Известно что архитектор василий баженов был ревностным масоном соберите материалы об этом доклад

Обновлено: 13.05.2024

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 [12] марта 1738 [1][2] , Москва [3] — 2 [13] августа 1799, Санкт-Петербург) — русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года, вице-президент Академии художеств (с 1799 года). Действительный статский советник(с 1796 г.).

ПОДЕЛИТЬСЯ

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 [12] марта 1738 [1][2] , Москва [3] — 2 [13] августа 1799, Санкт-Петербург) — русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года, вице-президент Академии художеств (с 1799 года). Действительный статский советник(с 1796 г.).

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф. В. Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий (что в полной мере проявил после возвращения на родину). Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Своё мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины; однако ожидаемой должности Баженов не получил и взял увольнение от академической службы, после чего князь Г. Г. Орлов определил его в своё Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

Такая же судьба постигла царицынский ансамбль Баженова, представлявший собой новаторский сплав элементов нарышкинского бароккоконца XVII века и западноевропейского готического декора. Впервые Баженов опробовал это сочетание в 1775 году, работая вместе с М. Ф. Казаковым над временными увеселительными павильонами Ходынского поля, где праздновалось заключение Кючук-Кайнарджийского мира с турками. Екатерина летом 1785 года приехала на три дня в первопрестольную, посетила работы по сооружению дворцов в Царицыне (собственного и великокняжеского) и, возмутившись их равными размерами, повелела снести оба; архитектор от осуществления проекта был отстранён.

Владимирская церковь в Быковоприписывается некоторыми авторами Баженову

Оставшись без всяких средств к существованию, Баженов открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемену в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняют его сложным самолюбивым нравом, а также связью с кружком Н. И. Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе последнего московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала наличие политических целей, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других; но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

После своего вступления на престол Павел I, вообще приближавший к себе всех гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры, а также представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, выказавшего себя покровителем отечественного искусства; многое бы, без сомнения, он мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Баженов был похоронен в Санкт-Петербурге, но позже, в 1800 году, его останки были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово (ныне Тульская область) [9] .

Споры об атрибуции

Достоверно известно лишь о двух проектах Баженова — кремлёвском и царицынском. Почти все историки архитектуры упоминают его имя в связи с домом Пашкова, который перекликается по своему решению с неосуществлённым проектом кремлёвского форума. Атрибуция Баженову всех прочих зданий, особенно в глубинке (где Баженов по документам никогда не работал), сугубо гадательна, а в некоторых случаях и произвольна.

МОСЛЕНТА продолжает рассказ о зодчих, благодаря которым наш город обрел свой неповторимый облик. Сегодня речь пойдет о гениальном художнике, коренном москвиче Василии Ивановиче Баженове — создателе самого красивого дома столицы, одного из символов нашего города, знаменитого Дома Пашкова.

МОСЛЕНТА продолжает рассказ о зодчих, благодаря которым наш город обрел свой неповторимый облик. Сегодня речь пойдет о гениальном художнике, коренном москвиче Василии Ивановиче Баженове — создателе самого красивого дома столицы, одного из символов нашего города, знаменитого Дома Пашкова.

История архитектуры часто несправедлива к людям, ее творящим. Порой великолепные здания доходят до нас, имена же их создателей теряются в веках. А иногда в людской памяти остаются имена зодчих, а плоды их деяний уходят в Лету. А еще бывает так, что здания ассоциируются у нас не с именами их создателей, а с совершенно другими людьми, порой совсем не соответствующими их масштабу. Такова судьба одного из архитектурных шедевров нашего города, известного как Дом Пашкова — возможно, самого красивого и гармоничного здания Москвы. Оно увековечило имя торговца водкой, чудака-миллионера Петра Пашкова, хотя по справедливости должно было прославить другого человека — гениального архитектора Василия Ивановича Баженова.

Род Пашковых известен со времен Ивана Грозного, при первых Романовых его представители выбились в воеводы. Егор Иванович был денщиком при молодом Петре Первом, к Полтавской баталии стал капитаном гвардии, потом был прокурором Военной коллегии, а к старости получил назначение на должность астраханского губернатора. Прославился тем, что участвовал во многих расследованиях, связанных с казнокрадством, и упек в Сибирь немало вороватых бояр и чиновников. Заодно разжился конфискованным имуществом, что в те времена было делом законным.

Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа

Для этого миллионер скупил земли на высоком Ваганьковском холме, напротив Кремля, и пригласил самого знаменитого архитектора своего времени — Василия Баженова, предоставив ему полный творческий карт-бланш и почти неограниченные средства. Так благодаря тщеславию водочного короля и таланту великого мастера Москва получила дворец, ставший ее украшением на века.

Великолепный вид дворца со стороны Боровицкой площади, на самом деле, его обратная сторона или задний фасад. Зодчий хотел поставить дворец в самом выигрышном месте — на краю холма, смотрящего на Кремль и Москву-реку. Но с этой стороны холм был очень крутым, что исключало возможность удобного подъезда для карет. Баженов нашел выход: парадный въезд и главный вход он расположил с противоположной стороны, но само здание спроектировал так, что его задняя часть выглядела не менее презентабельно и изящно, чем передняя. Дворец расположен чуть по диагонали к прямому углу Моховой и Воздвиженки, зато отлично смотрится издали. Склон же холма был отдан под парк с фонтанами и небольшим зверинцем. Он отлично просматривался со стороны Моховой улицы, из-за чего вдоль ограды дворца всегда толпились зеваки.

Кстати, изящной лестницы, которую мы видим сейчас, изначально не было, она появилась лишь через полтора века, в 1934 году. Ее автор — знаменитый ландшафтный дизайнер и архитектор Виталий Долганов.

В творении Баженова можно найти все архитектурные стили, присущие второй половине XVIII века (строительство велось в 1784-86 годах). В основе классические формы, с портиками, колоннами и бельведером. Контуры здания гармоничны и изящны. В то же время автор не поскупился на богатый декор, который более соответствует барочной, а в некоторых деталях даже готической традиции. Но мы уже не раз говорили, что большой художник всегда выше узких стилистических рамок и работа Баженова — это лишнее тому подтверждение. Дом Пашкова чем-то напоминает французские замки в долине Роны или Луары, а чем-то — русские ампирные дворцы последующей эпохи. Во многом Баженов опередил время, но это было в его характере. Он вообще был фигурой, которая трудно укладывалась в общепринятые рамки.

Первый пенсионер Академии

Неизвестный художник. Портрет Василия Ивановича Баженова

Юный самоучка начал подрабатывать на росписях церквей, даже стал зарабатывать. Его талант привлек внимание, и Василия Иванова (молодых людей в документах того времени именовали без фамилий, но по отчеству) определили в архитектурную школу знаменитого московского зодчего князя Дмитрия Ухтомского. Но молодому человеку не хватало базовых знаний, и его отдали на обучение в Московский университет. Оттуда покровитель университета Иван Шувалов перевел его в только создаваемую Академию художеств. Она располагалась в Санкт-Петербурге, хотя числилась при Московском университете. Шувалов перевез талантливого юношу в столицу и поселил в своем дворце, поручив его заботам другого известного мастера Саввы Чевакинского. Ухтомского и Чевакинского сам Баженов впоследствии называл своими учителями.

Баженов оказался в самом центре общественной и политической жизни страны. Он набирался опыта на строительстве Никольского Морского собора, а благодаря тому, что жил в доме всесильного елизаветинского фаворита, мог общаться с виднейшими людьми своего времени. Во многом этот просвещенный круг и сформировал его ценности и идеалы. Около 1760 года Василия Баженова и художника Антона Лосенко командировали для продолжения обучения в Париж — они вошли в историю как первые пенсионеры Академии художеств.

За границей Баженов пробыл пять лет — сначала во Франции, затем в Италии. Он с золотой медалью окончил Парижскую академию, первым из русских архитекторов получил звание профессора Римской академии, стал членом Флорентийской и Болонской академий. Много рисовал, проектировал, делал макеты.

Академик-артиллерист

Вернувшись в Россию, Баженов попал в новую, екатерининскую Россию. Под влиянием молодой императрицы страна менялась, всерьез шли разговоры о скорой отмене крепостного права. Конечно, восторженный молодой художник всецело окунулся в общественную жизнь, даже стал членом модной тогда масонской ложи. Он практически сразу получил императорский заказ на перестройку Екатерингофа, по выполнении которого ему было присвоено звание академика. А вот оплачиваемого звания профессора Академии художеств он не получил из-за сложных отношений с новым главой академии Иваном Бецким. Строптивый характер зодчего еще не раз аукнется ему в дальнейшем…

Но Баженов в фаворе — его командируют в Москву, где Екатерина задумала строительство нового Кремлевского дворца. Главным архитектором проекта и был назначен Василий Иванович, которому не было и тридцати.

Форум для императрицы

То ли деньги в казне из-за Крымской войны и восстания Пугачева кончились, то ли замысел показался слишком революционным, то ли еще что-то, вплоть до баженовского масонства

Модель Большого Кремлевского дворца Василия Баженова в Музее архитектуры

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Замысел Баженова был настолько неожиданным, что вызвал неоднозначные оценки — восторг одних и активное неприятие других. Кого-то пугала потеря исторического облика Кремля, кого-то — демократические новации. Екатерина поначалу оценила идею положительно и дала указание приступать. 1 июня 1773 года торжественно заложили первый камень. Строители успели снести южную стену Кремля (которая вдоль Москвы-реки), после чего из канцелярии поступило указание остановить работы. Сначала стройку законсервировали, а потом и вовсе отказались от нее. Официальная причина так и не была названа, а домыслов в избытке: то ли деньги в казне из-за Крымской войны и восстания Пугачева кончились, то ли замысел показался слишком революционным (пугачевщина сильно повлияла на взгляды Екатерины), то ли еще что-то, вплоть до баженовского масонства.

Макет был выставлен на всеобщее обозрение (для него даже был построен специальный павильон) и его показывали как одну из достопримечательностей Москвы. Сейчас он находится в Музее архитектуры имени Щусева, так что каждый желающий может ознакомиться с ним и составить свое мнение о грандиозном, но несбывшемся проекте.

Несмотря на незавершенность кремлевской эпопеи, мастер по-прежнему получал заказы от казны. Например, вместе с другом и учеником Матвеем Казаковым Баженов строил комплекс павильонов на Ходынском поле для празднования победы над турками, а потом получил заказ на строительство нового московского императорского дворца в Черной Грязи, которую по этому случаю переименовали в Царицыно.

Несбывшаяся мечта гения

Царицынская история схожа с кремлевской — замысел автора был столь грандиозным, что полностью реализован он так и не был. В секвестрированном виде комплекс достраивал Казаков, но тоже не достроил. Это вторая большая трагедия в жизни Баженова, ведь Царицыно он отдал десять лет жизни…

И снова причины, по которым стройка остановилась, остались в тумане. Из писем архитектора становится понятно, что были серьезные проблемы с финансированием: деньги выделялись нерегулярно, да и смета оказалась сильно превышенной. Баженов вкладывал свои деньги, снова погряз в долгах и даже вынужден был продать свой московский дом, коллекцию картин и библиотеку. Многодетная семья архитектора ютилась в деревянном доме прямо на стройке.

В советские времена, когда модно было из любого человека делать борца с самодержавием, именно версия о сложных отношениях художника с властью стала особенно популярной

Родился в Москве. Баженов имел природный талант к искусству, который обнаружил еще в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на него внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешел в Академию художеств. К этому времени он знал архитектуру настолько, что его учитель С.И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека помощником своим при постройке Николаевского морского собора.

В сентябре 1759 г. Баженов был отправлен для совершенствования своего таланта в Париж. Поступив в ученики к профессору Дювалю, он делал модели архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил со строгой пропорциональностью частей несколько моделей знаменитых зданий. В Париже — Луврской галереи, а в Риме — храма св. Петра. Баженов внимательно изучал труды римского архитектора Витрувия. По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов составил полный перевод всех десяти книг Витрувия, напечатанный в 1790— 1797 гг. в Петербурге.

Основательно знакомый с теорией своего искусства, Баженов был и одним из лучших практиков-строителей своего времени. Проектируемые им здания отличались и удобством планировки, и изяществом формы. Проект здания дворца в екатерингофском парке с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши сочинен был Баженовым по академической программе на степень профессора. Выполнение признано было советом академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое было получено им три года раньше, в бытность за границей. Эта несправедливость заставила Баженова взять увольнение от академической службы, и князь Г.Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Петербурге здание арсенала на Литейной улице (позднее здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената на Знаменке, дом Пашкова, а в окрестностях столицы — дворец в Царицыне и Петровский дворец, достроенный Казаковым, его помощником.

В Кремле вместо стен Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которые были торжественно заложены. Но Екатерина II на самом деле и не думала осуществлять затею зодчего. Такая же судьба постигла и Царицынский дворец Баженова. Екатерина летом 1785 г. приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела прекратить постройку. Баженов не получил другого назначения и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками.

Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняются его близостью с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу о выборе его московскими масонами в верховные мастера. Екатерина подозревала тут политическую подоплеку, и гнев ее на Баженова обрушился раньше, чем на других. Но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по Адмиралтейств-коллегий и перенес свою деятельность в Петербург.

Баженов строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств? Баженов с жаром принялся выполнять эти поручения монарха, покровителя отечественного искусства, но вскоре умер.

Картинка ГДЗ - задания Русская архитектура. Материал для самостоятельной работы ГДЗ Арсентьев Данилов 8 класс по истории

Русская архитектура XVIII в.
Какие этапы в своём развитии прошла русская архитектура в XVIII в.?
? петровское барокко
? русский классицизм
1. Можно ли утверждать, что в России в XVIII в. сложился уникальный стиль архитектуры? Поясните свою точку зрения.
Можно утверждать, что в России сложился стиль русского классицизма. Баженов работал в стиле классицизма. Самым известным завершённым сооружением Баженова стал дом Пашкова в Москве (1784—1786), поражающий и поныне своей изысканностью и воздушностью.
2. Объясните своими словами различие стилей барокко и классицизма.
Стиль барокко отличается пышностью, он более роскошный и наполнен декоративными элементами. А в классицизме все строго, четко, все линии прямые. Характерно обращение к античным ордерам.
3. Можно ли считать, что интерес к новым образцам в архитектуре был характерен для всех сословий? Аргументируйте свой ответ.
Нельзя считать, что интерес к новым образцам в архитектуре был характерен для всех сословий. Крестьянам не были интересны новые стили, они даже не задумывались об этом. Более знатные сословия имели достаточный уровень образования и возможность видеть это.
4. Назовите наиболее известных русских архитекторов XVIII в. их главные сооружения.
В. И. Баженов: перестройка Московского кремля, дом Пашкова, строительство царского дворца в загородной резиденции Екатерины II в Царицыне, несколько церквей в Подмосковье, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве, проектирование Михайловского замка.
М. Ф. Казаков: строительство Большого Кремлевского дворца, здание Сената в Московском Кремле, здания Московского университета, Голицынской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровский подъездной дворец, дом князей Долгоруких.
И. Е. Старов: Троицкий собор Александро-Невской лавры и надвратная церковь, Таврический дворец, Екатерининский собор в Херсоне и Потёмкинский дворец в Екатеринославе.
5. Чем отличается дворцовый ансамбль от административного здания?
Дворцовый ансамбль отличался роскошью, в его состав входили несколько зданий, присутствовал дворик и водоем. Административное здание было строже, не имело водоемов и двориков, состояло из 1 здания.
6. Какие здания можно было найти в любом губернском городе конца XVIII в.?
В любом губернском городе можно было найти дом губернатора, административные здания, церковь и жилые постройки.
?
1. Используя дополнительные материалы, создайте электронный каталог работ B. В. Растрелли.

Зимний дворец Екатерининский дворец

Большой дворец в Петергофе Комплекс Смольного монастыря

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету История, которые посещают 8 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством "История России", которая была написана автором/авторами: Арсентьев, Данилов. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

Читайте также: