Казачья хата доклад 2 класс
Обновлено: 12.06.2024
Увлекательный урок кубановедения во 2 классе по теме "Казачья хата" в ходе которого ребята знакомятся с убранством хаты казака. Можно использовать мультимедиа презентацию или предметы старины.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_kazachya_hata_avtosohranennyy.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи урока: - знакомство с историей и культурой Кубани, бытом
кубанского казачества на основе изучения внутреннего
- развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного
- воспитание любви к родному краю, через познание её
Тип урока: комбинированный.
иллюстрации по теме, раздаточный материал.
Здравствуйте! Меня зовут Наталья Валерьевна.
Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Сегодня в прошлое мы с вами попадём,
Дом казака увидим и в него войдём.
О том, как жили, многое узнаем.
Итак, готовы? Мы начинаем.
2.Проверка раннее изученного
Давайте вместе определим тему урока. Для этого выполним три задания.
Станица – большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались.
Изба – деревянный крестьянский дом в деревне. А казачьи дома были не деревянные
Терем – высокий богатый дом в Древней Руси.
Хата - постройки на юге, которые начинались непосредственно на земле.
Я знаю, что на прошлом уроке Кубановедения вы познакомились со способами построения казачьей хаты.
Прочитайте первую строчку в словарике. (кирпич из глины с примесью соломы.)
О каком строительном материале идёт речь?
(саман) Запишите, диктуя по слогам.
Прочитайте вторую строчку (частокол, плетень обмазанный глиной.) О чём говорится здесь? Это … Запишите: турлук.
- Мы с вами вспомнили эти понятия, для того, чтобы сравнить два текста. Прочитайте.
Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы.
Поднимите карточку, где описывается хата из сам а на? Докажите словами из текста.
Поднимите карточку, где описывается турлучный способ построения хаты. Почему вы так решили? Прочитайте слова из текста.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Казачья хата.doc
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 22 Калинина Е.Л.
Цели урока: Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат; развивать любознательность, воспитание любви и уважения к родному краю, к народным традициям и художественному наследию.
Ход урока: I . Орг. момент
Учитель: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в прошлое наших дедов, прадедов и познакомимся с тем, как жило казачество на Кубани. Побываем в жилище казака, рассмотрим предметы быта, увидим, как одевались наши предки. Но для начала вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке…
II . Повторение. Загадки кубанской зимы. Проверка домашнего задания. Дети загадывают по- очереди друг другу загадки, которые подготовили дома. Зачитывают пословицы и поговорки
VI . Самостоятельная работа учащихся по учебнику с. 40-41
VII . Закрепление. – Что нового узнали о жизни казаков на Кубани? – Как назывался казачий дом? (Хата) – Какая отличительная особенность хаты от других типов жилья?
Д/з с. 40-41 пересказ по учебнику, расспросить бабушек, дедушек, пожилых соседей о хатах, которые раньше строились в совхозе
Учитель: Казачки придавали большое значение
убранству хаты. В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники . В главной комнате стояла кровать, на которой было множество подушек в нарядных наволочках, подзоры(ими украшали низ кровати) вязаные крючком. Все выглаженное, красивое. Казачки любили вышивать
На Кубани были искусные мастерицы, детей рано приучали к рукоделию. Основой в вышивке является узор или орнамент. У каждой хозяйки был свой стиль. Вышивали крестом и гладью.
В орнаменте были заложены символы, которые несли смысловое значение . Например: символы в орнаменте: птицы - это вестники солнца. Рисовали пав с изящными контурами туловища и пышным хвостом, скромных петухов. Птица-солнце, жар-птица или птица-пава - обозначала парящее по небу солнце, роняющее перья-лучи. Двуглавый орел - небесный огонь, сила, могущество. Конь - символ благополучия. Летающие по небу собаки - небесные - охранители человека, языческие обереги. Летающие олени- языческие небесные божества.
Учитель: Ребята ,дома у вас было задание найти образцы вышивки, покажите их и расскажите историю изделий. Ребята демонстрируют образцы вышивки и рассказывают о них, кому принадлежали и кто их автор.
Вывод. Учитель: Убранство казачьей хаты отличалось с одной стороны простотой, а с другой стороны - богатым народным творчеством, реализованным в украшении жилья.
Учитель: Мы познакомились с внутренним убранством хаты, а как вы думаете, какие предметы быта необходимы были казачке для ведения домашнего хозяйства?
Ответ: утюг, посуда, утварь….
Учитель: Правильно, а теперь, я буду называть предмет, так как он назывался в старину, а вы попробуйте отгадать, что это за предмет: макитра, глэчик, корец, солотовка, цибарка, чуванец, барыло, бодня, ваганы, дижа.
Правильное значение слов: Глэчик – глиняный кувшин,корец (корчик) – ковш (глиняный), макитра – большая глиняная посуда для квашни, махотка – низкий кувшин с широким горлом, салотовка – ступка с пестиком (из дерева), цибарка - ведро, посуда для собаки, чуванец – чугун, казан – большой чугун с выпуклым дном, барыло – деревянный бочонок, бодня – кадушка, бохлач ( баклага) – сосуд для воды или вина ,ваганы – корыто , ночва – посуда для теста, корыто из дерева, долбленое., дижа – квашня, посуда для теста (низкий широкий деревянный бочонок с ручками), горнец – печной горшок.
Задание: Покажите эти предметы у нас на выставке, а я посмотрю сможете ли вы их найти?
Если учащиеся показывают неверно предметы быта, учитель их поправляет.
Вопрос: Ребята, а как вы думаете, чем гладили белье хозяйки?
Ответ: Чугунными утюгами, большими и маленькими, паровыми и жаровыми. А еще ранее рубелем. Рубель - большое ребристое деревянное приспособление. Такое глажение было трудоемким.
Работа учителя с предметами быта в музее (рубель, паровой утюг, жаровой утюг.)
А теперь послушайте стихотворение и назовите, какие предметы, упоминающиеся в нем, встречаются у нас в музее .
1 Кочерга у нас стальная . 2 Много сору на полу
Ах, помощница какая. В руки я возьму метлу.
Если вдруг погас огонь, Наведу порядок в хате
То я в печку кочергой. И пойду к подруге Кате.
3 На печи нагрела воду 4 От бабушки в наследство
И в корыто налила Мне досталась прялка
Чтобы стали вещи чище Но, чтобы с ней работать,
В руки мыло я взяла. Тут нужна смекалка.
Все белью перестираю Как правильно прясть нитки,
А потом пополоскаю. Мне мама показала
Вот только попросила,
Чтоб прялку не сломала.
Учащиеся перечисляют предметы.(учитель акцентирует внимание на прялке)
Вопрос классу: Ребята ответьте, чем же украшала хату кубанская хозяйка?
Чем гладили белье?
Какие новые предметы быта вы узнали?
Учитель: А как же казаки вели хозяйство? Давайте посмотрим несколько сценок из жизни казаков.(сценки с юмором)
Казак: - Ты корову доила?
Казак: - А дэ молоко дила?
Казак: Ой, так я вчера корову продав.
Воскресенье: Казачка: - Ты знаешь Орышка, ны мала я хлопит, та купыла порося. Ганна, ты седни порося кормыла?
Орышка: -А шо такэ.
Казачка: Та воно йисть и йисть, йисть.
Понедельник: Казак: - Ганна, ты седни порося кормыла?
Казачка: -А йяк же
Вторник: Казак: - Ганна, ты седни порося кормыла?
Казачка: -А йяк же.
Среда: Казак: Ганна, так у нас порося сдохло!
Казачка: - Ой, божички, а я думаю, чего воно вжэ трэтий дэнь ны крычить.
Учитель: Ребята каких животных держали казаки?
Учитель: А теперь поговорим о женском и мужском казачьих костюмах . Любили казачки наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. У нас в музее есть костюм казака и казачки
(Демонстрация костюма: Выходит ученица в костюме казачки..)
Вопрос: Ответьте , во что одевались женщины казачки?(ответ)
Украшений женщины носили много: бусы (намисто), серьги , кольца. Сурьмили брови и ресницы, отбеливали лицо и сильно румянили. Казачки были искусны в косметике.
Носили также штаны-шаровары и штаны портные, из сукна и холста.
Обувь : сапоги, черевики, чоботы. Сапоги были мягкие из сафьяна и грубые юфтовые.
Большим разнообразием отличались головные уборы. Бытовали кучмы, низкие круглые шапки с узким вертикальным меховым околышем и меховым околышем и матерчатыми вершками, сшитые в форме цилиндра или усеченного конуса . Мегерки- головной убор с узким околышем и высокой грушевидной тульей . По форме он подобен митре. Одним их головных уборов казака являлась папаха.
Рассказ сопровождается демонстрацией костюма казака.
Вопрос: Как вы думаете какое значение имела для казака папаха? (ответы)
Учитель: Шапка у казака играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку обратно – значит говоривший лишался слова. Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься . Сбитая с головы шапка ровно как сорванный с женщины платок, было смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. Обычай нашивать на папахи и фуражки награды – бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы
Учитель: В целом в основе костюма казака лежал комплекс украинской народной одежды. С начала 19 века прослеживалось заметное донское и кавказское влияние . К середине 19 века адыгская одежда доминировала в казацкой среде, но образцы славянской окончательно не вытеснены.
Учитель: Итак, мы закончили наше небольшое путешествие в эпоху наших отцов и дедов, а теперь я предлагаю вам прослушать казачьи поговорки и ответить на вопрос, какие качества казаков они подчеркивают:
Ø Биз труда , нэма плода.
Ø Лэгшэ работать, чим лэдачить.
Ø Работа и муче, и кормэ, и уче.
Ø Добру жинку взять-горя нэ знать.
Учитель: Молодцы. Сегодня вы познакомились с различными предметами быта. Нужны были мастера, чтобы их изготавливать. О кубанских ремеслах мы поговорим на следующем уроке.
Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Развивать любознательность Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям
Жилища казаков
Как казаки строили себе жильё Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.
Турлучные дома
Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружениятакой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. . Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.
Как казаки строили себе жильё из самана Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены
Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой
Настоящая старинная хата
Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.
Цели и задачи урока:
- знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;
- развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края;
- воспитание любви к родному краю;
- развивать речь и мышление учащихся;
- развивать творческие способности детей;
- продолжать обучать детей работать в группах.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация.
Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.
I . Организационный момент
Дети сидят группами по 4-5 человек.
Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.
Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
II . Актуализация знаний
Учитель: Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Сегодня в прошлое мы с вами попадём,
Дом казака увидим и в него войдём.
О том, как жили, многое узнаем.
Итак, готовы? Мы начинаем.
III . Самоопределение к деятельности
- Скажите, как называется жильё казаков? (хата)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)
IV . Работа по теме урока
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.
- Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей)
Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша.
Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины.
Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.
Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес.
Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.
- Как назывались такие хаты ? (турлучные)
- А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.
На строительство собирались всем селом.
Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.
- Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко
Строить дом в степи –
Тяжкий крест нести.
От натуги кровавились очи:
То формуй да расставь его к ночи.
Леса нет вокруг,
Всё поля да луг.
В дело шла солома и глина,
Для шатровых крыш,
И для мазки навоз лошадиный.
В доброй хате той
Всей семье покой.
Круглый год благодать в ней витает.
В стужу здесь тепло,
В ясный день светло,
А уж летом прохлада какая!
Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.
Царицей в доме считалась печь (груба).
- Как вы думаете почему?
- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.
- Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (Ухват, чугунок, кочерга)
- Вспомните, какая посуда была в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, салатовка)
-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.
Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.
V . Физкультминутка
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Присели на свои места.
VI . Закрепление изученного материала
Работа в группах.
По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.
По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.
Читайте также: