История возникновения контроллинга доклад

Обновлено: 18.05.2024

Основной причиной возникновения института контроллинга стал промышленный рост США в XIX-XX вв., вызвавший появление новых подходов к планированию.

В результате, ряд задач финансового директора и ассистента правления были переданы в ведение организационно обособленной службы контроллинга.

Но широкое распространение он получил только после Великой депрессии. Годы мирового экономического кризиса 1930-х гг. привели к пониманию того, что успешное руководство предприятием требует повышенного внимания внутрифирменному планированию и учету. И если ранее контроллер осуществлял ведение учета и ревизии уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности, то теперь задачи контроллера были связаны, с вопросами планирования и контроля.

С течением времени задачи контроллинга усложнялись. И если в 1950-е гг. основной функцией контроллера в США являлся финансовый учет, то, начиная с середины 1980-х гг., ею стала подготовка принятия управленческих решений, а также внутренний учет и бюджетирование.

В Европу контроллинг пришел из США в послевоенный период и в современном понимании контроллинг как концепция управления получил наибольшее развитие в Германии.

Хотя некоторые традиционные функции контроллинга существовали в немецкой экономической практике и раньше, преобладающим является мнение о том, что концепция контроллинга как совокупность целей, задач, инструментов, субъектов и организации была перенесена на немецкую почву во второй половине 1950-х гг.

В 1970-1990-х гг. немецкими учеными был проведен ряд исследований, по результатам которых можно судить о тенденциях развития контроллинга в Германии.

В частности, исследование К. Штоффеля отражают существенные различия между задачами и организацией контроллинга в хозяйственной практике Германии, Франции и США. Его результаты показывают, что в Германии наиболее ярко проявляется координирующая функция контроллера на всех уровнях планирования.

В отличие от сШа и Франции существенным является его участие в стратегическом планировании. Задачи финансового характера, в отличие от США, гораздо реже входят в круг должностных обязанностей контроллера в Германии.

Т.о., произошло становление двух независимых направлений: американской и немецкой (европейской) моделей.

Задачи контроллинга согласно американскому представлению в основном концентрируется на вопросах внешнего учета, планирования, информирования и анализа:

составление, координация планов предприятия и контроль за их реализацией;

сравнение полученных результатов с планами и стандартами;

информирование о результатах деятельности и их анализ на всех уровнях менеджмента;

оценка различных сфер менеджмента, всех процессов в различных фазах на предмет достижения поставленных целей, действенности политики, организационных структур и процессов;

формулирование и использование принципов и методов работы в области налогообложения;

обеспечение безопасности имущества путем проведения внутреннего контроля, ревизии и наблюдения за страховым обеспечением (за

постоянные исследования экономических, социальных и политических факторов и оценка их влияния на организацию.

В центре немецкого представления контроллинга стоит внутренний учет в различных формах: плановый, документальный, контрольный. (внешний учет не входит в задачи контроллинга):

консультирование и координация при бюджетировании;

консультирование и координация при стратегическом планировании;

консультирование и координация при долгосрочном планировании;

руководство расчетом производственного результата;

руководство внутренней информационной службой;

консультирование и координация при планировании инвестирования;

проведение специальных экономических исследований.

В США контроллинг рассматривается исключительно в прикладном смысле, а научные исследования преследуют цель создания единого образа контроллинга в реальных условиях производства и практического его внедрения.

В Германии приоритет получила академизация контроллинга, т.е.

Что касается РФ, то первые упоминания контроллинга в рамках теории экономики организации относятся к середине 1990-х гг., когда было организовано первое некоммерческое партнерство контроллеров.

В силу многолетнего централизованного планового хозяйства корни контроллинга в РФ короткие.

С 1991 по 1995 гг. он понимался как учет затрат и результатов, в 1995-1998 гг. им занимались банки, с 1998 г. сферу контроллинга должны были активизировать промышленные предприятия.

В этот период предприятия вынуждены были осваивать современные методы менеджмента, планирования и бюджетирования. С 2000 г.

контроллинг стал уже не только готовить и предоставлять данные и информацию, но и активно участвовать в ее интерпретации.

Развитие контроллинга в РФ было поддержано программой ЕС (ТАСИС). С 2001 г. эта программа способствовала ускорению реформации российского учета, и в результате были созданы предпосылки для российской системы управленческого учета и контроллинга, признанной во всем мире.

В 2001 г. В РФ было создано объединение Контроллеров, целью которого является содействие распространению в организациях философии и методологии, обеспечение обмена профессиональной информацией и коммуникаций среди специалистов, подготовкой кадров и содействие повышению уровня профессиональной квалификации специалистов.

Интерпретации понятия контроллинга в переводных и российских литературных источниках отличаются разнообразием, но общим для большинства из них является подчеркивание интегрированного его характера, тесной связи с управленческим учетом и ориентированности на принятие комплексных управленческих решений.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

1.Сущность контроллинга 3

2. Этапы возникновения и развития контроллинга 6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11

ВВЕДЕНИЕ

Анализ организационных структур ряда крупных и средних оте­чественных предприятий показывает, что службы (отделы) контрол­линга уже перестали быть "экзотикой". На некоторых предприятиях даже вводятся должности заместителя генерального директора или директора по контроллингу. При этом не всегда подразделения, вы­полняющие функции контроллинга, носят одноименное название, важно, что на предприятии внедряются и реализуются методология и основные принципы контроллинга.

Естественно, что в настоящее время в Украине и за рубежом суще­ствуют и реализуются на практике различные концепции контроллин­га: от регистрационной до координационно-навигационной. На практике доминируют учетно-аналитическая и координацион­но-интеграционная концепции, реализуемые в системе оперативного контроллинга предприятия. Стратегический контроллинг как в тео­рии, так и на практике пока не получил широкого распространения ввиду новизны и сложности предмета.

Сущность контроллинга

• адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;

• согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;

• координации и интеграции оперативных планов по бизнес-про­цессам;

• создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;

• создания системы контроля над исполнением планов, коррек­тировки их содержания и сроков реализации;

• адаптации организационной структуры управления предпри­ятием в целях повышения ее гибкости и способности быстро реаги­ровать на меняющиеся требования внешней среды.

^ Узловыми компонентами концепции контроллинга яв­ляются:

философия доходности - ориентация на эффективную работу организации в долгосрочной перспективе;

разбиение задач контроллинга на циклы, обеспечивающее ите­ративность планирования, контроля исполнения и принятия коррек­тирующих решений;

создание информационной системы, адекватной задачам целе­вого управления.

Философия доходности означает:

• приоритет рентабельности деятельности предприятия, пони­маемой как эффективность работы предприятия в целом и его со­ставляющих, над ростом объемных показателей (размеры предпри­ятия, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п.);

• устойчивый рост стоимости предприятия в долгосрочной пер­спективе; основные предпосылки роста стоимости предприятия -наличие организационной структуры с четко выделенными единица­ми управления, системы планирования и контроля, обеспечивающей согласование целей, системы внутренней и внешней отчетности, ори­ентированной на достижение целей;

• мероприятия по обеспечению роста эффективности и стоимо­сти предприятия не должны превышать допустимые для конкретных условий функционирования уровни рисков.

^ Цикл контроллинга включает итеративные этапы планирова­ния, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по техно­логии "встречных потоков": сначала планирование проводится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток - "снизу вверх". За­дачи контроллинга на этом этапе - разработка методики корректиров­ки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию. Этап контроля отклонений плана и фак­та предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений в пределах определенной компетенции на уровне иерар­хии управления.

В определении контроллинга можно выделить философскую, функциональную, организационную и научную составляющие.

Контроллинг - это и философия, и образ мышления руководи­телей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Лучшие компа нии мира, успешно развивающиеся в течение многих десятилетий, всегда исповедовали философию контроллинга, даже если и не поль­зовались этим термином, учитывая при этом скорость изменений внешней среды и возможность прогнозирования будущего.

Относительно функциональности контроллинг можно определить как ориентированную на перспективу систему информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руко­водства при реализации цикла управления по всем функциональным сферам деятельности предприятия и процессам. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управ­ления бизнес-процессами в организационной системе.

Следует подчеркнуть, что контроллинг не обеспечивает автома­тически успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления.

Контроллинг осуществляет сервисную функцию. Его основные клиенты - высшее руководство, руководители и специалисты функциональных подразделений предприятия. Анализируя современную практику управления предприятиями, можно отметить, что контрол­лер превращается в основного поставщика информации для руково­дителей.

С организационной точки зрения контроллинг - структурный эле­мент предприятия - подразделение, служба или отдел, осуществляю­щие функции контроллинга, определяемые внутренними документами предприятия.

Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией изме­рения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной дея­тельности и процессов. Таким образом, задачей контроллинга как науки является разработка теории, методов и инструментов измере­ния в различных ракурсах:

• ресурсы (материалы, труд, основные средства, финансы и т.д.);

• функциональные области и процессы (производство, НИОКР, закупки, сбыт и т.п.);

• элементы управления (учет, планирование, контроль, анализ).

Если измерения не обеспечивают точности, объективности, еди­нообразия и сопоставимости, то планирование, контроль, учет и анализ становятся либо слабообоснованными, либо вообще бес­смысленными.
^

2. Этапы возникновения и развития контроллинга

Знание исторического развития идеи, философии и форм вопло­щения в практику, как известно, помогает лучше понять сегодняшнее состояние концепции контроллинга, перспективы его развития, осоз­нать, насколько важна его роль в современной практике для успеш­ного функционирования российских предприятий.

Перечислим основные этапы становления этой отрасли знаний человека.

XV в. - введение должности "countrollour" (Великобритания) -первая попытка решать задачи государственного управления с помо­щью идей контроллинга.

1778 г. - законодательно учреждено ведомство "Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts" (США). Его задачи -управление государственным хозяйством и контроль за использовани­ем средств.

1880 г. - создана система "Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System" (США). Впервые контроллинг использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом.

1892 г. - компания "General Electric Company" (США) - первая из индустриальных предприятий вводит должность контроллера.

В США первоначально контроллеры занимались финансово-эко­номическими вопросами и проведением ревизий. Это объяснялось особенностями американского корпоративного законодательства, ко­торое знает только два управляющих органа - Общее собрание акцио­неров (Common Meeting Shareholder) и Совет директоров (Board of Directors). Полномочия Совета директоров распространялись как на управление организацией, так и на контроль ее деятельности. Отсутст­вие специфического управляющего органа наряду с другими причина­ми (например, сильными позициями президента, величиной предпри­ятия) считалось важнейшим поводом для введения должности кон­троллера. Однако, несмотря на это, вплоть до начала 1930-х гг. на американских предприятиях контроллеры почти не были известны.

Экономический кризис 1929 г. привел к пониманию роли произ­водственного учета, а также к необходимости внедрения на предпри­ятии наряду с планированием элементов контроллинга. В 1931 г. ос­нован институт "Controller's Institute of America" как профессиональ ная организация контроллеров (в 1962 г. он переименован в "Financial Executives Institute" (FEI)). В 1934 г. создан журнал "The Controller" (сегодня - "The Financial Executive"). С 1944 г. существует исследо­вательский институт "Controllership Foundation" (в настоящее время -Financial Executives Research Foundation).

В Германии в 30-40-е гг. XX в. не наблюдалось сколько-нибудь заметного развития концепции контроллинга, хотя задачи, которые можно отнести к области контроллинга, возникли еще более 100 лет назад на таких крупных предприятиях, как "Крупп" и "Тиссен". Пер­вые подразделения контроллинга в Германии были организованы лишь в конце 1950-х гг.

В 1950-1970 гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких пред­приятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угро­зой их существованию. Введение и развитие контроллинга в после­дующие десятилетия связано с изменениями в окружающем предпри­ятия мире и принципиальной переориентацией предпринимательского мышления и действий на проблемы эффективности и устойчивости.

Во-первых, примерно с 1965 г. в Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации (и управления) их дея­тельности ранее использовавшиеся инструменты не годились. Во-вторых, в начале 1980-х гг. многие предприятия столкнулись с про­блемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходи­мости в совершенствовании инструментария планирования и управ­ления, а также в привлечении специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.

Повышение спроса на услуги в области контроллинга вызвало по­явление в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возник Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета (Controller-Institut zur Aus-bildung in Unternehmensplanung und Rechnungswesen GmbH, Cauting), занимающийся вопросами подготовки кадров в сфере планирования предприятия и учета. С 1971 г. частные и общественные семинары проводит Академия контроллеров (Controller-Akademie). В 1975 г. ос­нован Союз контроллеров (Controller-Verein e.V.). Следующей важной вехой на пути внедрения идей и философии контроллинга стало осно­вание журнала "Controller" (1989 г.).

В большинстве развитых стран с рыночной экономикой концеп­ции контроллинга схожи. Различия касаются в основном понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей (рис. 1). Так, в Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за разрешение конкретных задач. В США и некоторых европейских странах преобладает прагматический подход: здесь кон­троллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на тре­бования рынка и потребности клиентов.


Рис. 1 Американская и немецкая модели контроллинга


  • содействие распространению философии и методологии кон­троллинга;

  • обеспечение коммуникации, накопления профессиональной информации и обмена ею среди специалистов, занимающихся про­блемами разработки и внедрения контроллинга;

  • содействие подготовке кадров для предприятий и организаций;

  • содействие повышению уровня профессиональной квалифика­ции специалистов в области контроллинга.

  • выработка единой терминологии в области контроллинга;

  • установление контактов с союзами и ассоциациями контролле­ров за рубежом;

  • издание и распространение материалов Партнерства по акту­альным вопросам контроллинга;

  • проведение регулярных (не реже двух раз в год) заседаний чле­нов Партнерства для обсуждения проблем в области теории и прак­тики контроллинга;

  • выработка рекомендаций для работников, занимающихся прак­тической реализацией системы контроллинга на предприятиях и в организациях;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, с тех пор, как специалисты в области экономики и управления производством начали активно обсуждать проблематику контрол­линга, утекло много воды. За это время был пройден путь от недопо­нимания к преувеличению возможностей и естественный возврат к стационарному состоянию его развития и внедрения. Утвердилось понимание контроллинга не только как философии и образа мышле­ния руководителей, но и как плодотворной практической деятельно­сти, направленной на эффективное использование ресурсов и разви­тие организации с акцентом на долгосрочную перспективу.

Успешное развитие идей, методологии и практики контроллинга базируется на трех китах:

• на потребности руководителей в качественной информацион­но-аналитической поддержке принимаемых управленческих реше­ний, прежде всего с учетом устойчивого развития организации;

• на системе знаний, методов и технологий в сфере контроллин­га, обеспечивающих решений поставленных задач;

• на возможности комплексной информационной поддержки ме­тодов и технологий контроллинга в составе современных интегриро­ванных информационных управленческих систем.

От дискуссий по поводу методических взаимоотношений ме­неджмента и контроллинга давно перешли к практической деятель­ности в производственной, научной и образовательной сферах. На многих предприятиях и организациях, в банках и страховых компа­ниях действуют соответствующие подразделения. И если даже они не имеют слова "контроллинг" в своем наименовании, суть от этого не меняется.
^

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

контроллинг.docx

1. История развития контроллинга……………………………………………… 4

1.1. Цели и задачи контроллинга персонала………………………………….8

1.2. Инструменты контроллинга персонала………………………………..11

1.3. Сравнение по показателям…………………………………………..… .12

Контроллинг основывается на научных достижениях различных дисциплин: экономической теории, анализа хозяйствен ной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, социологии.

Основные задачи контроллинга заключаются в следующем:

  • -изучение вопросов управления прибылью предприятия, а также способов избежания банкротства и кризисных ситуаций;
  • -изучение комплекса вопросов, связанных с процессом реализации целей предприятия, таких как: планирование, разработка бюджетов, управленческий учет, анализ и контроль отклонений фактических результатов деятельности от плановых, выработка оптимальных управленческих решений.

В результате изучения контроллинга появляются навыки в использовании общих и методологических принципов концепции управления деятельностью предприятия. Формируется представление об основах организации службы контроллинга в организациях.

В современных условиях хозяйствования основной задачей экономистов и учетно-аналитических работников становится обеспечение выживания организации в долгосрочной перспективе. При этом функционирование организации должно быть финансово устойчивым и рентабельным.

1. История развития контроллинга

Контроллинг — новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента.

Первоначально контролеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий. Это объяснялось особенностями американского корпоративного законодательства, которое знает только два управляющих органа — общее собрание акционеров и совет директоров. Отсутствие специфического управляющего органа наряду с другими причинами явилось важнейшим поводом для введения должности контролера. Однако, несмотря на это, вплоть до начала 30-х годов XX века на американских предприятиях контролеры почти не были известны. Экономический кризис 1929 года привел к пониманию роли ранее пренебрегаемого производственного учета, а также к необходимости внедрения на предприятии элементов контроллинга. Кроме США, вопросами внедрения службы контроллинга на предприятии занимались ученые-экономисты Германии. В 30—40-е годы XX века в этой стране не наблюдалось сколько-нибудь заметного развития концепции контроллинга. В период с 1950 по 1970 гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Введение и развитие контроллинга в Германии в последние десятилетия связано с изменениями в мировом сообществе и с принципиальной переориентацией предпринимательского мышления и действий. Во-первых, с 1965 года по Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации и управления их деятельностью ранее использовавшиеся инструменты не годились. Во-вторых, в начале 80-х годов многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пони манию необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации. Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возник Институт контролеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета, занимающийся вопросами подготовки кадров в сфере планирования предприятия и учета. Начиная с 1971 года Академией контролеров стали проводиться частные и общественные семинары. В большинстве развитых стран с рыночной экономикой концепции контроллинга схожи. Различия касаются понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей (рис.1).

Ярким примером таких разных позиций являются Германия и США.

В Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за разрешение конкретных задач. В США доминирует прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов.

В отличие от развитых стран Европы и Америки, в России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически, рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков — особенно динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны.

К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены:

  • -создание системы управленческого учета;
  • -разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования.

Рис. 1. Отличительные особенности американской и немецкой моделей контроллинга.

Можно сделать вывод, что в России имеется значительный потенциал развития концепции и методов контроллинга, и, самое главное, возможностей их практического использования.

1.1.Цели и задачи контроллинга персонала

Управление персоналом на предприятии следует понимать как процесс, охватывающий все основные фазы: планирование, контроль и регулирование. Для эффективного управления этим процессом, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе, необходимо разработать и внедрить систему контроллинга персонала.

Под контроллингом персонала понимают систему внутрифирменного планирования и контроля в сфере персонала, которая помогает преобразовывать стратегические установки в плановые величины и конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению персоналом. В сферу деятельности контроллинга персонала входят разработка и предоставление инструментов для обеспечения стратегического и оперативного потенциала поддержания необходимой производительности труда на предприятии.

Основной задачей контроллинга персонала является систематическая и интегрированная обратная связь между планированием и анализом отклонений. Обычно выделяют следующие базисные функции контроллинга персонала:

  • -информационно-обеспечивающая - построение информационной системы, которая систематически охватывает все необходимые данные: потенциал производительности, затраты на персонал и т. д.
  • -плановая - получение прогнозной, целевой и нормативной ин-формации;
  • -управляющая - разработка и координация мероприятий для устранения негативных отклонений (предложения по улучшению);
  • -контрольно-аналитическая - измерение степени достижения цели, анализ отклонений.

Для реализации перечисленных выше функций контроллинга персонала должны решаться следующие задачи:

  • -предоставление информации, сервиса и услуг;
  • -проведение контроля эффективности использования персонала;
  • -определение потребности в персонале в тактическом, стратегическом и оперативном аспектах;
  • -развитие персонала, привлечение, стимулирование и увольнение персонала, а также менеджмент затрат на персонал.

В контроллинге персонала, являющемся частью функций контроллинга предприятия в целом, выделяют оперативное и стратегическое направления.

Стратегический контроллинг персонала должен увязывать перспективы в области персонала со стратегией управления предприятием. Задачи стратегического контроллинга персонала:

  • -формирование концепции развития персонала;
  • -отслеживание тенденций в области требований к персоналу;
  • -контроль реализации стратегии по персоналу.

Оперативный контроллинг персонала ориентируется на цели стратегического планирования персонала и реализует требуемые мероприятия. На оперативном уровне на первом плане стоит задача экономической эффективности персонала.

Задачами оперативного контроллинга персонала являются:

  • -привлечение персонала;
  • -развитие персонала;
  • -руководство персоналом;
  • -сервис для персонала;
  • -маркетинг персонала;
  • -мотивация персонала;
  • -увольнение персонала.

Информация о персонале и показатели в системе контроллинга персонала собираются в единую информационную базу, упорядочиваются и документируются. Информационная система контроллинга персонала служит для получения, накопления, переработки, оценки и передачи информации о персонале и рабочих местах.

Для обеспечения руководства предприятия, сотрудников отдела персонала и представителей рабочих коллективов необходимой информацией используются соответствующие технические, методические и организационные средства. Это позволяет информационно и аналитически поддерживать целевые задачи руководства предприятия в целом и менеджеров по персоналу.

Организационно служба контроллинга персонала (СКП) может позиционироваться на предприятии в следующих конфигурациях:

1.СКП является частью централизованной службы контроллинга. В этом случае существует опасность того, что специфическое мышление руководства службы контроллинга, ориентированное в большей степени на экономико-финансовый учет и отчетность, не позволит создать систему контроллинга персонала, учитывающую особенности менеджмента персонала;

2.СКП является штабной структурой, подчиняющейся непосредственно руководителю предприятия. Это в принципе разумное решение может привести к активному неприятию и бойкотированию работы СКП со стороны службы персонала;

3.СКП структурно входит в службу персонала с таким же рангом в иерархии управления, как, например, служба развития персонала. Но существует опасность того, что контроллинг персонала потеряет свою особую роль - осуществлять координацию и информационную поддержку других подразделений в сфере управления персоналом;

4.СКП является штабной структурой, подчиняющейся непосредственно руководителю, ответственному за персонал предприятия.

В перспективе работа с персоналом будет все более децентрализованной, что приведет к необходимости повышения уровня централизации и стандартизации менеджмента персонала. При этом контроллинг персонала не должен превращаться в механистическую систему, ограничивающуюся лишь монетарными показателями из систем финансового и управленческого учета.

1.2.Инструменты контроллинга персонала

Контроллинг потерь рабочего времени как составная часть всех вышеприведенных задач должен согласовываться с другими ме-роприятиями контроллинга персонала.

Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования, контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.
В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.

Содержание

Сущность контроллинга
Причины возникновения и основные этапы развития
Задачи и функции контроллинга
Принципы контроллинга

Работа состоит из 1 файл

Тема 1.doc

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНТРОЛЛИНГ

  1. Сущность контроллинга
  2. Причины возникновения и основные этапы развития
  3. Задачи и функции контроллинга
  4. Принципы контроллинга

1. Сущность контроллинга.

Контроллинг новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования, контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.

В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.

1. Контроллинг – руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования. (Э.Майер).

2. Контроллинг – система управления ( Рудольф Манн)

3. Контроллинг – функция в поддержку менеджмента (Р.Герсне)

4. Контроллинг – управление прибылью (П.Хорват)

В определении контроллинга можно выделить три составляющие:

Контроллинг – это философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

Контроллинг – ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства предприятия по достижению целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности.

Контроллинг – структурное подразделение предприятия, осуществляющее функции контроллинга, определенные положением о службе и должностными инструкциями

Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов

Главными компонентами концепции контроллинга являются:

    1. Философия доходности - ориентация на эффективную работу организации в относительно долгосрочной перспективе.
    2. Поддержка цикличности функций управления (планирование→контроль→ принятие корректирующих решений).
    3. Создание информационной системы – ядро контроллинга (позволяет создать единое информационное пространство)

Философия доходности означает:

- ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;

- отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;

- сочетание ориентации на клиентов и на доход;

- связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия (рентабельности);

- синхронизацию целей предприятия и личностных целей (личные доходы. карьера);

- рост суммы активов предприятия как одного из возможных средств достижения стратегической цели;

- непрерывная оценка клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.

Сегодня контроллинг – основной поставщик информации для руководителей, реализующих цикл управления: определение целей→ декомпозиция и формализация целей через систему показателей→ планирование мероприятий и бюджетирование→ исполнение плановых мероприятий→контроль показателей и анализ отклонений→принятие управленческих решений.

Основное предназначение контроллинга - предупреждение возникновения кризисных ситуаций.

  1. Причины возникновения и основные этапы развития

Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

1.Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием, а именно:

- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

- увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;

- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и предотвращении кризисных ситуаций.

2.Усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления.

3. Информационный бум при недостатке существенной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ:

  1. 15 век – первое упоминание контроллинга (Великобритания);

Контроллинг, как система на предприятии, рожден в конце 19 века. Главной причиной рождения и формирования контроллинга как системы является промышленный рост в США в конце 19 – начале 20 века, который вызвал усложнение процессов учета, планирования, контроля и управления.

  1. 1778г. – законодательно учреждено ведомство конроллеров, задача которого управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств (США).
  2. 1880г. – контроллинг впервые использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом (США).
  3. 1892 - впервые введена должность контроллера на предприятии (США)

6. 1931г. - основан Институт контроллеров (в 1962 году преобразован в Финансово-административный институт). Это профессиональная организация, которая проводила и проводит большую работу по систематизации задач контроллинга (США).

7. 1950-1970 контроллинг стал распространяться во многих странах Европы. Особый подход формируется к контроллингу в Германии. В этот период экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Начиная с 1965 года по Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношениях ведения учета. В начале 80-х годов многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.

Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций:

В настоящее время выделяют две концепции: американскую и немецкую. По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах (документальной, плановой и контрольной). Американская включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.

В общих чертах эволюция контроллинга за рубежом проходила в 4 этапа:

1 – ликвидность, имущество

4 – видение и миссия компании

В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике страны окончательно закрепились рыночные принципы хозяйствования.

Основные этапы развития контроллинга в России:

1991-1995гг. – контроллинг отождествляется с учетом затрат;

1996-1997гг. – учет затрат и результатов;

С 2000 – информационный сервис для руководства

Сложившиеся концепции контроллинга делятся на три группы:

  1. Контроллинг понимается как функция, интегрированная в систему бухгалтерского учета
  2. Концепция контроллинга основанная на приоритетной ориентации контроллинга на обеспечение служб менеджмента информацией, необходимой для принятия решений.
  3. Концепция контроллинга, ориентированная на управление с акцентом на координацию, или планирование и контроль
  1. Задачи и функции контроллинга

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей.

Функции контроллинга зависят от многих обстоятельств, однако практика предприятий (в которых созданы службы контроллинга), позволили идеально представить перечень функций и задач контроллинга.

- сбор и обработка информации;

- разработка и ведение системы внутреннего учета;

- унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

- информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);

- установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;

- координация процесса обмена информацией;

- координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;

- проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;

- составление сводного плана предприятия.

3) Контроль и регулирование:

- определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах;

- сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;

- определение допустимых границ отклонений величин;

- анализ отклонений, интерпретация причин отклонения плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.

4) Информационно-аналитическое обеспечение:

- разработка архитектуры информационной системы;

- стандартизация информационных носителей и каналов;

- предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;

Читайте также: