Кант все беды от невежества доклад

Обновлено: 08.07.2024

В зависимости от вашей точки зрения Кант был либо скучнейшим человеком на планете, либо воплощением мечты любого адепта продуктивности. Больше 40 лет подряд он просыпался в пять утра и ровно три часа писал. Четыре часа читал лекции в университете, потом обедал в одном и том же ресторане. Во второй половине дня он выходил на длительную прогулку по одному и тому же парку, шёл одной и той же дорогой, возвращался домой в одно и то же время. Каждый день.

Тем не менее Кант был самым влиятельным мыслителем в современной истории. Он сделал больше для судьбы мира, чем многие короли и армии до и после него.

Он так описал пространство-время, что это вдохновило Эйнштейна на открытие принципов относительности. Он впервые высказал идею, что у животных потенциально могут быть права. Он переосмыслил этику от начала до конца, ниспровергнув идеи, которые были в основе западной цивилизации со времён Аристотеля. Демократическое общество, которое защищает права личности, частично его заслуга. Его учение о морали до сих пор обсуждают в университетах. Давайте и мы поговорим об этом человеке.

Возможно, вы скажете, что это полная ерунда. Кому вообще есть до этого дело? Но в самих этих фразах — проявление моральной философии. Произнося их, вы подвергаете сомнению ценность какого-то явления. Стоит ли оно вашего времени и внимания? Оно лучше или хуже других? Такие вопросы относятся к сфере морали.

В чём заключается моральная философия Канта

Моральная философия определяет наши ценности — что для нас важно, а что неважно. Ценности определяют наши решения, поступки и убеждения. Поэтому моральная философия затрагивает абсолютно всё в нашей жизни.

Моральная философия Канта уникальна и на первый взгляд противоречит интуиции. Он был уверен: что-то может считаться хорошим, только если оно универсально. Нельзя назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой.

Если лгать — плохо, значит, это всегда плохо, кто бы и когда бы это ни делал. Кант назвал такие универсальные этические принципы категорическими императивами. Это правила, по которым нужно жить. Они действуют в любых ситуациях для любого человека. Некоторые из них были разгромлены другими философами в пух и прах, другие выдержали испытание временем. Один из императивов поразил меня больше всего. В любой ситуации он чётко указывает, как нужно действовать и почему.

Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Ничего не понятно! Но давайте притормозим на минутку. Кант считал, что рациональность священна. Под рациональностью здесь подразумевается не умение играть в шахматы или разгадывать судоку, а сознание.

Насколько сейчас известно, мы единственный во Вселенной пример разумной самоорганизации. Единственные существа, которые способны принимать решения, взвешивать варианты и оценивать моральные последствия своих действий. Значит, нам нужно относиться к этому серьёзно. Значит, рациональность и охрана сознательного выбора должны быть основой моральных суждений. Что именно для этого делать? Смотрите правило выше.

Как это касается нашей жизни

Давайте сформулируем правило более понятным языком.

К человеку никогда нельзя относиться только как к средству для достижения какой-то цели. Относитесь к нему как к самостоятельной цели.

Чтобы стало ещё понятнее, разберём на примерах. Допустим, я хочу съесть буррито. Я сажусь в машину и еду в любимый ресторанчик мексиканской кухни. В этой ситуации съесть буррито — это моя конечная цель. Именно поэтому я сажусь в машину, заезжаю по пути на заправку и так далее. Всё это средства для достижения цели.

Конечная цель — то, что мы хотим, само по себе. Это главный мотивирующий фактор наших решений и поступков. Если я еду за буррито, потому что моя жена его захотела, а я хочу её порадовать, то буррито больше не конечная цель. Конечная цель — сделать приятное жене. Но если я хочу сделать ей приятное, чтобы вечером у меня было больше шансов на секс, радость жены — это тоже не цель, а средство для получения секса.

Скорее всего, после последнего примера вы подумали, что я какой-то мерзкий тип. Это именно то, о чём говорил Кант. Отношение к человеку как к средству для достижения своей цели — это основа аморального поведения.

Проверим, применимо ли это правило к другим поступкам:

  • Лгать неэтично, потому что вы дезориентируете человека для достижения собственных целей. То есть используете его как средство.
  • Жульничать неэтично, потому что так вы подрываете ожидания других разумных существ. Вы относитесь к правилам, на которые согласились вместе с другими, как к средству для достижения своей цели.
  • Прибегать к насилию неэтично по тем же причинам: вы используете человека для достижения личных или политических целей.

Что ещё попадает под действие этого принципа

Я ленюсь не меньше других и часто виню себя за это. Все мы знаем, что, бездельничая, неизбежно вредим себе в долгосрочной перспективе. Но почему-то это не останавливает. Однако, с точки зрения Канта, лень неэтична вовсе не поэтому.

Он считал, что у каждого человека есть моральный долг: всегда поступать наилучшим образом. Не для выгоды, самооценки или общественной пользы. Нужно стараться сделать всё от себя зависящее, потому что иначе вы относитесь к себе как к средству, а не как к цели.

Сидя на диване и в двадцатый раз обновляя ленту в соцсетях, вы используете своё сознание и внимание только как средство для получения удовольствия.

Вы не раскрываете весь потенциал своего сознания. Согласно Канту, это не просто плохо, а неэтично.

Зависимость

Обычно мы считаем зависимость аморальной, потому что она наносит вред окружающим. Но Кант утверждал, что злоупотребление алкоголем в первую очередь аморально по отношению к самому себе.

Он не был совсем занудой. За обедом Кант выпивал немного вина, а по утрам курил трубку. Он не выступал против всех удовольствий. Он был против чистого эскапизма. Кант считал, что нужно смотреть проблемам в лицо. Что страдание иногда оправданно и необходимо. Поэтому использовать алкоголь или другие средства для того, чтобы убежать от жизни, неэтично. Вы используете свой рассудок и свободу как средство для достижения определённой цели. В данном случае — чтобы в очередной раз словить кайф.

Желание угодить другим

Что же тут неэтичного, скажете вы. Разве старание сделать людей счастливыми не проявление нравственности? Не в том случае, когда вы делаете это ради одобрения. Когда вы хотите угодить, ваши слова и поступки больше не отражают настоящие мысли и чувства. То есть вы используете самого себя для достижения цели.

Но дальше — хуже. Вы меняете своё поведение, чтобы понравиться другим. Манипулируете их представлениями о вас, чтобы получить одобрение. А значит, используете их как средство для достижения цели. Это основа токсичных отношений.

Манипуляции и принуждение

Даже когда вы не лжёте, но общаетесь с человеком, чтобы получить от него что-то без его чётко выраженного согласия, вы ведёте себя неэтично. Кант придавал много значения согласию. Он считал, что это единственная возможность для здоровых взаимоотношений между людьми. Для того времени это была радикальная идея, да и сегодня нам трудно её принять.

Сейчас вопрос согласия острее всего стоит в двух сферах. Во-первых, секс и романтические отношения. По правилу Канта, всё, кроме чётко выраженного и трезвого согласия, этически неприемлемо. Сегодня это особенно наболевший вопрос. Лично у меня впечатление, что люди его слишком усложняют. Уже начинает казаться, что на свидании нужно 20 раз спросить разрешения, прежде чем что-то сделать. Это не так.

Главное — проявлять уважение. Скажите, что вы чувствуете, спросите, что чувствует другой человек, и с уважением примите ответ. Всё. Никаких сложностей.

Уважение занимает важное место в системе ценностей Канта. Он утверждал, что у всех разумных существ есть достоинство и с этим нужно считаться. Вопрос о согласии — это демонстрация уважения. Любые действия без согласия между двумя людьми в какой-то степени неуважительны. Всё это звучит несколько старомодно, но проблема согласия затрагивает любые человеческие отношения, и её последствия огромны.

Другая проблематичная сфера — продажи и реклама. Почти все маркетинговые стратегии строятся на отношении к людям как к средству для получения денег. Кант назвал бы это неэтичным. Он с сомнением относился к капитализму, считая, что невозможно накопить состояние, не прибегая к каким-то манипуляциям и принуждению. Он не был антикапиталистом (коммунизма тогда ещё не существовало), но ошеломляющее экономическое неравенство его беспокоило. По его мнению, моральный долг каждого, кто накопил значительное состояние, — раздать большую часть нуждающимся.

Предубеждения

У многих мыслителей эпохи Просвещения были расистские взгляды, в то время это было распространено. Хотя Кант тоже высказывал их в начале карьеры, позднее он сменил мнение. Он понял, что ни у одной расы нет права порабощать другую, ведь это классический пример отношения к людям как к средству для достижения цели.

Кант стал яростным противником колониальной политики. Он говорил, что жестокость и угнетение, необходимые для порабощения народа, разрушают человечность людей независимо от их расы. Для того времени это была настолько радикальная идея, что многие называли её абсурдной. Но Кант считал, что единственный способ предотвратить войны и угнетение — это международное правительство, объединяющее государства. Несколько веков спустя на основе этого была создана Организация Объединённых Наций.

Саморазвитие

Большинство философов Просвещения считали, что лучший способ жить — как можно больше увеличивать счастье и сокращать страдания. Такой подход называется утилитаризмом. Это и сегодня самый распространённый взгляд.

Кант смотрел на жизнь совершенно по-другому. Он считал так: если хочешь сделать мир лучше, начни с себя. Вот как он это объяснял.

В большинстве случаев невозможно узнать, заслуживает человек счастья или страдания, потому что невозможно узнать его настоящие намерения и цели. Даже если стоит сделать кого-то счастливым, неизвестно, что именно для этого нужно. Вы не знаете чувств, ценностей и ожиданий другого человека. Не знаете, как ваш поступок на нём скажется.

К тому же неясно, из чего именно состоит счастье или страдание. Сегодня развод может причинять вам невыносимую боль, а через год вы будете считать это лучшим, что с вами происходило. Поэтому единственный логичный способ сделать мир лучше — это стать лучше самому. Ведь единственное, что вы знаете хоть сколько-то точно, — это вы сами.

Кант определял саморазвитие как способность придерживаться категорических императивов. Он считал это долгом каждого. С его точки зрения, награда или наказание за невыполнение долга даётся не в раю или аду, а в той жизни, которую каждый создаёт для себя. Следование моральным принципам делает жизнь лучше не только для вас, но и для всех вокруг. Точно так же нарушение этих принципов создаёт лишние страдания для вас и окружающих.

Правило Канта запускает эффект домино. Став честнее с собой, вы станете честнее и с другими. Это, в свою очередь, вдохновит людей быть честнее с собой и внесёт позитивные изменения в их жизнь.

Если бы правила Канта придерживалось достаточное количество людей, мир изменился бы к лучшему. Причём сильнее, чем от целенаправленных действий какой-то организации.

Самоуважение

Уважение к себе и уважение к окружающим взаимосвязаны. Обращение с собственной психикой — это шаблон, который мы применяем для взаимодействия с другими людьми. Вы не добьётесь больших успехов с другими, пока не разберётесь с собой.

Самоуважение не в том, чтобы лучше себя чувствовать. Это понимание своей ценности. Понимание, что каждый человек, кем бы он ни был, заслуживает базовых прав и уважения.

С точки зрения Канта, говорить себе, что ты ничего не стоящий кусок дерьма, так же неэтично, как говорить это другому человеку. Причинять вред себе так же отвратительно, как причинять вред окружающим. Поэтому любовь к себе и забота о себе — это не то, чему можно научиться, и не то, что можно практиковать, как говорят сегодня. Это то, что вы призваны культивировать в себе с точки зрения этики.

Как это повлияло на меня и как может повлиять на вас

Философия Канта, если глубоко в неё погрузиться, полна противоречий. Но его первоначальные идеи настолько сильны, что, несомненно, изменили мир. И изменили меня, когда я наткнулся на них год назад.

Большую часть времени в промежутке от 20 до 30 лет я потратил на некоторые пункты из вышеперечисленного списка. Мне казалось, они сделают мою жизнь лучше. Но чем больше я к этому стремился, тем опустошённее себя чувствовал. Чтение Канта стало озарением. Он открыл для меня удивительную вещь.

Не так важно, что именно мы делаем, важна цель этих действий. Пока вы не нашли правильную цель, вы не найдёте ничего стоящего.

Кант не всегда был помешанным на распорядке занудой. В молодости он тоже любил повеселиться. Он засиживался допоздна с друзьями за вином и картами. Он поздно вставал, слишком много ел и устраивал большие вечеринки. Только в 40 Кант забросил всё это и создал свой знаменитый распорядок. По его словам, он осознал нравственные последствия своих действий и решил, что больше не позволит себе растрачивать драгоценное время и силы.

Чтобы развить характер, человек должен научиться управлять своими поступками и собой. Мало кто сможет добиться этой цели, но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться. Единственное, к чему стоит стремиться.

Культ незнаний стал трендом: почему наш век — эпоха воинствующего невежества

Согласно исследованиям сразу нескольких групп западных ученых, начиная с 1970-х годов уровень IQ в большинстве стран первого мира медленно, но уверенно ползет вниз. У французов он сократился за последние десять лет на 4 пункта, у англичан и вовсе упал на 14 В числе возможных факторов, влияющих на снижение IQ, называют миграцию, снижение качества образования в школах и внутри семей. Но главная беда в том, что незнанием гордятся, и оно откровенно агрессивно.

Не знать — не стыдно, стыдно не хотеть знать. Так рассуждают те, кто учится всю жизнь, не просто не видя в этом ничего постыдного, а не представляя другого способа существования в этом мире. Каждый день для таких людей — это радостный повод узнать нечто новое, чем бы это новое ни было. Но голоса невежд в обществе слышны все громче. Более того: истинные невежды всегда ведут себя воинственно. Почему — обсудим с экспертами-психологами.

Интеллектуальная потребность

— В чем ценность качественного научного образования, талант лучших педагогов? В том, что они учат последователей овладевать научным методом познания мира, который позволяет не зацикливаться на том, что знаешь, а постигать мир и в дальнейшем, используя все возможности его познания: анализ, синтез, переход от абстракции к обобщению, аналогии и моделирование, описание, измерение и бог весть что еще. Без этого метода любые полученные знания девальвируются со временем и превращаются в пыль, — объясняет Владимир Александрович. — Но и это понимают не все. У нас произошла подмена: под знанием начали понимать наличие корочки некоего учебного заведения в руках. Но есть разные понятия — образование, просвещение, интеллектуальность. Они варятся в одном бульоне и насыщают друг друга, однако различны. Именно научный метод познания мира позволяет гуманитариям, не знающим технические науки, иметь о них некое представление — как о части мира, а физикам — знать некий толк в гуманитарных дисциплинах, любить поэзию, то есть быть не такими, как лирики, но никак не противоречить. Мир человека развивающегося объемен, ярок и открыт к получению новых впечатлений, поэтому там нет места скуке и ханжеству, там не стыдно сознаться в незнании и нет нужды делать вид, что ты — в курсе всего.

Увы, соглашаются психологи, возразить любителям этой фразы трудно: к сожалению, в жизни высокая зарплата далеко не всегда прямо пропорциональна уровню полученных знаний и интеллектуальности. Однако психологи отмечают тенденцию: громче всех критикуют все происходящее в их жизни и собственную зарплату именно воинствующие невежды.

Кроме того, есть еще особая категория людей, которые при полном незнании будут агрессивно доказывать свою правоту по любому вопросу, причем делать это с видом знатоков, агрессивно, что называется, с пеной у рта, лишь потому, что они больны нарциссизмом, и их воинствующее невежество — производная от их психического состояния.

Пыль в глаза

Разный багаж знаний и разный образовательный ценз — это нормально. Мы не одинаковы, но мир интересен своим разнообразием. Истинно великий человек никогда не унизит своим всезнанием незнающего, но с удовольствием протянет ему руку помощи. Выскочка-самодур — затопчет именно знающего: незнание агрессивно и болезненно боится обнаружения. В прежние времена интеллигенция представляла собой неширокую, но плотную прослойку, особый социальный слой, обладавший, как говорят Ковалев и Бестемная, способностью к постоянному обновлению знаний. Давно ясно, что образование само по себе знаний не гарантирует. Но научный метод познания подменила псевдодоступность знаний: чтобы узнать что-то, вам уже не нужно идти в библиотеку, достаточно ткнуть кнопочку на сотовом телефоне. Полученные знания будут поверхностны, но создадут иллюзию информированности. А как сладко от этого поврежденному самолюбию!

— Бог нашего времени — Википедия, — констатирует Ирина Бестемная. — На самом деле это прекрасное изобретение, позволяющее мгновенно, за считаные минуты, получить сжатое поверхностное представление о сути вопроса. Вы не знаете, кто такой Васко да Гама? Забыли? Вам интересно прочесть, чем был знаменит Фома Аквинский? Открываем и читаем. Мы не узнали ответа на вопрос, отчего имя да Гамы вошло в историю, не прониклись восхищением гениальностью и глубиной размышлений Аквинского, но получили некое представление о вопросе. Первый — путешественник эпохи Великих географических открытий, второй — авторитетный католический религиозный философ, связавший христианское вероучение с философией Аристотеля и сформулировавший пять доказательств существования Бога. Все, точка. Как он это сделал? Каким был Васко да Гама? Мы не знаем больше ничего, захотим узнать — начнем читать Аквинского и искать на карте схему похода да Гамы. Но для некоторых людей полученных наскоком сведений достаточно для того, чтобы сдвинуть брови и начать изображать интеллектуальность.

— Пробелы в образовании латаются и легко прощаются. Не прощается имитация образованности, прикрытая агрессивностью, и непонимание, что цепочка незнаний рано или поздно приводит к катастрофическим ошибкам.

Курс на упрощение и его плоды

Между тем интеллект — история особая.

— Увы, приходится констатировать, что воинствующее невежество затрагивает уже все стороны нашей жизни, крайне негативно отражаясь на уровне общественной культуры, — подытоживает психолог Владимир Ковалев. — И проявления этого невежества разнообразны. Например, нелепый креатив, с которым мы так часто сталкиваемся в обыденной жизни, — одна из сторон этой медали. Силясь выглядеть интеллектуальными и современными, люди порой выдумывают просто дикие вещи. Им кажется нормальным устроить дикие песни и пляски под окнами ветерана — якобы так поздравив его с Днем Победы, провести библиотечную акцию по нелепой теме. Недавно мне показали запись, сделанную учителем младших классов. Она предлагала обсудить тему вежливости, и по тексту было видно, что никакой разницы между невежеством и невежливостью она не видит! Напомню и относительно недавний конфуз: когда обсуждали названия аэропортов, один высокий военный чин рассуждал о Канте. Говорил он примерно так: все говорят: Кант, Кант, философ, а он унижался и на коленях ползал, чтобы ему дали кафедру в университете, чтобы он там преподавал, писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет. Нужны ли комментарии? Проблема в том, что это было сказано с агрессией и апломбом, хотя в данном случае — человеком явно образованным и весьма неглупым. Что уж там говорить о теории плоской Земли, да еще и премированной главной телепремией!

— Самое главное — с младых ногтей приучать детей именно к научному методу познания нашего мира. А начинается познание с любопытства, — поясняет Владимир Ковалев.

КСТАТИ

Сегодня ученые выделяют несколько различных типов интеллекта. Американский психолог Говард Гарднер насчитывает их восемь: интеллект лингвистический и логико-математический, визуально-пространственный и музыкальный, натуралистический, телесно-кинестетический, внутрии межличностный. Интеллект — это набор знаний, навыков и талантов, делающих каждого человека при наличии глубины перечисленного уникальным и неповторимым. Чем ниже уровень каждого из слагаемых этой троицы, тем меньше полученная от их сложения сумма. В наше время, когда нарастает культ нарочитой индивидуальности, эта сумма, как правило, обратно пропорциональна агрессии.

В ТЕМУ

Психологи полагают, что существуют пять простых правил, позволяющих эффективно развивать интеллект: это любопытство, чтение, поиск нескольких путей решения различных задач, произведение в уме арифметических действий и запрет на пользование системами, упрощающими жизнь (онлайн-переводчиками, поисковиками, GPS).


Восемнадцатый век подарил человечеству немало славных имен. Ученые и правители, путешественники-первооткрыватели и художники украшали, познавали и меняли наш мир. Иммануил Кант - один из тех, благодаря кому это время назвали великим веком Просвещения. Высказывания Канта и сейчас, спустя двести с лишним лет, цитируют, приводят в качестве аргумента. На них часто ссылаются как на неоспоримый факт или истину в последней инстанции.

Организованная жизнь

Воспитываясь в семье с невысоким достатком, Иммануил Кант всю жизнь следовал девизу "Работа и порядок". Педантичное выполнение установленных им самим правил и распорядка дня, ограничения и аскетизм присутствовали в жизни ученого всегда. Жители Кенигсберга принимали это как нелепые чудачества гения. Подтрунивали, сочиняли анекдоты, с упоением пересказывали друг другу очередной курьезный случай.

Но уважение к таланту и признание брали верх. И уже традиционный путь прогулки Канта называют "тропой философа". Отменяют богословские песнопения в тюрьме - это мешает профессору. Подстригают разросшееся дерево - профессор привык к другому виду из окна. Студенты не опаздывают на лекции и не допускают присутствия на них в "гениальном костюме" (растрепанные и без воротничка) - это отвлекает профессора.

Как преподаватель Кант старался научить своих студентов и воспитанников мыслить, а не заучивать мысли. "Ведь, чтобы пользоваться своим умом, надо иметь мужество", - говорил Кант.

Не покидая пределов родного Кенигсберга в реальной жизни, мысленная жизнь великого ученого не имела границ. Уникальная в своей универсальности философская система была построена исследователем, который не стремился увидеть огромный мир воочию.

Наука - это организованные знания. Мудрость - это организованная жизнь.

Это высказывание Канта, подтвержденное всей его жизнью.

Женщины и дети

С юности работая домашним учителем, Иммануил Кант наблюдал и анализировал отношения полов, особенности обучения и воспитания того времени. Все это нашло свое отражение в заметках и высказываниях Канта.

Семья 18 век

Очень точно подмечены различия в восприятии мира и друг друга между мужчинами и женщинами. Современная психология дает этому научное объяснение. Читая Канта, получаешь интуитивное понимание проблемы.

Мужчина ревнует, когда любит. Женщина - даже когда не любит, потому, что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга ее поклонников.

Прожив жизнь отшельника-одиночки, определяя сексуальную жизнь как "суетные мелкие движения", Кант, тем не менее, не сторонился женщин в обществе. С удовольствием ходил на приемы и принимал гостей у себя. Традиционно за обедом у профессора собиралось до 10 гостей.

Как правильно воспитывать будущее поколение? Размышлениям на эту тему Кант посвятил достаточно времени. Является ли детство самой счастливой порой жизни? Когда награждать ребенка, за что наказывать, когда и чему учить? Родители и теперь найдут много полезного для себя в высказываниях Иммануила Канта об этих проблемах.

Человек может стать человеком лишь благодаря воспитанию.

"Звездное небо надо мной. "

Высказывание Канта о звездном небе является квинтэссенцией попыток философа примирить идеальное с материальным. Кант спорил с Ньютоном о природе порядка в мире небесных тел, доказывая существование естественных законов и отрицая божественные силы, влияющие на небесные сферы. Со временем он изменил материалистический подход на идеалистический под влиянием учения агностика Беркли Юма.

эволюция вселенной

Но брешь, пробитая им в метафизическом подходе к познанию мира, не осталась незамеченной современниками и дала толчок исследователями нового поколения:

  • Эволюционное развитие солнечной системы.
  • Траектории движения планет не являются константой.
  • Жизнь или существование небесных тел конечна.

Так можно сформулировать основные тезисы теории Канта. Один смотрит на небо только для того, чтобы узнать, будет ли дождь. Другой пытается разглядеть там начало бытия.

Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звезды.

О Боге и вере

Равнодушие Канта к религии на начальном этапе его становления как философа объясняется лютеранским воспитанием, основанном на отрицании церковных обрядов, нравственном поведении и знании Священного писания.

Анализируя свое детское мироощущение, Кант определяет веру как зависимость и упрекает религию в непочтительном отношении к разуму, в ограничении саморазвития и самосовершенствования человека. При этом открыто не противоречит требованиям официальной религии. Но результат его естественнонаучных исследований, сформулированный в известном афоризме "Дайте мне материю, и я построю из нее мир" - дерзкая попытка уровнять человека и Бога.

существование Бога

Критикуя Фому Аквинского и отрицая его доказательства существования Бога, Кант неожиданно формулирует свое доказательство Божественного Бытия. По мнению Канта, принципы детерминизма (причинно-следственные связи) опровергаются свободой выбора человека. Есть в нашем мире то, что не подчиняется законам материи, а существует по нравственным (духовным) законам - это сам человек. Значит, часть каждого из нас принадлежит нематериальному миру, и часть этого мира есть в каждом живущем. Человек свободен - значит, Бог существует, делает вывод Кант.

Есть только одна (истинная) религия, но могут быть различные виды веры.

Жизненные итоги

Кант вернул философии масштаб и величие античной науки. Стал основоположником идей и теорий, которые продолжают свое развитие и в наши дни. Определил новый подход к природе познания. Вернул человечеству веру в силу разума. Утверждал главенство морали над политикой. Сформулировал условия поддержания мира между государствами. Размышлял о проблемах воспитания и природе прекрасного.

Кант финальная

Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеей.

Высказывания философа Канта - остроумные, афористичные, глубокие - могут дать пищу для размышления многим.

Культ незнаний стал трендом: почему наш век — эпоха воинствующего невежества

Согласно исследованиям сразу нескольких групп западных ученых, начиная с 1970-х годов уровень IQ в большинстве стран первого мира медленно, но уверенно ползет вниз. У французов он сократился за последние десять лет на 4 пункта, у англичан и вовсе упал на 14 В числе возможных факторов, влияющих на снижение IQ, называют миграцию, снижение качества образования в школах и внутри семей. Но главная беда в том, что незнанием гордятся, и оно откровенно агрессивно.

Не знать — не стыдно, стыдно не хотеть знать. Так рассуждают те, кто учится всю жизнь, не просто не видя в этом ничего постыдного, а не представляя другого способа существования в этом мире. Каждый день для таких людей — это радостный повод узнать нечто новое, чем бы это новое ни было. Но голоса невежд в обществе слышны все громче. Более того: истинные невежды всегда ведут себя воинственно. Почему — обсудим с экспертами-психологами.

Интеллектуальная потребность

— В чем ценность качественного научного образования, талант лучших педагогов? В том, что они учат последователей овладевать научным методом познания мира, который позволяет не зацикливаться на том, что знаешь, а постигать мир и в дальнейшем, используя все возможности его познания: анализ, синтез, переход от абстракции к обобщению, аналогии и моделирование, описание, измерение и бог весть что еще. Без этого метода любые полученные знания девальвируются со временем и превращаются в пыль, — объясняет Владимир Александрович. — Но и это понимают не все. У нас произошла подмена: под знанием начали понимать наличие корочки некоего учебного заведения в руках. Но есть разные понятия — образование, просвещение, интеллектуальность. Они варятся в одном бульоне и насыщают друг друга, однако различны. Именно научный метод познания мира позволяет гуманитариям, не знающим технические науки, иметь о них некое представление — как о части мира, а физикам — знать некий толк в гуманитарных дисциплинах, любить поэзию, то есть быть не такими, как лирики, но никак не противоречить. Мир человека развивающегося объемен, ярок и открыт к получению новых впечатлений, поэтому там нет места скуке и ханжеству, там не стыдно сознаться в незнании и нет нужды делать вид, что ты — в курсе всего.

Увы, соглашаются психологи, возразить любителям этой фразы трудно: к сожалению, в жизни высокая зарплата далеко не всегда прямо пропорциональна уровню полученных знаний и интеллектуальности. Однако психологи отмечают тенденцию: громче всех критикуют все происходящее в их жизни и собственную зарплату именно воинствующие невежды.

Кроме того, есть еще особая категория людей, которые при полном незнании будут агрессивно доказывать свою правоту по любому вопросу, причем делать это с видом знатоков, агрессивно, что называется, с пеной у рта, лишь потому, что они больны нарциссизмом, и их воинствующее невежество — производная от их психического состояния.

Пыль в глаза

Разный багаж знаний и разный образовательный ценз — это нормально. Мы не одинаковы, но мир интересен своим разнообразием. Истинно великий человек никогда не унизит своим всезнанием незнающего, но с удовольствием протянет ему руку помощи. Выскочка-самодур — затопчет именно знающего: незнание агрессивно и болезненно боится обнаружения. В прежние времена интеллигенция представляла собой неширокую, но плотную прослойку, особый социальный слой, обладавший, как говорят Ковалев и Бестемная, способностью к постоянному обновлению знаний. Давно ясно, что образование само по себе знаний не гарантирует. Но научный метод познания подменила псевдодоступность знаний: чтобы узнать что-то, вам уже не нужно идти в библиотеку, достаточно ткнуть кнопочку на сотовом телефоне. Полученные знания будут поверхностны, но создадут иллюзию информированности. А как сладко от этого поврежденному самолюбию!

— Бог нашего времени — Википедия, — констатирует Ирина Бестемная. — На самом деле это прекрасное изобретение, позволяющее мгновенно, за считаные минуты, получить сжатое поверхностное представление о сути вопроса. Вы не знаете, кто такой Васко да Гама? Забыли? Вам интересно прочесть, чем был знаменит Фома Аквинский? Открываем и читаем. Мы не узнали ответа на вопрос, отчего имя да Гамы вошло в историю, не прониклись восхищением гениальностью и глубиной размышлений Аквинского, но получили некое представление о вопросе. Первый — путешественник эпохи Великих географических открытий, второй — авторитетный католический религиозный философ, связавший христианское вероучение с философией Аристотеля и сформулировавший пять доказательств существования Бога. Все, точка. Как он это сделал? Каким был Васко да Гама? Мы не знаем больше ничего, захотим узнать — начнем читать Аквинского и искать на карте схему похода да Гамы. Но для некоторых людей полученных наскоком сведений достаточно для того, чтобы сдвинуть брови и начать изображать интеллектуальность.

— Пробелы в образовании латаются и легко прощаются. Не прощается имитация образованности, прикрытая агрессивностью, и непонимание, что цепочка незнаний рано или поздно приводит к катастрофическим ошибкам.

Курс на упрощение и его плоды

Между тем интеллект — история особая.

— Увы, приходится констатировать, что воинствующее невежество затрагивает уже все стороны нашей жизни, крайне негативно отражаясь на уровне общественной культуры, — подытоживает психолог Владимир Ковалев. — И проявления этого невежества разнообразны. Например, нелепый креатив, с которым мы так часто сталкиваемся в обыденной жизни, — одна из сторон этой медали. Силясь выглядеть интеллектуальными и современными, люди порой выдумывают просто дикие вещи. Им кажется нормальным устроить дикие песни и пляски под окнами ветерана — якобы так поздравив его с Днем Победы, провести библиотечную акцию по нелепой теме. Недавно мне показали запись, сделанную учителем младших классов. Она предлагала обсудить тему вежливости, и по тексту было видно, что никакой разницы между невежеством и невежливостью она не видит! Напомню и относительно недавний конфуз: когда обсуждали названия аэропортов, один высокий военный чин рассуждал о Канте. Говорил он примерно так: все говорят: Кант, Кант, философ, а он унижался и на коленях ползал, чтобы ему дали кафедру в университете, чтобы он там преподавал, писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет. Нужны ли комментарии? Проблема в том, что это было сказано с агрессией и апломбом, хотя в данном случае — человеком явно образованным и весьма неглупым. Что уж там говорить о теории плоской Земли, да еще и премированной главной телепремией!

— Самое главное — с младых ногтей приучать детей именно к научному методу познания нашего мира. А начинается познание с любопытства, — поясняет Владимир Ковалев.

КСТАТИ

Сегодня ученые выделяют несколько различных типов интеллекта. Американский психолог Говард Гарднер насчитывает их восемь: интеллект лингвистический и логико-математический, визуально-пространственный и музыкальный, натуралистический, телесно-кинестетический, внутрии межличностный. Интеллект — это набор знаний, навыков и талантов, делающих каждого человека при наличии глубины перечисленного уникальным и неповторимым. Чем ниже уровень каждого из слагаемых этой троицы, тем меньше полученная от их сложения сумма. В наше время, когда нарастает культ нарочитой индивидуальности, эта сумма, как правило, обратно пропорциональна агрессии.

В ТЕМУ

Психологи полагают, что существуют пять простых правил, позволяющих эффективно развивать интеллект: это любопытство, чтение, поиск нескольких путей решения различных задач, произведение в уме арифметических действий и запрет на пользование системами, упрощающими жизнь (онлайн-переводчиками, поисковиками, GPS).

Читайте также: