История моего народа в истории самарского края доклад
Обновлено: 06.07.2024
Самарская область расположена на берегу великой русской реки Волги. На огромной территории проживает более трех миллионов человек. Народы, живущие в Самарской области, несмотря на различия в верованиях, образе жизни и традициях, живут очень дружно. Здесь насчитывается более ста различных национальностей.
Для того чтобы каждому человеку, несмотря на принадлежность к определенной народности, жилось хорошо, в области проводится ряд мероприятий. Они направлены на возрождение культурных традиций. С уважительного и бережного отношения к истории разных народов начинается уважение к истории и традициям своей страны. Какие народы населяют Самарскую область? Что мы знаем об их традициях? Какие проводятся мероприятия для того, чтобы народы Самарской области жили в дружбе и согласии? Какие костюмы они носят по праздникам и в будни?
Разнообразие национальностей и народностей Самарской области
На первом месте по числу проживающих здесь людей идут русские. Они переселялись в районы Поволжья из разных городов России: Москвы, Пензы, Тамбова. Основным занятием становилось земледелие, животноводство и огородничество. Религия - христианство. Жили русские в избах, которые строились из дерева или кирпича.
На втором - татары, первые из них появились здесь ещё в 16 веке. Большая часть из них исповедует исламскую религию. На территории Самарской области построены мечети. У татар принято ярко раскрашивать свои жилища, на внутренние стены вешать полотенца, разноцветные коврики. Какие еще народы населяют Самарскую область?
Чуваши. Они заселялись сюда с конца 17 века. Занимались разведением животных: овец, свиней, лошадей. Первые упоминания о мордве относятся к 14 веку. Цыгане появились в Самарской области намного позже. В середине 19 века вышел закон, который запрещал кочевать этому народу и призывал его жить там, где он находится. Среди народа, населяющего Самарскую область есть калмыки, казахи, евреи, немцы, поляки, марийцы, латыши, эстонцы и многие другие.
Интересные факты
- У мордвы до начала 20 века существовали большие семьи, которые насчитывали до 40 человек. Мужчина имел право жениться несколько раз, все его жены жили одной семьей.
- Любимое национальное блюдо чувашей - шартан. Так называется колбаса, которую готовят из овечьего желудка, начинкой для него служит мясо и сало.
- У чувашей младший сын остается всегда жить с родителями, эта традиция сохранилась и в наши дни. Также она наблюдается и у русских.
- Русские женщины рожали в бане, считалось что так никакая беда в дом не войдет. Только повитуха могла находиться с будущей матерью. Отцу давали съесть что-нибудь горькое: соль, укус, горчицу. Этим действием он как будто принимал часть боли на себя.
- Национальный напиток башкир - кумыс - очень понравился писателю Льву Николаевичу Толстому.
Возрождение культурных традиций
Для того чтобы все народы Самарской области находились в равных правах, руководство предпринимает следующие шаги:
- Открываются национальные школы и классы, в которых преподавание идет не только на русском языке, но и на татарском, узбекском, мордовском и других.
- Уважительное отношение к различным религиям и верованиям. Каждый человек имеет право сам решать и выбирать, во что верить. В Самаре построены мечеть, костел и кирха.
- Огромную работу по возрождению народных традиций и сближению наций проводит Центр народного творчества. По его инициативе и поддержке проходят: смотры творчества, фольклорные праздники, которые организуют народы, населяющие Самарскую область. Как правило, на них присутствует большое количество людей.
Традиции народов Самарской области
Многие из них связаны с важными событиями в жизни каждого человека: свадьбой, рождением ребёнка, семейными обрядами. В этих традициях много общего. Свадьба делится на несколько этапов. Подготовка к ней, само торжество и последующий период. У всех народов свадьба начинается со сватовства. Жених с родителями идут в дом невесты и делают предложение. Обговариваются все важные моменты: приданое, количество гостей, затраты и т. д.
Невеста своими руками должна сделать подарки жениху и будущей родне. В день свадьбы родителям невесты и её подружкам дают выкуп жених и его родственники. Большое количество обрядовых песен сопровождает это значимое событие. Сама свадьба должна проходить в доме жениха. Молодоженов встречали родители и благословляли на хорошую семейную жизнь. На другой день после свадьбы молодая жена обычно показывает свои хозяйственные умения: метет мусор, варит уху. У чувашей топит печь и варит лапшу.
Рождение ребенка отмечают как один из самых радостных и торжественных праздников. Родственники и друзья поздравляют родителей и дарят малышу подарки.
Особое внимание также уделяется похоронам и поминовению усопших. В определенные дни приходят родственники и друзья на обед, говорят об умершем хорошие слова.
Костюмы народов Самарской области
Есть ряд признаков, по которым мы определяем национальную принадлежность. Одним из них является костюм. Конечно, в повседневной жизни нечасто встретишь на улицах людей, одетых в национальную одежду. Но когда проходят различные фольклорные фестивали и другие мероприятия, народы Самарской области показывают всю красоту своих костюмов. В них каждый элемент тщательно подобран и полон особого смысла. Какие они у разных народов?
Сарафаны и кокошники являются традиционной одеждой русских. Рубахи и штаны, бархатный камзол, тюбетейки входят в комплект одежды татар. Головной убор девушек - это небольшая шапочка, может быть разных цветов: это синий, зеленый, бордовый. Её обязательно украшают монетами, бусинами, бисером, различной вышивкой.
У чувашей женщины носили рубахи белого цвета, передник, украшения. Из обуви - лапти и сапоги из кожи. Мордовская одежда отличается большим разнообразием. Рубаха, халат, штаны, пояс - основа национального костюма. Башкиры носят длинное платье, камзол, передник и много украшений. Кафтаны - верхнюю одежду - принято украшать монетами и вышивкой. Рубашки украинцев носят название "сорочки". Их можно носить навыпуск или заправлять в штаны или юбки.
Конечно, у всех народов костюмы разные, но есть одна деталь, которая их объединяет. Это украшения: платки, шарфы, пояса, вышивка, бусы, серьги.
Национальные праздники
В Самарской области почитают и чтят традиции разных народов. Проведение национальных праздников пользуется здесь большой популярностью. Тысячи людей посещают подобные мероприятия и принимают в них активное участие. Среди праздников, которые отмечают народы Самарской области, есть следующие:
- Сабантуй - национальный праздник татар. Танцы, песни, спортивные состязания, а также национальные кушанья ожидают в этот день всех желающих принять участие в празднике.
- В начале весны во всех городах и населенных пунктов Самарской области сжигают Масленицу, провожают зиму. В этот день пекут блины, устраивают катания на лошадях и кулачные бои.
- Летом отмечают старинный праздник славян - Иван Купала. Наши далекие предки, в этот день жгли костры и прыгали через них, а также проходили обряд очищения души и тела с помощью воды. Сегодня эта традиция несколько изменилась. Костры жгут редко, а вот водой обливают себя и прохожих, а также купаются.
Характерные черты, объединяющие разные народности
- Уважительное отношение и почитание старших.
- Безграничная любовь к детям.
- Тщательное изучение истории своего рода.
- Почтительное отношение к другим религиям.
- Дружелюбность и открытость к людям разных национальностей.
Вывод
Культура и традиции многочисленных народов, заселяющих Самарскую землю, тесно переплелись и дополнили друг друга своим богатством и разнообразием. Здесь созданы все условия для того, чтобы жить в любви и согласии.
Каждый из нас уникален точно так же, как и любая нация. Названия народов Самарской области можно перечислять долго, главное, что как писал в одном из своих стихотворений татарский поэт Габдулла Тукай:
И разве конец этой дружбе придет?
Да, мы родились и растем в вышину,
Нанизаны словно на нитку одну.
Разнообразие культур и религий не мешает народам Самарской области жить и работать рядом, любить и растить детей.
В степях самарского Заволжья с середины XVII века столкнулись два хозяйственно-экономических уклада – оседлый земледельческий и кочевой скотоводческий. Для царского правительства, крайне заинтересованного в наиболее эффективном использовании плодородных степных земель, кочевники представлялись населением, препятствовавшим аграрному освоению края. Именно поэтому первые мероприятия правительства в XVII веке были связаны с организацией на данной территории сторожевых разъездов и оборонительных линий.
Первой линией, обеспечившей продвижение земледельческого населения в северные районы Самарского Заволжья, стала Закамская, построенная в 1652-56 годах.
Наделённые за службу землями казаки, конные стрельцы, бывшие дворцовые крестьяне из русских, мордвы и чувашей, а также татары-общинники – все они были отнесены в первой четверти XVIII века к категории государственных крестьян – однодворцев. Правительственная политика поселения служилых людей на оборонительные линии создавала реальную возможность для аграрного освоения района Закамской черты. В конце XVII – начале XVIII веков в заселении района приняли участие и дворяне, и переведённые ими на земли Заволжья крепостные крестьяне.
Усиление крепостничества в центральных районах России после издания Соборного Уложения 1649 года, политика христианизации народов Поволжья отозвались в Самарском крае в XVII – начале XVIII веков значительным увеличением численности беглых крестьян различного этнического происхождения. Среди беглых – выходцев из мордвы, татар и чувашей преобладали в ранний период некрещённые; с поселением этих групп на башкирских землях Самарского Заволжья связано появление особой социальной группы – тептяро-бобылей.
Закамская линия создавала возможность для заселения, главным образом, северных районов Самарского края – степень освоения остальных территорий земледельцами была невелика.
Массовое заселение края связано со строительством в 30-е годы XVIII века Ново-Закамской и Оренбургской оборонительных линий. Первая шла от Алексеевска по реке Сок, в конце соединялась со старой Закамской линией; Оренбургская начиналась от города Самара и шла на юго-восток к Оренбургу. В 1734 году в Самаре была создана Оренбургская экспедиция с административной задачей присоединения земель вдоль линии и налаживания отношений с народами, входящими в состав России.
Вскоре после строительства крепостных Ново-Закамской и Оренбургской линий вся местность между ними к северу от реки Самары, по рекам Кинель, Сок и Кондурча стала быстро заселяться.
В 1745 году часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского камлыцкого войска. Однако попытка российского правительства приобщить в поволжских степях калмыков к оседлому образу жизни путём строительства города Ставрополя и соседних с ними селений, а также крещения калмыков – носителей буддистской (ламаистской) религии была обречена на провал. Уже в 70-е года XVIII века значительная часть калмыков отошла за пределы не только Самарского края, но и Заволжья в целом. В 1842 году калмыки получили право служить в Оренбургском казачьем войске, с этим связан окончательный уход калмыков из ставропольских земель.
В 40-е годы XVIII века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены украинцы – изначально они распределялись в крепостях по рекам Яик (Урал) и Самара; так в 1744 году на реке Кинель украинцами была основана Кинель-Черкасская слобода. В 1747 году, вслед за учреждением Саратовского соляного комиссариатства украинцы были привлечены к перевозке соли с озера Елтон (Эльтон). Так в Саратовском Заволжье возник ряд украинских селений, в их числе Николаевская и Покровская слободы.
В 1764 – 1767 годах в Среднем Поволжье начали образовываться первые немецкие поселения, с тех пор, как в 1762 -1763 годах правительство Екатерины II обратилось к крестьянам и ремесленникам зарубежных стран с призывом переселяться в Россию для освоения свободных земель. Немецкие колонисты в Поволжье составляли по своей численности наиболее крупную этническую группу (свыше 1/3 всех немцев в России). Они были расселены на территории Саратовской губернии, а также имели компактные поселения в Новоузненском, Николаевском, Самарском и Бузулукском уездах Самарской губернии.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Многонациональная Самарская Земля. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
В Самарской области проживают представители 157 национальностей! В Самарской области проживают представители 157 национальностей! Основную часть населения Самарской области составляют русские . Также в Самарской области проживают татары, чуваши, мордва.
Русские Самым многочисленным народом в области являются русские (2708549 человек - 83,604% от общей численности населения). Они преобладают как в самой Самаре, так и в большинстве районов Самарской области.
Русский национальный костюм Главным элементом северорусского женского костюмного комплекса являлся сарафан в сочетании с рубахой, головным убором на жесткой основе типа кокошника и душегреей – короткой нагрудной одежды Комплект традиционного мужского крестьянского костюма был однообразен и не изменялся. Основными элементами мужской одежды являлись рубашка из холста и штаны из домотканины. Встречались шаровары – более широкие брюки, которые надевали обычно под заправку в сапоги.
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ Русский народ традиционно исповедует православное христианство. Во многих населенных пунктах есть церкви – как старые, так и построенные недавно.
Праздничная культура Праздником перехода от зимы к весне является Масленица – восьмая неделя перед Пасхой. Главными атрибутами праздника являлись блины, символизировавшие солнце, а также чучело Масленицы, которое делали из соломы и наряжали в женскую одежду, катали на санях по улицам, а затем сжигали. Среди летних календарных праздников наиболее известными и любимыми являются Троица и день Ивана Купалы
Татары Вторым по численности народом в области являются татары (126 124 человека, 4,1 % от общей численности населения).
Татарский национальный костюм Традиционный костюмный комплекс (мужской и женский) состоял из рубахи, штанов с широким шагом, приталенного бархатного камзола, бишмета. Женская рубаха украшалась воланами, нагрудная часть дугообразно аппликацией или специальным нагрудником – изу. Головной убор мужчин – вышитая тюбетейка с плоским верхом
Праздничная культура В наибольшей степени татарскую культуру представляет праздник плуга в честь окончания сева яровых – Сабантуй, который не имел точной календарной даты, а праздновался в зависимости от готовности земли к севу. Также традиционными давно стали такие праздники как весенний Навруз, осенний праздник урожая Сэмбеле
Традиционная кухня татарского народа Поскольку хозяйство татар сочетало и земледельческие, и животноводческие традиции, то национальная кухня представлена различными блюдами из муки, молока и мяса Из муки пекли хлеб и лепешки, готовили пироги и пирожки из дрожжевого, пресного и сдобного теста (бэлеш, эчпочмак) с начинкой из картофеля, мяса, моркови, свеклы и т.д. Баранина, говядина и мясо птицы шли на приготовление супов, бульонов и вторых блюд; конину солили, перерабатывали в колбасу. Любимым напитком татар является чай, который пьют горячим, заправляя молоком или сметаной. Излюбленные сладкие печеные блюда – чак-чак, чэльпек и др.
Чуваши Чуваши – третий основной народ Самарской области чуваши (84 105 человек, 2,7 % от общей численности населения). Они проживают в самой Самаре и в других городах, кроме того, в области есть немало сельских чувашских населенных пунктов.
Чувашский национальный костюм Традиционная женская одежда состояла из рубахи белого цвета (белый цвет считался священным), передника, различных украшений: шейных, нагрудных, наспинных, поясных подвесок. Украшения изготовлялись из монет, бисера, кораллов, раковин каури с применением тесьмы и кумача. Девушки носили шапочку (тухья) с остроконечным верхом или без него, расшитую бисером, бусинками и серебряными монетами. Женский головной убор хушпу. Мужчины носили рубаху и штаны, верхняя одежда состояла из холщового кафтана, поддевки из сукна, а зимняя – из шубы из овчины. Традиционной обувью служили лыковые лапти и кожаные сапоги.
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ Большинство чувашей приняло христианство, но и сегодня в некоторых населенных пунктах области проживают чуваши – язычники.
Традиционная кухня чувашского народа В национальной кухне главное место отводится блюдам из ржаной муки: кислому хлебу, лепешкам, пирогам с мясной и рыбной начинкой (хуплу). Чувашская кухня насчитывает также значительное количество мясных блюд из говядины, баранины, конины и домашней птицы. Традиционным чувашским угощением является колбаса – шарттан, приготовленная из овечьего желудка, начиненного мясом, чесноком и пряностями.
Мордва Мордва является самым крупным финно-угорским народом Самарской области (65 447 человек, 2,1 % от общей численности населения).
Традиционная кухня мордовского народа Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии у мордвы Рыба была одним из основных видов пищевого сырья. Рыбу ели сырую, мороженую, вяленую, сушеную, кислую (квашеную), соленую или вареную; Национальным мясом у мордвы была зайчатина. Мясо и птицу тушили, пекли и варили.
Прошлое и настоящее татарской нации.
Татары – вторая по численности этническая группа в Самарской области. И их же считают коренными жителями всего Волго-Уральского региона. Еще в конце I тысячелетия предки татар – булгары создали первое в Восточной Европе государство – Волжско-Камскую Булгарию, а в начале Х века приняли ислам в качестве официальной религии. О происхождении и истории татарской нации, о том, как жили татары на территории нынешней Самарской области, нам рассказал самарский историк, краевед Шамиль Галимов.
ОТ БУЛГАР ДО ТАТАР
– Как свидетельствуют археологические раскопки, первые поселения волжских булгар относятся к концу первого тысячелетия, – рассказывает Шамиль Хайдарович. – Самое крупное из них расположено, кстати, на Самарской Луке. В ХХ веке его назвали Муромский городок. Исследования археологов доказали, что в городке жили не менее 10 тысяч человек, а площадь его составляла 150 гектаров. Это был важный ремесленный центр, о чем свидетельствуют следы металлургического, медеплавильного, ювелирного, гончарного, косторезного, деревообрабатывающего производства.
В 30-е годы XIII века, после завоеваний хана Батыя, Средняя Волга стала самым северным улусом, то есть провинцией Золотой Орды. С эпохой этого государства, оказавшего огромное влияние на судьбы государств и народов Евразии, связаны важнейшие этапы формирования сразу нескольких современных этносов - татарского, башкирского, казахского, ногайского и некоторых других.
К середине XVI века многолетняя борьба Московской Руси и Казанского ханства за сферы влияния окончилась победой более сильного и пассионарного Русского государства.
– Как проходило расселение татарского народа на территории нынешней Самарской области?
На территории нынешней Самарской области и Средневолжского региона предки современных татар жили с конца первого тысячелетия. В советские годы в нашей области выявили более ста исторических памятников, относящихся к эпохе Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Наиболее старинные и дошедшие до наших дней татарские земледельческие поселения находятся в нынешнем Камышлинском районе. Это села Татарский Байтуган, основанное в 1553 году, и Камышла - в 1560 году. По некоторым данным, примерно в то же время было основано село Теплый Стан. В 1610-е годы возникло Алькино, а в первой четверти XVIII века – Денискино.
Заселение этих районов татарами началось одновременно со строительством Закамской (1652 – 1656 и Новозакамской (1732 – 1735) оборонительных линий. Из-под Казани и Симбирска на присоединенных землях были поселены казанские татары и татары-мишари, обязанные нести военную службу.
Во время царствования Екатерины Второй начался очередной этап освоения пустующих земель в Симбирско-Самарском Заволжье. В это время началась массовая миграция татар и других народов на левый берег Волги. Абсолютное большинство татарских сел северных районов Самарской области были основаны в период XVIII - XIX веков.
НАША СПРАВКА
- Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на четыре диалекта - на западный (мишарский), средний (казано-татарский), восточный (сибиро-татарский) и крымско-татарский.
- Большинство верующих татар – мусульмане-сунниты
- Татары делятся на несколько этнотерриториальных групп: татары волго-уральские, сибирские, астраханские, кряшены, крымские. В этнографическом отношении среди татар самарского Поволжья преобладают татары-мишари, есть также казанские татары. Село Назаровка в Клявлинском районе является местом компактного проживания кряшен – крещеных татар.
ТАТАРЫ В ГОРОДЕ
Заметное оживление в татарской общественной жизни в Самаре наблюдается в середине XIX века. Это во многом было связано со строительством мечети на улице Саратовской (ныне Фрунзе) в 1844 году. А в 1891 году симбирский фабрикант Темирбулат Акчурин купил дом на улице Казанской (ныне Алексея Толстого) и на свои средства построил вторую мечеть.
Третья мечеть в Самаре – Соборная – появилась в 1912 году на Оренбургском спуске (ныне Чкаловский спуск). Председателем попечительского совета по ее строительству был купец первой гильдии и домовладелец Махмут Баишев. Вскоре он был избран гласным Самарской городской Думы, принимал активное участие в строительстве и пуске в феврале 1915 года самарского трамвая.
В советский период большинство мечетей было закрыто, остались они лишь в отдельных селах. И только в декабре 1967 года Куйбышевский горисполком разрешил религиозному обществу мусульман оборудовать молельный дом, который в 1985 году был переоборудован под мечеть и установлен минарет.
В конце 80-х годов XIX века при мечети на улице Казанской начали работать мектеб (школа для детей) и медресе (училище для подготовки духовных служителей). С 1907-го по 1913 год в Самаре действовало татарское мусульманское общество, благодаря которому была открыта библиотека, а также две русско-татарские школы. Общее количество учащихся в них составляло 160 человек.
В конце 20-х годов в Самаре по инициативе национального отдела губернского комитета ВКП(б) возник клуб национальных меньшинств, при котором активно работало татарское отделение.
Оно сыграло большую роль в объединении татарской молодежи. Юноши и девушки ставили спектакли, проводили вечера, встречи с поэтами, писателями.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
- По данным переписи 2010 года, татар в Самарской области проживало 126 тысяч 152, что составляло 4,1 процента от общей численности населения страны. Более половины татарского населения в настоящее время живет в городах
- На сегодняшний день в Самарской губернии действуют свыше девяноста мечетей и молельных комнат и два медресе. В 1994 году было создано Духовное управление мусульман Самарской области, которое в настоящее время возглавляет Талип-хазрат Яруллин.
КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ
– Какие татарские национально-культурные объединения существуют в Самарской области сейчас?
– Что для вас лично значит быть татарином?
– Это чувство гордости, потому что мы древний народ, с древними традициями государственности, ведь еще в конце первого тысячелетия существовало наше государство Волжско-Камская Булгария. Это чувство причастности к богатой многовековой культуре, поскольку у предков татар еще со средних веков были ученые, астрономы, писатели, поэты. Это принадлежность к исламской религии, которая пришла к нам в начале X века, к языку, к национальным и духовным традициям наших предков.
Необходимо отметить и то, что даже в тех татарских селах, которые уже исчезли с лица земли, кладбища и сегодня содержатся в образцовом порядке. Бывшие жители села приезжают туда, устраивают субботники, поправляют заборы, красят, ухаживают за могилами родных. И на этих кладбищах до сих пор хоронят, даже если человек родился в этом селе, а жил последние годы, скажем, в Самаре. Такова традиция.
Читайте также: