История развития охраны лесов доклад

Обновлено: 18.05.2024

Осознание необходимости защищать и охранять природу появилась у наших предков очень давно. Природоохранная деятельность в древние времена в России шла по трем направлениям:

1. Заповедники (эталоны дикой природы)

2. Охрана лесов (в первую очередь особо ценных и государевых)

3. Охрана диких животных и птиц, контроль их истребления.

первый указ о регулировании рыбной ловли (1699);

указы о регулировании охоты, прежде всего царской;

Значение: ограничение снижения видового разнообразия, охрана лесов.

В 1689-1725 гг. царь Петр I издал многочисленные природоохранные указы, направленные на решение общегосударственных задач, в том числе:

устав о рыбной ловле, запрещающей хищнические способы добычи;

указ о сохранении почвенного покрова при рубке лесов (1712);

устав об охране лесов от пожаров;

указ об охране чистоты водоемов (1718).

Значение: общегосударственное, повышение численности животных, обогащение фауны, увеличение количества зеленых насаждений.

В 1762-1796 гг. императрица Екатерина II издала:

закон об охоте (1763) - запрещение охоты с 1 марта по 29 июня (за исключением хищников). Регламентированные сроки сохранялись в России до Октябрьской революции.

Регламент лесопользования, предписывающий беречь лес от скота, гнать смолу из пней и корней, использовать для изготовления поташа второсортную древесину, а для заготовки дров - ветровал и бурелом.

Значение: повышение численности животных, сохранение лесов.

В 1882 г. в районе Кроноцкого вулкана на Камчатке создан первый в России общественный заказник для размножения соболя (позднее - заповедник).

Становление и развитие экологической политики как системы мер, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в Советской России происходило сложно и противоречиво. Об этом свидетельствуют многочисленные документы партийных и советских органов, публикации в средствах массовой информации, архивные материалы. В настоящее время специалисты выделяют несколько этапов формирования и развития природоохранной политики в стране, как правило, совпадающих с этапами социально-экономического развития общества в XX веке:

1. 1917 г. - конец 1920-х гг.,

2. начало 1930-х - первая половина 1950-х гг.,

3. вторая половина 1950-х - конец 1960-х гг.,

4. начало 1970-х - конец 1980-х гг.,

5. 1990-е гг. - 2008 г.

Особенности экологической политики того или иного периода неразрывно связаны со спецификой экономического, социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние на экологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т.п.

С момента возникновения советское государство придавало большое значение проблемам сохранения и рационального использования природных богатств. Это подтверждается тем, что в первые годы после революции издавались декреты, распоряжения, постановления об охране земель, лесов, вод, растительного и животного мира. По данным В.В. Соколова, в 1917-1920 годах было издано 268 декретов, постановлений, распоряжений руководящих органов, посвященных проблемам природопользования и охраны природы. В значительной степени это было связано с хищническим использованием природных ресурсов в предшествующий период.

Период с начала 1930-х до 1950-х гг. труднее всего поддается объективной оценке в силу ряда причин. Индустриализация набирала обороты, быстрыми темпами строились промышленные предприятия металлургического, химического, машиностроительного, лесохимического профиля, осваивались новые территории. Как правило, эти процессы происходили без учета влияния народного хозяйства на окружающую природную среду, что обусловило появление целого ряда экологических проблем в регионах. В то же время продолжалось совершенствование природоохранного законодательства, направленного на сохранение лесных и водных ресурсов, разрабатывались нормативы качества водной и воздушной среды, принимались меры по охране здоровья населения.

В 1978 г. вышла в свет Красная книга СССР и принята Конвенция об охране антарктических тюленей.

В 1970-1980-е гг. в СССР проблемы охраны окружающей среды были признаны приоритетными. В связи с этим в начале 1970-х гг. стало меняться отношение к проблемам природопользования, были разработаны новые подходы к решению этих проблем, активизировалась работа по усовершенствованию механизмов природопользования и охраны окружающей среды, усилилось влияние общественности на процесс принятия экологически значимых решений. В этот период были разработаны и приняты фундаментальные законы о земельных и водных ресурсах, недрах, лесах, атмосферном воздухе, животном мире и здравоохранении.

В 1990-е годы в государственной политике России произошли значительные изменения, которые были вызваны рядом причин: высоким уровнем загрязнения природной среды и ухудшением здоровья населения; изменениями в социально - экономической и политической сферах, обусловленными перестройкой активизацией общественности, обеспокоенной экологическим неблагополучием; низкой эффективностью экологической политики предшествующих столетий. Рост масштабов производства и экстенсивное развитие хозяйства в предшествующий период привели к накоплению экологических проблем в ряде многоотраслевых регионов и как следствие, к ухудшению качества окружающей среды в целом по стране.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Заключение - проблема охраны окружающей среды приобретает в настоящий период приоритетный характер и в международных отношениях, поскольку от перехода к новому типу эколого-экономического устойчивого развития зависит сохранение цивилизации и всей жизни на Земле. Современное поколение людей становится свидетелем и непосредственным участником пересмотра всей системы ценностей нашего бытия и формирования нового экологического мировоззрения, экологической этики. Лишь на основе переориентации человеческого сознания на экологическую парадигму развития возможно создание экономических, социальных и политических условий для обеспечения экологически стабильного развития. При отсутствии экологического подхода к развитию и приоритета экологических императивов никакие технические достижения не приведут к уменьшению экологической напряженности и к разрешению глобальных экологических проблем.

Экологические проблемы 21 века не являются результатом только современного этапа развития. В них, как в зеркале, отражается весь путь человеческого развития, ориентированный в основном на достижение экономического роста. Экономический рост производства рассматривался в 19-20 столетиях как единственное средство удовлетворение интересов и жизненных потребностей населения, а тенденции экономического развития определяли и отношение к сфере экологии, способствуя негативным изменениям в окружающей среде.

По мнению большинства населения (в том числе ученых), критерием научно-технического прогресса должно стать качественное улучшение жизни людей и благоприятная экологическая среда, что немыслимо без разумных взаимоотношений человека с природой на базе ресурсосбережения и рационального природопользования. А это станет реальностью лишь тогда, когда экологическая безопасность станет делом всех граждан планеты Земля, а природоохранная деятельность будет в центре внимания государственных органов всех стран, включая и Россию с ее огромным природно-ресурсным потенциалом и особым положением в мире.

Эволюция взглядов на устойчивое развитие и безопасность окружающей среды.

На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро теория устойчивого развития составила концептуальную основу принятых решений. В её документах устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградационным изменениям ОС.

Важными приближениями к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба концепция динамического роста, концепция органического роста, концепция динамического равновесия. Общее для всех этих подходов – сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, особенно ярко проявившееся в концепции органического роста. Количественный рост не играет роли в эволюции живых организмов или биологических систем.

Главное место здесь принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, т.е. качественному усовершенствованию и приспособлению к окружающей среде.

Органический рост приводит к динамическому равновесию, потому что живой, зрелый организм постоянно обновляется.

Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.

Что касается количественного роста, на котором сосредоточивалась традиционная экономическая наука, то он даже с чисто математической точки зрения рано или поздно должен остановиться, причем с самыми неблагоприятными последствиями. Самый яркий пример недифференцированного количественного роста в природе – размножение раковых клеток. Истинные пределы материального роста человечества определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного и психологического характера.

Темпы роста сами по себе не имеют решающего значения. Достаточно высокие темпы роста могут и не приводить к неблагоприятным для окружающей среды последствиям. В то же время при низких или даже отрицательных темпах роста (т.е. экономическом спаде) состояние окружающей среды может ухудшаться, а запасы невозобновимых природных ресурсов истощаться.

Сегодняшняя экономика представляет собой ярчайшую иллюстрацию к последнему положению. Концепция устойчивого развития унаследовала от развивавшихся в работах Римского клуба концепций, прежде всего фундаментальное отличие от господствующей в традиционной экономической науке концепции непрерывного экономического роста.

Современные экологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А. Смита, ни последующие экономические школы, в том числе марксистская, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

В сущности, концепция устойчивого развития стала качественно новым подходом к проблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные, или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сих пор в экономике парадигма базируется на некоторых предположениях о мире, которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов в краткосрочном промежутке времени, менее точны и полезны в работе с более долгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.

Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:

1) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;

2) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;

3) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.


Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

Сельское хозяйство создаёт большее воздействие на природную среду, чем любая другая отрасль народного хозяйства. Причина этого в том, что сельское хозяйство требует огромных площадей. В результате меняются ландшафты целых континентов. На Великой Китайской равнине рос субтропический лес, переходя на севере в уссурийскую тайгу, а на юге в джунгли Индокитая. В Европе агроландшафт вытеснил широколиственные леса, на Украине поля заменили степи.

Сельскохозяйственные ландшафты оказались неустойчивы, что привело к ряду локальных и региональных экологических катастроф. Так неправильная мелиорация стала причиной засоления почв и потери большей части возделываемых земель Междуречья, глубокая распашка привела к пыльным бурям в Казахстане и Америке, перевыпас скота и земледелие к опустыниванию в зоне Сахель в Африке. Сильнее всего на природную среду воздействует земледелие.

Его факторы воздействия таковы:

сведение природной растительности на сельхозугодья, распашка земель;

обработка (рыхление) почвы, особенно с применением отвального плуга;

применение минеральных удобрений и ядохимикатов;

И сильнее всего воздействие на сами почвы:

разрушение почвенных экосистем;

разрушение структуры и уплотнение почвы;

водяная и ветровая эрозия почв.

Существуют определённые способы и технологии ведения сельского хозяйства, которые смягчают или полностью устраняют негативные факторы, например, технологии точного земледелия. Животноводство влияет на природу меньше. Его факторы воздействия таковы:

перевыпас - то есть выпас скота в количествах превышающих способности пастбищ к восстановлению;

непереработанные отходы животноводческих комплексов.

К общим нарушениям, вызываемым сельскохозяйственной деятельностью можно отнести:

загрязнение поверхностных вод (рек, озёр, морей) и деградация водных экосистем при эвтрофикации;

загрязнение грунтовых вод;

сведение лесов и деградация лесных экосистем (обезлесивание);

нарушение водного режима на значительных территориях (при осушении или орошении);

опустынивание в результате комплексного нарушения почв и растительного покрова;

уничтожение природных мест обитаний многих видов живых организмов и как следствие вымирание и исчезновение редких и прочих видов.

Во второй половине ХХ века стала актуальна ещё одна проблема: уменьшение в продукции растениеводства содержания витаминов и микроэлементов и накопление в продукции как растениеводства, так и животноводства вредных веществ (нитратов, пестицидов, гормонов, антибиотиков и т. п.).

Причина − деградация почв, что ведёт к снижению уровня микроэлементов и интенсификация производства, особенно в животноводстве. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства

Пути решения экологических проблем сельского хозяйства:

1. Точное земледелие может применяться для улучшения состояния полей и агроменеджмента. Это один из способов развития сельского хозяйства. Оно идёт по нескольким направлениям: агрономическое: с учётом реальных потребностей культуры в удобрениях совершенствуется агропроизводство; техническое: совершеннее тайм-менеджмент на уровне хозяйства (в том числе, улучшается планирование сельскохозяйственных операций); экологическое: сокращается негативное воздействие сельхозпроизводства на окружающую среду (более точная оценка потребностей культуры в азотных удобрениях приводит к ограничению применения и разбрасывания азотных удобрений или нитратов); экономическое: рост производительности и/или сокращение затрат повышают эффективность агробизнеса (в том числе, сокращаются затраты на внесение азотных удобрений).

2. Органическое сельское хозяйство, экологическое сельское хозяйство, биологическое сельское хозяйство — форма ведения сельского хозяйства, подразумевающая оптимальное развитие сельского хозяйства, в рамках которой происходит сознательная минимизация использования синтетических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений, кормовых добавок, генетически модифицированных организмов. Напротив, для увеличения урожайности, обеспечения культурных растений элементами минерального питания, борьбы с вредителями и сорняками, активнее применяется эффект севооборотов, органических удобрений (навоз, компосты, пожнивные остатки, сидераты и др.), различных методов обработки почвы.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: История охраны природы в России

Охрана природы – система мер, направленных на поддержание взаимодействия между человеком и окружающей природной средой, обеспечивающего сохранение и восстановление природных ресурсов.

Охрана природы в допетровскую эпоху.

В Русской правде – своде законов XI в. – содержались нормы ответственности за недозволенный действия в отношении земель и рек, порчу леса и самовольный сбор дров. Наказания в виде штрафов и возмещения убытков устанавливались за хищение добычи из ловчих орудий, самовольную охоту на пушных зверей и охоту в чужих землях.

В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче было принято соборное уложение, в котором нашли свое отражение и вопросы, касающиеся охраны природы и разграничения пользования природными ресурсами.

В допетровской России можно выделить неявные, неосознанные начала природоохранной деятельности, которые можно выделить в следующие категории:

- заповедание отдельных лесных участков;

- защита прав собственности на бортные деревья;

- охрана бобровых поселений;

- ограничение пользования участками леса – местами княжеской охоты;

- запрет лесопользования в засечных (оборонных) лесах и охрана их от пожаров;

- введение элементарных правил охоты.

Охрана природы в Петровскую эпоху.

Петр Великий был первым царем, узаконившим природоохранные мероприятия, направленные на благополучие не только собственных угодий, но и всего государства.

Первым общегосударственным указом стал Указ от 1 февраля 1703 г., требующий описания все лесов заповедных пород, пригодных для кораблестроения. За самовольную порубку дуба предусматривалась смертная казнь, деревьев других заповедных пород – ссылка на каторгу и денежный штраф.

В этот период были достигнуты результаты:

- введены начала лесоуправления;

- заложены основы лесного и природоохранного законодательства;

- запрщена или значительно ограничена охота на лосей и птиц, введены жесткие сроки охоты;

- начаты работы по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению;

- внимание к чистоте рек и морей, укреплению берегов каналов, рек и водоемов;

- улучшено санитарное и противопожарное состояние лесов.

Охрана природы в послепетровский период до 1917 г.

В конце 60-х гг. XVIII в. Начались знаменитые экспедиции Академии наук России. Результаты этих экспедиций дали богатый материал о местах распространения и среде обитания животных в то время.

После отмены крепостного права в 1861 г. состояние лесов резко ухудшилось. Для охраны государственного леса от порубки была введена повсеместная наемная лесная стража из лесников и объездчиков.

В 1905 г. был принят новый Лесной устав, который стал толчком в развитии лесного и природоохранного законодательства в России.

С 16 апреля 1912 г. начинается история заповедников в России. В этот день было принято правительственное постановление о неотложном выделении «охранных участков, которые служили бы местом для спокойного существования и размножения соболей и центром их расселения в прилегающие охотничьи районы.

Охрана природы в советское время.

К концу 70-х гг. XX в. На основе тщательных научных разработок стало формироваться законодательство, связанное с рациональным использованием и охраной животного мира, разворачивалась планомерная работа по борьбе с браконьерством.

Охрана природы в России в постсоветский период.

Постановлением правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. №48 было утверждено Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, в котором признано, что «государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

В 1993 г. были приняты основы лесного законодательства России, которые значительно отличались от всех предыдущих лесных законов.

В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ гл. 26 посвящена экологическим преступлениям.

В настоящее время действует Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. №200-ФЗ.

В 2006 г. был принят новый Водный кодекс РФ ( от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ) вместо кодекса 1995 г.

Студенты заочной формы обучения самостоятельно изучают следующие темы лекций:

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. История дореволюционного лесного законодательства

2. История лесного законодательства в советский период

3. Развитие лесного законодательства в современный период

ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ПРАВА НА ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ

1. Право собственности на леса

2. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками

3. Право безвозмездного пользования лесными участками

ЛЕКЦИЯ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ

1. Порядок использования лесов

2. Договор аренды лесного участка

3. Договор купли-продажи лесных насаждений

ЛЕКЦИЯ 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ

1. Понятие и сущность охраны лесов

2. Направления по охране лесов

3. Авиационные работы по охране и защите лесов

4. Охрана лесов от пожаров

5.Охрана лесов от радиоактивного загрязнения

К следующей сессии студенты заочной формы обучения, в обязательном порядке, должны выполнить и предоставить контрольные работы по пройденному материалу.

Задания для выполнения Контрольных работ.

Вариант 1

1. Использование лесов в древнерусский период, собственность на леса в России в эпоху Средневековья. Роль Петра I в формировании лесной политики.

2. Формы собственности на леса. Федеральная собственность на леса.

3. Государственный мониторинг лесов.

Вариант 2

1. Учреждение Лесного департамента. Роль лесного Устава в развитии лесного законодательства и лесоуправления.

2. Формы собственности на леса. Муниципальная собственность на леса

3. Инструменты государственного управления лесами. Государственная инвентаризация лесов.

Вариант 3

1. Особенности формирования лесной политики и лесоуправления в послереволюционное время в России и до распада СССР.

2. Процедура проведения аукциона по предоставлению лесных участков в аренду и продажи лесных насаждений.

3. Правила пожарной безопасности в лесах.

Вариант 4

2. Особенности заключения договора на аренду лесных участков и купли-продажи лесных насаждений.

3. Структура государственного управления лесами (на примере Удмуртской Республики).

Вариант 5

1. Основные положения Лесного Кодекса РФ от 04.12.2006 г. Принципиальные особенности их в сравнении с ранее действовавшим лесным законодательством РФ.

2. Лесной сервитут (частный, публичный).

3. Инструменты государственного управления лесами. Государственный кадастровый учет лесных участков.

Вариант 6

1. Основные положения права собственности на леса в период с XIII по XVI вв.

2. Процедура формирования лесного участка.

3. Субъекты лесных отношений в РФ. Процесс организации государственного управления лесами.

Вариант 7

1. Реформы лесоуправления в первой трети XIX в. Роль лесного устава в развитии лесного законодательства и лесоуправления.

2. Инструменты государственного управления лесами. Лесной планирование (цели и задачи, основные положения, виды и формы документации).

3. Правила санитарной безопасности в лесах.

Вариант 8

1. Основные положения в вопросе лесных отношений по Соборному уложению1639г.

2. Инструменты государственного управления лесами. Лесохозяйственный регламент (понятие, цели, содержание, состав, порядок разработки, сроки действия).

3. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками.

Вариант 9

1. Учреждение лесного департамента, лесной устав в развитии лесного законодательства Российской Империи (предпосылки к созданию, основные положения).

2. Инструменты государственного управления лесами. Лесная декларация, проект освоения лесов (цели, задачи, содержание).

3. Право безвозмездного пользования лесными участками.

Успехов!

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. История дореволюционного лесного законодательства. Рассмотрение истории правового регулирования лесных отношений необходимо для учета опыта правового регулирования лесных отношений. Целесообразно историю государственной собственности на леса подразделять на дореволюционный, советский и современный периоды.

Первоначально (в VIII-XIIвв.) отсутствовали ограничения на использование лесов, поэтому не было необходимости в принятии законов о лесах, в управлении лесами. В материалах по истории Древней Руси лес в качестве категории земель упоминается редко. Обусловлено это тем, что леса настолько были естественным элементом ландшафта, что не заслуживали специального летописного упоминания. В летописи попадали значимые для того времени угодья, например, пашенные и луговые земли, бобровые гоны, сенокосные угодья.

Начиная с XVII в. стали приниматься первые законодательные акты о лесах в качестве самостоятельного объекта прав собственности, а не в качестве составной части другого объекта права собственности.

Во время царствования Петра Iлесное законодательство получило новый толчок своего развития. Он установил запретные полосы вдоль берегов больших (Волга, Дон) и малых рек шириной 50 и 20 верст соответственно. Рубка деревьев в этих лесах была разрешена исключительно для государственных нужд. Нарушителям данного Указа грозила смертная казнь.

Петр I заложил основы лесоуправления:

1718 г. – создание государственной лесной стражи с целью охраны корабельных лесов;

1719 г. – учреждение единого государственного органа по управлению лесами – Адмиралтейства;

1722 г. Указ о введении службы вальдмейстеров в России с целью надзора за соблюдением лесного законодательства;

В период царствования Екатерины IIнаблюдалось ослабление государственной политики в лесном хозяйстве. Лесоуправление, имевшее ранее целью обеспечение нужд военного флота, а соответственно, охрану корабельных лесов, стало иметь экономический характер – одной из главных целей стало пополнение казны за счет дохода от лесов.

В 1798 г. был создан Лесной департамент, что стало днем отсчета создания государственного лесного хозяйства.

Основным нормативным актом, регулирующим право собственности на леса в России в XIXв., был Лесной устав, утвержденный 11 ноября 1802 г. Некоторые его статьи, взятые из Соборного Уложения 1649 г. Алексея Михайловича, продолжали действовать вплоть до 1917 г.

В соответствии с Лесным уставом леса были разделены на государственные и состоящие в общественной и частной собственности. Государственными лесами являлись те, которые составляли собственность казны.

Государственные леса делились на казенные и на имеющие особое предназначение. Казенными назывались те государственные леса, которые не были отведены к особым ведомствам, не приписаны к каким-либо заведениям или обществам и состояли в непосредственном распоряжении казны. Государственными лесами, имеющими особое предназначение, являлись те, в отношении которых предоставлено право пользования особым ведомствам, заведениям или обществам.

Итак, леса царской России по форме собственности в начале XXв. делились на следующие группы:

1) Казенные и удельного ведомства; 2) частновладельческие; 3) крестьянские частные; 4) леса крестьянских обществ.

К 1914 г. по европейской территории России лесные площади распределились следующим образом: казне и удельному ведомству принадлежало 60%; частным владельцам – 31,2%, в том числе зажиточным крестьянам – 2%; крестьянским обществам – 8,8% лесов. По официальным данным, с учетом Финляндии и Кавказа, в целом по империи государству принадлежало на момент 1913 г. более 70% лесов. Следовательно, основным владельцем лесов в дореволюционной России было государство.

В соответствии с дореволюционным законодательством было возможно отчуждение казенных (государственных) лесов, не имеющих большого хозяйственного значения, находившихся среди крестьянских или частновладельческих лесов. В данном случае преимущественное право покупки предоставлялось смежным землевладельцам. Продажа участков указанных земель осуществлялась центральным органом лесного управления или органом законодательным.

Таким образом, юридическое и экономическое положение казенных лесов практически полностью соответствовало положению лесов частновладельческих. Основным собственником лесов в дореволюционной России было государство, однако освоенные леса в Европейской части России были преимущественно частновладельческими, при этом государственная собственность открывала недоступные для частного лесовладения перспективы по всестороннему использованию леса, в первую очередь его защитных свойств, по организации ведения научно поставленного лесного хозяйства.

Лесной кодекс РСФСР 1923 г. присоединил еще формальный момент – отграничение лесов от земель иного, т.е. сельскохозяйственного назначения. Декрет о лесах положил начало правовой классификации лесов, исходя из их целевого назначения.

Высшее закрепление права исключительной государственной собственности на леса получило в Конституции СССР 1923 г. и конституциях союзных республик.

В 1947 г. было образовано Министерство лесного хозяйства РСФСР, что способствовало значительному росту лесоустроительных и лесокультурных работ. Министерством в 1949-1953 гг. была проведена огромная работа по выполнению так называемого сталинского плана преобразования природы по созданию различных видов защитных лесонасаждений в лесостепной, степной и полупустынной географических зонах Европейской части России. Впервые с 1950 г. в плановом порядке были развернуты работы по лесоосушительной мелиорации. Также значительно расширилась научно-исследовательская работа, были организованы опытные лесхозы, сеть лесных опытных станций и опорных пунктов.

Тем самым можно сделать вывод, что с организацией единого центрального органа по руководству лесным хозяйством всей страны состояние государственных лесов значительно улучшилось.

В 1953 г. было ликвидировано Министерство лесного хозяйства и создано Главное управление лесного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства СССР. В результате чего произошло снижение объемов лесоохранительных и, в частности, лесовосстановительных работ.

В рассматриваемый период право собственности государства на земли лесного фонда носило исключительный характер. Исключительность государственной собственности на землю обуславливает единство всего государственного земельного фонда, в чьем бы ведении не находились те или другие земельные участки.

Значительной вехой лесного законодательства было принятие в 1977 г. Основ лесного законодательства СССР и 8 августа 1978 г. в соответствии с ним Лесного кодекса РСФСР, который вступил в силу 1 января 1979 г.

Основы лесного законодательства СССР определили правовые основы лесных правоотношений, закрепляли государственную собственность на леса.

Основы лесного законодательства СССР объявляли леса всенародным достоянием. Это означало, что субъектом присвоения природных богатств выступал весь народ, а не отдельные граждане или организации в каких-то долях, а само присвоение производилось в интересах всего общества.

Лесной кодекс РСФСР 1979 г. провозгласил в преамбуле государственную собственность на леса основой лесных отношений и главной предпосылкой рационального ведения лесного хозяйства.

Данный акт признал большую роль лесов в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. В ЛК РФ РСФСР была закреплена роль лесов как источника удовлетворения потребностей страны в древесине и другой лесной продукции и как биологического объекта, который оказывает благоприятное влияние на климат, атмосферу, гидрологический режим рек и других водных объектов.

Особенностью земли, лесов и других природных ресурсов как объектов права государственной собственности являлось то, что они не имели стоимости, так как представляли собой естественное богатство, данное самой природой. Из этого положения в советское время следовал принцип бесплатности землепользования и пользования другими природными богатствами в СССР, а также то, что в отношении земли, лесов и других природных ресурсов не проводилась денежная оценка.

В современное время положение изменилось. В настоящее время как в лесном законодательстве (п. 11 ст. 1 ЛК РФ), так и в ЗК РФ (п. 7 ст. 1 ЗК РФ) закреплены принципы платности соответственно использования лесов и землепользования.


Данная статья посвящена анализу истории становления лесного законодательства России. В данной статье раскрываются вопросы о том, когда произошло зарождение лесного законодательства в Древней Руси, какие права имели люди на лесные ресурсы. Какой вклад внесли правители России на разных этапах времени.

Ключевые слова: лес, лесное законодательство, лесопользование, охрана.

Это уложение закрепило формы собственности, кроме государственной, на леса, что законодательно было сделано впервые. Так выделялись леса:

– вотчинные — леса родовых имений, которые могли быть пожалованы царем другим лицам. Также они являлись частью наследства;

– поместные — леса на землях, жалованных царем отдельным лицам за службу во временное или пожизненное владение;

– поверстные — леса казны;

– въезжие — общие для нескольких поселений или нескольких владельцев.

Петром I были заложены основы лесоуправления следующими указами:

1718 г. — создание государственной лесной стражи с целью охраны корабельных лесов;

1719 г. — учреждение единого государственного органа по управлению лесами — Адмиралтейства;

1722 г. — издание указа о введении службы вальдмейстеров в России с целью надзора за соблюдением лесного законодательства;

Екатерина II впервые за многие годы отклонилась от курса, установленного Петром I. Она яро отстаивала интересы дворян, что оставило отпечаток на законодательстве во всех сферах жизни. Так, в 1782 г. был подписан указ, который гласил, что владельцам земли предоставляется право полной собственности на находящиеся на ней леса. Как следствие началась неограниченная порубка лесов. Дворян освободили от несения вельдмейстерской службы, их заменили обер-форстмейстеры и форстмейстеры. Теперь лесоуправление имело экономический окрас — пополнение казны за счет дохода от продажи ресурсов.

На обер-форстмейстеров возложен контроль над лесами, восстановление лесов, отпуск их на государственные нужды. Это касалось не только государственных, а и заказных, удельных, коннозаводских лесов.

Итак, леса царской России по форме собственности в начале XX в. делились на следующие группы:

1) казенные леса и леса удельного ведомства;

2) частновладельческие леса (располагались в основном в европейской части России, в наиболее обжитой ее части);

3) крестьянские частные леса;

4) леса крестьянских обществ.

Государственная собственность на лес неоднократно подчеркивалась в последующих нормативно-правовых актах. Лесной кодекс РСФСР 1923 г закрепил разделение единого государственного лесного фонда на леса местного значения и леса общегосударственного значения. Конституция СССР 1923 г. и конституциях союзных республик закрепило исключительное право собственности государства на лес.

– леса государственных заповедников;

– леса с эксплуатационным и защитным значением, где необходимо соблюдение требований лесосохранительных при осуществлении лесопользования;

– остальные леса государственного лесного фонда, где были разрешены промышленные рубки в неограниченных размерах.

Время послевоенное было направлено на восстановление и развитие лесных ресурсов. В 1947г. создано Министерство лесного хозяйства РСФСР. Минстерство с 1949–1953 гг. осуществляло сталинский план преобразования природы по созданию различных видов защитных лесонасаждений в лесостепной, степной и полупустынной географических зонах Европейской России. Как отдельное министерство государственный орган просуществовал до 1953 г. Вместо него было создано Главное управление лесного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства СССР. Как итог, снизилось качество лесовосстановительных работ, охраны лесов. Был снят запрет на рубку лесов первой группы в европейской части СССР и правительство разрешило проводить в данной категории лесов лесовосстановительные рубки.

Важным событием в развитии лесного законодательства было принятие в 1977 г. Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и 8 августа 1978 г. в соответствии с ними Лесного кодекса РСФСР, который вступил в силу с 1 января 1979 г. Согласно данному акту леса объявлялись всенародным достоянием. Советское государство устанавливало порядок охраны и защиты, пользования и воспроизводства лесов. Что имело значение для рационального использования ресурсов. Так, ст. 3 Лесного кодекса РСФСР регламентировала, что леса состояли в исключительной государственной собственности и предоставлялись только в пользование. Особенностью земли, лесов и других природных ресурсов как объектов права государственной собственности являлось то, что они не имели стоимости, так как представляли собой естественное богатство, данное самой природой. Из этого следовал принцип бесплатности пользования землями и другими природными богатствами в СССР, а также то, что в отношении их не была установлена денежная оценка.

Современное лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, как гласит ст. 72 Конституции Российской Федерации. Основой лесного законодательства является Лесной кодекс Российской Федерации, принятый 4 декабря 2006 г.

Итак, исторический анализ становления лесного законодательства России демонстрирует, что господствующей формой собственности на леса в России исторически была государственная форма собственности. Установление форм собственности, права пользования, охраны ресурсов связано с именем Петра I. Объясняется отсутствовавшая необходимость в централизованной охране лесных ресурсов в допетровский период излишками лесов и их низкой значимостью для государства в целом.

Дальнейшая политика правителей нанесла ущерб лесным ресурсам, который привел к принятию законов, ограничивающий права подданных в использовании и владением лесами. На современном этапе лесные ресурсы признают исключительно достоянием народа и собственностью государства.

Основные термины (генерируются автоматически): лес, лесное законодательство, Российская Федерация, Лесной кодекс РСФСР, лесной фонд, ресурс, форма собственности, государственная собственность, лесное хозяйство, Лесной кодекс.

Читайте также: