История становления службы ууп доклад

Обновлено: 08.07.2024

Именно 17 ноября 1923 года Народный комиссариат внутренних дел РСФСР опубликовал специальную инструкцию, в которой подробно излагались функциональные обязанности участковых надзирателей. Так появилась служба участковых уполномоченных в советской милиции, от которой и берет свою историю современная российская служба участковых уполномоченных полиции. Правда, необходимо отметить, что на самом деле подразделения по охране общественного порядка с аналогичными функциями существовали в системе полиции России и прежде, гораздо раньше выпуска той самой советской инструкции.

В компетенцию околоточного надзирателя входили все те же обязанности, что прежде выполнялись квартальным надзирателем. Только, в отличие от квартального надзирателя, околоточный надзиратель имел в подчинении уже более значительный штат – городовые, выполнявшие функции современной патрульно-постовой службы полиции, и дворники, которые тогда были не просто работниками жилищно-коммунального хозяйства, а низшими чинами, находившимися в качестве помощников полиции и также охранявшими общественный порядок и участвовавшими в надзоре за подозрительными лицами.

Сегодня участковые уполномоченные полиции, как правило, принадлежат к категории среднего начальствующего состава органов внутренних дел – это лейтенанты, капитаны, майоры. Околоточные надзиратели носили продольный погон как у современного старшины или армейского подпрапорщика дореволюционной России, а по своему положению были между городовыми и приставами. Нельзя сказать, чтобы служба околоточного надзирателя была весьма престижной или денежной, но многие полицейские исправно несли ее, боролись в меру сил с преступностью и помогали жить добропорядочным гражданам.

В первые годы существования советской власти приходилось решать очень серьезные кадровые проблемы – ведь старая полиция была расформирована, многие ее сотрудники погибли в Гражданскую войну или были репрессированы в первые послереволюционные годы, а новая милиция нуждалась в квалифицированных и опытных людях. Чаще всего в милиционеры в первой половине 1920-х годов набирали либо вчерашних красноармейцев, либо комсомольских или партийных активистов, а осваивать профессию им приходилось уже на практике. Затем, по мере развития советской правоохранительной системы, появились и специализированные учебные заведения, из которых стали выпускать сотрудников милиции, в том числе назначавшихся и на должности участковых уполномоченных.

История советской милиции – это во многом и история участковых, не раз жертвовавших своими жизнями ради борьбы с преступностью и защиты простых граждан. Пожалуй, в каждом УВД и ОВД были свои герои из числа участковых инспекторов, погибшие или тяжелораненые при исполнении служебных обязанностей. Чтобы рассказать об их подвигах, масштаба статьи будет явно недостаточно – потребуется целая книга, а то и две.

Постепенно повышались требования к участковым инспекторам милиции – вместо сержантов и старшин милиции на эти должности стали ставить почти исключительно средний начальствующий состав, предпочтение отдавали или людям со специальным милицейским образованием, или выпускникам гражданских вузов, приходившим по партийно-комсомольским путевкам или по собственной инициативе.

Ситуация стала меняться после перестройки и распада СССР. Вслед за экономическими реформами кризис настиг и правоохранительную систему. У молодежи появилось куда больше возможностей для самореализации, причем мало кто хотел идти на трудную и опасную милицейскую службу. В правоохранительных органах усилилась текучка, многие сотрудники стали увольняться буквально после года – двух лет службы. Причем, как мы знаем, увольнялись молодые сотрудники милиции, а не те, кто уже сделал карьеру и хотел дотянуть до пенсии.

Особенно труда служба участковых уполномоченных в сельской местности, где на одного участкового может приходиться несколько населенных пунктов, ситуацию в которых также нужно контролировать, а помощь из райотдела может прибыть далеко не сразу. Опасна служба участковых на Северном Кавказе – мы знаем, что они часто становятся объектами нападений со стороны террористов, так как олицетворяют собой российскую власть и, в то же время, максимально приближены к народу.

Безусловно, служба участковых уполномоченных нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Это – задача государственного масштаба, для решения которой придется, прежде всего, сделать несколько основных шагов – повысить финансирование, снизить кадровый дефицит, сделать условия службы более человеческими и привлекательными для молодых людей. Все перечисленные проблемы тесно связаны между собой и одна проистекает из другой, так что сосредоточить внимание лишь на какой-то из них не получится. Но это уже вопрос не столько даже относящийся к службе самих полицейских, сколько к общей системе организации государственного управления в стране.

На всех этапах развития Российского государства служба участковых уполномоченных полиции занимала и занимает важное место в системе органов внутренних дел. Прототипами современного участкового уполномоченного полиции были – квартальный надзиратель, околоточный надзиратель, урядник, участковый-инспектор, участковый уполномоченный милиции.

Другой проблемой, стало то, что на должности полицмейстеров поступали люди, по своим качествам явно несоответствующие характеру работы (например, освободившиеся каторжане). Отсутствие четкой правовой регламентации полицейской деятельности и, в связи с этим, искаженное представление о предполагаемой работе создавало у граждан мнение о ее непрестижности.

Размытый и чрезвычайно широкий круг задач полиции вызвал необходимость привлечения к полицейской службе не только обывателей, но и армейских чинов, возложение полицейских функций на армию. Управленческий аппарат полицмейстерских канцелярий и контор комплектовался, как правило, армейскими офицерами. Непосредственно полицейские обязанности исполняли унтер-офицеры и нижние чины, которые направлялись на службу из военных гарнизонов.

Вместе с тем, привлечение армии и ее кадрового состава к выполнению полицейских функций не могли решить основных проблем полицейской деятельности. Необходимо было на основе реформ государственного центрального и местного управления провести полное реформирование полицейских органов, увеличить их штаты, качественно улучшить кадровый состав, а также поднять авторитет полиции в глазах населения.

На формирование системы и структуры полиции оказывали непосредственное влияние преобразования государственного и местного самоуправления. В 1775 году основной административной единицей страны становится губерния, которая разделялась на уезды. Существовавшие ранее провинции упразднялись. Каждая губерния делилась на уезды, в них создавался административно-полицейский орган в виде так называемого нижнего земского суда. По существу, это была сельская полиция.

На рубеже XVIII – XIX веков проявляется тенденция к централизации власти и подчинению ее военным, которые не могли не оказать влияние на формирование российской полиции. Указами Петра I в Петербург и Москву были назначены военные губернаторы, а в важнейшие губернские города – военные коменданты, которым была подчинена полиция. Управы благочиния упразднялись, а в губернские города назначались полицмейстеры с двумя помощниками по гражданской части. Кроме того, город был обязан содержать за счет собственных средств (местного бюджета) избиравшихся частных приставов и квартальных надзирателей. Губернаторы и коменданты должны были лично отвечать за формирование штатов полиции.




Лишь в 1800 году произошло окончательное освобождение полиции от влияния армии. Полиция была признана как гражданское ведомство.

Околоточный надзиратель, как лицо, близко стоящее к жителям, являлся низшим офицерским полицейским чином – для принятия всякого рода жалоб и заявлений. В прямом подчинении околоточных надзирателей находились городовые, которые получали от первых приказания, причем за их неисполнение отвечали, как за неподчинение начальству.

На должность околоточного надзирателя назначались лица из числа русских поданных всех званий и состояний, достигшие 25 лет, обладающие здоровым телосложением, имеющие соответствующее образование, право или же приобретенную на государственной службе опытность.

Обязанности околоточных надзирателей указывались в специальной инструкции, и разделялись при этом на общие и особые. К общим обязанностям относились:

1) как непосредственное подчинение приставу,

2) получение от него поручений и приказаний,

3) доклад об их исполнении.

К особым обязанностям относились:

1) наблюдение за наружным порядком,

2) внутренний надзор за народонаселением,

3) дежурство в участковом управлении,

4) обход вверенного ему околотка для охраны общественной тишины и порядка,

5) принятие предписанных законом мер к прекращению нарушений таковых,

6) предупреждение убийств, разбоев, грабежей, краж и других преступлений против личной безопасности обывателей.

Инструкцией также предоставлялись околоточному надзирателю и достаточно широкие административные полномочия. Он имел право собственной властью задерживать подозреваемых в совершении преступления и проступка в следующих случаях:

– если при составлении протокола о нарушении благоустройства и благочиния обвиняемый отказался объявить свое звание или предоставить удостоверение о своем имени, фамилии и места жительства;

– если подозреваемые в совершении преступления (убийства, разбоя, грабежа, кражи) застигнуты при совершении преступления или сразу после него;

– если на подозреваемом имеются явные следы совершенного преступления, или при нем находятся вещи, служащие доказательством преступления;

– если он не имеет постоянного места жительства.

Кроме того, своей властью околоточный надзиратель мог задерживать людей, открыто сопротивляющихся распоряжениям полиции, нарушающих общественное спокойствие, порядок и безопасность, а также на разыскание и задержание которых последовало особое распоряжение начальства.

Наблюдая за исполнением обязанностей городовых своего околотка, околоточный надзиратель должен был назначать их на дежурства на подвижных и постоянных постах. Расположение постов на околотках было таким, чтобы иметь возможность городовым видеть и слышать друг друга. За каждым постом было закреплено три городовых, которые поочередно несли службу. Число постов городовых указано не было, оно колебалось в зависимости от территории занимаемого участка, от числа жителей и, наконец, от расположения городов. Участки делились на околотки с таким расчетом, чтобы надзиратель околотка мог бы обойти свой околоток несколько раз в сутки и знал бы в нем все дома, заведения, жильцов и дворников.

Это лишь некоторые из нормативно-правовых актов, которыми руководствовался околоточный надзиратель. Кроме нормативных актов центрального аппарата они на местах должны были выполнять обязательные постановления местных властей.

3) В 1878 году для управления деятельностью всех учреждений губерний, уездов и волостей, а также для наблюдений за охраной в них спокойствия и безопасности жителей в штатах уездных полицейских управлений была введена должностьполицейского урядника, являющегося ближайшим помощником пристава и одновременно начальником и руководителем над низшими полицейскими служителями. Для обеспечения их была издана Инструкция полицейских урядников, где указывались права и обязанности чиновников. Данная Инструкция действовала на всей территории России, где была введена должность полицейского урядника.

Согласно инструкции, урядник должен был проживать на территории своего участка и без разрешения станового пристава не имел права отлучаться. Для успешного исполнения своих обязанностей он был обязан:

· тщательно изучать местность своего участка,

· знать расположение сел, поселков, отдельных домов,

· ознакамливаться с местами, где могут укрываться злоумышленные люди, скрывать и сбывать имущество, добытое преступлением.

В пределах своего участка урядник выполнял разносторонние обязанности по предупреждению и пресечению преступлений, составлению протоколов при обнаружении правонарушений, пресечению всех действий, направленных против правительства, на подрыв доброй нравственности и прав собственности. На него также были возложены такие обязанности, как соблюдение правил против пожара, принятие мер против наводнения, наблюдение за исполнением народного здоровья, за исправное состояние дорог, мостов, телеграфных столбов и другие, носящие профилактический характер.

У каждого урядника была специальная книжка для записи исполнения отдельных поручений прокурора, судебных следователей, офицеров отдельного корпуса жандармов. Вторая часть книжки была предназначена для дневника: здесь записывались для памяти поручения, приказания, замеченные неисправности, по поводу которых отданы приказания сотским при объездах своего участка. Записную книжку и инструкцию урядник должен был иметь всегда при себе.

За неисполнение или медлительность при исполнении приказания начальства, за нерадение и беспорядки на службе, а также за неисполнение инструкции приставы имели право делать урядникам выговоры, замечания, подвергать их аресту до семи суток, увольнять со службы. За более важные проступки, урядники подлежали ответственности по суду, которому подвергались по постановлению губернского правления. Судил их окружной суд.

Нетрудно заметить, что обязанности и права околоточного надзирателя и урядника, содержание выполняемых ими функций во многом напоминают те, которые в настоящее время характерны для участковых уполномоченных полиции.

Институты околоточных надзирателей и урядников существовали до 1917 года. В течение такого продолжительного периода времени, несмотря на многочисленные нарекания в их адрес, они явились большим шагом вперед в организации полицейской деятельности. Благодаря этим институтам сформировалось представление о необходимости обеспечения неразрывной связи полиции и населения в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Постоянное присутствие околоточного надзирателя или урядника на административном участке обеспечивало доверительное отношение к нему со стороны граждан и возможность в динамике наблюдать происходящие социальные процессы, что влияло на качество решения полицейских задач.

Полученный опыт организации службы в околотках был впоследствии заимствован властями советской России.

4) Сразу же после свершения революции 1917 года становится понятным, что для утверждения нового строя необходимы были не только армия, флот, органы государственного управления, но и надлежащая служба охраны общественного порядка.

В марте 1918 года нарком внутренних дел Г.И. Петровским на разрешение Советом народных комиссаров был поставлен вопрос об организации советской милиции на штатных началах. Комплектование милиции строилось на принципе добровольности, но только из представителей трудящихся классов. Каждый, поступивший на службу в милицию, давал письменное обязательство послужить не менее шести месяцев, подчиняться приказам начальников и соблюдать инструкцию. Инструкция об организации рабоче-крестьянской милиции от 12 октября 1918 года, формировавшая создание штатной милиции в РСФСР, закрепила низовые звенья милицейского аппарата на местах – старшие милиционеры и милиционеры. При этом закрепление за кем-либо из них определенного участка не предусматривалось. В Инструкции отмечалось, что старшие милиционеры наблюдают за внешним состоянием района, для чего делают обход по району, докладывают в уездах начальнику района, а в городах его помощнику, о состоянии района, осуществляют надзор за чистотой и внутренним порядком района, хорошо изучают свой район. В их подчинении находились младшие милиционеры, а в служебные обязанности входило организация службы по постам, проведение инструктажа, принятие рапортов по итогам дежурства. Кроме того, старшие милиционеры организовывали исполнение текущих приказов, директив, распоряжений, следили за их скорым и точным исполнением. Характер функций, выполняемых старшими милиционерами, позволяет говорить о том, что они выступали в роли участковых уполномоченных.

В декабре 1918 года была издана новая Инструкция Советской рабоче-крестьянской милиции, которая подробно регламентировала обязанности младшего милиционера на посту, по общему наблюдению, по борьбе с преступностью, по наблюдению за чистотой и порядком на площадях, улицах и во дворах, по охране общественного спокойствия, при несчастных случаях. Можно сделать вывод, что в первые годы Советской власти функции участкового инспектора милиции исполнялись коллегиально, так как были распределены между старшим и младшими милиционерами.

Основной упор делался на формирование милиции в городах. Данное обстоятельство привело к тому, что в сельской местности до 1920 года обязанности участковых инспекторов милиции нормативно не были определены. В основном они руководствовались циркулярными распоряжениями НКВД. И лишь в феврале 1920 года НКВД РСФСР издал Инструкцию волостным милиционерам. Волостная милиция состояла из старших и подчиненных ему младших милиционеров. Старший волостной милиционер отвечал за общее состояние дел в волости, распределял работу между подчиненными милиционерами, а с 1923 года и между сельскими исполнителями, руководил их работой, лично исполнял наиболее сложную работу. При этом младшие волостные милиционеры не являлись прототипом современных участковых уполномоченных, так как по-прежнему не были закреплены за определенной территорией, работали в масштабе своего участка, волости, исполняли отдельные поручения старшего волостного милиционера. Однако именно они стали базой для создания института участковых инспекторов, в частности на селе. Волостные милиционеры в пределах своего района были обязаны знать наименования всех селений, деревень, хуторов, всех дорог, место расположения государственных органов, учреждений, организаций, лично должны были знать руководителей и должностных лиц.

Работу волостной милиции не была эффективной: сказывались причины, характерные и для дореволюционной полиции: плохой кадровый состав, низкие оклады, перегруженность работой, недостаточное снабжение средствами передвижения и оружием. На местах одному милиционеру вместо 5 тыс. человек приходилось обслуживать 14–17 тыс., а иногда и 20–22 тыс. Функции охраны общественного порядка целиком ложились на волостных милиционеров, во многих районах отсутствовали судебные и следственные органы.

Для упорядочения деятельности сельской милиции 16 января 1924 года была издана Инструкция волостному милиционеру, по своему содержанию в основном повторявшая положения Инструкции участкового надзирателя, обслуживающего городскую местность, но при этом были учтены условия сельской местности. Волостному милиционеру предписывалось осуществлять свои обязанности лично или через младших милиционеров и сельских исполнителей. В его непосредственном подчинении по-прежнему находились младшие милиционеры.

Важным этапом в развитии рассматриваемого института явилось принятие в мае 1930 года НКВД РСФСР Положения об участковом инспекторе в сельской местности. В нем указывалось, что участковый инспектор является должностным лицом в сельской местности, выполняющим обязанности в области охраны революционного порядка и безопасности в пределах своего участка. Границы участка определял начальник милиции. Согласно положению, участковый инспектор был обязан в любое время принимать устные и письменные заявления граждан, предприятий, учреждений и организаций, расследовать преступления, осуществлять охрану общественного порядка и следить за соблюдением правил санитарии.

Состояние общественного порядка в данный период характеризовалось ростом преступности. Трудности милицейской службы усугублялись серьезной нехваткой квалифицированных кадров, специально подготовленных для службы участковых инспекторов. Реальные признаки улучшения положения дел обозначились с созданием специализированных учебных заведений по подготовке сотрудников рабоче-крестьянской милиции.

Положительная динамика деятельности милиции, обусловленная усилением качественного состава ее сотрудников, повлияла на внимательное отношение государственной власти к формированию системы подготовки кадров. Механизм подготовки и обучения кадров милиции активно совершенствовался и к концу рассматриваемого периода принял следующий вид:

1. Школы среднего командного состава. Школы данного уровня функционировали в городах: Ленинграде, Омске, Новочеркасске. Срок обучения милиционеров в указанных школах составлял 2 года. Именно они стали образовательными учреждениями среднего уровня, ориентированными на подготовку специалистов для милиции. Данные школы на протяжении нескольких десятилетий доказали свою эффективность и были упразднены лишь в начале 21 века.

2. Губернские школы младшего комсостава с 10-ти месячным сроком обучения в целях усовершенствования общеобразовательной и специальной подготовки работников милиции, представлявшие собой аналог учебных центров.

3. Губернские школы-резервы поднятия квалификации рядовых милиционеров.

4. Областные школы младшего комсостава по подготовке участковых надзирателей, помощников начальников волостных милиционеров, старших милиционеров с годичным сроком обучения.

5. Губернские резервы милиции для подготовки участковых надзирателей и милиционеров (в губерниях, где не было школ) .

В 1922–1923 годы участковые надзиратели проходили профессиональную подготовку в школах-резервах, в конце 20-х годов они обучались в школах младшего комсостава и на милицейских курсах, где получали политические и общеюридические знания. В 1933 году при школе старшего начсостава были организованы краткосрочные курсы, где участковые проходили соответствующую переподготовку . Для оказания методической юридической помощи участковым инспекторам милиции были изданы различные пособия и инструкции с разъяснениями и комментариями нормативно-правовых актов, что ознаменовало собой признание службы участковых уполномоченных милиции в качестве необходимого звена обеспечения порядка и безопасности в государстве.

На стабилизации института участковых уполномоченных милиции положительно сказывались предпринятые шаги по повышению их денежного содержания, развитие ведомственных учебных заведений. Однако другие компоненты, характеризующие материально-бытовые условия жизни участкового инспектора, правовое регулирование его деятельности стабильно оставались неудовлетворительными.

Не способствовали повышению эффективности деятельности и регулярные переподчинения указанной службы. До 1974 года участковые инспектора входили в состав службы охраны общественного порядка (именовавшейся в то время наружной службой милиции), затем они были введены во вновь созданную службу профилактики, являющуюся в свою очередь, составной частью подразделений уголовного розыска. Данная реформа доказала, с одной стороны, что возможности службы участковых инспекторов милиции представляли определенный интерес для криминальной милиции. С другой, становится ясным, что государство на тот момент еще недостаточно осознало возможности и значение института участковых уполномоченных милиции в охране правопорядка.

В 1983 году служба профилактики была упразднена, а участковые инспектора выведены из подчинения аппарата уголовного розыска. В 1986 году участковые инспектора были вновь введены в состав службы охраны общественного порядка.

Участковые уполномоченные на всех этапах развития этой службы являются главным связующим звеном полиции с населением, гарантом защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств по месту жительства.

Как народное признание заслуг этой службы, в историческом центре Санкт-Петербурга, на одной из красивейших улиц – Малой Конюшенной установлена скульптура петербургского городового – символа правопорядка и благочиния на улицах дореволюционного Петербурга.

image_pdf
image_print

Прототипами современного участкового уполномоченного были: квартальный надзиратель, участковый пристав, околоточный надзиратель, урядник, старший милиционер, участковый надзиратель, участковый инспектор.

maintext1.jpg

В крупных городах с момента создания Министерства внутренних дел наблюдение за внешним порядком, освещением улиц и дворов, своевременным закрытием торговых заведений в пределах городского квартала осуществлял квартальный надзиратель.

9 июля 1878 года в штаты уездных полицейских управлений для выполнения полицейских функций по обеспечению общественного порядка в уездах и волостях, была введена должность полицейского урядника, который, согласно инструкции от 19 июля 1878 года, должен был постоянно проживать на территории своего участка, покидать который было строжайшим образом запрещено.

Официально началом истории подразделения службы участковых уполномоченных считается 17 ноября 1923 года, когда Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР была утверждена Инструкция участковому надзирателю, этот нормативный правовой документ положил начало формированию института участковых в российской милиции.

maintext3.jpg

За всю историю существования в ходе многочисленных перестроек служба участковых входила в структуру подразделений охраны общественного порядка, уголовного розыска, штаба, профилактики.

maintext4.jpg

Сегодня участковым уполномоченным полиции отведена одна из ведущих ролей в решении задач, возложенных на полицию. Основу службы составляют преданные своему делу люди. Находясь на переднем плане борьбы с преступностью, они непосредственно контактируют с населением вверенных участков, выполняют профилактическую работу, вносят значительный вклад в дело укрепления общественного порядка.

Об участковых уполномоченных УМВД России по городу Владимиру

О сотрудницах отдела участковых уполномоченных ОМВД России по Кольчугинскому району

Об участковых уполномоченных ОМВД России по Суздальскому району

yurev.jpg

В отделении участковых уполномоченных полиции ОМВД России по Юрьев-Польскому району несут службу девять сотрудников. Каждый из них достойно выполняет свои обязанности, о чем свидетельствуют благодарности, адресованные гражданами участковым.

Именно отзывы людей, которым мы помогаем, являются одним из самых важных критериев оценки деятельности, — говорит заместитель начальника ОУУП и ПДН подполковник полиции Алексей Беспалов.

В органах внутренних дел Алексей служит уже более 14 лет. После окончания школы поступил во Владимирский аграрный колледж, где получил среднее юридическое образование, после чего два года прослужил в пограничных войсках.

Вернувшегося из армии крепкого молодого парня сразу же заметили представители тогда ещё милиции. Решили, что такие кадры в отделе точно нужны и предложили Алексею устроиться на службу. Подумав некоторое время, молодой человек дал положительный ответ.

После успешного прохождения испытаний Алексей Борисович был принят на службу в отделение участковых уполномоченных. Молодому сотруднику был вверен для обслуживания сельский административный участок, Алексей быстро влился в работу. Были и трудности, но их помогал преодолевать опытный наставник — начальник службы участковых уполномоченных Парфенов Василий Юрьевич, он всегда готов был дать профессиональный совет, подсказать что и как делать. Одновременно со службой обучался во Владимирском юридическом институте ФСИН РФ, где получил высшее юридическое образование.

Зарекомендовав себя грамотным и ответственным сотрудником, Алексей Борисович в 2014 году был переведен на должность заместителя начальника УУП и ПДН ОМВД России по Юрьев-Польскому району. Имея за плечами бесценный, многолетний опыт работы, теперь уже он готов прийти на помощь своим подчиненным, которые только начинаю свой путь. По словам подполковника полиции, самое главное в службе — это усидчивость и любовь к своей профессии.

Владимир Макаренков. Лития 03.12.2015 --> Смотрели: 14 (0) Валентин Распутин отвечает на каверзный 07.04.2015 --> Смотрели: 31 (0)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика

Знак сельского милиционера (511x700, 159Kb)


История становления службы участковых уполномоченных милиции

Служба участковых уполномоченных милиции имеет многовековую историю. Первым правоохранительным ведомством на Руси был Разбойный приказ, учрежденный Иваном Грозным.

В IV веке появились так называемые губные старосты (губа - административно-территориальная единица русского государства), обладавшие властными полномочиями, наделенные вкупе с другими и полицейской функцией и послужившие неким прообразом будущего участкового полиции, а в последующем - милиции.

В 1721 году Петр I ввел должность уличного надзирателя.

В середине 1775 года по велению Екатерины Великой повсеместно в сельской местности появились земские капитан-исправники.

8 апреля 1782 года Екатериной II был подписан Устав благочиния, или полицейский, по которому в городах были введены должности частного пристава и квартального надзирателя (впоследствии - околоточный надзиратель).

В первой половине XIX века в уездах учреждена должность станового пристава, а позднее его помощника - полицейского урядника.

Исполнение этих обязанностей первоначально возлагалось на милиционеров и старших милиционеров, возглавляемых участковым начальником милиции (начальником отделения).

В начале 20-х годов сложился институт участковых работников милиции, выполнявших в пределах своих участков обязанности, возложенные на районные отделения милиции в области охраны общественного порядка и безопасности.

17 ноября 1923 года приказом начальника ЦАУ НКВД в РСФСР была утверждена Инструкция участковому надзирателю милиции. Участковый надзиратель мог проводить дознание и контролировать работу постовых милиционеров. В этот период на одного милиционера приходилось 5 тысяч населения.

Читайте также: