Какие задачи решали аристотель галилей и ньютон доклад

Обновлено: 04.07.2024

Крупнейшими представителями математико-экспериментальной науки выступают Галилео Галилей (Galileo Galilei, 1564–1642) и Исаак Ньютон (Isaac Newton, 1643–1727). В их работах зародилась новая физика, противоречащая аристотелевской традиции. Мы уже говорили о понятии материальной частицы, механическом причинном объяснении и гипотетико-дедуктивном методе, которые были составными частями этого нового, математически сформулированного естествознания. Поэтому будем кратки.

Галилей, живший за два поколения до Ньютона, был центральной фигурой в борьбе против аристотелевского толкования основных научных понятий и способов объяснения. Он опровергал их не только на философском уровне, но и по-новому проводя научные исследования. Хорошо известны эксперименты Галилея со свободно падающими телами, которые послужили основой для формулировки законов движения, отличных от аналогичных законов аристотелевской физики. Известны также его поддержка коперниканской системы и реакция на нее инквизиции, под давлением которой Галилей был вынужден отречься от своих научных убеждений.

Верно, что в дальнейшем были высказаны сомнения относительно использования Галилеем экспериментальных методов. Действительно ли он использовал экспериментальные результаты для объективной проверки своих гипотез или же правильнее сказать, что они были иллюстрациями выводов, уже сделанных им на теоретическом уровне? (Иногда даже высказывается мнение, что Галилей подтасовывал записи своих наблюдений). Но как бы там ни было, Галилею следует воздать должное за то, что он был пионером разработки новых физических понятий и методов исследования.

Сэр Исаак Ньютон, родившийся в семье мелкого землевладельца, стал профессором математики Кембриджского университета и президентом Королевского общества. Он является исключительно выдающейся фигурой как физики, так и общей интеллектуальной истории. Его основной труд Математические принципы натуральной философии (Philosophiae naturalis principia mathematica) был опубликован в 1687 г.

Как известно, Ньютон сформулировал три закона движения и закон всемирного тяготения, создал теорию исчисления бесконечно малых (одновременно с Лейбницем, но независимо от него) и теорию цветового состава естественного света. Его физические теории обосновали предшествующие теории как в астрономии (кеплеровские законы движения планет), так и в механике (галилеев закон свободного падения). Ньютоновская физика является исследованием природы на основе гипотетико-дедуктив-ного метода, в котором решающая роль принадлежит эксперименту. В ней используются выраженные в математической форме понятия материальной частицы, пустого пространства, действующих на расстоянии механических сил (причин). Идея действия на расстоянии расходится с обычным представлением, которое, помимо прочего, можно найти у Декарта (Ньютон тщательно изучал его в молодости).

Первый закон Ньютона. Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменять это состояние.

Второй закон Ньютона. Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.

Третий закон Ньютона. Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе — взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны [И.Ньютон. Математические начала натуральной философии. Перевод с латинского и комментарии А. Крылова. — М., 1989. — С. 39–41.].

Ньютоновский закон всемирного тяготения. Два тела взаимно притягивают друг друга с силой, прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

Помимо физики, Ньютон интересовался теологическими вопросами и написал объемные трактаты по теологии. Занимался он и алхимией, пытаясь добиться превращения одних веществ в другие. Однако его изыскания в области химии оказались менее плодотворными, чем исследования по математике и физике.

В связи со сказанным подчеркнем следующее. В лице Ньютона физика продемонстрировала триумф науки над традициями и предрассудками, а сам Ньютон стал основным предшественником эпохи Просвещения. Возникновение физики было обязано философии в плане как формирования механистической картины мира, так и выработки рационалистической и эмпирицистской позиций. В свою очередь, Ньютон придал новые импульсы развитию философии. Особенно это видно на примере Канта, который пытался эпистемологически обосновать новую физику. Согласно Канту, понятия пространства и времени укоренены в неизменных особенностях нашего способа познания явлений. Кроме того, Кант полагал, что он показал, что и категория причины также является необходимой формой нашего познания. Тем самым новая наука предоставляет нам аргументы против скептицизма, утверждающего, что мы не можем быть уверенными в том, что одна и та же причина приводит к тем же следствиям при каждом своем воспроизведении. Ведь это скептическое утверждение казалось подрывающим саму основу экспериментального метода, предполагающего определенное постоянство природы.

Как главный основоположник новой физики, Ньютон является символом мощи человеческого мышления. Начиная с него, наука оказалась связанной с идеей прогресса. Идея Бэкона о знании как силе и, следовательно, источнике процветания и прогресса получила средства реализации. Наука, а не теология, стала верховным авторитетом в вопросах истины и превратилась в посюстороннюю, земную силу господства над природными процессами. Философия и религия вынуждены были искать свое место по отношению к науке. В этом заключается социальное и интеллектуальное значение математического и экспериментального естествознания, в возникновении которого столь существенную роль сыграл Ньютон. Но это значение наиболее полно проявилось в XVIII веке.

Попытки преодолеть парадоксы бесконечного: Декарт, Ньютон, Лейбниц

Попытки преодолеть парадоксы бесконечного: Декарт, Ньютон, Лейбниц Не удивительно, что Декарт, признавая принцип непрерывности не только в математике, но и в физике, возвращается в этом пункте к Аристотелю. «Невозможно, — пишет Декарт, — существование каких-либо атомов,

6. Ньютон

6. Ньютон Другой стороной этого умонаправления является то, что мысль обратилась также и к исследованию природы; в этой области прославился Исаак Ньютон своими математическими открытиями и физическими определениями. Он родился в 1642 г. в Кембридже, занимался главным

Коперник, Галилей, Кеплер

Коперник, Галилей, Кеплер В одно время с Парацельсом, жил Коперник, который действительно перевернул весь мир с ног на голову своей новой и более точной моделью вселенной.До Коперника о центральном положении Солнца в системе планет знали герметисты. Они стремились к

Сэр Исаак Ньютон

Сэр Исаак Ньютон Сэр Исаак Ньютон (1642–1727), этот величайший ум, тоже был связан с традицией розенкрейцеров. Королевское научное общество, которое никогда не выходило из-под опеки Бэкона и находилось в руках Эшмоула, благодаря участию великого Ньютона приобрело особый

Апиций, Галилей

Апиций, Галилей Апиций. Ах, я очень расстроен, что не родился в ваш век!Галилей. Мне кажется, что нрав, которым вы известны, должен был позволить вам отлично приспособиться и к тому веку, в котором вы жили. Единственное, чего вы жаждали, это тонкие яства, а ведь вы вращались в

Слайды и текст этой презентации

Выполнила: ученица 11 А
МОУ Староюрьевской сош
Руководитель: учитель физики Канина Л.Н.

. Цель исследования: изучить этапы становления классической механики, а так же выяснить роль ученых в становлении

. Цель исследования: изучить этапы становления классической механики, а так же выяснить роль ученых в становлении данной физической теории.

Задачи:
оценить вклад ученых в развитие и становлении физической теории: классической механики;
Познакомится с методами рассуждений ученых, их подходом к познанию природы;
Оценить соотношение между экспериментом и теорией в процессе развития механики;
Объект исследования: процесс создания физической теории: классической механики. Предмет исследования: выдающиеся заслуги ученых физиков в создании классической механики

Леонардо да Винчи (1452-1519).Он высказывал много ценных мыслей, касающихся сохранения движения, подходя вплотную к закону инерции. Знал

Леонардо да Винчи (1452-1519).

Он высказывал много ценных мыслей, касающихся сохранения движения, подходя вплотную к закону инерции.
Знал и использовал в своих работах метод разложения сил. Для движения тел по наклонной плоскости он ввёл понятие о силе трения.
Пытался вникнуть в сущность колебательного движения, приблизился к современной трактовке понятия резонанса.
кроме статики исследовал вопросы астрономии.
Любуясь сегодня великолепными картинами Леонардо да Винчи, рассматривая его остроумные проекты различных сооружений, перечитывая глубокие мысли ученого благодарное человечество воздает и будет воздавать дань этому гиганту эпохи Возрождения.

Николай Коперник (1473-1543)

Галилео Галилей (1564-11642)Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам

Галилео Галилей (1564-11642)

Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам времени их падения; равенство скоростей падения тел различного веса в безвоздушной среде (вопреки мнению Аристотеля и схоластиков о пропорциональности скорости падения тел их весу); сохранение прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило название закона инерции), и др.
На основе своих исследований по механике открыл принцип относительности.
Философское значение законов механики, открытых Галилеем было громадным. Открытие же законов механики Галилеем и законов движения планет Кеплером, давшими строго математическую трактовку понятия этих законов, ставило это понимание на физическую почву. Тем самым впервые в истории развитие человеческого познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание.

Иоганн Кеплер (1571-1630)Он открыл три основных закона движения планет, изобрел оптическую систему, применяемую в частности, в современных

Иоганн Кеплер (1571-1630)

Исаак Ньютон (1643-1727)Ньютон сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, разработал основы дифференциального и интегрального

Исаак Ньютон (1643-1727)

Выводы:Работа над рефератом позволила глубже проникнуть в физическую науку, особенно в те её стороны, которые связанны с

Диспут о физике: Харальд Акерманис – Дмитрий Тальковский - Иъ Лю. Ха.


Дмитрий Тальковский. УТОЧНЕНИЕ! Как я полагаю в действительности, что не только писали, но и полагали даже, во-первых, АРИСТОТЕЛЬ! А во-вторых, ИСААК НЬЮТОН.

Так вот, Аристотель, как я полагаю, конечно, действительно утверждал, что всё сущее находится в эфире!! И что именно эфир как раз и есть субстанция, на которую опираются Миры, посредством которой, правда, тела не падают, а взаимодействуют друг с другом.

Вот почему приписывать Ньютону, - создателю Закона Мирового Тяготения! Создателю Закона, который вслед за Аристотелем объясняет, почему тела всего мира не падают друг на друга, утверждение:

"Что-де, существуй эфир, то он, дескать, тормозил бы движение космических объектов, и те, все, как один, посыпались бы на Солнце".

"Тогда как в физике Аристотеля пространство внутри небесной сферы, вращавшейся вокруг неподвижного Земного шара, заполнено эфиром, тормозящим движение". Конец цитаты.

Конец цитаты, показывающей всем нам, надеюсь, что не мог Исаак Ньютон так примитивно утверждать и полагать даже, что Аристотель, мол, считал: "пространство внутри небесной сферы, вращается вокруг неподвижного Земного шара".

То, вероятно в силу тех или иных причин, Ньютон просто вынужден, другими словами был обязан, как в свое время Галилей, высказываться именно в таком ключе. Иначе как привлечь внимание и оправдать приверженность Исаака Ньютона к корпускулярной теории распространения света! Дмитрий Тальковский.


Добавить замечание: Дмитрий Тальковский. Господин Харалд Акерманис! Вы вполне резонно, как это представляется, пытаетесь с самого начала разобраться в противоречивости суждений с одной стороны основоположника Науки с красноречивым названием Физика, - Аристотеля, а с другой стороны также величайшего ученого современности, ученого практически наших дней сэра Исаака Ньютона. Но делаете Вы это Харалд и неумело, и даже неуклюже. Так как вместо того чтобы понять величайших мыслителей и таким именно образом с высоты исключительно только нашего современного уровня развития техники, позволяющего теперь не только просто выдвигать гипотезы, но также и проверять их выполнение с помощью измерений. Вы подвергаете уничижительному сарказму, рассуждения великих мыслителей ставя, таким образом, себя выше и Аристотеля и Ньютона вместе взятых, что на практике равносильно самоубийству.


Дмитрий Тальковский. Что касается моего собственного представления обо всем Вами, Хоральд написанном, то оно видится мне много проще, а именно. Есть врожденное, то есть естественное свойство всех тел веществ создавать вокруг себя - гравитационное поле. Потом посредством взаимодействия всех этих гравитационных полей как раз и происходит не только естественное распределение космических тел веществ в пустом, как вы говорите пространстве в виде свободного преимущественно кругового движения. Но кроме этого гравитационное поле является также еще и материальным носителем, - средой распространения электромагнитных волн возникающих в гравитационном поле, которое существует, /присутствует/ везде. Другими словами гравитационное поле как раз и есть тот гвоздь, на котором держится, во-первых, как Закон всемирного тяготения. Во-вторых, постоянство скорости распространения электромагнитных излучений. И, в-третьих, независимость скорости распространения электромагнитных излучений от состояния покоя или движения источников возникновения, то есть образования волн.

К естественному движению, движению, совершаемому по раз и навсегда заведенному порядку определяемому Природой, вне всякого сомнения, относятся также и движения космических объектов: звезд, в том числе Солнца; планет, в том числе Земли; спутников планет, например, Луны, всех других космических тел. Указанные выше космические тела, как правило, совершают равномерное, преимущественно круговое движение, ибо именно такое движение является наиболее простым и совершенным. Космические тела, как полагали раньше древние греки состоят из особой небесной субстанции, и потому не падают на Землю. Теперь мы уже знаем точно, что космические тела ничем практически не отличаются от тел на Земле. А не падают космические тела друг на друга, в том числе и на Землю не потому только, что они имеют какое-то особенное, отличное от Земли строение. А потому что космические тела вещества испытывают силы гравитационного притяжения, которые образуют гравитационные поле разной плотности, которое то, как раз и заставляет все космические тела, вещества в силу Закона Всемирного Притяжения находиться в относительно устойчивом друг к другу отношении. В силу Закона Всемирного Притяжения, по которому все тела, вещества притягиваются друг к другу, и потому не падают друг на друга! Закону, который был открыт все тем же сэром Исааком Ньютоном, как результат обобщения Учения Аристотеля и Демокрита, в частности, и всех других Древнегреческих мыслителей, вообще!

Тогда как свободное движение тел! Решение проблемы, которой Галилей и Ньютон были крайне озадачены, не требует, и это, очевидно, никаких, по крайней мере, видимых принудительных сил! И, тем не менее, оно существует! Причем, существует не, просто обычное движение! А движение с ускорением! То есть движение, с изменением скорости.

Таким образом, в физике Галилея - Ньютона для простого, не ускоренного движения тел, веществ, - сила просто перестала считаться, /являться/ чем-то необходимым. Так как сила у них нужна была для того только, что бы уже изменять скорость движения. А так, если тело движется, то оно должно, /обязано/ двигаться вечно. Живой так сказать вечный двигатель, даже изобретать ничего не надо! Нет, так сказать в этом, никакой такой необходимости. Главная проблема вечного движения тел веществ, - это устранить влияние внешней среды, - воздуха, и естественно, устранить трение! И тогда тела, вещества, согласно Учению Галилея - Ньютона, будут двигаться вечно.

Что касается реальной физики Аристотеля, когда повозка останавливается практически сразу! Или через очень короткий промежуток времени после прекращения на нее внешнего воздействия, то эта физика Аристотеля, очевидно, – осталась не удел.

Прежде чем найти признаки, по которым физика Аристотеля не просто не совпадает с физикой Ньютона, но и в значительной степени превосходит ее, то есть считается единственно научной физикой, рассмотрим рассуждения Галилея, которые, как мы уже знаем, в значительной степени определили физику Ньютона.

Так вот в отличие от Аристотеля, который со всей определенностью утверждал, что тела, вещества в случае их принудительного движения, могут двигаться, конечно, еще какое-то время по инерции, расходуя эту вновь приобретенную инерционную силу движения. Но только исключительно строго ограниченное время вплоть до своей обязательной и полной остановки в той или другой точке Земли. Галилей утверждал прямо противоположное, а именно, что по инерции тела вещества могут двигаться, сохраняя вновь приобретенную инерцию движения, бесконечно долго. Для этого и надо всего ничего исключить тормозящие действия среды, в том числе и воздуха, а также исключить трение. Теперь же, как представляется самое время уточнить: Кто прав: Аристотель или Галилей?

Харалд Акерманис 07.01.2013 10:46 «Я не читал Эйнштейна, ибо предпочитаю не заморачиваться лишней и мало корректной информацией. Для самих ученых, да и вообще большинства людей, запомнивших большой объём сведений это уже - вредно, поскольку память ещё не означает, что её обладатель что-то знает, то есть применить информацию он может далеко не всегда. Об этом можете прочитать у меня в "Эх вы, академики!". Яркий образчик дебильности, когда решение только одно, а люди роются в своей памяти, не в силах его найти! А об электричестве в "Электричество. Перенос зарядов или волны?". Конец цитаты.


Рецензия. Написать рецензию: Иъ Лю. Ха 05.01.2013 18:52. "По Ньютону, прилагая силу, мы преодолеваем инерцию покоя, но вот, по Аристотелю, чтобы сместить судёнышко, нам нужно возбудить вокруг него некие возмущения. Какие? Да волны же! Толкнули лодку, и она поплыла по инерции. пока не остановится. Остановится плавсредство когда? Когда кончится инерция? То бишь сила? А вот нет: лодка остановится, когда затухнут возникающие вокруг неё колебания среды!" Харалд, разве не оба правы? Тело может двигаться как под воздействием инерции, так и под воздействием колебаний среды. Одно другому может мешать, а может и помогать, но не отрицает друг друга. Иъ Лю. Ха.


Добавить замечания: Дмитрий Тальковский. Спешу уточнить: Что по Ньютону, прилагая силу, мы не просто преодолеваем инерцию покоя, как это Вы глубокоуважаемый Иъ Лю. Ха вполне резонно, но совершенно ошибочно замечаете, а прилагая силу именно по Ньютону, конечно же, и Галилею тоже, мы уже изменяем саму скорость движения тел. То есть по Ньютону, прилагая силу, мы не просто преодолеваем инерцию покоя и совершаем обычное движение без ускорения. А мы уже изменяем скорость движения тел веществ. Не верите, вспомните II закон Ньютона: F = m*a. По физике Ньютона тела движутся, /так у него решается проблема движения/ только по инерции, причем исключительно равномерно. Если же к ним прикладывается сила, то тогда они просто обязаны двигаться, причем опять же ускоренно. Собственно неускоренное движение в физике Ньютона-Галилея, в случае приложения силы, - это и никакое ни движение. Собственно все движение без ускорения в физике Ньютона происходит исключительно по инерции. Что собственно оправдывает антинаучную теорию под названием Bing bong/.


Добавить замечания: Харалд Акерманис 05.01.2013 19:01. Илья! На сей раз, Вы невнимательно прочитали: у меня ясно говорится, что инерция это и есть возмущения среды, сиречь - затухающие колебания. Движение любого тела отнюдь не бесконечно - колебания затухли, и тело остановилось. Ньютон этого не объяснил, увлёкся математикой. Я объясняю, а меня шельмуют. Харалд Акерманис.


Дмитрий Тальковский. Согласитесь! Трудно просто невозможно понять, когда мы читаем у Харалда: «у меня ясно говорится, что инерция это и есть возмущения среды, сиречь - затухающие колебания. Движение любого тела отнюдь не бесконечно - колебания затухли, и тело остановилось. Ньютон этого не объяснил, увлёкся математикой. Я объясняю, а меня шельмуют, жалуется Харалд Акерманис.

А вот действительно важный для всех нас вопрос: «Так чья позиция Аристотеля или Ньютона ближе Харальду Акерманис, так и остался без ответа? Дмитрий Тальковский.

Марат Зарифов 17.02.2013 14:57. Многозначительно поздравляю. Марат Зарифов.


Павел Малахов 2 30.07.2019 15:33. Цитирую часть статьи: "Что касается реальной физики Аристотеля, когда повозка останавливается практически сразу! Или через очень короткий промежуток времени после прекращения на нее внешнего воздействия, то эта физика Аристотеля, очевидно, – осталась не удел".

Есть такая байка, что Аристотель сказал: "Для того чтобы тело двигалось с постоянной Скоростью, к телу должна быть приложена постоянная Сила". А Ньютон сказал, что "Постоянно приложенная к телу Сила - вызывает у тела Ускорение". И дальше вводится мысль о том, что Аристотель был не прав, а Ньютон - МОЛОДЕЦ!

Эту историю в современной физике можно найти везде, практически во всех статьях. И Вы Дмитрий эту историю тоже косвенно озвучиваете. В интернете, мало того, что эта история повторена и размножена, наверное, 1000 раз, так на нее снято, наверное, не одна сотня видеороликов. Современная физика с удовольствием размножает этот бред и тем самым показывает свое полное непонимание законов Ньютона.

У меня вопрос к вам: Вы лично понимаете, что эта выдуманная СКАЗКА и современная физика, является полным идиотизмом и унижает в первую очередь саму физику как науку, т.к. показывает, что современная физика - ВООБЩЕ не понимает, в чем заключается сущность законов Ньютона? Павел Малахов 2.


Дмитрий Тальковский 23.10.2019 23:09. Павел Малахов 2! Вы спрашиваете: Есть такая байка, что Аристотель сказал: "Для того чтобы тело двигалось с постоянной Скоростью, к телу должна быть приложена постоянная Сила". А Ньютон сказал, что "Постоянно приложенная к телу Сила - вызывает у тела Ускорение". И дальше вводится мысль о том, что Аристотель был не прав, а Ньютон - МОЛОДЕЦ! Так вот вы у меня спрашиваете, кто прав Аристотель или Ньютон?! Но ведь у меня в статье черным по белому написано, что прав Аристотель, как человек на целую голову умнее не только средневековых схоластов Ньютона вместе с Галилеем, но и всех наших так называемых Шнобелевских лауреатов, а конкретно всех наших релятивистов.

А потому я возвращаю вас к статье, где у меня написано:

Так что скорость показывает во сколько раз сила больше инерции, а ускорение показывает, как часто сила прокладывается к телу. Так что и скорость, и ускорение характеризуют процесс движения, причем с разных сторон. И все это как раз и есть Физика, как Наука Аристотеля, простите, но не Ньютона, к сожалению. С уважением,

Философия науки изучает природу современного научного знания. Современной называется новоевропейская наука, возникшая в результате научной революции XVI - XVII вв. и связанная с именами таких великих ученых и философов, как Галилей и Кеплер, Бэкон и Декарт, Гюйгенс и Ньютон. Кратко рассмотрим основные черты этой науки и ее отличие от предшествующего научного знания.

Древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии выработали и накопили большие запасы астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Люди следили за небесными явлениями, лечили болезни, вели простейшие расчеты, занимались приручением и селекцией животных задолго до того, как возникли первые научные дисциплины. Но это знание имело рецептурный характер - оно было тесно связано с конкретными практическими задачами: ведением календарей, измерением земли, предсказаниями разливов рек и т.п. Как правило, такое знание сакрализировалось, его хранили и передавали из поколения в поколение вместе с религиозно-мифологическими представлениями жрецы.

В европейской культуре собственно научное знание появилось около двух с половиной тысячелетий назад. Первые античные мыслители, создававшие учения о природе - Фалес, Пифагор, Анаксимандр и другие, многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, отличались принципиальной новизной. Во-первых, от разрозненных наблюдений и рецептов они перешли к построению логически связанных и согласованных систем знания - теорий. Во-вторых, эти теории не были узкопрактическими. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Само древнегреческое слово "теория" означает "созерцание". Согласно Аристотелю, "теория" - это такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитарных целей. В-третьих, теоретическое знание в Древней Греции разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, поэтому они не придавали ему сакральных черт и обучали всех желающих и способных к науке людей.

Благодаря всему этому за короткий по историческим меркам период древние греки создали замечательные математические теории, построили космологические системы, заложили основы целого ряда наук - физики, биологии, социологии, психологии и др. Уже в Платоновской Академии и особенно в школе Аристотеля это знание приобрело вид научных Дисциплин, в рамках которых велись систематические исследования и обучалась научная смена.

Аристотеля без особых натяжек можно считать и первым философом науки. Он создал формальную логику - инструмент ("органон") рационального научного рассуждения; проанализировал и классифицировал различные виды знания: разграничил философию (метафизику), математику, науки о природе и теоретическое знание о человеке, отличил от всего этого практическое знание - мастерство и техническое знание, практический здравый смысл.

У Аристотеля можно найти представление о том, как нужно правильно строить научное исследование и излагать его результаты. Работа ученого, по его мнению, должна содержать четыре основные этапа:

• изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое критикой предложенных предшественниками точек зрения и решений;

• на основе этого - четкая постановка проблемы, которую нужно решить;

• выдвижение собственного решения - гипотезы;

• обоснование этого решения с помощью логических аргументов и обращения к данным наблюдений, демонстрация преимуществ предложенной точки зрения перед предшествующими.

Все это может показаться достаточно банальным, однако большинство научных диссертаций до сих пор пишутся по этой схеме.

Аристотель, наконец, дал ясное учение о том, как должно выглядеть полное и четкое научное объяснение явления или события. Согласно его философии, каждое явление обусловлено четырьмя причинами: формальной (связанной с сущностью явления, его структурой или понятием), материальной (обусловленной субстратом, веществом, в котором воплощается эта форма или структура), движущей (конкретной побудительной причиной), целевой (связанной с тем, "ради чего", "зачем" происходит явление). Если удается установить и объяснить все эти причины, то задача науки оказывается полностью выполненной, явление считается познанным и объясненным.

Например, нам нужно объяснить, почему хамелеон меняет цвет кожи, когда переползает с освещенного зеленого листа на темно-бурую ветку. Формальной причиной здесь является суть хамелеона как живого существа, способного менять цвет кожи в зависимости от освещения и цвета фона. Материальная причина - особая субстанция, вещество в его коже, которое изменяет ее цвет. Действующей причиной будет факт переползания из светлого места в темное. Целевая причина изменения цвета кожи - стремление хамелеона сделаться незаметным для потенциальных врагов.

Величие античной учености и ныне вызывает восхищение. Однако нужно видеть и ограниченность "аристотелевской" науки. Прежде всего она описывала мир как замкнутый и относительно небольшой по размерам Космос, в центре которого находится Земля. Математика считалась наукой об идеальных формах, применительно к природе область ее применений ограничивалась расчетами движения небесных тел в "надлунном мире", поскольку он понимался как мир идеальных движений и сфер. В "подлунном мире", в познании земных явлений, по Аристотелю, возможны только нематематические, качественные теории. Очень важно также то, что античным ученым была чужда идея точного контролируемого эксперимента: их учения опирались на опыт, на эмпирию, но это было обычное наблюдение вещей и событий в их естественной среде с помощью обычных человеческих органов чувств. Вероятно, Аристотель сильно удивился бы, если бы попал в современную научную лабораторию со сложным экспериментальным оборудованием и узнал, что в таком отгороженном от света и мира помещении люди изучают "природу".

Аристотелевское понимание науки и многие его конкретные теории пользовались непререкаемым авторитетом многие столетия. Только с эпохи Возрождения появились попытки разработать новую картину мира и новый "органон" научного познания. Начало этому было положено польским ученым Николаем Коперником (1473 - 1543), предложившим гелиоцентрическую картину мира. В идейном плане велико было влияние Ф. Бэкона, пропагандировавшего "новый органон" и новый образ эмпирической, индуктивной науки. Но решающий удар по аристотелизму нанес Галилей: он не только всесторонне обосновал учение Коперника, но и создал новое понимание природы науки, разработал и применил метод точного экспериментального исследования, которого не знали ни античные, ни средневековые ученые.

Галилео Галилей (1564 - 1642) - знаменитый итальянский ученый, родился в Пизе в знатной, но обедневшей семье. Учился в университете своего родного города, сначала изучал медицину, но потом посвятил себя физике и математике. В 1592 г. Галилей был приглашен на должность профессора математики в университет Падуи, где он преподавал до 1610 г. Именно в это время Галилей произвел свои знаменитые телескопические наблюдения пятен на Солнце, поверхности Луны и спутников Юпитера. Эти наблюдения не укладывались в аристотелевскую картину мира, которую в то время поддерживала церковь. Затем Галилей стал придворным математиком у князя Тоскании. Здесь он однажды прочитал перед монахами лекцию, смысл которой состоял в демонстрации того, как можно согласовать предложенную Коперником картину Вселенной со Священным писанием. После этого он много дебатировал на эти темы с церковными служителями. В 1623 г. симпатизировавший взглядам Галилея кардинал Барберини был избран Римским Папой. Это позволило Галилею достаточно свободно заниматься сравнением коперниканского и птолемеевского учений, результатом чего стали "Диалоги о двух главнейших системах мира" (1632). Хотя в предисловии к этой знаменитой книге ученый отмечал, что соперничающие системы являются не более чем математическими гипотезами, его аргументация в пользу теории Коперника произвела очень сильное впечатление на ученый мир. Причем книга была написана не на ученой латыни, а на живом итальянском языке, что значительно расширило круг ее читателей. Церковь в лице инквизиции заставила Галилея отречься от своих взглядов. Но, и отправленный под надзор во Флоренцию, ученый продолжал работать, он подверг критике основные постулаты аристотелевской физики, выбив еще одну основу из-под геоцентрической картины мира.

В отличие от Аристотеля Галилей был убежден, что подлинным языком, на котором могут быть выражены законы природы, является язык математики. Он заявлял: "Философия написана в величайшей книге, которая всегда открыта перед нашими глазами (я разумею Вселенную), но ее нельзя понять, не научившись сначала понимать ее язык и не изучив буквы, которыми она написана. А написана она на математическом языке, и ее буквы это - треугольники, дуги и другие геометрические фигуры, без каковых невозможно понять по-человечески ее слова; без них тщетное кружение в темном лабиринте".

Но как можно выразить бесконечно разнообразный и изменчивый мир природных явлений абстрактным и неизменным математическим языком? Чтобы это стало возможным, доказывал Галилей, нужно ограничить предмет естествознания только объективными, "первичными" качествами вещей, такими, как форма тел, их величина, масса, положение в пространстве и характеристики их движения. "Вторичные качества" - цвет, вкус, запах, звук - не являются объективными свойствами вещей. Они - результат воздействия реальных тел и процессов на органы чувств, и в том виде, в каком они переживаются, существуют только в сознании воспринимающего их субъекта.

Вместе с тем Галилей обнаружил, что характеристики некоторых вторичных качеств соответствуют определенным, точно фиксируемым изменениям в первичных качествах. Например, высота звука, испускаемого струной, определяется ее длиной, толщиной и натяжением. Субъективное ощущение теплоты можно соотнести с изменением уровня жидкости в трубке термометра. Таким образом, ряд вторичных качеств можно свести к измеряемым геометрическим и механическим величинам.

С помощью такого методологического шага Галилею удалось осуществить "математизацию природы". Объяснению явлений, исходящему из "сущностей", "качеств" вещей (характерному для аристотелевской науки), было противопоставлено убеждение в том, что все качественные различия происходят из количественных различий в форме, движении, массе частиц вещества. Именно эти количественные характеристики могут быть выражены в точных математических закономерностях. В рамках такого метода Галилею уже не требовалось прибегать к объяснению явлений через аристотелевские "целевые причины". Этому он противопоставил идею "естественного закона" - бесконечной механической причинной цепи, пронизывающей весь мир.

Начатое Галилеем преобразование познания продолжили Декарт, Ньютон и другие "отцы" новоевропейской науки. Благодаря их усилиям сложилась новая форма познания природы - математизированное естествознание, опирающееся на точный эксперимент. В отличие от созерцательной установки античного теоретизирования, соотносимого с наблюдениями явлений в их естественном течении, новоевропейская наука использует "активные", конструктивно-математические приемы построения теорий и опирается на методы точного измерения и экспериментального исследования явлений при строго контролируемых - лабораторных, "искусственных" - условиях.

Несмотря на большие изменения, которые произошли в науке со времен Галилея и Ньютона до наших дней, она сохранила и упрочила это свое методологическое ядро. Современная наука продолжает оставаться наукой новоевропейского, "галилеевского" типа. И именно она является основным предметом анализа философии науки.

Читайте также: