История духовых инструментов доклад

Обновлено: 02.07.2024

Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни - на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершенствовались на протяжении веков и даже тысячелетий. Однако среди различных предметов материальной культуры палеолита встречаются духовые инструменты, напоминающие современные. Уже тогда наметилось три вида духовых инструментов, с различными способами образования звука.

Один из видов составляли древние флейты - продольные, поперечные и многоствольные. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия. На продольной флейте иногда существовало особое приспособление для извлечения звука, применяемое в наше время на блокфлейте. Многоствольная флейта (флейта Пана) имела несколько стволов, и каждый ее ствол мог издавать один или два (путем передувания) определенных по высоте звука.


Древняя продольная флейта продолжает существовать и в наши дни, являясь в современном Египте народным инструментом, распространенным у пастухов. В основе духового инструментария древнего Китая лежал флейтовый тип. Это продольная флейта сло, пайсло (разновидность флейты Пана с 12 бамбуковыми стволами), чи (поперечная флейта с 3 - 6 игровыми отверстиями), юэ (короткая флейта) и другие.

Наиболее распространенным инструментом древней Индии являлась ванша - разновидность поперечной флейты, на которой по преданию играл бог Кришна.

Однако при перечислении инструментов в древнерусской литературе не наблюдается случаев, когда одновременно были бы упомянуты свирель и сопель, из чего можно сделать вывод, что оба названия имели одинаковое понятие, представляли собой как бы синоним.


Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. При раскопках в Хакассии, неподалеку от деревушки Малая Сыя, было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет тому назад. (Это время относится к музыкальному веку). Среди многих удивительных находок есть и музыкальный инструмент - свирель, сделанная из минерала гематита. Некоторые исследователи считают, что свирель из Малой Сыи, хоть и самая старая из найденных, но не самая старая вообще. Потому что вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента. Скорее всего, история духовых инструментов началась с простой тростниковой или камышовой трубки, затем была флейта Пана и потом уже свирель.

Если на Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, то в России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX начало XX века. Ее используют в своем составе оркестр русских народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого (свирель Кудрямова - прототип свирели Смеловой). Аналогами свирели в современной практике можно назвать блокфлейту и хроматическую сопилку, конструкции украинского мастера Деменчука (у которой 10 игровых отверстий, исключающих неудобное закрытие половины отверстия при исполнении хроматизмов).

В 80-е гг. прошлого века замечательный московский педагог Эдельвена Яковлена Смелова пришла к выводу о необходимости начинать занятия музыкой не с обучения игре на фортепиано, баяне, гитаре, скрипке, а с музицирования на самом простом, легком и, что немаловажно, дешевом музыкальном инструменте.

Создание и промышленный выпуск свирели – большая заслуга Смеловой. Ее многолетняя работа с детской игрушкой – свистулькой привела к разработке первой свирели, экспериментальный выпуск которой по чертежам Эдельвины Яковлены освоила Завидовская фабрика детских игрушек.

К духовым относят музыкальные инструменты в форме трубки, в которой звук создается посредством колебания столба воздуха. Корпус (трубка) может выть выполнен из любого материала (дерева, металла) и принимать любую форму. В симфоническом оркестре духовые инструменты выделяются ярким и сильным звучанием

Происхождение духовых инструментов

Прототипом первого в истории музыки духового инструмента была кость, в которую первобытный человек попробовал подуть. Много позже появятся флейта, труба, фагот и кларнет – но во всех этих инструментах использован тот же принцип, который заставлял кость издавать звуки. Речь идет о колебаниях воздуха в пустотелой трубке.Немного позже первобытные музыканты додумаются просверлить в кости дырочки – так звучание приобретет различные оттенки: от низких до высоких. А потом в отверстии трубки появится язычок, сделанный из тростника. Его колебания будут заставлять эту трубку издавать мелодичное звучание. Так появился кларнет. А вслед за ним и гобой – аналогичной конструкции, только уже с двумя язычками.

Устройство духовых инструментов на примере флейты


В принципе, все духовые инструменты устроены предельно просто. Рассмотрим их строение на примере флейты. Современная флейта может быть деревянной, реже металлической. В любом случае она представляет собой полую трубочку с множеством клапанов. Сбоку располагается отверстие, в которое флейтист дует, извлекая из инструмента звучание.Очевидно, что внутри трубки находится воздух, который музыкант заставляет двигаться силой напора своего дыхания. Отсюда и звук. Причем чем короче будет трубка – тем этот звук выше. Для этой цели и предусмотрены отверстия: закрывая или открывая их, можно регулировать длину трубочки.

Для удобства эти отверстия закрывают специальными клапанами. Это особенно комфортно для духовых инструментов с длинной трубочкой – пальцами музыканту сложно дотягиваться до всех отверстий.

Разновидности духовых инструментов

Гобой имеет очень богатую историю и сразу несколько предков среди древних музыкальных инструментов (в его конструкции прослеживаются черты кавказской зурны и древней свирели).



Гобой

Самым низким голосом в семье духовых инструментов обладает фагот. У него есть удивительная способность звучать совершенно по-разному: то нежно и напевно, то насмешливо.



Фагот

Еще один духовой инструмент – баян, созданный Петром Стерляговым по индивидуальному заказу гармониста Якова Орландского. Это был совершенно новый инструмент с богатым звучанием, предоставляющий музыканту намного больше возможностей, чем гармонь. Кнопки в баяне располагаются по бокам: 100 слева и 53 справа.


Флейта (от немецкого - Flote ), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы ее назвали блокфлейтой , хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - http://www.contrabass.com/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна " Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке " Вебера)

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)

Большое собрание ссылок по теме

Нотки для флейты не желаете?

Эээ. это отдельный разговор


Нотки для гобоя не желаете?

Кларнет (от французского clarinette , в свою очередь произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев " Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Вы будете смеяться, но саксофон (вернее саксофоны - сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон и бас и контрабас) тоже является разновидностью кларнета. Вот их сколько. Он широко распространены в jass- и pop- музыке, для классического оркестра они малоприемлимы, хотя. Бизе, Равель, Гершвин, Рахманинов, Прокофьев.

Фагот (от итальянского fagotto , буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды , а по музыкальному - на пол-тона .

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка " Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская "). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты " Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс " полезен и употребим в определенном месте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История развития духовых инструментов

Описание презентации по отдельным слайдам:

История развития духовых инструментов

История развития духовых инструментов

При раскопках становищ первобытного человека ученые нередко находят в соседст.

При раскопках становищ первобытного человека ученые нередко находят в соседстве с каменными топорами и наконечниками стрел духовые инструменты, сделанные из костей животных.

Стебель тростника стал "предком" и пастушеской свирели, и духовых инструменто.

Стебель тростника стал "предком" и пастушеской свирели, и духовых инструментов современного оркестра: флейты, гобоя и других.

Духовые инструменты во времена античности Греки считали, что музыка оказывает.

Духовые инструменты во времена античности Греки считали, что музыка оказывает воздействие на формирование внутреннего мира человека и выполняет воспитательные функции. Поэтому поощрялись те музыкальные лады, которые, по мнению философов, пробуждают в людях мужество. Обязательными были следующие учебные дисциплины: ораторское искусство, сочинение и исполнение музыки, этика, философия и гимнастика. Переписчики нот были хорошо знакомы с устройством музыкальных инструментов и приёмами игры на них. В Древней Греции была распространена игра на язычковом духовом инструменте авлосе

Авлос – древнегреческий язычковый духовой инструмент. Представлял собой пару.

Авлос – древнегреческий язычковый духовой инструмент. Представлял собой пару отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости позднее из металла с 3-5 (позднее более) пальцевыми отверстиями.

Правый авлос издавал высокие звуки, а левый – низкие. Этот инструмент был сна.

Правый авлос издавал высокие звуки, а левый – низкие. Этот инструмент был снабжен мундштуком и отдаленно напоминал гобой. Играть на нем было нелегко, ведь в оба авлоса нужно было дуть одновременно.

Сиринга или сиринкс (греч. συριγξ) имеет два значения - общее название древне.

Сиринга или сиринкс (греч. συριγξ) имеет два значения - общее название древнегреческих духовых инструментов (тростниковых, деревянных, типа флейты (продольная), а также древнегреческая пастушечья многоствольная флейта или флейта Пана.

Духовые инструменты в эпоху Средневековья и Возрождения В XIV веке зародилось.

Духовые инструменты в эпоху Средневековья и Возрождения В XIV веке зародилось профессиональное преподавание игры на духовых инструментах. В городах средневековой Европы были организованы корпорации музыкантов-духовиков, где велось обучение игре на флейтах, шалмеях, трубах.

Духовые инструменты в Средневековье Духовые инструменты не участвовали в церк.

Духовые инструменты в Средневековье Духовые инструменты не участвовали в церковной службе, но во время пиров и уличных праздников флейты и трубы играли в унисон с певцами, помогая хору поддерживать интонационную устойчивость. Звучание духовых инструментов, безусловно, придавало музыке особую мощь и блеск.

Читайте также: