Камский автомобильный завод доклад

Обновлено: 04.07.2024

Начало строительства завода.

Согласно плану, заводской комплекс должен был состоять из семи производств, которые отвечали бы за все этапы изготовления большегрузных автомобилей. Сюда входили литейное, кузнечное, прессово-рамное, ремонтно-инструментальное, агрегатное, двигательное и автосборочное производства. Строительство первых из них – Ремонтно-инструментального и Литейного заводов было начато уже осенью 1970 года. Спустя некоторое время после постройки всех остальных были построены также ремонтно-механический завод и завод малолитражных автомобилей. Все производство размещалось на огромной территории свыше трех миллионов квадратных метров.

Одновременно большое внимание уделялось организации выпуска прицепов для будущих автомобилей нового автозавода. Было принято решение, что проектированием прицепов будет заниматься ГКБ в городе Балашов, а конструкторский отдел Одесского автосборочного завода займется проектированием полуприцепов. Параллельно в Красноярске началось строительство завода, который будет выпускать прицепы и полуприцепы для новых большегрузных автомобилей.

Такой размах подготовки объяснялся важностью будущего КАМАЗа. Планировалось, что на нем будет произведено не только свыше 150 тысяч большегрузных автомобилей, но и 250 тысяч дизельных двигателей для установки в машинах других предприятий. Их планировалось использовать на Уралах, ЗИЛах, а также некоторых серий автобусов. Для того, чтобы продукция завода отвечала всем поставленным задачам, к вопросу технологического оборудования подошли со всей серьезностью. Для оснащения завода использовалась самая современная техника, в том числе и иностранная. Среди 700 иностранных фирм, поставлявших свою технику на завод, такие известные корпорации как Hitachi, Renault, "Ингерсолл Рэнд", "Буш", "Хюллер", а также многие другие.

Чтобы принять решение о тех проектах, по которым будет осуществляться автомобилестроение, проводились не только заводские, но и приемочные испытания. Так, к примеру, с целью создания опытного ЗиЛ-170 было спроектировано 10 различных модификаций автомобилей. Каждый из них был рассчитан на вес до 26.5т. Государственные испытания экспериментальных образцов проводились на многих трансах страны. Трасса Орел-Киев была выбрана для проверки автопоездов, рассчитанных на наибольший груз (свыше 30 тонн). Самосвалы ЗиЛ-5510 и ЗиЛ-53202 испытывались на трассе Углич-Рыбинск. Часть экспериментальных автомобилей гоняли под Москвой, используя для этой цели Дмитриевский полигон. Основные же испытания, конечно же, проходили в отдаленных и малонаселенных частях страны: в Забайкалье, Тюменской области, а также на территории пустынь. Всего в испытаниях участвовало 40 экспериментальных образцов, которые проехали свыше 4.5 млн. км.

Официальное открытие завода.

Датой производства первого грузовика Камского автомобильного завода считается 16 февраля 1976 года. Производство машин на заводе шло ускоренными темпами, опережая годовые планы. Так, уже осенью 1977 года было выпущено 15000 большегрузных автомобилей. Юбилейный 100000-ый грузовик сошел с конвейера летом 1979 года. Спустя полтора года был выпущен уже 200000-ый, а еще спустя год, в марте 1982 года – 300000-ый большегрузный автомобиль КАМАЗ.

В первые годы существования завода основная часть производства (43%) была представлена самосвалами с кузовом НефАЗ. Остальной объем производства в основном распределялся между бортовыми автомобилями (27%) и седельными тягачами (20%).

После завершения строительства второй очереди КамАЗ в феврале 1981 года стало возможным организовать производство новых серий автомобилей. Спустя два года был налажен выпуск трехосного грузовика КамАЗ-4310, а чуть позже и выпуск двухосных грузовых автомобилей.

ВАЗ-1111 КАМАЗ-5325

В ходе перестройки КАМАЗ пытался наладить связи с иностранными партнерами. Среди наиболее удачных попыток создание совместного предприятия с фирмой DAF. Голландский производитель поставлял для Камского автозавода кабины, размеры которых были специально произведены с учетом шасси грузовиков КАМАЗ. Несмотря на то, что опытная партия КАМАЗ-5325 с голландскими кабинами была выпущена успешно, сотрудничество не продлилось длительное время.

Приватизация, набиравшая темп в стране в перестроечные времена, не обошла и производственное объединение КАМАЗ, на базе которого было создано акционерное общество.

Непредвиденное обстоятельство – пожар в апреле 1993 года, уничтоживший практически полностью как корпуса завода, так и оборудование – остановил производство автомобилей на некоторое время. Однако на восстановление предприятия было брошено большое количество материальных и человеческих сил, и уже спустя полгода завод продолжил свою работу.

На границе двух веков.

В настоящее время ОАО КАМАЗ это современное гармонично развивающееся предприятие с постоянно увеличивающимся ежегодным количеством выпускаемых большегрузных автомобилей. В него входит 9 крупных заводов, расположенных в городе Набережные Челны. Помимо этого сборками грузовиков КАМАЗ занимаются и в других городах России, а также других странах: Украине, Казахстане, Польше и Эфиопии.

Камский автомобилестроительный комплекс расположен в городе Набережные Челны. Завод выпускает большегрузные машины и является одним из крупнейших профильных предприятий в мире. Компания выпускает продукцию под общей маркой "КамАЗ". Место, где находится Камский автомобильный завод? – это автомобильный кластер с постоянно развивающейся инфраструктурой.

Завод для народного хозяйства

Постановление о строительстве завода вышло в свет в 1969 году. Местом для размещения был выбран небольшой городок Набережные Челны на реке Каме. Дислокация была определена с учетом возможностей логистики для доставки и отправки грузов. Город находится почти в центре бывшего Советского Союза, протекающие рядом реки Волга и Кама позволяли водным транспортом доставлять материалы для строительства и оборудование для цехов. Преимуществом стала развитая сеть железных и автомобильных дорог.

Старт строительства

Строительные работы были начаты зимой 1969 года. Плановые производственные мощности должны были обеспечивать выпуск 150 тысяч единиц большегрузных автомобилей, а также обеспечивать сборку 250 тысяч двигателей в течение года. Весь производственный комплекс занимает 57 квадратных километров территории на берегах реки Камы.

камский автомобильный завод

Комплексный подход

Камский автомобильный завод - градообразующее предприятие. Одновременно с корпусами возводились жилые дома и городская инфраструктура. Сотрудники получали комфортабельное жилье, строились школы, медицинские учреждения, детские сады, предприятия бытового обслуживания, спортивные и культурные комплексы. Ежегодно в город прибывало до 40 тысяч специалистов. На начальном этапе население составляло 27 тысяч человек, сегодня в городе проживает более полумиллиона жителей.

Первый автомобиль сошел с конвейера новых цехов в феврале 1976 года. На сегодняшний день количество выпущенной продукции исчисляется в миллионах. За время работы Камский автомобильный завод собрал более 2 миллионов автомобилей и почти 3 миллиона двигателей. Экспорт осуществляется в более чем восемьдесят стран мира, каждый третий грузовой автомобиль с повышенной грузоподъемностью в странах СНГ относится к семейству КамАЗ.

Этапы развития

Практически во всех областях экономики страны задействованы автомобили, которые выпускает Камский автомобильный завод. История завода знает взлеты и падения, но выпуск продукции никогда не прекращался. Первая очередь производственных мощностей была сдана в декабре 1976 года. К моменту ее запуска предприятие располагало лучшими фондами, в два раза превышающими высокие показатели автогиганта ВАЗ.

Темпы роста производства и расширения строительства были рекордными по отрасли:

камаз камский автомобильный завод

Устойчивость

Камский автомобильный завод (Набережные Челны) в 1990 году перешел в статус акционерного общества. Весной 1993 года на предприятии в производственном корпусе двигателей произошел масштабный пожар, уничтоживший практически все уникальное дорогостоящее оборудование и помещения. Меры по восстановлению были приняты практически сразу после ликвидации последствий бедствия. В декабре того же года цеха снова начали производить двигатели.

Совместные предприятия

В новый век предприятие вступило с обновленными планами и разработанной моделью автобуса НефАЗ-5299 с базовой комплектацией шасси КамАЗ-5297. В 2003 году компания презентовала серийный автомобиль КамАЗ-4308, предназначенный для городской инфраструктуры.

камский автомобильный завод показатели деятельности

Современность

Юбилейный двухмиллионный КамАЗ был выпущен с главного конвейера в феврале 2012 года. В следующем году начался серийный выпуск грузовиков нового модельного ряда – КамАЗ-5490 (магистральный тягач). В последующие годы были запущены в серию седельные тягачи модели КамАЗ-65206 и бортовые магистральные авто КАМАЗ-65207.

Новым продуктом в 2015 году стали электробусы, появившиеся на свет в результате сотрудничества с компанией Drive Electro (Россия). Тестовые испытания проводились в полевых условиях мегаполисов и показали удовлетворительный результат. В этом же году на предприятии было начато тестирование беспилотного летательного аппарата, выпущенного на предприятии.

камский автомобильный завод фото

Продукция

Одним из крупнейших автомобильных гигантов России и мира является Камский автомобильный завод. Аббревиатура КамАЗ известна не только на родных просторах, но и в зарубежье. Предприятие выпускает большой перечень автомобилей, техники, двигателей, производит сопутствующие работы, обеспечивает сервис.

Камский автомобильный завод, продукция:

  • Серийные автомобили (тягачи седельные, бортовые большегрузные автомобили, самосвалы, спецтехника с КМУ).
  • Спецавтотехника (автокраны, мусоровозы, автобетоносмесители, снегоочистители, эвакуаторы, буровые установки и пр.).
  • Газобаллонная автотехника (автобусы, самосвалы, автокраны, автоцистерны, коммунальная техника и пр.).
  • Автобусы (городские, пригородные, междугородные, электробусы).
  • Прицепная техника (бортовые прицепы и полуприцепы, контейнеровозы, прицепы и полуприцепы - цистерны и пр.).
  • Запасные части для выпускаемых авто и техники.
  • Сопутствующая техника (мини-ТЭС, электроагрегаты, каматейнеры, двигатели, силовые агрегаты и пр.).

Сопутствующие производства и услуги

Камский автогигант включает большое количество производств, которые, являясь частью целого предприятия, реализуют собственную продукцию.

Заводы группы "КамАЗ" и продукция:

  • Автомобильный завод (шестерни для приводов моста, мосты для автотехники, балансирные подвески, ремкомплекты, бортовые платформы и пр.).
  • Кузнечный завод (коленчатые валы, рычаги, шестерни, кулаки поворотные, кулаки разжимные, ступицы, фланцы и пр.).
  • Литейный завод (литье чугунное, стальное, цветное, специальное, оснастка и оборудование для литейных работ).
  • Прессово-рамный завод (очистка и порезка металла, окраска изделий из металла, изготовление штампованных изделий, сварные детали, узлы и пр.).
  • Ремонтно-индустриальный завод (разработка и изготовление режущего, измерительного, вспомогательного инструмента, специального инструмента, изготовление и реализация запчастей к технике, оборудованию, услуги капитального ремонта станков, стендов, модернизация готового и устаревшего оборудования, установка систем ЧПУ и пр.).
  • Завод двигателей (комплектация двигателей согласно пожеланиям заказчика, продажа компонентов двигателей, гальванообработка деталей, термообработка деталей, механическая обработка и пр.).
  • Метрология (калибровка средств измерения, проверка средств допускового контроля, услуги метрологической лаборатории и пр.).
  • Сервисная служба (аттестованные центры КамАЗ, техобслуживание, оригинальные запасные части для всех линеек выпускаемых автомобилей и техники, гарантийное обслуживание).

камский автомобильный завод адрес

Общие показатели деятельности за 2016 год (МФСО)

Камский автомобильный завод показатели деятельности за 2016 год:

  • Консолидированная выручка – 133 540 млн руб.
  • Реализация – 34 432 грузовых авто (улучшение с предыдущим годом на 16%).
  • Увеличение доли присутствия на отечественном рынке – 56% (в 2015 показатель был на уровне 51%).
  • Чистая прибыль – 656 млн руб. (в 2015 – убыток 2,38 млн руб.).
  • Рентабельность (показатель по EBITDA) – 4,6% (в 2015 году – 2,6%).

камский автомобильнеый завод набережные челны

Показатели в 2017 году

По итогам 1-го квартала бухгалтерская выручка от реализованной продукции показывает рост в сравнении с таким же периодом 2016 года и составляет 26,4 миллиарда рублей (в 2016 году – 17,2 млрд руб.).Общая прибыль составила 34,4 миллиарда рублей (в 2016 убыток составлял 2,2 млрд руб.).

В 2017 году на развитие планируется затратить 20 миллиардов рублей. В приоритетных направлениях – инвестиции в начавшееся строительство завода производства каркасов кабин, импортозамещение, организация производства шестицилиндровых двигателей (новое поколение), разработка модернизированных автомобилей. Запланированный выпуск серийных моделей автомобилей составляет 36 тысяч единиц техники.

где находится камский автомобильный завод

Промышленный туризм

На многих крупных предприятиях проводятся экскурсии, одним из них является Камский автомобильный завод. Фото промышленных объектов, подробные рассказы о технологических процессах, истории завода и возможность первым увидеть новые поколения автомобилей стали реальностью благодаря политике открытости компании. Для того чтобы посетить цеха, необходима предварительная запись. Экскурсии проводятся для групп от 3 до 20 участников аккредитованными туристическими агентствами.

  • Автомобильный завод.
  • Литейный завод.
  • Завод двигателей
  • Прессово-рамный завод.
  • Посещение двух заводов (двигателей и автомобильного).

Экскурсии проводятся в течение рабочей недели.

камский автомобильный завод история

Полезная информация

Если вы интересуетесь, где находится Камский автомобильный завод, адрес его следующий: республика Татарстан, город Набережные Челны, Автозаводской проспект, строение 2.

Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года, и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КамАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.

Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970—1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб. (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).

Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).

На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.

Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-этажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз — с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х — 1980-х годах.

Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КамАЗ-5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 (6x4) и ЗИЛ-175 (4x2) разработки Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачёва и Ярославского моторного завода 1967—1969 годов.

В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.

Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года — бортовой КамАЗ-5320. Этот автомобиль сохранился, он был передан потребителям, долгое время работал в Башкортостане, позже был выкуплен музеем завода и восстановлен, оставлен в качестве музейного экспоната.

В конце года 29 декабря министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов, ранее подписанный государственной комиссией. Утверждённый на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно — в октябре 1977 года (к 60-летию Великой Октябрьской революции), и перевыполнен за год почти на треть (22 000).

Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.

В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.

14 апреля 1993 года начался пожар на Заводе двигателей КамАЗа. Он охватил всё предприятие, уничтожив основной производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Завод двигателей был полностью разрушен.

Ущерб автомобильному производству России был огромен, при поддержке правительства Татарстана и Российской Федерации предприятию удалось постепенно восстановить мощности по выпуску 100 тыс. двигателей, а также ввести в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование для производства силовых агрегатов. В декабре 1993 года завод двигателей снова начал выпускать продукцию.

В 1990-х годах в связи с общим спадом производства в России и финансовыми затруднениями на заводах КамАЗа сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Огромные мощности фактически простаивали, отчего, в первую очередь, страдало население города, так как КамАЗ всегда являлся градообразующим предприятием.

К концу 1990-х усилиями руководства предприятия, при поддержке правительств России и Татарстана, удалось конвертировать долг объединения в размере 1 миллиард долларов США в акции предприятия, восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности.

30 августа 1999 года с конвейера КамАЗа сошёл 1 600 000-й большегруз. Завод двигателей произвёл к тому времени 2 миллиона дизельных двигателей.

После значительного сокращения объёмов производства в 2009—2010 годах, вызванного финансовым кризисом 2008 года, завод начал наращивать темпы выпуска продукции. В 2011 году было реализовано более 45 тысяч грузовиков, что на 40 % выше, чем в 2010 году.

В 2012 году на территории Ремонтно-инструментального завода начат демонтаж корпусов производства ремонтного литья (ПРЛ).

В октябре 2014 года из состава акционеров вышел Европейский банк реконструкции и развития.

Работу выполнила: студентка очного отделения 3 курса, гр. 01301 Абдуллина А.Т.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Приоритетным направлением развития машиностроительной отрасли вступает автомобильная промышленность. Возможности такого развития связаны, прежде всего, со стратегическим сотрудничеством с иностранными партнерами, при использовании имеющегося потенциала высококвалифицированных инженерных кадров и опытной рабочей силы. Кроме того, российские автомобилестроители унаследовали большой рынок с высокими барьерами для вступления в него новых конкурентов, включая такие факторы, как потребность в развитой сервисной сети и сложные дорожные условия.

В российской автомобильной промышленности активно происходят процессы интеграции автомобильных заводов, а также производителей автомобильных компонентов в укрупненные бизнес-группы. С участием ведущих мировых автомобильных фирм создаются новые мощности по производству автомобилей и совместные предприятия по изготовлению современных агрегатов, узлов и компонентов автомобилей. Развернуты производства по сборке отечественных автомобилей в ряде иностранных государств.

В соответствии с потребностями экономики происходит структурная перестройка парка грузовых автомобилей. ОАО КамАЗ является одним из лидеров автомобилестроения не только в Татарстане, но и России, соответственно оценка и анализ опыта развития предприятия представляют собой интересную проблему

Целью данной работы является анализ машиностроительной отрасли Республики Татарстан (на примере ОАО КамАЗ).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать машиностроительную отрасль в 2002-2005 году;

- показать ведущее предприятие отрасли ОАО КамАЗ.

Министр экономики и промышленности РТ Алексей Пахомов провел отраслевое совещание руководителей предприятий машиностроения республики, на котором подвел итоги за 2002 год и определил задачи на год текущий. Промышленность республики в 2002 году произвела продукции на 218 млрд. руб., темпы роста объемов производства по республике составили 100, 8%. Предприятия машиностроения произвели продукции на 25 млрд. руб., индекс физического объема составил 96, 2%. В 2003 году машиностроители республики планируют произвести продукции на 44, 7 млрд. рублей[1] .

По итогам девяти месяцев 2003 года машиностроение и металлообработка вместе с топливной промышленностью и черной металлургией вошли в тройку лидеров среди основных отраслей промышленности по темпам роста производства. В январе-сентябре 2003 года по сравнению с январем-сентябрем 2002 года индекс промышленного производства в машиностроении и металлообработке составил 108, 1%, в топливной промышленности - 109, 6%, в черной металлургии - 109, 3%, что выше общепромышленного уровня (106, 8%)[2] .

Кроме того, в Республике представлено производство компрессорного, вакуумного и холодильного оборудования, производство вычислительной техники, производство нефтяного и химического оборудования, медико-инструментальная промышленность, производство коммунального, санитарно-технического, подъемно-транспортного оборудования, судостроение и судоремонт и другие производства.

Чистая прибыль компании в прошлом году достигла 320, 5 млн. рублей. В 2004 году этот показатель был на 112 млн. рублей меньше. Основные показатели деятельности представлены в таблице 1.

Технико-экономические показатели ОАО ТФК КамАЗ [9]

Как видно из табл. 1 отрицательная динамика выручки от продаж в 2005 году, тем не менее, позволила предприятию покрыть убыток 2004 года и выйти на положительную чистую прибыль 343 тыс. руб.

Несмотря на то, что по результатам деятельности получена прибыль, чистые активы снизились по сравнению с прошлым годом на 652 тыс.руб. и составили по состоянию на 31.12.2005 года 168 756 тыс.руб. Снижение произошло по причине списания доходов будущих периодов, составлявших на начало года 856 тыс.руб.

Коэффициент текущей ликвидности имеет тенденцию к увеличению, в течение 2005 года он вырос с 0, 867 до 0, 889, но не достиг нижней границы норматива (1).

Затраты на 1 руб. доходов от обычной деятельности в 2005 году составили 96, 36 коп., что на 3, 2 коп. меньше затрат прошлого года и плановых затрат меньше на 1, 58 коп.

КамАЗ сегодня — это самое современное высокоточное оборудование, передовые технологии, грузовые автомобили, отвечающие всем международным стандартам, и высокий уровень технического обслуживания. Мы предлагаем потребителю широкую гамму надежной и качественной техники — от малотоннажных городских грузовичков до тяжелых самосвалов, — предназначенных для эксплуатации в любых дорожных и климатических условиях, а также двигатели, включая газовые, весь спектр специальных автомобилей, автобусы, легковые автомобили, прицепную технику, отливки, поковки, инструмент и многое другое.

Новые модели автомобилей КАМАЗ, достигли европейского уровня по техническим характеристикам и потребительским свойствам, что в совокупности с привлекательными ценами и простотой в эксплуатации, позволят им найти своего потребителя и на перенасыщенном рынке стран Европейского Союза.[10]

В Республике Татарстан машиностроение имеет широкий ассортимент производимой продукции. Ведущими отраслями машиностроения Татарстана являются автомобилестроение, авиастроение и приборостроение.

В Республике представлено производство компрессорного, вакуумного и холодильного оборудования, производство вычислительной техники, производство нефтяного и химического оборудования, медико-инструментальная промышленность, производство коммунального, санитарно-технического, подъемно-транспортного оборудования, судостроение и судоремонт и другие производства.

Высоких показателей предприятие добивается не только и не столько за счет увеличения государственного оборонного заказа, но, прежде всего, за счет внедрения новых технологий, интеллектуальных ресурсов, повышения качества и конкурентоспособности продукции.

Миргазиева Л. КамАЗ – ведущее предприятие машиностроения / Время и деньги. 2006. 6 июл.

Президент РТ рассказал В. Путину об эксперименте на старых нефтяных скважинах в Татарстане // eТатар. 2006. 13 окт.

[4] Президент РТ рассказал В.Путину об эксперименте на старых нефтяных скважинах в Татарстане // eТатар. 2006. 13 окт.

[8] Миргазиева Л. КамАЗ – ведущее предприятие машиностроения / Время и деньги. 2006. 6 июл.

Читайте также: