Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания доклад

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Сидоренко Ольга Анатольевна

Организация: МКОУ Метелевская СОШ

Населенный пункт: д.Березовка

Слайд 1. Методический семинар

«Использование современных образовательных технологий и методик на уроках истории и обществознания.

Слайд 2. Свое выступление хочу начать словами французского писателя и литературного критика Анатоля Франса, который очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав:

Слайд 3.И я задумалась, Как сделать каждый урок интересным и необычным?

И я для себя нашла несколько идей…..

Идея 1. Первое что я для себя определила, что отличное начало урока – залог успеха! Мои уроки истории и обществознания обычно начинаются ( с небольшого сюрприза, загадочного письма, приема яркое пятно, мозаика, цитат историков, философов или экономистов, пословиц, поговорок и др..),

Или я применяю цитаты на уроке обществознания

-Как вы понимаете

-Аргументируйте свою точку зрения

-Формулируем плана урока:

Такой прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, дает возможность каждому ученику высказать свои мысли.

Идея 2 Слайд 7. Так как я работая в небольшой школе, форма обучения у меня на уроке чаще всего индивидуальная, но и есть возможность применить работу в парах…Такие занятия не только интересны ребятам , но и развивают чувство партнерства. Учат принимать коллективные решения, Коллективную форму работы применяю реже чаще всего для проведения открытого урока, внеклассного мероприятия, в рамках предметных недель, когда собираются несколько классов.

Слайд 8. Одним из приемов работы в парах или индивидуально на уроке является кластер. Кластер развивает системное мышление, учит систематизировать материал, высказывать свое мнение, дает возможность проявить творческие способности.

На этапе урока применения новых знаний разместили рисунки археологических находок древнегреческих ваз на кластере.

Слайд 10. Так как мои ученики умеют составлять кластеры. Я решила научить их работать с интеллект – картами. Это еще один прием индивидуальной работы или работы в парах, который я применяю.

Интеллек карты так же использую

  • Как домашнее задание
  • Для контроля знаний.

Такая технология учит учеников систематизировать и обобщать знания по теме.

Синквейн задаю как домашнее задание, при работе с терминами, творческое задание. Работы учеников м.б.выполнены на бумаге, или как слайд.

При написании синквейна ученики учатся делать выводы в краткой форме… При составление синквейна, каждый школьник реализует свои таланты и способности – творческие, интеллектуальные, образные.

Идея 3 Слайд 14. На своих уроках истории и обществознания часто сталкиваюсь с проблемой. Ученики читая статьи, исторические документы, притчи, текст учебника, порой не могут ответить на поставленный вопрос, выделить какие-либо факты, главную мысль. И я решила применять на уроках технологию смыслового чтения.

Технология смыслового чтения включает

в себя 3 этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2этап. Работа с текстом во время чтения.

3этап. Работа с текстом после чтения.

-Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

Ассоциации записываются на доске.(дружба, любовь, знакомство, общение.)

Или раздаю иллюстрации и фото и задаю вопросы:

-Какой момент действия отражен на этой иллюстрации?

Какие действующие лица показаны, в какой обстановке?

Как передано фотографом внутреннее состояние героев?

Педагог может добавить различную информацию.

А потом мы Читаем текст. Сравнение первичной информации с той, что узнали из текста.

Слайд 16. На втором этапе во время чтения применяю

Слайд 17. 3 этап. Работа с текстом после чтения.

Ученик или я сама бросаю кубик. Дети самостоятельно формулируют ответ к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.

Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания и повторительно-обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Для систематизации, рефлексии и проверки знаний использую Прием закройте окна – раздаю ученикам текст по изученной теме с пропущенными словами они читают вписывают недостоющие слова, обмениваются текстами проверяют по выведенному на экран слайду.

Я заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Раздаю ученикам разрезанный на предложения текст ученикам надо расположить предложения в правильном порядке.После чего они , зачитывают содержание своего отрывка, отвечают на вопросы по тексту.

Все выше озвученные приемы эффективны, когда ученики работают в паре, помогают друг другу усваивать материал, делятся мыслями, идеями, что-то друг другу подсказывают, доказывают, опровергают, учатся взаимодействовать. Тексты с пропущенными словами и историческими ошибками – наиболее любимые задания моих учеников. Я их использую в 5-9 классах.

Технология смыслового чтения дает возможность развивать речь учеников; улучшает запоминание материала; активизирует воображение; умение сопоставлять факты и делать умозаключения.

Идея 4. Слайд 18. На своих уроках я стараюсь регулярно проводить физкультминутки, это такие физминутки, которые приносят пользу…

2.Изобразить подготовку атлетов к состязаниям.

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три:

А) фигура первобытного человека на месте замри;

Б) фигура мамонта на месте замри;

В) фигура рубила на месте замри и т.д.

Г) фигура ученика 5 класса на месте замри

Князь Владимир крестил Русь -верю-хлопают

Такие полезные физминутки позволяют и материал обобщить. Вспомнить ранее изученное и отдых в движении.

Идея 5. Слайд 19. В конце урока обязательна рефлексия (подведение итогов),

Прием рюкзак Прием рефлексии использую чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Пример: я научился составлять план текста; я знаю когда произошло крещение Руси; я, наконец-то, запомнил дату Куликовской битвы и др.

Прием толстых и тонких вопросов.

Современной школе предлагается достаточно большое количество технологий. Так, в работе Г. К. Селевко описано свыше пятидесяти, работа М.В. Кларина предлагает описание не менее двадцати современных технологий. Обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед нами проблем, ошеломляет, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии, ее достоинств и недостатков.

Владею и применяю в практической профессиональной деятельности, следующие современные образовательные технологии и методики:

- методы и приёмы технологии проблемного обучения;

- технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Технология проблемного обучения достаточно популярна в современном сообществе учителей, но между тем эта технология не нова. Она получила распространение в 20–30 годах в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время эта технология называется проблемно-развивающей, авторами которой являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.

Считаю, что реализация технологии проблемного обучения возможна при условии знания учителем основных теоретических вопросов и умении их применять на практике. Только тогда возможно достижение основной цели проблемного обучения: развитие интеллектуального потенциала учащихся, их способностей к творческому мышлению, расширение знаний по предмет.

Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем. Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

В проблемном обучении применяю 3 метода (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

Наиболее характерные типы проблемных ситуаций, которые применяются мною на практике:

Задача учащихся состоит в том, чтобы выявить разные позиции и взгляды на изучаемый исторический материал;

- задания, направленные на решение проблемных задач по истории, например:

Задача учащихся состоит в том, чтобы проанализировав период правления Л.И.Брежнева, найти ответ на этот вопрос. Такую задачу можно ставить перед учащимися в начале изучения темы или перед повторительно - обобщающим уроком

В качестве проблемной ситуации на уроке можно применять

-Проблемные задачи с недостающими, избыточными противоречивыми данными.

- Различные точки зрения на один и тот же вопрос

- Проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками

- Поиск истины (способа, приёма, правила решения)

- Пути подведения учащихся к проблемной ситуации

- Подводящий диалог - логически выстроенная цепочка заданий и вопросов.

- Применение мотивирующих приёмов

Технология развития критического мышления (РКМЧП) - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования.

На своих уроках я использую такие приемы критического мышления, как:

Описание порядка использования

Толстые и тонкие вопросы

(Тонкими вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения.Толстые вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку).

Применяется для самостоятельной учебной и домашней работы

Систематическое применение данного приёма учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности

это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту, элемент рефлексии

Правила написания синквейнов:
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строчка это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы .

Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас, синтез изученного материала, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии

Установить максимальное количество признаков изучаемого понятия

В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.

Кластер (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.

направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме

схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, позволяющая наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Данный прием помогает установить причинно-следственные взаимосвязи. Позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

t1639299886aa.jpg
t1639299886ab.jpg

t1639299886ac.jpg
t1639299886ad.jpg

предлагается тема урока, оформленная в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики

(смысловые блоки) темы.

после чтения текста дополнить каждую планету - спутниками, раскрывающими смысл данных понятий

Инструмент проверки:

1) полнота раскрытия темы; 2) дизайн; 3) участие каждого члена группы;

4) защита кластера; 5) умение отвечать на вопросы.

t1639299886ae.jpg

Использование технологии РКМЧП на уроках истории, обществознания и права и в работе классного руководителя (классные часы и родительские собрания) способствовало формированию таких умений у учащихся:

умение работать в группе;

умение графически оформить текстовый материал;

умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

умение распределить информацию по степени новизны и значимости;

умение обобщить полученные знания.

Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии стремительно вошли в жизнь школы. И если ещё 7-10 лет назад их применение в деятельности учителя было чем-то инновационным, то сегодня без таких инноваций трудно представить работу современного учителя.

В условиях личностно-ориентированного обучения современному ученику уже недостаточно и неинтересно, когда единственными источниками информации в школе являются учитель и учебник. Решить эту задачу, на мой взгляд, поможет использование в образовательном процессе информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Что касается ИКТ-технологии, то современный учитель обязан владеть данной технологией, так как это одна из ключевых компетенций современного педагога.

Я применяю компьютерные технологии в своей работе при подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, в методической и воспитательной работе, а также для повышения профессионального уровня и представления своих педагогических находок.

Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности всех составляющих образовательного процесса и создание оптимальных условий для развития и самосовершенствования как обучающихся, так и самого педагога.

В своей деятельности я использую следующие ресурсы ИКТ:

ПрограммыМ S Office (Word, Excel, Power Point, Publisher, Access, Front Page);

Конструкторы тестов, кроссвордов;

Электронные учебные пособия;

Цифровые образовательные ресурсы;

Программы для создания фильмов и сайтов.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать и объяснять новый материал, представлять опорные конспекты, слушать музыку и речь, посмотреть портреты классиков, экранизации их произведений, художественные полотна и иллюстрации, обратиться к интерактивным лекциям.

t1639299886ah.jpg

При работе с данными ЦОРами использую следующие варианты исследовательских заданий :

- создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации);

- решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного, интегрированного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир);

- создать собственную интерпретацию образа эпохи (школьники учатся исследовать полученный материал, критически к нему относится, формулировать свои собственные выводы).

В урочной деятельности я использую ИКТ для наглядного представления материала, организации устной работы, контроля знаний. Видеоуроки и пособия, используемые мной, содержат большой справочный материал, различные виды работ, тренировочные упражнения, разноуровневые задания для контроля знаний. Применение в преподавании ИКТ отличается высокой эффективностью и целесообразностью, помогает активизировать познавательную деятельность учеников.

Работая классным руководителем, я создаю презентации для проведения классных часов, родительских собраний и других мероприятий. Вместе с ребятами мы ведем электронное портфолио класса, создаем фильмы и презентации о школьной жизни. Большую помощь как классному руководителю компьютер оказывает мне при подведении итогов и ведении мониторинга успеваемости.

t1639299886ai.jpg

Считаю очень удобным, что на данном ресурсе педагог может приобрести комплекты для всех классов и предметов. В комплект входит: видеоуроки, презентации, тесты для проверки. Можно платно подключить электронные тетради (платит педагог, ученики имеют доступ к заданиям бесплатно).

t1639299886aj.jpg

Я создаю проверочные работы и домашние задания, как для всей параллели, так и для отдельно взятого класса, а также учеников, которые не посещают школу. Проверочные или домашние работы по своему усмотрению разрабатываю различного объема и сложности.

t1639299886al.jpg

Технология опорных конспектов

Учителю истории на каждом уроке приходится излагать новый материал, оперируя огромным количеством сведений, фактов, имен, дат и библиографических ссылок. При этом обычно уделяется большое внимание развитию понятийного, словесно-логического мышления, т.е. делается ставка в основном на его вербальную сторону, часто в ущерб другому не менее важному компоненту мышления – невербальному (образному). Это создает большие трудности: учащиеся усваивают историю формально, в виде словесных выражений, за которыми не стоят образы реальных фактов. Отсутствие четких и адекватных образов не позволяет им наполнить исторические понятия, законы общественного развития живым и конкретным содержанием. Использование же опорных схем и конспектов делает усвоение учебного материала осознанным, доступным и результативным

t1639299886am.jpg
t1639299886an.jpg

Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Центром опорного конспекта становится опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок, цифра, буква, условные картографические знаки, размер, форма, цвет). Использую на уроках, при подготовке к ЕГЭ и к олимпиадам по истории тематические блоки. Одним из элементов данной системы являются блок схемы. Ученикам предлагается самостоятельно расшифровать данный опорный конспект. В задание вносится элемент состязательности и стимулирования. При завершении изучения темы у учащихся формируется целостная картина по данному периоду истории, так как к блок схеме прилагается пояснительная записка, тренинг и блок контроля.

Накопленный опыт, систематическое использование современных образовательных технологий, в том числе технологию дистанционного обучения дали ощутимые результаты: 100% успеваемость, хорошее качество знаний по истории, обществознанию и праву

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой достаточно продолжительный опыт преподавания общественных дисциплин привел меня к мысли, что без использования современных педагогических технологий и методов обучения, нельзя развить познавательные способности учащихся, активизировать их мыслительную деятельность на уроках истории и обществознания.

"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

I.Актуальность и условия возникновения опыта

Современное российское общество переживает период становления новой системы образования, которая характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современная стратегия развития российского образования предусматривает формирование высоконравственной, образованной, успешно социализирующейся личности. В связи с этим на первый план выходят задачи:

вооружение учащихся не только прочными знаниями, но и эффективными приёмами, способами, средствами их получения;

формирование мировоззрения учащихся;

переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.

Содержание, характер перемен, происходящих в образовании, во многом определяется социальным заказом. Общество делает ставку на личность, готовую занять активную социальную позицию.

Мой достаточно продолжительный опыт преподавания общественных дисциплин привел меня к мысли, что без использования современных педагогических технологий и методов обучения, нельзя развить познавательные способности учащихся, активизировать их мыслительную деятельность на уроках истории и обществознания. Изучая и активно внедряя современные технологии, я смог повысить эффективность и результативность учебных занятий и достигнуть положительных результатов в моей работе.

На своих уроках я применяю такие технологии как:

Технология проблемного обучения;

Групповые технологии и коллективное творческое дело;

Технология использования игровых методов и приёмов обучения;

Информационно-коммуникационные технологии.

Из них я взял для себя только то, что счел приемлемым, исходя из уровня подготовленности групп и своего опыта работы. О роли этих технологий в активизации мыслительной деятельности учащихся я хочу рассказать своим коллегам.

II.Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что предпринята попытка создания системы использования современных технологий в процессе преподавания истории и обществознания в нашем колледже. Я стараюсь стимулировать интересы учащихся, развивать у них желание практически использовать знания, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Процесс обучения я строю с учётом достигнутого. В каждой группе есть свои приёмы работы и формы её организации. При подготовке к уроку тщательно продумываю, чем сегодняшнее занятие будет отличаться от вчерашнего, меняю в зависимости от профессии и психологических особенностей учащихся, приёмы и виды работ, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях. Анализируя полученные результаты, я намечаю необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

III. Теоретическая база и технология опыта

Технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемной ситуации. Эффективность использования технологии проблемного обучения во многом зависит от соблюдения этапов её реализации:

1) Постановка проблемы;

2) Выдвижение гипотез;

3) Подтверждение гипотез фактами , документами, примерами;

4) Выводы по решению проблемы.

Например, формируется проблемный вопрос: "Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?" Затем даётся характеристика Д. Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:

1) Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?

2) Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?

3) Почему местом сражения князь Д.Донской выбрал именно Куликово поле?

5) Какую тактику использовал Д.Донской?

6) Чем вы объясните успех русских7

7)Каково значение Куликовской битвы?

Теперь учащиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос. Также при изучении темы "Восстание декабристов" предлагаю ответить на проблемный вопрос: "Почему восстание декабристов потерпело поражение и каковы причины этого поражения?" Учащимся даётся задание выписать в тетрадь причины поражения восстания, а в конце урока подводятся итоги работы.

Примерные ответы учащихся:

1) срыв первоначального плана восстания;

2) оторванность от народа;

3) поведение Трубецкого и Якубовича;

4) численное превосходство и лучшее вооружение царских войск;

5) недостатки в подготовке восстания;

6) нерешительность восставших.

Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, преподаватель может и должен направлять учащихся в нужное русло. При изучении темы "Октябрьская революция 1917г." я предлагаю учащимся самостоятельно сформулировать проблемный вопрос , на который они должны ответить в течение урока. Было предложено выяснить , была ли Октябрьская революция неизбежна? Для того чтобы получить ответ на вопрос, учащиеся по ходу изучения темы должны были определить причины, задачи, характер, движущие силы революции 1917 г. Выполнив задание, учащиеся ответили на поставленный в начале урока вопрос.

При изучения темы "Гражданская война в России" я создавала проблемный вопрос: "К весне 1919 г. армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тыс. солдат и офицеров против 380 тыс. красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в гражданской войне одержали большевики. Почему? Работая со схемой, материалом учебника, таблицей учащиеся в конце урока решают проблемный вопрос.

Определённый потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков: Иван IV - тиран или реформатор? "Дней Александровых прекрасное начало." (А.С. Пушкин) "Распад" или "развал" СССР?

Технологию проблемного обучения на уроках обществознания использую как правило при изучении таких разделов как "Закон и право", "Политическая жизнь общества". Так, при изучении темы "Частное право", вопроса Трудовые права российских граждан, предлагаю следующую проблемную ситуацию, которая могла произойти и в реальной жизни: Кузнецов Н. заключил контракт с директором фирмы "N" сроком на 1 год. Но через месяц нашёл себе новое место работы . Подав заявление об уходе за 2 недели , он был удивлён тем, что директор не отпускает его. Разгорелся конфликт.Сначала я выслушиваю мнения учащихся . Затем работая с материалом учебника и выдержками из ТК РФ мы приходим к решению данной проблемы.

При изучении темы "Нравственные чувства и моральное поведение" ставится проблемный вопрос: "Устарели ли в наши дни категории нравственности?" Для того, чтобы посмотреть, стали ли учащиеся после всех проведённых занятий с использованием технологий проблемного обучения более самостоятельными в принятии в принятии решений , увеличилась ли заинтересованность в изучении предметов им следует задать следующие вопросы:

Закончите предложение:

Самым интересным для меня было. потому что .

На уроке я узнал(а).

Мне понравилось. потому что.

Мне не понравилось.

Мой опыт показал, что данная технология довольно интересна для учащихся. Ведь они получают не только готовые знания, но и развивают определённые умения.

Групповые технологии и коллективное творческое дело.

Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определённой задачи. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и открывает больше возможностей для коллективной познавательной деятельности. Технологический процесс групповой работы может состоять из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация).

Инструктаж о последовательности работы.

Раздача дидактического материала по группам.

2.Групповая работа.

-Индивидуальное выполнение заданий.

-Подведение итогов группового задания.

2. Заключительная часть.

- Анализ познавательной задачи, рефлексия.

- Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Составляющие технологического процесса варьируются в зависимости от типа, целей и задач урока. В своей работе я использую групповые технологии на уроках обществознания по следующим темам:

Например на уроке "Познание окружающего мира" учащиеся разделяются на несколько групп, каждой из которых сообщается определённое задание.

1 группа - исследовать роль шпаргалок в учебном процессе.

2 группа - исследовать роль оценок в учебной деятельности.

3 группа - исследовать проблему того как люди выбирают профессию.

4 группа - изучить тему "Взрослые и дети. "Почему возникает конфликт поколений.

Представители каждой группы докладывают о результатах своей работы, объясняя её этапы. Выполненное задание анализируется.

Например, тема "Нравственные категории и добродетели". При рассмотрении видов нравственных категорий учащиеся делятся на группы.

На уроках истории применяю такую форму групповой познавательной деятельности как общественный смотр знаний. Провожу следующим образом: на последних партах - консультанты. Учащиеся выполняют задания по вариантам (исторические диктанты). Как правило, беру 10 дат. Выполнив работу, передаём на последнюю парту консультантам для проверки. Плюс данной технологии в том, что открываются больше возможностей для коллективной познавательной деятельности. У учащихся развивается логическое мышление, творческая активность, речевые способности.

Технология использования игровых методов и приёмов обучения.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике. А.М. Горький писал: "Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить." В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

1) В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами)

Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой- значения. Соединить стрелками слова и значения. Какая команда сделает быстрее?

Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает.

2) Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.

Например, деловая игра: "Встать! Суд идёт!", "Предпринимательство и бизнес". Игры: "Выборы в Государственную Думу", "Один день из жизни Петра I", "Дорогами войны".

Таким образом, игра находит широкое применение в учебном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии получают всё большее распространение на уроках гуманитарного цикла. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. На уроках истории и обществознания я применяю следующую форму работы с информационно-коммуникационными технологиями- это метод слайдов, который облегчает мне подачу материала, делает урок более ярким и наглядным. Использование слайдов и отрывков из фильмов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.

Требования к оформлению презентации в целом:

1. Презентация должна быть разумно объёмной. (В среднем содержать около 12 слайдов).

2. Слайды презентации должны содержать не только текстовую информацию, но и возможные иллюстрации по заданной теме.

3. Слайды должны быть разумно яркими (предпочтительные цвета – красный, зелёный, белый).

5. Звуковое оформление (если оно необходимо) не должно быть громким.

На своих уроках я применяю такие презентации как:

"Социальное взаимодействие"; "Юридическая ответственность и её виды"

"Социальная мобильность"; "Первые русские князья"; "Ярослав Мудрый"

"Владимир Святой. Крещение Руси"; "Архитектура и живопись в 14-16 в.в.";

"Временное правительство"; "Первая русская революция 1905-1907 г.г.";

"Сталинградская битва" и многие другие.

Использование современных образовательных технологий и приемов, а также информационных технологий на уроках истории и обществознания, позволяют сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности. А уроки сделать интересными и разнообразными.

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение ФГОС определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся использую в обучении современные образовательные технологии.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам истории и обществознания.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

На уроках истории и обществознания использую следующие образовательные технологии :

1. Предметно-ориентированные технологии

2. Технологии личностно-ориентированного обучения

3. Технология эвристического обучения

4. Диалоговые технологии

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии.

Рассмотрим технологиях, элементы которых применяю в своей практике:

1) предметно-ориентированные технологии

К ним относятся

а) технология дифференцированного обучения. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.

Рассмотрим один из подходов к обучению учащихся на уроках истории и обществознания в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается делить содержание обучения истории и обществознанию по трем уровням сложности: А, В и С, где уровень А может обеспечивать обучение в общеобразовательных классах и в классах естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В рекомендован учащимся, ориентированным на профильное гуманитарное образование, а уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:1) составление текстов диктантов по знанию исторических терминов; 2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу; 3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4) сочинение на заданную историческую или обществоведческую тему; 5) работа с дополнительной литературой; 6) проверка индивидуальных заданий; 7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.

б) Технология концентрированного обучения

При использовании концентрированного обучения:

1. Материал изучается крупными блоками.

2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.

3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.

4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.

5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.

6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.

7. Особую роль в овладении терминами и понятиями играет словарная работа.

2) Технология личностно-ориентированного обучения

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование

3) Игровые технологии

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, уроки-викторины по историческим эпохам и событиям; исторические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.

4) Информационно-коммуникационные технологии

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Использование ИКТ в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью этих технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. К тому же возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

И именно использование ИКТ на уроках истории и обществознания позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.

Внедрение ИКТ на уроках истории и обществознания позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайдовые презентации. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты.

На уроках истории и обществознания часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии исторических деятелей, изучение исторических событий. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический, событийный материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию, привести видеофрагменты.

Результаты использования ИКТ на уроке :

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

- применяется индивидуальный подход;

- повышается степень наглядности при изложении учебного материала;

- развивается творческий потенциал детей;

- появляются возможности для моделирования учебного процесса;

- снижается утомляемость учащихся;

- сокращается время на опрос.

Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения истории и обществознания. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

На этапах повторения и обобщения в 10 и 11 классах использую интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.

Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения истории и обществознания, и как источник накопления знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить историческое и обществоведческое развитие учащегося (проекты, сайты).

Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю истории и обществознания важно заинтересовать ребенка, показать ему важность знания истории своей страны и мира в целом. Как же познакомить их с историей, с этапами развития общества? Здесь приходят на помощь записи фильмов. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать.

Читайте также: