Канонический стиль в архитектуре доклад

Обновлено: 02.07.2024

Фото: GiuseppeT/wikipedia.org

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото:Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото:Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

Екатерина Сванидзе:

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс

Фото:Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:Unsplash

Николай Фанеев:

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото:Shutterstock

Фото:Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото:Shutterstock

Фото:Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Фото:Vassil/wikipedia.org

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Фото:Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото:Shutterstock

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Фото:Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

Николай Фанеев:

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Фото:Bellomonte/wikipedia.org

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото:Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

Николай Фанеев:

Гареева Камила Нурыевна

КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Одним из символов культуры античной Греции, подлинным архитектурным шедевром является Парфенон — главный храм Акрополя, посвященный покровительнице города богине Афине Парфенос . В основе архитектурного замысла ансамбля лежала идея свободы и совершенной гармонии. В своих основных формах Парфенон - это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. он включает вытянутые по пропорциям колонны, сплошной фриз, опоясывающий здание. В архитектурном облике Парфенона, нет прямых линий и правильных плоскостей, поэтому он кажется живым и будто выросшим из каменной глыбы. Высшую точку развития греческой классики знаменует фриз- зоофор Парфенона, изображающий праздничное шествие в честь Афины и фигуры богов. В представленных на фризе людях нет двух одинаковых лиц или фигур, и всё же каждый персонаж - не портрет того или иного афинянина, а образ - идеал греческой красоты.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ. С распадом Римской империи на два государства — Византию и Рим — разделилась и их культурная жизнь. Уже в Х веке храмы Западной Европы были настолько самобытны и оригинальны, что позже этот период назвали отдельной — романской. Романский стиль, или романика , формируется со времен царствования Карла Великого . Символом и основным стилевым признаком эпохи считается полукруглая сводчатая арка. С романских времен сохранились в основном церковные постройки: массивные, с небольшими окнами и приземистыми колоннами. Верх зданий венчают массивные башни. Романский стиль отвергает декора­тивность, пропорциональность и орнамен­тальность Античности, построения заметно преображаются и огрубевают. Для романики характерны постройки с башнями, гладкими толстыми стенами, маленькими и узкими окнами, прямыми углами. Единственной изогнутой линией является арка. Аскетичная декоративность, отсутствие деталей и лаконичность создают индивидуальность и неповторимость романского стиля.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ . Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской архитектуры. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. С технической точки зрения, готика была просто системой, позволяющей использовать гораздо менее массивные несущие конструкции для обеспечения устойчивости более высоких сооружений. Стрельчатая арка считается символом готики: взгляд устремляется ввысь, и создается ощущение гораздо большей высоты, чем у круговой (романской) арки. Такая конструкция была гораздо более устойчивой и гибкой. Готический стиль называют величественным и устрашающим. Земная жизнь средневекового человека была не важна, ценным считалось лишь то, что вечно. Все было подчинено идее божьего служения и духовной жизни. Соборы должны были устрашать. И они действительно создавали пугающую, мрачную атмосферу страха.

Принципы деревянной архитектуры, в свою очередь, отражались в каменном зодчестве. На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. Этим особенно отличался собор храм Покрова на Нерли - жемчужина русского зодчества 12 века. Мотивы белокаменной резьбы напоминают традиционные славянские резные деревянные узоры. ДРЕВНЕРУССКИЙ СТИЛЬ. Основные принципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением времени создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры — архитектура Древней Руси. Древнерусский стиль - это деревянные дома накрытые сверху сложными фигурными формами крыш с позолотой, на карнизах резные орнаменты в национальном стиле. К терему на прочных деревянных столбах пристраивалось крыльцо. Крыши теремов строились различных форм и конструкций от двускатных до шатровых. Карнизы крыш украшались резьбой по дереву - разного вида полотенцами, а конек крыши всегда украшался петушками. Крыши княжеских или боярских теремов иногда, а купола церквей всегда покрывали настоящей позолотой. Внутренние стены богатых домов обычно расписывались.

РЕНЕССАНС. Ренессанс , или Возрождение — период в европейской культуре, пришедший на смену Средне­вековью. Стиль характеризуется простотой форм. Горизонтальные этажи наслаиваются друг на друга. Актуальны и античные элементы — пилястры, пилон, колонны. Основными архитектурными формами Ренессанса стали геометрические фигуры — куб, квадрат, прямоугольник, шар. Архитекторы пытаются преодолеть тяжеловесность и массивность зданий. Асимметрия готических соборов сменяется полукруглыми арками, куполами и нишами. В это время актуальны большие по размерам купола и своды, декорированные уже не резьбой, а рисунками. В XVI веке настенная живопись уступает в популярности лепным украшениям. Залы храмов преимущественно просторные и высокие.


Эта публикация была добавлена более года назад. С тех пор прошло много времени и многое могло поменяться – учитывайте это.

Знакомясь с тем или иным памятником архитектуры, мы в первую очередь соотносим его с определенной культурно-исторической эпохой, выявляем наиболее характерные черты его художественного стиля.

Путь, пройденный архитектурой - это последовательная смена разнообразных стилей, созданных на протяжении истории цивилизаций. Под стилем архитектуры мы понимаем совокупность элементов и признаков, характерных для множества памятников архитектуры.

Архитектурные стили Древнего Египта и Античности

Начало формирования художественных стилей в архитектуре чаще всего связывают с Древним Египтом, где был создан самобытный и уникальный стиль, получивший название канонического. За три тысячелетия здесь были возведены различные типы архитектурных сооружений, не имеющие аналогов в мировом зодчестве. Среди них знаменитые пирамиды, заупокойные храмы, дворцы и жилые здания.


Большое влияние на древнеегипетскую архитектуру имели религиозные верования египтян: вера в загробную жизнь, культ богов и фараонов. Считалось, что земные жилища простого смертного человека временны, а потому для них не стоит использовать прочные материалы. В то же время храмы богов и гробницы фараонов возводились из самых прочных пород камня, потому что строились на века.

Одной из главных особенностей архитектуры Древнего Египта является ее монументальный характер: грандиозность пространственных композиций, колоссальные размеры, подавляющие человека. пирамиды и храмовые сооружения должны были жить в веках, быть устойчивыми и долговечными.

Протяженность композиции, когда ее отдельные звенья как бы нанизывались на одну ось, - другая важная особенность египетского стиля архитектуры. она объясняется тем, что сооружения предназначались для проведения грандиозных религиозных церемоний с пышными процессиями. Вот почему по обе стороны дороги, ведущей к храму, на протяжении сотен метров располагались аллеи сфинксов.



Древнеегипетские колонны не имеют аналогов в мировой архитектуре. Капители колонн выполнены в виде стилизованных растительных форм - ветвей пальм или цветов папируса, распустившихся или закрытых бутонов лотоса. Иногда капитель колонны воспроизводит изображение головы богини Хатхор. Интересно, что ствол лотосовидной колонны имеет по всей высоте один и тот же диаметр, а папирусообразной - сужается кверху.

Кроме перечисленных признаков для архитектурного стиля Древнего Египта свойственны строгая симметрия, стремление к геометризму форм, сложная планировка гигантских архитектурных сооружений, прочность строительных материалов.



В эпоху Античности (VIII в. до н. э. - Vв. н.э.) в Древней Греции и Древнем Риме сложился так называемый классический стиль архитектуры.легкая и стройная архитектура отражала представления греков о силе и красоте человека. ее важнейшие качества: изящество и простота, гармоничность и соразмерность человеку, практичность и торжественность.

Создание греческими зодчими ордерной (от лат.ordo - порядок, строй) системы положило начало возникновению универсального языка архитектуры, которым человечество пользуется вот уже более двух тысяч лет. С понятием ордерной системы в первую очередь связано появление различных типов колонн, использовавшихся при возведении священных храмов.


Одна из древнейших колонн,дорическая, не имеет базы, ее небольшой ствол прорезан вертикальными желобками (каннелюрами) и увенчан капителью. Верх ствола уже основания, благодаря чему достигается эффект устремленности колонны и всего здания ввысь. Ионическая колонна тоньше, выше и наряднее дорической. Она имеет основание и более глубокие каннелюры, а вверху по краям - спиральные завитки, волюты. Коринфская колонна еще более легка и изящна. Верх колонны венчает четырехугольная капитель, украшенная резными листьями вьющегося растения аканта.

Основными объектами греческой архитектуры в сложившихся уже к VIII в. до н. э. городах -государствах (полисах)были агора - площадь, на которой проходила повседневная жизнь горожан. это территория с храмами богов и святилищами, где устраивались религиозные церемонии, а также театрами для постановки драматических представлений.

Римляне обогатили достижения древних греков новыми инженерными идеями и строительными технологиями. они впервые стали использовать прочный и водонепроницаемый материал - бетон, а при строительстве храмов применили купольное перекрытие пространства. На основе новых, арочных и сводчатых конструкций возводились триумфальные арки, мосты - акведуки для водоснабжения городов, общественные бани (термы), зрелищные сооружения.

Больших успехов римляне достигли в строительстве дорог, связавших между собой провинции огромной римской империи. Римские города отличались строгой регулярностью планировки. В целом для римской архитектуры, всегда стремившейся к удовлетворению практических нужд человека, были характерны монументальность и рационализм.

Архитектурные стили Средневековья

В средние века (V - XVвв.). когда по всей Западной Европе начинается каменное строительство монастырских храмов и феодальных замков, господствует архитектура романского (XI - XIIвв.) и готического (XIII - XV вв.) стилей.

Термин "романский стиль" (от лат. romanus - римский) носит условный характер. Он появился позднее, в XIX в., когда ученые указали на тесную связь западноевропейского зодчества с римскими архитектурными традициями. Особенно ярко этот стиль проявился в архитектуре церковных зданий, и прежде всего в романской базилике, представляющей собой удлиненный в плане храм, внутренние помещения которого перекрыты массивными сводами.


Монолитная цельность, четко выявленные объемы, равномерное членение фасада с помощью горизонтальных и вертикальных линий, суровая красота лаконичного скульптурного декора отличают внешний облик этих зданий. Характерным элементом романской архитектуры является арочная форма дверных и оконных проемов, небольшая ширина которых подчеркивает толщину и мощь стен. Внешний облик романской базилики дополняют башни внушительных размеров.

В середине XIII в. на смену романскому стилю в архитектуре приходит готика. термин "готика" появился в эпоху Возрождения в Италии и уже своим названием (от варварского германского племени готов) показывал отрицательное отношение деятелей Возрождения к искусству Средневековья.

Всего за несколько десятилетий в архитектуре произошли разительные перемены. Массивным, приземистым, словно вросшим в землю романским базиликам готика противопоставила устремленные ввысь изящные ажурные вертикали соборов. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте и объему интерьеры. Невидимая изнутри, она снимала нагрузку со стен, давая возможность покрывать почти всю их плоскость огромными окнами с многоцветными витражами. Высокие стрельчатые арки, окна и порталы, богато украшенные декоративными деталями, создают ощущение легкости и пространственной свободы интерьера.


Родиной готики считают провинцию Иль - де - Франс в центральной части Франции, где впервые применили новую архитектурную конструкцию с использованием каркасной системы и стрельчатого свода. Новый архитектурный стиль быстро распространился в Германии, Австрии, Чехии, Италии, Англии и Испании. В каждой из этих стран он приобрел свой неповторимый и оригинальный облик.

Существенный вклад в развитие средневековой архитектуры внесли древнерусские мастера. Национальная самобытность древнерусского зодчества дает все основания говорить о нем как об особом архитектурном стиле, созданном в IX-XVII вв. на основе традиций византийского зодчества. Его отличают простота форм, многоглавие, пышность и богатство внутренней отделки.


Крестово-купольный тип храма, получивший широкое распространение на Руси, представлен шедеврами мирового значения: соборами Святой Софии в Киеве и Новгороде, Успенским и Дмитриевским соборами во Владимире, архитектурными памятниками Московского кремля. В основе уникального архитектурного типа - шатрового храма, созданного в XVI в. лежат традиции народного деревянного зодчества.

Архитектура эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) дала миру великие творения зодчих и архитектурные идеи. В историю мировой художественной культуры эта эпоха вписала выдающиеся имена зодчих - профессионалов: Брунеллески, Альберти, Браманте, Микеланджело. Главным ее открытием стало возрождение классических традиций Античности, противопоставленных "готическому варварству" средневековья. В то же время архитектура не была простым копированием или подражанием античным мастерам, она активно создавала новые формы и элементы.

Каковы главные отличительные особенности архитектурного стиля эпохи Возрождения? Прежде всего. это строгая симметрия композиции, гармоническая уравновешенность и соотнесенность частей и целого, преобладание горизонтальных членений фасада и поверхностей стен, равномерное чередование оконных проемов и архитектурных деталей, геометрическая правильность форм, отказ от каменной каркасной конструкции готики, декоративно-орнаментальная трактовка античных ордеров.

Основными типами архитектурных построек становятся храмы, дворцы (палаццо) и другие общественные сооружения, возведенные по заказу монархов, знати и духовенства. В эпоху Возраждения яркие архитектурные открытия следовали одно за другим.

Презентацию к уроку изобразительного искусства

На уроках изобразительного искусства очень удобно использовать презентации. Они помогают наглядно воспринимать информацию о творчестве российских, русских, западных художников, эпох; различных направлениях изобразительного искусства. Их можно давать детям домой для самостоятельного изучения. информацию для презентаций можно находить в различных источниках.

Презентацию к уроку изобразительного искусства "Канонический стиль в архитектуре"

Презентацию к уроку изобразительного искусства

Презентацию к уроку изобразительного искусства "Канонический стиль в архитектуре"

Презентацию к уроку изобразительного искусства

Презентацию к уроку изобразительного искусства "Канонический стиль в архитектуре"

Презентацию к уроку изобразительного искусства

Презентацию к уроку изобразительного искусства "Канонический стиль в архитектуре"

Презентацию к уроку изобразительного искусства

Презентацию к уроку изобразительного искусства "Канонический стиль в архитектуре"

Презентацию к уроку изобразительного искусства

 Погребальные сцены сменили изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательно­чувственных сцен из жизни. Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (вспомните бюст его жены Нефертити). Впоследствии, на элементах стиля базируется весь Ампир и отчасти Ар­Деко.

Читайте также: