История русского зарубежья доклад

Обновлено: 16.05.2024

Таким образом, в работе автор постарается дать ответ, осветить экспертное и свое личное мнение по таким проблемным вопросам:

-Каковы причины и предпосылки настолько масштабной эмиграции?

-В чем видели свою миссию покинувшие страну российские поданные, каковы были политические настроения среди эмигрантов?

-География эмиграции, основные центры.

-Значения феномена первой волны русской эмиграции для русской и мировой истории

Целью данной работы является изучение русской эмиграции как исторического процесса и составление общего представления об этом феномене в понимании современного общества. В связи с этим, автор работы ставит перед собой следующие задачи:

-Провести общий обзор историографии заявленной темы

-Определить основные используемые термины, пояснить их значимость в изучении вопроса

-Опираясь на рекомендуемые научные труды, изложить и прокомментировать основные аспекты, раскрывающие тему реферата

Глава 1 разделена на две части: в первой представлен краткий обзор истории изучения темы русской эмиграции, а так же рассмотрены источники информации о событиях этого периода истории; во второй определены и пояснены основные используемые термины.

В главе 2 рассмотрен непосредственно феномен русской эмиграции. В первой части - его причины, мотивация наших соотечественников-эмигрантов. Во второй – географический аспект: как, в какие страны, города уезжали верные старому режиму, враги революции или же просто опасавшиеся за свою жизнь люди? В третьей части – последствия и значение этого исторического процесса для России и мира.

1.1. Ход изучения феномена русской эмиграции

Описания, обсуждения, осмысление феномена русской эмиграции были начаты современниками тех событий, участниками еще в начале их нелегкого пути. В дальнейшем многие считали своим долгом осветить собственное мнение, в связи с этим существует множество версий, оценок, множество материалов, позволивших, как советским историкам, так и историкам-эмигрантам, западным историкам достаточно подробно изучить значительное по всем меркам и глубоко социальное событие.

Советская историография

В период 1930-1950-х годов тема эмиграции почти полностью запрещается в СССР, это объясняется новым витком политической напряженности, близостью мировой войны, руководство страны не могло допустить существование альтернативных взглядов и мнений, велась политика жесткой критике и все чаще замалчивания. Своеобразный застой в исследованиях темы русского зарубежья был обусловлен недоступностью источников информации, без которых становился невозможным адекватный анализ событий, были изъяты все зарубежные материалы.

Начиная с середины 50-х годов и до распада СССР, научные изыскания по теме русской эмиграции также подверглись влиянию либерализации, появляются совершенно новые взгляды, более реалистичные, объективные, где-то даже сочувствующие, сводиться к минимуму фальсификация фактов, прекращается однозначное осуждение деятелей-эмигрантов. С началом политики гласности, у историков появляется доступ к обширным источникам информации, в том числе некоторым материалам советских спецслужб, а также Русского заграничного исторического архива. Постепенно приходит понимание сложности политической, культурной и социальной структуры эмиграции.

В наши дни, помимо многочисленных исследований, книг, мемуаров, источниками информации по теме русской эмиграции являются архивные материалы в нескольких городах России, а также за рубежом.

1.2 Основные понятия

В сложной и дискуссионной теме русской эмиграции чрезвычайно важно грамотно оперировать терминами и понятиями, которые позволят наиболее точно и объективно раскрыть все аспекты, ответить на поставленные вопросы. Ведь часто именно неосторожное, неправильное использование широких понятий или же их намеренная, корыстная подмена приводят к искажению исторической правды, мешает ее установлению и распространению.

Однозначное обоснование, с использованием справочной литературы, значения употребляемых основных понятий позволит исключить непонимание читателем какой-либо авторской или цитируемой мысли. Опираясь на многолетние исследования, а также руководствуясь логикой, следует выделить и пояснить следующие термины: революция, Гражданская война, беженцы, эмиграция, политические течения, Российская коммунистическая партия большевиков.

I.Революция – коренные, носящие радикальный характер и сопряженные с полным или почти полным разрывом с предшествующим состоянием, изменения в отдельно взятом государстве, как политическом и общественном образовании. Именно Российская революция 1917 года стала причиной масштабного исхода людей, многие из которых покинули родину навсегда.

II. Гражданская война понимается как острая форма разрешения социальных конфликтов, участниками такой войны являются несколько организованных групп населения одной страны. Очень часто такие конфликты являются следствием революции. Военное противостояние белых и красных в 1917-1924 годах только увеличило количество беженцев, а также до предела обострила политические противоречия между конфликтующими сторонами, так как в том числе имели место военные преступления, среди которых массовый террор.

III. Беженцы – лица, которые в силу обоснованных опасений могут подвергнуться преследованиям по признаку расы, веры, политических взглядов, и в связи с этим покинувшие страну своей гражданской принадлежности, при этом, не имея возможности или желания вернуться. Практически всех русских эмигрантов можно назвать беженцами, согласно определению этого термина.

IV. Эмиграция – 1) так же как и беженство, вынужденное переселение в другое государство по различным экономическим, политическим или другим причинам. Отличие эмиграции в более осознанном и организованном характере переезда. 2) Совокупность всех людей бежавших из одного государства.

V. Политические движения – объедения людей в общественно-политической жизни, основанные на существовании между участниками движения идейных связей. В среде русской эмиграции существовало множество таких движений, совершенно различных по своим убеждениям, хотя в основном тесно связанной одной бедой.

VI. РКП (б) или Российская коммунистическая партия (большевиков) (бывшая Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) или РСДРП (б), в будущем Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) или ВКП (б)) – политическая партия, возглавляемая В.И.Лениным6, взгляды членов партии были основаны на идеологии марксизма. Именно большевики стали главными организаторами октябрьского военного переворота 1917, стали политическим и идеологическим ядром, а так же олицетворением Советской России во всем мире. Многие эмигранты видели в членах РКП (б) виновников развала Российской империи и своих главных идейно-политических оппонентов.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Содержание

3. Эмиграция и Холодная война (“третья волна”)

4. Эмиграция и перестройка (“Четвертая волна”)

Список используемой литературы

Введение

Тема данной контрольной работы имеет не только узкоспециальный интерес. Знание русской эмиграции помогает пониманию русской истории ХХ века, прошедшей, говоря словами Н.В. Устрялова, "под знаком революции".

Цель работы – показать историю формирования, политическую деятельность русской эмиграции послереволюционной поры в контексте мировой и российской истории, определить ее особенности, место и роль в жизни России и международного общества.

Основными задачами являются:

1). Выявить основные "волны и центры русской эмиграции;

2). Показать попытки самоорганизации в среде эмиграции;

3). Изучить особенности русской эмиграции ХХ века;

4). Установить причины идейного краха, вырождения и неудач "белой" эмиграции.

Предмет исследования – русская эмиграция ХХ века.

Географически эта эмиграция из России была, прежде всего, направлена в страны Западной Европы. Основными центрами русской эмиграции первой волны стали Париж, Берлин, Прага, Белград, София. Значительная часть эмигрантов оседала также в Харбине, а в первое время в Константинополе. Первые русские трудовые и религиозные эмигранты в Австралии появились ещё в XIX веке, но это не было массовым явлением. После 1905 года в Австралии начали появляться и первые политические эмигранты. После 1917-1921 гг. в Австралии появились новые эмигранты, бежавшие из Советской России, но их было очень немного. Основными центрами новой эмиграции были Брисбен, Мельбурн, Сидней.

Эмигранты первой волны считали, свое изгнание вынужденным и кратковременным эпизодом, надеясь на скорое возвращение в Россию, после быстрого, как им казалось крушения советского государства. Во многом этими причинами вызвано их стремление обособится от активного участия в жизни стран пребывания, противодействие ассимиляции и нежелание адаптироваться в новой жизни. Они стремились ограничить свою жизнь рамками эмигрантской колонии.

Первая эмиграция состояла из наиболее культурных слоев российского дореволюционного общества, с непропорционально большой долей военных. По данным Лиги Наций, всего Россию после революции покинуло 1 миллион 160 тысяч беженцев. Около четверти из них принадлежали к Белым армиям, ушедшим в эмиграцию в разное время с разных фронтов.

Перед революцией численность российской колонии в Маньчжурии составляла не менее 200-220 тысяч человек, а к ноябрю 1920 года - уже не менее 288 тысяч человек. С отменой 23 сентября 1920 года статуса экстерриториальности для российских граждан в Китае все русское население в нем, в том числе и беженцы, перешло на незавидное положение бесподданных эмигрантов в чужом государстве, то есть на положение фактической диаспоры.

Первый серьезный поток русских беженцев на Дальнем Востоке датируются началом 1920 года – временем. Второй - октябрем-ноябрем 1920 года, когда было разгромлена армия так называемой “Российской Восточной окраины” под командованием атамана Г.М. Семенова. Третий - концом 1922 года, когда в регионе окончательно установилась советская власть, (морем выехали лишь несколько тысяч человек, основной поток беженцев направлялся из Приморья в Маньчжурию и Корею, в Китай, за некоторыми исключениями, не пропускали, некоторых даже высылали в советскую Россию.

Вместе с тем в Китае, а именно в Синьцзяне на северо-западе страны, имелась еще одна значительная (более 5,5 тысячи человек) русская колония, состоявшая из казаков генерала Бакича и бывших чинов белой армии, отступивших сюда после поражений на Урале и в Семиречье, они поселились в сельской местности и занимались сельскохозяйственным трудом.

Общая же людность русских колоний в Маньчжурии и Китае в 1923 году, когда война уже закончилась, оценивалась приблизительно в 400 тысяч человек. Из этого количества не менее 100 тысяч получили в 1922-1923 годах советские паспорта, многие из них - не менее 100 тысяч человек - репатриировались в РСФСР (свою роль тут сыграла и объявленная 3 ноября 1921 года амнистия рядовым участникам белогвардейских соединений). Значительными (подчас до десятка тысяч человек в год) были на протяжении 1920-х годов и реэмиграции русских в другие страны, особенно молодежи, стремящейся в университеты (в частности, в США, Австралию и Южную Америку, а также Европу).

Первый поток беженцев на Юге России имел место также в начале 1920 года. Еще в мае 1920 года генералом Врангелем был учрежден так называемый “Эмиграционный Совет”, спустя год переименованный в Совет по расселению русских беженцев. Гражданских и военных беженцев расселяли в лагерях под Константинополем, на Принцевых островах и в Болгарии; военные лагеря в Галлиполи, Чаталдже и на Лемносе (Кубанский лагерь) находились под английской или французской администрацией. Последние операции по эвакуации армии Врангеля прошли с 11 по 14 ноября 1920 года: на корабли было погружено 15 тысяч казаков, 12 тысяч офицеров и 4-5 тысяч солдат регулярных частей, 10 тысяч юнкеров, 7 тысяч раненых офицеров, более 30 тысяч офицеров и чиновников тыла и до 60 тысяч гражданских лиц, в основном, членов семей офицеров и чиновников. Именно этой, крымской, волне эвакуированных эмиграция далась особенно тяжело.

В конце 1920 года картотека Главного справочного (или регистрационного) бюро уже насчитывала 190 тысяч имен с адресами. При этом количество военных оценивалась в 50-60 тысяч человек, а гражданских беженцев - в 130-150 тысяч человек.

К концу зимы 1921 года в Константинополе оставались лишь беднейшие и неимущие, а также военные. Началась стихийная реэвакуация, особенно крестьян и пленных красноармейцев, не опасавшихся репрессий. К февралю 1921 года число таких реэмигрантов достигло 5 тысяч человек. В марте к ним добавилось еще 6,5 тысячи казаков. Со временем она приняла и организованные формы.

Весной 1921 года генерал Врангель обратился к болгарскому и югославскому правительствам с запросом о возможности расселения русской армии на их территории. В августе согласие было получено: Югославия (Королевство сербов, хорватов и словенцев) приняла на казенный счет Кавалерийскую дивизию Барбовича, кубанских и часть донских казаков (с оружием; в их обязанности входило несение пограничной службы и государственные работы), а Болгария - весь 1-й корпус, военные училища и часть донских казаков (без оружия). Около 20% личного состава армии при этом покинуло армию и перешло на положение беженцев.

Около 35 тысяч российских эмигрантов (преимущественно военных) была расселена по различным, главным образом, балканским странам: 22 тысячи попали в Сербию, 5 тысяч в Тунис (порт Бизерта), 4 тысячи в Болгарию и по 2 тысячи в Румынию и Грецию.

Определенных успехов по оказанию помощи русским эмигрантам добилась Лига Наций. Ф. Нансен, знаменитый норвежский полярный исследователь, назначенный в феврале 1921 года Комиссаром по делам русских беженцев, ввел для них особые удостоверения личности (так называемые “нансеновские паспорта”), со временем признанные в 31 стране мира. С помощью созданной Нансеном организации (Refugees Settlement Comission) около 25 тысяч беженцев было трудоустроено (главным образом, в США, Австрии, Бельгии, Германии, Венгрии и Чехословакии).

Общее количество эмигрантов из России, на 1 ноября 1920 года, по подсчетам американского Красного Креста, составляло 1194 тысяч человек; позднее эта оценка была увеличена до 2092 тысяч человек. Наиболее авторитетная оценка численности “белой эмиграции”, данная А. и Е. Кулишерами, так же говорит о 1,5-2,0 млн. человек. Она основывалась в том числе и на выборочных данных Лиги Наций, зафиксировавших, по состоянию на август 1921 года, более 1,4 млн. беженцев из России. В это число входили также 100 тысяч немцев-колонистов, 65 тысяч латышей, 55 тысяч греков и 12 тысяч карел. По странам прибытия эмигранты распределились таким образом (тысяч человек): Польша – 650; Германия – 300; Франция – 250; Румыния – 100; Югославия – 50; Греция – 31; Болгария – 30; Финляндия – 19; Турция - 11 и Египет - 3.

В 1922 году, согласно Н.А. Струве, сводная численность российской эмиграции составляла 863 тысячи человек, в 1930 году она сократилась до 630 тысяч и в 1937 году – до 450 тысяч человек.

Выполнивший роль главной перевалочной базы эмиграции Константинополь со временем утратил свое значение. Признанными центрами “первой эмиграции” (ее еще называют Белой) стали, на ее следующем этапе, Берлин и Харбин (до его оккупации японцами в 1936 году), а также Белград и София. Русское население Берлина насчитывало в 1921 году около 200 тысяч человек, оно особенно пострадало в годы экономического кризиса, и к 1925 году их оставалось всего 30 тысяч человек. Позднее на первые места выдвинулись Прага и Париж. Приход к власти нацистов еще более оттолкнул русских эмигрантов от Германии. На первые места в эмиграции выдвинулись Прага и, в особенности, Париж. Еще накануне Второй Мировой войны, но в особенности во время боевых действий и вскоре после войны обозначилась тенденция переезда части первой эмиграции в США.

Сохранить профессию и применить по назначению талант удавалось сравнительно немногим, главным образом, представителям интеллигенции, как художественной, так и научной.

Что же касается собственно советских граждан, то никогда еще такое их число не оказывалось одновременно за границей, как в годы Великой Отечественной войны. Правда, происходило это в большинстве случаев не только вопреки воле государства, но и вопреки их собственной воле.

Можно говорить приблизительно о 5,45 млн. гражданских лиц, так или иначе перемещенных с территории, принадлежавшей до войны СССР, на территорию, принадлежавшую или контролировавшуюся до войны Третьим Рейхом или его союзниками. С учетом 3,25 млн. военнопленных, общее число депортированных вовне СССР советских граждан составляло, около 8,7 млн. человек.

В связи с этим, можно говорить приблизительно о 5,45 млн. гражданских лиц, так или иначе перемещенных с территории, принадлежавшей до войны СССР, на территорию, принадлежавшую или контролировавшуюся до войны Третьим Рейхом или его союзниками. С учетом 3,25 млн. военнопленных, общее число депортированных вовне СССР советских граждан составляло, около 8,7 млн. чел.

По одной из официальной оценок, сделанных Управлением по репатриации на основании неполных данных к 1 января 1952 года, за границей все еще оставалось 451 561 советских граждан.

3. Эмиграция и Холодная война (“третья волна”)

Сначала несколько слов о нестандартных категориях эмигрантов из СССР. Принудительная высылка из страны, практиковавшаяся при Сталине в 20-е годы, вновь была взята на вооружение при Брежневе.

В отдельные годы (например, в 1980 году) число эмигрантов-армян почти не уступало эмигрантам-немцам, причем для них характерной была неофициальная эмиграция (каналом которой, скорее всего, было невозвращенчество после гостевой поездки к родственникам).

Интересно, что весьма повышенной эмиграционной активностью на этом этапе отличались евреи - выходцы из Грузии и из аннексированных СССР Прибалтики, Западной Украины и Северной Буковины (преимущественно из городов - прежде всего Риги, Львова, Черновиц и др.), где - за исключением Грузии - антисемитизм был особенно “в чести”. Как правило, это были глубоко верующие иудаисты, часто с не прерывавшимися родственными связями на Западе.

4. Эмиграция и перестройка (“Четвертая волна”)

В любом случае они оказались гораздо скромнее тех апокалиптических прогнозов о будто бы накатывающем на Европу "девятом вале" эмиграции из бывшего СССР мощностью, по разным оценкам, от 3 до 20 миллионов человек, - наплыве, которого Западу даже чисто экономически не по силам было бы выдержать. На деле же ничего “страшного” на Западе не произошло. Легальная эмиграция из СССР оказалась неплохо защищена законодательствами всех западных стран и по-прежнему ограничена представителями лишь нескольких национальностей, для которых – опять-таки лишь в нескольких принимающих их странах - создана определенная правовая и социальная инфраструктура.

Речь идет в первую очередь об этнических немцах и евреях (в меньшей степени - о греках и армянах, в еще меньшей степени и в самое последнее время - о поляках и корейцах). В частности, Израиль создал правовые гарантии для иммиграции (репатриации) евреев, а Германия – для иммиграции немцев и евреев, проживавших на территории б. СССР.

Заключение

В заключение следует сказать, что, несмотря на то, что Российская Эмиграция уже внесла (и продолжает вносить) огромный вклад в мировую культуру и в дело борьбы с мировым злом - коммунизмом, но в силу своего положения в свободном мире и, особенно, в силу непонимания этим миром той цели, которую эмиграция преследует, она не имеет возможности в должной и нужной мере вести борьбу с поработителями нашей Родины-России.

Усилиями русских эмигрантов за рубежом была создана выдающаяся ветвь нашей отечественной культуры, охватившая многие направления человеческой деятельности (литература, искусство, наука, философия, образование) и обогатившая европейскую и всю мировую цивилизацию. Национально-своеобразные ценности, идеи и открытия заняли достойное место в западной культуре в целом, конкретных европейских и других стран, где приложился талант русских эмигрантов.

О вкладе русских ученых-эмигрантов в мировую культуру говорит и такой факт: трое из них удостоились Нобелевских премий: И.Р.Пригожин в 1977г. по химии; С.С.Кузнец в 1971 и В.В.Леонтьев в 1973г. по экономике.

Основное внимание русских мыслителей в начальные годы в эмиграции было обращено на осмысление феномена русской революции и ее влияния на историческую судьбу России. Большинство из них признавали историческую неизбежность революционного взрыва народа. Но они не смогли переломить себя, точнее свою социально-классовую приверженность, а потому были категорически против теоретического и нравственного оправдания революции как способа решения социальных проблем.

Таким образом, при всем масштабе и огромных заслугах эмигрантской культуры, не она определила последующее развитие и будущее России, своего народа в тяжелые годы ХХ века. Объективный, непредвзятый взгляд на этот сложный, многомерный процесс не может не привести в конце концов к самому главному выводу: помимо "отщепившейся", "отколовшейся" эмигрантской культуры в России сохранялась "магистральная" ветвь, само культурное ядро, носителем которого был главный исторический субъект - русский народ и его составная часть - интеллигенция, большая часть которой осталась на Родине.

Список литературы

1. Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960. М Наука. 2005г. 306с.

4. Полян П. Жертвы двух диктатур: Жизнь, труд, унижения и смерть советских военнопленных на чужбине и на родине. М. РОСПЭН 2002 г. 896 с.

5. Мелихов Г.В. Маньчжурия далекая и близкая М Наука 1991 гг. 317 с.

6. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем Востоке (1925-1932). Москва Русский путь, Викмо-М 2007 г. 320 с.

Читайте также: