Иван васильевич булгаков доклад

Обновлено: 02.07.2024

Для актуализации мотива бегства в пьесах предлагается следующая схема:

Иван Васильевич Зойкина квартира Бег Мастер и Маргарита

Москва 20-х Париж, Ницца Россия покой

В пьесах 20 - 30-х годов Булгаков продолжил проблематику прозы. Булгаков говорил об измельчании того человеческого типа, который приходил на смену Турбиным, Най-Турсу, Малышеву, Серафиме, Голубкову, Хлудову, Чарноте и даже Зое Пельц. Современность, упорно отталкивающая все лучшее, что было создано в прошлом, и заменяющая это лучшее чем-то глубоко сомнительным, - вот что страшило Булгакова и о чем он хотел говорить со сцены.

Булгаков-драматург шел по пути литературного новаторства. Каждое его произведение открывало новые возможности драматургии, демонстрировало новые художественные структуры произведений, как по отношению к творениям предыдущих эпох, так и по отношению к его собственному творчеству. В поисках новых форм, приемов Булгаков не только опирался на традиции русской и мировой литературы, но и находил общие точки соприкосновения с драматургией Серебряного века. Лучшие пьесы автора удивляют своей сценичностью и требуют от режиссеров поиска новых средств выражения, стимулируют развитие сценического искусства. Булгаковский опыт создания драматических произведений этого периода повлиял на последующее творчество самого писателя.

1. Комизм лежит в основе сатиры вне зависимости от жанра. Смех всегда является огромным средством социального воздействия. Социальные функции комического определяют его форму: юмористическую, сатирическую и ироническую. Социальная функция смеха и сатиры заключается в действенной борьбе с комически изображаемым объектом. В этом отличие сатиры от юмора и иронии. От всех форм комического сатира отличается своей активностью, волевой направленностью и целеустремленностью. Смех всегда содержит отрицание.

2. Специфика сатиры не в том, что она вскрывает отрицательные, вредные или позорные явления, но в том, что она всегда осуществляет это средствами особого комического закона, где негодование составляет единство с комическим изобличением, изобличаемое показывается как нормальное, чтобы затем обнаружить через смешное, что это норма — только видимость, заслоняющая зло.

3. Сатиры на врага есть отрицание всей социально-политической системы. Этот тип сатиры создан величайшими мировыми сатириками, которые в разные эпохи дали гениальные образцы критики и отрицания социальной действительности своей эпохи. В истории сатиры мы неоднократно встречаемся и со вторым типом, когда сатирик зовет к исправлению отдельных пороков, а не к уничтожению системы, породившей эти пороки. Эта сатира направлена большей частью на быт, нравы, культурные навыки и обычаи.

4.Основные типы сатиры отличаются не только по своему материалу и характеру отношения писателя к этому материалу. Можно наблюдать совершенно отличные формы ее построения. Они чрезвычайно своеобразны. Речь должна идти не только о степени художественности сатиры но и о ее художественном своеобразии. Реалистически-гротескная фантастика сатириков как основа их стиля определяет целый ряд отдельных приемов. Главнейшие из них состоят в том, что фантастическое дается с точным и весьма обширным перечислением натуралистических подробностей или даже точным измерением его размеров.

8. Одна комическая ситуация - гротескно-веселая - сменяется в пьесе другой. Стихия смеха торжествует во всем, особенно ярко в сценах недоразумений. Булгаков создает комедию нравов, особенно выразительную в смещении сценических ситуаций, взятых из разных эпох.

10. Булгакова волновала судьба людей, вышвырнутых из своей истории и не знающих, как они будут жить. Это была его личная духовная коллизия - коллизия человека, который ощущал себя в собственной эпохе чужим.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Булгаков М.А. Собр. соч. в 5 т. М.: Худ. лит., 1992. Т. 1-5.

  2. Булгаков М.А. Пьесы 1920-х годов. Л.: Искусство, 1989.

  3. Булгаков М.А. Пьесы 1930-х годов. СПб.: Искусство-СПб, 1994.


1 См.: Грознова Н.А. М. Булгаков и критика его времени; Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова; Яновская Л. Записки о Михаиле Булгакове; М.Золотоносов Михаил Булгаков; В.Лакшин Михаил Булгаков; Б.Соколов Энциклопедия М.Булгакова.





Пьеса Булгакова "Блаженство" является черновым вариантом "Ивана Васильевича", хотя там речь идёт о путешествии в будущее - в 2222 год.





Для того, чтобы прочитать эту книгу, нам потребуется ножичек. Будем сковыривать огромный культурный пласт, созданный Гайдаем. Читать надо с осознанием того, что на дворе 30-е, испытываешь новые, не совсем киношные ощущения (фильм создан в 70-е годы XX века). Неповторимая булгаковская атмосфера коммунальных квартир, откровенная, не имеющая тайн, секретов и возможностей отхватить сантиметр личного пространства. "Вообще наш дом удивительный. Я по двору прохожу и содрогаюсь. Все окна раскрыты, все на подоконниках лежат и рассказывают такую ерунду, которую рассказывать неудобно". Кстати, в палатах Ивана Грозного есть патриарх. В фильме его по понятным причинам нет, но, на мой взгляд, цензура его и сейчас бы вырезала. Наверняка чьи-нибудь чувства будут оскорблены этим невероятным диалогом ))) П а т р и а р х. Здравствуй, государь, нынешний год и впредь идущие лета! Вострубим, братие, в златокованые трубы! Царь и великий князь яви нам зрак и образ красен! Царь, в руцах демонов побывавший, возвращается к нам. Подай же тебе, Господи, самсонову силу, александрову храбрость, соломонову мудрость и кротость давидову! Да тя славят все страны и всякое дыхание человече и ныне, и присно, и во веки веков! М и л о с л а в с к и й (аплодируя). Браво! Аминь! Ничего не в силах прибавить к вашему блестящему докладу, кроме одного слова – аминь! В-общем, тот самый случай, когда фильм и книга друг друга стоят. Блестяще, браво, всем шампанского, икры заморской баклажанной, почки царице, наконец.




Детство и образование

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе.

Врачебная практика

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию, но благодаря стараниям жены смог победить зависимость.

Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией.

Москва. Начало творческого пути

В 1924 году Булгаков развелся со своей первой женой и уже через год, в 1925 году, женился на Любови Белозерской.

Зрелое творчество

Последние годы

В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом во МХАТ. В 1934 Булгакова приняли в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были Максим Горький, Алексей Толстой, А. Фадеев.

В 1931 году Булгаков расстается с Л. Белозерской и в 1932 году женится на Елене Шиловской, с которой был знаком уже несколько лет.

Михаил Булгаков, биография которого была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз (болезнь почек). 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич скончался. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Мастер и Маргарита

В первую очередь, по своему духу. Если пьеса Михаила Булгакова – это мрачная, мистическая сатира о людях в неожиданнных ситуациях, то фильм Леонида Гайдая – весёлая буффонада о брежневских временах, высмеивающая не человеческие пороки, а именно советских граждан.


На мой взгляд, постановку Леонида Гайдая можно считать самым настоящим актом цензуры, ведь именно из-за фильма, который сразу же стал культовым в СССР, пьеса, так или иначе, отошла на второй план. Ведь все смотрели именно киношную версию.

Фильм не только сменил тон повествования, превратив пьесу в весёлую кинокомедию, разбавив всё это музыкальными номерами. Сам текст Михаила Булгакова был подвергнут цензуре и переписан.


Киношники вообще нередко подчёркивают достижения брежневской эпохи, высмеивая советских людей (исписанные стены, пьянство, дефицит и спекулянты, много и часто курящие главные герои).

Зато зачем-то убрали из фильма момент, когда дьяк не понимает, почему Бунша подписал бумагу как Иван Грозный.

Протестует и дьяк, но в фильме это сводится к одной вялой реплике.

Но больше всего брежневская цензура и создатели фильма прошлись по религиозной теме. Например, в пьесе герои часто поминают Бога, в кино этого почти нет.

В конце пьесы царь разбивает машину времени и исчезает. Фильм заканчивается тем, что всё произошедшее было лишь сном Тимофеева, в пьесе же финал не столь оптимистичен: милиция выводит всех из квартиры.

В итоге, создатели фильма не только серьёзно перекроили пьесу, создав, например, сюжетную дыру с бунтом войска, но и намного упростили её, из-за чего кино вышло намного примитивнее своего блестящего первоисточника.

Читайте также: