Историческая судьба философии в россии доклад

Обновлено: 08.07.2024

Судьбы ФилософСодержание
1.Введение………………………………………………………………..2
2. Формирование и развитие русской философии……………………..3
3 Философия русского Просвещения XVIII в. ………………………. 7
4. Славянофилы и западники…………………………………………..11
5. Русская философия XX в.…………………………………………. 16
6.Заключение …………………………………………………………. 21
7.Список литературы…………………………………………………. 23

Введение
Когда речь идет орусской философии, встает вопрос, неизбежный при любом историко-философском исследовании: является ли русская философия безусловно оригинальной и в чем это проявляется, или же она является лишь талантливой популяризацией, просветительством, "выпавшим" из академической западной традиции и познакомившим мировую общественность с содержанием периферийного мышления по вопросам русской самобытности, облеченногов нестрогие формы полемики и культурно-философской эссеистики. Существует мнение: поскольку византийская культура пришла на Русь в христианских переводах, постольку греческая философская мысль, традиции интеллектуализма не дошли до нее; распространение христианства означало приобщение к вере, но не к философии. Русь вошла в церковную структуру Византии, но в культурном, философском отношениибыла ограничена языковым барьером. Поэтому творческое развитие, философская рефлексия могли опираться только на собственные мыслительные ресурсы. Хотя отдельные таланты появились рано, но в целом до XIX века русская философия есть либо бледное подражание византийским образцам, либо - некритичное копирование западных книг .
Суть противоположной точки зрения заключается в том, что византийскоехристианство ко времени крещения Руси "забыло о человеке", стало утверждать рабскую этику, несовместимую с христианским гуманизмом.
Русь же после крещения с жаром неофита (новообращенного) восприняла самую суть христианства - идею подобия человека Богу, в образе Иисуса Христа снизошедшему в мир и испившему полную чашу человеческих страданий. Это и обусловило будущие особенности русской духовности с ее культомжертвенности, "больной совести", непротивления злу, а также специфику философии, главным предметом которой стала христианская онтология человека, этика в формах "пламенной публицистики" .
Концентрация внимания на уникальности русской философии, проявляющейся в основном в освоении ею религиозно-практического опыта средствами и формами философствования, ведет к утверждению "особого пути" и противопоставлениюрусской философии западной, утверждению мнимой несовместимости отечественной философской традиции (определяемой как "живое христианство", "философия страдания и прозрения") с традицией рациональной рефлексии Западной Европы.
Когда речь идет о философском знании, следует иметь в виду, что глубина и содержательность философии не зависит от хронологический даты ее появления: ценность философииопределяется содержанием ее собственной истории, ее собственного времени. Как бы мы ни старались удлинить историческое время русской философии, все равно она появляется много позже, нежели философия Эллады, или Древнего Китая, или Индии. Другое дело, что философия как определенное миропонимание, как картина мира и человеческого бытия всегда играла существенную роль в древней и средневековой Руси. И хотя ее рольбыла менее значительной, чем, скажем, в древнегреческой культуре или в Европе V-XII вв., она была принципиально иной, т.е. в большей мере совпадала с судьбой собственной страны.
Формирование и развитие русской философии
Неотъемлемой частью всемирного историко-философского процесса является многовековая история философии в России.
В отечественной философии, прошедшей самобытныйпуть развития, отразилось культурно-историческое развитие страны. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии.
Отечественной философской мысли присущи некоторые общие признаки.
Во-первых, отечественная философия тесно связана с.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Судьба России

. информатики. Кафедра философии и истории Анализ книги Н.А. Бердяева.

Судьба России

Конспект на книгу Судьба России

. I.ПСИХОЛОГИЯ РУССКОГО НАРОДА. ДУША РОССИИ Противоречия русского бытия всегда.

М.М.Сперанский: судьба реформатора в России

. ВВЕДЕНИЕ Россия вступила в XIX век абсолютной монархией. Во главе пирамиды власти стоял.

П. Я. Чаадаев о судьбе России

. было печататься. В своём сочинении он жёстко обличал Россию с позиции превосходства.

Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русской православной культуры. В ее развитии выделяют три этапа:

1. XI - первая половина ХVIII в.в., развивалась в религиозной форме (Илларион, Филофей, Максим Грек, Аввакум, Ю. Крижанич и др.);

2. Вторая половина XVIII - первая четверть XIX в.в., эпоха Просвещения в России (Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Д. С. Аничков, А. Н. Радищев и др.);

3. Вторая четверть XIX - первая половина XX в.в.

Ведущие темы для нее: 1. тема исторической судьбы России (ее прошлого, настоящего, будущего, ее роли и места в мировой цивилизации), 2. тема человека, его творчества, свободы, нравственных основ его жизни. В анализе этих тем в Русской философии преобладают гуманизм, нравственно-практическая направленность, тесно связанная с православным миросозерцанием и русским национальным самосознанием.

Начиналась оригинальная русская философия с постановки вопроса об исторической судьбе России. Поставил этот вопрос П.Я. Чаадаев (1791-1856), который написал цикл из восьми "Философических писем". Когда в 1836 году первое из них было опубликовано в журнале Телескоп", в просвещенном обществе разразился скандал. Николаем I Чаадаев был объявлен сумасшедшим и на год отдан под надзор полиции и врачей. Впоследствии написал работу "Апология сумасшедшего".

Суть его взглядов: Божественный разум направляет развитие народов к царству Божию. Народы Европы движутся в этой, подлинной истории, руководствуясь идеями долга, справедливости, права, порядка, которые утверждаются под дисциплинирующим влиянием католической церкви. Существование же России лишёно смысла в мировой истории, ибо Божественное провидение покинуло русский народ. В тоже время Чаадаев не отрицал великого будущего России, ибо: русский народ обладает свободой духа, и не проявил еще своей творческие силы.

Чаадаев пробудил русскую философскую мысль и стимулировал ее раскол на два полюса: славянофильство и западничество.

Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.) проводили идею тотальности, цельности, коллективности и выступали с обоснованием самобытного пути развития России, отличного от пути западного. Это отличие они видели в православной вере и соборности (по Хомякову это – свободное единство православных верующих, основанное на бескорыстной любви к Христу) русского народа, в крестьянской общине. Воплощение и развитие этих начал русской культуры должно, по мнению славянофилов, дать миру идеальную форму человеческого общества на принципах братства, любви и цельности внутреннего мира человека. Для них было характерно понимание нации, как духовного явления и органический взгляд на общество,

Западники (ранним западником считается Чаадаев) подчеркивали приоритет индивидуально-личностного начала в общественной жизни и ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. Западничество не было однородно и включало в себя три тенденции: .

1. русский (умеренный) либерализм (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.) выступали за либеральные реформы, сверху во имя, "начал личности" установление "самодержавной республики";

3. анархизм, представленный М.А.Бакуниным, который утверждал, что необходимо разрушить государство, ибо оно угнетает народ и подавляет личность. На его развалинах, нужно построить безгосударственный социализм ("анархизм"), основанный на началах народного самоуправления.

При всех различиях славянофилов и западников ("друзей - врагов") объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование ее демократизации.

Непосредственными продолжателями славянофильской традиции в 60-70 е.е. г.г. XIX в. выступали почвенники (Ф.М. Достоевский, Н.Н.Страхов, А.А.Григорьев), которые развивали идеи о национальной почве, как основе социального и духовного развития России. Они обличали: 3апад за бездуховность и разлагающее влияние его материалистических, революционных, социалистиче­ский идей, не отвергая при этом лучших достижений европейской культуры.

Религиозное чувство смирения сочеталось у почвенников с идеей об особой миссии русского народа, призванного дать человечеству "новые формы жизни и искусства" (А.Григорьев). По Достоевскому, русский народ - "народ-богоносец, - душа которого проникнута святыми идеалами христианства, который способен к "всемирной отзывчивости" и может стать поэтому духовной основой единения людей.

В 70-х – 80-х г.г. XIX в.в. России получает развитие народничество,идеологами которого явились П.Л.Лавров (1823-1900) и Н.К.Михайловский (1842-1904) – создатели субъективного метода социологии. По Лаврову историю делают свободные в своих действиях люди, которые, руководствуясь своими идеа­лами, борются за прогресс общества, т.е. его социалистическое переустройство. Н.К. Михайловский считал, что история существует для человека, который является высшей ценностью и высшим критерием общественного прогресса. Поэтому в анализе исторических событий нет абсолютной истины, но есть истина для человека. Она предполагает опору и на факты ("правда - истина"), и на их нрав­ственную оценку ("правда - справедливость"), т.е. ценностно-оценочное отношение к объективной истине.

Как реакция на усиление – влияния западных идей, в России начинает заявлять о себе русская национальная мысль, принявшая форму консерватизма (выступает за сохранение (консервацию) исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни). Среди его видных представителей – Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев.

Н.Я. Данилевский (1822-1885) в книге "Россия и Европа" утверждал, что не существует единой общечеловеческой цивилизации, а есть различные культурно-исторические типы народов (самобытные цивилизации), подобные различным типам живых организмов. Их он насчитывает 11, при этом нельзя говорить, согласно Данилевскому, о превосходстве той или иной культуры, хотя будущее принадлежит славянскому культурно-историческому типу (его сердце-Россия), который должен прийти на смену романо-германской (западноевропейской) цивилизации, переживающей упадок.

Чтобы соответствовать этой исторической миссии, Россия должна сохранять свои устои (православие, самодержавие, община), осознав себя единым народом вместе со всем славянством. Отстаивая свое право на историческое творчество, она не должна механически заимствовать европейские формы жизни.

Чтобы продлить свое историческое существование, Россия должна изолироваться от Европы – сблизиться с Востоком, стремясь к сохранению византийского идеала, включающего самодержавие, православие, сословность.

В русской философии второй половины XIX – XX в.в. выделяется множество направлений: позитивизм, неокантианство, гегельянство, интуитивизм, материализм, религиозная философия и т.д. Выделим и рассмотрим наиболее влиятельные и самобытные. Это:

• материалистические идеи в русской философии (А. Н. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин);

• философия всеединства (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др.);

• русский экзистенциализм(предтеча – Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов и близкий к экзистенциализму В. В. Розанов);

• русский космизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и др.).

Русская философия создала целую систему идей и концепций, которые считаются предметом национальной гордости. Сегодня интерес к русской философской мысли определяется необходимостью поиска новых ориентаций к проблемам окружающей действительности. Ведь именно философия как поле формирования смыслообразований человечества (мифологических и рациональных, религиозных и материалистических, метафизических и диалектических концептов) призвана дать ответы на многие вопросы российской современности.

Первый этап развития русской философии

"Слово о законе и благодати" митрополита Илариона Киевского считается одним из первых философских сочинений, которое было написано примерно между 1037–1050 гг. После того, как Иларион прочитал свое сочинение в церкви, Ярослав Мудрый назначил его главой Русской Церкви. Позже митрополит был смещен с этого поста и направлен в Киево-Печерский монастырь.

"Слове о законе и благодати" представляет собой не только образец русской письменности, но и грамотно оформленную философскую мысль того периода.

Одним из важнейших памятников русской философской мысли считается письменная полемика царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Андрей Курбский известен тем, что проиграл битву в Ливонии и, боясь гнева царя, сбежал из России за границу, где изучал языки, риторику, историю и античное наследие древнегреческой философии. Курбский написал царю письмо, где критиковал его форму правления, в ответ Иван Грозный, славящийся своим ораторским мастерством, написал ему аргументированный ответ в защиту своей власти.

Второй этап русской философской мысли

Новый этап русской философской мысли охватил период XVII–XIX веков и начался после Петровских преобразований. Этот этап характеризуется секуляризацией общественной жизни и становлением русской философской парадигмы. Философская мысль данного периода была представлена трудами М. Ломоносова, А. Радищева, М. Щербатова и др.

Хотя до XVIII века в России не было множества оформленных философских работ, тем не менее неверно полагать, что не было самой философии. Различные "Сборники", имевшие широкое "хождение" на Руси, содержали отрывки из философских систем Античности и Средних веков, что свидетельствовало о накоплении культурного философского богатства. >

Западники и славянофилы

Западники и славянофилы понимали всю критичность ситуации в России относительно ее культуры, Просвещения, модернизации и т.д., однако предлагали разные стратегии решения проблем:

Западники отстаивали индивидуальную свободу и единство на основе рациональности Славянофилы опирались на почвенническую идеологию и православные представления о божественной природе человека.

Представители русской философской мысли

Одним из первых философов-западников был А. Радищев (1749–1802). Он опирался на принципы равенства всех людей, признание естественных прав и свобод личности. Радищев критиковал российскую государственность, считался одним из основателей российского социализма. Его философские положения соединяют в себе рационализм, материализм, пантеизм и гуманизм, утверждают приоритет материальных вещей и чувственного познания.

Революционные демократы – В. Белинский (1811– 1845), А.Герцен (1812–1870), Н.Чернышевский (1828–1889) писали свои труды под влиянием философии Гегеля и Фейербаха, они внесли неоценимый вклад в развитие русской философской мысли.

Религиозные философы второй половины XIX века сумели критично переосмыслить весь предыдущий философский и идеологический опыт, объединиться в мыслях о самобытности русского народа и о необходимости заимствования европейского опыта. Помимо этого, критика новых русских философов распространялась на любые формы материалистических идеологий, лишенных иррациональности – они скептически относились к явлениям демократии и зарождающемуся социализму и обращались к более интимным сферам человеческой жизни – творчеству и религии, мистике и экзистенциальной сущности человека.

Представители русской религиозной традиции в философии (Соловьев, Бердяев, Толстой, Достоевский), критикуя рационализм, в определенных случаях – общественные движения (социализм, демократию, власть в целом и т.д.), выстраивая новые неожиданные и нетрадиционные концепции бытия, предлагали свои собственные смыслы, полагая, что они будут доступны и понятны каждому.

В1850 ых- гг. для молодежи было характерно рациональное мышление, эпоха позитивизма и социализма принесла новые воззрения, характеризующиеся сочетанием утилитаризма и аскетизма, науки и морализаторства, позитивизма и внутренней религиозности.

Важно отметить политизированность русской философии, ее связь с устройством социальной жизни, которое постоянно требовало радикальных перемен. Поэтому наиболее яркие труды были написаны в литературно-эссеистском или публицистическом жанре.

Русский философ Н. Федоров (1829–1903) осуждал преклонение не только перед теоретическим разумом, но и перед природой. Он считал природу врагом человека и призывал людей управлять ею. Федоров много рассуждал о смерти и эгоистическом отношении людей к умершим. Учение Федорова считается русской утопией, в которой он стремился соединить идеи спасения с реальностью жизни.

У истоков "духовного возрождения" стоял философ В. Соловьев (1853–1900), который заложил теоретический базис для последующих философских систем России и объединил научную, религиозную, оптологическую, социально-историческую и ценностно-практическую парадигмы. Его "философия единства" поднимала вопросы человека и его места в мире, отношения человека и Бога. Соловьев призывал к соучастию и сотрудничеству человека и мира, человека и Бога, обосновывал необходимость исполнения в жизни сверхмировых ценностей, причастность к абсолютному и нравственную солидарность всего сущего.

Творческое наследие Соловьева поистине велико, основные его труды: "Кризис западной философии", "Философские начала цельного знания", "История и будущность теократии", "Теоретическая философия", "Чтения о Богочеловечестве", "Критика отвлеченных начал", "Три разговора", "Оправдание добра" и др. оказали принципиальное влияние на всю последующую русскую философскую мысль.

Именно в аскетизме воплощается, по мнению Соловьева, противостояние духовного и материального начал в человеке. Аскетизм выражается в стремлении подчинить "природное" и "животное" - духу, усмирить и подчинить разуму и воле -"плотское".

Ключевой способностью для нравственного отношения к другим, по мнению Соловьева, является способность сострадать или жалеть. Соловьев подчеркивает, что именно сострадание, а не простое сочувствие являются определяющими для категории нравственности или безнравственности. Так, сочувствие в радости не делает сочувствующего более нравственным. Способность же сострадать связана с глубоко нравственным чувством, когда сострадающий умаляет собственную радость, добровольно разделяет страдание.

Добродетели для Соловьева – это некий образ поведения, приводящий к чувству удовлетворения от соответствия поступка нравственной норме.

Первое основание нравственности – стыд, рождает добродетель стыдливости, побуждающей избегать поведения, вызывающего стыд. Жалость через альтруизм рождает добродетель преодоления эгоизма и, в высшей степени, чувство солидарности со всеми живыми существами. Почитание высшего над собой, божественного, рождает добродетель благочестия. Поступки в соответствии с понятием о добродетелях свидетельствуют о нравственной жизни. Если принять тезис о том, что нравственные основания присущи человеку, то добродетельная жизнь – это жизнь человека в соответствии понятием о том,каким он должен быть.

В.С.Соловьев приводит следующие добродетели, вытекающие из трех оснований нравственности:

  • умеренность или воздержанность;
  • храбрость или мужество;
  • мудрость, справедливость.

Соответствие оснований нравственности следующее: умеренность и воздержанность основываются на чувстве стыда, обусловлены эти добродетели оказываются стремлению ограничить пагубное влияние плотского на духовный мир человека.

Храбрость и мужество также обусловлены стыдом, но уже в том смысле, что человек стыдится впасть в низменный, природный страх и поэтому силой воли изживает его.

Истинная мудрость основывается на альтруизме, потому как обладание мудростью без ориентирования на добро является " злым, недостойным целей".

Справедливость можно трактовать как соответствие истине, некую правдивость, и как равное отношение к своим потребностям, к потребностям ближних. Кроме того, справедливость может быть понята как легальность, соответствие законам.

Так Соловьев указывает на то, что вопрос добродетели в нравственной философии не должен пониматься слишком поверхностно. Практически всякая добродетель может быть оспорена, в зависимости от того, какое значение вкладывается в ее понятие.

Влияние марксизма на русскую философию

В конце XIX века именно в марксизме многим виделась некая окончательная истина. Так, из начальной народнической утопии социализм трансформировался в идеологию. Вместе с этим, русский народ в тот исторический период, применял на практике чуждые для своего мироощущения марксистские идеи.

Своеобразной альтернативой русскому марксизму стало философско-политическое движение - евразийство. Оно зародилось в русской эмигрантской среде (в Болгарии, в 1921 году).

Представители евразийства (Трубецкой, Савицкий, Флоровский) выступали за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами.
В этом плане евразийство представляло собой альтернативу западничеству (шире – тенденциям либерализма). Однако идеи евразийцев были практически забыты уже ко второй половине XX века.

Несомненным превосходством русской философской мысли XX века является пластичное соединение академической традиции и жизненно-практического философствования.

twitter

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

1914 год

Богданов с давних лет выступает противником философии марксизма и защищает буржуазно-идеалистические взгляды против материализма Маркса и Энгельса

1943 год

Изъято при обыске следующее.

1990 год

1898 год

Доклад А. И. Введенского "Судьбы философии в России"

1885 год

Это последняя Воля и Завещание, написанное мной, Еленой Петровной Блаватской, проживающей в Адьяре (Мадрас, Индия)

1912 год

Выручено было с реферата за продажу билетов 84 марки

1833 год

Постановление цензурного комитета о недопущении к печати двух статей Чаадаева

1795 год

Вмешивал хулительные и оскорбительные мысли свои против христианской религии

1886 год

Внесен в третью часть дворянской родословной книги Московской губернии

1908 год

В письме М. Горькому Ленин указал на связь оппортунизма с философским идеализмом


Александр Иванович Введенский (1856–1925), русский философ и психолог. Введенский был одним из инициаторов создания при Петербургском университете Философского общества. 31 января 1898 на первом заседании Общества Введенский, в качестве его председателя, сделал доклад "Судьбы философии в России". В докладе Введенский дает характеристику зарождения и становления русской философии. По его мнению, в процессе развития философии в России можно выделить три периода: 1) подготовительный; 2) период господства германского идеализма; 3) период вторичного развития.

Читайте также: