Использование антонимов в пословицах и поговорках доклад
Обновлено: 29.04.2024
Изучение понятий
Пословица – это краткое изречение, в котором выражается народная мудрость. Пословица представляет собой предложение, в котором приведено нравоучение, совет или предупреждение. Например, без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно проявить усердие).
Поговорка — это яркое, бойкое народное выражение, дающее меткую оценку событию, поступку, человеку. Например, когда рак на горе свистнет (т. е. Никогда).
Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл и не является законченным предложением.
Антонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Не все слова могут являться антонимами, а только те, которые противопоставляются друг другу по определенному существенному признаку: качеству (добрый — злой, быстро — медленно), направленности (передний — задний, вниз — вверх) и другим. Соответственно, слова с отсутствующей оценочной семантикой, то есть не выражающие противоположность, не имеют антонимов: зонт, лицо, чайник и др. Важно помнить, что слова разных частей речи не являются антонимами. Антонимов нет у местоимений, числительныхи имён собственных. Антонимы используются в публицистическом, разговорном, научном и других стилях. Особенно они популярны в художественной литературе.
Применение пословиц с антонимами у
других народов
Антонимы применяются не только в русских пословицах, но и иностранных.
Например, антонимы с привлечением сравнений. В следующем примере в английской пословице в роли антонимов выступают прилагательные в
сравнительной степени: The more haste the less speed– чем больше спешки, тем меньше скорость (имеется однотипная пословица и в русском языке:
тише едешь, дальше будешь).
Также приведем другие примеры пословиц с антонимами у других народов:
- Если это не сломано, не чини его (английская).
- Легко пришло — легко ушло (английская, как правило употребляется, когда речь идет о деньгах).
- Кто обжёгся горячим супом, дует и на холодный (итальянская, используют тогда, когда человек, серьезно пострадав от чего-либо, теперь начинает
проявлять осторожность порой совершенно излишнюю).
Вот такие интересные пословицы с антонимами можно найти в разных языках (кстати, подавляющее большинство из них имеет русскоязычные аналоги)
и благодаря им еще раз оценить роль противопоставления в нашей речи.
Проведение опроса
Изучив более подробно пословицы и поговорки с антонимами, я решил опросить своих одноклассников и задал им вопросы, знают ли они,
что такое антонимы, слышали ли они ранее пословицы и поговорки, содержащие антонимы, и выбрать среди четырех предложенных
пословиц те, которые им наиболее всех понравились. А выбрать нужно из:
1. Тише едешь — дальше будешь;
2. Ученье свет, а неученье — тьма.
3. Встречают по одежке, а провожают по уму.
4. Век живи — век учись.
Вывод
Изучив материал об антонимах и их применение во всем широко известном виде фольклорных произведений — пословицах, мы делаем вывод, что антонимия - не только противопоставление слов по смыслу, но и важный прием, придающий речи говорящего большую
выразительность. Часто именно за счет противопоставления человек на более долгий срок и более качественно запоминает какую-либо фразу или мысль. Во многом именно с антонимами связан тот поучительный эффект, который оказывают на человека устойчивые сочетания,
пословицы и поговорки.
Гипотеза подтвердилась!
Применяя антонимы в пословицах и поговорках, мы видим, что:
- антонимы служат украшением речи, с ними получаются красивые, яркие, запоминающиеся пословицы (порой с рифмой),
- антонимы способствуют быстрому запоминанию пословицы.
Данный проект по русскому языку выполнила ученица 5 класса Микита Юлия. Цель проекта - исследовать, что такое антонимы и как используются антонимы в русской речи, в частности в пословицах.
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной.
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy_yuliya_m.pptx | 141.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антонимы, принадлежащие к разным частям речи. Существительные - антонимы - это противопоставление по общему признаку двух или более предметов ( радость-грусть; день-ночь; уверенность - растерянность и др.). Прилагательные - антонимы - это противоположные признаки двух и более предметов ( радостный - грустный ; дневной – ночной; горячий – холодный и др. ). Глаголы-антонимы - основой противопоставления является действие ( сидеть-стоять ; смеяться-грустить ; зайти-выйти и др. ). Наречия-антонимы - это противоположные по своему значению признаки предметов, признаки признаков или признаки действий ( хорошо - плохо ; криво - прямо ; сильно - слабо ; рано – поздно и др. ).
Роль антонимов в пословицах велика : при передаче мудрого умозаключения создают противопоставление ; служат украшением речи, с ними получаются красивые, яркие, запоминающиеся пословицы (порой с рифмой ); способствуют быстрому запоминанию пословицы.
Вывод по проекту Без антонимов наша речь не была бы такой полной, яркой и эмоционально окрашенной. Русский язык отличается от других языков богатством лексики. К тому же антонимы придают речи ясность, выразительность, являются одним из способов толкования лексического значения слова. Антонимы необходимы для передачи в речи различных оттенков значений того или иного понятия, для более тонкой передачи отношения говорящего к тому предмету или явлению .
Слайды и текст этой презентации
Руководитель: Андреева Вера Вячеславовна
Антонимы в русских пословицах
МБОУ Касплянская СШ
Изучить понятие пословицы;
Ознакомиться с пословицами сборника В.И. Даля;
Найти пословицы с антонимами разных тематических групп;
Провести анкетирование одноклассников на знание таких пословиц;
Определить роль антонимов в русских пословицах с точки зрения содержания, построения и грамматических особенностей.
МБОУ Касплянская СШ
В сборнике Владимира Ивановича Даля собраны тысячи пословиц русского народа, которые живут в нашем языке и сегодня.
Пословицы богаты по своей тематике, проблематике, а также разнообразны по построению.
Некоторые из них содержат в себе антонимы (явление антонимии). Интересно узнать, что общего и различного у таких пословиц, насколько широко они используются в речи?
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
Ход проекта (продолжение)
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
Слова, противоположные по значению другим словам.
Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.
Сопоставление антонимов в высказывании.
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
Задание анкеты :
Продолжите пословицы с антонимами:
Лето припасает, …
Корень учения горек,…
Мягко стелет,…
Труд кормит, а…
Ученье-свет, а…
Поменьше говори,…
Готовь сани летом,а…
Родная сторона – мать,…
Делу время-…
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
Для анкеты были подобраны широко известные пословицы с антонимами.
Среди анкетируемых нет ни одного ученика, который не знает ни одной пословицы.
60% - узнали 1/3 предложенных пословиц.
20% - узнали все пословицы.
20% - узнали 50% пословиц.
МБОУ Касплянская СШ
МБОУ Касплянская СШ
Грамматические особенности пословиц с антонимами
МБОУ Касплянская СШ
Особенности построения пословиц с антонимами
1) при передаче мудрого умозаключения создают форму контраста (противопоставления),
2) служат украшением речи, с ними получаются красивые, яркие, запоминающиеся пословицы (порой с рифмой),
3) способствуют быстрому запоминанию пословицы.
МБОУ Касплянская СШ
Роль антонимов в пословицах
1. Пословицы русского народа: сборник В.И.Даля. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007. – 814 с.
Предметом будут являться - виды, типы и функции антонимов в русских пословицах. Цель работы - определение видов и функций антонимов в русских пословицах, для достижения которой предполагается решить следующие задачи: 1) изучить антонимию как языковое явление; 2) проанализировать пословицы, содержащие антонимы; 3) определить виды и функции антонимов в пословицах.
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы: лингвистическое наблюдение, категориальный анализ, контекстный анализ, дистрибутивный анализ.
Содержание
Введение ……………………………………………………….3
Глава 1.
1.1. Антонимия как категория лексико - семантической
системы языка ……………………………………………..….4
1.2. Классификация антонимов…………………………..…10
1.3. Семантические и стилистические функции антонимов. Антонимы общеязыковые и окказиональные …………………….….16
Глава 2.
2.1. Анализ видов и функций антонимов в русских
пословицах ……………………………………………..……..23
Заключение………………………………………….…………42
Список литературы………………………………………. 45
Прикрепленные файлы: 1 файл
Курсовая работа Марго.doc
Можно говорить и о ещё одной разновидности антонимии - внутрисловной, т.е. противоположности значений одного и того же многозначного слова. Это явление
Кроме того, некоторые исследователи выделяют особо класс антонимов - эвфемизмов ( гр. Еnphemismos из еn- хорошо + рhemi говорю), которые выражают семантику противоположности сдержанно, мягко. Они, как правило, образуются при помощи приставки не -: красивый - безобразный и красивый некрасивый, добрый - злой и добрый - недобрый. Именно слова, в семантике которых присутствует предполагаемая, возможная степень качества или свойства, чаще используются в эвфемистических выражениях.
Среди разнокорневых антонимов выделяются так называемые анто нимы - конверсивы (лат. соnversio- изменение). К ним относятся слова, которые выражают отношение противоположности и в исходном, и в изменённом высказывании, но не в обычном, прямом порядке, а в обратном: Пётр покупает дом у Сергея - Сергей продаёт дом Петру. Преподаватель принимает экзамен у студента - Студент сдаёт экзамен преподавателю.
Семантическая классификация антонимов основывается на выражаемом ими типе противоположности (комплементарной или контрарной). В зависимости от характера обозначаемой противоположности антонимы объединяются в соответствующие классы, вот основные из них:
1. Класс антонимы, выражающие качественную противоположность, реализуют в языке контрарную противоположность и обнаруживают градуальную
(ступенчатую) оппозицию, которая характеризует постепенное изменение качества, свойства, признака и т.п. Например: красивый - (симпатичный - (обычный на вид) - невзрачный) - безобразный; лёгкий - (нетрудный - \ средней трудности \ - нелёгкий) - трудный. Истинными антонимами являются симметричные крайние члены парадигмы.
Качественные прилагательные с приставками не - и без - образуют антонимы с соответствующими бесприставочными словами только в том случае, если они представляют собой предельные члены парадигмы: грамотный - неграмотный, безграмотный: убедительный - неубедительный, сильный - бессильный. (Сравните промежуточные члены таких оппозиций: малограмотный, не совсем убедительный, слабосильный).
Противопоставления такого типа молодой - немолодой, высокий - невысокий антонимами не являются, так как они выражают противоречащие понятия.
Сюда примыкает небольшая группа обозначений временных и пространственных координат, не являющихся качественными словами, но обладающих своеобразными ступенчатыми парадигмами: позавчера - вчера, сегодня - завтра; передний - средний - задний (о вагоне).
2. Класс антонимы, выражающие дополнительность (комплементарность),
составляют сравнительно небольшое количество пар слов, парадигмы которых представлены всего двумя членами (если, конечно, не считать их синонимов):
Истинный - ложный
X à Y и Y ß X (неистинный ложный, неложный истинный)
Примерами комплементарности антонимов могут служить пары: влажный - сухой, война - мир, добровольный - принудительный, жизнь - смерть, можно - нельзя, конечный - бесконечный, соблюдать - нарушать).
Слова, выражающие строгую комплементарность, характеризуются классифицирующим, отграничительным (дизъюнктивным) характером своих значений: Болен - здоров, правда - неправда, верный - неверный.
3 Класс антонимы, выражающие противоположную направленность действий, свойств и признаков, образуют векторную, направленную противоположность, широко представленную в языке и остававшуюся долгое время за пределами лингвистического исследования. Это антонимия типа:
входить - выходить, подниматься - опускаться, одеваться - разуваться, ускорять - замедлять, восход - заход, сборка - разборка, увеличение - уменьшение, сторонник - противник, революция - контрреволюция,
законный - противозаконный, вперёд - назад, в - из, к - от.
Возможна и другая семантическая систематизация антонимов - их распределение по основным темам. С этой точки зрения можно выделить большие классы противоположных слов, которые обозначают явления природы (подмораживать - оттаивать), физические качества и свойства предметов (лёгкий - тяжёлый), количество, порядок, последовательность их расположения (много - мало, первый -последний), движение, перемещение, изменение положения в пространстве ( подходить - отходить), различного рода конкретные действия (надевать -снимать) , внешний вид и физические качества человека (широкоплечий - узкоплечий), изменение его физического состояния (замерзать - согреваться), эмоции, чувства, волю, интеллект (радоваться - огорчаться, толковый - бестолковый), поведение и характер человека (замкнутый - общительный), явления социального порядка (коллективный - индивидуальный), этическую и эстетическую оценку (добро - зло, очаровательный - отвратительный).
Есть достаточное основание полагать, что большое разнообразие антонимических отношений можно свести к ограниченному числу исходных противопоставлений, таких, как большой - маленький (малый), хороший – плохой,
(провод) = длинный - короткий, (мачта) = высокая - низкая, (скважина) = глубокая - мелкая, (проход) = широкий - узкий, (слой) = толстый - тонкий, (орех) = крупный - мелкий, (расстояние) = далёкое - близкое, (срок) = долгий - короткий, (гиря) = тяжёлая - лёгкая, (мороз) - сильный - слабый, (суп) = густой - жидкий, (бег) = быстрый - медленный, (голос) = громкий - тихий.
Изучить понятие пословицы; Ознакомиться с пословицами сборника В.И. Даля; Найти пословицы с антонимами разных тематических групп; Провести анкетирование одноклассников на знание таких пословиц; Определить роль антонимов в русских пословицах с точки зрения содержания, построения и грамматических особенностей.
МБОУ Касплянская СШ
Цели проекта:
Слайд 3
В сборнике Владимира Ивановича Даля собраны тысячи пословиц русского народа, которые живут в нашем языке и сегодня. Пословицы богаты по своей тематике, проблематике, а также разнообразны по построению. Некоторые из них содержат в себе антонимы (явление антонимии). Интересно узнать, что общего и различного у таких пословиц, насколько широко они используются в речи?
Актуальность
МБОУ Касплянская СШ
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
МБОУ Касплянская СШ
Слова, противоположные по значению другим словам. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.
Сопоставление антонимов в высказывании.
Антонимы
Антонимия
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Задание анкеты : Продолжите пословицы с антонимами: Лето припасает, … Корень учения горек,… Мягко стелет,… Труд кормит, а… Ученье-свет, а… Поменьше говори,… Готовь сани летом,а… Родная сторона – мать,… Делу время-…
МБОУ Касплянская СШ
Анкетирование одноклассников
Слайд 18
Фамилия, имя ученика Узнали все пословицы 50% угаданных пословиц 1/3 угаданных пословиц Не знает ни одной пословицы
1) Белова Алёна - - + -
2) Ковалёва Карина - + - -
3) Куликова Татьяна - - + -
4) Кускова Анастасия - - + -
5) Шалабина Тамара + - - -
МБОУ Касплянская СШ
Анализ анкет
Слайд 19
Для анкеты были подобраны широко известные пословицы с антонимами. Среди анкетируемых нет ни одного ученика, который не знает ни одной пословицы. 60% - узнали 1/3 предложенных пословиц. 20% - узнали все пословицы. 20% - узнали 50% пословиц.
МБОУ Касплянская СШ
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
1) при передаче мудрого умозаключения создают форму контраста (противопоставления), 2) служат украшением речи, с ними получаются красивые, яркие, запоминающиеся пословицы (порой с рифмой), 3) способствуют быстрому запоминанию пословицы.
МБОУ Касплянская СШ
Роль антонимов в пословицах
Слайд 23
1. Пословицы русского народа: сборник В.И.Даля. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007. – 814 с.
МБОУ Касплянская СШ
Список использованных источников
Благодарим за оценку!
Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.
Читайте также: