Как вести себя когда что то болит доклад

Обновлено: 04.07.2024

Наш эксперт – врач-невролог, доцент кафедры нервных болезней лечебного факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, кандидат медицинских наук Наталья Вахнина.

Боль – это важный защитный механизм. Недаром люди, с рождения лишенные болевых ощущений, как правило, не доживают и до 3 лет. Но если боль долго игнорировать или лечиться неправильно, она станет хронической. В этом случае она перестает быть полезной, и от нее уже будет очень нелегко избавиться. К тому же у каждого 2-3-го пациента с хронической болью развиваются депрессия или тревожные расстройства.

Многоликая и загадочная

По времени боль бывает транзиторной (длится совсем недолго), острой (может беспокоить, пока больное место не заживет, но не свыше 1,5 месяца) и хронической (продолжается свыше 3 месяцев). Ее силу неврологи измеряют по особой шкале (от 0 до 10). Этот показатель субъективный и зависит только от ощущений пациента.

А вот найти место, где болит, не всегда легко, ведь боль бывает как местной, так и иррадиирующей (например, при стенокардии она может отдавать под лопатку или в руку, а при болезнях тазовых органов — в спину). А еще она бывает отраженной — в этом случае болит тот участок кожи, который иннервируется из того же участка спинного мозга, что и внутренний орган — истинный источник патологии. Кроме того, боль может различаться и по виду. Она бывает ноцицептивной, нейропатической и психогенной.

Что вас беспокоит?

Ноцицептивная боль – самая частая (до 80% случаев)

Причины. Самые частые – это воспаление, механическая травма или ожог (термический и химический). Боль в спине, головные боли при похмелье или спазмы в животе при месячных также относятся к этой категории. Такую боль вызывает раздражение периферических болевых рецепторов, расположенных практически во всех органах и тканях.

Нейропатическая боль (до 8% случаев)

Причины. Травма нерва или хронические заболевания (сахарный диабет, алкоголизм, невралгия тройничного нерва, опоясывающий лишай и другие). Фантомную боль после ампутации конечности тоже можно отнести к нейропатической. Такая боль вызвана повреждением нервной системы, из-за которого повышается активация путей проведения боли.

Чем лечить? Противосудорожные препараты (габапентин, тебантин, прегабалин), антидепрессанты (амитриптилин, дулоксетин), витамины группы В.

Психогенная боль

Причины. Сильный стресс и психические расстройства. Депрессия, тревога, неврастения, шизофрения и другие. В этом случае никакой неврологической или соматической причины нет, а боль, тем не менее, есть.

Чем лечить? Антидепрессанты (амитриптилин, дулоксетин), транквилизаторы, нейролептики. Из немедикаментозных способов — психотерапия.

С каждым бывает

Неспецифические – скелетно-мышечные боли (СМБ) составляют примерно треть от всех острых и хронических болевых синдромов.

Причина. Остеохондроз. А среди триггеров — стрессы, переохлаждение, высокие нагрузки или, наоборот, гиподинамия.

Жалобы. На боли в поясничном и крестцовом отделах позвоночника, ягодице, шее и области над плечами. У половины пациентов болит сразу в нескольких областях одновременно. Но боль в нижней части спины (БНЧС) стоит на 1-м месте (имеется у 80% людей), а в шейном отделе позвоночника (цервикалгия) — на 4-м (ее хотя бы однажды испытывали 2 из 3 людей, а 30-50% взрослых людей сталкиваются с ней ежегодно).

Чем лечить? Приемом нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) в местных формах или в таблетках и миорелаксантов (лекарств, снимающих мышечный спазм, который усиливает боль). Нередко можно обойтись только НПВП.

Среди 200 препаратов этой группы выделяются лекарства, содержащие диклофенак и другие активные вещества. Диклофенак при длительном или частом применении, особенно у людей с проблемами ЖКТ, может давать осложнения (язвы и прободение желудка, внутренние кровотечения), а также повышать артериальное давление, усиливать отеки. Более предпочтительны препараты на основе ацеклофенака (аэртал, ацеклагин, аленталь).

При недостаточной эффективности НПВП требуются миорелаксанты (мидокалм, калмирекс, сирдалуд). Они применяются курсом (1-2 недели). При выраженной боли лечение начинают с инъекций, затем переходят на таблетки.

Спешить нельзя помедлить

У пациентов с болью есть два крайних подхода: сразу же бежать к доктору или длительно игнорировать ее. Вторая реакция, конечно, опаснее.

По мнению врачей, действовать надо так: если где-то заболело не очень сильно и причина очевидна и неопасна, достаточно принять анальгетик или нестероидный противовоспалительный препарат и, если через 1-2 дня не полегчало, идти к врачу (терапевту или неврологу).

К неврологу не нужно сразу нести никаких результатов исследования. Ведь для каждого из них есть свои показания, и врач сам назначит, что нужно: рентген, МРТ, КТ или другие исследования. Однако в 90% случаев ничего этого и не понадобится. Опытному врачу часто достаточно осмотреть и опросить пациента, выяснив локализацию, иррадиацию, давность, интенсивность и характер боли, чтобы определиться с причиной боли и назначить лечение.

Опасный момент

Иногда неврологу приходится направлять больного на дообследование или консультацию к другим специалистам (психиатру, хирургу, ревматологу, гинекологу, онкологу и др.). Это происходит нечасто — опасные причины боли встречаются не чаще чем в 5% случаев. Тем не менее это бывает, и хороший невролог знает, на что обратить внимание.

Ощущение боли очень субъективно. Есть факторы, которые усиливают это переживание или, наоборот, снижают. Чем сильнее ощущается боль, тем выше риск ее перехода в хроническую форму. Боль усиливают:

Код вставки на сайт

Наш эксперт – врач-невролог, доцент кафедры нервных болезней лечебного факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, кандидат медицинских наук Наталья Вахнина.

Боль – это важный защитный механизм. Недаром люди, с рождения лишенные болевых ощущений, как правило, не доживают и до 3 лет. Но если боль долго игнорировать или лечиться неправильно, она станет хронической. В этом случае она перестает быть полезной, и от нее уже будет очень нелегко избавиться. К тому же у каждого 2-3-го пациента с хронической болью развиваются депрессия или тревожные расстройства.

Многоликая и загадочная

По времени боль бывает транзиторной (длится совсем недолго), острой (может беспокоить, пока больное место не заживет, но не свыше 1,5 месяца) и хронической (продолжается свыше 3 месяцев). Ее силу неврологи измеряют по особой шкале (от 0 до 10). Этот показатель субъективный и зависит только от ощущений пациента.

А вот найти место, где болит, не всегда легко, ведь боль бывает как местной, так и иррадиирующей (например, при стенокардии она может отдавать под лопатку или в руку, а при болезнях тазовых органов — в спину). А еще она бывает отраженной — в этом случае болит тот участок кожи, который иннервируется из того же участка спинного мозга, что и внутренний орган — истинный источник патологии. Кроме того, боль может различаться и по виду. Она бывает ноцицептивной, нейропатической и психогенной.

Что вас беспокоит?

Ноцицептивная боль – самая частая (до 80% случаев)

Причины. Самые частые – это воспаление, механическая травма или ожог (термический и химический). Боль в спине, головные боли при похмелье или спазмы в животе при месячных также относятся к этой категории. Такую боль вызывает раздражение периферических болевых рецепторов, расположенных практически во всех органах и тканях.

Нейропатическая боль (до 8% случаев)

Причины. Травма нерва или хронические заболевания (сахарный диабет, алкоголизм, невралгия тройничного нерва, опоясывающий лишай и другие). Фантомную боль после ампутации конечности тоже можно отнести к нейропатической. Такая боль вызвана повреждением нервной системы, из-за которого повышается активация путей проведения боли.

Чем лечить? Противосудорожные препараты (габапентин, тебантин, прегабалин), антидепрессанты (амитриптилин, дулоксетин), витамины группы В.

Психогенная боль

Причины. Сильный стресс и психические расстройства. Депрессия, тревога, неврастения, шизофрения и другие. В этом случае никакой неврологической или соматической причины нет, а боль, тем не менее, есть.

Чем лечить? Антидепрессанты (амитриптилин, дулоксетин), транквилизаторы, нейролептики. Из немедикаментозных способов — психотерапия.

С каждым бывает

Неспецифические – скелетно-мышечные боли (СМБ) составляют примерно треть от всех острых и хронических болевых синдромов.

Причина. Остеохондроз. А среди триггеров — стрессы, переохлаждение, высокие нагрузки или, наоборот, гиподинамия.

Жалобы. На боли в поясничном и крестцовом отделах позвоночника, ягодице, шее и области над плечами. У половины пациентов болит сразу в нескольких областях одновременно. Но боль в нижней части спины (БНЧС) стоит на 1-м месте (имеется у 80% людей), а в шейном отделе позвоночника (цервикалгия) — на 4-м (ее хотя бы однажды испытывали 2 из 3 людей, а 30-50% взрослых людей сталкиваются с ней ежегодно).

Чем лечить? Приемом нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) в местных формах или в таблетках и миорелаксантов (лекарств, снимающих мышечный спазм, который усиливает боль). Нередко можно обойтись только НПВП.

Среди 200 препаратов этой группы выделяются лекарства, содержащие диклофенак и другие активные вещества. Диклофенак при длительном или частом применении, особенно у людей с проблемами ЖКТ, может давать осложнения (язвы и прободение желудка, внутренние кровотечения), а также повышать артериальное давление, усиливать отеки. Более предпочтительны препараты на основе ацеклофенака (аэртал, ацеклагин, аленталь).

При недостаточной эффективности НПВП требуются миорелаксанты (мидокалм, калмирекс, сирдалуд). Они применяются курсом (1-2 недели). При выраженной боли лечение начинают с инъекций, затем переходят на таблетки.

Спешить нельзя помедлить

У пациентов с болью есть два крайних подхода: сразу же бежать к доктору или длительно игнорировать ее. Вторая реакция, конечно, опаснее.

По мнению врачей, действовать надо так: если где-то заболело не очень сильно и причина очевидна и неопасна, достаточно принять анальгетик или нестероидный противовоспалительный препарат и, если через 1-2 дня не полегчало, идти к врачу (терапевту или неврологу).

К неврологу не нужно сразу нести никаких результатов исследования. Ведь для каждого из них есть свои показания, и врач сам назначит, что нужно: рентген, МРТ, КТ или другие исследования. Однако в 90% случаев ничего этого и не понадобится. Опытному врачу часто достаточно осмотреть и опросить пациента, выяснив локализацию, иррадиацию, давность, интенсивность и характер боли, чтобы определиться с причиной боли и назначить лечение.

Опасный момент

Иногда неврологу приходится направлять больного на дообследование или консультацию к другим специалистам (психиатру, хирургу, ревматологу, гинекологу, онкологу и др.). Это происходит нечасто — опасные причины боли встречаются не чаще чем в 5% случаев. Тем не менее это бывает, и хороший невролог знает, на что обратить внимание.

Ощущение боли очень субъективно. Есть факторы, которые усиливают это переживание или, наоборот, снижают. Чем сильнее ощущается боль, тем выше риск ее перехода в хроническую форму. Боль усиливают:

Цель: формирование у детей ресурсов противостояния "опасностям", исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства.

Ход урока

1. Разгадывание кроссворда.

  1. Горькими бывают, сладкими бывают, водой дети их запивают: (таблетки)
  2. Лишний раз его не трожь, не игрушка острый нож : (нож)

Что опасного во мне, если супа нет на дне?
Только если суп горяч -
От детей меня ты прячь. (кастрюля)

-Прочитайте ключевое слово. Тема урока "Что нужно знать о лекарствах и как вести себя, когда что-то болит.

2. - Что такое боль?

- В каких случаях вы ощущали боль?

- Какая бывает боль?

3. Анализ ситуации:

Шип в мою ладонь впился
Как-то прошлым летом.
Я поплакал с полчаса
И забыл об этом.
В лоб ужалила оса -
Я внезвидел света.
Но проплакав с полчаса,
Все ж забыл об этом.
А ужалил злой язык -
Все пошло иначе:
Как заплакал я в тот миг,
Так поныне плачу.
(О.Дриз)

- Какая боль физическая или душевная дольше не заживает и почему?

- Как вы понимаете, что такое душевная боль?

- Как надо вести себя, чтобы не причинить себе и другим боль?

4. Игра "Закончи фразу"(работаем в четверках).

1. Если у меня болит зуб, я :

2. Если у меня болит живот, я :

3. Если у меня болит голова, я ..

4. Если я поцарапал руку, то :

5. Если я ушиб колено, то :

6. Если я обжег палец, то :

5. Проверка.

Высказывания от каждой группы.

- Помогают победить боль лекарства, растения, массаж.

Вывод: Если я испытываю сильную боль, то сначала попытаюсь понять ее причину, а потом обязательно расскажу об этом родителям, учительнице, врачу или другим близким взрослым.

Боль нельзя терпеть, это опасно для здоровья.

6. Валеологический самоанализ - Что нужно знать о лекарствах.

- Назови известные тебе лекарства.

- При каких заболеваниях ты их принимал? В каких количествах?

- Вспомни вкус известных тебе лекарств.

- Как быстро ты почувствовал, что лекарство помогло?

- Для чего нужны лекарства?

7. Рассказ учителя о лекарствах.

Первоначально лекарства получали из природных веществ. Это были отвары или настои растений или их частей. Они хорошо усваивались организмом человека. Позднее химики научились выделять чистые быстродействующие вещества из растений. Из них стали приготавливать лекарства. Еще позднее ученые изобрели искусственные сильнодействующие заменители природных лекарств, которые также помогают лечить больного, но для организма человека они не были безвредными.

Оказывая положительное воздействие на больной организм человека, лекарство может в очень маленькой степени, но все же влиять (не всегда хорошо) на состояние других органов. Поэтому к приему лекарств надо относиться очень осторожно. Даже витамины, по вкусу похожие на конфеты, можно есть только в присутствии взрослых и в том количестве, которое рекомендовано врачом. Если сразу съесть много таблеток или витаминов, можно заболеть, а другие лекарства при этом не помогут, так как будут вызывать аллергию. Это очень неприятная болезнь, при которой появляется температура, кашель и насморк, чешется кожа. Аллергию вызывают сильнодействующие вещества, которые называются антибиотики.

Безвредных лекарств не бывает.

Лекарство следует принимать только по рекомендации врача и в присутствии взрослых.

8. Оздоровительная минутка.

Движения для головы:

Вверх-вниз - 8 раз.

Из стороны в сторону - 8 раз.

Круговые вращения головой - 2 раза в одну, 2 раза в другую - 6 раз.

9. Где можно взять лекарства? (в аптеке, в аптечке).

Работа над стихотворением С.Михалкова. (Читаю по ролям)

- Спрашивал ли Медведь рецепт врача?

- Какие лекарства хотели приобрести звери?

- Можно ли покупать без рекомендации врача?

(Нет, лекарство не только не поможет, но и может навредить здоровью)

10. Игра "Валеологический светофор".

- Я вам зачитываю ситуацию, а вы оцениваете поведение мальчики Миши соответствующим сигналом.

Повторим расшифровку световых сигналов:

Красный - поведение и поступки, опасные для здоровья

Желтый - поведение, требующее осторожности и осмотрительности

Зеленый - поведение и поступки полезные для здоровья.

У Миши вечером заболел зуб, потом голова, он сказал об этом маме. Мама дала ему таблетку, уменьшающую боль, и сказала, что завтра они пойдут к врачу. Миша боялся лечить зубы и поэтому утром соврал маме, сказав, что зуб больше не болит, и отказался идти в поликлинику. Когда мама ушла на работу, Миша достал из аптечки обезболивающую таблетку и выпил, ему стало легче. В школе зуб заболел с новой силой. Дома Миша выпил еще две такие же таблетки и лег спать. Проснувшись на следующее утро, Миша не узнал себя: десна и щека сильно распухли.

-Как поступаете вы, когда у вас болит зуб?

-Где брал Миша таблетки?

11. Домашняя аптечка.

О ней расскажет мама Кати - Светлана Борисовна.

Дома у каждого из вас есть маленькая аптечка, в которой хранятся необходимые для оказания первой помощи лекарства.

Специалисты считают, что лучше всего для хранения лекарств подходит отдельный специальный ящик с дверцей. Лекарства в аптечке следует периодически заменять, так как они имеют срок годности, указанный на упаковке, по истечению которого лекарство употреблять нельзя.

В домашней аптечке должны находиться следующие медикаменты и материалы: лейкопластырь, бинт, стерильные марлевые салфетки, вата, готовые стерильные повязки, медицинский термометр, ножницы, аспирин, фурацилин, свинцовая примочка, йод, жидкость Новикова (зеленка), анальгин.

Вывод: В каждом доме должна быть аптечка, за содержанием которой необходимо следить.

12. Зеленая аптека.

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли "травниками" изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. (Показать на выставке).

После загадок - рассказы родителей о лечебных свойствах растений.

На маленькой ножке стоит у самой дорожки.

Подорожник. Растет там где ходят люди, так как его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже назвали его "След Белого".

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах..

Настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме.

От варом полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли.

Во лугах сестрички - желтый глазок, белые реснички.

Ромашка. Родина ее -Америка. Ромашка как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов - щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей "зайцем", сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной ароматной травкой. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку.

Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь - сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

Не огонь, а жжется, не шмель, не пчела, а кусает.

  1. Ее используют как
  2. Шиповник.
  3. Красненька Матрешка,
  4. беленько сердечко.
  5. Что это?
  6. Малина.
  7. На зеленом шнурочке
  8. белые звоночки.
  9. Белые горошки
  10. на зеленой ножке.
  11. Ландыш
  12. Мать-и-мачеха.
  13. Брусника.
  14. Тысячелистник.

Вывод: Я думаю, что дети сегодня много узнали как победить физическую боль, как помочь себе.

13. -А как все же победить душевную боль? (почитать книгу, посмотреть телевизор, послушать музыку и т.д.) Еще и массаж.

Я предлагаю послушать вам частушки о здоровье, которые вы приготовили с родителями и провести эмоциональный массаж для снятия негативных эмоциональных воспоминаний.

Эмоциональный массаж выполняется вдвоем. Один человек сидит на стуле в позе кучера и вращает головой поочередно сначала по часовой, а затем против часовой стрелки, другой, стоя за его спиной, слегка помогает этому вращению.

Сидящий на стуле, вращая головой, вспоминает сначала приятные случаи из жизни, а затем негативные ситуации. При этом его голова непроизвольно останавливается. Задача стоящего за спиной человека - не допустить остановки вращения головы. Выполнение этого вида массажа приводит к тому, что негативная информация постепенно стирается и замещается позитивной.

14. Дома: запомнить эмоциональный массаж, научить друга. Вместе с родителями оформить страничку с лекарственными растениями. Написать название растения, его действия на организм, сделать рисунок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внеклассное занятие

Проблема: у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, проблема здоровья находится на первом месте, однако, не сформированы адекватные способы реагирования на боль, и умение правильно выстроить речевые высказывания.
Актуальность: правильная реакция и своевременные действия ребенка на боль сохранит физическое и психическое здоровье.

Возраст : младший школьный возраст

Цель : способствовать формированию адекватных форм поведения детей младшего школьного возраста в ситуациях возникновения боли, путем включения в анализ реальных ситуации.

Актуализация знаний детей о здоровье;

Расширение представлений о правилах поведения при первых признаках боли;

Закрепление знаний о здоровом человеке;

Формирование первичных навыков предвидеть последствия своих действий и своего поведения в опасной ситуации;

Формирование умения анализировать собственное состояние при появлении боли;

Развивать речевую культуру, формировать речевые навыки;

Развивать самонаблюдение, самоощущение как первые шаги к самосознанию.

Воспитывать ответственность за свое поведение и здоровье.

Планируемый педагогический результат:

Умение применять в разных жизненных ситуациях знания, связанные с симптомами боли; понимание (осознание) ценности своего здоровья;

Выработка формы поведения, помогающие при первых признаках боли;

Развитие речи: умение распознавать, высказывать, просить о помощи;

Расширение кругозора: понимание здоровья как ценность;

Развитие физических и нравственных качеств: ответственное отношение к себе.

Цель: включение в деятельность через интерес к проблеме

Цель: выделение затруднения по предложенной ситуации

III этап (основная часть занятия)

Цель: формирование умений анализировать информацию, оценивать и выделять главное, связывая с личным опытом

(работа в микро группе)

Цель: составление алгоритма решения проблем

Yэтап – закрепление знаний

Цель: анализ, оценка личного опыта с учетом полученных знаний

-Ребята, если боги это прятали, то это ценность?

-Если здоровье – это ценность, то как к нему нужно относится?

-Если мы только родились, мы знаем, как беречь здоровье?

-Да, когда вы маленькие за вашим здоровьем наблюдают взрослые. А когда вы станете взрослее, кто будет беречь ваше здоровье?

-А что значит быть здоровым?

Здоровый человек - это какой?

-Молодцы! Вы все правильно сказали. Здоровье-это счастье! Это когда ты весел и у тебя все получается!

-Когда человек здоров, что он может делать?

-Вы правы, ребята. Как вы думаете, что чувствует заболевший человек?

-Он может заниматься своими любимыми делами?

-Какой станет его жизнь?

-Вы хотите такую жизнь?

Я согласна с вами.

Здоровье в нас самих. Как мы будем сохранять его? Способов много.

- А соблюдение правил безопасного поведения может сохранить ваше здоровье?

- Меня беспокоит то, как вы будете действовать в такой ситуации: послушайте внимательно коротенькое стихотворение:

Я летел с велосипеда,

Лоб поранил и колено,

Я всплакнул немного

И опять в дорогу…

-Вы попадали в подобную ситуацию?

-Как бы вы действовали в подобной ситуации?

- Молодцы, вы показали, что знаете, как надо поступать.

-Вы все правильно делаете, но если коленка все равно болит?

- А, если взрослого не оказалось рядом. Как быть в этой ситуации?

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили и выведем одно единое правило о том, как себя вести, если у вас что-то заболело или вы почувствовали сильную боль.

Если я испытываю сильную боль, то сначала попытаюсь понять её причину, чтобы как-то постараться помочь себе (оказать себе правильно первую помощь, если в данный момент один, и, если точно знаю, как это сделать), и обязательно расскажу об этом родителям, учительнице, воспитателю, врачу или другим близким взрослым.

- А теперь, давайте попробуем применить наше правило в ситуациях, которые я вам сейчас предложу. У меня на доске таблички. Вам необходимо предложить свой вариант ответа, как правильно действовать в данной ситуации

- Для работы вам необходимо разбиться на маленькие группы по три человека.

-Если у меня болит зуб, я …(обращусь к врачу-стоматологу, прополощу рот содой или лечебной травой (шалфей, ромашка)).

- Если у меня заболела голова, я …(успокоюсь; сяду или лягу, выпью чая с сахаром или сладкий сок, если не помогает - обращусь к врачу).

-Если я порезал или поцарапал руку, то … (прижму место над порезом, чтобы остановить кровотечение и пойду за помощью; если ранка маленькая, то промою её и обработаю йодом, наложу повязку из бинта).

-Если я сильно ушиб ногу, руку то …(подставлю её под холодную воду, наложу холодный компресс).

- Если я обжёг палец или руку, то … (подставлю обожженное место под струю холодной воды и позову взрослых на помощь)

- Если укусила пчела, оса, то …(вытащу жало, выдавлю из ранки яд, протру место укуса йодом, или приложу платок, смоченный холодной водой).

Ответы фиксируются на доске

-Таким образом, ребята, мы с вами вместе вывели правила поведения в конкретных ситуациях при появлении боли.

- Молодцы! Вы хорошо усвоили то, о чём мы говорили на занятии. Боль нельзя терпеть и нельзя делать вид, что болен - это опасно для здоровья. В любой ситуации необходимо в первую очередь обратиться к взрослому: воспитателю, учителю, мед. Работнику. Желаю вам всегда быть здоровыми и не болеть!

Боль испытывают все без исключения. Кто-то чаще, кто-то реже. Чувство боли очень индивидуально: одинаковое воздействие у двух людей вызывает различную реакцию. Кто-то падает в обморок от обычного укола, а кому-то, как американскому бегуну Мантео Митчеллу, и перелом ноги - не повод для остановки.

Вот несколько фактов про боль, о которых вы вряд ли знали:

1. Боль полезна

Не удивляйтесь. Боль выполняет защитную функцию. Ее задача – дать вам понять, что с телом что-то не так. Люди, которые не испытывают боли (да, такие тоже существуют), обычно погибают в довольно раннем возрасте. Они не чувствуют, что поранились или обожглись, а потому не успевают, например, вовремя одернуть руку. Рана получается более глубокой, и достаточно легко инфицируется. Невосприимчивость к боли делает тело таких людей гораздо менее защищенным.

2. Восприятие боли зависит от пола

У мужчин же за подавление боли отвечает адреналин. Это гормон стресса, который вырабатывается в экстремальных условиях. Тот самый марафонец Мантео Митчелл сам потом долго удивлялся, как он смог пробежать половину дистанции со сломанной берцовой костью. Похоже, уровень адреналина в его крови в этот момент был действительно очень высок.

3. Психогенная боль - настоящая

Часто причиной такой боли становится неразрешимая проблема или сильный стресс. Центром боли может стать практически любой орган, где есть болевые рецепторы. Если эмоциональная проблема не решается очень долго, у человека может развиться настоящее заболевание, например, язвенная болезнь желудка или синдром раздраженного кишечника. Такие заболевания называются психосоматическими.

Если человеку ампутировали руку или ногу, он еще долгое время может испытывать фантомные боли. То есть конечности уже нет, но человек ощущает в ней боль, как будто никакой операции не было.

5. Еда способна вызывать боль

Научно доказанный факт: некоторые продукты могут вызывать головную боль. Например, в сыре содержится вещество тирамин. Оно способно влиять на тонус сосудов головного мозга, что может спровоцировать приступ мигрени.

Головную боль вызывают и другие продукты:

6. Мат уменьшает болевые ощущения

Ударились и громко выругались? Некультурно, конечно. Но последние открытия ученых показывают, что тем самым вы уменьшили свою боль. Британские специалисты из университета Кили провели интересное исследование.

Оказалось, что матерщинники смогли терпеть низкую температуру на 35 секунд дольше, чем люди, которым приходилось себя сдерживать. Главный исследователь доктор Ричард Стивенс объяснил это тем, что употребление матерных слов способствует выработке в организме гормонов счастья — эндорфинов. А они, действительно, способны притупить боль.

7. Боль переносится легче, если её интенсивность слабее, чем мы ожидали

Этот любопытный факт выяснили норвежские ученые. Эксперимент заключался в следующем: 16 человек посадили перед монитором. Сначала им демонстрировали уровень предполагаемого теплового воздействия. После - нагревали электрод на руке до некоторой температуры (от теплой до очень горячей), и спрашивали насколько интенсивной была боль.

Казалось бы, что необычного в этом исследовании? Дело в том, что ученые пошли на хитрость. Реальная температура электрода не совпадала с данными, отображаемыми на экране. Выяснилось, что если человек ожидал очень сильное термическое воздействие, а ему давали импульс, сравнимый с температурой горячей чашки кофе, то он расценивал эту боль как незначительную. Если же ожидаемая температура была ниже реальной, то болевые ощущения оценивались испытуемыми как сильные и неприятные.

То есть человек, который готовился к худшему, вдруг понимал, что боль вполне терпима. От этого он чувствовал облегчение, и потому воспринимал боль как слабую.

8. Самая сильная в мире боль

Думаете нет ничего больнее удара в пах или родов? Вовсе нет. Врачи утверждают, что максимальные болевые ощущения человек испытывает при кластерной головной боли. Она настолько сильна, что вызывает мысли о самоубийстве.

К счастью, это заболевание встречается довольно редко - им страдает всего один человек из тысячи. Чаще всего это мужчины. Кластерная боль возникает сериями несколько раз в год. Каждый приступ длится от пятнадцати минут до трех часов. Болит обычно в районе глаз.

9. Боль можно измерить

Доктора используют для оценки боли различные шкалы. Например, такую:

Эта шкала кажется очень простой, но, на самом деле, она основана на глубоких исследованиях. Как ей пользоваться? Интенсивность болевых ощущений оценивается в баллах:

0 – боль отсутствует.

1 – слабая боль, не мешающая человеку жить.

2 – несильная боль, которая периодически может усиливаться, отвлекая человека от рутинных дел.

3 – боль заметна, но к ней можно привыкнуть и приспособиться.

4 – умеренная боль. Она уже довольно серьезно мешает жить. Человек может игнорировать ее только если глубоко увлечен каким-то делом. Затем чувство боли опять выходит на первый план.

5 – умеренно сильная боль. От нее не получится отвлечься. Человек может выполнять некоторую работу, но для этого требуются большие волевые усилия.

6 – сильная боль. Она мешает выполнять обычные ежедневные действия, человеку сложно сконцентрироваться на чем-либо кроме своей боли.

7 – тяжелая боль. Делает человека инвалидом и лишает нормального сна.

8 – интенсивная боль. Пациенту сложно передвигаться и говорить. Все его усилия направлены на преодоление боли. Этот уровень боли испытывают женщины в естественных родах.

9 – мучительная боль. Человек не может разговаривать, только стонет или плачет.

10 – невыносимая боль. Человек не может встать с постели, возможно, бредит.

Когда человек приходит на прием к врачу, ему дают линейку с этой шкалой. Пациент показывает на ней примерный уровень своей боли. Это помогает доктору сориентироваться с выбором тактики лечения.

10. Анальгетики нужны не при всех видах боли

Международные медицинские организации разработали стандарты лечения различных видов боли:

Читайте также: