К 350 летию со дня рождения петра i секулярный мир и религиозность доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Здравствуйте, дорогие коллеги. Я работаю в 125 школе Красногвардейского района всего 3 год. Наша школа – школа особая. И контингент ребят и родителей соответствующий. И особенно актуальным в моей работе и в работе всего коллектива становится именно воспитание. Именно воспитание, на мой взгляд, будет той движущей силой, через которое и образовательные результаты повысятся.

На уроках и внеурочной деятельности в рамках реализации программ ОРКСЭ И ОДНКНР мы не только знакомим с нравственными, культурологическими понятиями, но и формируем мировоззрение ребёнка, его моральные качества, а также прямо и опосредованно влияем и на родителей, привлекая их к проектной и исследовательской деятельности.

На следующих слайдах я выделяю ключевые моменты, которые определяют подходы к курсу ОРКСЭ.

- рассмотрение курса в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных целей;

- превращения школьника в активного участника, в его соавтора через реализацию деятельностного подхода к подготовке и организации занятия.

Важно, чтобы каждый урок , каждое мероприятие затронуло душу ученика.

Как завещал Иоанн Крондштадский

На уроках во время внеурочной деятельности мы учимся сопоставлять трудолюбие и лень, милосердие и жестокость, ответственность и халатность, кротость и раздражительность. Чтобы соотнести эту информацию с жизнью учащихся, приходится искать примеры из жизни и литературы, интегрировать уроки этого модуля с уроками по другим предметам, находить материал в культурном наследии нашего родного города, района.

Все мы знаем, что ценить начинаешь только то, что достается с трудом, с деятельностью. И конечно важную роль в процессе духовно нравственного воспитания я уделяю проектной и исследовательской деятельности.

Вот несколько примеров исследований, которые можно проводить с детками.

Практико-ориентированный проект подразумевает создание, какого либо материального продукта. Например, книга, настольная игра, карта. Мы создавали книгу 4 религий, которая была структурирована по главам. Название, священные книги, храмы, обряды.

Исследовательский проект – естественно, предполагает какое либо исследование.

Какие церкви есть в вашем районе?

Здесь мы будем изучать наш Красногвардейский район.

Какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье, среди ваших близких.

Информационные проекты - н аправлены на сбор сведений, о каком либо объекте или явлении предоставлении информации для широкой аудитории.

(История одной церкви, рассказ о своём святом покровителе, традиции и игры народов России)

Творческие проекты

Максимально свободный нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. (Газета, сочинение, видео, презентация, праздники)

В практике конечно наша деятельность включает смешение всех видов и работаем мы комплексно.

Тема сегодняшних рождественских чтений подсказала идею нового исследования, которое будет реализовано в 3 - 4 классах.

Остановлюсь коротко на некоторых моментах

Содержательная линия мероприятия, которое родилось совсем недавно.

1. От личности Петра Первого, от его имени мы переходим к истории города узнаем в честь кого названа Петропавловская крепость.

Узнаем о святых первоапостольных Петре и Павле.

2. От истории города к людям, которые были причислены к лику святых и их деяниях.

Работая в группах ребята узнают о покровителях Санкт – Петербурга

Святом Андрее Первозванном.

Ребята рассказывают друг другу

Имя святого. Его деяния. Храм или памятное место в городе.

3. От святых - к культурным объектам (храмам и соборам города),

С каждым святым связаны места в нашем городе. Та же Александро-Невская Лавра, Смоленская церковь, Свято-Иоановский монастырь на Карповке.

4. От культурного объекта стихотворения Александра Сергеевича Пушкина к нравственным качествам личности Петра, через анализ произведения.

Какими качествами обладал Пётр Первый, какие свойства личности помогли ему сделать великой Российскую империю.

Он смело сеял просвещенье. (Смелость, ум, образование)

Не презирал страны родной,

Он знал ее предназначенье (любовь к родине, патриотизм)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

От качеств личности Петра к своим качествам. -А какими должны быть жители нашего города, какими качествами надо обладать каждому из нас, чтобы сберечь, то что завещал нам Петр Первый?

Некое смысловое, воспитательное кольцо.

Методическая линия-

В конце выступления хочется выразить огромную благодарность Наталье Эдуардовне за её идеи и энергетику, которая заражает.

И конечно к реализации проекта мы с моими детками приступим уже в третьей четверти 3 класса и обязательно пригласим Вас, Наталья Эдуардовна, либо на начальный этап, либо на заключительный в 4 классе. Надеюсь, что всё получится.

И закончить мне хочется словами Святого праведного Алексия Мечёва.

Доклад Главы Башкортостанской митрополии, управляющего Уфимской епархией РПЦ (МП) митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона на церковно-общественном форуме Митрополии

Искренне рад приветствовать вас на ХI Табынских чтениях Башкортостанской митрополии. Уже более десятилетия мы собираемся вместе на нашем церковно-общественном форуме для обсуждения вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, укреплением единства российского народа, поддержанием национальных идеалов и исторических традиций государства, развитием преемственности поколений и сохранением культурно-исторического наследия.

Подобные встречи становятся местом общения и согласия для людей разных мировоззрений и вероисповеданий. Мы знаем, с каким трудом достигается единство между людьми, и напротив – как легко и быстро распространяются всевозможные разделения и нестроения. Поэтому так важно сегодня сообща осмыслять исторические уроки и события, определившие жизненный вектор развития России. В программе Табынских чтений с каждым годом увеличивается доля актуальных тем: защита нравственности в секулярном мире, проблемы сохранения культуры в информационном пространстве, политические и социальные особенности современного общества, вопросы сохранения семейных ценностей – эти и многие другие темы будут обсуждаться на секциях Табынских чтений.

Тот факт, что мы с вами собираемся в рамках Чтений уже в одиннадцатый раз, говорит о многом. Во-первых, о том, что Табынские чтения доказали свою востребованность. С каждым годом расширяется состав участников конференции, возрастает количество и качество представленных исследований. Во-вторых, отрадно, что наша совместная работа находит живой отклик в научном и культурном сообществе. Темы, связанные с духовным наследием, культурой и историей нашего Отечества не теряют своей актуальности. И, в-третьих – о том, что молитвенное предстательство Божией Матери не оставляет нашу многонациональную республику, и из года в год мы собираемся вместе для продолжения конструктивного диалога.

В этом году Табынские чтения вновь проходят в он-лайн формате. Такая форма общения и взаимодействия, несмотря на все ее недостатки, к сожалению, уже стала привычной в сложившихся условиях. Причина этому всем известна – неблагоприятная эпидемиологическая обстановка как в стране, так и в нашей Республике. Мы руководствуемся желанием оградить участников Чтений от любых рисков и пользуемся всеми возможностями, чтобы сохранить здоровье людей. Мы благодарны Администрации Главы Республики Башкортостан, министерству образования республики за помощь в проведении Чтений в таком формате. Мы вновь отмечаем, что согласие между государственными и церковными органами, взаимопомощь в решении общих задач стали особенно характерны для государственно-церковных отношений в нашей Республике в последнее время.

Множество тем для серьезных исследований дает история Русской Православной Церкви эпохи Петра I и их проекция в современность. Поэтому работа наших традиционных секций, посвященных истории, философии, патриотическому воспитанию и социальной работе, как всегда, обещает быть насыщенной.

Основную идею нашего церковно-общественного форума можно сформулировать так: проблемы современного общества — тем более острейшие из них, такие, как проблемы утраты нравственных ориентиров, секуляризации общества и новых вызовов, связанных со стремительным распространением новых вирусов и общественных болезней, ставящих под сомнение будущее нашего народа, — нельзя обсуждать в отрыве от их духовно-нравственных причин. Совершенно точно говорил об этом недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Большая ответственность лежит сегодня на всех нас, православных христианах, которые от купели крещения призваны являть пример доброй и благочестивой жизни, трезвого и

Отношение исследователей к личности и преобразованиям, проведенным Петром I, не однозначно. Мнения о том, какое влияние оказала церковная реформа императора Петра I на жизнь Русской Православной Церкви, также существуют самые разные. Ряд церковных деятелей отмечали положительную ее сторону, указывали на то, что она является движением в сторону церковной соборности. Первым об этом говорил сам идеолог реформы епископ Феофан (Прокопович). Другая же точка зрения заключается в том, что реформа имела исключительно разрушительный для российского православия характер, была направлена на подчинение Церкви государству в России, при этом за основу брались образцы протестантских государств, в частности Англии, где король является и Главой Церкви.

Петр рос без особого присмотра, который был характерен для его братьев и сестер. Ему были чужды православные устои, поэтому он негативно относился и к монашеству. Под преследования подпали даже оптинские старцы. Не принимались такие проявления духа, которые не регламентированы правилами, внешними инструкциями.

С принятием Духовного регламента и учреждением Святейшего Синода Петром I было отменено патриаршество. Он добился полного подчинения Церкви государству, к чему и ранее стремились русские князья и цари. Историки придерживаются разных мнений о причинах проведения церковной реформы. Одни склонны считать, что поводом к преобразованиям в Церкви послужило детское впечатление о кровавом и жестоком бунте стрельцов. Другие предполагают, что на реформу повлияли личные отношения Петра и патриарха Адриана. Третьи склоняются к тому, что Петр опасался появления нового патриарха Никона. Но однозначного ответа на этот вопрос в исторической литературе мы не находим.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что в России накануне петровских преобразований происходили значительные перемены не только в государственно-политической сфере, но также и в духовной. Все изменения, которым подверглась Россия в царствование Петра, имели предвестников в деятельности его предшественников, в том числе и царя Алексея Михайловича, в период правления которого Россия наполнилась иностранцами. Благодаря им Россия не только образовывалась, но и утрачивала свою национальную самобытность. Это во многом и повлияло на решение Петра I отменить патриаршество.

Конечно, Петр нарушал каноническое устройство Церкви, но не будем забывать, что и до этого Церковь уже не была абсолютно самостоятельной. При царе Алексее Михайловиче был учрежден Монастырский приказ, который фактически контролировал монастырские земли и земли архиерейских домов. Более того, мирские чиновники приказа занимались даже распределением доходов Церкви. Так что тенденция государственного управления Церковью уже существовала. Петр лишь поставил точку.

Правлением Петра I – началась новая эпоха – уже не Московского царства, но иного государства – империи. Россия получила выход к Балтийскому морю после долгой войны, которая шла больше 20 лет. Прошла через череду реформ, касающихся государственного управления, армии, флота. Изменилось всё: переделан был сам строй русской жизни. Россия теперь позиционировала себя как государство, которое заставляет считаться с собою мировое сообщество. Россия выходит из некой самоизоляции и являет себя на международной арене. Исследователи однозначно отмечают существенный плюс синодального периода – это система духовного образования, которая теперь не уступает европейскому к началу XX века. Петр I принял титул не только императора, но и отца Отечества. Этим подчеркивалась и особая новая роль государя.

Мы помним, что история не приемлет сослагательного наклонения и все исторические события, имевшие место в веках нашего Отечества промыслительною десницею Божиею ведут нас вперед, открывают новые проблемные области, определяют новые перспективы в жизни нашего народа.

Да благословит всемилостивый Господь и нас быть добрыми созидателями на благо нашей страны и нашей Республики. Искренне желаю всем участникам XI Табынских чтений плодотворной творческой работы на секционных заседаниях, конструктивного и содержательного общения, вдохновения на постановку новых задач и решимости в достижении поставленных целей.


В начале дня информации рассказали о том, что в Ростовской области с 27 октября по 10 ноября проходят XXVI Димитриевские образовательные чтения. В этом году форум посвящён 350-летию со дня рождения Петра I.

В начале дня информации рассказали о том, что в Ростовской области с 27 октября по 10 ноября проходят XXVI Димитриевские образовательные чтения. В этом году форум посвящён 350-летию со дня рождения Петра I.

По словам первого заместителя губернатора Ростовской области Виктора Гончарова, указ президента России о праздновании 350-летия со дня рождения Петра I для донского региона имеет особое значение. Именно здесь он одержал первые крупные победы. В регионе уделяется особое внимание популяризации истории России и Донского края.



В ходе информационного часа участникам мероприятия рассказали о том, что в итоге реформ Петра в жизни русских людей получилось охлаждение к православной вере и всем внешним формам ее проявления: умножились вольнодумцы, осуждавшие, по началам протестантским, православную обрядность, русское образованное общество, проникаясь европейскими протестантскими взглядами, начало стыдиться своей прежней детской и простодушной религиозности и старалось скрывать ее, тем более что она открыто с высоты престола и начальственными лицами подвергалась резкому осуждению.Великой ошибкой Петра I было переустройство на немецкий лад быта русского народа, который был весь проникнут церковностью, так как предки до Петра по церковному и монастырскому уставу распределяли время своей жизни, и все, касательно их одежды, общественного этикета и взаимных отношений членов семейства, носило на себе печать религии и считалось православным. Еще пагубнее для русского благочестия были мероприятия Петра, имевшие своей целью реформировать наши монастыри, каковые были выражены в его указе от 31 января 1724.Гибельность этой реформы сказалась тогда же, именно в том, что за недостатком церковных средств стали закрываться прекрасные школы при святительских кафедрах. Одной из таких школ была образцовая семинария свт. Димитрия в Ростове. К великому сожалению, православная вера разрушалась не только реформами Петра, но и личным его поведением.










В заключении мероприятия сотрудники БИЦ имени М.В. Ломоносова предложили взять книги из фонда библиотечно-информационного центра имени М.В. Ломоносова 9, чтобы лучше узнать эпоху Петра Великого, познакомиться с его реформами и преобразования.

10 Comments on "Петр 1: секулярный мир и религиозность"

Hi there Dear, are you genuinely visiting this
site regularly, if so afterward you will without doubt take pleasant experience.

hi!,I really like your writing so so much! proportion we be in contact more about your post on AOL?

I need an expert on this area to unravel my problem.
May be that’s you! Taking a look forward to look you.

I’d like to find out more? I’d like to find out more details.

hey there and thank you for your information –
I have definitely picked up something new from right here.
I did however expertise several technical points using this website, since
I experienced to reload the web site a lot of times previous
to I could get it to load properly. I had been wondering
if your web host is OK? Not that I am complaining, but sluggish loading instances
times will often affect your placement in google and can damage your quality score if ads and marketing
with Adwords. Anyway I’m adding this RSS to my email and could look out for much more of your respective interesting content.

Make sure you update this again very soon.

This post will help the internet users for creating new webpage or even a weblog from start
to end.

I seriously love your blog.. Pleasant colors & theme.
Did you make this amazing site yourself? Please reply back as I’m
trying to create my very own website and would like to learn where you got this from
or what the theme is called. Many thanks!

Hey I am so delighted I found your site, I really found you
by mistake, while I was looking on Google for something else, Anyhow I am here now and would
just like to say thanks a lot for a remarkable post and a all round entertaining blog (I
also love the theme/design), I don’t have time to browse it all at the moment but I have bookmarked it and also added your RSS feeds, so when I have time I will be back to
read a lot more, Please do keep up the awesome job.

Но это не значит, конечно, что само явление секуляризации, ослабление религиозных связей и обесценивание священного в обществе начинается лишь в XIX столетии. Борьба мирского и духовного, земли и Неба – процесс гораздо более древний. А поле ее, по меткому слову Федора Михайловича Достоевского, – сердце человека.

В России процесс секуляризации на государственном уровне начинается в XVIII веке в период правления Петра I. Секуляризация общества на западный лад и модернизация – восторженное культивирование всего нового, для своего времени прогрессивного и демонстративное противопоставление его старине – яркие признаки петровской эпохи. Именно в царствование Петра I было положено начало светской сети начальной общей школы, была учреждена светская Академия наук, издательская политика всецело перешла в руки императора.


В 1708 году Петр ввел новый гражданский шрифт, а в 1710 году последовал указ о разграничении шрифтов: старым церковно-славянским набирались только церковные книги, светские издания печатались новым гражданским шрифтом. Разделение и противопоставление стали признаком не только отдельных реформ, но коснулись всего – поведения в быту, государственных собраний, мировоззрения.


Сильная царская власть, авторитарное правление также были знакомы в России и раньше. В XVII веке русский царь сосредоточил в своих руках и светскую, и духовную власть. Ему принадлежало право инвеституры Патриарха, он председательствовал на церковных Соборах и давал согласие на назначение клириков всех уровней. В это же время цари начинают причащаться в алтаре, как священники[3].


Упразднение Патриаршества, учреждение коллегиального органа для управления Церковью под председательством мирянина, портрет императора вместо иконы на его заседаниях – симптомы этого секулярного раскола. Петр не видел и не признавал вечного духовного предназначения Церкви. Еще в юности он часто пропадал в Немецкой слободе, где усвоил протестантскую религиозность. Под ее влиянием Петр стал рассматривать веру как необходимый инструмент помощи в делах земных, Церковь же – как помощницу в деле утверждения государственного могущества, сводя цели христианской жизни с Небес на землю[5].


В Советском Союзе секуляризация осуществлялась жестко и насильственно, ибо коммунистический проект был враждебен религиозности. Ни о каком религиозном образовании, о возможности молодому или зрелому человеку сделать осознанный выбор между верой и неверием не могло быть и речи. Свобода совести существовала только на бумаге. Советский государственный атеизм стремился выдавить религию не только из общественной жизни, но и из частной, из самого сознания. В этом его главное отличие от западного секуляризма, не покушавшегося столь воинственно на частную жизнь.

Вот это стремление разрушать до обломков стало грустной приметой не только нашего государственного строительства, но и всего общественного устройства. Стремление противопоставлять современное опыту прошлых лет, становиться Иванами не только родства, но и мудрости предков не помнящими много раз приводило к печальным последствиям. И, пожалуй, одна из самых страдающих от этого сфер – образование и воспитание юных.

Именно в сфере образования так важны традиции – передача опыта, знаний, навыков. Но посмотрите, сколько раз за три столетия в нашем Отечестве осмеивалась старина, сколько раз уничтожали целые школы и методики воспитания, как мы не бережно относимся к своему наследию. Петровские реформы, революция ХХ века, коренной перелом в общественном и государственном строительстве – каждое из этих событий сказалось на развитии отечественного образования. И как часто вместе с водой выплескивали и ребенка.

Преодоление болезненного пристрастия к разрывам и социальным конфликтам – наша тяжелая, но насущная задача. И в этом мне видится поле для соработничества Церкви и общества, священнослужителей и педагогов. Всех, кому дорого историческое наследие и историческая память нашего народа.

Один из признаков постсекулярного общества, когда нерелигиозный человек, воспитанный в секулярном мире, в семье, далекой от Церкви, идентифицирует себя с конкретной религиозной традицией, являющейся частью его культуры. И сегодня мы видим, как все чаще люди разных поколений обращаются в поисках смысла к религиозным традициям.

Секуляризация была не просто историческим процессом, но прежде всего проектом, который базировался на определенных идеях, имел целью построить новый, безрелигиозный, мир. Десекуляризация и формирование постсекулярного общества – это не проект, а объективный процесс, происходящий на наших глазах, конкретные последствия которого мы предугадать не можем. Мы можем лишь констатировать факт – религия возвращается в общественное пространство.

Безусловно, нельзя говорить о возвращении к общественной модели допетровской Руси, ведь всякая игра в старину неизбежно превращается в фарс. Наша история – и в дни подъема, и в годину бед – наш общий драгоценный опыт. Извлечь из него уроки, научить детей бережно относиться к наследию предков, но при этом трезво, осознанно смотреть в будущее и строить свою жизнь в настоящем – наша общая задача. И я надеюсь, что общение в дни Покровских чтений поможет нам в поиске средств для ее решения.

[2] Андреева Л.А. Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I. // Общественные науки и современность. №4. 2006 г. С.88.

[6] Андреева Л.А. Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I. // Общественные науки и современность. №4. 2006 г. С.95.

Семинар проводится в преддверии X Рождественских парламентских встреч в рамках XXX Международных Рождественских образовательных чтений.

Смотрите также

27 января 2020 года, 17:18г.

Мероприятие проведено в преддверии намеченных на конец января 2022 года X Рождественских парламентских встреч в рамках XXX Международных Рождественских образовательных чтений.

Участники обсудили наследие Петра I в области государственной политики в отношении к религии, морально-нравственные и философские вызовы, стоящие в настоящее время перед секулярным обществом и Церковью.

Скаковская Людмила Николаевна

В работе приняла участие член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская Скаковская
Людмила Николаевна представитель от исполнительного органа государственной власти Тверской области .

Семинар открыл заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации — начальник Управления делами Виталий Семикин. Он поблагодарил председателя Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения за значительный вклад в организацию и проведение X Рождественских парламентских встреч в верхней палате парламента.

По словам Митрополита Евгения, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл относится к Рождественским парламентским чтениям как к одному из важнейших мероприятий, предоставляющих возможность обсудить насущные темы, которые имеют отражение в документах Совета Федерации.

Митрополит Евгений выразил надежду, что в ходе парламентских чтений на тему прошлого будет проложен мост к осмыслению событий настоящего времени.

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Людмила Скаковская

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Семинар-совещание Информационно-аналитического управления

Она подчеркнула, что в ходе семинара состоялся заинтересованная дискуссия, каждое выступление которой можно превратить в яркую монографию.

Читайте также: