Институт habitation в римском праве доклад

Обновлено: 01.05.2024

Кроме ususfructus и usus в римском праве встречались еще два личных сервитута: а) habitatio, т. е. вещное право жительства в чужом помещении; b) operae servorum, т. е. вещное право на труд чужого раба. Оба эти сервитута в римском праве носили алиментарный характер, т. е. рассматривались как формы оказания материальной поддержки неимущим лицам, а поэтому пользовались известными привилегиями, напр., они не прекращались в случае non usus.

Глава III. Реальные сервитуты

§ 147. Общие положения*(136)

Реальные сервитуты суть вещные и ограниченного пользования одним участком, связанные с другим участком. Они предполагают господствующий и служащий участок, praedium dominans и praedum servens. Реальные сервитуты находятся в распоряжении каждого данного собственника господствующего участка. Они переходят на каждого преемника первоначального их приобретателя независимо от того, каким образом он стал собственником участка; римские юристы поэтому и смотрят на них как на особые дополнительные атрибуты господствующего имения. Существуют некоторые общие положения, касающиеся всех реальных сервитутов.

Сервитут должен быть praedio (dominanti) utilis, т. е. он должен либо облегчить эксплуатацию господствующего участка, как, напр., servitus itineris, либо сделать пользование им более приятным, как, напр., servitus altius non tollendi. Господствующий и служащий участок должны быть соседние, praedia vicina, т. е. находиться в таком пространственном соотношении, что обременение одного действительно может принести пользу другому. Объем правомочий, предоставляемых данным сервитутом, не идет дальше того, что необходимо в интересах господствующего участка; поэтому собственник господствующего участка не может пользоваться своим сервитутным правом в интересах третьих лиц (напр., не может поить чужой скот). Объем правомочий, предоставляемых данным сервитутом, может быть ближе нормирован или ограничен относительно срока или места осуществления сервитута; во всяком случае, сервитут должен быть осуществляем civiliter, т. е. сообразуясь с интересами собственника служащего участка. Собственник служащего участка может и сам совершать те действия, на которые имеет право собственник господствующего, равно предоставить и другим соседям те же права, поскольку это допускается природою вещей и не приводит к умалению существующих уже сервитутных прав; с другой стороны, он должен воздерживаться от всех действий, ограничивающих права собственника господствующего участка. Выгода, доставляемая господствующему участку служащим, не должна быть преходящая, а должна быть постоянная - servitus perpetuam causam habere debet.

Реальные сервитуты суть неделимые права. Они лежат на всем служащем участке и связаны со всем господствующим участком и не могут быть приобретены или утрачены в применении к интеллектуальной части того или другого участка; в случае реального раздела того или другого участка они продолжают обнимать все отдельные части бывшего целого, поскольку действие их само по себе не ограничивается какой-нибудь отдельной местностью того или другого. По той же причине один из нескольких сособственников не может обременять сервитутом общий участок или приобрести таковой в пользу общего участка.

Личные сервитуты являлись имуществен­ными правами на чужие вещи, установленными в пользу индиви­дуально определенных лиц. Право обременять сервитутом при­надлежало собственнику предмета сервитута. Собственники пред­метов могли меняться, а личный сервитут если и прекращался, тоносители этого права не менялись.

Личный сервитут, как правило, длился столько, сколько длилась жизнь титуляра (это было пожиз­ненное право), или, по крайней мере, сколько было предусмотрено правовым положением титуляра. В отличие от земельных, предметом личных сервитутов могли быть все вещи.

В связи с содержанием полномочий носителей лич­ных сервитутов, как и в связи с предметом, все эти сервитуты де­лились на четыре вида:

а) узуфрукт (usus fructus) — право пользования чужой непотребляемой вещью с присво­ением ее плодов, но с сохранением субстанции вещи, т. е. ее хозяйственного назначения. Причем узуфруктарий вправе не только лично пользоваться предметом узуфрукта, но и может сдать его в аренду, продать плоды. Следовательно, из трех возможностей, составляющих содержание права собственнос­ти, — пользование, собирание плодов, распоряжение — узуф­руктарий не имеет возможности лишь распоряжения;

б) usus — право личного пользования чужой вещью, но не плодами;

в) habitatio — право жить в чужом доме;

г) operae — право личного пользования чужим рабом или животным.

Общим для этих видов сервитутов было то, что во время их существования владелец предмета не получал никакой компенсации.

Рассмотрим эти виды несколько подробнее.

а) Узуфрукт (пользование плодами)

Пользование плодами являлось личным сер­витутом, на основании которого полномочное лицо, или пользова­тель плодами, получал право бесплатно и, как пра­вило, пожизненно пользоваться чужой вещью и извлекать из нее плоды с обязательством, по завершении пользования плодами, возвратить вещь собственнику неповрежденной.

Узуфрукт возник как особый вид права на чужие вещи только к концу республики. В это время предметом узуфрукта могли быть лишь непотребляемые вещи, так как лишь эти вещи, по завершении узуфрукта, можно было возвратить их хозяину неповрежденными.

Потребляе­мые вещи не могли быть предметом узуф­рукта, так как материальная субстанция этих вещей исчезала при первом же использовании.

Впоследствии узуфрукт был разделен на два подвида: узуфрукт в строгом значении, или пользование плодами непотребляемых вещей, и узуфрукт в переносном значении, или пользование плодами потребляемых вещей.

При обычном пользовании плодами узуфруктуарий полу­чал предмет узуфрукта с условием пользоваться плодами и са­мим предметом. Он имел право пользоваться всеми природными и гражданскими плодами.

Основными обязанностями узуфруктуария были сохранять субстанцию предмета узуфрукта, использовать предмет как рачи­тельный хозяин, пред­принимать основные действия по содержанию предмета во время пользования плодами, использовать предмет узуфрукта с той эко­номической целью, для которой он был предназначен в момент ус­тановления узуфрукта, гарантировать собственнику предме­та добросовестное пользование своим правом и реституирование предмета по завершении узуфрукта, а также предпринять все необходимые меры, чтобы по завершении узуфрукта предмет был действительно возвращен его собственнику.

При квазиузуфрукте узуфруктуарий получал в собствен­ность предметы узуфрукта. По истечении срока узуфрукта он должен был вернуть собственнику то же количество вещей того же рода или хотя бы их стоимость.

б) Пользование (Usus)

Право пользования, или usus, являлось личным сервитутом, на основании которого правомочное лицо, или usuarius, получал бесплатное и, как правило, пожизненное право столько пользовать­ся чужой вещью и ее плодами, сколько это было необходимо для удовлетворения потребностей носителя этого права и ближайших членов его семьи.

Осуществление права usuarius чаще всего не было связано с исключительным владением вещью, кото­рое могло быть ограничено собственником. Кроме того, usuar­ius не мог передать свое право пользования третьему лицу.

Право проживания являлось личным сервиту­том, на основании которого правомочное лицо получало бесплатное и, как правило, пожизненное право пользоваться чужим жилищем для себя и для своей семьи, даже право сдавать это жилище в наем, удерживая за собой полученную плату.

Habitatio было выде­лено в особый вид личного сервитута потому, что право прожива­ния являлось частым предметом установления сервитута. Во всем остальном оно было подобно узуфрукту. Habitatio чаще всего уста­навливалось путем завещания, или легата, в котором универсаль­ным наследникам доставалась собственность на дом или его часть. а сингулярным наследникам — право проживания в таких жилищах.

г) Право личного пользования (Operae)

Содержание этого личного сервитута состояло в праве титуляра бесплатно и, как правило, пожизненно пользоваться рабочей силой чужих рабов или чужих животных. Сначала это право было объединено с правом пользования, а потом утвердилось мнение, что это право по содержанию является узуф­руктом. Полномочное лицо могло сдавать рабов и животных, яв­ляющихся предметом этого владения, в наем.

В связи с тем, что сервитуты были исключением из правил обычного содержания права собственности, согласно римскому праву они должны были быть строго истолкованы.

В республиканское время римскими юристами были сфор­мулированы теоретические постулаты сервитутного права, распространенные на режим личных сервитутов в период Поздней империи:

Все виды сервитутов по цивильному праву устанавливались посредством процессу­альной цессии, а сельские — также посредством манципации.

Носители права сервитутов были защищены особыми исками и интердиктами.

1. Наиболее ранним иском о защите титуляра серви­тута был виндикационный. Исковое требова­ние истца гласило: признать его право на сервитут и устранить все препятствия в пользовании этим правом. Для того, чтобы выиграть иск, требовалось доказать, что такое право действительно у истца существует. Носители сервитутов, установленных по предписани­ям преторского права, имели право применять этот иск как vindicatio utilis.

2. Когда при Юстиниане ис­чезло различие между сервитутами, основанными на предписани­ях цивильного и преторского права, был введен общий иск по за­щите титуляров сервитутов, названный actio confessoria. И теперь цивильного сервитуария защищал конфессорный иск. В нем объединялись все требования, которые могли быть выражены в виндикационном и негаторном исках. Соответ­ственно сервитуарий, как и собственник, подлежал защите против реальных и потенциальных нарушений и мог требовать как возврата утраченного объекта сервитута, так и устранения ситуаций, препятствующих осуществлению его прав.

3. Кроме того, преторские сервитуты защища­лись специальными интердиктами, действие которых было аналогично действию интердиктов о защите владения.

Сервитуты могли прекращаться под действием природных со­бытий, или по воле правомочного лица, или по стечению обстоя­тельств, ведущих к погашению сервитутов.

Сервитуты прекращались под действием природных событий в случае утраты предмета сервитута, в случае такого его измене­ния, которое делало невозможным дальнейшее пользование уста­новленным правом, как и со смертью носителя права, когда речь шла о личных сервитутах.

Сервитуты прекращались по выраженной воле правомочных лиц, когда они официально отказывались от сервиту­та. Сервитуты прекращались и на основании косвенно выраженной воли титуля­ра, когда он продолжительным неисполнением своих правомочий доводил дело до осво­бождения от сервитутов по истечении предписанного срока.

С прекращением сервитута устранялось обременение, и право собственности восстанавливалось в полном объеме.

"Римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений" - Ф.Энгельс.

Индивидуальной собственности отдельного гражданина исторически предшествовала общественная собственность племени, родового объединения, семьи. Можно сказать, что античная собственность[1] имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (processio). Настоящая частная собственность, появляется у римлян, как и всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью[2] .

В республиканский период одновременно существовали и государственная, и общинная, и частная собственность на землю[3] .

1. Понятие и виды права собственности.

Право собственности соответствует понятию вещного права. Вытекающее из вещных прав господство лица над вещью характеризуется различной степенью и содержанием. Это господство наиболее полно воплощено в праве собственности. Значительный период римской истории не существовало унифицированного термина, обозначающего право собственности.

Институт собственности существовал издревле, и изначально термин dominium применялся ко всем случаям господства над вещами, находящимися в домашнем хозяйстве, обозначал более широкий круг отношений, чем право собственности, так как сам институт собственности не был четко отделен от владения, прав на чужие вещи и семейных отношений.

Аналогичное представление о праве собственности закрепляется в Кодификации Юстиниана термином plena in re potestas - полная власть над вещью.

Собственность (condominium) - это общая собственность, когда двум или более лицам принадлежит одна вещь (дом, участок земли, раб). При этом считалось, что каждый из сособственников обладает не физической частью общей вещи (тем более что часто это могла быть вещь неделимая), а так называемыми идеальными долями, под которыми понимались части в целом праве на вещь.

Главное качество права собственности – соединение наиболее абсолютного господства лица над вещью с правом распоряжения ею, правом определять ее судьбу (продать, обменять, заложить, уничтожить). Путем перечисления главных составных частей права собственности последнее, можно определить как:

- прямое и непосредственное господства лица над вещью, связанное с правом распоряжения ею;

- исключительное господство - как устраняющее всякое чужое воздействие на вещь, всякое чужое притязание на нее;

- абсолютное господство, предполагающее исключение ограничений, кроме тех, которые установлены законом;

- легко приспособляемое - в том смысле, что при отпадении ограничения автоматически восполняется соответствующая степень господства;

- правовое, т.е. не связанное обязательство с фактическим обладанием

вещью (когда она, например, похищена, утеряна, отнята силой и пр.), господство, удерживаемое одним намерением, одной лишь волей, гарантированным правом;

- полная и непосредственная власть над вещью с необходимостью предоставляющая собственнику право пользования и извлечения плодов, ею

Какие виды собственности существовали в древнем Риме?

1. Квиритская собственность.

Продолжительное время римляне знали и признавали наиболее древний, известный еще Законам ХII таблиц[5] вид права собственности – dominium ex jure Quiritium – квиритская собственность. Для нее были характерны сделки или обряды mancipatio и in iure cessio. Ее носителями могли быть только полноправные римские граждане, а квиритское право собственностиостанавливалось на особо важные с точки зрения хозяйства вещи (рабов, земли, скот, сервитуты) и лишь позднее распространилось шире.

Квиритская собственность была сугубо римской, национальной, носила замкнутый, кастовый характер. Квиритская собственность - dominium ex iure Quiritium - могла принадлежать только полноправным римским гражданам и тем, кто был наделен ius commercii. Кроме римской правоспособности лица требовалось, чтобы и вещь была способна к участию в римском обороте. Такими вещами, прежде всего, были res mancipi, к числу которых принадлежал строго очерченный круг субъектов. Для квиритской собственности на res mancipi существовали специальные способы приобретения по договорам, как манципация или in iure cessio. Сюда относились далее res nec mancipi, приобретение которых не требовало особых формальностей (впоследствии говорили, что оборот с res nec mancipi регулируется началами ius gentium). Передача владения посредством традиции была усвоена, на почве общеиталийских обычаев, и римским квиритским правом.

2. Преторская или бонитарная собственность.

Потребности имущественного оборота и расширение территории римского государства привели к появлению в классическую эпоху (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.) новых видов права собственности. Поскольку известная предшествующему периоду квиритская собственность имела ярко выраженный национально-римский характер и становилась все более архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки новых и менее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рамках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной, собственности.

3. Провинциальная собственность.

В связи с расширением границ римского государства, включением в него все новых провинций, получили признание и правовую защиту также провинциальная собственность (для римских граждан).

Во II в. н. э. за владельцами провинциальных земель было признано право, обозначаемое термином, близким к владению, а в действительности фактическое право собственности. Они могли не только владеть и пользоваться земельными наделами, но и распоряжаться ими. Провинциальная собственность отличалась от квиритской собственности на италийские земли в области публичного права, главным образом, тем, что с провинциальных земель взимались в пользу казны особые платежи - tributum. В сфере частного оборота провинциальные собственники не могли пользоваться юридическими актами цивильного права, а обращались исключительно к праву народов. Это упрощало и облегчало установление и передачу права собственности и не мало способствовало развитию в провинциях оборота недвижимостей.

4. Собственность перегринов.

Неримские граждане (латины и перегрины) подчинялись в Риме праву своей родины. Доступ к римской собственности путем совершения сделок правом народов, ius gentium, был открыт в начале республики, главным образом, в области оборота движимых вещей, в интересах самих римлян. По цивильному праву некоторым общинам и даже отдельным лицам из иностранцев предоставлялось право участия в обороте римлян - ius commercii. Оно относилось только к сделкам между живыми и определялось, как взаимное право купли - продажи. Это не называлось даже передачей собственности и отнюдь не означало участия в квиритском праве, а только в отдельных квиритских оборотных сделках. Из этих сделок иностранцам были доступны манципация и литеральные (счетно - письменные) договоры. Приобретаемое иностранцами право защищалось только эдиктом перегринского претора при помощи фиктивных исков. Эти иски были направлены против частых нарушений права и влекли наложение права.

5. Собственность в праве Юстиниана

В законодательстве Юстиниана возрождается единый вид собственности, называемый старым именем - квиритская собственность.

2. Содержание права собственности.

Объем и пределы права частной собственности римляне определяли посредством указания правомочий собственника. Совокупность этих правомочий составляла содержание права собственности. Римский собственник имел следующие правомочия:

право владения (jus possidendi); право пользования (jus utendi); право распоряжения (jus abutendi); право получать доходы (jus fruendi); право защиты (jus vindicandi).

Однако со временем, заметив, что некоторые правомочия в определенной мере повторяют друг друга, римляне суживают их круг. Осталось лишь три правомочия – право владения (jus possidendi), право пользования (jus utendi) и право распоряжения (jus abutendi), охватывающие все возможные формы и способы воздействия собственника на вещь и в то же время отграничивающие посягательства других лиц на эту же вещь. Поэтому право собственности называют еще наиболее полным, правом по объему, поскольку все другие права на вещь уступают ему в этом.

- право владения (jus possidendi) – это правомочие собственника, заключающееся в том, что собственник имеет право фактически обладать своей вещью. Однако это свое правомочие собственник может осуществлять не только самолично, а и передать право владения другим лицам (например, по договору), сохраняя при этом право собственности на вещь[6] .

- право пользования (jus utedi) заключается в том, что собственник имеет право извлекать из вещи полезные качества, получать доходы и приращения от нее. Пользование вещью может осуществляться в различных (но не противоречащих закону) формах и способах: передачи в наем, аренду, путем потребления (например, продукты питания, сырье, стройматериалы и т. д.).

- право распоряжения (jus abutendi) заключалось в том, что собственник мог определять правовую судьбу вещи, т. е. отчуждать, завещать, устанавливать сервитуты в пользу других лиц и т. п.

3. Способы приобретения и прекращения права собственности.

Возвращаясь к квиритскому праву, и в частности к Законам XII таблиц, отметим, что примечательной чертой Законов было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи. Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и самоназвание указанных категорий.

Первая называлась res mancipi (pec манципи), вторая - res nес mancipi (pec нек манципи). Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципация).

Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых формальностей.

Древнейшему праву был известен еще один формальный способ передачи права собственности путем сложного обряда, который мог применяться как к манципируемым, так и неманципируемым вещам (in jure cessio). Данная процедура представляла собой фиктивный судебный спор, который разыгрывался в присутствии претора.

Дальнейшее развитие в классический период получила приобретательная давность (usucapio). В преторском праве был расширен круг лиц, которые могли приобрести право собственности по давности владения. Право собственности могло возникнуть в порядке законного отчуждения (adquisitio). Такой способ можно назвать основным, он возникал в том случае, когда отчуждение вещи совершалось полноправным хозяином, в установленном законом формах (купли-продажи, дарении и т.д.).

Приобретение права собственности в порядке наследования имело место при составлении завещания на имущество собственника. С развитием преторского права получил окончательное юридическое оформление еще один самостоятельный вид вещного права — институт владения (possessio). Он вытекал из всего строя частнособственнических отношений и в известном смысле дополнял право собственности. Под владением вещью понималось фактическое обладание ею (corpus possessionis), сопровождавшееся намерением владеть ею самостоятельно (animus possessionis), как на праве, собственности. Последнее обстоятельство отличало владение от простого держания вещи (detentio), которое часто возникало на основе договора и передачи, вещи держателю самим собственником.

Наряду с приобретением, право собственности в римском праве считалось утраченным в следующих случаях:

а) если вещь погибает физически (например, сломана или разбита) либо юридически (изымается из оборота);

б) если собственник отказывается от своего права (будет ли это сопровождаться передачей права другому лицу или без такой передачи, например, собственник просто выбрасывает свою вещь);

в) если собственник лишается права помимо своей воли (вследствие конфискации вещи, приобретения права собственности на нее другим лицом в силу давностного владения и т.д.)[7] .

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом.

Римское право отличает, прежде всего, необыкновенный широкий охват самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации.

Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

Во все времена институт права собственности занимал центральное место в гражданском праве. Его основные положения обусловливают содержание всех остальных разделов цивилистики – права на чужие вещи, договорного, наследственного права и т. п. Объем и пределы права частной собственности римляне определяли посредством указания правомочий собственника. Совокупность этих правомочий составляла содержание права собственности. Это право владения (jus possidendi), право пользования (jus utendi) и право распоряжения (jus abutendi), охватывающие все возможные формы и способы воздействия собственника на вещь и в то же время отграничивающие посягательства других лиц на эту же вещь.

Главная заслуга римских юристов в том, что они специально не разрабатывали саму конструкцию права собственности как таковую, но они раскрыли его юридическое содержание путем признания различных полномочий, принадлежащих собственнику вещи. К этим полномочиям ими относились: право владения, право пользования, право распоряжения, право на плоды или доходы, которые приносит вещь, право истребования своей вещи от третьих лиц. Право собственности рассматривалось как наиболее полное господство лица над вещью, как абсолютное и неограниченное право.

Такое понимание частной собственности было использовано и развит впоследствии в праве многих государств нового времени.

Практическое задание.

А.А. составил должным образом завещание, по которому все имущество должно было перейти к его другу. Ближайших своих наследников – сына, дочь и внуков погибшего на войне старшего сына, завещатель устранил от наследования общей формулой. После смерти А.А. завещание было оспорено. Решите спор по правилам классического римского права.

Жизнь показала, что формальное требование, обращенное к завещателю, или назначить ближайших родственников наследниками, или прямо лишить их наследства не ограждает законных интересов названных лиц. Вследствие этого в практике суда, в компетенцию которого входили споры о наследстве (так называемого цен-тумвирального суда), было установлено, что наиболее близких родственников недостаточно просто упомянуть в завещании, но необходимо и завещать им известный минимум (обязательная доля). Если завещатель не исполнял этого требования, наследник, имевший право на такую обязательную долю и ее не получивший, мог предъявить особый иск querela inofficiosi testamenti, т.е. жалобу на то, что завещание нарушает нравственные обязанности. В случае основательности иска суд предполагал, что завещатель умственно ненормален, в силу чего завещание признавалось недействительным.

Круг лиц, за которыми признавалось право на обязательную долю, был претором расширен. В классический период право на обязательную долю принадлежало еще более широкому кругу наследников, а именно нисходящим и восходящим родственникам завещателя — безусловно, полнородным и единокровным братьям и сестрам завещателя — при условии, если наследником в завещании назначено лицо опороченное (persona turpis). Размер обязательной доли определялся сначала одной четвертью той доли, какую получило бы данное лицо при наследовании по закону. При Юстиниане (Nov. 115) размер обязательной доли стали определять более гибко: если бы при наследовании по закону данное лицо получило не менее четверти наследства, то обязательная доля исчислялась в размере одной трети от этой законной доли; если же при наследовании по закону лицо получило бы менее четверти, то обязательная доля равнялась половине того, что лицо получило бы по закону.

Если обязательная доля не оставлена по уважительной причине, завещание сохраняло полную силу. Уважительность причины устанавливалась в классический период по усмотрению суда; Юстиниан дал исчерпывающий перечень оснований для лишения обязательной доли; например, причинение опасности жизни завещателя, вступление дочери, не достигшей 25 лет, в брак против воли родителей и т.д.

Можно сделать вывод, что спор по правилам классического римского права должен разрешиться тем, что наиболее близких родственников недостаточно просто упомянуть в завещании, но необходимо и завещать им известный минимум (обязательная доля), т.к завещание нарушает нравственные обязанности.

Список использованных источников и литературы:

1. Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. – М.: Юрид. лит., 1986.

2. Бирюков Ю.М. Государство и право Древнего Рима. - М., 1969.

3. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. – М.: Изд-во

ИНФА. М. – Норма, 1996.

4. Катрич В.М. Государство и право Древнего Рима. - К., 1974.

5. Косарев А.И. Римское право – М.: Юрид. лит., 1986.

6. Косарев А.И. Римское частное право: Учебник для вузов. – М.: Закон и

право, ЮНИТИ, 1998.

7. Новицкий И.Б. Римское право. - М., 1996.

8. Омельченко О.А. Основы римского права: учебное пособие. – М.:

9. Перетерский И.С. Всеобщая история государства и права. - М., 1981.

10. Римское частное право: Учебник/ Под ред. Новицкого И.Б., - М., 1997.

11. Черниловский З.М. Римское частное право. - М., 1997.

12. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ.1996.

[1] См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.3. С. 21.

[3] См.: Новицкий И.Б. Римское право. - М., 1996. С. 87

[4] Черниловский З.М. Римское частное право. - М., 1997. С. 108.

[5] См.: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ. 1996.С.95

[6] Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. – М.: Юрид. лит., 1986. С. 36

Гост

ГОСТ

Предмет римского права

Нормы римского права По данной теме мы уже выполнили реферат Системы источников римского права подробнее регламентируют обширную систему общественных отношений меж частными лицами. К предмету римского права необходимо относить:

  • совокупность личных прав;
  • правовую расположенность субъектов в отношениях имущественного характера;
  • комплекс брачно-семейных отношений;
  • группа отношений, предмет которых имеет связь с собственностью и иными вещными правами;
  • группировка вопросов, возникающих вовзаимосвязи с наследованием имущества умерших и других лиц;
  • обязательства субъектов, образующиеся из разнообразных оснований, то есть договоров, правонарушений, подобия договоров и правонарушений;
  • группа вопросов, касающихся защиты частных прав.

Институты римского права

Римское По данной теме мы уже выполнили реферат Римское право подробнее частное право подразделялось на следующие основные институты:

  • наследственное право;
  • семейное право;
  • обязательственное право;
  • вещное право.

Вещное право представляется правом независимо от чьей-либо воли и непосредственно оказывать воздействие на вещь. Объект вещного права составляет вещь, а ее собственник может пользоваться абстрактной защитой против какого-либо нарушения его прав в образе собственника.

В римском праве выделены виды вещных прав:

Право собственности в форме основного вещного права, представляется это совокупностью правомочий, принадлежащих собственнику по отношению к его имуществу. Право собственности в период Древнего Рима соединяло следующие правомочия:

  • использование;
  • возможность извлечения из вещи плодов;
  • распоряжение;
  • правомочность защиты.

Права на чужие вещи. В этом случае правом на вещь обладает иное лицу, но собственник сохранил некоторые права на эту вещь.

Готовые работы на аналогичную тему

Правовой строй семьи Древнего Рима относим к числу специфичных римских институтов права. Лишь гражданин Рима обладал возможностью вступления в римский брак, основания римской семьи.

Главные черты семейного строя выражаются в римском праве с исключительной последовательностью и законченностью, а изменения их выводили глубочайшие изменения в условиях хозяйственной жизни Римской Империи По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный строй Римской Империи подробнее , и в идеологии его доминирующих классов.

Это представляется агнатической семьей, в состав которой помимо главы семьи включались:

Наследование представлено переходом прав и обязанностей ушедшего из жизни физического лица к иным лицам. Наследование реализуется в порядке универсального правопреемства, то есть наследник, принимая наследство, обретает все права и обязанности наследодателя либо некоторую наследственную долю, если наследников более одного. Универсальность правопреемства отличается от сингулярного правопреемства, которое предоставляет правопреемнику конкретные права без обременения обязанностями.

В процессе наследования выделены следующие этапы: открытие наследства по причине смерти наследодателя; принятие наследства.

Обязательственное право является практически главным разделом римского, как и любого иного, гражданского права. Оно занимается регулированием имущественных отношений в сфере производства, а так же гражданского оборота. Предмет обязательственного права составляет конкретное поведение обязанного лица, его отрицательные либо положительные действия.

Читайте также: