Как подготовить доклад на круглый стол

Обновлено: 04.07.2024

Мы предлагаем популярные курсы по управлению персоналом, а также семинары по презентациям, выступлениям, совещаниям, которые помогут Вам получить знания и увеличить эффективность Вашей работы.

Принято считать, что технология круглых столов была впервые разработана коммуникационной компанией Саачи и Саачи (Saatсhi & Saatсhi) для своих клиентов, представителей европейской элиты. Перед ответственным публичным выступлением своего клиента специалисты Саачи организовывали т.н. круглый стол – обсуждение тематики публичного выступления специалистами-профессионалами. При этом приглашались эксперты, заранее собирались данные по теме. Клиент присутствовал при обсуждении и мог активно включаться в него, мог просто слушать. Длительность и интенсивность круглого стола рассчитывалась таким образом, чтобы, несмотря на механизмы забывания, в актуальном “говорибельном” пространстве клиента оставалась информация, достаточная для публичного выступления заданной продолжительности. Количество информации рассчитывалось, как 7 к 1 для поверхностно знакомых тем и 10 к 1 – для тем незнакомых или сложных. Эти цифры означают, что спикер мог свободно рассуждать на заданную тему, например, в течение ста минут. Отвечать на вопросы, приводить примеры, метафоры, цифры, аргументировано отстаивать свою позицию. А само выступление при этом длилось десять минут. Подобная пропорция, кстати, восходит ещё к зарождению гомилетики (дисциплина, изучающая способы публичных коммуникаций в церковных традициях).

Коротко остановимся на каждом пункте.

Послание – это та главная мысль, которая остаётся в нашей аудитории после того, как общение закончено. Оно должно быть придумано и сформулировано прежде всего. В рекламных кампаниях, например, посланием часто становится слоган. Подробнее о феномене послания и методах работы с ним можно узнать из описания технологии подготовки публичных выступлений message house.

Важное правило для спикера: записывать только то, что понял и то, что понравилось. Если не понял какую-то мысль, какой-то аргумент, то нельзя использовать эти тезисы в выступлении. Иначе любое уточнение, любой вопрос может поставить в тупик выступающего. Так же не рекомендуется использовать те аргументы, которые понятны, но по каким-то причинам не нравятся спикеру. Лучше поискать другие.

Ещё одно общее правило: записей не должно быть много, их задача только напомнить о той части содержания, которая запомнилась, понравилась и была понята. Важно не заучивать информацию, а импровизировать на тему. И записи могут в этом помочь.

Этот метод имеет плюсы и минусы. С одной стороны, круглый стол создает “легкоговорибельный” массив информации, комфортен для клиента. С другой стороны, он занимает много времени.

Алексей Пронюшин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

Модерация (ведение).

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Изложение материалов Круглого стола.

краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Модерация (ведение).

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Ведущий Круглого стола не должен быть :

• Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.

• Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии. •

• Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. • Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.

• Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.

• Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.

Правила для участников круглого стола :

• участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

• не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать.

Этапы подготовки круглых столов :

2. Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

4. Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5. Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

• Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Изложение материалов Круглого стола.

• краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

• общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

• полное изложение всех выступлений участников.

Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе

Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе День наблюдения за улицей на МААМ Все мы учим детей.

Принято считать, что технология круглых столов была впервые разработана коммуникационной компанией Саачи и Саачи (Saatсhi & Saatсhi) для своих клиентов, представителей европейской элиты.

Принято считать, что технология круглых столов была впервые разработана коммуникационной компанией Саачи и Саачи (Saatсhi & Saatсhi) для своих клиентов, представителей европейской элиты. Перед ответственным публичным выступлением своего клиента специалисты Саачи организовывали т.н. круглый стол – обсуждение тематики публичного выступления специалистами-профессионалами. При этом приглашались эксперты, заранее собирались данные по теме. Клиент присутствовал при обсуждении и мог активно включаться в него, мог просто слушать. Длительность и интенсивность круглого стола рассчитывалась таким образом, чтобы, несмотря на механизмы забывания, в актуальном “говорибельном” пространстве клиента оставалась информация, достаточная для публичного выступления заданной продолжительности. Количество информации рассчитывалось, как 7 к 1 для поверхностно знакомых тем и 10 к 1 – для тем незнакомых или сложных. Эти цифры означают, что спикер мог свободно рассуждать на заданную тему, например, в течение ста минут. Отвечать на вопросы, приводить примеры, метафоры, цифры, аргументировано отстаивать свою позицию. А само выступление при этом длилось десять минут. Подобная пропорция, кстати, восходит ещё к зарождению гомилетики (дисциплина, изучающая способы публичных коммуникаций в церковных традициях).

Коротко остановимся на каждом пункте.

Послание – это та главная мысль, которая остаётся в нашей аудитории после того, как общение закончено. Оно должно быть придумано и сформулировано прежде всего. В рекламных кампаниях, например, посланием часто становится слоган. Подробнее о феномене послания и методах работы с ним можно узнать из описания технологии подготовки публичных выступлений message house.

Важное правило для спикера: записывать только то, что понял и то, что понравилось. Если не понял какую-то мысль, какой-то аргумент, то нельзя использовать эти тезисы в выступлении. Иначе любое уточнение, любой вопрос может поставить в тупик выступающего. Так же не рекомендуется использовать те аргументы, которые понятны, но по каким-то причинам не нравятся спикеру. Лучше поискать другие.

Ещё одно общее правило: записей не должно быть много, их задача только напомнить о той части содержания, которая запомнилась, понравилась и была понята. Важно не заучивать информацию, а импровизировать на тему. И записи могут в этом помочь.

Этот метод имеет плюсы и минусы. С одной стороны, круглый стол создает “легкоговорибельный” массив информации, комфортен для клиента. С другой стороны, он занимает много времени.



Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Цель круглого стола — выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения.

Урок в форме круглого стола: подготовка и проведение

Этап 1. Выбор темы

Самый сложный этап подготовки к уроку.

  • Во-первых, тема должна изначально предполагать наличие разных точек зрения на один и тот же вопрос, то есть быть многовариативной.
  • Во-вторых, тема должна быть хорошо изучена.
  • В-третьих, желательно, чтобы тему можно было привязать к современности, обыденной жизни, то есть она должна быть актуальной.

Например, тема по географии "Форма Земли" никак не может быть использована для круглого стола. А вот вариация "Исторические представления о форме Земли" — вполне подходящая, так как позволяет выдвинуть разные предположения, выдвинуть аргументы в пользу той или иной версии, соотнести с настоящим положением дел.

  • Математика. Например, "Способы умножения чисел: традиционные и необычные";
  • Химия. Например, тема "Металлургия", где разным группам можно дать разные задания: что такое металлургия, классификация металлических руд, производство стали, чугуна, экологическое воздействие обработки металлов и т.д.
  • Физика. Тема "Альтернативные источники энергии".

Этап 2. Подготовка учащихся

Спонтанно провести такой урок невозможно. Поэтому рекомендуется заранее проконсультировать учеников, рассказать о принципах организации беседы, о системе оценивания. Консультации могут быть как групповые, так и индивидуальные (по желанию детей).

Как организовать урок круглый стол в школе

Очень важно в ходе подготовки обсудить следующие правила:

Правила участия в "круглом столе"

  • Регламент (по времени).
  • Взаимное уважение.
  • Недопустимость "перехода на личности".
  • Высказываться по очереди.
  • Не перебивать выступающего.
  • Активно участвовать и пр.

Эти правила могут сформулировать и сами дети, а может предложить и учитель.

  • Правила оценивания (лаконичность, аргументированность, точность высказывания).

Все правила желательно написать на отдельных плакатах (доске), чтобы во время проведения "круглого стола" они были перед глазами.

Этап 3. Подготовка помещения

Парты составляют в круг. Если предполагается использование технических средств, доски или наглядных пособий, то целесообразнее составить парты полукругом.

Ход урока

1. Вступительное слово ведущего

Ведущий объявляет тему, выбранную для круглого стола, регламент для каждого выступления, порядок выступления и систему оценивания.

2. Организация обсуждения

Организация учащихся

  • первая группа будет отстаивать логическое расположение отдельных частей романа;
  • вторая группа — ту последовательность, которая предложена автором.

Можно сформировать и третью группу учеников, которая предложит свое видение структуры этого произведения. Главное, чтобы все мнения были подтверждены аргументами.

Сколько вопросов выбрать? И какие? Все зависит от темы урока, от целей, которые ставит учитель, от степени подготовленности класса.

Вариант 1: Рекомендуется выбрать один главный вопрос, к которому составляются несколько второстепенных. Эти дополнительные вопросы должны освещать разные аспекты главного, показывать многогранность обсуждаемой проблемы. Вопросы задает ведущий, направляя беседу и ход обсуждения.

Вариант 2: Готовятся карточки с вопросами для каждого ученика. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера, содержать простые и сложные вопросы, вопросы-загадки, вопросы-сюрпризы, шуточные вопросы.

Организация дискуссии

После выступления участника (группы) по одному из вопросов важно организовать обсуждение высказанного мнения. Поэтому важно сориентировать других участников, чтобы они не просто слушали, а задавали вопросы выступившему. Вопросы могут носить уточняющий характер, а могут содержать контраргумент.

3. Практические задания.

На этапе подведения итогов ведущий должен:

  • напомнить о целях, которые были поставлены в начале урока;
  • кратко показать итоговую расстановку мнений участников по базовым вопросам обсуждения;
  • сформулировать общее мнение;
  • озвучить аспекты, которые не нашли должного освещения в ходе дискуссии;
  • дать задание на самоподготовку.

И только потом следует оценивание и звучат слова благодарности.


Нюансы организации "круглого стола" на уроке

  • В какой последовательности давать слово участникам?

Важно, чтобы принял участие каждый ученик. Слово дают поочередно всем желающим, указав, что повторов не должно быть.

Другой вариант: в микрогруппах. Тогда слово можно представить лидеру микрогруппы, который суммирует и выскажет мнение каждого участника группы. Но желательно, чтобы для каждого вопроса выбирался другой представитель группы.

Ведущему (учителю) сложно будет запомнить степень участия каждого ученика. Поэтому можно выбрать один из вариантов:

  • Помогает обобщить изученный материал.
  • Помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта.
  • Формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.
  • Помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи.
  • Формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Из недостатков следует отметить следующие:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: