История развития методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста доклад

Обновлено: 13.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ

Возникновение детских садов связа- но с именем немецкого педагога Фри- дриха Фребеля (1782-1852). В 1837 году он организовал первое учебное и воспи-

тательное заведение для детей до- школьного возраста, которое назвал детским садом. «Это последнее назва- ние имеет двоякое значение: во-первых,

А в России первые детские сады, как новый тип образовательного учрежде- ния, появились в 60–е гг. XIX при под- держке частных лиц и благотворитель- ных обществ. Их было не так много, и, за редким исключением все они были платными. Они работали по системе Ф. Фребеля, но некоторые развивали свои методические идеи.

– физическое, умственное, нравственное воспитание детей. Также большой вклад в разработку проблем воспитания до- школьников внесла детская писатель- ница Е. Н. Водовозова (1844–1923). В 1871 году она опубликовала книгу для воспитателей дошкольных учреждений

– умственное и нравственное воспи- тание дошкольников;

– значение системы Ф. Фребеля, его игр и занятий;

– содержание и методика воспитания детей отдельных возрастных групп (от 1 до 4; от 4 до 6; от 6 до 8 лет);

– обзор развивающих детских игру- шек. Книга имела приложения: таблицы для организации ручных занятий; песни и ноты.

Таким образом, в первых дошколь- ных организациях России музыкальном воспитанием детей занимались воспита- тели, имеющие определённые музы- кальные данные, в подготовке которых отдельное внимание уделялось пению.

Определенный вклад в раздел до- школьной педагогической науки внесли Петр Франкович Лесгафт, Петр Федо- рович Каптеров, Карл Николаевич Вентцель, Елизавета Ивановна Тихеева, Луиза Карловна Шлегер, Станислав Теофилович Шацкий.

П.Ф. Каптеров (1849–1922) – препо- даватель педагогики и психологии в средних и высших учебных заведениях. Изучая проблемы дошкольной педаго- гики, написал несколько работ по теме:

«Задачи и основы семейного воспита-

Другой педагог, представитель сво- бодного воспитания – К. Н. Вентцель (1857–1947) считал, что занятия в дет- ском саду должны строится с учетом индивидуальных потребностей и инте- ресов детей, где большое внимание уде- лялось развитию творческих способно- стей

Крупным ученым и практиком, по- святившим всю свою жизнь дошколь- ному воспитанию, была Елизавета Ива- новна Тихеева (1866–1944), которая со- здала оригинальную теорию дошколь- ного воспитания. Основные идеи этой теории: преемственность воспитания в детском саду, семье, школе; особое ме- сто методики развития речи дошколь- ника.

Также Луиза Карловна установила требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для

каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, нали- чие музея детских работ и др. Деление детей по группам производится по воз- расту или развитию. Количество детей в группе 15 человек.

ли, методисты, научные работники, сре- ди которых Н. К. Крупская, А. В. Су- ровцева, Е. И. Радина.

Серьезные изменения произошли в 60–80-х гг. в содержании и организации работы дошкольных учреждений. Со- держание учебных программ определя- ется с учетом возраста детей и местных условий. В детских садах дошкольников учат чтению на родном языке, форми- руют элементарные математические представления, закладывают основы художественной деятельности с учетом национальных и местных традиций, развивают навыки трудовой деятельно- сти.

В 1991 году выходит Всемирная де- кларация обеспечения, выживания, за- щиты и развития детей, которая на высшем уровне решала важные вопросы детства. В 1992 году выходит Закон РФ

кальному воспитанию детей. Так же существуют дополнительные, парци- альные программы музыкального вос- питания в дошкольных образователь- ных учреждениях по направлению

В наше время программ музыкально- го дошкольного воспитания достаточно много, но задачи при этом одинаковы. Цель музыкального воспитания в ДОУ – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного музыкального детства, формирование основ базовой музы- кальной культуры личности, всесторон- нее развитие музыкальных, психиче- ских и физических качеств в соответ- ствии с возрастными и индивидуальны- ми особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Задачи музыкального воспитания следующие: подготовить детей к вос- приятию музыкальных образов и пред- ставлений, заложить основы гармониче- ского развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивиду- альных способностей), приобщать детей к русской народно-традиционной и ми- ровой музыкальной культуре, подгото- вить детей к освоению приемов и навы-

ков в различных видах музыкальной де- ятельности адекватно детским возмож- ностям, развивать коммуникативные способности, научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни, познакомить де- тей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступ- ной форме, обогатить детей музыкаль- ными знаниями и представлениями в музыкальной игре, развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

К концу обучения программы ребе- нок должен уметь различать жанры му- зыкальных произведений, звучание му- зыкальных инструментов, различать ча- сти произведения, внимательно слушать музыку, определять характер музыкаль- ного произведения, выделять отдельные средства выразительности, петь не- сложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкаль- но, правильно передавая мелодию, вос- производить и чисто петь общее направление мелодии, сохранять пра- вильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание, петь индивидуально и коллективно, с сопро- вождением и без него, выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

Занятия образовательной области

Пение – один из основных видов дея- тельности. Здесь используется принцип

гает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста.

В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах активно используется вокально-хоровая деятельность. Только на основе положительных эмоций у де- тей возникает желание приобщиться к этому виду музыкальной деятельности. Песенный репертуар очень разнообра- зен. В начале года песни используются простые, то к середине и к концу года постепенно дети поют более сложные песни.

На музыкальных занятиях использу- ются потешки, попевки, поговорки, ко- лыбельные. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук. Используются пальчиковые игры с пропеванием слов которые способствуют развитию мелкой моторике и речи, так же формируется умение слушать.

Другой вид деятельности – слуша- ние, решает ряд задач на музыкальных занятиях, так и в течении дня: ознаком- ление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкаль- ных впечатлений, развитие музыкаль- ных способностей и навыков культур- ного слушания музыки, развитие спо- собности различать характер песен, ин- струментальных пьес, средств их выра- зительности; формирование музыкаль- ного вкуса.

вается музыкальная память, звуковы- сотный и тембровый слух.

Работа над музыкально – ритмиче- скими движениями тоже требует особо- го внимания, т. к. направлена не только на эмоциональное развитие детей, но и на развитие музыкального восприятия. Решаются не только музыкальные зада- чи, но и элементарные компоненты му- зыкального мышления и чувства ритма, развивается двигательная активность, внимание, память. Это самая любимая и самая веселая часть музыкального заня- тия и является наиболее эффективным способом активизации всех детей. В этом виде музыкальной деятельности дети играют и танцуют по одному и в паре, выполняет упражнения с флажка- ми, султанчиками, платочками, кубика- ми, колечками, погремушками. Движе- ния под веселую, живую музыку и фо- нограмму радуют детей, что само по се- бе очень важно. Положительные эмоции облегчают обучение, дети очень любят танцевать.

Игра на музыкальных инструментах

– один из видов детского исполнитель- ства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на заняти- ях, так и в повседневной жизни) обога-

щает музыкальные впечатления до- школьников, развивает их музыкальные способности. Решает следующие обра- зовательные задачи: совершенствование эстетического восприятия и чувства ре- бенка, становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, це- леустремленность, усидчивость, разви- тие сосредоточенности, памяти, фанта- зии, творческих способностей, музы- кального вкуса, знакомство с детскими музыкальными инструментами и обуче- ние детей игре на них, развитие коорди- нации музыкального мышления и дви- гательных функций организма.

Музыкальные занятия интересны де- тям, так как они проходят в игровой форме, а игра – универсальное средство всестороннего гармоничного развития ребенка и инструмент общения детей и взрослых, инструмент эмоционального взаимодействия.

1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада- к начальной школе) / Воронеж: МОДЭК, 1998. – 352 с.

2. Апраксина, О. Методика музыкального воспитания. / Москва: Музыка,1984. –

3. Бехтерев, В. М. О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с пер- вых дней его детства / Москва: Музыка, 1996. – 16 с.

4. Ветлугина, Н. Музыкальное развитие ребенка / Москва: Просвещение, 1968. –

5. Гогоберидзе, О. В Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под редакцией А. Г. Солнцевой. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 464 с.

6. Демченко, А. Д. Вокальные игры с детьми. Программно-методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка-дошкольника / Музыка: Музыка, 2000. – 71 с.

7. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / С. В. Лыков, Л. М Волобуева. – Москва, 2001. – 400 с.

8. Зацепина, М. Методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет / Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 67 с.

9. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / Музыка: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

10. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника 2-е издание / Науч. ред. JI.A. Парамонова, Т. И. Алиева и др. – Москва: Карапуз, 2001. –304с.

11. Князев, Е. Первые детские сады России: 150-летию посвящается. Учительская газета /Москва, 2013 №39 от 24 сентября.

12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Москва: Академия, 2001.– 416 с.

13. Миры детства: конструирование возможностей. Образовательная программа дошкольного образования / Т.Н. Доронова [и др.]; науч. руководитель А.Г. Асмолов и Т.Н. Доронова – М.: АСТ: Астрель, 2015. – 225 с.

14. На крыльях детства: примерная образовательная программа дошкольного обра- зования / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ИД Карапуз, 2014. — 202 с

16. От рождения до школы примерная общеобразовательная программа дошкольно- го образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва.: Мозаика Синтез, 2014. – 368 с.

18. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомен- дации для работников дошкольных образовательных учреждений /Сост. O.A. Соломен- никова. – Москва: Аркти, 2003. –112 с.

19. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образо- вания / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва].

— 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 232 с.

20. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обра- зования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2010.

ММВ входит в систему педагогических наук и занимает в ней своё, относительно самостоятельное место. Значение ММВ обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения. История ММВ показывает, что развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы.

Методика связана с идеологией страны, эстетикой, музыкознания.

В решении своих проблем методика опирается и на психологию (изучение развития музыкального восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики

ребёнка, её проявлений и развитий, без понимания, что такое музыкальные способности и человеческая деятельность.) В тесной связи с

психологией методика решает вопросы о доступности учащимся материала, его объёма, а также об эффективности используемых методов.

При изучении певческого голоса, методика опирается на исследования в области физиологии.

Развитие смежных наук имеет большое значение для ММВ, так как увеличивается возможность интегрировать их научные данные. Чем теснее связь с ними, тем в большей мере обогащается методика.

ММВ, как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики и опирается на дидактические принципы (научность, доступность материала, наглядность его преподнесения, прочность знаний, умений, навыков).

Вместе с тем ММВ выдвигает и свои принципы: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического, единство развития ладового, ритмического чувства формы. Они направлены на развитие музыкальных способностей, интереса к музыке, воспитание вкуса и музыкальной культуры в целом.

Принцип единства эмоционального и сознательного обусловлено спецификой восприятия музыки. Восприятие музыки вызывает эмоциональные впечатления, а если это осознанно музыкальное предложение, то и раскрывается содержание произведения, следовательно, накопление учащимися музыкального опыта. Т.о.воспитываются их интересы и вкусы.

Принцип единства художественного и технического,основывается на том, что художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений (при разучивании песни формируются вокально-хоровые навыки, для игры на инструментах, учащиеся овладевают простейшими приёмами игры.) При этом овладение навыками является средством для достижения цели- художественного исполнения музыкального произведения. Единство художественного и технического в работе над

произведением достигается при условии развития творческой инициативы у учащегося.

Принцип единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формыдолжен лежать в основе различных видов музыкальной деятельности. Благодаря комплексному и последовательному развитию музыкальных способностей у школьников формируются представления о принципах развития музыки, выразительности элементов музыкальной речи, выразительных возможностях музыкальных форм. (формирование представлений о вариационной форме происходит на основе активизации ладового, ритмического чувства в процессе выявлений изменений темы. )

ММВ опирается на педагогику и в определении методов. Разработка методов связана с проблемами: взаимосвязью их с содержанием музыкального воспитания, развития музыкальных и творческих способностей учащихся, развитие музыкального слуха и голоса, возрастными и индивидуальными особенностями восприятия музыки, возможностями различных видов музыкальной деятельности развитии учащихся.

В задачи методики входят также совершенствование различных форм учебно-воспитательного процесса: урок музыки, факультативные, музыкальные занятия, внеклассная и внешкольная работа.

История становления методики музыкального воспитания.

Появилась эта наука ещё в средние века, но особенно активное становление её началось с 60-х годов 19 века. Это было вызвано ростом общественного движения, распространением передовых идей народности искусства и воспитания.

Примером музыкально-просветительской деятельности явилось открытие Балакиревым и Ломакиным, в Петербурге, 1-ой в России БМШ (1862г.)

В этот период разрешается различные упрощённые системы ознакомления детей в процессе пения с элементами музыкальной грамоты. Большое распространение получила цифровая система, в которой каждая ступень звукоряда обозначалась соответствующей цифрой (до-1). Движение мелодии запоминалось посредством цифровых названий ступеней. Что касается длительностей, то четверть = цифре; половинная = цифре с точкой. Для записей простейших мелодий цифровая система была приемлема, но для записи более сложных приходилось вводить много дополнительных знаков.

Критикуя цифровую систему, Карасёв предлагал вводить буквенную, где каждая ступень звукоряда обозначалась гласным звуком.

Широкое распространение имела система подвижного до, сторонником и пропагандистом является методист Мироносицкий (1 ст.- всегда до) +ручное обозначение.

Эти же знаки используются в релятивной сольмизации.

Все названные упрощённые системы разрабатывались и применялись только в народных школах.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.


В статье представлены обобщённые факты и данные программных документов, связанных с историей развития системы музыкального воспитания дошкольников России.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, история музыкального развития дошкольников, появление музыкальных занятий.

Музыкальное воспитание сегодня является неотъемлемой частью дошкольного образования России. Такому положению предшествовала длительная история теоретико-методологических исследований, поиск форм, методов и приёмов музыкальных занятий, отразившихся на практике и в программных положениях дошкольных учреждений. Реформы образования вносят новые стандарты работы с дошкольниками, требующие поиска оптимальных форм образовательной и воспитательной работы. В ситуации внедрения реформ необходимо учитывать весь богатый теоретико-практический опыт педагогики, в том числе в вопросах музыкального воспитания дошкольников.

Для анализа музыкального воспитания как культурно-исторического феномена, представляется важным проследить место музыкального воспитания в программных документах, условия, цели и задачи музыкального воспитания дошкольников в разные исторические периоды. В документах, разработанных по возрастным группам дошкольников, в статье будут рассмотрены рекомендации для детей 6-ти лет. Взгляды на дошкольное детство, музыкальные способности и возможности для их развития выражались в исследовательских и методических работах, которые также обзорно представлены в статье в хронологическом порядке.

На Всероссийских совещаниях по вопросам музыкального и художественного развития (12–14 июля 1938 г., и 03–07 февраля 1941 г.) Н. А. Ветлугина писала о том, что педагоги практики, научные работники и методисты активно дискутируют в поисках ответа на вопросы о том, в какой мере обучение по программам обеспечивает творческое развитие детей. Эти темы были актуальны в связи с тем, что музыкальные занятия начинали рассматриваться педагогическим сообществом не только как средство общего развития ребёнка, но и с точки зрения задач развития музыкальных способностей [2]. Тем не менее, музыкальное воспитание дошкольников в это время продолжал осуществлять воспитатель, получивший профессиональную подготовку.

  1. Осуществлять правильное музыкальное воспитание;
  2. Вести систематическую работу с воспитателями детского сада, оказывая им помощь в занятиях с детьми по пению, физкультуре, подготовке и проведению детских праздников;
  3. Консультировать родителей по вопросам музыкального воспитания детей;
  4. Работать по графику, согласованному с заведующей и вести учёт своей работы [11, c. 9].

Как видно из требований, музыкальный руководитель в это время рассматривался как помощник воспитателя и консультант для родителей в вопросах музыкального воспитания. В программе отмечается, что воспитатель вводит песню, пляску, слушание патефона, игру на ксилофонах в повседневную жизнь детей. Таким образом, музыкальное образование и воспитание осуществляется не только на обязательных занятиях, но и на прогулках, в играх детей, при показах диафильмов, теневого театра. Что касается обязательных музыкальных занятий, то в руководстве говорится о том, что воспитатель должен проводить их в старшей группе не реже двух раз в неделю. Такие занятия должны включать в себя пение, слушание музыки, музыкальные игры, упражнения и пляски. Программно-методические указания сгруппированы по трём возрастным группам: младшая, средняя и старшая. Дети шести лет отнесены к старшей группе. Обязательные занятия в этом возрасте рекомендованы в течении 30 минут в первую половину дня (1–2 занятия) и 40 минут во вторую половину дня (1–2 занятия) [11, c.106–107].

В руководстве отмечалось, что игра на ксилофоне развитию слуха и настойчивости. Для избегания излишнего шума рекомендовалось давать детям не более двух ксилофонов одновременно. Описан приём обучения игре детей: воспитатель проигрывает детям знакомую мелодию, после чего дети по желанию, могут попробовать воспроизвести её сами. Если возникают затруднения, на помощь приходят другие дети или воспитатель. Раздел музыкального воспитания Руководства заканчивается перечнем умений и навыков, которые дошкольники должны освоить к окончанию года. Для старшей группы этот перечень включает в себя: умение петь без воспитателя, всей группой и небольшими группами песни естественным звуком, без крика, передавая правильно мелодию, ритм, чётко произнося слова в песня, делая оттенки, в зависимости от текста и характера мелодии; знать и уметь исполнить индивидуально одну-две песни; слушать детские, народные, массовые песни в исполнении взрослых (соло, дуэт, ансамбль); слушать небольшие музыкальные произведения (32–64 такта) инструментальной музыки, исполненные на каком-нибудь инструменте или в патефонной записи; узнавать пройденные за год музыкальные произведения; точно передавать в движениях общий характер и отдельные элементы музыки: темп, силу звука, ритм; играть в музыкальные игры и исполнять пляски, разученные в течении года.

1. Анцыпирович О. Н. История развития методик дошкольного образования в Республике Беларусь. Минск: Издания БГПУ, 2011

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка, М.: Просвещение, 1967

6. Методическое письмо Наркомпроса РСФСР по проведению неотклонимых занятий в детском саду, М., 1947

13. Усова А. П. Обучение в детском саду — М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961

14. Ушинский К. Д. Собр. соч. т. 3, М.: АПН РСФСР, 1950

15. Шацкая В. Н. Музыка в детском саду. Воспитание Юного Гражданина. М.: Издание Всероссийского Центрального Союза Потребительных Обществ, 1919

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, музыкальное воспитание, ребенок, воспитатель, занятие, игра, музыкальное воспитание дошкольников, половина дня, слушание музыки, старшая группа.

Ключевые слова

Похожие статьи

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. музыкальное сопровождение, музыка, ребенок.

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: просвещение, 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:  оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

Воспитательная: Воспитание любви к музыке и пению, к друг другу.

Одаренные дети в детском саду. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале.

Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем

Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки. Беседы о домашних животных, рассматривание иллюстраций.

Музыка как средство эстетического воспитания детей.

музыкальное произведение, эстетическое воспитание, ребенок, музыка, эстетическое воспитание дошкольников, музыкальное искусство, дошкольный возраст, виртуальная реальность, высокое искусство.

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад, утренняя гимнастика, физическая культура, упражнение, движение, занятие.

Похожие статьи

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. музыкальное сопровождение, музыка, ребенок.

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: просвещение, 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:  оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

Воспитательная: Воспитание любви к музыке и пению, к друг другу.

Одаренные дети в детском саду. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале.

Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем

Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки. Беседы о домашних животных, рассматривание иллюстраций.

Музыка как средство эстетического воспитания детей.

музыкальное произведение, эстетическое воспитание, ребенок, музыка, эстетическое воспитание дошкольников, музыкальное искусство, дошкольный возраст, виртуальная реальность, высокое искусство.

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад, утренняя гимнастика, физическая культура, упражнение, движение, занятие.

Современная методика музыкального воспитания является результатом специальных исследований и обобщения передового опыта многих лет работы ученых, музыкантов, педагогов в этой области.

Появилась данная наука еще в средние века. Особо активно она стала развиваться с 60-х годов 19 века. Это связано с ростом общественного движения, распространением передовых идей народности искусства и воспитания.

Методика А.Н. Карасева дает представление о формализме в музыкальном обучении в народных школах. Она строго последовательна, направлена на достижение чистоты интонирования и прочности усвоения музыкального материала. В то же время это система была чужда живой природе музыки и подавляла творческое отношение к ней.

На развитие музыкального воспитания оказали просветительские мысли и идеи русских революционеров-демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Они рассматривали искусство как средство воспитания личности.

Огромная роль в развитии музыкального воспитания данного периода принадлежит М.А. Балакиреву и Г.А. Ломакину – организаторам первой в России Бесплатной музыкальной школы (БМШ, Петербург, 1862г.) Здесь могли получить музыкальное образование дети неимущих, познакомиться с лучшими произведениями музыкального искусства. Это событие вызвало открытие музыкальных классов в других городах, издание специальной музыкальной литературы, методических пособий.

По относительной системе занимались только в народных школах. Лишь иногда ее применяли на начальном этапе обучения в школах для привилегированных классов. Многие педагоги-музыканты относились к относительной системе негативно.

Известными методистами 2-й половины 19 века являются С.И. Мироносицкий, Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов. Ими опубликовано немало методических трудов. Они считали музыкальное воспитание обязательным для всех детей. Считали также, что музыкальные способности можно и нужно развивать практически у любого человека. Одним из требований к учителю они выдвигали умение проводить урок интересно, эмоционально, рекомендовали развивать творческие способности детей (в частности через импровизацию и сочинение).

Важное значение имело открытие в конце 90-х годов в Перми и Екатеринбурге бесплатных народно-певческих классов А.Д. Городцова. Их посещали учителя народных школ, выходцы из рабочих и крестьян. Занятия строились на классике и народной музыке, отдавалась дань и духовной музыке. Учебная программа включала сольное и хоровое пение, управление хором, игру на музыкальных инструментах, выразительное чтение. Здесь готовили квалифицированных учителей музыки преимущественно для сельских школ..

В 1906 году известным композитором и педагогом С.И. Танеевым совместно с педагогами-музыкантами Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворским, Н.Я. Брюсовой в Москве была основана Народная консерватория (МНК). В ней продолжались традиции Бесплатной музыкальной школы Балакирева. Программа включала различные дисциплины. Но ведущее место отводилось хоровому пению. Особое значение уделялось развитию творческих способностей. Музыкальный материал включал народные песни в обработке Балакирева, Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова, Чайковского, сложные классические хоры.

2. Музыкальное воспитание в русской школе 20-го века

Первая русская революция 1905 года дала толчок многим прогрессивным начинаниям в разных областях общественной жизни, в том числе и в музыкальном просвещении. Началась активная организация различных музыкальных обществ, курсов, учебных заведений

Изменение политической ситуации повлияло и на школу. Старая система обучения была разрушена, немало оказалось утеряно. Идея же о необходимости всеобщего эстетического, в том числе – музыкального, воспитания закрепилась и продолжала развиваться.

Известный до революции хоровой деятель Н.М. Ковин в 1919 году так сформулировал в своей статье цели музыкального воспитания в новой школе:

- развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;

- развитие необходимых как для этого, так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений музыкальных способностей и умений;

- освоение нужных для этого знаний.

В первых программно-методических материалах отметался формализм, указывалось на необходимость творческого развития детей, музыка должна раскрепощать их, вносить радость в их жизнь.

В это время распространилось мнение, что музыкой надо заниматься преимущественно во внеклассное время и лишь тем, кто хочет и имеет способности. Внеклассная же и внешкольная работа развивалась интенсивно. Создавались Дома художественного воспитания детей, увеличилось число Домов и дворцов пионеров и т.л. К участникам предъявляли высокие требования, наметилось стремление к профессионализму. Появились замечательные детские художественные коллективы (хор под руководством В.Г. Соколова).

Задачи, репертуар, методы стали переносить и в школу. Это оказалось непосильным для всех учащихся. Стремление же поднять уровень хоровой культуры привело к его снижению, а также к массовым болезням голосового аппарата (показали специальные обследования детей). Была выдвинута проблема охраны и развития детского голоса. Началась разработка новых программ по музыке. Обеспечивающих всестороннее музыкальное развитие школьников. В 1940 году вышел проект, но его не успели опубликовать.

40-е годы. В годы войны музыка в школе официально была сохранена в начальных классах. Ее вели учителя-неспециалисты (учителя начальных классов). Это отразилось на состоянии музыкального воспитания в целом: оно стало необязательным и второстепенным, руководство школ не несло ответственности за его отсутствие. Музыкальная работа по возможности велась во внеклассное время. И, несмотря на то, что тяга к музыке в те годы была очень сильна, встречи с ней были бессистемны. Так продолжалось и после войны.

50-е годы. Только в 1956 году музыка была включена в программу 5-6 классов. Качество музыкального воспитания было низким. Сказались: 1) привычка к отсутствию уроков музыки; 2) отношение как к необязательному предмету; 3) учителю-музыканту, который мог вести уроки только в 5 и 6 классах, одна школа не могла обеспечить нагрузки; 4) плата учителю пения была ниже, чем всем остальным; 5) начал развиваться формализм в преподавании (иногда, чтобы доказать, что «музыка – такой же предмет, как и все).

60-е годы. В этот период наметился определенный перелом. О необходимости формирования всесторонне развитой личности с высоким художественным вкусом было сказано в Программе КПСС, принятой на 22 съезде, затем углублено и расширено на 225 съезде и 26 съезде. Общий подъем экономики страны отразился и на музыкальном воспитании. Примером тому открытие и активное развитие НИИ художественного воспитания в системе Академии педагогических наук (1947 году открыт). В 1959 году появились музыкально-педагогические факультеты при педагогических вузах; усилилось внимание к совершенствованию классной и внеклассной музыкальной работе; расширялась сеть детских музыкальных организаций (ДМШ, детские хоровые студии); перерабатывались программы по музыке; готовились и издавались учебно-методические материалы.

70-е годы – становление методики музыкального воспитания в эти годы связаны с деятельностью Д.Б. Кабалевского, его концепцией, программой, разрабатываемой группой ученых (участие советских музыкантов в ИСМЕ).

В современном воспитании музыка официально признана важной частью формирования личности. Однако еще немало проблем предстояло решить педагогам, музыкантам, ученым.

Читайте также: