История и роль профсоюзов доклад

Обновлено: 06.07.2024

История и особенности функционирования российских профсоюзных организаций

Кризисное положение отечественных профсоюзов, с одной стороны, отражает общемировой кризис профсоюзного движения, с другой стороны, во многом обусловлено историческими особенностями развития профсоюзного движения в России. Рассмотрим основные этапы его развития.

Попытку усилить государственное рабочее законодательство организованным профсоюзным движением предпринял известный жандармский полковник С. Зубатов, который в конце XIX - начале XX в. создавал под своим покровительством рабочие организации, из которых планировалось со временем развить профсоюзы. Эти профсоюзы должны были законными средствами бороться с работодателями за улучшение жизни рабочих. Причем особое внимание уделялось развитию православной духовности, образованию, культуре, развитию кооперации. Эти профсоюзы не получили достаточно широкого распространения. В отличие от зарубежных, российские профсоюзы возникли после того, как сформировалась социалистическая партия. Поэтому с момента своего создания большая часть российских профсоюзов были политизированы. Под воздействием коммунистической партии сотни и тысячи профсоюзов возникали по отраслям и регионам. Часть этих организаций сыграла заметную роль в подготовке и осуществлении Октябрьского переворота.

Единственная дискуссия о роли профсоюзов в социалистическом обществе развернулась в 1920 г. между В. Лениным и Л. Троцким. Уже в 30-х гг. советские профсоюзы фактически утратили организационную самостоятельность.

Профсоюзы, наряду с административными, партийными, ревизионными и правоохранительными органами, являлись элементами единой системы общегосударственного управления. Одновременно происходил и процесс бюрократизации профсоюзов, превращавшихся в организацию с разветвленной вертикальной структурой, приказной системой, отчетностью и единоначалием.

Огосударствленные профсоюзы оказались в полной зависимости от партийных органов, которые занимали в этой иерархии главенствующее положение.

Однако сказанное не свидетельствует о том, что структура советских профсоюзов была неизменной. Наоборот, укрупнение и разукрупнение с 1930-1978 гг. проводилось 5 раз. К 1941 г. было 192 отраслевых профсоюза, в 1950 г. их было 66, к июлю 1958 г. - уже 22. Численность профсоюзов возросла в 70-х гг., в апреле 1978 г. была утверждена профкарта, привязанная к сложившейся системе управления народным хозяйством.

Профсоюзам СССР были предоставлены большие права. Так, например, без согласия профкома нельзя было уволить работника, изменить условия труда, распределить квартиры и др., однако все они вписывались в цели партии. Профсоюзы в СССР фактически не имели прав на забастовку или другие акции протеста. Коллективные договоры были отменены в 1934 г., а когда в 1947 г. приняли постановление об их возобновлении, то в коллективном соглашении практически не оговаривались условия труда.

В целом, для профсоюзов, действующих в условиях развитого социализма, была характерна двойная роль: мобилизуя работников на достижение производственных целей, они одновременно были призваны защищать тех же самых работников при возникновении проблем, связанных с трудовыми отношениями прошв нечестной администрации и незаконной практики управления. Фактически же на различных этапах развития страны перед профсоюзами ставились различные задачи. Так, например, в 1975 г. такими задачами были развитие производства, повышение эффективности, ускорение НТП, совершенствование нормирования труда, повышение охраны труда и техники безопасности, совершенствование системы оплаты труда и др. Классические функции профсоюзов если и осуществлялись, то в основном формально. Представительская функция отрицалась по существу, так как интересы трудящихся представляла партия. Однако функциональный круг профсоюзов в советское время был весьма разнообразным и широким, они оказались перегруженными непомерным числом обязанностей. Профсоюзы занимались практически всем, начиная с заботы о повышении производительности труда и кончая пионерскими лагерями и санаториями. До 170 функций выполняли профсоюзные комитеты на типичном промышленном предприятии. Важной отличительной чертой советских профсоюзов стала ориентация на проведение в массы трудящихся идеологии правящей партии. Основной функцией советских профсоюзов стала считаться производственно-массовая и экономическая работа. Она находила свою реализацию в организации социалистического соревнования, изобретательского и рационализаторского движения, в руководстве научно-техническими обществами и производственными совещаниями, в участии представителей профсоюзов в разработке народнохозяйственных планов и их реализации. Большое внимание профсоюзы уделяли воспитательной и культурно-массовой работе. В 1970-1980-е гг. над всеми остальными профсоюзными задачами превалировала функция распределения.

До 1991 г. членами профсоюза были все граждане страны, включая студентов, а пенсионеры числились в нем пожизненно. Профсоюзы носили корпоративный характер: в одних и тех же профсоюзах состояли работники, государственные чиновники, руководители предприятий. Помимо членских взносов, которые зачастую рассматривались как вид налога советские профсоюзы управляли значительной долей государственного имущества: прежде всего санаториями, курортами, объектами спорта и туризма домами культуры и отдыха и пр. Из-за присущей советским профсоюзам двойственной роли их авторитет в глазах трудящихся был крайне низким, они вызывали к себе скорее равнодушно-снисходительное отношение. Несмотря на это, в советские профсоюзы работники действительно обращались за помощью, и они решали многие насущные вопросы реальной, повседневной жизни.

Проблема заключалась в самом положении отечественных профсоюзов как части единого и неделимого партийно-государственного аппарата. Поэтому разрушение государственной и экономической системы СССР неминуемо привело и к кризису профсоюзов.

Распад прежнего строя государственного социализма, изменение всего общественно-политического устройства, проведение радикальных социально-экономических и политических реформ не могли не оказать влияния на профсоюзы. Сформировавшиеся в советских условиях официальные, огосударствленные профсоюзы первоначально не могли найти свое место в обновлявшихся общественных структурах. Постсоветские профсоюзы потеряли прежний статус в обществе, началось резкое падение членства. При этом причины снижения членства на начальном этапе преобразований были в основном экономическими: ликвидация и реорганизаций предприятий, массовые сокращения работников.

Новая экономическая ситуация выразилась прежде всего в снижении уровня жизни населения и привела к забастовкам, которые к концу 80-х гг. приняли массовый размах. Однако полный отрыв профсоюзов от реальных интересов трудящихся, который в прошлом носил скрытый, латентный характер, теперь проявился явно. Руководство профсоюзов в момент проведения забастовок зачастую поддерживало не работников, а представителей государства и работодателя. Во многих случаях происходит совмещение административного и профсоюзного руководства. В такой обстановке стали появляться стачечные комитеты. Быстро выросло число забастовок были созданы процедуры разрешения трудовых споров, начиная с 1991 г. стали заключаться коллективные договоры.

Кроме названных, выделяется еще одна группа профсоюзов - профсоюзы малых предприятий, или предпринимательские, объединяющие, как правило, не работников, а частных предпринимателей. Указанные профсоюзы именуются скорее как союзы предпринимателей и в большинстве случаев содействуют развитию предпринимательства, а не выполнению классических функций профсоюзов. Назвать данные организации профсоюзами в чистом виде нельзя, по своему функциональному назначению они скорее могут быть обозначены как союзы предпринимателей.

Развитие российских профсоюзов пошло двумя путями. Альтернативные профсоюзы редко охватывают весь персонал предприятия, они сравнительно малочисленны, более гомогенны по составу (не принимаются руководители, часто в профсоюз не входят специалисты). Среди методов, которыми часто пользуются лидеры альтернативных профсоюзов - захват помещений, забастовки, бойкоты, пикетирование, выдвижение ультиматумов и пр. Альтернативные профсоюзные организации чаще возникают на тех предприятиях, где положение особенно неблагополучно, назревает или уже протекает конфликт между наемными работниками и администрацией. Характеризуются, с одной стороны, высоким уровнем конфликтности и политизированности, с другой стороны, организационной слабостью, отсутствием навыков к повседневной работе.

Традиционные профсоюзы по формам своей активности больше приближаются к профсоюзам японского типа. В период с 1988 г. по 1990 г. традиционные профсоюзы пересмотрели свою роль, объявив о том, что их исключительной функцией является обеспечение представительства интересов рабочих, при этом изменений в их структуре практически не произошло. Членская база традиционных профсоюзов продолжает сокращаться, нередко профсоюзные организации просто ликвидируются на предприятии. Но наряду с этим, статус профсоюзов получает дополнительное подтверждение в законодательстве - развивается практика социального партнерства (на федеральном и региональном уровнях).

Благодаря проявленной гибкости в выработке своей стратеги и тактики бывшим официальным профсоюзам удалось сохранить свое доминирующее положение. Многие же альтернативные профсоюзы оказались нежизнеспособными и после разрешения конфликтной ситуации, в результате которой были созданы, самоликвидировались.

Таким образом, хотя современные российские профсоюзы объединяют очень большую долю работников наемного труда, их влияние на экономическую жизнь остается довольно слабым.

Темпы падения численности профсоюзных организаций (по отношению к предыдущему году, %)
Региональное профобъединение Год
1996 1997 1998 1999
Кемерово -10,5 -9,7 -13,2 -2,3
Екатеринбург - -15,1 -7,9 -2,6
Пермь -8,5 -5,9 -2,8 -5,4
Санкт-Петербург - -8,0 -7,7 -5,1
Самара -10,8 -11,3 -7,7 -1,6
Ульяновск -4,1 -16,4 -5,3 -4,0

Анализируя причины кризиса российских профсоюзов, необходимо отметить, что все вышеперечисленные внешние факторы мирового кризиса профсоюзов по определению относятся и к российским. Влияние факторов различно, некоторые еще только проявляются, другие уже оказали свое негативное воздействие в полную силу. И хотя истоки указанных проблем различные, внутренние факторы, связанные с системой организации и управления профсоюзными структурами, являются фактически идентичными.

Кроме того, источниками многих проблем отечественных профсоюзов явились:

  1. Экономический кризис: спад производства, тяжелое финансовое положение предприятий и, как следствие, реорганизация, ликвидация, банкротство, резкое снижение уровня жизни людей, дефицит государственного бюджета, безработица и пр.;
  2. Реформирование экономики: ликвидационная политика менеджмента вызванная высоким уровнем неопределенности, несформированность всех субъектов и самого рынка, отсутствие четкого трудового законодательства либо его явное неисполнение,
  3. Исторические причины, обусловленные:

  • прошлым опытом в социально-трудовых отношениях: склонность как работников, так и работодателей к патернализму, отсутствие опыта и неумение защищать и отстаивать свои права;
  • особенностями функционирования профсоюзов: утрата связи руководства профсоюза со своими низовыми звеньями: отсутствие навыков в выполнении классических функций профсоюзов, опыта управления: недостаток образов агат и квалификации; приверженность прошлым идеям и методам функционирования: негативное отношение общественности, недоверие к профсоюзам, неподготовленность, инерционность и безынициативность профактива на местах.

Как уже указывалось, кризис профсоюзов не является автономным процессом. В России в настоящее время реформируются не только профсоюзы, на стадии формирования находится трудовое законодательство, социально-трудовые отношения, их субъекты и методы их регулирования и пр.

Изучение истории развития зарубежных и отечественных профсоюзов не только позволяет определить наиболее проблемные участники в развитии профсоюзного движения в России, но и спрогнозировать те трудности, с которыми отечественным профсоюзам еще придется столкнуться.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов [1].

роль профсоюзов

Профсоюзы представляют и защищают права работников в трудовых отношениях с работодателями, обеспечивают помощь в защите социально-экономических интересов членов профсоюза. За счет деятельности профсоюзов достигается широкое представительство интересов работников.

Отношения между профсоюзами и предпринимателями строятся на основе коллективного соглашения. Коллективное соглашение включает в себя не только основные аспекты трудовых отношений, к которым относится уровень зарплаты, оплата сверхурочных часов, отпусков, страховые взносы, но и социальные вопросы. К социальной составляющей коллективного соглашения относятся гарантии занятости, порядок определения трудового стажа, критерии вынужденных увольнений, процедуры решения возникающих трудовых разногласий и т.п. Кроме того, коллективное соглашение включает в себя и гарантии условий труда: охрана и безопасность рабочего места, возможность отказа от сверхурочной работы, соблюдение мер безопасности и охраны труда на предприятии в целом и т.п.

Профсоюзы представляют собой объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Деятельность профсоюзов исходит из того, что целью профсоюзного движения является максимизация заработной платы, улучшение условий труда и повышение занятости. В настоящее время профсоюзы представляют интересы наемных работников в современной модели социального партнерства.

Сущность профсоюзов описывают различные экономические модели. В настоящее время, наиболее актуальной является модель, в рамках которой профсоюзы рассматриваются в качестве продавца, предлагающего услуги защиты экономических интересов работников, тогда как работники являются покупателями данных услуг. Модель опирается на существование спроса и предложения на услуги защиты экономических интересов работников. Таким образом, отношения между профсоюзом и входящими в него работниками являются экономическими, построенными на рыночных условиях.

Профсоюзы в своих действиях руководствуются комплексной системой факторов:

  • наемный труд порождает противоречия между работниками и предпринимателями в области организации труда, его охраны, оплаты труда и социальных гарантий работникам;
  • удовлетворение экономических интересов работников может быть достигнуто более эффективно в результате совместных действий;
  • работникам необходимо быть объединенными в профсоюзные организации для реализации своих законных прав и защиты интересов;
  • решение социально-экономических задач в области трудовых отношений возможно только при содействии государства.

На основе данных факторов профсоюзные организации защищают экономическую свободу и интересы каждого работника, а также обеспечивают преодоление объективного неравенства, которое существует в экономической системе между работником и предпринимателем.

Принципы профсоюзов

Принципы деятельности профсоюзов соответствуют принципам социального партнерства:

Принципы деятельности профсоюзов

Профсоюзы добиваются экономического роста за счет планомерной реализации данных принципов. При этом от политики профсоюза во многом зависит понимание наемными работниками, которые входят в этот профсоюз, целей работодателей, степень и качество использования квалификации работников на предприятии, а также степень удовлетворенности работников условиями труда. Если продолжить логическую цепочку, то от деятельности профсоюзов зависит и эффективность хозяйственной деятельности предприятий, их конкурентоспособность на рынке, следовательно, профсоюзы определяют будущее и работников, и работодателя.

При этом профсоюзные организации располагают различными средствами для достижения экономических интересов наемных работников:

  1. собрания, митинги, демонстрации – акции коллективного протеста;
  2. заявления, обращения, петиции – выражение недовольства профсоюзов конкретными вопросами или проблемами;
  3. забастовки – крайняя мера и действенный способ оказания давления на предпринимателей;
  4. коллективные переговоры – целевое средство достижения поставленных профсоюзом задач.

Следует отметить, что иногда первые три средства являются лишь способом начать коллективные переговоры. Это объясняется тем, что работодатель не всегда желает вступать в переговоры с работниками, однако наиболее значимые успехи профсоюзов достигались и достигаются именно в процессе коллективных переговоров.

принципы профсоюзов

Продуманность позиции означает наличие у профсоюзов конкретных целей, когда она начинают коллективные действия, при этом они сохраняют готовность пойти на разумный компромисс, если основные требования будут удовлетворены.

Солидарность трактуется как единство большинства трудящихся, сознательность и дисциплина всех членов профсоюза. Во многом, данный принцип повышает шансы на достижение целей профсоюзами в противостоянии с работодателями за интересы трудящихся.

Законность означает отказ профсоюзов от незаконных забастовок, стихийных акций. Вообще профсоюзы всегда стараются не допустить дискредитации профсоюзного движения в целом.

Гласность является важным инструментом профсоюзов, привлекая внимание общественности к проблемам трудящихся, они позитивно влияют на общественное мнение, широко информируя общество о конфликте и требованиях трудящихся.

Цели профсоюзов

В настоящее время деятельность профсоюзов можно оценивать по двум критериям:

1. Уровень заработной платы входящих в профсоюз работников;

2. Уровень занятости членов профсоюза.

Соответственно достижение двух основных целей профсоюзов, увеличение заработной платы и уровня занятости, может существенно различаться между различными профсоюзами. При этом в экономической науке до сих пор не выработано единое мнение или методология определения того, в какой мере можно пожертвовать уровнем заработной платы для увеличения занятости членов профсоюза и наоборот. Экономическая теория свидетельствует о том, что попытки добиваться бесконечного увеличения заработной платы бессмысленны, так как это неминуемо ведет к снижению уровня занятости вплоть до нуля. Практика экономических отношений говорит о том, что стремление к беспредельному повышению заработной платы встречается в качестве основной и единственной цели профсоюза, закрепленной в его документах. Это справедливо для тех случаев, когда предприниматели в условиях кризиса в хозяйственной деятельности своего предприятия следуют принципу сокращения тех работников, у кого стаж работы меньше.

При этом три основных условия возможностей роста заработной платы на макроуровне остаются неизменными на протяжении многих лет и являются одним из основополагающих факторов развития экономической системы:

  1. Повышение спроса на труд,
  2. Сокращение предложения труда,
  3. Реализация монопольной власти профсоюза.

В соответствии с этим, если данные условия не соблюдаются, профсоюзы могут добиваться роста заработной платы, используя различные методы взаимодействия с предпринимателями и государством.

При этом основные цели профсоюзов достигнуты в большинстве стран:

Роль профсоюзов в модели социального партнерства

Классическая схема системы социального партнерства выглядит следующим образом: интересы работников представляют профсоюзы и объединения, а интересы работодателей выражают союзы предпринимателей, промышленные образования и т.п. В результате достигается ситуация, при которой интересы обоих групп уравновешены.

В так называемом трипартистском варианте социального партнерства третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступают государство и институты власти. При этом государство одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений.

Согласование интересов достигается путем переговорного процесса. Это наиболее простой способ решить общие проблемы с выгодой для всех участников. В ходе согласования и переговоров стороны договариваются об условиях и социальных гарантиях, которые устроят всех участников.

Социальное партнерство – это система институтов и механизмов согласования интересов, основанная на равном сотрудничестве.

Субъекты социального партнерства: общество, предприниматели, государство. Институты, представляющие интересы субъектов социального партнерства: профсоюзы, объединения предпринимателей, правительство и органы власти.

Роль профсоюзов проявляется в представлении и защите интересов работников в социально-экономической сфере: условия и оплата труда, обеспечение занятости, решение социальных проблем. Профсоюзы представляют социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, при этом они защищают интересы конкретного человека как носителя рабочей силы.

Существует три основные модели социального партнерства в зависимости от роли профсоюзов и уровня их участия по представительству интересов работников в рамках социального партнерства.

Модель профсоюзного представительства характерна тем, что профсоюзы являются законодательно утвержденными представителями работников. При этом зачастую профсоюзы представляют и ту часть работников, которые не являются членами профсоюзов. Данная модель социального партнерства получила наибольшее развитие в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах. В зависимости от условий, в которых действуют профсоюзы, выделяется две формы, когда профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью, и когда профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью. Вторая форма характерна, например, для ситуаций, когда профсоюзы жесткими действиями, забастовками, акциями протеста и т.д. требуют значительного улучшения условий труда и заработной платы.

Модель чистого представительства отличается передачей функций профсоюзов комитетов по труду, которые и выполняют роль профсоюзов. Они ведут переговорный процесс с работодателем, при этом роль таких комитетов консультативно-информационная, а степень учета мнения трудового комитета определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах. Фактически, традиционная роль профсоюзов в рамках данной модели отсутствует, а на уровне каждого предприятия создается собственный небольшой профсоюз, не обладающий существенными возможностями для воздействия на предпринимателей.

Модель смешанного представительства выделяется тем, что в комитеты, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия комитета более широкие, так как комитет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Комитет в большей степени выполняет роль профсоюза, принимая решения по широкому кругу вопросов: трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени. Вместе с тем, это специально оговаривается законодательством либо коллективным соглашением. Данная модель применяется во Франции, Бельгии, Дании, Ирландии и ряде других стран.

В зависимости от уровня переговорных процессов, в которых участвуют профсоюзы, существует три основные модели.

Первая модель характерна для североевропейских стран: Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. В рамках модели присутствует активное вмешательство государства в трудовые отношение и жесткое регулирование принятых норм. Для данной модели характерна трехуровневая система социального партнерства: национальный уровень, отраслевой и уровень отдельных предприятий. Например, в Бельгии на национальном уровне действует Национальный совет по труду, в который входят участники от каждой из трех сторон социального партнерства. При этом государство берет на себя и законодательную функцию. На отраслевом уровне действуют паритетные комиссии, занимающиеся формированием отраслевых стандартов социального партнерства. На уровне предприятия социальное партнерство развивается на основе диалога предпринимателей и профсоюзов под контролем государства в отношении законности предпринимаемых действий.

Вторая модель социального партнерства характерна для США, Канады, Японии и ряда латиноамериканских стран. Модель ограничивает роль профсоюзов заключением коллективных договоров на уровне отдельных компаний и отличается одноуровневой системой социального партнерства. В рамках данной модели профсоюзы и предприниматели стараются оказать влияние на законодательный процесс путем выдвижения своих представителей на законодательные и властные должности и лоббирования отдельных нормативных актов. Таким образом, через такой косвенный процесс осуществляется влияние и регулирование отношений в рамках социального партнерства.

Третья модель социального партнерства наиболее характерна и развита в странах центральной Европы, например, в Германии и Австрии. Фактически, данная модель является неким промежуточным вариантом между первой и второй моделями социального партнерства. Главный акцент трехстороннего социального партнерства выражен на отраслевом уровне, а национальный уровень отличается тем, что проводятся своеобразные взаимные консультации трех сторон, которые не являются обязательными. При этом коллективные договоры в компаниях не заключаются, а предприятия руководствуются принятыми отраслевыми принципами социального партнерства. Роль профсоюзов в данной модели также проявляется в оценке соблюдения отраслевых принципов. Отдельно следует выделить образцовое соглашение, которое является одной из форм реализации такой модели. Такое соглашение формируется и заключается в отдельной отрасли, а затем становится своеобразным ориентиром для остальных отраслей. Например, компания JG Metall занимала доминирующее положение в германской промышленности, что впоследствии привело к тому, что ее партнерское соглашение служит образцом для других крупных и средних компаний немецкой промышленности. В Австрии социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. Такая модель широко используется также в Голландии и Швейцарии. В Голландии действует более 200 отраслевых соглашений, которые распространяются на большинство компаний и их работников, а в Швейцарии кроме отраслевых соглашений также действуют региональные соглашения.

По критерию роли профсоюзов в представительстве интересов работников в рамках социального партнерства в России сложилась модель профсоюзного представительства. Вместе с тем по критерию уровня переговорных процессов для России на данном этапе развития не характерна какая-то одна модель социального партнерства. Существующие элементы социального партнерства соответствуют как трехуровневой системе социального партнерства, так и одноуровневой. При этом отсутствует сильное влияние профсоюзов, но намного выше влияние государственных и муниципальных органов власти, по сравнению с зарубежными странами. В настоящее время в России самыми благополучными с точки зрения охвата отраслевыми соглашениями и коллективными договорами являются угледобывающая отрасль (100%), горно-металлургическая отрасль (98,7%) и нефтегазовая отрасль (97,8%), а также электроэнергетическая отрасль (85%), где позиции профсоюзов традиционно сильны.

Я думаю, что сегодня задавать подобный вопрос может лишь человек недостаточно сведущий в вопросах трудового законодательства или человек, поддавшийся влиянию средств массовой информации, которые устами различных лидеров, манипулируя общественным мнением, твердят о ненужности профсоюзов.

ВложениеРазмер
doklad_o_roli_profsoyuza.docx 23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Камалова Х. А.

Самое дорогое у человека – это жизнь. ( Н. Островский)

Я думаю, что сегодня задавать подобный вопрос может лишь человек недостаточно сведущий в вопросах трудового законодательства или человек, поддавшийся влиянию средств массовой информации, которые устами различных лидеров, манипулируя общественным мнением, твердят о ненужности профсоюзов.

Да, профсоюзы сегодня переживают трудное время. Переход к рыночной экономике изменил всю систему экономических и социальных отношений, и как следствие способствовал реорганизации самой структуры профсоюзной деятельности с учетом новых экономических и политических реформ.

В этих условиях (со всеми вытекающими последствиями – таких как безработица, низкая зарплата работников, которая зачастую выдается с задержками, не всегда соответствующие требованиям условия труда и безопасности, многочисленные нарушения администрацией трудового законодательства, в том числе необоснованные увольнения работников, противодействие многих новых собственников предприятий и организаций профсоюзной деятельности) крайне важно способствовать укреплению профсоюзов, не допустить выхода в знак протеста из рядов профсоюза и из отчаяния почувствовать лучшие перемены в своей работе и жизни которых многие покидают, не дождавшись, решают в знак протеста покинуть его ряды, ослабляя тем самым еще более силы и возможности своей профорганизации.

Самая эффективная помощь профкомам — это обследование состояния охраны труда техническим инспектором с целью защиты конкретных прав рядовых членов профсоюза по обеспечению работодателем сохранения их жизни и здоровья в период их деятельности. В целях соблюдения требований ОТ, осуществления контроля за их выполнением в Кизлярской организации создана и функционирует служба ОТ во главе с техническим инспектором.

Мы становимся сегодня центрами защиты прав и интересов работников образования, в штатах которых должны работать квалифицированные технические инспекторы труда — а в крупных — 2 или 3. эта сфера деятельности профсоюза, экономить средства на которую вряд ли справедливо и оправдано. (Вставить, сколько выделяется на проведение мероприятий по ОТ в Кизляре). Также ситуация выправляется благодаря активизации влияния профорганов на руководителей всех рангов. Данное влияние осуществляется во многом благодаря инициативе технических инспекторов и уполномоченных по ОТ.

Говоря об этом, нельзя не выделить роль технического инспектора, его влияние на эффективность работы организации по обеспечению приемлемых условий труда. Исходя из соображений и желания эффективного построения трудового общества профсоюз сегодня должен сотрудничать с технической инспекцией труда.

Труд работников сложен по характеру, многогранен, связан с психофизиологическим напряжением, высчокой концентрацией внимания и, нередко, опасен для жизни и здоровья, но он необходим обществу и потому требует не только комфортных условий, по и обеспечения работодателем его безопасности.

Постепенно накапливая немалый опыт реальной защиты интересов своих членов, Кизлярская профсоюзная организация стала настоящей организационной силой, грамотно использующей свои права и возможности людей труда, а также умело используя для этого возможности профсоюзного контроля как одного из наиболее эффективного методов защиты прав членов профсоюза.

Инициатива профкомов по оказанию квалифицированной помощи членам профсоюза в случае нарушения их прав и интересов работодателями, должностиными лицами, будет способствовать: повышению их авторитета как социального партнера администрации.

Кизлярская техническая инспекция труда в своем стремлении защитить права трудящихся посредством разноуровневых проверок добивается строгого соблюдения работодателями (директорами школ и гимназий) Трудового кодекса РФ, других законодательных актов, регламентирующих труд, учебу, быт и отдых членов профсоюза.

Невнимание к проблеме охраны труда чревато последствиями — деградацией системы, обеспечивающей безопасность труда работников и обучающихся. Поэтому Мною регулярно осуществляется проверка документации по профсоюзной деятельности и деятельность работодателей на предмет недопущении принятия решений по важнейшим социально-трудовым вопросам без участия профсоюзов, без учета их мнения, грубо нарушая законодательство.

Таким образом, ответственность профсоюзов перед своими членами профсоюзов в такой социально-экономической ситуации в России в целом и на конкретных предприятиях неизмеримо возрастает и первым помощником является технический инспектор.

Я, как внештатный технический инспектор труда, решая задачу достижения справедливого и достойного уровня оплаты труда, пособий и пенсий, социальной защищенности работников, проделываю большую работу в данном направлении:

2. 15 сотрудников образовательных учреждений города имели возможность получить санаторно-курортное лечение по профсоюзным путевкам в городах Кавказких Минеральных Вод, в Санкт-Петербурге и т. д.

3. Обучение профактива на Всероссийских курсах в Крыму.

  1. специалисты прошли успешно обучение в сентябре 2015г.
  2. Конкурс агитационных профсоюзных плакатов и листовок.

Одной из моих главных задач является контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде и защита членов профсоюза от незаконных взысканий и увольнений. Эффективная работа в данном направлении проводится регулярно, и в г. Кизляре нет подобных случаев. Те случаи, которые возникают, грамотно решаются профкомами без доведения их до возникновения трудовых споров.

Почему так опасно бездействие профсоюза в школе. Потому что именно в школе закладываются у учащихся основы знаний по безопасным приемам труда и поведения, что приводит к увеличению количества несчастных случаев, происходящих во время образовательного процесса, в том числе и со смертельным исходом, как среди обучающихся, так и среди работающих.

Несмотря на отсутствие травматизма в кизлярских учреждениях мы понимаем недопустимость послабления в проведении мероприятий по сохранению жизни и здоровья трудящихся и обучающихся, всегда помня, что чужой беды не бывает.

Сохранение жизни и здоровья во многом зависит от информированности, активности и компетентности профсоюзных организаций по защите прав работников на труд, соответствующей требованиям его безопасности. Нам необходимо помнить, что что образовательные учреждения сегодня являются объектами порвышенной опасности не только для обучающихся, но и для работающих. Во время учебного процесса они подвергаются воздействию химических веществ, электромагнитного излучения, электро и пожарной опасности. Поэтому регулярно осуществляется контроль за обеспечением работодателями здоровых и безопасных условий труда в учреждениях и организациях, а именно совместно с активом проводим в школах и учреждениях дополнительного образования аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда . в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений.

В условиях рыночных отношений расхождение интересов между работниками и работодателями со временем будут только обостряться, поэтому от активности в проявлении квалифицированной защиты по ОТ зависит многое. Залогом успеха является участие в совершенствовании законодательства, затрагивающего социально-трудовые отношения (права) работников. Участие в подобном эксперименте было предложено по результатам проверки Коллективных договоров. Технический инспектор должен исключая компромиссы и формализм, строго следить за выполнением требований по обеспечению прав и гарантий работников.

Будущее — за сильным профсоюзом. Только сильный профсоюз сможет в полной мере защитить каждого члена профсоюза от степени уверенности зависит и успешность действий.

В моей работе нет мелочей. Работа ведется по всем важнейшим направлениям – вопросам заработной платы, условий и охраны труда, режимам работы и отдыха, соблюдения трудового законодательства особенно по вопросам, связанным с сокращением численности работающих и увольнениями работников, а так же организации социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского и санаторного лечения, отдыха работников и членов их семей, горячего питания на работе, улучшения жилищных условий работающих, молодежного досуга и т.д.

Профессиональный союз — добровольное объединение физических лиц, занимающихся одним видом деятельности или сходными видами деятельности, связанных общими социальными, трудовыми и профессиональными интересами [2]. Первые профессиональные союзы существовали в виде обществ взаимопомощи и возникли в Англии в XVIII веке, когда происходило развитие промышленности. В России же профсоюзы появились во время революции 1905-1907 гг., когда состоялось первое общегородское собрание рабочих (30 апреля 1906 года). Именно эту дату и принято считать за точку отсчета истории профессиональных союзов нашей страны.

Крах советской экономики вызвал тяжелейший кризис отечественных профсоюзов [1, с.34]. В этой связи происходил массовый отток рабочих из организации по той причине, что многие не видели пользы от членства в организации. Снижение упадка российских профсоюзов наметилось только к середине 90-х гг. XX века. Так профсоюзное движение поэтапно стало возвращаться к полю событий, как политических, так и экономических. Появляются правовые акты, определяющие статус профсоюзов в Российской Федерации. К ним относятся: Конституция РФ, Международный пакт "О гражданских и политических правах" (1966), Международный пакт "Об экономических, социальных и культурных правах" (1966), Конвенция № 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948), Конвенция № 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949), ФЗ РФ от 17 мая 1997 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ФЗ РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", КЗоТ, ФЗ РФ от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и т.д.

В настоящее время произошло усиление роли профессиональных союзов. Так, под воздействием событий принесших резонанс в общество изменились и основополагающие функции, которые выполняет данная организация. Ученые-теоретики выделяют две основные функции профсоюзов:

Защитная выражает отношения профсоюза с предпринимателем, то есть предупреждает несоблюдения предпринимателем трудовых прав работающих, возрождение и исправление нарушенных прав. Тем самым профсоюз защищает наемного работника от ненадлежащего исполнения служебных качеств нанимателя.

Следует отметить, что в борьбе за интересы своих членов профсоюзы часто проявляют безразличие к интересам других работников, не входящих в профсоюзы. В последние десятилетия понимание защитной функции профсоюзов несколько изменилось. Если ранее основной задачей профсоюзы считали повышение оплаты и условий труда, то сегодня их основная практическая задача состоит в том, чтобы не допустить увеличения уровня безработицы и повысить занятость. Это означает сдвиг приоритетов от защиты уже работающих к защите интересов всех лиц наемного труда.

По мере развития НТР профсоюзы стремятся влиять на зарплату и занятость и на условия труда, связанные с эксплуатацией нового оборудования. Представительская функция отражает взаимоотношения профсоюза и государства и связана с отстаиванием интересов работников на уровне государственных и общественных органах.

Целью представительства является создание льгот и услуг по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию и т.д. Профсоюзы могут представлять интересы работников, участвуя в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, выступая с предложениями о принятии законов, касающихся социально-трудовой сферы, участвуя в разработке государственной политики и государственных программ в области содействия занятости населения, принимая участие в разработке государственных программ охраны труда и т.д.

Профсоюзы поддерживают тесные связи с политическими партиями для более полной реализации представительской функции.

В условиях обострения конкурентной борьбы профсоюзы стали осознавать, что благосостояние работников зависит от противоборства с предпринимателями, а также от роста эффективности труда. Поэтому современные профсоюзные организации почти не прибегают к забастовкам, активно участвуют в повышении профессиональной подготовки своих членов и в совершенствовании самого производства.

Таким образом, хотя современные российские профсоюзы объединяют очень большую долю работников наемного труда, их влияние на экономическую жизнь остается довольно слабым. Эта ситуация отражает как общемировой кризис профсоюзного движения, так и специфические особенности постсоветской России как страны с переходной экономикой.

Читайте также: