К индивидуальным формам гигиенического воспитания относится беседа дискуссия викторина доклад

Обновлено: 08.07.2024

К настоящему времени Вы заработали баллов: 0 из 0 возможных.

Методы гигиенического воспитания- это способы управления по­знавательной и практической деятельностью индивидуумов, групп лиц, со­циальной общности, направленные на формирование их гигиенической куль­туры, позитивного в отношении здоровья стиля жизни и реализуемые в условиях взаимосвязанной деятельности специалиста с лицами, на которых направлен процесс гигиенического воспитания. Совокупность приемов, применяемых при реализации каждого метода, обусловле6на его целями и содержанием.

В качестве методов гигиенического обучения и воспитания предлагается использовать следующие методы:

3.Метод проблемного изложения информации

Начинается гигиеническое воспитание населения, будь то индивидуум, либо группа лиц, либо популяция с применения информационно-рецептивного метода.

Цель метода - повышение уровня гигиенических знаний населения, привлечение внимания населения к проблеме, формирование общественного мнения, достигается в результате использования различных средств гигиенического воспитания, позволяющих осуществлять объяснение и иллюстрирование устным и письменным словом, действием, изображением, реальным предметом.

Формы реализации метода могут иметь индивидуальный, групповой или массовый характер: консультации, инструктаж, лекции и т.д.

Средства гигиенического воспитания - это способы реализации метода, которые позволяют говорить о том, с помощью чего метод гигиенического воспитания получает реальное воплощение. Средства, используемые при реализации информационно-рецептивного метода, направлены на осуществление объяснения и иллюстрирования устным и письменным словом, действием, изображением, реальными предметами.

Метод устной пропаганды (распространения знаний) используется чаще других методов, так как обладает рядом преимуществ: более простой в организационном отношении, экономичнее с точки зрения материальных затрат и затрат времени на его подготовку и проведение. Непосредственное слово или слово, записанное на носитель, как средство гигиенического воспитания позволяет установить личный контакт со слушателями, быстро реагировать на вопросы дня, на срочные показания, дифференцировать выступления в соответствии с возможностями, потребностями, интересами, составом тех или иных групп населения. Данный метод как никакой другой обеспечивает реализацию такого важного принципа, как конкретность.

Метод печатной пропаганды (распространение знаний) с каждым годом становится все популярнее. Расширяется сотрудничество со средствами массовой информации, появляются новые печатные издания, увеличивается тираж санитарно-просветительной литературы. Преимущества метода печатной пропаганды: возможность размножения материала не ограничен временем и пространством, можно найти любой материала по интересующему вопросу, установить для себя удобный способ чтения, читать по частям, перечитывать отдельные главы, иметь под руками информацию как справочник, хранить, делают его удобным для населения.

Формами реализации данного метода являются публикация статей, интервью в средствах массовой информации; написание книг, брошюр, памяток, буклетов, листовок; подготовка санитарно-просветительной стенной газеты (бюллетеня), информационных листков, информации для размещения на web-сайтах и др.

Метод изобразительной (наглядной) пропаганды (распространения знаний) самый разнообразный по числу входящих в него средств. В основе метода лежит воздействие окружающих нас предметов преимущественно на орган зрения. Живое или печатное слово воздействует в течение определенного времени, иногда довольно длительно. При этом восприятие целого происходит по частям, постепенно. Зрительный образ, в отличие от слова, дает сразу представление о целом, воспринимается быстрее и лучше, чем описание. Не каждый зрительный образ может быть выражен словесно, поэтому изобразительный (наглядный) метод - неотъемлемая часть гигиенического воспитания.

Формами реализации данного метода являются применение в процессе гигиенического воспитания натуральных и искусственных предметов, графических изображений, показ действий, деловая игра, организация выставки, применение проекционных средств и др.

Комбинированные методы гигиенического воспитания представлены различными комбинациями основных методов. Наиболее популярными среди них являются использование кино, театра и телевидения. Комбинированные методы гигиенического воспитания позволяют воздействовать одновременно на несколько способов восприятия информации; передавать информацию в движении и динамике, осуществлять связь времен, связь между поведением и последствиями от неправильного поведения. При применении комбинированных методов население становится соучастником событий, наблюдаемых при просмотре кино, телевизионных передач, театрализованных представлений, тем самым формируя свое отношение к проблемам сохранения и укрепления здоровья. Формами реализации данного метода являются кино/видео-лектории, кинофильмы, мультипликационные, телевизионные фильмы, телевизионная реклама, телевизионные передачи, театрализованные представления, КВН и др.

Сформированные при помощи информационно-рецептивного метода уровень знаний и убеждения являются первым этапом в гигиеническом воспитании. Прекращение процесса на данном этапе приведет к потере полученной информации, и как следствие, к снижению эффективности обучения.

Вторым этапом гигиенического воспитания является применение репродуктивного метода гигиенического воспитания.

Репродуктивный метод- это метод гигиенического воспитания, заключающийся в организации специалистом воспроизведения имеющихся знаний со стороны обучаемых лиц, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Цель метода – формирование убеждений, способности применять имеющиеся гигиенические знания на практике, что способствует не только лучшему усвоению знаний, но и формированию практических умений, необходимых для их применения (использование в качестве средств реальных предметов и приспособлений, различных приборов, иллюстрирующих процессы и явления, связанные с гигиенической тематикой).

Реализация метода происходит с использованием в качестве средств реальных предметов и приспособлений, различных приборов, иллюстрирующих процессы и явления.

Формы реализации метода - репродуктивная беседа, практические занятия, письменные задания и др. Выработка умений может быть заключительным этапом обучения только при отсутствии времени для дальнейшего продолжения процесса.

Метод проблемного изложения информации продолжает последовательное формирование компонентов гигиенической культуры – это метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке пропагандистом-воспитателем перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска их решений.

Цель метода - повышение уровня знаний, развитие практических умений и навыков, формирование творческого отношения к здоровью, соответствующих ценностных ориентации и установок.

Достижение поставленной цели становится возможным благодаря тому, что метод позволяет обучающимся лицам наблюдать за логикой мышления специалиста, который разъясняет гипотезы, ставит мысленный эксперимент, делает выводы из различных его вариантов.

Формы реализации метода - живое слово специалиста, дополненное другими средствами, например, кинофильмами, звукозаписями, слайдами и т.д. В качестве основных форм выступают индивидуальные и групповые занятия (решение задач, беседы, дискуссии и т.д.).

Метод проблемного изложения информации дополняя репродуктивный метод обучения, закрепляет отработку практических умений и способствует переходу их в практические навыки.

Эвристический метод завершает процесс воспитания и обучения – это метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке специалистом перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска, а также в организации самостоятельного решения этих задач обучаемыми.

Цель метода – формирование ценностных ориентации и установок в отношении здоровья, умения творчески решать проблемы, связанные со здоровьем, что достигается не только наблюдением обучаемых за деятельностью специалиста, но и самостоятельным участием в поиске.

Средства, используемые для реализации эвристического метода: живое слово, представленное непосредственно или опосредовано (на носителе).

Формы реализации метода – эвристическая беседа, в ходе которой специалист направляет поиск, последовательно ставит промежуточные задачи, формулирует противоречия и т.д. Способность обучающихся лиц принимать самостоятельные решения является критерием эффективности процесса обучения.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств.

Средства гигиенического воспитания – это способы реализации методов гигиенического воспитания, основанные на речи, изображении, действии, а также реальные предметы и приспособления, имеющие отношение к гигиенической тематике.

Для реализации методов гигиенического воспитания используются многочисленные средства.

1. Демонстрационные и обучающие средства:

- натуральные предметы (спортивный и гимнастический инвентарь, целебные травы, продукты питания),

- искусственные предметы (муляжи, модели),

- обучающие и проверочные технические средства,

- учебная панель, автоматический справочный информатор.

2. Речевые и изобразительные средства: лекция, памятка, книги, журналы, газеты, плакат, листовка, брошюра, картинки для раскрашивания для детей.

Речевые средства

Письменные речевые средства — основаны на письменной речи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания путем отображения с помощью системы графических знаков и представляют собой печатные издания, рукописные или машинописные текстовые материалы.

Листовка - издание в виде листка агитационно-информационного характера, содержащего гигиенические сведения. В листовке могут быть даны лаконичные советы и рекомендации. Текст листовки часто сопровождается мотивированным призывом к участию в тех или иных профилактических оздоровительных мероприятиях.

Буклет - это иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги, содержащее краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.

Памятка представляет собой издание в виде книжки небольшого формата, содержащей перечень конкретных советов, правил, сведений гигиенического характера. Памятка предназначается для отдельных целевых групп населения. Особенно широко используется в работе лечебно-профилактических учреждений.

Журнал - научно-популярное периодическое иллюстрированное издание, которое содержит материал по различным аспектам здоровья и профилактики заболеваний.

Газета— периодическое издание, освещающее текущую информацию гигиенического характера, в основном по различным вопросам здоровья и профилактики заболеваний.

Существуют так называемые стенные газеты, которые выпускаются силами работников лечебно-профилактических учреждений.

Рецепт представляет собой бланк, содержащий совет индивидуального характера в отношении здоровья. Может быть печатным и рукописным. Совет дается в виде рекомендации, касающейся двигательного режима, характера питания, режима труда, отдыха и т.д. Рецепт как средство гигиенического воспитания особенно распространен в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках, амбулаториях и т.д.); вручается пациенту во время врачебного приема.

Изобразительные средства- это образное воспроизведение предметов, процессов и явлений, связанных со здоровьем.

Плакат - рисунок, который может сопровождаться кратким текстом, с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболеваний. Призван привлекать внимание, поддерживать интерес населения к трактуемой проблеме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.

Фотографический снимок - изображение предмета, процесса или явления, связанных с тематикой здоровья, профилактики заболеваний.

Картотека - это тематический набор рисунков, наклеенных на картонные листы небольшого формата, каждый из которых сопровождается пояснениями, рекомендациями гигиенического характера.

Диапозитив (слайд) - представляет собой фотографический снимок на прозрачном материале, тематика которого отражает вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний.

Наиболее часто диапозитив используется в качестве иллюстрированного материала для бесед и лекций. Крупногабаритные диапозитивы применяются для оформления лечебно-профилактических учреждений, выставок и пр.

Диафильм - представляет собой фильм составленный из диапозитивов, тематика которого отражает вопросы охраны и укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Диафильмы используются в целях динамической сюжетной иллюстрации материала бесед и лекций.

Аппликация - представляет собой рисунок или набранный текстом шрифт, отражающие тематику охраны и укрепления здоровья, которые прикрепляются к специальному устройству, предназначенному для их показа.

Изобразительно-речевые средства - это способ передачи информации о здоровье, профилактике заболеваний с изображением предметов, процессов и явлений, иллюстрирующих эту информацию (телевидение, кино, театр, видео).

Применение этих средств в гигиеническом воспитании предполагает их использование и на местном уровне (местное телевидение позволяет освещать проблемы охраны и укрепления здоровья, специфичные для данного промышленного предприятия, городского или сельского района и т.д.).

К предметным средствам гигиенического воспитания относятся также кукольные персонажи, используемые в целях формирования у детей позитивного с точки зрения проведения (Айболит и др.)

3. Аудиовизуальные средства: кинофильмы, слайды, видеозапись, плакат.

Технические средства обучения используются в ГВ как для обучения, так и самообучения населения, а также для контроля усвоения знаний:

o технические средства информации (звуковые, записывающие, воспроизводящие, переговорные устройства);

o технические средства контроля (программированный тестовый машинный контроль);

o технические средства программированного обучения (обучающие и мультимедийные программы);

o слайды по разным темам;

o наглядные средства соответственно содержанию и теме

o муляжи, тренажеры;

o использование сети Интернет;

o видео-аудио-конференции, лекции и другие телемедицинские и телепросветительские информационные технологии.

4. Малые формы: наклейки, аппликации, почтовые марки, календари.

5. Символы гигиенического воспитания – условные изобразительные знаки, которые используются при проведении массовых кампаний.

По воздействию на население можно разделить следующим образом:

1. К индивидуальному воздействию:

Ø индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье);

Ø индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;

Ø личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).

2. К воздействию на группу лиц:

Ø лекция, доклад;

Ø групповая беседа;

Ø групповая дискуссия;

Ø групповое практическое обучение;

Ø курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.)

3. К массовой коммуникации:

Ø телевидение (телепередачи);

Ø радио (радиопередачи, прямые линии);

Ø пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов);

Ø выставки и музеи.

Массовая оздоровительная компанияпроводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровьягрупповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими.

Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах.

При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.

Для эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения нужны знания и правильное использование соответствующих методов и средств.

1. Устные методы:

Средства устной агитации:

Ø Лекцияпроводится врачами ЛПУ или фельдшерами (мед.сёстрами) на объектах (вне ЛПУ).

Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек.

Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии.

В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Ø Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры).

Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая).

Темы бесед могут быть самые разнообразные.

Беседа предполагает активное участие слушателей.

В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

2. Печатный метод:

Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность. Даются советы здоровым и больным.

Средства печатной продукции:

Ø Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Памятки имеют конкретного адресата (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями).

Ø Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья.

Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер.

3. Наглядные методы:

Средства наглядной агитации:

Ø плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.);

Ø объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.);

Ø натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)

Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино.

Ø Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровьямассовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний.

Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Ø Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.

Ø Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

4. Смешанные методы

Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Комбинированные средства пропаганды:

Ø Праздник здоровья (лекция+конкурс детского рисунка+фильм о ЗОЖ);

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

Ø 20% аудиовизуальные средства;

Ø 30% использование наглядных пособий;

Ø 50% обсуждение в группах;

Ø 70% обучение практикой действия;

Ø 90% выступление в роли обучающего (ведущего).

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации.

обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала.

Выбор методов и средств гигиенического обучения и воспитания зависит от типа ситуации.

Возможные гигиенические ситуации:

Признак ситуации Градации признака
Количественный состав аудитории Ø индивидуум Ø группа менее 20 человек Ø группа более 20 человек
Степень важности (экстремальности) Эпидемическая обстановка: Ø экстремальная Ø неэкстремальная
Степень однородности По возрасту, полу, заболеваниям: Ø однородная Ø неоднородная
Уровень готовности лиц выполнять гигиенические правила Ø Желание познать (есть, нет) Ø Знание (есть, нет) Ø Умение выполнять (есть, нет) Ø Убеждение в готовности выполнять (есть, нет)

Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена:

1. санитарное просвещение в поликлинике,

2. санитарное просвещение в стационаре,

3. и санитарное просвещение на обслуживаемом территориальном участке.

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.

1. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений.

Выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

- санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;

- санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать.

- наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

- разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);

- лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;

- демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.

Цель данной работы - выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и т.д.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник - контролировать выполнение этих обязательств.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Цель: Сформировать у студентов представления о современных методах и формах санитарно-гигиенической работы с населением.

1. Методы гигиенического воспитания населения.

2. Формы и средства гигиенического воспитания населения

3. Санитарно-просветительская работа в форме бюллетеня

1. Методы гигиенического воспитания населения

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств. Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования.

Методы гигиенического воспитания населения:

· информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания);

· репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков);

2.Формы и средства гигиенического воспитания населения

Каждый из методов может быть реализован с помощью определённых форм и средств.

Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы:

· Методы индивидуального воздействия,

· Методы воздействия на группу лиц,

· Методы массового воздействия.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация – очная или по телефону, личная корреспонденция), заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника).

Методы массового воздействия позволяют воздействовать одновременно на большое число людей. Массовые формы гигиенического воспитания населения разнообразны по назначению. Одни из них (радио- и телепередачи, публикации в прессе) используются прежде всего с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая.

· эпизодические формы гигиенического воспитания.

· цикловые формы гигиенического воспитания.

К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки, кинодекадники и др.

По видам используемой пропаганды различают методы:

· устной пропаганды (лекции, беседы, доклады, дискуссии),

· печатной пропаганды (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) ,

· изобразительной пропаганды (выставки, санитарные бюллетени и т. п.)

Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей ёмкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать её интересной путём наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения.

Пресс-конференции . Пожалуй, самый эффективный способ донесения расширенной информации, не ограниченной в объёме. Они могут проходить в центральной районной больнице и посвящаться освещению проблем какого-либо из видов медицинской помощи: терапия, хирургия, гастроэнтерология, диетология, неврология и т.д. Здесь ведущим должен выступать специалист в своей отрасли. Но пресс-конференции необходимо очень тщательно готовить, начиная от выбора места их проведения и вплоть до подготовки вопросов.

К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия.

Памятка даётся пациенту с целью напомнить ему советы врача. Она рассчитана на конкретного человека.

Стенная санитарная печать – стенная газета санитарно-просветительной тематики, которая должна быть актуальна, наглядна и содержать конкретную информацию.

Уголок здоровья. Организации уголка должна предшествовать определённая подготовительная работа:

· согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

· выбор места – желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

· подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки.

Устные журналы. В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы.

Плакаты – массовые средства санитарного просвещения, над которыми работают учёные, художники, педагоги и др.

В настоящее время широко применяются выставки, включая передвижные, баннеры и перетяжки на улицах.

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

20% - аудиовизуальные средства,

30% - использование наглядных пособий,

50% - обсуждение в группах,

70% - обучение практикой действия,

90% - выступление в роли обучающего.

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

3. Санитарно-просветительская работа в форме бюллетеня

Среди разнообразных средств санитарного просвещения широкое распространение получили санитарно - просветительские бюллетени. Медицинские работники часто не знают, как оформить санбюллетень и какие темы для него выбрать.

Санбюллетень (санитарный бюллетень) - это один из способов санитарного просвещения населения, применяемый учреждениями здравоохранения в рамках гигиенического обучения и воспитания населения и с целью его привлечения к активному участию в охране собственного здоровья.

Цель данных рекомендаций - помочь правильно оформить санитарные бюллетени, чтобы они знакомили население с вопросами охраны здоровья и формирования здорового образа жизни. Санитарный бюллетень обычно посвящается какой-либо одной теме, которую стараются раскрыть по возможности полнее.

В лечебно-профилактических и других учреждениях нужны бюллетени не о заболеваниях, их лечении, а о профилактике и формировании здорового образа жизни. Лишь в случаях эпидемических вспышек какого-либо инфекционного заболевания можно разместить бюллетени о предупреждении распространения инфекции.

Таки образом, прежде чем приступить к выпуску бюллетеня, необходимо подумать:

· где и как будет размещен санбюллетень,

· определить его тему,

· решить, кому он адресован.

Прежде всего санитарный бюллетень - это статья, которую обычно пишут врачи, средние медработники, используя для оформления рисунки и фотографии.

Санитарный бюллетень - это единство текста и рисунка; они должны дополнять друг друга, пояснять (иллюстрации в качестве украшения в нем не нужны).

Санитарный бюллетень - несистематическое, непериодическое издание, он может быть оригинальный или типовой, разработанный по образцу.

Требования к санитарному бюллетеню:

· Требования к названию . Чтобы бюллетень привлекал внимание, название его должно быть крупным, метким и ярко выделяться. Например, вместо скучного названия - "Профилактика глазного травматизма" можно дать название "Твои глаза" или "Береги глаз как алмаз" и т.д. Термин "Санитарный бюллетень" не пишется, порядковый номер не ставится.

· Требования к содержанию. Каждый санитарный бюллетень должен иметь профилактическую направленность. Меры профилактики должны быть изложены четко и конкретно. Клинические вопросы подробно не излагаются, вопросы лечения исключаются, так как это наталкивает на мысль о самолечении. Больному необходимо знать лишь первые признаки заболевания, чтобы он смог обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Из содержания должна быть понятна польза предлагаемой информации.

· Требования к изобразительной части. Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать бюллетень, но и не должно оставаться свободного места, иначе он будет трудно читаться. Нужна разумная мера заполнения санбюллетеня. Лучше использовать одну впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких.

· Требования к экспозиции. Санбюллетень должен вывешиваться на видном месте (стенде) так, чтобы его было удобно читать. Ни в коем случае нельзя наклеивать бюллетень просто на стену. Вопрос, через какое время бюллетень нужно заменить новым, определяется в каждом конкретном заведении. Там, где бюллетень читает постоянный контингент (например, школьники, больные, находящиеся в стационаре длительное время), обновлять следует чаще, чем в учреждениях, где контингент часто меняется (например, в поликлинике).

Рекомендуемый срок экспозиции - не более двух недель. Вывешивать его повторно рекомендуется не раньше, чем через два-три месяца или накануне подъема сезонной заболеваемости.

Правильно разработанный и оформленный санитарный бюллетень - источник медицинских знаний по профилактике болезней и формированию здорового образа жизни!

Домашнее задание:

1.Учебник Гигиена и экология человека, автор В.И. Архангельский; стр. 330-332

2. Конспект лекции по теме 26

Внеаудиторная самостоятельная работа :

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

снижение распространенности курения;

улучшение качества питания;

увеличение физической активности;

смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

снижение потребления алкоголя;

профилактика употребления наркотиков;

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).

И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Виды медицинских профилактических услуг:

профилактическое консультирование отдельных пациентов;

профилактическое консультирование групповое;

профилактические медицинские осмотры;

профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.);

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни:

ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени.

Все средства вместе.

Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения.

Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

• согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

• выбор места —желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

• подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района.

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

3. Планирование, организация и контроль проведения гигиенического обучения на примере организации школ здоровья .

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Читайте также: