Касситский и посткасситский вавилон доклад

Обновлено: 03.05.2024

ВАВИЛОН И АССИРИЯ – историческая область в Месопотамии. Древняя Вавилония включала долину Тигра и Евфрата от современного Багдада на северо-западе до Персидского залива на юго-востоке. До возвышения Вавилона около 1900 до н.э. эта область была известна как Шумер (на юго-востоке) и Аккад (на северо-западе). Ассирия лежала к северу от Вавилонии по верхнему Тигру и бассейнам рек Большой Заб и Малый Заб; в наше время ее рубежами были бы границы Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе. В целом, современный Ирак к северу от Евфрата включает в себя большую часть древней территории Вавилонии и Ассирии. См. также МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Шумеро-аккадский период.

Шумеры, первые цивилизованные жители Вавилонской равнины, завладели районом вокруг Персидского залива около 4000 до н.э. Они осушали болота, сооружали каналы и занимались сельским хозяйством. Развивая торговлю с окружающими районами и создав экономику, которая опиралась не только на сельское хозяйство, но и на производство металлов, тканей и керамики, шумеры к 3000 до н.э. имели высокую культуру, для которой были характерны городская жизнь, тщательно разработанная религия и особая система письменности (клинопись). Их цивилизацию восприняли семиты (аккадцы), жившие на северо-западе равнины. История Шумера и Аккада 2700–1900 до н.э. наполнена постоянными столкновениями между различными шумерскими городами-государствами и войнами между шумерами и аккадцами.

Шумеро-аккадский период закончился ок. 1900 до н.э., когда власть в городах Месопотамии захватывает новый семитский народ – амореи, обосновавшиеся, в частности, в Вавилоне. Постепенно город Вавилон распространил свое влияние на долину Тигра и Евфрата, и к 1750 до н.э. Хаммурапи, шестой аморейский царь, завершил процесс вавилонской экспансии, создав империю, включавшую Шумер, Аккад, Ассирию, а возможно, и Сирию. Вавилон был столицей этого обширного царства, и с тех пор область, которая до этого называлась Шумер и Аккад, стала именоваться Вавилонией. См. также ВАВИЛОН.

Вавилония.

Несмотря на то, что цивилизация вавилонян во времена Хаммурапи основывалась на шумерской, официальным языком стал аккадский. Существовали три главных сословия: высшее, состоявшее из феодальной землевладельческой знати, гражданских и военных чинов и священнослужителей; среднее – торговцы, ремесленники, писцы и представители свободных профессий; низшее – мелкие землевладельцы и арендаторы, городские и сельские зависимые работники, а также многочисленные рабы. При Хаммурапи вавилонское правительство было хорошо организованной бюрократией, во главе которой стоял царь с министрами. Правительство занималось ведением войн, отправлением правосудия, руководило сельскохозяйственным производством и собирало налоги. Деловые документы вавилонян, сохранившиеся на глиняных табличках, говорят о поразительной по развитию и сложности экономической жизни. Среди найденных деловых документов – квитанции, расписки, долговые записи, контракты, арендные договора, инвентарные списки, бухгалтерские книги. Большие участки земли находились во владении частных лиц, остальная земля принадлежала царю или храмам. Ее обрабатывали свободные вавилоняне, рабы и кабальные работники. Имелись также и земледельцы-арендаторы, которые могли быть нанимателями или издольщиками.

Одни вавилоняне-ремесленники владели собственными мастерскими, другие работали в дворцах и храмах за питание и заработную плату. Существовала система ученичества, ремесленники объединялись в гильдии по профессиям. Велась торговля с Египтом, Сирией, северными горными районами и Индией. Средствами обмена были золото, серебро и медь; применялась вавилонская система мер и весов, ставшая стандартом на всем Ближнем Востоке.

Вавилоняне первыми стали пользоваться семидневной неделей и 24-часовыми сутками (с двенадцатью двойными часами). Значительных успехов они добились в астрономии (применявшейся для составления календаря), большую роль в их жизни играла астрология. Вавилоняне владели знаниями в арифметике и геометрии, необходимыми для измерения земельных участков, а также в алгебре.

Касситское правление и возвышение Ассирии.

Ранний этап вавилонской истории (Старовавилонский период) завершился ок. 1600 до н.э., когда Вавилония подверглась нашествию захватчиков с севера. Прочно обосновавшиеся в Малой Азии хетты в 1595 разорили и разрушили Вавилон, после чего из Элама нахлынули касситы, уничтожившие аморейскую династию.

После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии как независимого государства. В годы правления Хаммурапи Ассирия была вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии держать Ассирию в подчинении. Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников.

Основные вехи истории Ассирии.

История Ассирии после первого возвышения до масштабов великой державы распадается на три главных периода.

1) Около 1300 – ок. 1100 до н.э. Первой задачей, которую предстояло решить ассирийцам, была защита границ. На западе находилась некогда могущественная Митанни, на севере Урарту, на востоке эламские племена, на юге касситы. На протяжении первой части этого периода шла непрерывная борьба с митаннийцами и Урарту, которую вели великий ассирийский царь Салманасар I (1274–1245 до н.э.) и его преемники. К концу периода, когда на востоке, севере и западе утвердились прочные границы с соседями, ассирийцы смогли, при Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.), заняться южными границами, где в Вавилоне незадолго до этого пала касситская династия (1169 до н.э.). В начале 11 в. до н.э. Тиглатпаласар захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

3) 745–612 до н.э. К 745 до н.э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 был коронован в древнем городе Хаммурапи. В годы правления Саргона II, основателя новой ассирийской династии (722 до н.э.), начался подлинно имперский век Ассирии. Именно Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта. Синаххериб (Синнахериб) (705–681 до н.э.) утвердил ассирийское владычество в Эламе, а после восстания в Вавилоне (689 до н.э.) сравнял этот город с землей. Асархаддон (681–669 до н.э.) осуществил завоевание Египта (671 до н.э.), однако в годы правления его сына Ашшурбанапала (Ашшурбанибала) (669–629 до н.э.) Ассирийская империя, достигнув максимальных размеров, начала распадаться. Вскоре после 660 до н.э. Египет восстановил свою независимость. Последние годы правления Ашшурбанапала были омрачены нашествиями киммерийцев и скифов на Ближний Восток и подъемом Мидии и Вавилонии, что истощило военные и финансовые резервы Ассирии. В 612 до н.э. ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.

Ассирийская цивилизация.

Ассирийская цивилизация сложилась по образцу и подобию вавилонской, однако ассирийцы внесли в нее ряд важных новшеств. Образование их империи называли первым шагом в деле создания военно-политической организации в древнем мире. Завоеванные территории делились на провинции, которые платили дань в царскую казну. В отдаленных областях провинции сохраняли свою систему управления, а осуществлявшие ее чиновники считались вассалами ассирийского владыки; другие области управлялись местными чиновниками при ассирийском наместнике, имевшем в своем распоряжении гарнизон ассирийских войск; остальные области находились в полном подчинении у ассирийцев. Многие города обладали муниципальной автономией, дарованной им специальными царскими хартиями. Ассирийская армия отличалась лучшей организацией и в тактическом отношении превосходила любую другую армию предшествующих времен. В ней применялись боевые колесницы, имелись тяжеловооруженные и легковооруженные пехотинцы, а также лучники и пращники. Ассирийские инженеры изготавливали эффективные осадные орудия, которым не могли противостоять самые мощные и неприступные укрепления.

Научный прогресс.

В областях медицины и химии ассирийцы продвинулись значительно дальше вавилонян. Больших успехов они достигли в обработке кож и изготовлении красок. В медицине ассирийцы применяли более четырехсот растительных и минеральных снадобий. Сохранившиеся медицинские тексты сообщают о применении амулетов и заговоров при лечении болезней, хотя во многих случаях ассирийцы прибегали к помощи более эффективных средств. Например, врачи прописывали холодные ванны для снятия лихорадочных состояний и признавали, что зубная инфекция может быть причиной ряда заболеваний. Есть свидетельства, что ассирийские медики занимались также лечением психических заболеваний.

Террористические методы.

Возвышение Вавилонии. Навохудоносор II.

История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э. их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587–586 до н.э.).

Персидское нашествие.

Последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э., когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были непрочь сменить Набонида на Кира.

После 539 до н.э. Вавилония и Ассирия уже не могли обрести былую независимость, переходя последовательно от персов к Александру Великому, Селевкидам, парфянам и другим более поздним завоевателям Ближнего Востока. Сам город Вавилон еще многие столетия оставался важным административным центром, но древние города Ассирии пришли в запустение и были заброшены. Когда Ксенофонт проходил в конце 5 в. до н.э. в составе отряда греческих наемников по территории Персидской державы, местонахождение ассирийской столицы Ниневии, некогда цветущего шумного города, крупного торгового центра, можно было определить только по высокому холму.

Период после касситов является фаза в истории вавилонской, что примерно в диапазоне от 1155 до 728 г. до н.э.. Малоизвестный и поэтому плохо определенный, он соответствует периоду нестабильности и ослабления Вавилонского царства после падения долгой касситской династии Вавилона (1595-1155 гг. До н.э., J.-C.). Затем последовал неустойчивые и очень мощные династии, с заметным исключением второй династии Исина (1155-1024 до н.э.) . , И первые века I - го тысячелетия до нашей эры. ОБЪЯВЛЕНИЕ отмечены подъемом халдейских конфедераций, некоторым лидерам которых удается занять трон Вавилона, и растущим влиянием Ассирийского царства , которое в конечном итоге завоевывает Вавилонию в 728 году до нашей эры. Ж.-К.

Документация по этому периоду очень скудна: некоторые исторические хроники предоставляют рамки истории событий, сопровождаемые некоторыми королевскими надписями, но общеизвестно, что знания правителей этого периода не идут намного дальше их имени и одного или двух примечательных события, произошедшие во время их правления. Административные и экономические таблички встречаются редко, что свидетельствует о серьезном институциональном и экономическом кризисе, который мешает нормальному функционированию традиционных институтов вавилонского общества и экономики (дворцов, храмов, знатных семей). На религиозном уровне этот период отмечен важными эволюциями, в частности окончательным подтверждением первенства вавилонского бога Мардука с написанием прославляющего его мифологического текста - Эпоса творения ( Enūma eliš ).

Резюме

Политические и экономические события

Вторая династия Исинов (ок. 1155-1024 до н. Э.)


Хаос конца XI - го и X - го века

Вавилония в конце X - го века, таким образом , значительно ослабило страну. Сутеанцы продолжают нападать на север, арамейские племена обосновываются на юге и востоке, а новая группа, халдеи, обосновывается на юге Вавилонии, в частности в районе болот, но также и вокруг Вавилона . Носителю титула царя Вавилона очень трудно обеспечить уважение своей власти за пределами этого города и нескольких других городов, расположенных в его окрестностях. Решающее событие происходит в Ассирии в то же время: Адад-nerari II принимает власть, и выпрямляет ситуацию в своей стране , которая также была ослаблена Aramaeans до начала атаки в Вавилонии, где Шамаш-мудаммик тогда царствует. Кто побежден.

Вавилонское возрождение перед лицом ассирийской экспансии (ок. 900-800 до н. Э.)


Утверждение халдейских конфедераций (ок. 800-750 до н. Э.)

Ассирия берет под свой контроль Вавилонию (747-728 гг. До н.э.)

Когда в 747 году к власти пришел вавилонский Набонассар , он призвал ассирийца Теглат-Фаласара III помочь ему победить халдеев и арамейцев. Последний принимает и депортирует противников Набонассара на север. Он воспользовался возможностью, чтобы установить строгий контроль над Вавилоном, который стал протекторатом Ассирии. Но сын Набонассара, Набу-надин-зери , свергнут человеком по имени Набу-шума-укин II , который, в свою очередь, потерпел поражение от халдейского Набу-мукин-зери из Бит Аммукани, всего за два года. с 733 по 731. Теглат-Фаласар III, который затем теряет контроль, который он осуществлял над Вавилоном, решает вмешаться на юге и свергает Набу-мукин-зери, грабя Шапию, столицу Бит-Аммукани. Затем он решает взойти на престол Вавилона под именем Пулу. С 728 года Ассирия - владычица Вавилонии.

Начало демографического и экономического восстановления

Архивы от Ниппура этого периода показывает , что экономическая деятельность городов выздоравливают, в то время как он был практически заброшен во время кризиса X - го века. Городские власти, в первую очередь , его губернатор кудурра, имеют широкую автономию от тогдашнего царя Вавилонского , Набонасар , есть домен так же , как в храмах, делают обмены иногда даже в Загросе , и соседние арамейские и халдейские племена пришли к торговле в городе. Королевские пожертвования земли и привилегии, предназначенные для храмов и священников, показывают, что культ крупных религиозных центров возобновляется после того, как он был поврежден в годы кризиса. Свидетельства и обзоры региона Урук дают идентичное впечатление демографического и экономического восстановления, заметного в период ассирийского господства, особенно в регионах, где проживают халдейские племена, которые в основном живут в сельскохозяйственных деревнях. Таблица Мы можем подготовиться к этому времени страны с прогрессивным ростом населения в городских и сельских районах, вероятно , сопровождается экономическим ростом, инициируя движение , которое продолжается вдоль I - го тысячелетия. Однако эту периодизацию еще предстоит установить с большей уверенностью, в частности, из-за неточности археологических исследований.

Религиозные события

Превосходство Мардука и Вавилона


Авторская разработка на тему "Касситский Вавилон" по предмету "Культурология" содержит 76 страниц, 1 рисунок, 7 таблиц и 36 источников.

Ключевые слова: Культурология, История Отечества, История государства и права, История экономики.

Объектом исследования является анализ условий "Касситский Вавилон". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Касситский Вавилон" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Касситский Вавилон", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Касситский Вавилон", изучалась природа темы "Касситский Вавилон".

Далее проводилось исследование актуальности "Касситский Вавилон" в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Касситский Вавилон", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Касситский Вавилон" и определены тенденции развития тематики "Касситский Вавилон".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Касситский Вавилон".

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Касситский Вавилон" рассматривает Георгий Бореев в книге "Пифагор. Жизнь - как учение. Том 1", изданной в 2008 году и содержащей 400 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

В книге автор интересно и познавательно раскрывает неизвестные страницы биографии Пифагора и параллельно сюжету повествует о засекреченной жизни эзотерических школ Египта, Иудеи, Персии, Вавилонии, Индии, Китая и Шамбалы. Читателю открываются седые тайны бытия, недоступные прежде простым смертным. Посвящения греческого философа в мистерии эзотерических школ сопровождались выходами Пифагора из тела, и его полетами в тонком теле на Марс, Венеру, Юпитер, Сириус и другие далекие планеты. Г.Бореев занимательно описывает города инопланетян и общение Великого Посвященного с представителями внеземных цивилизаций. Подробно освещена учеба Пифагора у основателей мировых религий: Заратустры, Джины Махавиры, Гаутамы Будды, Лао-Цзы, Гермеса Трисмегистра. В диалогах и спорах Пифагора с отцами религий становится ясной цель духовной работы этих посланцев Шамбалы, понятным глубинный смысл их высказываний.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Касситский Вавилон" касается Георгий Бореев в монографии "Пифагор. Том 2. Мудрецы Востока". Данная книга была выпущена в издательстве "Гиперборея" в 2008 году, содержит 464 стр.

Во втором томе книги "Пифагор" автор интересно и познавательно описывает путь Пифагора из Вавилона в Шамбалу. Том, названный "Мудрецы Востока", знакомит читателя с неизвестными страницами мировых религий. Много эзотерических знаний может приобрести вдумчивый читатель, путешествуя вместе с Великим Посвященным по Средней Азии, Афганистану и Индии. Читатель познакомится в этой книге с тайными страницами истории: с биографией Заратуштры и религией огнепоклонников; с первыми учениками греческого философа в городе Шарабе (Пакистан); с отцом джайнской религии царем Вардхаманой; с учением индийских святых о числах и планетах; с долгожителем Земли йогом-великаном Равиндой Анандой; с Ведическим учением о строении мира. Автор занимательно описывает, как греческий философ преподавал свои первые уроки, обучая жрецов города Шараба техникам сознательных выходов из тела.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "История политических и правовых учений. Древний Восток". С. Ф. Ударцев определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2007 году в издательстве "Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета". В описании книги сказано следующее.

Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета В книге представлен самый загадочный древнейший пласт правовой и политической мысли, зародившейся на заре человеческой цивилизации в странах Древнего Среднего Востока (Древнем Египте, Шумере, Хеттском царстве, Вавилоне, Ассирии, Древнем Иране, Древнем Израиле), а также в Древней Индии и Древнем Китае. Рассмотрены правопонимание этого периода, становление и эволюция идей о позитивном и естественном праве, а также ранние представления о космической природе человека, права и власти, о механизмах управления и саморегуляции общественной жизни, о соотношении законов природы и общества, о роли правителя. Излагаются древнейшие мифы и легенды о роли богов (небожителей) в организации жизни общества и государства, политико-правовые учения мыслителей стран Древнего Востока, идеи древнейших религиозных учений. В работе использованы.

Кроме того, при изучении темы "Касситский Вавилон" были использованы такие периодические источники, как:

Представленная работа посвящена теме "Касситский Вавилон".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Касситский Вавилон" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Касситский Вавилон".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Касситский Вавилон". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Касситский Вавилон" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Касситский Вавилон" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Касситский Вавилон" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Касситский Вавилон".

Теоретическое значение изучения проблемы "Касситский Вавилон" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Касситский Вавилон".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Касситский Вавилон" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Касситский Вавилон".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Касситский Вавилон" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Касситский Вавилон".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Касситский Вавилон".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Касситский Вавилон". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Касситский Вавилон".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Касситский Вавилон".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Касситский Вавилон".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Касситский Вавилон", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Касситский Вавилон" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Касситский Вавилон", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Культурология образцы работ
История Отечества образцы работ
История государства и права образцы работ
История экономики образцы работ

  1. Георгий Бореев. Пифагор. Жизнь - как учение. Том 1. – М.: Гиперборея, 2008. – 400 с.
  2. Георгий Бореев. Пифагор. Том 2. Мудрецы Востока. – М.: Гиперборея, 2008. – 464 с.
  3. С.Ф. Ударцев. История политических и правовых учений. Древний Восток. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. – 664 с.
  4. А.Н. Чанышев. История философии древнего мира. – М.: Академический Проект, Парадигма, 2011. – 608 с.
  5. Отто Ранк. Миф о рождении героя. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. – 252 с.
  6. Сергей Соловьев. Наблюдения над исторической жизнью народов. – М.: АСТ, Астрель, 2003. – 512 с.
  7. Н.Д. Флиттнер. Культура и Искусство Двуречья. – М.: Искусство, 1958. – 300 с.
  8. К.Керам. Боги, гробницы, ученые. – М.: Наука, 1986. – 256 с.
  9. Е.Вардиман. Женщина в древнем мире. – М.: Наука, 1990. – 336 с.
  10. К.Керам. Боги, гробницы, ученые. – М.: Издательство иностранной литературы, 1960. – 400 с.
  11. К.Керам. Боги, гробницы, ученые. – М.: КЭМ, Нижегородская ярмарка, 1994. – 368 с.
  12. А.Лео Оппенхейм. Древняя Месопотамия. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1980. – 408 с.
  13. В.И. Гуляев. Шумер, Ассирия, Вавилон. – М.: Новый Акрополь, 2004. – 440 с.
  14. Самюэль Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на земле. – М.: Центрполиграф, 2012. – 400 с.
  15. А.Лео Оппенхейм. Древняя Месопотамия. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1990. – 320 с.
  16. Патрик Колум. Великие мифы народов мира. – М.: Центрполиграф, 2007. – 352 с.
  17. Жак Деррида. От Вавилона до Холокоста (комплект из 4 книг). – М.: Machina, 2012. – 536 с.
  18. А.Паннекук. История астрономии. – М.: ЛКИ, 2013. – 594 с.
  19. Э.Церен. Библейские холмы. – М.: Наука, 1966. – 480 с.
  20. Б.Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. – М.: Наука, 1991. – 384 с.
  21. Эвелин Кленгель-Брандт. Путешествие в древний Вавилон. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1979. – 260 с.
  22. Литература древнего Востока. – М.: Издательство МГУ, 1971. – 412 с.
  23. С.М. Каптан, Ю.А. Вилкова. В поисках вечности. Легенды и мифы Востока. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 224 с.
  24. Адамчик М.В. Всемирная история. От древнего Вавилона до наших дней. – Минск: Харвест, 2007. – 960 с.
  25. Ф.Делич. Библия и Вавилон. – М.: ЛКИ, 2007. – 136 с.
  26. Петр Ильинский. Легенда о Вавилоне. – М.: Гиперион, 2007. – 448 с.
  27. Бренда Розен. Потерянные города. Поиски, находки, открытия. – М.: Ниола-Пресс, 2008. – 176 с.
  28. Б.Л. Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. – М.: КомКнига, 2010. – 458 с.
  29. М.А. Дандамаев. Вавилония в 626-330 годы до н. э.: социальная структура и этнические отношения. – М.: Петербургское лингвистическое общество, 2010. – 224 с.
  30. Роберт Броди. Гаоны Вавилонии и формирование средневековой еврейской культуры. – М.: Мосты культуры / Гешарим, 2005. – 440 с.
  31. Рэнди и Шери Гилберт. Купленный Вавилоном. – М.: Библейский Взгляд, 2003. – 160 с.
  32. Генри Саггс. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья. – М.: Центрполиграф, 2012. – 530 с.
  33. Ф.Делич. Библия и Вавилон. – М.: Ленанд, 2014. – 136 с.
  34. Исайя М.Гафни. Евреи Вавилонии в Талмудическую эпоху. – М.: Мосты культуры / Гешарим, 2016. – 400 с.
  35. Д.С. Мережковский. Тайна трех. Египет и Вавилон. – М.: T8RUGRAM, 2017. – 280 с.
  36. Мережковский Д. Новый Вавилон. – М.: T8RUGRAM, 2018. – 252 с.

Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.

Гладышева Марина Михайловна

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Официальным самоназванием государства вавилонских касситов было Кардуниаш. Именно при касситской династии окончательно сложилась классическая социальная структура Вавилонии, да и ее территориальное единство. Пришельцы-касситы, опиравшиеся на боевые отряды своих кланов, восприняли вавилонскую культуру, отождествляли касситских богов с вавилонскими и покровительствовали традиционным культам и храмам. Однако они не собирались поддерживать то огосударствление социально-экономической жизни, которое осуществляла династия Хаммурапи.

За это количественное сокращение общинного сектора касситы заплатили его качественным развитием: автономные города – Вавилон, Ниппур, Сиппар – получили небывалую самостоятельность (в частности, они были полностью освобождены от налогов и повинностей, имели свои собственные воинские контингенты, а их храмы – а это были главные храмы страны – из государственных учреждений стали городскими), на них больше не распространялась государственная эксплуатация и регулирование. В результате там началось бурное развитие экономики, с одной стороны, и частно-эксплуатационных отношений – с другой. Вновь стало развиваться ростовщичество и долговая кабала, теперь уже никем не ограничиваемые, а долговое рабство сделалось пожизненным. Торговля также была разгосударствлена. В новом общинном секторе – автономных городах – начали быстро выделяться частные магнаты.

Ближний Восток в 3-й четверти II тыс. до н. э.


На условиях кудурру царь жаловал также мелкие наделы, собственники таких наделов часто объединялись в ассоциации. Имущество общинников-горожан и бывшие государственные земли, пожалованные царями частным лицам, составляли фонд частного имущества, которое далее переходило из рук в руки без всяких ограничений.

Больших централизованных имений, как правило, не существовало вовсе – и у царя, и у храмов, и у крупных землевладельцев практически вся земля была разделена на наделы, на которых вели свое хозяйство зависимые землепользователи, от крепостных до арендаторов. Получившаяся общественная модель – сочетание государственного сектора, охватывающего сельскую округу и большинство городов, и частно-общинного, включающего крупнейшие города и вотчины вельмож, где социальные отношения были основаны на частной собственности, – существовала в Вавилонии до ее краха.

До касситов объединить регион удавалось только династиям Аккада и Ура – каждой на столетие – и дому Хаммурапи – всего на 30 лет, причем всем им приходилось подавлять сепаратизм крайнего Юга. После Улам-Буриаша Нижняя Месопотамия никогда уже не утрачивала политического единства. Собственно говоря, та страна, которую в древности называли Вавилонией, окончательно сформировалась как целое именно при касситах. Поэтому ассирийцы и 500 лет спустя после падения касситской династии продолжали именовать Вавилонию ее официальным названием при касситах – Кардуниаш.

Читайте также: