Иудеи на территории беларуси доклад

Обновлено: 02.07.2024

Примечания

[1] Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии, 1941- 1944 гг. Сборник материалов и документов (Минск, 1963); Нацистская политика геноцида и выжженой земли в Белоруссии, 1941-1944 гг. Документы и материалы (Минск, 1984); Нямецка-фашысцк i генацыд на Беларус i , 1941-1944 гг. Пад рэд. У. М i хнюка (М i нск, 1995); Беларусь у гады другой сусветнай вайны: урок i гшторы i i сучаснасць (М i нск, 1995); Озаричи - лагерь смерти. Документы и материалы (Минск, 1997) и др.; Белорусские остарбайтеры. Сборник документов об угоне населения Белоруссии в Германию, ч. I - III (Минск, 1996-1998); Документы по истории Великой Отечественной войны в государственных архивах Республики Беларусь. Аннотированный справочник (Минск, 1998); Беларусь у гады Вял i кай Айчыннай вайне. Праблемы г i старыяграф ii i крын i цзнауства. Пад рэд. А.М. Л i гвина (М i нск, 1999).

[2] Вельские, Тувья и Зусе. Еврейский лес (Тель-Авив, 1946), на идиш; Г. Смоляр. Мстители гетто, Дер Эмес (Москва, 1947); Партизанская дружба. Воспоминания о боевых делах партизан-евреев, участников Великой Отечественной войны, Дер Эмес (Москва, 1948); М. Ка ganovich . Т he Fighting of the Jewish Partisans in Eastern Europe (Tel Aviv, 1954). Hebrew; Sefer ha-Partizanim ha Yehudim (The Book of Jewish Partisans) Moravia, Yad Vashem, (Jerusalem, 1958).

[3] Ве n- С ion Pinchuck. Shtetl Jewa under Soviet rule Eastern Poland on the Eve of the Holokaust, Jewish society and culture. Oxford, UK; Cambridge, Mass., USA: B.Blackwell, 1990; “Jewish Refugees from Poland in Belorussia, 1939-1940”. Documents. Introduccd and annotated by E. Loffe and V. Selemenev, Jews in Eastern Europe, № 1(82), 1997, pp. 45-60; M. Altshuler. Soviet Jewri on the Eve of the Holocaust. A Social and Demographic Profile (Jerusalem, 1998); Tikva Fatal-Kna’ani, “A Community Mirrored in Letters: The Jews of Grodno in 1932-1941”, Yalkut Moreshet (Tel Aviv), № 66, 1998, pp. 69-80 (Hebrew).

[4] Blackbook of the Localities Whose Jewish Population Was Exterminated by the Nazis, Yad Vashem (Jerusalem, 1965); Where once we walked. By G. Mokotoff and Sally Ann. A Guide to the Jewish Communities Destroyed in the Holocaust (NJ, 1991). Уничтожение евреев Советского Союза в годы немецкой оккупации, 1941-1944 гг. Сборник документов и материалов. Под ред. И. Арада Яд Вашем (Иерусалим, 1992); Неизвестная черная книга. Свидетельства очевидцев о Катастрофе советских евреев. Под ред. И. Арада (Москва-Иерусалим, 1993).

[5] Y. Trunk. Judenrat, three Jewish Councils of Eastern Europe during the Nazi Conquest (Jerusalem, 1978). Hebrew; Sh. Spector, B. Freundlich (eds.). Lost Jewish Words: The Communities of Grodno, Lida, Olkieniki, Visha (Jerusalem, 1996); S. Dender. Mul mavet orev: Yehude Byalistok be-Milhemet ha-Olam ha-Sheniyah, 1939-1943, (Byalystok in Holokcaust) (Tel Aviv, 1997; Sh. Cholavski. The Jews of Belorussia During World War II (Amsterdam, 1998).

[6] Aryeh Tartakover ( е d.). Jewish Resistance During the Holocaust, Yad Vashem Memorial Institute (Jerusalem, 1971); R. Ainzstein. Jewish Resistance in Nazi-Occupied Eastern Europe (London, 1974); L. Eckman, Ch. Lezar. The Jewish Resistance: The History of Jewish Partisans in Lithuania and White Russia During the Nazi Occupation, 1940-1945 (New York, 1977); J. Porter Nusan (ed.). Jewish Partisans: A Documentary of Jewish Resistance in the Soviet Union During World War II, vol. 1 (New York, 1982); A. Wertheim. “Zydowska partyzantka na Bialorusi, Zeszyty Histopyczne, № 86, 1988, pp. 96-162; Jewish Resistance during the Holocaust (westport, CT: Meckler, 1989).

[7] N. А lpert. The Distruction of Slonim Jewry (New York, 1989); Y. Arad, Sh. Krakowski and Sh. Spektor (eds.). The Einsatzgruppen Reports: Selections from the Dispatches of Nazi Death Squads’ Campaign against the Jews, July 1941 – January 1943 (Jerusalem, New-York, 1989); Yakov Tzur. “The Maly Trostinetz Death Camp”, Yalkut Moreshet, 59 (April, 1995), pp. 31-52 (Hebrew); Y. Buchler. “Local Police Force Participation in the Extermination of Jews in Occupied Soviet Territory”. Shuut, № 4 (20), 1966, pp. 79-99; Ch. Gerlach. „Failure of Plans for an SS Extermination Camp im Mogilev, Belorussia”, Holocaust and Genocide Studies (Washington), vol. 11, No 1 (Spring 1997), pp. 60-75.

[9] Sh. Cholawski. „Underground and Partisans from the Slonim Ghetto“.Massuah, No 23 (1995), pp. 185-198, Hebrew; D. Porat. “Zionists and Communists in the Underground during the Holocaust: Three Examples: Cracow, Kovno and Minsk”, The Journal of Israeli History, vol. 18, No 1 (1997), pp. 57-72; N. Tec. Jewish Resistance: Fakts, Omissions and Distortions, United States Holocaust Memorial Museum (Washington, 1997); A. Geier. Heroes of the Holocaust (New York, 1998).

[10] Е . Розенблат , И . Еленская . Пинские евреи , 1939-1944 гг . ( Брест , 1997); М . Батвшнш , " Паустанне у Глыбоцкгм гета ", Беларуская м i ну ŷ шчына ( Мшск , 1997); Г . Кнатько . Гибель Минского гетто, НАРБ (Минск, 1999). А. Розенблюм. Следы в траве забвения. Евреи в истории Борисова (Борисов, 1996); Г. Винница. Слово памяти (Орша, 1997).

[11] Д. Гай. Десятый круг. Жизнь, борьба и гибель Минского гетто (Москва, 1991); В. Самович. Расстрелянные, замученные и повешенные. Фашистский геноцид в Бресте (Брест, 1994); С. Марголина. Остаться жить (Минск, 1997).

[12] Г. Купреева. "Покинутый народ", Беларуская м i унуŷшчына, № 2, 1993; Аб Мише. Черновой вариант (Иерусалим, 1994); Р. Левин. Мальчик из гетто (Москва, 1996); Д. Романовский. "Холокост в Восточной Белоруссии и Северо-Западной России глазами неевреев". Вестник еврейского университета в Москве, № 2 (9), 1995, с. 93-103; Д. Романовский. "Отношения между евреями и неевреями на оккупированных советских территориях глазами евреев на примере Северо-Восточной Белоруссии и Западной России", Там же, № 1 (18), 1998 г., с. 89-122; Б. Житницкая. Жизнь, прожитая с надеждой (Рамат-Ган, 1998) и др.

[13] Э. Иоффе. "Катастрофа белорусского еврейства в отечественной историографии". В Сб.: История Беларуси. Вопросы истории и культуры. Вып. П (Минск, 1998), с. 99-106; Д. Романовский. "Холокост на территории Беларуси в западной историографии. Там же, 81-98; Нямецкая прапаганда на Беларус i , 1941-1944 гг. Канфрантац i я пам i ж прапагандай i рэча i снасцю. Каталог выстаŷк i у Берлине и М in ску (1996); L . Smilovitsky . "А Historiographical Survey of the Literature on the Holocaust in Belorussia , 1996-1998". Shut , 8 (24), 1998.

[14] Беларуская Савецкая Сацыял i стычная Рэспубл i ка (М i нск, 1978), с. 49; Статистический справочник состояния народного хозяйства и культуры БССР к началу Великой Отечественной войны. Изд. СНК БССР (Москва, 1943), с. 25.

[15] Всесоюзная перепись населения 1939 г. Основные итоги (Москва, 1992), с. 70.

[16] М . Altshuler ( е d.). Distribution о f the Jewish Population of the USSR, 1989 (Jerusalem, 1993), р . 18.

[17] Glowny Urzad Statystyczny Rzeczypospolitej Polskiej: Statystyka Polski. Pierwszy powszechny spis ludnosci z dnia 30 wrzesnia 1921 r. Skorowidz miescowosci Rzeczypospolitej Polskiej (Warszawa, 1923-1926); Glowny Urzad Statystyczny: Drugi powczechny spis ludnosci z dnia 9/12.1931, (Warszawa, 1936-1938).

[18] Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ), ф. 4, оп. 21, д. 2075, л. 275.

[19] А. Хацкевич. "Аресты и депортации в западных областях Белоруссии, 1939-1941 гг.", Беларуск i г i старычны часоп i с , 1994 г., № 2, с. 73.

[20] НАРБ, ф. 4, оп. 20, д. 148, л. 9.

[21] Там же, оп. 21, д. 1900, л. 1-2; д. 2076, лл. 165-166; Ў. Адамушка. Пал i тычные рэпрес ii 1920-1950 гадоў на Беларус i (М i нск, 1994), с. 106.

[22] "Jewish Refugees from Poland in Belorussia, 1939-1940“. Introduced and annotated by Emanuil Ioffe and Viachslav Selemenev. Ews in Eastern Europe, No 1(132), 1997 pp. 45-60.

[24] М . Altshul ег . " Е scape and Е vacuation of Soviet Jews at the Time of the Nazi Invasion: Policies and Realities“. In: Lucjan Dobroszycki, Jeffrey S. Gurock (eds.)”The Holocaust in the Soviet Union and the Sources on the Destruction of the Jews in the Nazi-Occupied Territories of the USSR, 1941-1945”. (New York, 1993), pp. 77-104: " Эману i л Иофе . " Кольк i ж яўрэяў заг i нула на беларускай зямл i ў 1941-1944 гг .?", Беларуск i г i старычны часоп ic, № 4,1997, с . 51.

[25] А. Раков. Белоруссия в демографическом измерении (Минск, 1974), с. 125.

[26] Судебный процесс по делу о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в Белорусской ССР, 15-29 января 1946 г. (Минск, 1947), с. 461.

[27] С. Польск i и С. Мацюн i н. "Цана перамог i ", Л i таратура i мастацтва, 6 л i пеня 1990 г.

[28] Sh. Cholawski. The Jews of Belorussia During World War II, Harwood Academic Publishers ( А msterdam, 1998).

[29] М . Gilbert. Atlas of the Holocaust (London, 1982),p. 244.

[30] Трагедия евреев Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, 1941-1944 гг. Сборник материалов и документов. Изд. 2-е, Минск, 1997, с. 127-137.

[32] А. Багров i ч. Жыхарства Беларуская ССР у святле перап i су 1959 г. (Нью-Ерк - Мюнхен, 1962), с. 65.

[33] В. Левин, Д. Мельцер. Черная книга с красными страницами. Трагедия и героизм евреев Белоруссии (Балтимор, 1996), с. 90-94.

[34] Мишпоха, № 3,1997, с. 79.

[35] Э. I офе, Беларуск i г i старычны часоп i с, № 4, 1997, с. 52.

[36] R. The Destruction of European Jews (New York, 1961), p. 767.

[37] Очерки еврейского героизма (Киев, 1997), т. Ш, с. 462, 466.

[38] М . К upovetsky. „Estimation of Jewish Losses in the USSR during WW-2“, Jews in Eastern Europe, No 2(24) 1994, pp. 25-37.

[39] М i ко 1 а V о 1 ас i с . "The Population of Western Belorussia and its Ressetlements in Poland and the USSR”, Belorussian Review, No 3, Munich: Institute for the Studi of the USSR, 1956, р . 26.

[40] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6991, оп. 3, д. 332, л. 51.

[41] Там же, д. 336, л. 39.

[42] Е. Эберлин. "Евреи на Могилевщине", архив газеты Эйникайт. Там же, ф. 8114, оп. 1, д. 1131, л. 539.

[43] Белорусский государственный архив ( БГА ), ф . 952, оп . 1, д . 13, л . 1; Central Archive for the History of the Jewish People (Jerusalem), Ru 153.

[44] ГАРФ, ф. 6991, оп. 3, д. 257, л. 196.

[45] А. Раков. Ук . соч ., с . 126.

[46] М . Vekselman. „Struggle of the Tashkent Ashkenazi Community for the return of its Synagogue Building“ , Shvut, 1-2 (17-18) 1995, р . 344.

[47] Р оссийский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), ф. 17, оп. 88, д. 718, лл. 4, 20, 24.

[48] Российский государственный архив экономики (РГАЭ), ф. 5675, оп. 1, д. 678, ч. 1, л. 170.

[49] "Genocide in the USSR“, Institute for the Studi of the USSR (Munich, 1958), p. 87; “The Crimes of Khrushchev”. Part 6, Committee on Un-American Activities. House of Representatives (Washington, 1960), рр . 19-24.

[50] А. Шнеер. Плен. Как и почему более 5 миллионов солдат и офицеров Красной Армии оказались в нацистском плену, 1941-1945 гг. ( Иерусалим , 1997), с . 24-31.

[51] М . А ltshu l ег . Soviet Jewry since the Second World War. Population and Social Structute, Greenwood Press New York – London, 1987), рр . 179- 181.

Всего понравилось:5
Всего посещений: 10341

Комментарии:
Виктор Снитковский
Бостон, MA, США - at 2016-03-07 02:37:28 EDT
Леонид Смиловский - ученный с большой буквы. Надеюсь прочесть его книгу с интересом и печалью. Соплеменник
- at 2016-03-04 09:28:46 EDT
Очень полезное исследование! Игорь Ю.
Сан-Франциско, - at 2016-03-04 03:07:30 EDT
Фундаментальная монография, качество которой могут оценить только профессионалы. Но зная статьи автора в предыдущих номерах Портала, более чем уверен, что историческая информация достоверна. Из таблиц очевидно, что % уничтоженных евреев больше всего зависел от одного единственного параметра - скорости отступления Советской Армии. Гомель держали дольше других, до середины августа, и почти все успели эвакуироваться. Хотя поезда под Бахмачем и за Щорсом сильно бомбили и многие погибли.

Вероятно, в первой половине XIV в. на территории Беларуси появились татары, которых великий князь Гедимин пригласил служить в свое войско. Татарские конные отряды неоднократно использовались в борьбе с крестоносцами. Татары также служили в войсках Ольгерда, Ягайло, Витовта. Великие князья литовские сохраняли для татар свободу вероисповедания , наделяли их землей и были терпимы к татарским обычаям, обрядам и языку.

Довольно крупные татарские поселения в конце XIV — XVI в. возникли в основном в западной и центральной частях Беларуси. Татары чаще всего жили в городах и местечках. Основными центрами их расселения были Городня, Берестье, Лида, Новогородок, Менск, Клецк, Слуцк, Пинск. В городах татары жили отдельными группами на отдельных улицах, которые обычно называли татарскими.

Татарское население на землях ВКЛ в XVI—XVII вв. условно можно разделить п о социально-экономическому положению на три группы. Привилегированной частью татар были князья — прямые потомки ханов Золотой Орды. Имущественный статус татарской знати во многом определялся земельными подарками от правителей, отдельных феодалов, а также государственными должностями и заслугами. Знать имела значительные земельные наделы, за которые несла военную службу в пользу великого князя. С юридической точки зрения служилые татарские землевладельцы постепенно приближались к статусу шляхты. Однако Статут Великого Княжества Литовского 1588 г. не позволял татарской знати иметь крепостных крестьян-христиан.

Второй привилегированной частью татарского населения были потомки простых воинов. У них были меньшие земельные владения, за пользование которыми они должны были нести военную службу, а также выполнять охранную, курьерскую, подводную и другие повинности в интересах великого князя.

В условиях религиозной терпимости татарам удалось достаточно долго сохранять свои племенные традиции, культуру и язык. Им было позволено исповедовать ислам, строить мечети. С начала XVI и к началу XVII вв. большинство татар стали пользоваться в повседневной жизни старобелорусским или польским языками. Священные книги белорусских татар — китабы — были написаны на этих языках с использованием арабского алфавита. В них описываются каноны и ритуалы мусульман, нормы поведения, традиции и легенды. В XVI––XVII вв. В Беларуси и Литве действовало 17 мечетей.

В то же время татарам не разрешалось участвовать в выборах в представительные органы ВКЛ, а также занимать высшие государственные посты.


Резюме

История

Поселение евреев в Великом княжестве Литовском

В 18 июня 1389 г. Указ был издан и для евреев Гродно . Этот документ излагает границы , в пределах которых еврейские общины могли бы обосноваться, освобожденные от налогов в синагогах и еврейские кладбища, и юридически организованы торговые отношения в городе. Многие евреи поселились на территории современной Беларуси были изгнаны из Западной Европы , а также фамилии , такие как Erlikman , Gershgorn , Гордон , Gunzberg , Heilprin , Холландер или Zarfater дачи показаний на немецком, английском, голландском или французского происхождения. По традиции многие из них были ремесленниками, торговцами, перевозчиками, кредиторами , афермерами , но другие отвечали за науку , технологии и искусство врачевания , не забывая духовные исследования, литературные и исторические, проводимые в Шуле . Кризисы религиозной нетерпимости иногда возникают: в 1495 году, под влиянием на католического духовенства , евреи , отказывающиеся обращение в христианство были изгнаны из Литвы . Напомним , там с 1503 других общин были созданы в 15 - м веке. Е столетие в Беларусь в Гродно (1436 г.), Новогрудке (1445 г.), Кобрине (1456 г.), Минске (1489 г.) и Пинске (1506 г.).

Сообщество развивается XVI - го века под польско-литовского правительства , но восстания Хмельницкого и войн XVII - го века положить конец этому процветанию. Кроме того, лизинг доменов в Польском католической аристократии евреев, устанавливает православный крепостной и казаки против владельцев и арендаторов, которые представляют в качестве защитников последнего, тем самого питого антисемитизм уже передала по папам . В 1760 году в Беларуси проживало 62,8 тысячи евреев.

На религиозном уровне, в Беларуси родились в XVIII - го движение века хасидской частность, хасидизм Haba'd или Любавич . Хасиды выступают против оппозиции Митнагдим , близких к Виленскому Гаону, выступающих против хасидского мистицизма. В маленьких городах Белоруссии появляется особый образ жизни, со своими традициями и своим диалектом, идиш с северо-востока.

Поселение белорусских евреев в районе проживания

  • в Правительстве Вильно - 204 686 человек из 1591 207 жителей этого правительства, то есть 12,8%
  • в Правительстве Витебска - 175 629 из 1489 246 жителей этого правительства, то есть 11,8%.
  • в Правительстве Гродно - 280 489 из 1 603 409, то есть 17,5%.
  • в Правительстве Минска - 345 015 из 2 147 621, то есть 16%.
  • в правительстве Могилева - 203946 из 1686764, или 12,1%.

Положение евреев в советский период


Однако, начиная с 1920 года до начала 1930 - х годов , идиш был одним из четырех официальных языков государства в Белорусской ССР наряду с русским, белорусского и польского языков. Были еврейские школы, распространялась культура на идиш. В Белорусском институте культуры (впоследствии Белорусской академии наук) была идишская секция. Еврейское население составляло значительное меньшинство в Беларуси в 1939 году : когда польская сторона присоединилась к СССР в соответствии с германо-советским пактом , общая численность населения двух частей страны (восточной и западной) составляла примерно 9 050 000 жителей. из которых 10,5% или 950 000 были евреями. Из-за изменения границ, из-за большого количества беженцев, прибывших из части Польши, оккупированной нацистами , из-за бегства других людей в более восточные районы России во время нападения Германии на СССР , эти цифры являются приблизительными.

Вторая мировая война

От 500 000 до 800 000 евреев погибли во время войны в гетто Беларуси в результате голода, соблюдения гигиены, расстрелов, депортаций за массовые убийства, совершенные нацистами .

Резня евреев

В Март 1942 г. развязывается новая волна массовых убийств. Он продолжался до августа и унес жизни более 110 000 евреев. С сентября по Октябрь 1942 г. , почти все евреи на юго-западе Беларуси убиты в ходе массовых казней.

Гетто Беларуси

С середины Июль 1941 г. , часть еврейского населения сгруппирована в гетто. Минское гетто было одним из крупнейшего еврейского гетто в Второй мировой войне . С октября истребляли жителей гетто за немецкими вооруженными силами. Эти гетто собрали в невообразимых условиях дискомфорта, холода, голода и паразитов до 100 000 евреев. Во время войны в минском гетто погибло около 80 тысяч евреев из Минска и его окрестностей . Большинство евреев в гетто Белостокского района (большая часть гетто Белостока ), то есть около 100000 человек, были депортированы в Освенцим и Треблинку в г. Ноябрь 1942 г. . Перемещение евреев в гетто имело своим следствием разграбление их домов местным населением, которое само подвергалось нацистским реквизициям и преследованиям и поэтому мало склонно им помогать. Однако без помощи населения евреи не могли долго выжить в лесах, даже когда им удавалось бежать из гетто.

Сопротивление и сотрудничество

Рауль Хильберг отмечает, что в Беларуси айнзатцгруппа B отметила, что христианское население, какими бы ни были его чувства, просто не в состоянии действовать по собственному желанию ни для помощи евреям, ни для участия в их истреблении. Советская и коммунистическая историография, для которой религия , опиум народа , не имеет значения, настаивает на братстве по оружию между советскими партизанами ( еврейскими или нет) и гражданским населением; Националистическая историография, напротив, различает население в соответствии с их религией, с определенной тенденцией считать, что каждый еврей был коммунистом и сотрудником НКВД , и что каждый христианин был антисемитом и пособником нацистов .

В самом деле, некоторые белорусы , как на партизан Бельских или группа Маша Brouskina сопротивление захватчику, другие поддерживали оккупанта (видя в нем силу , способную сохраняющих их от сталинизма ) так далеко, чтобы сформировать 30 - й СС гренадерской дивизии на 18 августа 1944 г. , но большинство просто пытались избежать смерти. Бельским партизанам удалось спастись бегством 1200 евреев из Новогрудского и Лидского гетто .

После Второй мировой войны

Статистика населения Минска

В 1959 году белорусы составляли 63,3% жителей Минска , столицы страны. Далее следуют русские (22,8%), евреи (7,8%), украинцы (3,6%), поляки из Беларуси (в) (1,1%) и татары (0,4%). Число евреев составляло 38 842 из 509 667 населения. Исход белорусов из сельских районов сильно изменил эти данные, и в 1979 году они составляли 68,4% от населения Минска. Число евреев сокращается и со 135 000 в 1979 году выросло до 112 000 в 1989 году.

Белорусские евреи с момента обретения независимости

В беларуси


С 1990-х годов и обретения Беларусью независимости мы одновременно наблюдаем возрождение еврейской жизни (приход первого раввина в 1992 году, открытие еврейских школ, повторное присвоение синагог) и уменьшение количества евреев в результате эмиграции. . Особенно это было во время обретения страной независимости: в 1999 году они упали до 28 000 человек, что в четыре раза меньше, чем десятью годами ранее, а в 2009 году эта цифра упала до 12 926 еврейских жителей. Евреи, когда - то очень много, оцениваются только 10 000 человек по всей стране в XXI - м веке , половина столицы. Многие из них эмигрировали в Израиль , США или даже Германию . По данным переписи 1999 г. , белорусы в этом году составляли 79,3% жителей Минска. Затем последовали русские (15,7%), украинцы (2,4%), поляки (1,1%) и евреи (0,6%, или 10 141 еврейский житель).

По переписи 2009 года белорусы в этом году составляли 85,73% жителей Минска. За ними последовали русские (10,8%), украинцы (1,6%), поляки (0,7%) и евреи (0,3%). В Минске из 1697340 жителей проживает 5187 человек.

В израиле

В то же время увеличивается количество белорусских евреев в ассоциации репатриантов в Израиле: по данным белорусских правительственных источников, в Израиле проживает около 130 тысяч человек белорусского происхождения . По информации еврейской общины, по оценкам евреев, количество исконных белорусов составляет от 30 000 до 50 000. Однако подавляющее большинство евреев, по всей видимости, не являются постоянными верующими. Другие источники приводят более высокие цифры для практикующих белорусского происхождения - до 60 000 человек.

Места поклонения

Здесь 6 синагог, 2 из которых находятся в Минске, и их обслуживают 19 служителей религии. Большинство из них проживает в Минске и центральных районах республики, а также в Барановичах , Бобруйске , Мозыре , Пинске и Полоцке . Евреи Беларуси живут не только в самой стране, но и во всем мире, принадлежащие к нескольким течениям иудаизма .

Onliner.by продолжает рассказывать о жизни национальных общин в Беларуси. Одна из старейших и самых значимых в нашей стране — еврейская община. О том, какое отношение сложилось к евреям в белорусском обществе и в чем секрет их финансовой успешности, нам рассказали председатель Объединения иудейских религиозных общин в Беларуси Владимир Малинкин и Главный раввин иудейской религиозной общины Минска Шнеор Дайч.

Встречу нам назначили в новой синагоге, которая ждет своего официального открытия. Так как предполагается присутствие на открытии многочисленных гостей, в том числе высокопоставленных, то точную дату торжества пока не называют.

До официального открытия синагоги внутреннее убранство здания журналистам не демонстрировалось, но специально для Onliner.by Владимир Малинкин и Шнеор Дайч сделали исключение и провели небольшую экскурсию по залу, где происходят большие праздничные богослужения.





После экскурсии мы перебрались в кабинет раввина, где и задали свои вопросы Владимиру и Шнеору.

— Насколько велика сегодня община евреев в Беларуси?

Владимир Малинкин: Сложно сказать наверняка, точных подсчетов мы не ведем. По государственной статистике, составленной ранее на основе опросов населения, иудеи составляют 0,4% населения. Но мы знаем, что многие во время переписи скрывали свое происхождение. Поэтому можно говорить примерно о 70 тыс. в Беларуси.


Шнеор Дайч: Еще до Великой Отечественной войны в Минске проживала одна из самых крупных еврейских общин — около 150 тыс. человек. Сейчас она на порядок меньше. В столице на сегодня всего три синагоги, и это нас печалит. Если взять для примера Париж, там синагога есть практически в каждом квартале, даже в соседней Москве их значительно больше.

— А почему в Минске не строится необходимое количество синагог?

В. М.: Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Кроме очевидных сложностей с финансированием таких масштабных проектов, есть и проблема нехватки раввинов. В Беларуси нет своих учебных заведений, где можно было бы подготовить раввина. Поэтому их приходится приглашать из таких стран, как США и Израиль. А это накладно не только для общины, но и для самих раввинов.


— В мире крупного бизнеса и финансов довольно большое количество людей с еврейскими корнями, существуют целые семейные кланы, которые на протяжении веков возглавляют рейтинги самых успешных финансистов и дельцов. В чем секрет такой успешности евреев в денежной сфере?

В. М.: Я не считаю, что есть какой-то особый секрет. Дело в том, что евреи издревле занимались ремеслами и торговлей в тяжелых условиях постоянных гонений и травли и, чтобы выжить, вынуждены были быть лучшими во всем. Многим евреям приходится из кожи вон лезть, чтобы доказать окружению, что они сто́ящие специалисты и мастера своего дела. В результате мы видим большое число успешных евреев в самых различных сферах жизни, не только в финансовой.

В целом иудаизм способствует повышению материального благосостояния тех, кто ему следует. Я вам больше скажу: даже известные бизнесмены с миллиардными состояниями приходят к своему раввину за советом. Причем приходят посоветоваться не только по жизненным проблемам, но и по серьезным вопросам, касающимся бизнеса. Они пытаются найти взаимосвязь своих успехов с законами Торы.

Ш. Д.: Хочу добавить еще одну существенную деталь. У евреев есть амбиции. С самого раннего детства мы воспитываем детей в стремлении к постоянному совершенствованию, к работе над собой. И это, как вы заметили, приносит свои плоды.

— Есть ли в Беларуси крупные евреи-бизнесмены, которые помогают общине материально?

В. М.: Такие бизнесмены в нашей стране действительно есть. Но они не очень любят публичность и не желают демонстрировать свое финансовое состояние. К нашему сожалению, финансовая помощь от этих бизнесменов нам не поступает. Например, в соседней России крупный бизнес, подконтрольный евреям, оказывает существенную помощь местной общине. Возможно, со временем и наши бизнесмены придут к этому. Обычно такое понимание появляется с возрастом, когда люди начинают задумываться о духовной жизни и хотят своими пожертвованиями синагоге оставить память о себе и показать пример своим потомкам.


— В Беларуси сегодня остро стоит проблема увеличения числа разводов, особенно среди молодоженов. По статистике, на 1000 заключенных браков приходится 535 разводов. Есть мнение, что еврейские семьи отличаются более крепкими брачными узами. Так ли это на самом деле?

Ш. Д.: К моему огромному сожалению, эта проблема затронула еврейскую общину так же сильно, как и все белорусское общество. Более того, это проблема не только Беларуси, но и Европы в целом. Еврейские семьи распадаются с не меньшей частотой, чем белорусские. Однако хочу отметить, что, если еврейская семья создается согласно всем нашим традициям с заключением брачного договора, который подписывает раввин, процент разводов среди таких семей стремится к нулю. Ведь очевидно, что залог крепкой семьи — это правильное воспитание. Именно поэтому мы прикладываем максимум усилий, чтобы сохранить традиционные ценности крепкой еврейской семьи и передать эти ценности нашей молодежи.

В. М.: За все еврейские семьи я говорить не берусь, так как о крепости брачных уз могу судить лишь по своей семье и семьям своих друзей-знакомых-родственников. Могу сказать, что в моем окружении семьи крепкие и дружные. С другой стороны, возьмите таких известных евреев, как Березовский и Абрамович, — они меняли жен как перчатки. Но они для нас не являются примером для подражания, мы придерживаемся традиционных иудейских ценностей, согласно которым семья — одна из самых главных.

— А как еврейская община относится к смешанным бракам?

В. М.: Этот процесс происходит вне зависимости от общины. Мы в общинах нашего объединения руководствуемся и пропагандируем законы Торы. В смешанных браках иудеем является тот, у кого мать еврейка. Для сохранения нации, ее культурных традиций и обычаев необходимо поддерживать такие браки, чтобы со временем не раствориться в других нациях и не потерять самоидентичность.

Ш. Д.: В то же время хочу отметить, что двери синагоги открыты для всех желающих. Святой для нас праздник Пейсах мы праздновали со всеми, кто пришел в этот день в синагогу, не заглядывая в паспорт — еврей он или нет.

— Чем и как вы привлекаете еврейскую молодежь в синагогу? Ведь известно, что молодые люди — бунтари по натуре, и привлечь их к вековым традициям родителей бывает весьма проблематично.

Ш. Д.: Мы очень плотно и разносторонне работаем с нашей молодежью. У нас есть свои детские сады, школы, где детей с самого раннего возраста приучают к еврейским традициям и культуре. В само́й синагоге есть учебный центр и спортивный зал с современными тренажерами, где молодые люди могут совершенно бесплатно заниматься своим как духовным, так и физическим развитием.

— В народе существует стойкое убеждение, что среди евреев нет алкоголиков и нищих. Это очередной миф или близкое к истине утверждение?

В. М.: Действительно, встретить еврея-алкоголика или просящего милостыню довольно проблематично. Это связано с определенными культурными и религиозными традициями среди иудеев. Наша религия не запрещает употреблять алкоголь, но порицает его чрезмерное потребление. Что касается бедности, то, как уже говорилось ранее, в евреях культивируется нацеленность на успех и стремление к своей цели, что позволяет получать определенные материальные блага. В случае же возникновения каких-то тяжелых жизненных неурядиц есть община, которая помогает решить эти проблемы.

— Еще один примечательный факт: среди юмористов, выступающих на большой сцене, очень много евреев. Чем объясняется такое повышенное чувство юмора у вашей нации?

В. М.: Думаю, чувство юмора — это естественная защитная реакция евреев на тяжелые условия, в которых им приходилось выживать. Плюс компактное проживание общины в некоторых городах и регионах порождает неповторимую атмосферу и своеобразие юмора. Взять, к примеру, колоритный одесский юмор и Михаила Жванецкого. Если вы слышали его выступления, то понимаете, о чем речь.

— Насколько строго сегодня среди евреев соблюдаются все 613 заповедей иудаизма?

Ш. Д.: Многих заповедей в настоящее время практически не существует, так как отсутствует храм, который был разрушен много веков назад. Нужно стремиться к тому, чтобы соблюдать как можно больше заповедей. Поэтому каждый иудей соблюдает заповеди в соответствии со своим уровнем религиозности. Главные из них две: субботний день, когда запрещена всякая работа и мы собираемся в кругу семьи с мыслями о Боге, и кашрут — употребление в пищу кошерной еды.


— Как известно, евреи должны соблюдать субботу, когда всякая работа запрещена. Но в нашей стране регулярно проводятся общереспубликанские и другие субботники. Не возникает ли у людей проблем на работе в связи с этим?

В. М.: Каждый член общины, который работает, решает эту проблему самостоятельно. Где-то руководители с пониманием относятся, и тогда никаких проблем нет. Бывают и конфликты. Некоторые меняют место работы.

— Как часто вам приходится сталкиваться со случаями бытового антисемитизма?

В. М.: К моему огорчению, такие случаи нередки. За последний год произошло два акта вандализма: в Речице разрушили памятники на еврейском кладбище, а в Бобруйске исписали стены синагоги оскорбительными словами, разбили стекла и оргтехнику. Когда такое происходит, мы всегда обращаемся в правоохранительные органы, которые и занимаются поиском виновных. К нашему сожалению, им не всегда удается найти вандалов и привлечь их к ответственности.

Бывали случаи, когда в синагогу в районном центре приходили молодые ребята и обращались с антисемитскими оскорблениями и угрозами к членам общины.

На мой взгляд, один из основных источников антисемитизма — простая человеческая зависть. Успешность евреев в самых разных сферах деятельности вызывает у ленивых и несостоявшихся людей зависть и, как следствие, ненависть.

Ш. Д.: Евреи живут в условиях постоянных гонений уже очень давно, и это стало частью нашей культуры и образа жизни. Мы научились стойко переносить все тяготы, лишения и успешно противостоять попыткам нас уничтожить.

В. М.: Соглашусь с раввином Шнеором. Вспомните историю, что произошло с великими империями: Римской, татаро-монгольской? Где они? А евреи до сих пор существуют, и на нашем календаре 5773 год.

— Насколько хорошо еврейская религиозная община ладит с представителями других основных религий в Беларуси: православными и католиками? Нет ли каких-то значительных разногласий?

В. М.: У нас хорошие отношения как с католиками, так и с православными. При общении с митрополитом Филаретом и архиепископом Тадеушем Кондрусевичем я ощущаю уважительное отношение. Более того, оба священнослужителя признают огромное историческое значение иудаизма в вопросах религии.

Не так давно ко мне подошел православный священник и сказал, что он изучает иврит, чтобы свободно читать Тору в оригинале. По его словам, это позволяет ему глубже понять некоторые важные религиозные темы.

На государственном уровне мы также чувствуем понимание и поддержку. Я часто бываю в аппарате уполномоченного по делам религии и национальностей, мы обсуждаем насущные вопросы и проблемы, и нигде в госаппарате я не чувствую какого-то ущемления интересов евреев или их игнорирования.

В конце нашей беседы Владимир Малинкин отметил, что еврейская община — это, по сути, срез белорусского общества. В ней состоят люди совершенно разных профессий, возрастов, со своими взглядами на жизнь и убеждениями. Но, несмотря на разность этих взглядов, они ощущают свое национальное единство. Это помогает им выживать на протяжении веков. Возможно, и белорусам стоит взять этот принцип на вооружение.

Читайте также: