Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста доклад

Обновлено: 04.07.2024

Плоскостопие — одно из самых распространенных ортопедических заболеваний. Врожденная форма патологии встречается у 3% детей, в 2–4 года — у 24–32%, в 7 лет — у 40% детей. В лечении применяют консервативные методы — ЛФК, массаж, физиопроцедуры.


Классификация плоскостопия у детей

Плоскостопие — снижение высоты продольного или поперечного свода стопы. Своды поддерживают мышцы и связки, обеспечивают равновесие, распределяют и смягчают нагрузку при ходьбе, беге.

У детей чаще диагностируют продольное плоскостопие — уплощение продольного свода, удлинение стопы, которая соприкасается с поверхностью всей поверхностью подошвы.

Степени продольного плоскостопия:

  • I — высота свода 25-35 мм, видимой деформации стопы нет;
  • II — высота свода 17-25 см, уплощение стопы заметно визуально, беспокоит боль и затруднение ходьбы;
  • III — высота свода менее 17 мм, деформация стопы сильно выражена, к дискомфорту в стопах присоединяется боль в ногах, пояснице, ходить можно только в специальной ортопедической обуви.

Поперечное плоскостопие — уменьшение длины стопы, передний отдел ступни опирается на головки всех плюсневых костей.

Причины плоскостопия

Элементы свода стопы у детей формируются постепенно. Критический момент в развитии плоскостопия — 8–18 месяцев, когда ребенок начинает стоять и учится ходить. Физиологическая плоская стопа — норма для детей раннего возраста. Проблема возникает из-за возрастных анатомических и функциональных особенностей хрящевой ткани, связок, мышц. При правильном развитии увеличивается сила и выносливость мышц, проблема с плоской стопой может исчезнуть самостоятельно к 5–6 годам.

Но при некоторых врожденных или приобретенных нарушениях нарушается амортизационный потенциал стопы, увеличивается нагрузка на другие органы опорно-двигательного аппарата, развивается плоскостопие.

Врожденное плоскостопие — следствие пороков развития костей, мышц и связок стопы. Патология встречается редко.


Причины приобретенного плоскостопия:

  • врожденная недостаточность соединительной ткани;
  • наследственный фактор;
  • рахит;
  • неправильно сросшийся перелом лодыжки, пяточной, плюсневой, таранной костей;
  • парез, паралич мышц стопы и голени при полиомиелите и других патологиях;
  • энцефалопатия;
  • плосковальгусная деформация стопы.

Статическое плоскостопие развивается при длительном ношении тесной, разношенной, на высокой подошве обуви. Другие причины — лишний вес или ожирение, непрерывная ходьба или длительное стояние.

Клинические проявления заболевания

При врожденном плоскостопии чаще всего поражена одна стопа — она заметно выпуклая и уплощенная, пальцы отведены наружу. При появлении статической нагрузки проблема усугубляется.

Признаки плоскостопия у детей 6–7 лет:

  • быстрая утомляемость при ходьбе, стоянии;
  • неестественная походка, нарушение осанки;
  • обувь стаптывается по внутреннему краю;
  • ноющая боль в области стопы;
  • отечность голеней к вечеру;
  • часто появляются вросшие ногти.

Методы диагностики

У дошкольников диагностировать плоскостопие сложно. Чаще всего проблему выявляют случайно или при выраженной деформации стопы.
Диагностика начинается с внешнего осмотра. Ортопед выявляет изменение длины, ширины стопы, объема движений, нарушения состояния сводов.

Объективные методы диагностики:

  • Плантография — метод диагностики плоскостопия по отпечаткам подошвы. Применяют метод Смирнова — отпечаток подошвы, окрашенной чернилами, на бумаге, или оптико-электронную плантографию. Компьютерная плантография показывает состояние стопы в покое и при нагрузочных пробах. Методика позволяет точно рассчитать различные параметры стопы, установить степень поперечного или продольного плоскостопия.
  • Подометрия — измерение внешних параметров стопы для определения поперечного и продольного индекса свода стопы по Фридлянду.
  • Рентгенография стопы с нагрузкой в двух проекциях.


Лечение

Плоскостопие — прогрессирующее заболевание, поэтому лечение необходимо начинать при появлении первых признаков патологии. При врожденной форме болезни терапию начинают с первых недель жизни ребенка для устранения всех проявлений деформации стопы.

Методы лечения врожденного плоскостопия у детей:

массаж мышц голени и стопы;

физиопроцедуры — электрофорез, фонофорез, миостимуляция, магнитотерапия, аппликации с грязями и парафином;

фиксирование стопы в правильном положении при помощи бинтов, гипсовых повязок, ночных ортезов;

для устранения неприятных симптомов врач может назначить миорелаксанты, нестероидные противовоспалительные средства.

При плоскостопии детям нельзя носить резиновые сапоги, валенки, чешки. Рекомендуется носить ортопедическую обувь, ботинки с твердой подошвой и небольшим каблуком, которые хорошо фиксируют голеностопные суставы.

При выраженном плоскостопии, прогрессировании заболевания выполняют подтаранный артроэрез. Оптимальный возраст для проведения оперативного вмешательства — 8–12 лет.

На начальном этапе при правильном лечении можно полностью устранить плоскостопие. Заболевание в запущенной форме сложно поддается коррекции.

Гимнастика от плоскостопия для детей 3–6 лет

Специальные упражнения помогают предотвратить развития плоскостопия, осложнений и усугубления патологии.

Комплекс упражнений:

  1. В положении лежа на спине выполнить по 10 вращений голеностопным суставом вправо, влево.
  2. В положении лежа на спине поочередно сгибать пальцы стопы по 10 раз.
  3. Стать ровно, носки вместе, пятки врозь, руки на поясе. Подниматься на носки, локти отводить назад. Повторить 10 раз.
  4. Ходить на внешней и внутренней поверхности стопы по 30 раз.
  5. Поднимать пальцами стоп карандаши, небольшие мячи, носовой платок. Повторять по 20 раз.

Выполнять гимнастику необходимо ежедневно утром и вечером.

Методы профилактики

Чтобы избежать развития или прогрессирования плоскостопия, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • чаще ходить босиком, особенно по гальке или песку;
  • заниматься танцами, йогой, гимнастикой, плаванием;
  • делать массаж стоп;
  • выбирать детям удобную обувь по размеру;
  • следить за осанкой;
  • следить за весом;
  • принимать витаминные комплексы с кальцием.


Плоскостопие негативно влияет на работу опорно-двигательного аппарата, внутренних органов. Последствия — искривление пальцев, мозоли, сколиоз, остеохондроз и межпозвоночные грыжи. При длительном течении развивается деформирующий артроз, воспаляются мениски.

Проблему плоскостопия в детском возрасте необходимо решать, так как она крайне часто встречается и затем влияет на некоторые функции детского организма.

Формирование и воспитание здорового образа жизни является одной из главных проблем, так как здоровье – основное условие, определяющее всестороннее развитие ребёнка, как физическое, так и психическое, что является основой для дальнейшей полноценной жизнедеятельности человека.

Плоскостопие, как и другие заболевания – неблагоприятный недуг.

При нём нарушается опорная функция стопы, ухудшается кровоснабжение нижних конечностей, сопровождаясь болью,судорогами,отёчностью.

Так же уплощение стопы влияет на положение нижних конечностей, органов большого и малого таза, что приводит к искажению позвоночника, то есть сколиозу.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают ногами, походка, в основном, напряжённая и неуклюжая, из-за неправильной опоры.

С рождения, все дети рождаются с плоскостопием, что связано с сильными нагрузками на опорно-двигательный аппарат.

Поэтому, когда малыш учится ходить, необходимо следить, за правильным формированием свода стопы.

Для этого необходимо проведение комплекса профилактических мероприятий.

В дошкольном возрасте стопа ребёнка находится на стадии активного развития, поэтому любые неблагоприятные факторы внешней среды могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Причинами появления плоскостопия могут являться: слабые связки, мышцы и неокрепшие кости.

Для этого, в помощь детям, применяются лечебная физкультура и массаж.

В том числе, в рамках профилактики, следует использовать контрастные ванны для стоп.

Также детям с плоскостопием рекомендуется ношение корригирующих стелек и ортопедической обуви, при этом необходимо обращать внимание на правильность детской походки.

Главным фактором при лечении плоскостопия является ранняя диагностика. Поэтому работа по профилактике детского плоскостопия, в условиях детского сада, осуществляется мной систематически.

Она включает в себя:
— создание развивающей предметно-пространственной среды;
— создание физкультурно-оздоровительной среды;
— обеспечение рекомендуемого двигательного режима;
— соблюдение гигиенических условий;
— правильная организация физического и общего валеологического воспитания и образования.

Для профилактики используются:
— ходьба по соли;
— ходьба по гальке;
— ходьба по корригирующим дорожкам (с разным наполнением).

Так же профилактике способствует хождение босиком по бревну, канату и шесту. Так же профилактическую работу необходимо включать в игры, каждый день увеличивая их количество, в зависимости от степени плоскостопия у каждого ребёнка. Для детей достаточно 15 минут в день, то есть 5-6 упражнений.

Начиная с лёгких, хождение на носках, пятках, внутреннем и внешнем своде стопы, подскоков и прыжков, переходя на ходьбу по гимнастической палке, катание ногами обруча, мяча, перекатывание с пятки на носок.

На вооружение я брала исследования лучших учёных-специалистов: Илизарова, Шорина, Аганесова, Королёва.

Специально для профилактики нами были созданы специальные дидактические пособия:
— корригирующие дорожки с разным наполнением;
— оздоровительная зона по физической культуре, доступная детям для самостоятельной работы;
— всевозможный материал для физического развития ребёнка, карточкис упражнением по гимнастике;
— список игр на прогулке;
— занятия на тренажёрах.

Цель программы – проверить эффективность методики функционального биоуправления по электромиограмме в профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста.

С её помощью я осуществляю диагностическую и профилактическую работу по плоскостопию и нормализации физического развития детей в условиях группы детского сада.

Данный метод расширяет возможности физического воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья, обеспечивает решение проблемы профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, среди которых наиболее распространённым является плоскостопие.

Дозировка нагрузки и оценка успешности выполнения задания достигается путём сигналов обратной связи.

В данной программе сигналы обратной связи связаны с использованием видеоматериалов и игровых сюжетов, которые демонстрируются на экране, при ошибке же демонстрация нарушается.

Курс профилактики включает в себя три этапа:

I – первичное диагностическое исследование (1-2занятия);

II – тренировка мышц задней поверхности голени (10-15 занятий):

Основной этап курса предназначен для проведения силовой тренировки мышц сгибателей стопы, определяющих формирование сводов стопы.

III – оценка эффективности курса (1 занятие):

Эффективность курса коррекции определяется, путём сопоставления результатов первичных и заключительных показателей электромиограммы, который определяется коэффициентом эффективности.

Для этого необходимо соблюдать определённые условия, повышающие эффективность силовой тренировки:

— целесообразно оценивать как показатели состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей;
— увлекательность и игровой характер тренировок методом функционального биоуправления по электромиограмме;

Физический инвентарь:
— ребристые и наклонные доски;
— скошенные поверхности;
— гимнастическая стенка;
— верёвочная лестница;
— обручи;
— мячи;
— скакалки;
— массажные коврики;
— гимнастические маты;
— специальные тренажёры.

Так же следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования самостоятельно. Кроме того, в тёплое время года нужно обеспечить возможность систематического использования естественных, природно-оздоровительных факторов (оборудование на групповых участках естественные грунтовые дорожки).

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности детского сада и семьи.

Для привлечения родителей к профилактической работе можно использовать:

— родительские собрания;
— тематические консультации;
— педагогические беседы;
— дни открытых дверей;
— открытые занятия;
— информационные стенды для родителей;
— папки-передвижки и др.

В сохранении и укреплении здоровья отводится валеологическому образованию человека. Одной из задач является формирование необходимых знаний, умений, навыков по использованию средств физического воспитания, гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики заболеваний и функциональных отклонений.

Представленная методика организации работы по профилактике плоскостопия предусматривает комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения детей с деформацией стопы.

Данные упражнения применяются в различных частях занятия физкультуры, а также в других формах работы по физическому воспитанию: на утренней зарядке, во время гимнастики после дневного сна, в качестве заданий на дом и др.

Наибольший эффект достигается, при выполнении упражнений босиком.

Дозировка профилактических мероприятий зависит от возраста и уровня подготовленности детей, значит 4-5раз на этапе разучивания, 10-12раз на закреплении и совершенствовании комплекса.

На этом моя работа по здоровьесбережению и профилактике не прекратится, будет продолжена в следующем году.

Побуждать родителей к систематическим занятиям с детьми дома, дать понятие о плоскостопии у детей, мерах профилактики для детей.

Показать, какие физические упражнения можно проводить с детьми по предупреждению плоскостопия, как необходимо осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

Воспитывать любовь к здоровому образу жизни.

Возраст воспитанников: все возрастные группы

Данный материал воспитателям в помощь при работе с родителями.

Ожидаемые результаты: повышение заинтересованности родителей в решении данной проблемы во всех возрастных группах

Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, ноутбук, магнитофон, презентация, музыкальное сопровождение, различные дорожки для профилактики плоскостопия, деревянные гимнастические палки, мячи, воздушные шары.

Слайд №1

Земля – наш общий дом!

Так будем мы, здоровы в нем!

Мы сегодня вам расскажем,

Как здоровье сохранить,

И как мышцы укрепить.

Слайд №2

Как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Правильно, чтобы ходить, бегать, прыгать. А основой наших ног является стопа. А при деформации стопы – появляется плоскостопие.

(Слайд №3)

Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие.

Одним из распространенных заболеваний нашего времени, о котором мы сегодня поговорим, является плоскостопие.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.

Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений. Для предупреждения такого заболевания, как плоскостопие, нужно использовать упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы.

В дошкольном возрасте стопа у ребенка только формируется. Поэтому так важны регулярные физические упражнения, направленные на развитие двигательного аппарата. Ведь, как известно, предупредить плоскостопие легче, чем его вылечить.

ДОУ — главный помощник родителей при профилактике плоскостопия.

(Слайд№4,5)

В условиях ДОУ профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста направлена на укрепление и поддержку связочного аппарата, физическая нагрузка распределяется равномерно, что исключает деформацию ступней ног детей. Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки.

(Слайд№ 6,7)

С детьми на утренней зарядке, на прогулке, на физкультурных занятиях, при проведении бодрящей гимнастики проводятся упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата. Но, без поддержки и помощи родителей решить эту проблему довольно трудно.

Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, но может привести к серьёзным заболеваниям.

Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне.

(Слайд № 8)

Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим. Отчего же стопа может стать плоской? (Слайд № 9)

Основными причинами развития плоскостопия являются:

Слайд № 10

* Недоразвитие мышц стопы;

* Большие физические нагрузки;

* Так же излишний вес;

* Длительное пребывание в постели

(возможно в результате болезни);

* Так же ношение неправильно подобранной обуви;

* Х- образная форма ножек;

* Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;

*А так же может передаваться наследственно;

Происходит большая нагрузка на мышцы стопы. ( Например, детям нельзя прыгать с большой высоты и др.)

Признаки плоскостопия: (Слайд № 11)

* Это быстрая утомляемость ног;

* К вечеру возможно появление отека стоп, которого не будет утром;

* Так же ноющие боли в стоянии и ходьбе в голенях и стопах;

* Быстрое изнашивание внутренней стопы подошвы;

* Ребенок ходит с широко расставленными ногами,

слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;

* Когда стопа имеет неправильную форму или становится шире;

* Врастание ногтей пальцев ног в кожу;

* Искривление пальцев ног;

Последствия плоскостопия состоят в: (Слайд № 12)

* Некрасивой, раскачивающейся походки;

* В искривлении позвоночника;

* Частые головные боли;

* Развитие артроза (деформация коленей и голеней);

* Так же быстрая утомляемость;

* Раздражительность, нарушение работы нервной системы;

Для профилактики плоскостопия необходимо: (Слайд № 13)

  • Укреплять мышцы;
  • Носить рациональную обувь;
  • Ограничивать нагрузку на нижнюю конечность;

Тест на плоскостопие. Слайд №14

Для ориентировочной диагностики плоскостопия можно самостоятельно провести несложный тест. Смажьте подошвы, каким либо красящим веществом (краска и др.), можно жирным кремом. Затем на листе бумаге оставьте отпечаток, так чтоб нагрузка на стопы была равномерной, и вы находились в обычном для себя положении стоя. На листе бумаги проведите линию параллельно подошвенной вырезке от пальцев к пятке, и к ней же проведите перпендикуляр в самом глубоком месте вырезки до наружного края стопы. В том случае когда, отпечаток узкой части стопы занимает половину и более линии проведенной перпендикулярно первой линии, то это говорит о возможном плоскостопии.

Для профилактики плоскостопия при выполнении упражнений на занятиях по физической культуре: используются:

- деревянные гимнастические палки;

- мешочки с наполнителями (фасоль, горох).

Сейчас, я хочу пригласить воспитателя старшей группы, Ольгу Александровну, которая расскажет и покажет, как в группе выполняются упражнения по профилактике плоскостопия.

Воспитатель:

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Крикните громко и хором, друзья,

Детей вы своих любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Давайте ответ мне тогда:

Активными все будем? (да)

Я бы хотела вам показать нестандартное оборудование, сделанное своими руками, которое использую в своей работе для профилактики плоскостопия.

Дорожку здоровья (показ) можно сделать своими руками не только воспитателю, но и родители могут проявить инициативу и создать дорожку здоровья для детского сада или для дома. (Слайд 15) В качестве наполняющих предметов можно применять самые разные вещицы, попавшие под руку. В роли таковых могут выступить шишки и каштаны, желуди и веточки, а так же песок, деревянные палочки, камушки и галька. (все сопровождается показом) (Слайд № 16, 17). Так же можно использовать орешки, бусинки, крышечки от пластиковых бутылок и даже сами бутылки, заполненные песком или водой. Кроме того, на конструкции должны находиться и достаточно мягкие предметы, к примеру, мочалки или посудные губки из поролона.

Я вам предлагаю встать в колонну и размяться.(хождение по дорожкам).

Сейчас мы вам покажем, как мы с детьми выполняем различные упражнения, которые вы можете выполнять и дома:

(Дети садятся напротив друг друга на небольшом расстоянии, руки в упоре сзади, упираются в стопы друг друга. Выполняют поочередные движения, имитируя езду на велосипеде.)

(Дети садятся на пол друг против друга, руки в упоре сзади. Ноги согнуты в коленях, стопами ног удерживается мячик небольшого диаметра. Поднять ноги вверх и передать мяч.)

(Держа карандаш пальцами ног изобразить что-нибудь.)

Упражнения, которые мы с вами выполнили, рекомендуются всем детям в качестве профилактики плоскостопия. Выполняйте эти упражнения с детьми и будьте здоровы.

Далее я предоставляю слово снова Юлии Владимировне.

Я попрошу Вас выйти сюда, построиться в одну шеренгу. Молодцы, спасибо.

(Слайд №22)Итак, сейчас мы вместе, отправимся в увлекательное путешествие в Страну Здоровья. А начнём мы наше путешествие с разминки. Итак, в путь!

Вводная часть

Я покажу несколько комплексов упражнений по профилактике плоскостопия, которые можно выполнять в домашних условиях по 5-10 минут в день.

Основная часть

Упражнения стоя:

1. Приподнимаемся на цыпочки. Кстати, это упражнение так же очень полезно для профилактики варикозного расширения вен.

2. Поднимаемся на цыпочки, затем опускаемся на наружные своды стопы, затем, возвращаемся в исходное положение стоя.

3. Стоим на внешних сторонах стоп 30-40 секунд.

4. Приседания не отрывая пяток от пола.

Упражнения в положении сидя:

И.п.: сидя на полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

Совершать движение стопами от себя – на себя. (5 – 6 раз)

Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8 – 10 раз)

Развести носки ног в стороны, соединить вместе. (3 – 4 раза)

Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза)

Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2 – 3 раза)

Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами внутрь, затем наружу. (5 – 6 раз)

7. И.п.- сидя на пятках, руки в упоре впереди.

1-2- выпрямляя ноги, упор стоя, согнувшись на носках.

С мячом

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади

Стопа опирается на мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8 – 10 раз каждой стопой)

2. И.п. - то же катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

3.И.п.- то же круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.

Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4 – 6 раз)

Упражнения, сидя на скамейке

4. И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу. Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.

Массаж стоп с помощью гимнастической палки.

Выполняется из исходного положения стоя. Обе ноги массируют одинаковое время.

Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.

2. И.П.- стоя на палке с левой стороны, переход стопами на правую сторону. Руки на поясе и обратно.4-6раз.

Дети двигаются по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах: шагом, рысью, галопом.

Я продемонстрировала вам несколько видов упражнений для профилактики плоскостопия. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но с ними мы познакомимся в следующий раз.

Мы все такие разные: наши волосы, глаза, одежда. Все это можно увидеть. Однако в каждом из нас есть то, что увидеть невозможно. Это ваш внутренний мир: наши желания, настроения, любовь к кому-то и чему-то. Этот мир находится внутри нас, около нашего сердца. Если в этом мире живет радость, счастье, любовь - человек здоров и полон энергии. А если в этот мир закралась злость, обида, зависть - человек становится слабым и начинает болеть.

У каждого из вас в руках воздушный шарик. Он для того, чтобы выпустить из себя все свои обиды. Вспомните, пожалуйста, сейчас свои обиды, вспомните какую-то неприятность, которая с вами произошла. Затем надуйте шарик, представляя, что выдуваете в него все свои обиды, неприятности, и потихонечку выпустите воздух из шарика. Ваши обиды пропадут, когда шарик сдуется и выпустит воздух. Приготовились…..

А теперь, мы улыбнемся друг другу. Ведь у нас очень хорошее настроение! Хорошо в стране Здоровья, но нам пора возвращаться в детский сад.

Читайте также: