Как развивать память доклад 4 класс

Обновлено: 14.05.2024

Классный час - беседа о развитии памяти у младших школьников 4 класса

Цели: показать учащимся различные способы тренировки памяти; объяснить необходимость развития памяти для успешного обучения в школе.

Форма занятия: комбинированная (беседа и практикум).

Ход классного часа

I. Вступительная часть.

Слово учителя. Наш классный час посвящен памяти.

- Память. Что это такое?

- Как понимаете вы? Зачем она нужна? (Ответы учащихся) Вот девиз нашего классного часа. (Показывает па доску)

На доске записано:

1-й ученик.

Если хочешь много знать,

2-й ученик.

Сколько в школе мы узнаем!

Сколько книжек прочитаем!

Нам по этому пути

Много лет еще идти!

Учитель. Действительно, вам еще долго учиться. И сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с различными способами тренировки памяти. Мы все знаем, что память бывает слуховая и зрительная. Проверим для начала зрительную память.

2. Выполнение заданий с целью проверки зрительной и слуховой памяти детей.

Задание 1. (У каждого ученика листок со списком слов)

Прочитайте внимательно список слов, который перед вами. Затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите еще раз слова, которые вы только что прочли.

Слова: мак, ежевика, лимонад, манго, пирожное, слива, фундук, тесто, креветка, овсянка, яйцо, молоко, майонез, колбаса.

(Норма запоминания – 8 — 10 слов)

Задание 2.

Проверим вашу слуховую память. Внимательно вслушайтесь в следующие десять слов. Каждое слово читается 1 секунду. Все запомнившиеся слова запишите.

Слова: ветер, снег, термометр, велосипед, экскаватор, воспитатель, дневник, ручка, автомат, ученик.

Учитель. Снова проверка зрительной памяти. Внимательно прочитайте слова на доске. Затем доску я закрою, а вы запишите запомнившиеся слова вместе с порядковым номером.

3. Выполнение рисунков к выражениям.

Учитель. Теперь я предлагаю вам проверить, как вы умеете фантазировать, умеете ли составлять ассоциации. Объясняю, что будем делать. Я вам зачитываю 10 выражений, а вы их не записываете, а только делаете рисунок на каждое выражение.

1) туманное утро

2) дорогой подарок

4) день рождения

5) кривое зеркало

7) трудное задание

8) безбилетный проезд

9) постельный режим

10) открытая книга

Теперь, когда вы нарисовали рисунки к каждому выражению, предлагаю вам вспомнить это выражение и записать его рядом с рисунком.

(Дети должны вспомнить порядка 7-8 выражений для среднего уровня памяти)

4. Заключительная часть.

В конце занятия подводятся общие итоги и выводятся правила тренировки памяти.

- Ставь цель: запомнить надолго.

- Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.

- Заучивай с желанием знать и помнить.

- Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.

- Короткие стихи учи целиком, длинные - разбивай на отрывки.

- Заучивай и повторяй небольшими частями - лучше учить по одному часу 7 дней, чем семь часов подряд в один день.

- Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

- Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.

- Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.

В заключение классного часа учащимся можно предложить

различные задания для развития, тренировки памяти.

Задание 1: закрой глаза, поставь палец на какое-нибудь число в календаре прошлого месяца. Открой глаза, посмотри, какое это число, представь этот прожитый тобою день в деталях. Можешь записать на листок.

Задание 2: посмотри внимательно на карту знаков и символов в течение 10 секунд. Постарайся запомнить количество объектов, их расположение, последовательность. Нарисуйте еще одну карту и точно такую же, не подсматривая в свой лист.

Память — высшая психическая функция, от которой нередко зависит успешность и качество жизни человека. Если она хорошая, дети не испытывают проблем в школе, взрослые добиваются карьерных высот, пожилые не страдают от Альцгеймера и Паркинсона. Чтобы она была крепкой и не подводила в нужный момент, её требуется постоянно тренировать. В ином случае с возрастом нейронные связи и мозговое кровообращение ухудшаются, а вместе с ними теряется способность запоминать и воспроизводить нужную информацию.

Поэтому абсолютно всем полезно знать, как развить память независимо от возраста и возможностей.

Зачем это нужно


Каждый человек должен понимать, почему необходимо развивать память. Во-первых, чтобы быстро запоминать и воспроизводить нужную информацию. Это позволит избавиться от многочисленных списков и записей и держать всё в голове. Во-вторых, чтобы предупредить раннее старение и такие возрастные заболевания, как Альцгеймера или Паркинсона. В-третьих, чтобы попутно улучшить другие когнитивные способности.

Развить внимание

Оно позволяет быстро и легко сосредотачиваться на самых важных проблемах, замечать мелочи. Это упорядочивает и организует жизнь.

Развить мышление

Большинство методик позволяет одновременно улучшить работу мозга и развить память, тем самым повышая интеллект. Развивается сразу несколько видов мышления: ассоциативное, наглядно-образное, логическое. Это позволяет оперативно решать задачи, отсеивая всё ненужное и быстро отбирая только важную информацию.

Развить воображение

Появляется возможность решать проблемы нестандартными, но весьма эффективными способами.

Замедлить процессы старения

При активном использовании мозга и постоянных нагрузках на него с возрастом его состояние не ухудшается.

Особенности

Как утверждает психология, память — это динамичная нейропсихологическая система, которая может и улучшаться, и разрушаться. Её развитие может идти в двух направлениях:

  1. Филогенетическое, естественное развитие в соответствии с возрастом по мере накопления жизненного опыта под влиянием бытовых факторов.
  2. Онтогенетическое, искусственное развитие у каждого отдельного человека, заранее организованное и продуманное, осуществляемое через различные эксперименты.

В психологии выделяют следующие особенности развития в филогенезе:

  • изобретение и совершенствование мнемотехник;
  • создание и улучшение способов фиксации, сохранения и воспроизведения информации;
  • обмен информацией, обмен опытом между поколениями и странами, чтобы развивать коллективную память;
  • изучение языков;
  • создание дидактик и методик образования;
  • переход от механической памяти к смысловой, от непосредственной к опосредованной, от непроизвольной к сознательной.

Что касается онтогенеза, здесь уже каждый отдельный индивидуум самостоятельно задумывается над тем, как он будет развивать свои способности. Психологи выделяют в данном вопросе несколько направлений, по которым можно двигаться:

  • полный контроль над собственными психическими функциями (в том числе мнемоническими способностями), волевое регулирование ими;
  • переход от внешних приёмов их развития к внутренним;
  • включение интеллекта в процессы фиксации, сохранения и воспроизведения информации;
  • целенаправленное овладение мнемотехникой.

В. Я. Ляудис (доктор психологических наук) выделила 4 уровня развития памяти в онтогенезе:

  • Низший уровень — непосредственная, непроизвольная.
  • I уровень — опосредованная внешне, произвольная.
  • II уровень — опосредованная внутренне, произвольная.
  • Высший уровень — феноменальная.

Более подробно изучить вопрос, как развивается память в филогенезе и онтогенезе, можно, прочитав труды таких психологов, как А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, П. П. Блонский, З. М. Истомина, А. А. Смирнов, Л. С. Выготский.

Отдельно разработанные системы

Методики

Существуют специально разработанные, признанные в психологии методики. Но, прежде чем работать с ними, нужно усвоить ряд нюансов:

  • они не универсальны и часто развивают только какой-то один аспект (запоминание, хранение, воспроизведение) или определённый вид (зрительную, слуховую, смысловую, двигательную);
  • в связи с этим нужно использовать сразу несколько, чтобы они взаимодополняли друг друга;
  • они индивидуальны: кому-то подходят, а кому-то — нет.

Небольшой обзор самых популярных методик поможет сделать правильный выбор.

Диаграмма связей

Другие названия: интеллект-карта, карта мыслей (ума), mind-map, ассоциативная (ментальная) карта.

Автор: Тони Бьюзен, британский психолог.

Суть: в центре изображается основная идея (мысль, проблема), и, исходя от неё, рисуется целое древо — пути решения. Развивает логическую и профессиональную память.


Пример интеллект-карты

Методика Бехтеревой

Автор: Н. П. Бехтерева — российский нейрофизиолог.

Суть: нужно ставить перед собой сверхзадачи, даже если изначально они кажутся невыполнимыми. Также она советовала для развития мозга и памяти ежедневно прочитывать хотя бы несколько страниц любого текста и заучивать наизусть хоть какую-то информацию.

Японская методика

Автор: Рюта Кавашима — японский нейробиолог.

Суть методики максимально проста, однако она уже доказала свою высокую эффективность. Нужно 15 мин. в день решать любые математические примеры, задачи, уравнения и 15 мин. в день читать вслух любые тексты с пониманием их смысла.

Цель — развитие интеллекта и памяти.

Методика скорочтения

Суть: повышение техники чтения при сохранении полного понимания смысла текста.

Основные приёмы — тренировка диагонального чтения, расширение угла зрения при чтении, деконцентрация, разорванный текст и др.

Развивает логическую память.

Методика спецслужб

Программы

В детских садах и школах воспитатели и учителя используют коррекционно-развивающие программы для совершенствования памяти, мышления и внимания у детей:

  • дошкольного возраста: программы А. Афанасьевой, О. Истратовой, Н. Самоукиной;
  • в начальной школе: Е. Лапп и С. Хайрушевой;
  • в среднем звене: Л. Черемошкиной.

Для подростков и взрослых программы составляются индивидуально, так как к 14-16 годам уровень когнитивных способностей у каждого человека существенно различается и зависит от того, насколько он был развит до этого.

Об особенностях развития памяти в зависимости от возраста, читайте в наших отдельных статьях:

Техники

Чтобы максимально развить память, можно использовать современные техники, одна из самых популярных — мнемоника. Это специально разработанная система, объединяющая в себе приёмы, облегчающие фиксацию, запоминание и воспроизведение только самой необходимой информации.

Цель — увеличение объёма памяти.

Основной метод — ассоциации, когда конкретный объект или факт заменяется абстрактным понятием. Оно может иметь визуальную, слуховую или тактильную природу.

Мнемоника активно использует такие методы, как:

  • создание логически законченных предложений из первых букв той информации, которую нужно запомнить (самый яркий пример — присказка про фазана и охотника, чтобы не забыть последовательность цветов радуги);
  • рифмы;
  • созвучия;
  • яркие ассоциации;
  • методы Цицерона и Айвазовского;
  • закономерности.

Мнемоника использует как простейшие методики, так и достаточно сложные.

Более подробно о данной технике — в статье по ссылке.

Другие варианты

Лучшие способы

Простые в применении и эффективные способы, как развивать память и лучше запоминать нужную информацию.

Ассоциации

Отличный способ развить фотографическую память. Помощник предлагает список из слов, никак не связанных друг с другом. Их нужно запомнить, связывая каждое с какой-нибудь яркой ассоциацией.

Заучивание

Многие считают данный способ элементарным и слишком простым, и совершенно зря. Это проверенный временем и подтверждённый многими специалистами способ развить одновременно и визуальную, и слуховую память. Причём начинать лучше с коротких, детских четверостиший, независимо от того, сколько вам лет. Затем перейти на лёгкие, но большие по объёму стихи. Чуть позже взяться за классику. На заключительном этапе нужно пробовать заучивать наизусть поэмы и прозу.

Чтение вслух

Неожиданный, но научно доказанный факт: чтение вслух гораздо лучше, чем чтение про себя, развивает не только зрительную и слуховую память, но ещё и попутно моторную и эмоциональную. Это выяснили учёные из Университета Уотерлу (Канада).

Перевёртыши

Методика максимально проста: читайте все встречающиеся слова задом наперёд. В скором времени вы сами удивитесь, насколько эффективен данный метод.

Картинки

Игры со словами

Используйте любые игры со словами. Их выбор не ограничен: Города, Наборщик, Слово из слов, На одну и ту же букву, Балда, Быки и коровы, Крокодил, Say the Same Thing (Скажи одно и то же), Буриме, Рифмы, анаграммы, шарады, ребусы, кроссворды, сканворды и многие другие.

Устный счёт

Многие пренебрегают данным способом, как и заучиванием наизусть. И тоже совершенно зря. Чем больше примеров, задач и уравнений прорешивать в уме, тем совершеннее будут практически все когнитивные способности. Главное — не соблазниться калькулятором.

Взгляд в прошлое

В течение недели каждый день перед сном в деталях вспоминайте все события, которые сегодня произошли. Потом увеличьте обзор прошлого: вспоминайте 2-3 прошедших дня, затем неделю, месяц. Во-первых, увеличивается объём запоминаемой информации. Во-вторых, развивается образное мышление и стимулируется воображение.

Музыкальные упражнения

Нужно обязательно заниматься развитием музыкальной памяти. Согласно исследованиям, она включает в себя все остальные: двигательную, эмоциональную, зрительную, слуховую, логическую. Приёмы: запоминание ритмических зарисовок, танцевальных па, песен, мелодий, нот. Профессионалам можно посоветовать методику И. Гофмана, который предложил простейшую формулу запоминания любой музыки.

Гаджеты

Используйте свои телефоны и планшеты по максимуму. Ищите приложения, которые позволят вам развивать когнитивные способности во время дороги на работу, пока едете в общественном транспорте, или в обеденный перерыв.

Приложения для iOS:

  • Elevate — Brain Training (тренировка мозга);
  • Eidetic — Spaced Repetition (метод интервальных повторений);
  • IQ boost (головоломка для интеллекта);
  • Circles Memory Game (круги памяти).

Приложения для Android: Elevate — Brain Training, Lumosity, Memory.

Методы

Не менее эффективны известные авторские методы. В отличие от выше описанных способов, их разработали специалисты, но до методики (чётко организованной и оформленной системы) им далековато.

Таблица Шульте

Вальтер Шульте — немецкий психолог, психотерапевт, психиатр. Предложил хороший метод для тех, кто хочет развить зрительную память. Предлагается квадрат, разбитый на несколько ячеек, в каждой из которых написаны никак не связанные друг с другом цифры. В течение 30 с нужно внимательно изучать его, а затем воспроизвести. Рекомендуется начинать с 2х2, затем постепенно увеличивая количество отсеков. Пример:


Таблица Вальтера Шульте

Метод Айвазовского

И. К. Айвазовский — русский художник-маринист, обладал феноменальной фотографической памятью. Разработал собственный метод, как её совершенствовать. Согласно ему, нужно в течение нескольких минут внимательно рассматривать картину, а затем словесно или иллюстративно воспроизвести её. Повторять до тех пор, пока не запомнится каждая деталь. Развивает зрительную память и внимание.

Метод Цицерона

Цицерон — древнеримский философ. Предлагал представлять свой мозг в виде огромного помещения (библиотеки) со множеством комнат или полок. Нужно запоминать, какая информация где хранится.

Необычные способы

Есть оригинальные приёмы развития памяти, которые в отдельных случаях также позволяют достичь неплохих результатов.

Аромат розмарина

Занятия будут более успешными, если во время тренировок в помещении будет стоять запах розмарина. О том, что он положительно воздействует на работу гиппокампа, доказали исследования, которые проводились в Нортумбрийском университете Ньюкасл-апон-Тайн.

Медитация

Странный, но опять-таки доказанный научно метод. Его подтвердили исследования, которые проводились в Огайо и Калифорнии. Было выяснено, что медитация нормализует давление, поднимает настроение, избавляет от депрессии, учит концентрировать внимание и развивает кратковременную память. Чтобы добиться результатов, необходимо заниматься всего по 8 мин. в день.

Левша

Данный способ является одним из популярнейших упражнений нейробики. Его суть заключается в том, чтобы регулярно делать привычные бытовые действия другой, не ведущей рукой: есть, чистить зубы, рисовать, писать, расчёсываться.


Спорт

Оказывается, занятия спортом положительно влияют не только на здоровье и фигуру. Учёные из ванкуверского Института Здоровья (Канада) доказали, что силовые (не аэробные!) тренировки помогают развивать кратковременную память. Специалисты советуют при занятиях на тренажёрах или во время подъёма штанги повторять стихи наизусть — тогда эффект превзойдёт все ваши ожидания.

Эффект Моцарта

Многие знают, что классическая музыка способна улучшить интеллект. Однако Эмма Грэй, британский клинический психолог, провела собственные исследования и выяснила, что и поп-творчество, основанное на эмоциях, способствует быстрому запоминанию информации. В частности, она пишет о положительном воздействии на мозг песен Кэти Перри и Джастина Тимберлейка.

Бытовые способы

Специалисты утверждают, что вовсе не обязательно изучать основы нейробики или мнемотехники. Иногда достаточно в быту прилагать усилия и запоминать следующую информацию:

  • список продуктов, которые нужно купить в магазине;
  • список дел на сегодня;
  • сюжет просмотренного фильма, кто играл в главных ролях;
  • содержание прочитанной книги, имена главных героев;
  • имена и фамилии новых знакомых, воспитателей в детском саду, учителей в школе, своих начальников и подчинённых;
  • бренды и тренды вещей, которые вы носите или планируете приобрести;
  • номера автобусов, маршруток и другого общественного транспорта, которые вам нужны;
  • номера телефонов и даты рождения своих родных и близких.

Развить феноменальную память таким способом невозможно, однако эти маленькие шаги окажут неоценимую пользу в общей программе тренировок.

Препараты

Многие принимают таблетки для улучшения памяти, однако на это необходимо разрешение врача. Среди них самые популярные:

Недостатка в способах и методах нет. Так что здесь ведущую роль играет только желание и нацеленность на результат.

Отдельные рекомендации

Чтобы повысить эффективность тренировок, придерживайтесь следующих рекомендаций от нейробиологов:

  1. Осваивайте новые горизонты.
  2. Посещайте как можно больше новых мест: выставки, музеи, квесты, панорамы.
  3. Изучите и регулярно выполняйте одну из дыхательных гимнастик.
  4. Ежедневно давайте своему мозгу полноценный отдых на 15 мин. Приглушите свет, включите релакс-музыку и постарайтесь ни о чём не думать.
  5. Больше двигайтесь. Занимайтесь спортом. Гуляйте.
  6. Старайтесь чаще находиться на свежем воздухе. Проветривайте помещения, в которых находитесь.
  7. Важную информацию, которая вам пригодится завтра, повторяйте перед сном.
  8. Отказывайтесь от списков (заучивайте информацию) и калькулятора (считайте в уме).
  9. Читайте книги, изучайте языки, учите наизусть стихи.
  10. Используйте онлайн-тренажёры: Wikium, Zanimatika, B-trainika, Supermozg, BrainApps.

Книги по развитию памяти

  1. Андреев О. А. Техника развития памяти. Самоучитель.
  2. Арден Д. Б. Развитие памяти для чайников.
  3. Букин Д. Развитие памяти по методикам спецслужб.
  4. Бьюзен Т. Руководство по развитию памяти и интеллекта.
  5. Грэйс Н. Как Помочь Себе Самому (КПСС). Приемы развития памяти, внимания и речи.
  6. Думчев А. Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти.
  7. Лорейн Г. Развитие памяти и способности концентрироваться.
  8. Наварро А. Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти.
  9. Пугач Ю. К. Развитие памяти. Система приёмов.
  10. Хорошевский Н. И. Современные методы развития памяти и мышления.

Существует множество методик, как эффективно и быстро развить память, чтобы запоминать максимум информации и безошибочно воспроизводить её. Нужны лишь систематические занятия и чёткое следование цели. Поверьте: подобные тренировки не только в корне изменят качество жизни к лучшему, но и обезопасят вас в старости от множества проблем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на МО начальных классов:

hello_html_m5f3513b6.jpg

Коменский Я.А.

У читель начальных классов ,

ГБОУ СОШ г. Беслан,

Коцоева Мадина Александровна.

Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное — это его собственная память.

Память — форма отражения реального мира, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем использовании своего индивидуального опыта. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Человек, лишённый памяти находится на стадии новорождённого.

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества в целом.

Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.

Все виды памяти можно условно разделить на группы: Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства).

На основании этого существуют по типу психической активности

К образной памяти относятся:

Как человек запоминает (случайно или преднамеренно):

Как долго сохраняется запомненное:

Память ученика — это главнейшая функция, которая лежит в основе обучения и развития школьника, обеспечивающая приобретения новых знаний.

На сегодняшний день проблема развития памяти школьников является актуальной и социально значимой.

Очень часто родители обращаются к психологу и педагогу со сложностями в обучении ребенка, возникающими из-за плохой памяти. Ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал. Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для ребенка, для родителей и для учителей.

Известно, что работоспособность детей и подростков тесно связана с состоянием их здоровья. У школьников, перенесших кратковременные заболевания (катары верхних дыхательных путей и ангины), еще в течение одной — полутора недель после клинического выздоровления наблюдалась пониженная работоспособность, слабая память.

Психологи считают, основой памяти — является здоровый образ жизни. Сон, питание, пребывание на свежем воздухе, движение — факторы хорошей памяти.

Сон в возрасте должен составлять:

7 лет — 10–11 часов

10 лет — 10 часов

11 лет и выше — 9 часов

Питание школьника должно быть регулярным и разнообразным. Для сохранения хорошей памяти организму требуется белок, фосфор, витамины и минералы.

Не менее важно и достаточное снабжение организма кислородом. Максимальное пребывание на свежем воздухе, привычка работать при открытом окне или форточке намного повышают умственную работоспособность, в том числе и быстроту запоминания материала.

О пользе движений знают все. Занятия спортом, физминутки, проводимые на уроках, а они нужны во всех классах, оказывают благоприятное действие на организм и улучшают кровоснабжение мозга.

Как бы ни был подвижен ребёнок в течение дня, физкультминутка во время учебных занятий обязательно ему нужна. Учебное расписание — это главный организатор школьной жизни и главный хранитель детского здоровья. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности, хорошего внимания и памяти наблюдается у учащихся на втором и третьем уроках. С четвертого урока у большинства учащихся начинается снижение работоспособности, снижается внимание, ухудшается память. Самый низкий уровень физиологических функций и работоспособности учащихся отмечается на последних уроках. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд. Уроки физкультуры, труда, музыки, рисования, дающие возможность переключаться с умственной деятельности на физическую, более эмоциональны, их лучше всего использовать во второй части учебного дня (четвертыми или пятыми), но не в самом конце.

Память школьника — первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемическая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят.

Памяти отводится большое место в школьном обучении. Очевидно, что память играет большую роль при накоплении знаний. Память является основой репродуктивного мышления, обеспечивающего понимание нового материала применение знаний на практике, если не требуется их существенного преобразования. Память играет определенную роль и в продуктивном мышлении, так как имеющиеся знания — опора в открытии нового. От уровня развития памяти зависит успешность учения школьников.
Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо — математические формулы, правила, другие — наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.

Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы. Одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя. В пересказе других вы ярко увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.

У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. У некоторых детей запоминание материала происходит лучше, если он записывается или проговаривается (двигательный тип), а некоторые, запоминают, лишь в том случае, если запоминаемый материал произвел впечатление, вызвал, какую-то эмоцию (неважно, положительную или отрицательную), как вы догадались это эмоциональная память.

При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей, прежде всего смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны; не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Содержательные приемы поддержания внимания основываются на интересах учащихся (содержание излагаемого, увлекательная форма изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств обучения).

Для этого надо включать в работу:

Дидактическая игра — не самоцель на уроке, а средство обучения. Через игру, игровые моменты идет легче запоминания учебного материала. Игра повышает интерес, развивает внимания, память, воображение, мышление. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, начинают работать на уроке. Игры можно применять для учащихся любого возраста. Во время игры развивается эмоциональная, зрительная слуховая, двигательная, словестная память.

Психологи говорят все, что связано с эмоциональной памятью лучше и быстрее запоминается на длительный срок.

2. Использовать наглядности

3. Использовать технические средства обучения

1) Достоинство компьютерных презентаций в том, что увеличивается темп урока. Они практически заменяют мел и доску. Постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а также возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают эмоциональная, зрительная, слуховая память, что способствует лучшему запоминания материала.
2) Использование развивающих, учебных фильмов

4. Нестандартная форма проведения уроков

5. Разнообразить систему урока

Успешное усвоение материала — является профессиональное мастерство учителя правильно преподнести нужный материал. Не забывать соблюдать принципы дидактики: принцип доступности, формулируя принцип доступности, Я. А. Коменский советовал идти в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, оттого, что близко, к тому, что далеко.

Принцип последовательности систематичности требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока.

Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.

Природа мудра и экономна. Каждый ребенок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.

1. Ассоциации — установление связей, запоминаемого с чем-либо по сходству, смежности или противоположности. На уроке для стимулирования ассоциативных процессов достаточно задать классу вопросы типа:
Что напоминает вам это слово? На что похоже это уравнение? Что напоминает эта картина?

3. Приемы группировки. Группировка — разбиение материала на части по смыслу, объему, ассоциациям и т. д.

4. Классификация — группировка материала по определенным известным основаниям. Например, при изучении иностранного языка разделение вербального материала на классы: слова, обозначающие животных и растения, предметы мебели и домашнего обихода, и т. д. Учитель легко может придумать задания на классификацию любого учебного материала.

5. Схематизация — изображение или описание чего-либо в упрощенном и обобщенном виде, в графической форме.

6. Структурирование — прием установления связей между частями предмета или явления, позволяющий представить данный предмет или явление в целом.

Эту игру можно порекомендовать родителям для занятий с детьми дома, либо использовать на внеклассных мероприятиях.

Чтобы сохранить хорошую память на долгие годы: необходимо заучивать стихи, играть в шахматы, лото, разгадывать кроссворды, ребусы.

Завершая разговор о развитии памяти, можно воспользоваться метафорой: память можно сравнить с деревом (или даже лесом), которое может быть маленьким и слабым, тихим, спокойным и инертным, а может быть большим и сильным, растущим, развивающимся. А какое дерево мы вырастим — это все зависит от нас.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Что такое память и как её развивать?


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вот уже 2 года я хожу в школу. За это время я многому научилась, многое узнала. Я поняла, что именно память помогает человеку учиться.

Запоминая, мы получаем новые знания и учимся их применять. Но почему одну информацию мы помним долгие годы, а другую забываем очень быстро?

Почему одни ученики запоминают очень быстро, а другие ещё долго учат дома?

Мне стало интересно узнать, от чего зависит память и внимание, и что можно сделать, чтобы их улучшить? Можно ли тренировать память? Какие вообще есть способы улучшения памяти?

Эти вопросы и послужили созданию данной работы. Так возникла

цель работы: выявление особенностей памяти младшего школьника и способов её формирования.

Задачи работы:

1) изучить литературу, в которой рассказывается о памяти человека, о том, как её развивать; какие способы тренировки памяти существуют;

2) провести пробное тестирование одноклассников на выявление уровня развития памяти;

3) подобрать упражнения, способствующие развитию памяти, и провести их с одноклассниками;

4) проверить результаты влияния упражнений на развитие памяти одноклассников;

5) сделать выводы.

В ходе работы были выдвинуты гипотезы:

Допустим, что память человека можно улучшить, и существуют упражнения, способствующие этому.

Возможно, что ряд специальных упражнений поможет моим одноклассникам развить память.

Методы исследования:

Основная часть.

Работу мы начали с изучения литературы на данную тему. Вот что показалось интересным.

1.1.Что такое память.

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Это осознание того, что когда - то произвело на нас впечатление.

Запоминая какие - либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определённой связи - ассоциируем с чем - то.

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания невозможно восприятие. В основе памяти лежат ассоциации или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы может по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Запомнить что – то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Д ля образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает сразу, если в коре больших полушарий мозга появился сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. [2] 1.2. Виды памяти.

Различают 3 вида памяти: по содержанию, по степени, по продолжительности.

По содержанию память бывает таких видов:

Двигательная – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, печатанье на машинке,…). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно хорошо развита у спортсменов.

Образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая. Высокого уровня развитие образная память достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.

Эмоциональная – память на пережитые чувства. Человек может вновь радоваться, припомнив радостное событие, краснеть при воспоминании о неловком поступке. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Кроме того, она может быть мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Словесно – логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий, а двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах свойственны и животным. Одной из основных характеристик словесно - логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (т.е. дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.

По степени различают:

Непроизвольная – запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий, без постановки мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение). Это часто касается неудачных поступков, тяжёлых событий. Следует особо подчеркнуть, что непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.

Произвольная – процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Человек намеренно, по своему усмотрению , что – то запоминает и воспроизводит, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

По продолжительности различают:

Мгновенная – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память – образ. Её длительность от 0,1 до 0,5секунды.

Кратковременная – память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения). Кратковременную память характеризует такая величина, как объём, который в среднем равен 5 – 9 единицам информации. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознаётся, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.

Оперативная – когда человек делает какую - то сложную работу, один этап за другим. Когда достигнута поставленная задача, информация может быть стёрта из памяти.

Долговременная – способна хранить информацию в течение ограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

Генетическая – информация передаётся по наследству.

Память ещё разделяют на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты более чем в 20 раз лучше. [2, 6]

1.3. Особенности памяти у детей 5 – 9 лет.

Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5 – 9 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Но следует учитывать и то, что двигательные впечатления продолжают существенно влиять на формирование таких навыков, как бег, прыжки. Ребёнок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В дальнейшем работа двигательной памяти становится более сложной.

Чем младше ребёнок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребёнка становится несколько другой, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое – либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

Следует также отметить, что в возрасте 5- 9 лет (возраст моих одноклассников) преобладает наглядно – образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно – логическая и смысловая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.[7]

Основная задача взрослых и родителей и педагогов, - ускорить развитие произвольной и словесно – логической памяти у детей.

1.4. Рекомендации для развития наглядно - образной памяти:

- Выделение материала на группы по смыслу, ассоциациям.

- Распределение предметов, понятий по классам, группам, разрядам на основе общего признака.

- Группировка по смыслу.

- Понятие символов, предметов и их запоминание.

- Многократное повторение в неизменной форме.

- Установление связи по сходству и противоположности.

- Установление аналогии по подобию предметов, явлений.

- Упрощённое описание или изображение.

- Перевод информации из образной в словесную или наоборот.

- Последовательное расположение предметов.

1.5. Рекомендации для развития словесно – логической памяти:

- Работа по формированию основных лексико – грамматических навыков.

- Формирование навыков речевого общения.

- Обучение анализу текста, выделение смысловых частей, составлению плана текста и его пересказ.

- Правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

- Обучению анализу, планированию, построению самостоятельных речевых высказываний.

- Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

1.6. Рекомендации для развития смысловой памяти:

- Осознание, зачем следует запоминать материал.

- Осознание, что надо запоминать.

- Анализ материала, выявление связей между понятиями и явлениями.

- Выделение главного, суть в материале, который надо запомнить.

- Обобщение содержания, запоминание обобщённого. [4,6,7]

2. Экспериментальная часть.

2.1. Диагностика уровня развития памяти у своих одноклассников.

Упражнение №1. Диагностика зрительной памяти на образы.

Приведённая таблица с образами показывается детям в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.

Читайте также: