Как сделать устный доклад

Обновлено: 16.05.2024

В устном докладе обычно выделяют три крупных раздела: введение, основную и финальную части (Knisely, 2005).

Во введении докладчик не только информирует публику

О теме выступления, освещает цель и задачи исследования, но и овладевает вниманием слушателей, старается расположить их в свою пользу.

В основной части доклада приводится сжатое обобщение материалов, методов и результатов исследования, излагаются наиболее важные и необходимые факты, подтверждающие выводы.

В финале обсуждаются дискуссионные вопросы и подводятся итоги исследования.

Подготовка устного доклада:

Перед тем, как начать подготовку к докладу, необходимо:

– представлять профессиональный уровень публики, осознавать, что будущие слушатели смогут получить от выступления;

– определить цель доклада: хотите ли вы проинформировать слушателей о результатах работы или убедить коллег в правильности своей точки зрения;

– иметь представления об условиях доклада: время и продолжительность выступления, размер аудитории, ее акустика, оборудование;

– убедиться, уложитесь ли вы в отведенное для доклада время ( если время для доклада недостаточно, необходимо сузить конкретную цель выступления, остановившись на каком-либо из подразделов центральной идеи )

Требования к оформлению устных докладов

1. Продолжительность доклада должна составлять 8 – 10 минут , доклад обязательно должен сопровождаться компьютерной презентацией ( файл ppt ). На освещение одного слайда презентации должно отводиться не менее 30 секунд. Рекомендуемый объем презентации — 10-12 слайдов .

2. В докладе должны быть освещены имеющиеся предпосылки по теме исследования, цели и задачи , поставленные в исследовательской работе, использованные методы , основные результаты и выводы .

3. Во время доклада можно пользоваться написанным планом и любой другой информацией (например, числовыми данными), но доклад НЕ должен полностью читаться по бумаге.

4. В докладе следует избегать чрезмерного количества узкоспециальных терминов. В случае, если это невозможно, нужно пояснять их значение (при необходимости использовать для этого рисунки и схемы).

5. Свои мысли нужно излагать грамотно, ясно и однозначно.

Общие требования к представлению презентации

6. Компьютерная презентация призвана иллюстрировать доклад , поэтому она должна содержать достаточное количество рисунков, графиков, диаграмм, таблиц, карт, схем, фотографий.

7. В презентации НЕ должно быть больших блоков текста .

8. Все надписи в презентации должны быть сделаны крупным шрифтом , чтобы их было видно даже с задних рядов (размер шрифта должен быть не меньше 24 , в том числе в подписях к картинкам; для заголовков слайдов не меньше 40 ).

9. Необходимо использовать всё поле слайда. Не оставляйте свободное пространство, заполните его увеличив текст или графический материал, но оставив небольшие поля.

10. Презентация должна быть выполнена в спокойных, не очень ярких тонах.

11. Все надписи и рисунки должны быть хорошо заметны и четко отличаться по цвету от фона (особенно на диаграммах).

12. Использование эффектов, анимаций должно быть оправданным. Время устного доклада ограничено 10 (десятью) минутами. Презентация к устному докладу оформляется в редакторе MS Power Point и должна иметь объем, не превышающий 20 (двадцать) слайдов. На первом слайде располагается наименование работы, ФИО авторов, места их работы, дата, город. На последнем слайде могут быть представлены контакты авторов.

Общий порядок слайдов:

- План презентации (не более 5 пунктов);

- Основная часть; - Заключение (выводы);

- Спасибо за внимание (контакты).

Общие требования к оформлению

- Дизайн должен быть простым и лаконичным;

- Каждый слайд должен иметь заголовок;

- Слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов;

- На слайдах должны быть тезисы — они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

- Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).

Требования к оформлению диаграмм

- Название диаграммы или таким названием может служить заголовок слайда;

- Диаграмма должна занимать все место на слайде;

- Линии и подписи должны быть хорошо видны.

Требования к оформлению таблиц

- Отличие шапки от основных данных.

Требования к оформлению видеофайлов

- Не более 5 минут

- Расширение av i

Стендовый доклад состоит:

-из плаката (постера), содержащего материалы научной работы

Постерные сессии проводятся в помещении, оборудованном специальными стендами.

Ясное и четкое представление ключевых моментов работы. Авторы в качестве демонстрационных материалов могут использовать записи регистрирующих приборов, фрагменты лабораторных журналов, инструментарий, образцы новых изделий и т.п. Доклад не должен быть перегружен второстепенной информацией.

В течение всего периода проведения сессии стендовых докладов минимум один из авторов представленного доклада должен находиться у своего стенда и быть готовым дать исчерпывающую информацию, касающуюся сути выполненных исследований. Обслуживание одним участником двух или более стендовых докладов не допускается.

Требования при оформлении плаката (постера) необходимо помнить:

участники сессии останавливаются в 1–2 м, а то и в 3 м от стенда.

Требования и рекомендации.

1. Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

3. Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4. Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

5. Стендовый доклад будет значительно проще для восприятия, если материал в нём будет расположен так, чтобы его было удобно читать слева направо и сверху вниз; разнообразные выделительные эффекты (цвет, фон, размер шрифта, обрамление, линии различной толщины) обычно помогают лучше и быстрее ориентироваться в представленном материале.

6. Можно заранее заготовить копии стендового доклада формата А4, чтобы раздать их всем заинтересовавшимся колле

Материалы стендового доклада

Размер постера:

Формат А1, ориентация альбомная (841 х 594 мм). В верхней части располагается название работы, которое печатается прямым шрифтом (рекомендуемый кегль не менее 48). Ниже указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения, где выполнена работа (рекомендуемый кегль не менее 36). Текст, содержащий основную информацию, печатается прямым шрифтом (рекомендуемый кегль 18).

Структура плаката включает в себя несколько обязательных элементов:

- абстракт (если основные результаты работы не приведены в виде абстракта),

- материал и методы,

- ссылки на литературу, благодарности.

Конец мая и начало июня — традиционное время защиты дипломов в вузах. Помимо самой выпускной работы, студентам нужно подготовить короткое (на 7–10 минут) выступление перед экзаменационной комиссией, а также сделать презентацию. И зачастую для студента подготовить нормальный доклад/презентацию — чуть ли не более сложная вещь, чем написать сам диплом. При этом часто оказывается, что чем содержательнее и интереснее работа, тем сложнее бывает сделать по ней качественное выступление/презентацию. В этой статье мы предлагаем наш взгляд на то, как решать эту проблему.

Примечание: дальнейшие иллюстрации взяты из презентации к дипломной работе студента 1-го года обучения нашей магистратуры “Программирование и анализ данных”, выпускника бакалаврской программы “Прикладная математика и информатика” Егора Богомолова.

1. Прежде всего, формат 7–10-минутного выступления существенным образом ограничивает количество слайдов в презентации. Опыт подсказывает, что в ней должно быть не более 12–15 слайдов. Почему? Если мы возьмем 7-минутный доклад и поделим 7 на количество слайдов, то в среднем на слайд у нас получится около 30 секунд. 30 секунд — это достаточно небольшой промежуток времени, что-то содержательное за это время сказать тяжело. Если же количество слайдов становится больше, то либо доклад превращается в пулеметную очередь и никто ничего не успевает понять, либо докладчик гарантированно не укладывается в отведенное для него время. Исходя из этого, давайте зафиксируем количество слайдов (12–15) и поймем, что на них должно быть.


2. С первым слайдом все более-менее понятно: на нем указывается название доклада, автор, научный руководитель, организация. Желательно также отметить город и год. Единственный тонкий момент: хочется, чтобы размещенная на первом слайде информация была нормально оформлена. Данный слайд задает стиль всей презентации: стиль и размер штифта, цвета, которые будут использоваться далее. Например, мы рекомендуем использовать синий и белый цвет — корпоративные цвета Вышки.


Сразу скажу о стиле оставшихся слайдов. На каждом из них желательно делать и верхний, и нижний колонтитулы. В верхнем желательно указать название блока презентации (о блоках скажем чуть ниже), в нижнем — еще раз фамилию докладчика, краткое название доклада, и, важно, номер слайда в формате x/y, где x — номер текущего слайда, y — общее количество слайдов. Зачем это делается? Слушателям, как правило, хочется понимать, в какой точке доклада они находятся и сколько еще слайдов впереди. Если этой информации нет, то либо создается впечатление, что доклад может длиться бесконечно, либо что он может кончиться в любой момент. Это раздражает.

3. Теперь перейдем к содержанию слайдов. Весь доклад условно можно поделить на две части: вводная часть (до формулировки цели и задач работы) и содержательная часть (после цели и задач). Важно: в хорошем докладе вводная часть занимает примерно половину (!) всей презентации, и вот почему. Если докладчик не сделает нормальное введение, не добьется того, чтобы всем присутствующим стали предельно понятны тема работы, постановка задачи и пр., то содержательную часть никто слушать уже не будет — слушатели просто не будут понимать, о чем же в докладе идет речь. Поэтому 50 % успеха — это грамотно построенная вводная часть.


Важно: с нашей точки зрения, вводная часть обязана состоять из трех блоков. Первый блок — постановка задачи, в нем докладчик рассказывает, в чем состоит задача, к какой предметной области она относится, вводит основные понятия и определения, указывает, почему решение этой задачи важно. И этот блок, за редким исключением, не забывают включить в свой доклад все. Однако не все, увы, умеют правильно ее рассказывать. Типичное заблуждение докладчика — что об этой задаче слушателям известно почти все, за исключением мелких деталей. И вместо того чтобы на пальцах объяснить, в чем же его задача состоит, докладчик начинает свободно использовать термины, определения и факты, известные, как правило, только ему и узкой группе его коллег, никак их не объясняя.

Я могу сказать довольно крамольную вещь, но постановка задачи должна в какой-то степени быть похожей на ответ родителям/друзьям/знакомым в баре на вопрос “А чем ты там у себя в вузе/на работе занимаешься?” И вряд ли, сидя в баре или на кухне с родителями, вы будете сыпать незнакомыми терминами и строить из себя крутого специалиста. Скорее всего вы попытаетесь на пальцах объяснить хотя бы предметную область, в которой вы проводите исследования. И как правило, сидя в баре/на кухне, вам это удается сделать, а вот во время доклада — почему-то нет. Вы должны понимать: чем проще, яснее и понятнее вы расскажете о своей предметной области, тем большее количество народа дослушает ваш доклад до конца.


Перейдем ко второму блоку — обзору имеющихся в данной области результатов. С ним у большей части докладчиков просто беда. Почему-то считается, что его смело можно выкидывать, особенно в случае коротких докладов. Между тем, это — колоссальное заблуждение, этот блок категорически необходим. Если его в докладе нет, то это, как правило, означает два варианта.

Первый вариант — докладчик просто не понимает, что, помимо него, существуют сотни, а то и тысячи исследователей, работающих и получающих результаты в данной области. Как следствие, высока вероятность того, что все, о чем докладчик собирается говорить, уже кем-то где-то давным-давно сделано, а он лишь переизобретает велосипед.

Второй вариант — что задача настолько неинтересная и никому не нужная, что ею никто не занимается. Следовательно, актуальность данной задачи близка к нулю и слушать эту работу также смысла не имеет. Это, конечно же, крайние случаи, есть и промежуточные. Например, пара ссылок на работы 1994 года. И если это все — то снова беда, смотри рассмотренные выше два варианта.


Казалось бы, на обзоре литературы можно заканчивать вводную часть и переходить к формулировке цели и задач исследования. Собственно, большинство неопытных докладчиков так и пытаются поступать. А это очень грубая ошибка: в любой презентации обязательно должна быть еще один крайне важный блок, а именно, блок под условным названием “Большое НО”. В этом блоке вы должны говорить примерно следующее: да, в моей области (смотри обязательную 1-ю часть) много чего уже сделано (смотри обязательную 2-ю часть), но: в такой-то работе имеются такие-то недостатки, в такой-то работе не сделано то-то и то-то, а из этой работы осталось непонятно то-то и то-то. И вот в моей работе я собираюсь эти моменты устранить / эти недоделанные задачи дорешать / предложить свои, более удачные решения. И только после этого вы можете переходить к центральной части доклада — формулировке цели и задач работы.


4. Цель у любой работы должна быть одна. Не допускается несколько целей. Если их несколько — это, скорее, не в том месте и не в той форме сформулированные задачи исследования. Цель — это нечто, чего вы интегрально хотите достичь своей работой: создать программный продукт, собрать датасет, построить модель, провести анализ и т. д. Подумайте, чего вы хотите достичь своей работой. Как правило, это и будет ваша цель.

Важно: в очень многих работах в этом месте встречается довольно существенная ошибка — цель формулируется слишком общо, например, “создание системы фильтрации спама” или “обнаружение ботов в социальных сетях”. Коллеги, это — задачи, которые на протяжении нескольких лет решают огромные IT-компании типа Google или Facebook. И будет очень забавно, если вдруг окажется, что именно в вашей работе эта глобальная задача будет наконец решена. С очень малой вероятностью слушатели поверят в столь оптимистичный сценарий. Скорее всего, подобным образом широко сформулированная цель — это все же, как правило, признак неопытности и/или некомпетентности. Пожалуйста, не делайте подобного рода ошибок — формулируйте цель предельно конкретно.

Перейдем к задачам. Задачи — это, по сути, краткий план вашей работы, краткое описание того, как вы собираетесь достичь поставленной выше цели. Например, “для создания модели нужно”: 1) создать такой-то инструмент; 2) собрать такой-то датасет; 3) построить прототип модели; 4) протестировать этот прототип на таких-то данных. Часто для того, чтобы правильно сформулировать задачи, вам просто нужно еще раз посмотреть на свою работу, разбить ее на 3–4 больших блока и как-то эти блоки назвать. Собственно, это и будут ваши задачи.

Важно: и в цели, и в задачах не должно быть никаких новых терминов. Если вдруг они появляются, это означает, что вы не доделали постановку задачи, не до конца объяснили все термины, инструменты, механизмы, использующиеся обычно для решения подобного рода задач и т. д. Далее, задач не должно быть много. Как правило, это 3–4 глобальные задачи. Не дробите их, не делайте 7–8 задач. Наконец, задачи должны быть достаточно короткими и емкими. В идеале, каждая из этих задач должна на последующих слайдах помещаться в колонтитул.


5. Перейдем теперь ко второй, содержательной части доклада. Ее строить очень просто. У вас осталось в запасе где-то 7 слайдов. Последний слайд вы должны оставить на выводы, остается 6 слайдов. Эти слайды разбиваются на блоки по числу задач. И на каждую задачу в своем коротком докладе вы оставляете 1–2 слайда. Увы, это — максимум, что вы можете себе позволить из-за лимита по времени. Что туда выносить — это уже довольно специфический вопрос, каждый должен эту задачу решить для себя сам. Здесь важно выбрать действительно принципиальные моменты в каждой из задач и постараться сжато про них рассказать. Общих рецептов для этой части маловато, и здесь очень важен опыт: ваш, вашего научного руководителя и ваших коллег.



Часто в этом месте студенты задают вопрос: ну хорошо, я как-то схематично, на пальцах, успею на 1–2 слайдах что-то там показать; но ведь там же куча важных деталей, десятки важных подробностей, и ни один профессионал, слушающий доклад, не сможет оценить работу без этой дополнительной информации. Что же делать в этом случае?

Здесь вы должны понимать следующее. Как правило, среди слушателей есть только 2–3 человека, которые действительно понимают, о чем идет речь в вашем докладе. Скорее всего, им действительно было бы интересно узнать о деталях исследования. Остальным же детали не важны, им нужна общая идея. Объясните ее на пальцах, а для узких профессионалов подготовьте от каждого блока несколько дополнительных слайдов за пределами презентации. Например, в вашем докладе 15 слайдов. Нумерацию оставьте по прежнему x/15, где x — номер текущего слайда. За 15-м слайдом сделайте дополнительные 16–17-й слайды в формате x/15, x=16,17 и так далее, на которые можно вынести не поместившуюся в основные блоки информацию.


Если вдруг (что не факт) после вашего доклада кто-то из слушателей решит задать вам конкретный вопрос, вы откроете эти слайды и подробно на этот вопрос ответите. При этом, отвечая на вопрос, вы уже не будете ограничены теми 7–10 минутами, которые вам отвели на доклад. Поэтому вы сможете добавить ту информацию, которая физически не влезла в основной доклад, но про которую вам так хотелось что-то рассказать.


6. Переходим к последнему слайду. На этом слайде вы формулируете выводы или результаты своего исследования. По сути, здесь вы просто должны продублировать те задачи, которые были сформулированы в середине вашего доклада. Однако при этом возникает вопрос: зачем же тогда вообще этот слайд нужен? Не легче ли просто еще раз показать задачи и сказать, что все они выполнены? Нет, здесь есть важные отличия. Дело в том, что, формулируя задачи исследования, вы еще не можете апеллировать к той информации, которая у вас появится в содержательной части вашего доклада. Вы еще не раскрыли, с помощью каких идей, методов и подходов вы достигли поставленной цели, насколько удачными оказались ваши подходы, насколько хорошо было проведено тестирование и т. д. Однако в конце вашего доклада слушатели уже погружены в тему, им известна терминология, известны предложенные вами решения, и вы можете смело в выводах сформулированные выше задачи раскрыть и коротко описать, как именно вы эти задачи решили.

Ну и вишенкой на тортике в этой части работы будут, например, ссылки на статьи, которые вы написали по результатам исследования, на доклады, которые вы сделали на той или иной конференции, на программные продукты, которые стали использовать написанный вами код и т. д.

Мелкое замечание: заключительный отдельный слайд “Спасибо за внимание” не нужен — эту фразу совершенно спокойно можно сказать в конце словами. Также неуместен слайд типа “Ваши вопросы?” Эту фразу должен сказать тот человек, который председательствует на этом собрании, не надо отнимать его хлеб.

7. Ну и в заключение пара слов о том, что делать, если у вас не короткий, 7–10-минутный, а большой, 30–40-минутный доклад. Важно: вся описанная выше структура категорически остается неизменной. Остаются блоки “постановка задачи”, “обзор имеющихся результатов”, блок “но”, слайд “цель и задачи”, слайд “выводы”. Что же меняется? Меняется количество слайдов, прежде всего в содержательной части: теперь вместо 1–2 слайдов вы, наконец, можете вставить 5–7 подробных слайдов по каждой задаче.

Но это еще не все: расширяя содержательную часть, вы не должны забывать о вводной части. Она также должна быть расширена: нужно обстоятельнее рассказать о постановке задачи, дать более подробный обзор имеющихся результатов. Помните, что вводная часть по-прежнему остается не менее, если не более, важной частью вашего доклада. Сделаете ее некачественно — и всю оставшуюся информацию либо никто не поймет, либо никто не будет слушать.

На этом в целом все. Очень надеемся, что эти заметки окажутся полезными всем, кто готовит свои доклады, а особенно — тем студентам, которые прямо сейчас готовят презентации своих выпускных работ.

Учебный доклад требует от автора не только качественного содержания, но и достойного оформления. Органичное сплетение этих составляющих делает работу интересной, легкой и приятной для восприятия. Достичь такого эффекта можно с помощью богатства языковой палитры и умелого использования фраз-клише научного стиля в учебном докладе.

Что такое учебный доклад, где его используют?

Что такое учебный доклад

Учебный доклад – это изложение информации по определенной теме. Используется такой вид доклада на семинарских занятиях, лекциях, круглых столах в учебных заведениях разного уровня аккредитации, а также в школах.

Для поддержки связи со слушателями, а также логической связи частей доклада существуют специальные фразы-клише.

С какой фразы начать доклад?

Не забывайте о том, что вступительная фраза должна соответствовать деловому стилю, несмотря на то, что в аудитории ваши ровесники (одногруппники, однокурсники или одноклассники).

После вступительной фразы можно переходить непосредственно к выступлению.

Вспомогательные фразы для оформления введения

Оформление введения доклада

На что обращается внимание в введении доклада?

Введение – это первая часть, в которой автор ознакомляет с темой, раскрывает актуальность проблемы, изложенной в докладе, цели работы, делает краткий обзор существующих трудов по теме.

Введение имеет набор стандартных фраз:

Фразы для связки частей доклада

Соединение частей доклада

Как связать обособленные части доклада?

В основной части доклада автор представляет изложение темы (краткое или детальное) с элементами анализа и цитирования достоверных источников. Весь этот коллаж сведений нужно связать между собой органичными логическими переходами, для этого используются такие фразы:

Если нужно указать на причину, следствие или условие явления, прибегают к таким клише: откуда следует, вследствие, в силу… в виду этого, в таком (таких)… в этом случае, свидетельствует, дает возможность.

Фразы для оформления выводов

Оформление вывода в докладе

Как оформить вывод доклада?

Заключительная часть должна кратко подавать обобщенные выводы по теме. Для ее оформления используются следующие фразы:

Так как заключительная часть доклада небольшая по объему, достаточно 2-3 фраз для ее оформления, а в некоторых случаях можно ограничиться и одной (например, первой из приведенного списка).

Заключительная фраза доклада

Советы по использованию фраз-клише научного стиля

Советы по применению клише в докладе

Советы для начинающих

Это далеко не полный список фраз для оформления доклада, но при умелом использовании данный набор поможет оформить доклад для достойного выступления.

О том как подготовить блестящее выступление вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

 Выступление на конференции — волнительный, но важный этап в научной карьере каждого, кто занимается исследованиями. Однако выступить с устным докладом или подготовить его текст — это не то же самое, что заниматься самой наукой.

Для удачного представления результатов исследований необходимы дополнительные навыки: поставленная речь, умение взаимодействовать с аудиторией и справляться со стрессом для устного доклада и умение ясно, связно, логично излагать свои мысли в тексте для доклада в письменном виде.

В статье ЛаЛаЛань рассмотрит этапы подготовки устного и письменного доклада. В конце статьи вы найдете чек-лист, который позволит вам проверить себя перед выступлением — все ли готово?


Доклад на научную конференцию: каким бывает?

Доклад — распространенная форма отчетности. С докладом выступают чиновники, с коротким докладом — рапортом — военные. В академической сфере доклад наряду с отчетом (например, отчетом по производственной/учебной/преддипломной практике, отчетом о научно-исследовательской работе) доклад используется для представления результатов исследований.

Для конференций или иных научных мероприятий часто готовятся доклады в письменном виде. У таких документов есть свои особенности оформления, о которых мы расскажем ниже.

В дополнение к такому докладу часто готовится и устный доклад с презентацией, в котором должны быть отражены ключевые аспекты заданной темы. Иногда устный доклад не сопровождается обязательной публикацией текста доклада.

Доклады для большинства научных мероприятий — и письменные, и устные — являются небольшими по объему монологическими высказываниями. Так, для устного выступления чаще всего у докладчика есть всего лишь 5−10 минут, что действительно немного для полноценного освещения результатов научной работы. Текст письменного доклада обычно тоже не очень объемный — 3−7 страниц.

Что отразить в тексте доклада, предназначенного для печати?

Для начала необходимо определиться с темой доклада. По мере подготовки текста она может немного корректироваться и уточняться, но общее пожелание таково: тема должна быть скорее узкой и понятной, чем широкой и необъятной. Это связано во многом с ограниченным объемом текста доклада и коротким выступлением.

Структура письменного доклада в целом соответствует общепринятой структуре научных публикаций:

  • сначала приводятся вводные данные — пишется введение,
  • затем основная часть, представляющая результаты проведенного исследования,
  • и, наконец, выводы.

Что стоит отразить во введении? В этой части обосновывается актуальность работы, описывается объект, и предмет исследования, цели и задачи, а также применяемые методы. В отличие от научной статьи или квалификационной работы, в докладе освещению работ предшественников уделяется не очень много времени (и текстового пространства).

Причина кроется в специфике жанра — на первом плане результаты исследования самого докладчика, которые необходимо представить.

Поэтому при подготовке текста письменного доклада особое внимание уделяется основной части, в которой представлен, например, ход эксперимента и полученные результаты. Именно для подробного освещения результатов и стоит выбирать узкую тему, рассматривать лишь отдельный фрагмент области научного знания: тогда есть возможность в небольшом по объему тексте представить все, что необходимо, и не выйти за рамки отведенного объема (или времени в случае устного выступления).

Кроме того, в тексте немаловажно обосновывать и объяснять узкоспециальные термины, если такие есть.

Дополнительно может потребоваться аннотация с перечнем ключевых слов, но часто она необходима именно для научной статьи, а не доклада.

В заключении резюмируется содержание основного текста, приводятся выводы и их обоснование.

Отметим, что стандарта ГОСТ для оформления текста научного доклада нет. В качестве ориентира можно воспользоваться стандартом ГОСТ по оформлению реферата или ВКР. Конкретные требования часто размещает на своем сайте учебное заведение — организатор конференции.


Как подготовиться к устному докладу?

Содержательное наполнение письменного и устного доклада идентично: в обоих случаях необходимо обозначить тему, обосновать ее актуальность, сформулировать цели, задачи, объект исследования, описать методы и результаты проведенной работы, представить ее выводы.

Однако отличие, разумеется, есть. Во-первых, во время устного выступления важно следить за таймингом. Мы уже говорили о 7−10 минутах, отведенных на доклад, и скажем еще раз: очень важно уложиться в допустимое время, иначе вас остановят, и вы не успеете сказать о самом главном, не успеете логично закончить выступление.

Кроме того, для успешного устного доклада важна жестикуляция, артикуляция, темп и громкость вашей речи, умение взаимодействовать с публикой. Речь не идет о приемах стендапа, однако понимать заинтересованность аудитории, оценивать уровень ее вовлеченности в вашу тему, чтобы где-то подробнее объяснить термины или методы, а где-то, напротив, потратить драгоценные минуты на что-то другое — все это очень важно.

Чек-лист: проверьте себя перед выступлением с докладом

Поскольку конференция — значительное и волнительное мероприятие в научной сфере, особенно для молодых ученых, мы предлагаем вам чек-лист, чтобы быстро проверить, все ли готово к выступлению.

Читайте также: