Искусство руси 10 13 века доклад

Обновлено: 17.05.2024

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верования, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединилось с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость и синтетичность русской культуры во многом определили ее своеобразие и неповторимость.

Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос XI – начала XII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К середине XII – началу XIII в. относится появление новгородских былин о “госте” Садко, богатом купце, происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники, такие как договор князя Олега с Византией, и археологические находки. Приблизительно в первой половине I тысячелетия н. э. возникло примитивное пиктографическое письмо (“черты” и “резы”). Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокириллицу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. Кириллом была создана глаголица – глаголический алфавит, а на рубеже IX–X вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица – более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян.

Крещение Руси в конце X в. способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а вследствие этого произошло и его становление как литературного. (В отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и поэтому раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной.) Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания – византийские исторические сочинения, описания путешествий, жизнеописания святых и др. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются “Остромирово евангелие”, написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два “Изборника” князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. “Книжными мужами” были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.

Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых горожан и купечества. Не редкостью была грамотность и в среде простолюдинов. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей (граффити), наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение писем и других документов на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительного слоя древнерусского населения, особенно в городах и их пригородах.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература. Одним из ее основных жанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определенные политические цели, являлось делом государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием “Повесть временных лет” и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы (“Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть”), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская). “Повесть” отличается сложностью состава и многообразием включенных в нее материалов, она вобрала в себя тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Позднее

Повесть временных лет”, в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов. С XII в. в истории русского летописания начинается новый период. Если раньше центрами летописания были Киев и Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный, местный характер.

Одним из древнейших памятников древнерусской литературы является знаменитое “Слово о Законе и Благодати” княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита из русских Илариона (40-е гг. XI в.). Содержанием “Слова” стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней Руси, определение места Руси среди других народов и государств, ее вклада в распространение христианства. Идеи произведения Илариона нашли развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI в. “Памяти и похвале Владимиру”, написанном монахом Иаковом, а также в “Сказании о Борисе и Глебе” – о первых русских святых и покровителях Руси.

В начале XII столетия в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются поучения ж хождения (путевые заметки). Наиболее яркими примерами служат “Поучение детям”, составленное на склоне лет киевским великим князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников, игуменом Даниилом, знаменитое “Хождение”, описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

В конце XII в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Основой сюжета этого небольшого светского произведения стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). Неизвестный автор “Слова” принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств. Главной идеей “Слова” стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не являлся сторонником государственного объединения Русской земли, его призыв направлен к согласию в действиях, к прекращению междоусобий и княжеских распрей. Видимо, эти идеи автора “Слова о полку Игореве” не нашли отклика в тогдашнем обществе. Косвенным свидетельством тому служит судьба рукописи “Слова” – оно сохранилось в единственном списке (который погиб во время пожара 1812 г. в Москве).

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение, сохранившееся в двух основных редакциях, – “Слово”, или “Моление”, Даниила Заточника (конец XII – первая четверть XIII в.). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора – обедневшего княжеского слуги, возможно, дружинника, попавшего в опалу. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих подданных, способного оградить их от произвола “сильных людей”, преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, остросатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому талантливому произведению большую популярность на долгое время.

Высокого уровня достигла на Руси архитектура. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время Батыева нашествия. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце Хв., после принятия христианства. Принципы каменного строительства были заимствованы русскими зодчими из Византии. Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г.) была возведена греческими мастерами. Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками.

При Ярославе Мудром (вероятно, ок. 1037) византийскими и русскими мастерами был возведен в Киеве Софийский собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенным снаружи). Софийский собор – замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Киевская София уже значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятно, традиции русского деревянного зодчества. Внутренние помещения храма украшены мозаиками и фресками, часть которых, видимо, создана русскими мастерами, или, во всяком случае, написана на русские сюжеты.

Вслед за Киевской Софией был возведен Софийский собор в Новгороде (1045–1050). И хотя существует явная преемственность между этими двумя архитектурными памятниками, в облике Новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля. Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные.

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII–XIII вв. отличает меньшая монументальность зданий, поиск новых простых и в то же время изящных форм, строгость, даже скупость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же для зодчества этого периода характерно сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Особенно интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде и в городах Владимиро-Суздальской земли.

В Новгороде сокращается княжеское строительство, заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, жители той или иной улицы. Последняя из княжеских новгородских церквей – скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198), уничтоженный в годы Великой Отечественной войны и затем восстановленный.

Русское средневековое зодчество – одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.
Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Тем не менее за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. Они обусловлены несколькими причинами. Прежде всего следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению.

Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический, и художественный, и строительно-технический аспекты.
В результате достигнутых успехов появилась возможность понять пути развития древнерусского зодчества с гораздо большей, чем ранее, полнотой. Не все в этом процессе еще вполне ясно, многие памятники до сих пор еще не изучены, но общая картина тем не менее вырисовывается сейчас уже достаточно определенно.

Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.

Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.

Искусство Древней Руси. Височные кольца вятичей, XII век

Основные периоды искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.

Искусство Древней Руси. Софийский собор в Новгороде, XI век

Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.

Искусство Древней Руси. Золотые ворота в Киеве (современная реконструкция), XI век

После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.

Искусство Древней Руси. Икона святых Петра и Павла, XI век

Особенности искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:

Искусство Древней Руси. Ювелирные украшения из Вищинского клада, начало XIII века

Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).

Искусство Древней Руси. Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.

Искусство Древней Руси. Киевский Софийский собор, XI век

В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:

  • Софийский собор, Золотые ворота и комплекс зданий Киево-Печерского монастыря в Киеве;
  • Софийский собор в Великом Новгороде;
  • Успенский собор во Владимире;
  • Рождественский собор в Суздале;
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Искусство Древней Руси. Церковь Покрова на Нерли, XII век

Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.

Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.

Искусство Древней Руси. Збручский идол, X век

В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.

Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.

Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.

С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:

  • священных христианских текстов;
  • былинных сюжетов;
  • фольклорных народных произведений.

Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.

Искусство Древней Руси. Колты с изображениями птиц по сторонам древа жизни и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов XII век

Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Искусство на Руси X-xiii вв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Искусство на Руси X-xiii вв.

Искусство на Руси X-xiii вв.

Сельские поселения. В письменных источниках есть несколько названий поселений.

Города Городское население Руси составляло не более 1,5- 3 % всех жителей. «.

Усадьба знатного новгородца XII–XIII вв. Реконструкция.

Усадьба знатного новгородца XII–XIII вв. Реконструкция.

Письменность и образование. В 60- е годы IX века два брата Кирилл( Константин.


Кириллица и глаголица проникли к восточным славянам в конце IX- начале X в.

Библиотеки, книжные мастерские. Переписывать и переводить книги на Руси стали.


Летописи. Первый летописный свод был создан в 966- 997г.- место написания- Ки.

Архитектура Киева X-XIIвв. Церковь Богородицы, в народе Десятинная церковь (9.

Архитектура Киева X-XIIвв. Церковь Богородицы, в народе Десятинная церковь (989-996г.)

Софиевский собор 1037г.

Софиевский собор 1037г.

Золотые ворота 1037г. с церковью Благовещения

Золотые ворота 1037г. с церковью Благовещения

Княжеские дворцы X-XIIв. Зодчество. Княжеский дворец Боголюбове. XII в. Рекон.

Княжеские дворцы X-XIIв. Зодчество. Княжеский дворец Боголюбове. XII в. Реконструкция.

Архитектура Чернигова X-XIIв. Спасский собор XI в. ( существует и ныне)

Архитектура Чернигова X-XIIв. Спасский собор XI в. ( существует и ныне)

Борисоглебский собор 1128г.. Разрушен в Великую Отечественную войну, восстано.

Борисоглебский собор 1128г.. Разрушен в Великую Отечественную войну, восстановлен.

Архитектура Новгорода X-XIIв.

Архитектура Новгорода X-XIIв.

Архитектура Полоцка X-XIIв. Софиевский собор середина XI в., существует ныне.

Архитектура Полоцка X-XIIв. Софиевский собор середина XI в., существует ныне.

. Живопись X-XIIв. Оформление соборов Киевской Руси способствовало развитию м.

. Живопись X-XIIв. Оформление соборов Киевской Руси способствовало развитию монументальной живописи. Мастера выкладывали смальты ( составление из кусочков цветного непрозрачного стекла узоров).

По сырой штукатурке писали фрески. Ангел Златые власы. XII век. Фреска Софийс.

По сырой штукатурке писали фрески. Ангел Златые власы. XII век. Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е - начало 1050-х гг.

Книги Киевской Руси украшали орнаментальные заставки, заглавные буквы и небол.

Книги Киевской Руси украшали орнаментальные заставки, заглавные буквы и небольшие рисунки- миниатюры. Книжная миниатюра Древней Руси.

На протяжении долгих веков истории Руси постоянно развивалось и совершенствов.

На протяжении долгих веков истории Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жизни горожан и крестьян. Белокаменная резьба ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнего русского искусства вообще. Прекрасной резьбой славилась утварь и посуда.

Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древне- русские ювелиры, котор.

Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древне- русские ювелиры, которые прекрасно умели работать с золотом и серебром. Активно ювелирное дело развивалось в торговых городах. Использовалась техника зерни, скани, перегородчатая эмаль. Активно применялось чернение серебра и позолоты вплоть до отделки оружия.

Ковчежец 1589 Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, чернь, литье Высота.

Ковчежец 1589 Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, чернь, литье Высота с оглавием 11,8 см; ширина 6,5 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия Мастерские Московского Кремля

Бармы. Фрагмент 12 век. Золото, жемчуг, драгоценные камни; эмаль, скань, зерн.

Бармы. Фрагмент 12 век. Золото, жемчуг, драгоценные камни; эмаль, скань, зернь Диаметр блях от 7,5 до 12,5 см; 9,10 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия Медальоны и ажурные бусины, из которых составлены бармы, были найдены в разрозненном виде

Височные кольца 12 век Золото; чеканка, скань, зернь 4,3 х 4,3 см Государстве.

Височные кольца 12 век Золото; чеканка, скань, зернь 4,3 х 4,3 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь Один из наиболее распространенных типов женских украшений, которые крепились к головному убору. Восходит к древней славянской культуре VII - VIII веков

Диадема 12 век Золото, жемчуг; перегородчатая эмаль Государственный Русский м.

Диадема 12 век Золото, жемчуг; перегородчатая эмаль Государственный Русский музей Москва Принадлежала русской княжне. Киевский клад

Звездчатый колт 12 век. Серебро; литье, скань, зернь Высота без подвески 11 с.

Звездчатый колт 12 век. Серебро; литье, скань, зернь Высота без подвески 11 см; ширина 10 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Колт 12 век. Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль, скань.

Колт 12 век. Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль, скань, зернь Диаметр 12,5 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Подвеска- рясны 12 - 13 век Серебро, литьё, зернь, скань, чеканка Длина 26,5.

Подвеска- рясны 12 - 13 век Серебро, литьё, зернь, скань, чеканка Длина 26,5 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь Происхождение этих длинных до плеч подвесок восходит к Византии. Являются частью клада, обнаруженного в начале ХIХ века близ старинного русского города Тулы

Подвески 12 - 13 век Золото; чеканка, скань, зернь, эмаль Высота 4,0 см; шири.

Подвески 12 - 13 век Золото; чеканка, скань, зернь, эмаль Высота 4,0 см; ширина 2,3 см; длина 2,3 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь

Браслет Конец 12 - начало 13 века Золото, чеканка, скань Длина 6,3 см, Ширина.

Браслет Конец 12 - начало 13 века Золото, чеканка, скань Длина 6,3 см, Ширина - 2,1 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь

Резной образок с изображением Св. Тимофея 13 век Камень, серебро; скань Госуд.

Резной образок с изображением Св. Тимофея 13 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Крест 13 - 14 век Серебро; скань Государственная Оружейная палата Москва Россия

Крест 13 - 14 век Серебро; скань Государственная Оружейная палата Москва Россия

Ковчег-мощевик 14 век Серебро; резьба, золочение Высота 11 см; ширина 10,4 см.

Ковчег-мощевик 14 век Серебро; резьба, золочение Высота 11 см; ширина 10,4 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Древнерусская живопись – изобразительное искусство Древней Руси (IX-XIII вв.). До реформ Петра I иконопись оставалась основной составляющей живописи Руси. Основными видами живописи на Руси были:

  • иконы;
  • фрески;
  • мозаики;
  • книжные миниатюры.

Живопись Руси в X-XII веках

Иконопись получила развитие на Руси с принятием христианства в 988 г. В первом каменном храме – Десятинной церкви – внутренняя роспись была выполнена мастерами, приглашенными из Византии. Скорее всего, главные фрагменты росписи были выполнены мозаикой, а остальные части храма украшали фрески (роспись по сырой штукатурке).

Византия оказала большое влияние на развитие древнерусской иконописи.

В 1030-е гг. Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор. Храм был богато украшен росписями: в барабане центрального купола были помещены изображения 12 апостолов, на стенах – цикл евангельских событий, а на западной стене – портрет семьи Ярослава. Алтарь и главный купол были украшены мозаиками.

Большое значение для развития древнерусской иконописи имели росписи Успенского собора Киево-Печерского монастыря, которые были созданы византийскими художниками в 1073-1089 гг. Эти изображения стали образцом для последующих росписей и неоднократно повторялись, оказав большое влияние на древнерусскую иконопись. В монастыре была основана русская иконописная школа. До XIII в. византийских мастеров активно приглашали расписывать русские храмы – например, Софийский собор в Новгороде, Мирожский монастырь в Пскове, Георгиевская церковь в Старой Ладоге и др.

На русских иконах обычно изображали:

  • Христа;
  • Богоматерь;
  • апостолов;
  • святых.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме икон и храмовых росписей, древнерусская живопись также была представлена оформлением и иллюстрацией рукописей. Из XI в. до нас дошла только одна из иллюстрированных рукописей – напрестольное Евангелие Софийского собора в Новгороде, больше известное как Остромирово Евангелие. Оно украшено растительным орнаментом, крупными инициалами, тремя портретами евангелистов Иоанна, Луки и Марка – все эти особенности были характерны для византийской школы.

В древнерусском искусстве второй половины XI – XII в. формируется новый эстетический идеал аскетической строгости и эмоциональности образов. Образуются центры иконописи, как правило, при монастырях: такая школа существовала в Киево-Печерской Лавре.

Фресковые росписи получают распространение во многих города – Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Суздаль. В этот период были расписаны Успенский собор Киево-Печерской Лавры, Софийский собор в Новгороде, Михайловский собор в Киеве, соборы Юрьева и Антониева монастырей и др. В храмах появляются изображения первых русских святых, прежде всего, Бориса и Глеба. Роспись Софийского собора оказала большое влияние на традиции живописи северо-западной Руси: декорации, расположение сюжетов, монументальность и масштабность оставили след в культуре Новгорода до XV в. В 1120-1130-х гг. в нем уже действовало несколько художественных артелей, работавших при владычном и княжеском дворе, а также при монастырях.

Живопись Руси в XIII веке

Вывод

Итак, основной тематикой живописи на Руси была религиозная тема. Стиль создания фресок, мозаик, икон, книжных миниатюр формировался под мощным влиянием византийских традиций. В целом, за период существования Древнерусского государства, живопись достигла высокого уровня мастерства, что было результатом развития разных художественных школ в русских землях. Монголо-татарское нашествие на время приостановило это развитие, однако, восстановление началось уже в конце XIII в., что впоследствии приведет к большему прогрессу в живописи.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Культура Руси X-XIII века. Живопись, скульптура, музыка, ювелирное дело. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Живопись Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - воплотить в образы христианское вероучение. Именно иконопись в Древней Руси стало делом священным, но были популярны фрески, мозаики и миниатюры.

Иконопись на Руси Иконопись-вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Особенности иконописи на Руси: при написании икон в Древней Руси применяли темперу; у каждого цвета было свое значение. иконы чаще всего писали на деревянных досках(из липы, лиственницы, ели, сосны); удачно написанные образы считались написанные не иконописцем, а Богом;

С принятием христианства на руси церкви и храмы украшались фресками и мозаикой Фреска-живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенной росписи.

Страшный суд. Фреска Дмитриевского собора МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ИКОНА ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО (конец 12 — начало 13 вв)

барельефы Дмитровского собора Древнерусская скульптура существовала в виде декоративной резьбы по камню и дереву и была в большинстве случаев полихромной (т.е. расписывалась темперой или масляными красками. Воплощению подлежали: Образы экзотических зверей, фантастических существ Женские маски Изображения библейских царей, образы святых

Ювелирное дело Большого мастерства достигли древнерусские ювелиры. Из золота, серебра, драгоценных камней они делали браслеты, серьги, пряжки, медальоны, оружие, посуду, утварь. Скань – узор, набранный из тонких, согнутых по рисунку узора металлических лент. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно. Зернь –орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых шариков.

Чернь – изображения, которые наносятся гравировкой на золото с выполнением штрихов черневым сплавом. Чернь – изображения, которые наносятся гравировкой на золото с выполнением штрихов черневым сплавом. Финифть - это стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет.

ФОЛЬКЛОР Жанры древнерусского фольклора: былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, легенды, мифы, былички и др. Одной из ключевых особенностей русского фольклора – его устность. Сказки содержат в себе: удивительные и таинственные события приключенческого характера; идеальные герои; фантастические существа; волшебные предметы. В сказках отображаются мечты о справедливости, о победе добра над злом, об облегчении тяжелых условий жизни.

Фольклор Былины – особый жанр древнерусского фольклора. В былинах изображены свойственные Древней Руси военно-политические и социально-бытовые ситуации. Основной идеей, объединяющей все былины, является необходимость единства Руси и ее защита от врагов. Былины были особенно актуальны во времена бесконечных набегов кочевников и монголо-татарского ига. В центре сюжета – богатырь и его подвиг, поединок с врагом и победа. В богатыре воплощена мощь и патриотизм русского народа.

Читайте также: