видов:

По музыкальным предпочтениям

Представители отдельных субкультур зачастую отдают предпочтение разной музыке. Готам нравится – готик-метал, маталлистам - хэви-метал и его виды, панкам – панк-рок, растаманам – регги, эмо – пост-хардкор и так далее.

Спортивные субкультуры

Футбольные болельщики также причисляются к ряду особой спортивной субкультуры. Более организованной группой они стали на рубеже 70-80 годов ХХ века.

По стилю

В числе субкультур, выделяющихся по стилю обычно отмечают: Visual kei, милитари, тедди-боев, кибер-готов, модов, стиляг, фриков. Все они имеют собственные отличительные признаки в имидже.

По общественным убеждениям

В списке субкультур есть и выделяющиеся по общественным убеждениям: битники, SHARP-скинхеды, RASH-скинхеды, стрейт-эджеры, анархо-панки, яппи, неформалы, нью-эйндж, хаппи.

По хобби

Люди, которых объединяет общее специфическое хобби и сопутствующая атрибутика тоже причисляют себя к одной из субкультур. Речь может идти о таких сообществах: байкеры, реконструкторы, геймеры, бибои, ролевики и так далее.

По хулиганскому поведению

Больше всего опасений у обычных граждан вызывают представители именно этих субкультур, схожих хулиганским и вызывающим поведением: ультрас, высокоорганизованные любера, руд-бои, футбольные дебоширы, и гопники.

По другим признакам

Существует немало молодежных субкультур, объединенных иными увлечениями. В их числе отаку – люди, обожающие и хорошо разбирающиеся в аниме и различной манги. Также довольно примечательны фурри, являющиеся поклонниками антропоморфных существ и причисляющие себя к фурри-фэндому.

Молодежные субкультуры и их роль в современном обществе

Изначально представители таких групп всячески противопоставляли себя большинству и неохотно принимали в свои ряды новичков. Сейчас в этом плане свободы гораздо больше. В советском союзе их назвали неформальным объединением молодежи. К ним относились с неодобрением и опаской, но сейчас субкультуры уже не кажутся чем-то необычным, пугающим и нездоровым.

Они уже не считаются чем-то категорически негативным, и даже несут определенную пользу обществу. Теперь люди, которые раньше замыкались в себе, боясь оказаться непонятыми, могут легко найти друзей по интересам, какие бы безумные увлечения их не интересовали.

Членами различных субкультур зачастую становятся подростки, желающие выразить протест взрослым, и если их выбор падает на гопников и эмо, то это может привести к проблемам.

Список субкультур

Список субкультур довольно обширен. Рассмотрим самые популярные из них. Итак, примеры субкультур

Хиппи

Хиппи

В одежде хиппи преобладают этнические элементы, насыщенные цвета. Зачастую носят длинные волосы, увлекаются восточными религиями, медитациями. Согласно их убеждениям, люди должны быть свободными, и достичь этого можно изменив душу.

Скинхеды

Скинхэди

Образ типичного скинхеда: выбритая голова или короткие волосы, темные футболки или рубашки, темные куртки, высокие ботинки.

Довольно известный пример субкультуры. Обычно к ней относятся подростки с ярко выраженным акцентом на личные переживания, возвышенную дружбу и любовь, романтизм. Ориентируются на духовные идеалы в виде честности, искренности, верности. Появилась в Британии в 80-х годах ХХ века.

Эмо

Популярная атрибутика: значки на одежде, сумках, обуви, а также крупные украшения, очки в яркой оправе. В имидже преобладают черный и розовый цвет. Черный символизирует отверженность и депрессию, а розовый – отрицания мрачной реальности. Эмо зачастую ранимые и депрессивные, имеют склонность к суициду (культивируемой искусственно или реальную).

Готы

Главные аспекты имиджа: преобладание в одежде черного цвета, металлические украшения, готическая символика (черепа, кресты, пентаграммы и так далее). Макияж используют и женщины, и мужчины (белая пудра, черная подводка для глаз).

Панки

Панки

Типичный образ: яркие волосы, закрепленные в ирокез. Зачастую носят куртки-косухи, пятнистые джинсы, кеды, тяжелые ботинки. Пользуются декоративной косметикой. Известные атрибуты субкультуры: браслеты, ошейники с шипами, серьги.

Растаманы

Растаман

Предпочтительные цвета – красный, зеленый, желтый, музыка – регги, прическа – дреды. Считают, что гашиш и марихуана должны быть позволены населению на официальном уровне, участвуют в различных демонстрациях.

Геймеры

Геймеры

Гопники

Впервые этот термин появился в 80-х годах минувшего века. Им характеризовалась молодежная субкультура, которая не гнушалась выходками криминального характера, вызывающим и нахальным поведением. Особенности рядового гопника: желание вселить страх, унизить, доминировать. По мнению множества исследователей, к гопникам можно отнести существенную прослойку современных молодых людей.

Гопники

Ролевики

Ролевики

Взаимоотношения между разными субкультурами

Субкультура – это весьма распространенное явление, делится на виды, каждый из которых имеет свои особенности и отличия. Как и прочие культурные явления, субкультуры образовались в культурно-насыщенной среде. Случилось это в начале ХХ столетия, в период перенасыщения обществом различными идеями и философскими течениями. В современном мире нельзя заявить, что субкультуры автономны и никак не связаны с прочими. Им приходится взаимодействовать, и в их отношениях нередко появляются конфликты.

Некоторые субкультуры откровенно заявляют о неприязни к мировоззрению друг друга. Это называют субкультурным антагонизмом. Речь может идти о музыкальных субкультурах и, соответственно, конфликты возникают в результате разности предпочтений. Ситуация стала особо заметной, когда в обществе начали пользоваться популярностью многие музыкальные направления, существенно отличающиеся по звучанию и стилю. Каждая из субкультур полагает, что их жанр лучше и имеет глубину, в отличие от прочих.

Напряжение, возникающее между сторонами может привести к противостоянию участников. Каждая субкультура старается честь свои негласные правила. Зачастую они даже не предписаны, а проявляются интуитивно. В схожих ситуациях представители разных субкультур могут действовать совершенно противоположно, в зависимости от своего мировоззрения, мотивации. Любое объединение придерживается собственной системы ценностей, и, естественно, считает мнения прочих неформальных групп не совсем правильным или вовсе абсурдным. В случае стычки в подобной ситуации сложно договориться. Например, скинхеды не считают зазорным добиваться собственной правоты, идя путем физического насилия. В то же время эмо совсем не склонны к насилию и могут даже пожертвовать жизнью, чтобы доказать истинность собственных убеждений.

Основная задача общества заключается в признании того, что субкультура – часть общей культуры. Вовсе не обязательно применять привычные радикальные меры, пытаясь доказать значимость своего мнения и собственную правоту. Многие родители беспокоятся, узнав, что их дети становятся частью какой-либо субкультуры, но если речь идет о безобидных видах, вроде тех, которые проявляются в том или ином стиле одежды, позвольте подростку проявить свою индивидуальность. Многие молодые люди пытаются выразить протест, примкнув к той или иной группе – покажите им, что вы на одной стороне с ними и противостоять друг другу нет нужды.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КЛАССИФИКАЦИИ И ТИПОЛОГИИ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ Проект подготовили ученицы 1.

Описание презентации по отдельным слайдам:

КЛАССИФИКАЦИИ И ТИПОЛОГИИ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ Проект подготовили ученицы 1.

КЛАССИФИКАЦИИ И ТИПОЛОГИИ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ Проект подготовили ученицы 10 класса : Ежова Дарья и Солдатова Виктория

Проблемные вопросы 1) Что такое субкультура? 2) Каких видов и типов она бывае.

Проблемные вопросы 1) Что такое субкультура? 2) Каких видов и типов она бывает? 3) Почему возникают неформальные группы? 4) Когда и где появилась первая субкультура? 5) Как развивались и изменялись со временем молодежные субкультуры? Цели проекта 1) Сформулировать определение субкультуры 2) Выделить разновидности и направления субкультур 3) Выяснить причины и смысл их образования 4) Узнать об истории развития субкультур Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свои способы - создание неформальных объединений (субкультур).

«Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненн.

По социально-правовому признаку выделяют: 1) просоциальные, или социально-по.

По социально-правовому признаку выделяют: 1) просоциальные, или социально-положительные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды. 2) социально-пассивные, или асоциальные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты. 3) антисоциальные - преступные группировки, наркоманы и т.п.

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур: политизир.

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур: политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность; эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду; нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм); радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды); субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки); субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др; субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Лично мы считаем, что молодежные движения можно разделить на такие группы: -.

Лично мы считаем, что молодежные движения можно разделить на такие группы: - Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, рэперы - Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, панки. - Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, байкеры. - Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры. - Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, геймеры. - Враждебно или асоциально настроенные группы: скинхэды, гопники, нацисты; периодически: футбольные фанаты и металлисты. - Религиозные объединения: сатанисты, секты, индианисты. - Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы. - Элита: мажоры - Антикварные субкультуры: битники. - Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Причины образования субкультур Многие подростки и юноши по разным причинам не.

Причины образования субкультур Многие подростки и юноши по разным причинам не могут удовлетворить имеющиеся у них интересы и потребности в ученических группах. Они охотно вступают в неформальные группы, существующие вне школы. Одни ищут в такой группе поддержки и участия, другие пытаются самоутвердиться, третьим не хватает эмоциональной сопричастности, слитности с группой, четвертым важно командовать, властвовать над другими, пятых приводят в неформальную группу неудачи в учебе, конфликтные отношения с одноклассниками, учителями и родителями.

История развития субкультур Пятидесятые годы. Экзистенциализм Сартра послужи.

История развития субкультур Пятидесятые годы. Экзистенциализм Сартра послужил толчком к развитию и трансформации музыкальных стилей. Джаз постепенно сменился ритм-н-блюзом и рок-н-роллом. В Америке и Британии появились первые битники. В города потянулись люди и начался процесс урбанизации, который нашел свое отображение и в музыке, и в граффити.

Шестидесятые годы. Битники переросли в целую культуру, которая оказала мощное.

Шестидесятые годы. Битники переросли в целую культуру, которая оказала мощное влияние на развитие всего человечества. В то же время в Советском Союзе появляются хиппи– эту культуру привозят с собой иностранные студенты и выезжающие соотечественники. В шестидесятых годах зародилось и движение диско. Шестидесятые годы знаменуются еще и увеличением количества компьютеров в западных странах, отсюда рост интереса к ним и формирование культуры хакеров.

Семидесятые годы . Расцвет рока, особенно, панк-рока. В эти времена появляет.

Восьмидесятые годы. Слушатели устали от панка и захотели чего-то более утонче.

Восьмидесятые годы. Слушатели устали от панка и захотели чего-то более утонченного. Так возникли неоромантики и электро-поп. Сексуальная ориентация перестала быть клеймом, поэтому представители некоторых субкультур вели себя несколько эпатажно. Восьмидесятые принесли нам рэп: и специфическую поэзию, иногда просто лишенную смысла, и брейк-данс. К середине этого периода появляются свободные вечеринки, где играют рэйв, техно и другую электронную музыку.

Девяностые годы и наше время. Это цветастая смесь различных субкультур. Приду.

Девяностые годы и наше время. Это цветастая смесь различных субкультур. Придумывается мировая сеть Интернет, а с ним появляется и возможность играть по сети или участвовать в обсуждениях на форумах. Процесс глобализации привлекает к себе внимание общественности, мигом становясь причиной для формирования двух противоположных политических лагерей. Конец двадцатого века это безумное время, когда каждый сходит с ума по-своему. В это время постепенно появляются такие субкультуры, как анимэ, эмо, гламур, а вместе с ним и антигламур. Теперь каждое убеждение может стать причиной для основания нового течения.

Современные молодежные движения и субкультуры – неотъемлемая часть жизни общ.

Читайте также: