Изучение произвольности и контроля у детей доклад

Обновлено: 30.06.2024

Поведение школьников всегда вызывало и вызывает интерес у психологов. В период младшего школьного возраста у детей происходят сдвиги в сфере произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором, детерминирующим развитие у младшего школьника произвольности, является появление в его жизни собственной учебной и других видов деятельности, особенно — трудовой. Однако не только учебная деятельность способствует формированию у младшего школьника произвольности поведения. Как показали фундаментальные исследования российского психолога Л. С. Славиной, уже в III классе большое число учащихся принимают участие в домашнем труде. Они не только занимаются самообслуживанием, но и помогают родителям, имеют постоянные трудовые обязанности. В данном случае трудовая деятельность ребёнка носит чётко выраженный произвольный характер. Труд, представленный в виде выполнения постоянных обязанностей, имеет особое значение для развития у младшего школьника произвольности поведения.Таким образом, учебная деятельность и труд в семье и школе являются теми видами деятельности, в которых формируется произвольность.

Л. С. Выготский полагал, что дифференциация игры и труда, происходящая в жизни ребёнка, поступившего в школу, является отличительной чертой в ситуации развития детей младшего школьного возраста и приводит к формированию главного новообразования данного периода развития ребёнка — произвольности его психических процессов и функций.

Развитию произвольности в этом возрасте способствует не только умение ребёнка руководствоваться целями, которые ставят перед ним взрослые, но и умение самостоятельно ставить цели и в соответствии с ними контролировать своё поведение и деятельность. Процесс формирования произвольности осуществляется в течение всех лет обучения учащегося в начальных классах школы.

Воспитание произвольности в младшем школьном возрасте заключается, прежде всего, в том, чтобы систематически учить детей самостоятельно ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достижения и контролировать себя в этом процессе. Многочисленные исследования Л. С. Выготского и его учеников показали, что в период младшего школьного возраста все психические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того чтобы сознательно управлять своими психическими Процессами, в этом возрасте ребёнку ещё нужны некоторые средства, выступающие в качестве опоры. Младшие школьники способны гораздо более последовательно и целенаправленно думать, рассуждая вслух. Посредством речи они организуют своё мышление и свою деятельность.

Таким образом, в результате перехода к обучению в начальных классах школы у ребёнка формируется не только произвольность поведения, но и произвольный характер его познавательных психических процессов.

О произвольном характере процесса усвоения знаний свидетельствуют и исследования, проведённые в научной школе В. В. Давыдова. По данным этих исследований, усвоение знаний должно осуществляться в форме действий по образцу. Такие действия обязательно требуют сознательности и произвольности их организации. Кроме того, необходим постоянный самоконтроль учащихся (сравнение своих действий с образцом).

Исследование психолога Э. А. Фарапоновой показало, что при экспериментальной организации обучения труду уже в I классе школьники могут самостоятельно выделить учебную задачу по овладению отдельными трудовыми операциями. Они способны также овладеть умением планировать свою работу и контролировать свои действия. Такие же возможности были выявлены у младших школьников и при усвоении ими других учебных предметов.

Вот почему педагогика и методика обучения должны опираться на психологические возможности детей младшего школьного возраста. И главная задача учителя (и других субъектов образовательного процесса!) заключается в том, чтобы в современной образовательной среде создать полноценные условия для упражнения и функционирования психических процессов и качеств личности каждого ребёнка. Только в этом случае, по мнению Л. С. Выготского, обучение не будет плестись в хвосте психического развития младших школьников, а будет забегать вперёд этого развития и вести его за собой.

В развивающей образовательной среде, которую должны проектировать все субъекты образовательного процесса (учителя, родители, администрация школы, практические психологи и управленцы системы образования), необходимо развивать у младших школьников важное личностное качество — произвольность поведения и деятельности, на которое предстоит опираться и в последующем непрерывном образовании и самообразовании человека.

Показателями развития произвольности у младших школьников в современной образовательной развивающей среде являются:

- умение преодолевать трудности в поведении и деятельности;

- умение выполнять разные виды самообслуживающего труда и трудовые действия (посильные для этого возраста);

- умение достигать цели, поставленные взрослыми;

- умение самостоятельно ставить цели;

- умение планировать своё поведение и деятельность;

- умение контролировать своё поведение и деятельность;

- умение управлять своим поведением и деятельностью;

- произвольность психических процессов (памяти, мышления, устной и письменной речи на родном и других языках и др.).


Родители часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится — вертится на занятиях, не дослушивает задание? Это поведение говорит о нарушении в произвольной сфере, а также о нарушении внимания.

Произвольность включает следующие умения:

  • Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу.
  • Ориентация на выполнение заданных требований.
  • Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего.
  • Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания.

Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Внимание в младшем школьном возрасте становиться произвольным. Объем, устойчивость, Переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.

Одна из основных задач внимания в школе — это развитие самоконтроля, то есть способности контролировать свои действия, проверять результаты своей деятельности.

Произвольность также определяют как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников. Конец дошкольного детства — это период сильных изменений в психике детей. У них начинается переход всех непосредственных процессов, включая поведение, к произвольности. Дети проявляют социальные нормы, к которым уже относятся достаточно положительно.

Дети способны сознательно и произвольно регулировать свою деятельность. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, дети не смогут соблюдать школьные правила. У них возникнут в процессе обучения серьезные трудности.

Возраст 6-7 лет является критическим в том плане, что у дошкольников должно развиваться произвольное поведение, необходимое для обучения в дальнейшем, однако, детям еще трудно регулировать свои мотивы и побуждения. Готовность к школе требует от дошкольников беспрекословного подчинения требованиям учителя, выполнения правил поведения в школе, умений организации самостоятельной деятельности.

Произвольность включает различные стороны личности ребенка. Это произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти.

Рекомендации для родителей по развитию внимания.

Для взрослых важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:

  • типа нервной деятельности ребенка;
  • общего состояния организма;
  • эмоционального состояния ребенка;
  • наличия интереса к деятельности;
  • условий, в которых занимается ребенок.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.

Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания — это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при выполнении — дают его планомерно по частям (шагам).

Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Развитию устойчивости внимания будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.

Развивая внимание детей, важно помнить, что прерывание деятельности истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности.

Переключение облегчается, если взрослые расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности.

Развивающие игры и упражнения для развития внимания.

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры:
— Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.
— Что бывает длинным? (коротким) ?
— Что бывает широким (узким)? — Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Читайте также: