Картинки с выставки мусоргский доклад 2 класс

Обновлено: 16.05.2024

Методы, применяемые на уроке: наглядный, игровой, практический, объяснительно-иллюстративный.

Цель урока: формировать представление о выразительных и изобразительных интонациях в произведении М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”.

Задачи урока:

1) познакомить с выразительными и изобразительными интонациями в сюите М.П.Мусоргского.

- образное и музыкальное мышление учащихся, их творческие способности;

- чувство ритма, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку.

- интерес и уважение к творчеству русских композиторов и художников; - музыкальный вкус, любовь к классической музыке.

4) повышать уровень музыкальной культуры учащихся.

5) совершенствовать вокально-певческие навыки и умения.

Личностный – проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Метапредметный – определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению)

Предметный – применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения

1) “Песня о картинах” Г. Гладков

  • “Избушка на курьих ножках”,
  • “Балет невылупившихся птенцов”,
  • “Богатырские ворота”
  • “Лиможский рынок ”

3) Песня ““Веселые путешественники” Старокадамский.

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие “Здравствуйте, ребята!” (по ступеням звукоряда).

У. Сегодня мы на уроке мы отправимся на экскурсию за новыми впечатлениями в северную столицу нашей Родины – г. Санкт-Петербург (упражнение “Поезд”)

Ну, вот мы на пороге Петербургской Академии художеств (слайд 2)

Как вы думаете, что мы можем увидеть в стенах этой Академии художеств?

Д. Разные картины

У. Верно, мы совершим экскурсионную прогулку по выставке. А вы знаете, какие бывают картины? (ответы детей)

Давайте исполним песню “Песня о картинах” (хоровое исполнение песни).

3. Актуализация знаний.

Учитель проверяет знания о творчестве композитора, значение термина “сюита ”, полученные на предыдущих уроках.

У. Сегодня на выставке мы познакомимся с картинками, музыку к которым написал М.П.Мусоргский. Вам известно имя этого великого композитора. Какие произведения он сочинил? (“Рассвет на Москве-реке”, “Прогулка”) Давайте вспомним некоторые факты из жизни композитора (ответы детей на вопросы).

У. Что такое сюита? (Сюита – музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей, соединенных одной темой).

4. Изучение нового материала.

У. Сегодня сопровождать по выставке нас будет музыка сюиты “Картинки с выставки”. Судя по названию “Картинки с выставки”, как вы думаете, какие впечатления композитора могли отразиться в произведении? (слайд 3)

Музыку, рожденную под впечатлением выставки, композитор посвятил другу - художнику Виктору Гартману и дал ей название “Картинки с выставки” (слайд 4)

В академии искусств, в 1874 году, было выставлено почти все, что создал Виктор Александрович Гартман в течение своей творческой деятельности: картины, акварели, архитектурные проекты, наброски театральных декораций и костюмов, а также эскизы оформлений предметов быта: часов, игрушек и т.д. Мусоргский не раз обошел выставку (слайд 5)

Мысль передать в музыкальных образах свои зрительные впечатления, искренне увлекла Мусоргского. Давайте и мы с вами попробуем мысленно оказаться в залах Академии художеств и в сопровождении музыки Мусоргского совершим экскурсионную прогулку по выставке Гартмана. Остановимся мы лишь у некоторых работ художника, а музыка Мусоргского поможет нам воссоздать в нашем воображении образы художественных произведений. Открывает сюиту знакомая нам музыка, очень похожая на русский напев.

Послушайте, вспомните, как она называется (слайд 5)

У. Верно, она называется “Прогулка”. В ней композитор, по его признанию, создал свой музыкальный портрет, изобразил себя самого, гуляющего по выставке.

Какие чувства Модеста Петровича передает музыка?

Прогулка сопровождает нас по выставке, являясь связующей нитью между пьесами сюиты.

У. А вот и первая картина. А как мы узнаем, о чем она рассказывает?

У. Прислушаемся, что будет изображать музыка, и какие чувства выразит композитор? (слайд 5)

(звучат “Богатырские ворота”)

У. Что же вы увидели?

Какие образы рождало ваше воображение? (ответы детей)

Какой картинке Гартмана близка музыка? (слайд 6)

Обращаемся к учебнику – сопоставляем картинки “Богатырские ворота” и “Балет невылупившихся птенцов”

Дети выбирают картинку “Богатырские ворота” (слайд 7)

У. А какими музыкальными средствами Мусоргский нарисовал (изобразил) эту картинку?

Д. Маршевый характер, неторопливый темп, громкое, торжественное звучание

У. Что же выразил в музыкальном образе композитор?

Д. Гордость, величие, торжество

У. А что изображено музыкальной интонацией?

Д. Богатырская поступь, колокольные звоны

Послушайте, какая знакомая нам интонация использована композитором в этой картинке, что в ней изменилось?

Д. Это мелодия “Прогулки”.

У. Посмотрим, как изменился музыкальный язык темы “Прогулки”

(обращаемся к нотной записи, сравниваем муз. интонации, обращаем внимание на “крупные” длительности, динамические оттенки, звучание ф-но напоминает звучание колокола) (слайд 8)

Вокализация, пластическое интонирование

Исполним интонацию этой музыкальной картинки, передавая богатырский дух и торжественный звон русских колоколов (слайд 8)

У. А вот следующая картинка - “Балет невылупившихся птенцов” (слайд 9)

Послушаем, что нарисует ваше воображение (ответы детей после слушания музыки)

(звучит “Балет невылупившихся птенцов”)

У. Сколько действующих лиц, какой характер музыки?

Д. Музыка озорная, легкая, быстрая, подпрыгивающая.

У. А какие музыкальные средства использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу?

Д. Высокие звуки, подвижный темп, озорная, шаловливая мелодия (слайд 9)

( работаем с нотной записью)

У. Какими изобразил птенцов Мусоргский в своей пьесе?

Д. Птенцы маленькие, смешные, неловкие, слышен их писк.

У. Какие чувства композитора выразила музыка?

Д. добрые, радостные, шутливые.

У. Эти впечатления навеял Мусоргскому эскиз художника Гартмана к балету (слайд 10)

(обращаемся к картинке Гартмана)

У. Как вы думаете, почему композитор дал пьесе название балет?

Д. Птенцы постоянно двигаются, пытаются освободиться от скорлупок, словно танцуют.

У. Давайте попробуем сыграть роль этих забавных птенцов.

Пластическая разминка - игра “Птенцы” (слайд 11)

У. Ну, а теперь давайте подойдем к такой интересной работе художника – “Избушка на курьих ножках” (слайд 12)

(обращаемся к картинке, рассматриваем ее)

Гартман сделал рисунок - эскиз бронзовых настольных часов, украшенных разноцветной эмалью. Часы изображают изящную аккуратную избушку на курьих ножках, элементы декора, сделаны в русском стиле - резьба, вышивка. Правда, очень красиво?

Кто может быть обитателем этого теремка? (ответы детей)

А какое впечатление произвела эта картинка на композитора? Давайте прислушаемся к музыкальной интонации (слайд 12)

(звучит начальная интонация)

С каким чувством звучала интонация?

Д. Грозным, страшным, злым

У. Посмотрите на музыкальную запись интонации, какая мелодия? (слайд 13)

( работаем с нотной записью, анализируем музыкальную интонацию)

Д. Большие скачки, паузы

У. Что могут изображать такие звуки?

Д. Стуки, сердитые выкрики, ворчание.

У. Давайте послушаем и понаблюдаем, что вырастет из этого мотива (слайд 13)

(звучит “Избушка на курьих ножках”)

Что же вы увидели, представили?

У. А какие музыкальные краски использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу?

Д. Низкие звуки, подвижный темп, резкая громкая мелодия.

У. Какие чувства композитора выразила музыка?

Д. Волнение, недобрые чувства.

У. Одинаковые образы получились у художника и композитора? (слайд 14)

У. У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги.

Стоит нам сказать: “Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом”, как мы увидим истинное лицо этого домика и его владелицы.

У. Еще с одной яркой изобразительной картинкой нам предстоит встреча (слайд 15)

(Обращаемся к учебнику).

Посмотрите на картинку Гартмана, что на ней изображено?

У. А как вы думаете, что происходит между персонажами?

Д. Они разговаривают.

У. А какой по характеру музыкой можно было бы это изобразить?

Д. Быстрой, громкой.

У. Послушайте, могла бы такая интонация изобразить этот разговор?

Д. Могла, потому что она быстрая, в ней острые звуки.

У. Посмотрите, в нотной записи обозначен характер звучания (слайд 16)

(Работаем с нотной записью, анализируем музыкальную интонацию)

Д. Звуки короткие, движение быстрое, вначале почти на одном звуке.

У. Давайте попробуем исполнить этот мотив как музыкант на клавиатуре.

(проигрываем на клавиатуре)

Похожа эта интонация на быструю речь?

У. Сейчас мы услышим, как дальше будет развиваться эта интонация, послушайте, что еще изобразит в своей музыкальной картинке композитор (слайд 17)

(звучит “Лиможский рынок”)

Д. Суета, разговоры, спор

У. А какие чувства выразила музыка?

Д. Веселое, доброе

У. Композитор передал в музыке всеобщее оживление. Эта картинка получила название “Лиможский рынок”.

У. Что же мы узнали на выставке?

Д. Мы познакомились с рисунками художника Гартмана и музыкальными картинками Мусоргского.

У. Композитор иллюстрировал рисунки художника или создал свои образы, под впечатлением от увиденного на выставке?

Д. создал свои образы.

У. Благодаря выразительным и изобразительным возможностям музыки, картинки Мусоргского получились красочными, живописными!

Наша экскурсия по выставке подошла к концу, и мы возвращаемся домой (упражнение “Поезд”)

6. Вокально-хоровая работа

У. В пути, чтобы не было скучно, давайте исполним песню “Веселые путешественники”.

При пении необходимо:

- использование певческих навыков;

- чистое и выразительное интонирование;

- овладение собственной манерой вокального исполнения.

7. Закрепление материала:

У. С какими впечатлениями мы вернулись с выставки нам поможет вспомнить музыкальная викторина (слайд 18)

(“Избушка на курьих ножках”, “Балет невылупившихся птенцов”, “Богатырские ворота”, “Лиможский рынок ”)

У. Каждое произведение искусства - это маленькое чудо.

Я вам предлагаю создать свое маленькое чудо, в котором мы выразим свои чувства. (На ватмане создаем картину “Впечатление”)

9. Комментирование домашнего задания:

У. Выполните рисунок и передайте в нем своё впечатление от услышанной музыки.

10. Подведение итогов.

Совместные выводы учителя и учащихся, выставление оценок тем, кто активно работал на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прозвенел звонок, начался урок! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!

Прозвенел звонок, начался урок! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!

Моде́ст Петро́вич Му́соргский-русский композитор

Моде́ст Петро́вич Му́соргский-русский композитор

Картинки с выставки Сюита -это произведение состоящее из нескольких пьес, име.

Виктор Александрович Гартман- русский архитектор, сценограф, художник и орнам.

Виктор Александрович Гартман- русский архитектор, сценограф, художник и орнаментист.


Страшная Злобная Грозная Яркая Сердитая Зловещая Задорная «Избушка на курьих.

ИНТОНАЦИЯ Регистр ЛАД ТЕМБР ДИНАМИКА МЕЛОДИЯ ТЕМП РИТМ

ИНТОНАЦИЯ Регистр ЛАД ТЕМБР ДИНАМИКА МЕЛОДИЯ ТЕМП РИТМ

Проверка знаний! Послушали пьесу какого композитора? Модеста Петровича Мусорг.

Игривая Весёлая МУЖЕСТВЕННАЯ Яркая Лучезарная СВЕТЛАЯ Задорная «Балет не вылу.

ИНТОНАЦИЯ Регистр ЛАД ТЕМБР ДИНАМИКА МЕЛОДИЯ ТЕМП РИТМ

ИНТОНАЦИЯ Регистр ЛАД ТЕМБР ДИНАМИКА МЕЛОДИЯ ТЕМП РИТМ

Домашнее задание.

Отгадайте загадку! Кто носки внучатам свяжет, Сказку старую расскажет, С медо.

Отгадайте загадку! Кто носки внучатам свяжет, Сказку старую расскажет, С медом даст оладушки? – Это наша… Бабушка

БАБУШКИ Музыка Евгения Птичкина Слова Игоря Шаферана Ну какие бабушки — ста.

БАБУШКИ Музыка Евгения Птичкина Слова Игоря Шаферана Ну какие бабушки — старушки? Это наши старшие подружки. Сколько будет два и два, Что такое острова, Для чего медведь залез в берлогу, Где Снегурочка живет, Как летает самолет — Бабушки на все ответить могут.

Мы едва успели встать с постели – Как же наши бабушки успели: Нам косички за.

Мы едва успели встать с постели – Как же наши бабушки успели: Нам косички заплести, Пол в квартире подмести, Воду дать растениям зеленым, Кашу вкусную сварить, В магазине хлеб купить? С бабушками очень повезло нам!

Комар музыку ведёт, Стрекоза плясать идёт, Ай, люли, вот идёт, Ай, люли, вот.

Комар музыку ведёт, Стрекоза плясать идёт, Ай, люли, вот идёт, Ай, люли, вот идёт.

Стрекоза плясать пошла, Муравья с собой звала. Ай, люли, вот звала, Ай, люли.

Стрекоза плясать пошла, Муравья с собой звала. Ай, люли, вот звала, Ай, люли, вот звала.

Муравейка, милый мой, Попляши-ка ты со мной. Ай, люли, ты со мной, Ай, люли.

Муравейка, милый мой, Попляши-ка ты со мной. Ай, люли, ты со мной, Ай, люли, ты со мной.

Уж я рад бы, поплясал, Да уж очень я устал. Ай, люли, я устал, Ай, люли, я ус.

Уж я рад бы, поплясал, Да уж очень я устал. Ай, люли, я устал, Ай, люли, я устал.

Моя старшая сестрица, Печь блины-то мастерица. Ой блины, блины, блины, Вы бли.

Моя старшая сестрица, Печь блины-то мастерица. Ой блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

Напекла она поесть, Сотен пять наверно есть. Ой блины, блины, блины, Вы блин.

Напекла она поесть, Сотен пять наверно есть. Ой блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы, Вот блины мои готовы. Ой блины, блины, блины, Вы б.

Гости будьте же здоровы, Вот блины мои готовы. Ой блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

Проверка знаний! Какая тема урока? В концертном зале. С какой сюитой мы сегод.

Проверка знаний! Под впечатлением, чьих рисунков бала написана сюита «Картинк.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 312 материалов в базе

Материал подходит для УМК

В концертном зале

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.04.2020 1508
  • PPTX 1.8 мбайт
  • 187 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Михайлова Юлия Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана.

На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.


Картинки с выставки — один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.

Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.

Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:

Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!

К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.

Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.

Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.

Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.

Мусоргский. Картинки с выставки


Мусоргский. Картинки с выставки

Внимание, друзья! С вами говорит рояль.

Смешной, неуклюжий гном на кривых, коротеньких ножках, стайка весёлых нарядных ребятишек в красивом зелёном парке Тюильри в Париже; домик-часы на курьих ножках, в котором, конечно же, живёт Баба-Яга; беспомощные цыплята в разбитых яичных скорлупках.

Виктор Гартман умер очень молодым. После его смерти в Академии художеств была устроена выставка из эскизов, набросков, архитектурных проектов и планов этого художника-архитектора.

Ровная, неторопливая музыка изображает спокойную, медленную походку человека, осматривающего выставку. И в то же время вступление будто предупреждает, подготавливает нас к тому, что сейчас мы услышим что-то интересное.

Маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился — трудно бегать на таких коротеньких, кривых ножках. Попробовал побежать медленнее — снова ничего не получилось.

Подождал чуть-чуть, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то, подпрыгивает, спотыкается гномик. Опять устал, пошёл медленнее, но всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится сам на себя.

Побежал снова и — стоп! Оборвалась музыка. Упал, наверное, бедный.

Вот зазвучали отдельные, отрывистые нотки, музыка стала подпрыгивающей, нотки идут не плавно, рядом, а скачками на большом расстоянии — неуклюже, причудливо. Таким мы и видим этого лесного человечка.

Слушаешь, как чередуются одна за другой музыкальные фразы, разные по характеру, по силе, громкости звучания, и словно проходишь вместе с гномиком весь его нелёгкий путь по лесным кочкам, по дремучей лесной чаще, между перепутанных замшелых корней…

И этой музыке всё другое. Она тихая, медленная. Рояль звучит странно, словно играет какой-то старинный инструмент. Может быть, лютня.

Полилась необыкновенно красивая мелодия, задумчивая и вдохновенная. Мы не знаем, какими были песни трубадуров, но эта ночная тихая песня у стен старого замка полна истинно рыцарского благородства и трепетной взволнованности.

Нас ожидает какая-то новая картинка.

Вслушайтесь-ка в музыку. В ней скрытая сила и затаённый, глухой гнев. Растёт, ширится музыка, звучит всё громче, всё настойчивее. Потом она снова смиряется, затихает. Но теперь уже нас не обманет её кажущаяся покорность — мы уже видели грозную силу и гнев мужика, бредущего за своими волами.

В эту силу верили и Мусоргский, и Гартман.

Ой, какие же они потешные! Как уморительно потряхивают маленькими не обсохшими крылышками, переминаются с ножки на ножку и тихонечко попискивают тоненькими голосками.

От одной картины к другой ведёт нас композитор, сам с нами ходит по выставке. Доходим мы и до картинки, на которой изображены удивительные часы-домик, и слышим, как мимо со свистом и громом проносится в ступе хозяйка этого домика — Баба Яга.

Тяжёлые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником. Так выглядят ворота на рисунке Гартмана.

Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа. Как прекрасно передаёт рояль торжественный колокольный перезвон, и как великолепно использовал эту особенность рояля композитор.

Таким был всегда Модест Петрович Мусоргский. О чём бы он ни писал, какие бы картины ни рисовала его музыка, самой яркой, самой гениальной она была тогда, когда он писал о России, о русском народе.

Презентация

В комплекте: 1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки: Мусоргский. Картинки с выставки:

Гном, mp3;
Прогулка, mp3;
Старый замок, mp3;
Прогулка, mp3;
Тюильрийский сад (Ссора детей после игры), mp3;
Быдло, mp3;
Прогулка, mp3;
Балет невылупившихся птенцов, mp3;
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга), mp3;
Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.


Виктор Гартман.

Это — самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии.

Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки.

Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.

Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передает звучание хора. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа.

При всем разнообразии, каждая из них, однако, отмечена характерным для Мусоргского восприятием жизни.

Слышна неумолчная болтовня кумушек, передающих друг другу городские сплетни. — Внезапно веселый говор обрывается. Краски сгущаются. Ряд застывших в неподвижности аккордов вызывает представление об образах мрачного подземелья, смерти, тлена. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. Эта картинка — «Катакомбы.

Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Постепенно все нарастает ощущение праздничности.

Звучность рояля приобретает почти оркестровую красочность и грандиозность. Заключение полно яркого, мужественного жизнеутверждения.

Модест Петрович Мусоргский — Картинки с выставки


Модест Петрович Мусоргский родился 9-го марта 1839 года. Первой учить музыке его стала мама. К семи годам Модест Петрович уже неплохо играл на фортепиано. В десять лет, следуя семейной традиции, отец отправил мальчика в Петербург в Школу гвардейских прапорщиков.

Параллельно с обучением в школе продолжались и уроки музыки, М.Мусоргский хорошо импровизировал и много сочинял. Обучал композитора в этот период А.Герке.

После школы его, как одного из лучших учеников отправили служить в Преображенский полк. Но служба казалась Модесту Петровичу пустой и скучной, по-настоящему свое призвание он видел в музыке, а именно в русской музыке. Благодаря своему интересу он знакомится с А.С.Даргомыжским, в доме которого собирались интересные музыканты. Здесь он и нашел себе будущего наставника Балакиева.

Захваченный творчеством Мусоргский бросает службу в полку и выходит в отставку. Друзья и знакомые отговаривали Модеста Петровича от такого решения, ведь быть гвардейским офицером сулит простую и успешную жизнь.

Но великий композитор окончательно решил то что решил, объясняя это как необходимость служить своему народу.

Вскоре после редактирования и только благодаря вмешательству друзей-артист либретто было поставлено в 1974 году на сцене Мариинского театра под управления Э.Ф.Направника. Премьера прошла успешно, но не была принята царской фамилией. Поэтому вскоре её сняли со сцены.

Вообще многие произведения Модеста Петровича небыли приняты общественностью, он сочинял так как не было принято в то время поэтому не мог стать популярным.

Вторая зарисовка призванная передать атмосферу средневекового замка и единственное что оживляет её — это образ трубадура, поющего неподалеку.

Зарисовка три — «Тюильский сад. Ссора детей после игры. Описывает детей на фоне Парижского городского парка.

Произведение номер восемь — «Катакомбы.

Список произведений

Музыкальная страна


Звучит другая картинка —

Резким контрастом к этой пьесе звучит. Следующая —

Это пятая картинка —

Одна за другой проходят перед нами разнообразные звуковые картины.

Многолюдно, весело, шумно на Лиможском рынке. Оживленно болтают любопытные кумушки, обсуждая события городской жизни. Пьесе

Мы возле другой картины, мрачной и таинственной. Это

Следующий образ полон жизни и движения —

И сразу, без всякого перерыва, композитор переключает ваше внимание на следующую, последнюю, пьесу —

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии — профессор Киевской консерватории.


Модест Петрович Мусоргский – вдохновенный музыкант, композитор, офицер армии императорской России, выдающийся и чувственный творец.

Гартман, путешествуя по Европе, создал немало картин, будто выхватывающих яркие и в то же время обыденные моменты из повседневной жизни городов и стран.

Мусоргский же сумел переложить краски на музыку, воплотив художественные изображения Гартмана в звук и ритм.

Как будто куча сорванцов играет и ругается на дорожках французского парка, а строгие няни пытаются их образумить. Суть этой мелодии светлая, солнечная, полная юной жизни и надежд, резко контрастирует со звучанием предшествующей пьесы.

Музыка, основанная на мрачном, тяжелом ритме, звучании, будто передающем шаг тяжелых воловьих копыт, исполненная в манере минорных, скорбных крестьянских напевов, содержит образ крестьянина, сидящего на телеге и погоняющего усталых волов.

Телега с течением мелодии все приближается к смотрящему, следует кульминация, а затем повозка с возничим, вынужденным смиренно влачить свое унылое существование, скрывается за горизонтом. Пьеса касается мрачных раздумий, мыслей о крестьянской жизни, непростой и полной лишений.


Moussorgski «Les Tableaux d’une exposition”
un film de
Iossif

В феврале 1874 г. Мусоргский посетил в Петербурге посмертную выставку своего близкого друга и единомышленника Виктора Гартмана. В.

Гартман был художником, архитектором, одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре, сценографом в театре.
В этом же году Мусоргский написал цикл пьес для фортепьяно «Картинки с выставки.

В фильме приводятся :дошедшие рисунки к этому фортепьянному циклу, отсутствующие рисунки авторы фильма пробуют восполнить видеорядом из видео хроник; отрывки из исполнений Картинок пианистами, оркестрами, джазовыми ансамблями, поп-музыкантами; рассказ об оркестровке М.

отрывки из советского фильма о Мусоргском, комментарии экспертов и музыкантов.

Исполнение Картинок М. Плетневым сопровождает весь этот фильм.

Французский, русский, английский языки — перевод на французском языке
2012 г.

Promenade /Прогулка
Gnomus /Гном
Promenade / Прогулка
Il vecchio castello / Старый замок
Promenade / Прогулка

Tuileries. Dispute d’enfants après jeux / Тюильрийский сад. Ссора детей после игры
Bydło / Быдло
Promenade / Прогулка
Балет невылупившихся птенцов
Samuel Goldenberg und Schmuÿle / Два еврея, богатый и бедный
Promenade / Прогулка
Limoges.

Le marché. La grande nouvelle / Лимож. Рынок. Большая новость
Catacombae. Sepulcrum romanum /Катакомбы. Римская гробница
Cum mortuis in lingua mortua / С мёртвыми на мёртвом языке
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
Богатырские ворота.


Содержимое разработки

Я, Зыкова Зоя Яковлевна, как руководитель проекта и работой обучающихся, ставила целью работы в ходе проекта воспитать у обучающихся любовь к музыке, уважение к русской культуре 19 века, познакомить учащихся с творчеством композиторов - классиков, расширить знания о творчестве М. П. Мусоргского, научить исследовательским навыкам в области музыки, сформировать умение слышать настроение в музыке и эмоционально на него откликаться. Школьники совершенствовали свои навыки работы с ИКТ при поиске информации и работе над электронной презентацией.

Наглядными продуктами реализации проекта планировались:

1. Проект на бумажном носителе (реферат).

2. Электронная презентация проекта, представляемая в ходе защиты.

3. Практическое применение (данный реферат можно использовать на уроках музыки и классных часах).

Поставленные цели и задачи выполнены, проект был удостоен Диплома III степени.

Тема работы:

Модест Петрович Мусоргский.

Цикл фортепианных пьес



Мальцева Юлия, Нефёдова Ирина,

обучающиеся СОШ№9, 6-Бкласса

Руководитель:

Зыкова Зоя Яковлевна,



Модест Петрович Мусоргский………………………………………..

Основная часть

Биография и обзор творчества Модеста Петровича Мусоргского…

Список литературы и источников…………………………………….

Мы вышли на бульвар Чавайна и спросили у молодежи (группа опрошенных из 20 человек ) кто это такие? В результате 7 человек верно ответили на заданный вопрос, 9 – не знали, что это за люди, и 4 затруднились с ответом, хотя попытались предположить чем они занимались.

Именно поэтому выбранная нами тема является значимой и актуальной.

Слушать классическую музыку нелегко, она требует сосредоточения, моральной и интеллектуальной подготовки. Однако это не означает, что мир классической музыки не доступен. Чтобы войти в него требуется лишь большое желание и немного терпения.

Мы считаем очень правильным высказывание Людвига ванн Бетховена:



Изучить творчество М.П. Мусоргского

Провести опрос среди случайных прохожих - наших ровесников, про Модеста Петровича Мусоргского.

Воспитание любви к музыке, уважение к русской культуре XIX века.

Сформировать умение слышать настроение в музыке и эмоционально на него откликаться.



Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский – русский композитор, был наиболее ярким выразителем в музыке революционно-демократических идей 60-х годов XIX века. Именно Мусоргский сумел многосторонне с большой обличительной силой раскрыть в музыке суровую правду жизни русского народа. Один из замечательных новаторов. Член “Могучей кучки”. Один из величайших музыкальных психологов, который глубоко проник в психологию, как отдельной личности, так и народных

масс. Передаёт неповторимые характеры. Он был последователем Даргомыжского, но пошёл гораздо дальше него: это путь раскрытия психологии, переживания, русской речевой интонации. Даргомыжского он считал своим учителем музыкальной правды, но пошёл гораздо дальше своего учителя. Мусоргский создавал музыкальные портреты, в которых не только переживается характер личности, но и чувствуется социальная обстановка, манера поведения. Поэтому ясно, что музыке близки жанры, связанные со словом: оперы, романсы. Из симфоний – “Ночь на Лысой Горе” и “Интермеццо”. Пять опер: “Саламбо” (не закончил), “Сорочинская ярмарка”. Создал народные, музыкальные драмы: “Борис Годунов” и “Хованщина”. Перед “Борисом Годуновым” он писал “Женитьбу” по Гоголю, в которой есть речевая интонация. (Не закончил.)



Биография и обзор творчества Модеста Петровича Мусоргского

". Считаю Мусоргского самым гениальным создателем оперного реализма. Ни до, ни после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника."

Биография и обзор творчества

Модеста Петровича Мусоргского

". Считаю Мусоргского самым гениальным создателем оперного реализма. Ни до, ни после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника."

Ф.И. Шаляпин

Мусоргский родился 16 марта в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода.

Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет он сыграл большой концерт Фильда.

Дарование сына радовало и отца - Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора.

В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А.А. Герке - одним из лучших Петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В 1852 году, при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского - "Подпрапорщик".

В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А.С. Даргомыжским, а через него и с М.А. Балакиревым и Ц.А. Кюи, затем с братьями В.В. и Д.В. Стасовыми.

Для Мусоргского, как впрочем, и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни.

В июне 1858 года он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми.

В 60-е годы XIX столетия начинался новый этап в русской музыкальной культуре. Члены "Могучей кучки" продолжали дело Глинки, чутко прислушиваясь ко всему новому. К этому времени относиться ряд крупных творческих замыслов.

В 1856 году Мусоргский задумал оперу "Ган Исландец" на сюжет В. Гюго, из которой, как он сам вспоминает впоследствии, "ничего не вышло, потому, что не могло выйти" (Модесту было 17 лет).

В конце 50-х Мусоргский работает над музыкой к трагедии "Царь Эдип" Софокла. В 1863 году он начал сочинять оперу "Саламбо" (на сюжет Флобера). Опера осталась неоконченной, но некоторые из ее эпизодов вошли в оперу "Борис Годунов".

В это время Мусоргский жил интересами "Могучей кучки", принимал участие во всех собраниях,в исполнении новых произведений.

Он блестяще играл на фортепиано ( в чем он не имел соперников, кроме Балакирева), превосходно исполнял вокальные произведения.

В начале 60-х Мусоргский совершил несколько поездок, обогативших его яркими воспоминаниями и впечатлениями. Январь 1861 года он провел в Москве, поразившей его своей красотой и величием исторических памятников, среди которых развертывалось действие его "Бориса Годунова" и "Хованщины". Мусоргский очень хорошо понимал значение этих поездок: "Когда меняешь обстановку и окружающую среду - освежаешься, прошлое очищается, становится рельефнее и тогда смело разбирает прожитое:" - из письма к Балакиреву. Много народных типов запечатлелось в памяти композитора, и это богатство наблюдений дало драгоценный материал для творчества: "Подмечаю баб характерных и мужиков типичных - могут пригодиться и те и другие. Сколько свежих, не тронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько! И каких сочных, славных". Эти впечатления Мусоргский выразил в романсах 60-х годов: "Светик Савишна" - являющаяся, по свидетельству Стасова, зарисовкой с натуры, "Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Гопак" (слова Шевченко), "Семинарист" (слова Мусоргского).

Наряду с вокальной музыкой Мусоргский не забывает и об инструментальной. В 1867 году он задумывает симфоническую поэму "Подибрат Чешский". Однако этот замысел остался незавершенным, т.к. Мусоргский начал сочинять в начале июня оркестровую фантазию "Иванова ночь на лысой горе", которую писал сразу в партитуре и закончил 23 июня.

В июне 1868 было сочинено первое действие комической оперы "Женитьба", на сюжет Гоголя. Однако и она не была закончена, по причине, о которой сам автор говорил: "Женитьба" - это клетка, в которую я засажен пока не приручусь, а там на волю:" ( В наше время "Женитьба" была закончена М.М. Ипполитовым-Ивановым).

В 1869 году закончен "Борис Годунов". Партитура была написана полностью. Она являлась центром, сосредоточением долгих исканий Мусоргского, который работал очень быстро, с огромным увлечением, буквально дышал каждой нотой.

Тогда же в 1869 году был написан "Раек" - единственный пример музыкальной сатиры на врагов передового искусства. В 1870 году Мусоргский пишет несколько песен, из числа вошедших в цикл "Детская".

Зимой 1871 года композитор вынужден был переработать оперу "Борис Годунов", которая была "не пропущена" на сцену Мариинского театра. В связи с этим и дабы угодить цензорам Мусоргский добавляет в нее "Польский акт"и сцену под Кромами. В это время он жил бок о бок с Римским-Корсаковым. Оба работали с увлечением, как бы дополняя друг друга. В этой обстановке были закончены: Мусоргским - "Борис Годунов", а Римским-Корсаковым - "Псковитянка". 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра под управлением Э.Ф. Направника состоялось первое представление "Бориса Годунова".

Еще в 1872 году, когда не была полностью завершена работа над "Борисом Годуновым", Мусоргский задумал новую оперу - народную музыкальную драму "Хованщина". В то же время были сочинены песни - "Кот Матрос", "Поехал на палочке", вошедшие в последствие в сборник "Детская". Летом 1875 года Мусоргский усиленно работает над 2-м действием "Хованщины". В середине 1876 г. начинает писать комическую оперу "Сорочинская ярмарка" (по Гоголю).

Последние годы Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на творческой работе. Он был вынужден работать аккомпаниатором в вокальных классах, организованных певицей Д.М. Леоновой.

В 1879 г. он совершает концертную поездку по югу, которая принесла ему много новых и ярких впечатлений. Эти впечатления отразились в фортепианных пьесах, сочиненных на Крымском полуострове. Тогда же, во время путешествия по югу была написана знаменитая "Песня о блохе".

1880 г. - новые испытания. Мусоргский остался без службы, без средств к существованию. Лишь в феврале, благодаря друзьям, он был вновь определен на новое место.

Лето Мусоргский провел в Ораниенбауме, где продолжал работу над "Хованщиной" и "Сорочинской ярмаркой". 22 августа он сообщает Стасову, что "Хованщина" готова. Оставалось только оркестровать оперу. Но сделать этого он не смог.

В середине февраля 1881 года Мусоргский серьезно заболел. Помраченное сознание, эффект тревоги, страха, двигательное возбуждение, зрительные галлюцинации, потливость - налицо были все признаки белой горячки. В начале марта Мусоргского, как бывшего военного, поместили в Николаевский военный госпиталь. Проведя две недели на больничной койке, 16 марта Мусоргский скончался.

Один из его друзей, музыкальный критик Михаил Иванов, писал в некрологе: ". Смерть Мусоргского явилась неожиданною для всех, как и смерть Н. Рубинштейна. Его организм был так крепок, что о серьезной опасности вряд ли можно было думать. Врагом Мусоргского была несчастная склонность (к употреблению спиртных напитков), погубившая стольких даровитых русских людей. Эта пагубная страсть крепко держала его: она и довела его до могилы вместе с артистическими занятиями, всегда обусловливающими более или менее неправильную жизнь и, сверх того, усиленно действующими и на нервную систему. Мусоргский заболел, приблизительно, около месяца назад. Болезнь его была весьма сложная. У него оказалось расстройство печени, ожирение сердца, воспаление спинного мозга. Уход требовался большой, а для него домашняя обстановка Мусоргского не представляла никакой возможности. Трудно представить, в какой удручающей обстановке находился композитор при начале своей болезни. Он всегда жил богемой, но в последние два или три года отшатнулся чуть не ото всех и вел совсем скитальческую жизнь.

Перед болезнью он занимал комнатку в chambres garnies, где-то на Офицерской. Оставить его, больного и одного, в меблированных комнатах было немыслимо. Друзья решились поместить его в такое место, где бы за ним присматривали тщательно. Его передали на попечение доктора Л. Бертенсона. Чтобы изолировать больного и поставить его в наиболее удобные условия для лечения, его отвезли в Николаевский военный госпиталь. Доктор Бертенсон заботился о нем самым тщательным образом. Мусоргский лежал в отдельной комнате, г-н Бертенсон приходил к нему для осмотра ежедневно два раза. Друзья композитора, разумеется, тоже не оставляли его одного. Его постоянно навещали.

Два последние дня жизни Мусоргского собственно были для него продолжительной агонией. Паралич все более и более захватывал его дыхательные органы: он дышал с трудом, все жалуясь на недостаток воздуха. Умственные силы, однако, не оставляли его до последней минуты. В субботу положение его было безнадежно. Но сам он не хотел верить в близость своей кончины. Когда зашла речь, каким образом оформить передачу г. Т. Филиппову (одному из людей, близких к Мусоргскому) права собственности на сочинения Мусоргского, то друзья его, ввиду его мнительности, даже затруднялись устроить дело так, чтобы оно не повлияло на больного. Равно боялись они, чтобы как-нибудь не попались ему на глаза номера тех газет, предупредительно заявлявших о безнадежности его положения, об его агонии. Мусоргский даже и в эти последние два дня заставлял себя читать газеты или приказывал держать их перед собою, чтобы быть в состоянии читать их самому.

В воскресенье ему сделалось лучше. Облегчение было временное и обусловлено разными подкрепляющими, прописанными ему средствами, но он обрадовался, и надежда снова проснулась в его сердце. Он уже мечтал поехать в Крым, в Константинополь. Весело рассказывал он разные анекдоты, припоминая события своей жизни. Он требовал непременно, чтобы его посадили в кресло. "Надо же быть вежливым,- говорил он,- меня навещают дамы; что же подумают обо мне?" Это оживление ободрило отчасти и друзей, но оно было последней вспышкой умирающего организма: ночь на понедельник он провел по обыкновению - ни худо, ни хорошо; в пять часов утра жизнь его отлетела. При нем не было никого, кроме двух фельдшеров. Они рассказывают, что раза два он сильно вскрикнул, а через четверть часа было все кончено.

Условия, при которых умер Мусоргский,- полное одиночество, больничная обстановка, в которой должен был угаснуть этот крупный талант, производили щемящее впечатление. Большая комната с выштукатуренными стенами смотрела неприветливо, несмотря на свою опрятность. Кроме самого необходимого - ровно ничего. Видно, что здесь, в самом деле, умирал человек богемы. Половина комнаты отгорожена серыми ширмами, за которыми помещается несколько кроватей; прямо перед входными дверями стоял шкаф и конторка, два стула, два столика с газетами и пятью или шестью книгами, из которых одна была трактатом Берлиоза "Об инструментовке": как солдат, он умирал с оружием в руках. Направо от дверей - небольшая кровать, и на ней лежало тело Мусоргского, покрытое серым больничным одеялом.

Цикл произведений

Примечательно, что пьеса написана в трехчастной форме. Всё радостно и солнечно в этой музыке. Быстрый темп, причудливые акценты, в основном высокий регистр, мажорный лад - хорошо передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня.

"Не музыки надо нам, не слов,

не палитры и не резца. мысли

живые подайте, живую беседу с людьми

ведите, какой бы сюжет вы ни избрали

Из письма М.П.Мусоргского

В.В.Стасову от 23 ноября 1875г.

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году- с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г.Н.Беклемишев, впоследствии - профессор Киевской консерватории.

Жозеф Морис Равель 1875 — 1937. Французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века.

Его оркестровка безупречна с технической точки зрения, и, кроме того, в ней очевиден такт Равеля, его стремление наиболее полно сохранить и передать композиторский замысел Мусоргского. Первое исполнение оркестровой версии состоялось в Париже 19 октября 1922 года. Мастерство Равеля – оркестровщика сделало эту вещь одним из самых известных произведений Мусоргского – по крайней мере, в Европе.

Изучая творчество Мусоргского мы пришли к выводу, что “Картинки с выставки” это новаторский фортепианный цикл. Мусоргский обновил все средства музыкальной выразительности: мелодию, гармонию, музыкальную форму. В своей мелодике он опирался на речевую интонацию и крестьянскую песню. Гармония очень необычна: нет привычных функциональных связей. Это соответствовало новым чувствам, поворотам. Совершенно новые формы, неожиданные повороты, которые диктуются развитием настроения, переживания.


Данный реферат можно использовать на уроках музыки и классных часах.

Читайте также: