История возникновения контроллинга доклад
Обновлено: 18.05.2024
Основной причиной возникновения института контроллинга стал промышленный рост США в XIX-XX вв., вызвавший появление новых подходов к планированию.
В результате, ряд задач финансового директора и ассистента правления были переданы в ведение организационно обособленной службы контроллинга.
Но широкое распространение он получил только после Великой депрессии. Годы мирового экономического кризиса 1930-х гг. привели к пониманию того, что успешное руководство предприятием требует повышенного внимания внутрифирменному планированию и учету. И если ранее контроллер осуществлял ведение учета и ревизии уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности, то теперь задачи контроллера были связаны, с вопросами планирования и контроля.
С течением времени задачи контроллинга усложнялись. И если в 1950-е гг. основной функцией контроллера в США являлся финансовый учет, то, начиная с середины 1980-х гг., ею стала подготовка принятия управленческих решений, а также внутренний учет и бюджетирование.
В Европу контроллинг пришел из США в послевоенный период и в современном понимании контроллинг как концепция управления получил наибольшее развитие в Германии.
Хотя некоторые традиционные функции контроллинга существовали в немецкой экономической практике и раньше, преобладающим является мнение о том, что концепция контроллинга как совокупность целей, задач, инструментов, субъектов и организации была перенесена на немецкую почву во второй половине 1950-х гг.
В 1970-1990-х гг. немецкими учеными был проведен ряд исследований, по результатам которых можно судить о тенденциях развития контроллинга в Германии.
В частности, исследование К. Штоффеля отражают существенные различия между задачами и организацией контроллинга в хозяйственной практике Германии, Франции и США. Его результаты показывают, что в Германии наиболее ярко проявляется координирующая функция контроллера на всех уровнях планирования.
В отличие от сШа и Франции существенным является его участие в стратегическом планировании. Задачи финансового характера, в отличие от США, гораздо реже входят в круг должностных обязанностей контроллера в Германии.
Т.о., произошло становление двух независимых направлений: американской и немецкой (европейской) моделей.
Задачи контроллинга согласно американскому представлению в основном концентрируется на вопросах внешнего учета, планирования, информирования и анализа:
составление, координация планов предприятия и контроль за их реализацией;
сравнение полученных результатов с планами и стандартами;
информирование о результатах деятельности и их анализ на всех уровнях менеджмента;
оценка различных сфер менеджмента, всех процессов в различных фазах на предмет достижения поставленных целей, действенности политики, организационных структур и процессов;
формулирование и использование принципов и методов работы в области налогообложения;
обеспечение безопасности имущества путем проведения внутреннего контроля, ревизии и наблюдения за страховым обеспечением (за
постоянные исследования экономических, социальных и политических факторов и оценка их влияния на организацию.
В центре немецкого представления контроллинга стоит внутренний учет в различных формах: плановый, документальный, контрольный. (внешний учет не входит в задачи контроллинга):
консультирование и координация при бюджетировании;
консультирование и координация при стратегическом планировании;
консультирование и координация при долгосрочном планировании;
руководство расчетом производственного результата;
руководство внутренней информационной службой;
консультирование и координация при планировании инвестирования;
проведение специальных экономических исследований.
В США контроллинг рассматривается исключительно в прикладном смысле, а научные исследования преследуют цель создания единого образа контроллинга в реальных условиях производства и практического его внедрения.
В Германии приоритет получила академизация контроллинга, т.е.
Что касается РФ, то первые упоминания контроллинга в рамках теории экономики организации относятся к середине 1990-х гг., когда было организовано первое некоммерческое партнерство контроллеров.
В силу многолетнего централизованного планового хозяйства корни контроллинга в РФ короткие.
С 1991 по 1995 гг. он понимался как учет затрат и результатов, в 1995-1998 гг. им занимались банки, с 1998 г. сферу контроллинга должны были активизировать промышленные предприятия.
В этот период предприятия вынуждены были осваивать современные методы менеджмента, планирования и бюджетирования. С 2000 г.
контроллинг стал уже не только готовить и предоставлять данные и информацию, но и активно участвовать в ее интерпретации.
Развитие контроллинга в РФ было поддержано программой ЕС (ТАСИС). С 2001 г. эта программа способствовала ускорению реформации российского учета, и в результате были созданы предпосылки для российской системы управленческого учета и контроллинга, признанной во всем мире.
В 2001 г. В РФ было создано объединение Контроллеров, целью которого является содействие распространению в организациях философии и методологии, обеспечение обмена профессиональной информацией и коммуникаций среди специалистов, подготовкой кадров и содействие повышению уровня профессиональной квалификации специалистов.
Интерпретации понятия контроллинга в переводных и российских литературных источниках отличаются разнообразием, но общим для большинства из них является подчеркивание интегрированного его характера, тесной связи с управленческим учетом и ориентированности на принятие комплексных управленческих решений.
Лекции
Лабораторные
Справочники
Эссе
Вопросы
Стандарты
Программы
Дипломные
Курсовые
Помогалки
Графические
Доступные файлы (1):
1.Сущность контроллинга 3
2. Этапы возникновения и развития контроллинга 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
ВВЕДЕНИЕ
Анализ организационных структур ряда крупных и средних отечественных предприятий показывает, что службы (отделы) контроллинга уже перестали быть "экзотикой". На некоторых предприятиях даже вводятся должности заместителя генерального директора или директора по контроллингу. При этом не всегда подразделения, выполняющие функции контроллинга, носят одноименное название, важно, что на предприятии внедряются и реализуются методология и основные принципы контроллинга.
Естественно, что в настоящее время в Украине и за рубежом существуют и реализуются на практике различные концепции контроллинга: от регистрационной до координационно-навигационной. На практике доминируют учетно-аналитическая и координационно-интеграционная концепции, реализуемые в системе оперативного контроллинга предприятия. Стратегический контроллинг как в теории, так и на практике пока не получил широкого распространения ввиду новизны и сложности предмета.
Сущность контроллинга
• адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
• согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
• координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам;
• создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
• создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
• адаптации организационной структуры управления предприятием в целях повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.
^ Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:
• философия доходности - ориентация на эффективную работу организации в долгосрочной перспективе;
• разбиение задач контроллинга на циклы, обеспечивающее итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений;
• создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления.
Философия доходности означает:
• приоритет рентабельности деятельности предприятия, понимаемой как эффективность работы предприятия в целом и его составляющих, над ростом объемных показателей (размеры предприятия, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п.);
• устойчивый рост стоимости предприятия в долгосрочной перспективе; основные предпосылки роста стоимости предприятия -наличие организационной структуры с четко выделенными единицами управления, системы планирования и контроля, обеспечивающей согласование целей, системы внутренней и внешней отчетности, ориентированной на достижение целей;
• мероприятия по обеспечению роста эффективности и стоимости предприятия не должны превышать допустимые для конкретных условий функционирования уровни рисков.
^ Цикл контроллинга включает итеративные этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии "встречных потоков": сначала планирование проводится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток - "снизу вверх". Задачи контроллинга на этом этапе - разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию. Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений в пределах определенной компетенции на уровне иерархии управления.
В определении контроллинга можно выделить философскую, функциональную, организационную и научную составляющие.
Контроллинг - это и философия, и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Лучшие компа нии мира, успешно развивающиеся в течение многих десятилетий, всегда исповедовали философию контроллинга, даже если и не пользовались этим термином, учитывая при этом скорость изменений внешней среды и возможность прогнозирования будущего.
Относительно функциональности контроллинг можно определить как ориентированную на перспективу систему информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства при реализации цикла управления по всем функциональным сферам деятельности предприятия и процессам. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе.
Следует подчеркнуть, что контроллинг не обеспечивает автоматически успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления.
Контроллинг осуществляет сервисную функцию. Его основные клиенты - высшее руководство, руководители и специалисты функциональных подразделений предприятия. Анализируя современную практику управления предприятиями, можно отметить, что контроллер превращается в основного поставщика информации для руководителей.
С организационной точки зрения контроллинг - структурный элемент предприятия - подразделение, служба или отдел, осуществляющие функции контроллинга, определяемые внутренними документами предприятия.
Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов. Таким образом, задачей контроллинга как науки является разработка теории, методов и инструментов измерения в различных ракурсах:
• ресурсы (материалы, труд, основные средства, финансы и т.д.);
• функциональные области и процессы (производство, НИОКР, закупки, сбыт и т.п.);
• элементы управления (учет, планирование, контроль, анализ).
Если измерения не обеспечивают точности, объективности, единообразия и сопоставимости, то планирование, контроль, учет и анализ становятся либо слабообоснованными, либо вообще бессмысленными.
^
2. Этапы возникновения и развития контроллинга
Знание исторического развития идеи, философии и форм воплощения в практику, как известно, помогает лучше понять сегодняшнее состояние концепции контроллинга, перспективы его развития, осознать, насколько важна его роль в современной практике для успешного функционирования российских предприятий.
Перечислим основные этапы становления этой отрасли знаний человека.
XV в. - введение должности "countrollour" (Великобритания) -первая попытка решать задачи государственного управления с помощью идей контроллинга.
1778 г. - законодательно учреждено ведомство "Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts" (США). Его задачи -управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.
1880 г. - создана система "Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System" (США). Впервые контроллинг использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом.
1892 г. - компания "General Electric Company" (США) - первая из индустриальных предприятий вводит должность контроллера.
В США первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий. Это объяснялось особенностями американского корпоративного законодательства, которое знает только два управляющих органа - Общее собрание акционеров (Common Meeting Shareholder) и Совет директоров (Board of Directors). Полномочия Совета директоров распространялись как на управление организацией, так и на контроль ее деятельности. Отсутствие специфического управляющего органа наряду с другими причинами (например, сильными позициями президента, величиной предприятия) считалось важнейшим поводом для введения должности контроллера. Однако, несмотря на это, вплоть до начала 1930-х гг. на американских предприятиях контроллеры почти не были известны.
Экономический кризис 1929 г. привел к пониманию роли производственного учета, а также к необходимости внедрения на предприятии наряду с планированием элементов контроллинга. В 1931 г. основан институт "Controller's Institute of America" как профессиональ ная организация контроллеров (в 1962 г. он переименован в "Financial Executives Institute" (FEI)). В 1934 г. создан журнал "The Controller" (сегодня - "The Financial Executive"). С 1944 г. существует исследовательский институт "Controllership Foundation" (в настоящее время -Financial Executives Research Foundation).
В Германии в 30-40-е гг. XX в. не наблюдалось сколько-нибудь заметного развития концепции контроллинга, хотя задачи, которые можно отнести к области контроллинга, возникли еще более 100 лет назад на таких крупных предприятиях, как "Крупп" и "Тиссен". Первые подразделения контроллинга в Германии были организованы лишь в конце 1950-х гг.
В 1950-1970 гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Введение и развитие контроллинга в последующие десятилетия связано с изменениями в окружающем предприятия мире и принципиальной переориентацией предпринимательского мышления и действий на проблемы эффективности и устойчивости.
Во-первых, примерно с 1965 г. в Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации (и управления) их деятельности ранее использовавшиеся инструменты не годились. Во-вторых, в начале 1980-х гг. многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости в совершенствовании инструментария планирования и управления, а также в привлечении специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.
Повышение спроса на услуги в области контроллинга вызвало появление в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возник Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета (Controller-Institut zur Aus-bildung in Unternehmensplanung und Rechnungswesen GmbH, Cauting), занимающийся вопросами подготовки кадров в сфере планирования предприятия и учета. С 1971 г. частные и общественные семинары проводит Академия контроллеров (Controller-Akademie). В 1975 г. основан Союз контроллеров (Controller-Verein e.V.). Следующей важной вехой на пути внедрения идей и философии контроллинга стало основание журнала "Controller" (1989 г.).
В большинстве развитых стран с рыночной экономикой концепции контроллинга схожи. Различия касаются в основном понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей (рис. 1). Так, в Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за разрешение конкретных задач. В США и некоторых европейских странах преобладает прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов.
Рис. 1 Американская и немецкая модели контроллинга
содействие распространению философии и методологии контроллинга;
обеспечение коммуникации, накопления профессиональной информации и обмена ею среди специалистов, занимающихся проблемами разработки и внедрения контроллинга;
содействие подготовке кадров для предприятий и организаций;
содействие повышению уровня профессиональной квалификации специалистов в области контроллинга.
выработка единой терминологии в области контроллинга;
установление контактов с союзами и ассоциациями контроллеров за рубежом;
издание и распространение материалов Партнерства по актуальным вопросам контроллинга;
проведение регулярных (не реже двух раз в год) заседаний членов Партнерства для обсуждения проблем в области теории и практики контроллинга;
выработка рекомендаций для работников, занимающихся практической реализацией системы контроллинга на предприятиях и в организациях;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, с тех пор, как специалисты в области экономики и управления производством начали активно обсуждать проблематику контроллинга, утекло много воды. За это время был пройден путь от недопонимания к преувеличению возможностей и естественный возврат к стационарному состоянию его развития и внедрения. Утвердилось понимание контроллинга не только как философии и образа мышления руководителей, но и как плодотворной практической деятельности, направленной на эффективное использование ресурсов и развитие организации с акцентом на долгосрочную перспективу.
Успешное развитие идей, методологии и практики контроллинга базируется на трех китах:
• на потребности руководителей в качественной информационно-аналитической поддержке принимаемых управленческих решений, прежде всего с учетом устойчивого развития организации;
• на системе знаний, методов и технологий в сфере контроллинга, обеспечивающих решений поставленных задач;
• на возможности комплексной информационной поддержки методов и технологий контроллинга в составе современных интегрированных информационных управленческих систем.
От дискуссий по поводу методических взаимоотношений менеджмента и контроллинга давно перешли к практической деятельности в производственной, научной и образовательной сферах. На многих предприятиях и организациях, в банках и страховых компаниях действуют соответствующие подразделения. И если даже они не имеют слова "контроллинг" в своем наименовании, суть от этого не меняется.
^
Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл
контроллинг.docx
1. История развития контроллинга……………………………………………… 4
1.1. Цели и задачи контроллинга персонала………………………………….8
1.2. Инструменты контроллинга персонала………………………………..11
1.3. Сравнение по показателям…………………………………………..… .12
Контроллинг основывается на научных достижениях различных дисциплин: экономической теории, анализа хозяйствен ной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, социологии.
Основные задачи контроллинга заключаются в следующем:
- -изучение вопросов управления прибылью предприятия, а также способов избежания банкротства и кризисных ситуаций;
- -изучение комплекса вопросов, связанных с процессом реализации целей предприятия, таких как: планирование, разработка бюджетов, управленческий учет, анализ и контроль отклонений фактических результатов деятельности от плановых, выработка оптимальных управленческих решений.
В результате изучения контроллинга появляются навыки в использовании общих и методологических принципов концепции управления деятельностью предприятия. Формируется представление об основах организации службы контроллинга в организациях.
В современных условиях хозяйствования основной задачей экономистов и учетно-аналитических работников становится обеспечение выживания организации в долгосрочной перспективе. При этом функционирование организации должно быть финансово устойчивым и рентабельным.
1. История развития контроллинга
Контроллинг — новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента.
Первоначально контролеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий. Это объяснялось особенностями американского корпоративного законодательства, которое знает только два управляющих органа — общее собрание акционеров и совет директоров. Отсутствие специфического управляющего органа наряду с другими причинами явилось важнейшим поводом для введения должности контролера. Однако, несмотря на это, вплоть до начала 30-х годов XX века на американских предприятиях контролеры почти не были известны. Экономический кризис 1929 года привел к пониманию роли ранее пренебрегаемого производственного учета, а также к необходимости внедрения на предприятии элементов контроллинга. Кроме США, вопросами внедрения службы контроллинга на предприятии занимались ученые-экономисты Германии. В 30—40-е годы XX века в этой стране не наблюдалось сколько-нибудь заметного развития концепции контроллинга. В период с 1950 по 1970 гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Введение и развитие контроллинга в Германии в последние десятилетия связано с изменениями в мировом сообществе и с принципиальной переориентацией предпринимательского мышления и действий. Во-первых, с 1965 года по Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации и управления их деятельностью ранее использовавшиеся инструменты не годились. Во-вторых, в начале 80-х годов многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пони манию необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации. Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возник Институт контролеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета, занимающийся вопросами подготовки кадров в сфере планирования предприятия и учета. Начиная с 1971 года Академией контролеров стали проводиться частные и общественные семинары. В большинстве развитых стран с рыночной экономикой концепции контроллинга схожи. Различия касаются понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей (рис.1).
Ярким примером таких разных позиций являются Германия и США.
В Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за разрешение конкретных задач. В США доминирует прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов.
В отличие от развитых стран Европы и Америки, в России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически, рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков — особенно динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны.
К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены:
- -создание системы управленческого учета;
- -разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования.
Рис. 1. Отличительные особенности американской и немецкой моделей контроллинга.
Можно сделать вывод, что в России имеется значительный потенциал развития концепции и методов контроллинга, и, самое главное, возможностей их практического использования.
1.1.Цели и задачи контроллинга персонала
Управление персоналом на предприятии следует понимать как процесс, охватывающий все основные фазы: планирование, контроль и регулирование. Для эффективного управления этим процессом, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе, необходимо разработать и внедрить систему контроллинга персонала.
Под контроллингом персонала понимают систему внутрифирменного планирования и контроля в сфере персонала, которая помогает преобразовывать стратегические установки в плановые величины и конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению персоналом. В сферу деятельности контроллинга персонала входят разработка и предоставление инструментов для обеспечения стратегического и оперативного потенциала поддержания необходимой производительности труда на предприятии.
Основной задачей контроллинга персонала является систематическая и интегрированная обратная связь между планированием и анализом отклонений. Обычно выделяют следующие базисные функции контроллинга персонала:
- -информационно-обеспечивающая - построение информационной системы, которая систематически охватывает все необходимые данные: потенциал производительности, затраты на персонал и т. д.
- -плановая - получение прогнозной, целевой и нормативной ин-формации;
- -управляющая - разработка и координация мероприятий для устранения негативных отклонений (предложения по улучшению);
- -контрольно-аналитическая - измерение степени достижения цели, анализ отклонений.
Для реализации перечисленных выше функций контроллинга персонала должны решаться следующие задачи:
- -предоставление информации, сервиса и услуг;
- -проведение контроля эффективности использования персонала;
- -определение потребности в персонале в тактическом, стратегическом и оперативном аспектах;
- -развитие персонала, привлечение, стимулирование и увольнение персонала, а также менеджмент затрат на персонал.
В контроллинге персонала, являющемся частью функций контроллинга предприятия в целом, выделяют оперативное и стратегическое направления.
Стратегический контроллинг персонала должен увязывать перспективы в области персонала со стратегией управления предприятием. Задачи стратегического контроллинга персонала:
- -формирование концепции развития персонала;
- -отслеживание тенденций в области требований к персоналу;
- -контроль реализации стратегии по персоналу.
Оперативный контроллинг персонала ориентируется на цели стратегического планирования персонала и реализует требуемые мероприятия. На оперативном уровне на первом плане стоит задача экономической эффективности персонала.
Задачами оперативного контроллинга персонала являются:
- -привлечение персонала;
- -развитие персонала;
- -руководство персоналом;
- -сервис для персонала;
- -маркетинг персонала;
- -мотивация персонала;
- -увольнение персонала.
Информация о персонале и показатели в системе контроллинга персонала собираются в единую информационную базу, упорядочиваются и документируются. Информационная система контроллинга персонала служит для получения, накопления, переработки, оценки и передачи информации о персонале и рабочих местах.
Для обеспечения руководства предприятия, сотрудников отдела персонала и представителей рабочих коллективов необходимой информацией используются соответствующие технические, методические и организационные средства. Это позволяет информационно и аналитически поддерживать целевые задачи руководства предприятия в целом и менеджеров по персоналу.
Организационно служба контроллинга персонала (СКП) может позиционироваться на предприятии в следующих конфигурациях:
1.СКП является частью централизованной службы контроллинга. В этом случае существует опасность того, что специфическое мышление руководства службы контроллинга, ориентированное в большей степени на экономико-финансовый учет и отчетность, не позволит создать систему контроллинга персонала, учитывающую особенности менеджмента персонала;
2.СКП является штабной структурой, подчиняющейся непосредственно руководителю предприятия. Это в принципе разумное решение может привести к активному неприятию и бойкотированию работы СКП со стороны службы персонала;
3.СКП структурно входит в службу персонала с таким же рангом в иерархии управления, как, например, служба развития персонала. Но существует опасность того, что контроллинг персонала потеряет свою особую роль - осуществлять координацию и информационную поддержку других подразделений в сфере управления персоналом;
4.СКП является штабной структурой, подчиняющейся непосредственно руководителю, ответственному за персонал предприятия.
В перспективе работа с персоналом будет все более децентрализованной, что приведет к необходимости повышения уровня централизации и стандартизации менеджмента персонала. При этом контроллинг персонала не должен превращаться в механистическую систему, ограничивающуюся лишь монетарными показателями из систем финансового и управленческого учета.
1.2.Инструменты контроллинга персонала
Контроллинг потерь рабочего времени как составная часть всех вышеприведенных задач должен согласовываться с другими ме-роприятиями контроллинга персонала.
Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования, контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.
В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.
Содержание
Сущность контроллинга
Причины возникновения и основные этапы развития
Задачи и функции контроллинга
Принципы контроллинга
Работа состоит из 1 файл
Тема 1.doc
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНТРОЛЛИНГ
- Сущность контроллинга
- Причины возникновения и основные этапы развития
- Задачи и функции контроллинга
- Принципы контроллинга
1. Сущность контроллинга.
Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования, контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.
В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.
1. Контроллинг – руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования. (Э.Майер).
2. Контроллинг – система управления ( Рудольф Манн)
3. Контроллинг – функция в поддержку менеджмента (Р.Герсне)
4. Контроллинг – управление прибылью (П.Хорват)
В определении контроллинга можно выделить три составляющие:
Контроллинг – это философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
Контроллинг – ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства предприятия по достижению целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности.
Контроллинг – структурное подразделение предприятия, осуществляющее функции контроллинга, определенные положением о службе и должностными инструкциями
Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов
Главными компонентами концепции контроллинга являются:
- Философия доходности - ориентация на эффективную работу организации в относительно долгосрочной перспективе.
- Поддержка цикличности функций управления (планирование→контроль→ принятие корректирующих решений).
- Создание информационной системы – ядро контроллинга (позволяет создать единое информационное пространство)
Философия доходности означает:
- ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;
- отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;
- сочетание ориентации на клиентов и на доход;
- связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия (рентабельности);
- синхронизацию целей предприятия и личностных целей (личные доходы. карьера);
- рост суммы активов предприятия как одного из возможных средств достижения стратегической цели;
- непрерывная оценка клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.
Сегодня контроллинг – основной поставщик информации для руководителей, реализующих цикл управления: определение целей→ декомпозиция и формализация целей через систему показателей→ планирование мероприятий и бюджетирование→ исполнение плановых мероприятий→контроль показателей и анализ отклонений→принятие управленческих решений.
Основное предназначение контроллинга - предупреждение возникновения кризисных ситуаций.
- Причины возникновения и основные этапы развития
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
1.Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием, а именно:
- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
- увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и предотвращении кризисных ситуаций.
2.Усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления.
3. Информационный бум при недостатке существенной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ:
- 15 век – первое упоминание контроллинга (Великобритания);
Контроллинг, как система на предприятии, рожден в конце 19 века. Главной причиной рождения и формирования контроллинга как системы является промышленный рост в США в конце 19 – начале 20 века, который вызвал усложнение процессов учета, планирования, контроля и управления.
- 1778г. – законодательно учреждено ведомство конроллеров, задача которого управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств (США).
- 1880г. – контроллинг впервые использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом (США).
- 1892 - впервые введена должность контроллера на предприятии (США)
6. 1931г. - основан Институт контроллеров (в 1962 году преобразован в Финансово-административный институт). Это профессиональная организация, которая проводила и проводит большую работу по систематизации задач контроллинга (США).
7. 1950-1970 контроллинг стал распространяться во многих странах Европы. Особый подход формируется к контроллингу в Германии. В этот период экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Начиная с 1965 года по Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношениях ведения учета. В начале 80-х годов многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.
Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций:
В настоящее время выделяют две концепции: американскую и немецкую. По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах (документальной, плановой и контрольной). Американская включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.
В общих чертах эволюция контроллинга за рубежом проходила в 4 этапа:
1 – ликвидность, имущество
4 – видение и миссия компании
В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике страны окончательно закрепились рыночные принципы хозяйствования.
Основные этапы развития контроллинга в России:
1991-1995гг. – контроллинг отождествляется с учетом затрат;
1996-1997гг. – учет затрат и результатов;
С 2000 – информационный сервис для руководства
Сложившиеся концепции контроллинга делятся на три группы:
- Контроллинг понимается как функция, интегрированная в систему бухгалтерского учета
- Концепция контроллинга основанная на приоритетной ориентации контроллинга на обеспечение служб менеджмента информацией, необходимой для принятия решений.
- Концепция контроллинга, ориентированная на управление с акцентом на координацию, или планирование и контроль
- Задачи и функции контроллинга
Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей.
Функции контроллинга зависят от многих обстоятельств, однако практика предприятий (в которых созданы службы контроллинга), позволили идеально представить перечень функций и задач контроллинга.
- сбор и обработка информации;
- разработка и ведение системы внутреннего учета;
- унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
- информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
- установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
- координация процесса обмена информацией;
- координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
- проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
- составление сводного плана предприятия.
3) Контроль и регулирование:
- определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах;
- сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;
- определение допустимых границ отклонений величин;
- анализ отклонений, интерпретация причин отклонения плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.
4) Информационно-аналитическое обеспечение:
- разработка архитектуры информационной системы;
- стандартизация информационных носителей и каналов;
- предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;
Читайте также: