Искусство белорусских земель в средневековье доклад

Обновлено: 02.07.2024

1. Назовите главные особенности застройки городов Высокого средневековья на территории Беларуси.

Укрепления, которые окружали город со всех сторон.

2. Что такое каменное зодчество? Приведите примеры, относящиеся к периоду Высокого средневековья.

Каменное зодчество — это возведение зданий из камня и кирпича, скрепленных известковым раствором.

К периоду Высокого средневековья относятся: Полоцкий Софийский собор, Борисоглебская церковь в Гродно (Коложская церковь).

3. Назовите известные вам постройки полоцкой и гродненской архитектурных школ. В чем заключается их своебразие?

Полоцкая Гродненская
Спасо-Преображенская церковь Борисоглебская (Коложская) церковь

Постройки гродненской школы приземистые и построены в форме базилики (вытянуты от входа к алтарю). При строительстве стен в кладку плинфы (узкого кирпича) добавляют камни, порой разноцветные, образующие узоры (обычно в форме креста).

Церкви полоцкой школы крестово-купольные. В Полоцке впервые появились кокошники (особые формы рельефы).

4. Чем было представлено искусство белорусских земель Высокого средневековья?

Фресками, образами (иконами), книжными миниатюрами.

5. Какими образцами декоративно-прикладного искусства гордится Беларусь?

Крестом, изготовленным мастером Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой.

6. В чем особенности распространения грамотности на территории Беларуси? Докажите на конкретных примерах, что на белорусских землях уже с XI в. была распространена письменность.

На территории Беларуси читать и писать умели не только служители церкви, но и торговцы, ремесленники, сборщики дани, судьи, а также простые люди.

7. Как вы думаете, почему на территории Беларуси со времени Высокого средневековья сохранилось немного памятников культуры по сравнению с Западной Европой?

Потому что на территории Беларуси было много войн. Также многие церкви были разрушены в мирное время (в рамках борьбы с религией).

Истоки современного белорусского искусства следует искать в народной, восточно-славянской художественной культуре начиная с периода существования первых княжеств на территории Беларуси. Развитие культуры восточнославянского населения в X—XIII вв. находилось под влиянием процессов христианизации, начатых в конце X века. Христианство принесло новое мировоззрение, другую мораль и эстетику, совершенно новые виды искусства, в частности культовое зодчество, церковно-религиозную живопись и т. д. Оно способствовало вхождению наших предков в единое европейское сообщество, содействовало расширению и углублению политических и культурных связей с другими странами, и прежде всего с Византией, служило идеологическому укреплению политического объединения восточнославянских земель в государствах-княжествах.

Культурное наследие белорусского народа в данный период особенно отчетливо прослеживается на развитии фольклора, который играл очень важную роль во всей духовной жизни населения, проживавшего на белорусских землях. Наиболее распространенными видами искусства в данный период были народные игры, хороводы, календарно-обрядовые песни, т. е. те виды искусства, которые в дохристианскую эпоху были непосредственно связаны с языческими обрядами и верованиями.

Народные игры соединяли в себе элементы танца, песенного и словесного фольклора, театра, трудового и спортивного мастерства. Возникли они в глубокой древности и поэтому несут в себе след целых эпох. В некоторых из них отражались исторические и военные события, социально-экономические отношения. Этот древний вид искусства содействовал становлению других видов народного творчества: хора и песни, танца и театра.
В белорусском фольклоре обозначенного периода количественно преобладали песни и сказки. В них люди выражали свое отношение к окружающему миру, свои настроения, свои чувства и переживания. Большое значение для сельских забав имела также музыка. Первоначально использовались достаточно примитивные музыкальные инструменты, такие, как бруски, свистелки, дудки, жалейки, рог и даже деревянные гребешки.

Одним из самых замечательных достижений культуры белорусских земель Х-ХШ веков являются памятники монументальной архитектуры. Их облик в значительной мере определили геополитические процессы, проходившие в общеславянском государстве — Киевской Руси. В этот период стали возникать города, являвшиеся центрами княжеств, в частности Полоцк, Туров, Берестье, Менск, Городня и другие. В общественном сознании жителей белорусских земель стали укореняться христианские ценности. Союз религии и власти князей нашел свое выражение в строительстве христианских храмов и одним из первых монументальных культовых сооружений на территории Беларуси стал Софийский собор, построенный в Полоцке в 50-е годы XI столетия. Это был третий по счету храм тако­го типа и названия на территории Восточной Европы после Киевской и Новгородской Софии. По своей форме Полоцкий собор напоминал квадрат, разделенный на пять нефов. Три его апсиды имели производную от деревянной архитектуры граненую форму, многочисленные фрески украшали интерьер. В соборе находился архив города, библиотека (погибла в годы Ливонской войны), государственная казна.

В первой половине XII века в том же Полоцке зодчий Иоанн возвел собор Спасо-Ефросиньевского монастыря, представлявший собой шестистопную постройку с куполом. Приблизительно в это же время недалеко от Полоцка (в предместье Бельчицы) был построен Борисоглебский монастырь, ставший резиденцией полоцких князей, а около 1159 г. на берегу р. Палаты была возведена знаменитая Спасская церковь Ефросиньевского монастыря. Именно эта церковь отразила характерные для того времени черты местной школы архитектуры.
Стены и столбы внутри церквей обычно расписывали фресками с изображением святых. Фрески чаще всего размещались на стенах в два ряда, цвета фресок — желтая и темная охра, красный и голубой, фон — синий или зеленый цвета. Искусство полоцких фресок очень подобно на живопись Новгорода и Киева и связано с византийскими традициями.

Другим значительным достижением культуры белорусских земель X—XIII веков стала письменность. Ее памятники с характерными для белорусского языка чертами относятся к первой половине XIII века. Это договорная грамота смоленского князя Мстислава с Ригой, договор с Ригой неизвестного смоленского князя (около 1230 г.), грамота полоцкого князя Изяслава (1265 г.) и т.д. Все эти документы написаны кириллицей — шрифтом, который лежит в основе современного белорусского, русского, украинского языков.

К полоцким памятникам письменности относится одна из очень немногих известных нам, так называемых деловых надписей XII века. Она сделана на кресте Ефросиний Полоцкой. В надписи отмечен год вручения креста Ефросинией Спасской церкви, стоимость материала и труда. Во второй части надписи посылается проклятие тому, кто унесет крест из Спасской церкви, Сам крест был сделан в 1161 году известным мастером-ювелиром Лазарем Бокшей. Основу креста составляло кипарисное дерево. Сверху и снизу крест окаймляли золотые пластины, а также многочисленные украшения из драгоценных камней и орнаментальные композиции. Стороны святыни были обложены серебряными пластинами с позолотой. На верхнем конце креста было помещено изображение Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя, в центре, в пяти квадратных гнездах, находились христианские реликвии — капли крови Христа, кусочек креста Господня, камешек из захоронения Девы Марии, фрагменты мощей св. Стефана и Пантелеймона, кровь св. Дмитрия.

Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. - Минск.: Аверсэв, 2014. - 144 с.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

Полоцкая земля как колыбель белорусской культуры. Замена языческой религии христианской. Характеристика основных ремесел и прикладного искусства Беларуси. Письменность, литература, зодчество и искусство - мощный стимул развития культуры Беларуси.

Рубрика Культура и искусство
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.06.2011
Размер файла 69,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Белорусская культура IX-XV вв. набирала силу, следуя демократическим тенденциям, воздействовала на бытовой уклад, образ жизни разных сословий. Возрастал образовательный и духовный уровень городского населения. Отечественная культура в эпоху средневековья испытывала влияние культур других стран и народов и, в свою очередь, оказывала обратное воздействие. На всех направлениях ее развития сформировались свои национальные школы, подходы и стили, появились высококвалифицированные мастера-ремесленники и талантливые зодчие, создавшие самобытные произведения и архитектурные сооружения.

В эпоху средневековья на белорусских землях интенсивно развивались архитектура, живопись, декоративно-прикладное и музыкальное искусство; совершенствовались мелкая пластика, техника фрески, иконописи, книжной миниатюры; возникали новые стили и направления художественного творчества; оттачивалось мастерство ремесленников, а вместе с ним ширился ассортимент и росло эстетическое качество их изделий. В прикладном искусстве широко использовался орнамент, им украшались оружие, одежда, книги и др. Обязательными элементами орнамента были кресты, розетки и другие геометрические фигуры, вошедшие затем в арсенал резчиков по дереву и мастериц вышивки последующих поколений. С перепиской книг и расцветом искусства книжной миниатюры связано развитие графики, до сих пор почитаемой в Беларуси.

Список использованных источников

1. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина - М., 2001.

2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник - М.: Оникс, 2007.

3. Ширшов И.Е. Культурология - теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. - Мн.: Экоперспектива 2010.

Подобные документы

Понятие культуры, ее сущность и особенности, подходы к определению, значение в современном обществе. Строительство культуры Беларуси после октября 1917 года, ее зависимость от экономических и политических факторов. Создание системы образования Беларуси.

контрольная работа [19,7 K], добавлен 30.04.2009

Становление и развитие советской системы образования и науки в первые годы советской власти. Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы. Архитектура и изобразительное искусство. Развитие театрально-музыкального искусства и кино Беларуси.

курсовая работа [48,7 K], добавлен 03.06.2011

История культуры Беларуси в ХIХ - начале ХХ вв.: народное образование, книжная и периодическая печать, наука. Развитие искусства, архитектуры, литературы; устно-поэтическое народное творчество, формирование профессионального театра; бытовой уклад.

реферат [31,1 K], добавлен 23.01.2011

Краткая характеристика развития мировой культуры и искусства: доклассовый период, античность, средневековье. Культурные направления, литература, музыка, изобразительное искусство, скульптура. Значение культуры и искусства в истории развития человечества.

шпаргалка [39,8 K], добавлен 10.01.2011

Искусство как одна из форм культуры, его происхождение. Миф и формы мифологического освоения мира. Искусство Древнего мира и Средневековья. Генезис и эволюция христианской культуры. Возрождение - явление культурного развития Западной и Центральной Европы.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 13.03.2011

Сохранение и развитие белорусской культуры – одна из острых и актуальных проблем нашего времени. Развитие культуры – это и формирование образа жизни, системы ценностей, традиции и мировоззрения. Изменения в формировании библиотечной системы в Беларуси.

контрольная работа [25,2 K], добавлен 10.11.2010

Описание античной культуры Средиземноморья: искусство, архитектура, театр, литература, одимпийские игры. Становление украинской культуры. Влияние соседних культур, дохристианской и христианской культуры в Киевской Руси. Украинский путь. Народники.

В 14-17 столетиях белорусское искусство, как и украинское, развивалось в сложной политической обстановке, мешавшей свободному проявлению творческих сил народа. Формирование белорусской народности, ее культуры и искусства происходило в то время в условиях классового и национального гнета.

Как отмечалось выше (стр. 182), в конце 13 и начале 14 в. в связи с политической разобщенностью западнорусских княжеств и опустошительными набегами татар литовским князьям удалось распространить свою власть на белорусские земли. Особенно труден был период со второй половины 16 в., с момента образования Речи Посполитой на основе Люблинской унии. Однако развитие белорусской художественной культуры продолжалось и в условиях феодальной агрессии, проводившейся в союзе с католической церковью.

В зодчестве Белоруссии 14-17 вв., как и на Украине, большую роль играло сооружение замков, крепостей и других построек оборонного назначения.

Хотя большинство каменных строений возводилось для литовско-польских магнатов, белорусские строители всегда вносили черты своего национального искусства. Продолжались и развивались характерные признаки зодчества западнорусских земель: ярусность, композиционная собранность, почти узорчатая декоративная нарядность.

Архитектурная композиция замка в Мире (начало 16 в.) — резиденции крупного белорусского феодала Ильинича — сложилась не сразу, а путем перестроек и достроек укреплений и самого дворца, находившегося внутри крепости. В свое время подходы к замку были преграждены рвами, валами и бастионами, и он выглядел более сурово. Однако в архитектуре Мирского замка надежность крепости сочеталась с нарядностью светского сооружения. Прямоугольный в плане, с массивными угловыми и одной надвратной башней, он сходен с распространенными в то время крепостными постройками Литвы, Украины и Руси, но отличается от них своеобразием декоративного убранства.

Основным мотивом декора служат изящные пояса кладки и многочисленные, расположенные ярусами неглубокие, плоские побеленные ниши. Членение стены нишами, уподобленными многочисленным окнам, и граненые объемы башни способствуют общему живописному впечатлению. Наиболее богато украшена фасадная сторона замка. Интересно отметить подчеркнутое разнообразие башен (ни одна из них не повторяет другой) при сохранении единого конструктивно-композиционного принципа — перехода четырехгранного нижнего основания в восьмигранный верх.

Как и на Украине, характерным типом средневековой монументальной архитектуры Белоруссии был храм, приспособленный к оборонным нуждам. Известны три белорусских оборонных храма, датируемые концом 15 — началом 16 в.: в Сынковичах, Маломожейкове и Супрасле. Это прямоугольные в плане здания (повторяющие планы древнерусских четырехстолпных церквей) с четырьмя башнями по углам, с высоким чердачным помещением, одной или тремя абсидами и разделенным на три нефа внутренним зальным пространством. Особенностью их является не только строгое разграничение собственно оборонных пунктов храма и места молитвы, но и умышленная маскировка расположения внутренних помещений, сокрытие бойниц и стрельниц в богатом наружном декоре (прием, использованный и строителями Мирского замка). Наибольший интерес представлял Супрасльский храм (1509-1510 гг.; разрушен фашистами во время Великой Отечественной войны), значительно разнящийся от двух других наличием больших фронтонов, уподобленных ложным закомарам, выходящих на все четыре стороны здания, и куполом с восьмигранным сильно вытянутым барабаном. Во внешнем облике собора видно стремление зодчих к ясности и четкости архитектурных членений, в чем можно видеть не только развитие местной традиции, но и воздействие тенденций западноевропейского Возрождения. Повторность основных частей и декора фасадов вносит в архитектуру здания строгий ритм, в котором устремление вверх линии башен и купола умеряется горизонталями цоколя, карниза и многочисленных поясков над окнами. На кирпичном фоне стен красиво выделяются белые наличники окон, закомары, оживленные нишами, широкие карнизы, образуемые навесными бойницами.

Богатый декор, компактное соотношение масс Супрасльской церкви с ее плотно примыкающими к основанию угловыми башнями и абсидой делают ее, подобно скульптурным памятникам, обозримой со всех сторон и наделяют архитектурный образ большой эмоциональной силой.

Внутри здания барабан купола покоится на четырех подпружных арках. Опорой арок являются восьмигранные и четырехгранные широко расставленные столбы, делающие свободным внутреннее пространство. Богатая светотеневая игра разнообразных готических сводиков (крестовых, звездчатых и сетчатых) облегчает невысокие потолки.

В середине 16 столетия храм был расписан. По характеру фрески имеют аналогии в поздневизантийском искусстве (подчеркнуто изящные, удлиненные фигуры, изысканное разнообразие драпировок, иконографический тип персонажей, тяготение к графической, линейной разделке форм). В колорите преобладает воздушный синий, фон. Фигуры написаны в светлых, легких тонах, чаще розоватых.

Вместе с тем в живописи храма отразились и новые, реалистические веяния, яснее всего в портретах основателей монастыря и храма — А. Ходкевича и И. Солтана, написанных в рост на досках. Хотя по сравнению с фресками рисунок этих портретов упрощеннее, грубее, в них привлекают острота передачи характера и чисто местный тип лиц.

Значительного успеха достигло в 14-16 вв. искусство украшения книг. Мстижское и Оршанское евангелия (14 в.) богато украшены цветными заставками и инициалами.

Блестящим выражением прогрессивных тенденций в искусстве белорусского средневековья была деятельность Георгия (Франциска) Скорины. Белорус по происхождению, блестяще образованный человек (он окончил Краковский университет), Скорина по гуманистической направленности своих интересов вполне стоял на уровне передовых людей эпохи Возрождения. В его деятельности, быть может, особенно ярко отразились растущие духовные и культурные запросы и интересы белорусских горожан.

Издательская деятельность Скорины, начатая в 1517 г. в Праге, продолжалась с 1525 г. в Вильне. Книги Скорины были широко распространены не только в Белоруссии и Литве, но и среди других славянских народов.

Автор гравюры свободно пользовался новыми средствами воспроизведения действительности, опираясь на достижения искусства Западной Европы. Разнонаправленным, довольно крупным штрихом он достиг объемной пластичности, материальности изображенного. Фигура хорошо связана со средой, в которую она помещена. Трогательны и значительны детали: простой крестьянский туесок на первом плане и вышитое полотенце на рабочем столике. Они доказывают глубокую привязанность Скорины к родине, желание внести в окружавшую обстановку напоминание о своей принадлежности к белорусскому народу.

После Люблинской унии обострилась антикрепостническая и национально-освободительная борьба белорусского народа. В этих условиях защита родного слова означала для белорусов сохранение национальной культуры, что стимулировало развитие книгопечатания. Среди белорусов особенно усилилась тяга к родственному им Московскому государству. Поэтому вполне понятно приглашение крупным белорусским магнатом, главой православного лагеря Ходкевичем, русских первопечатников. Иван Федоров и Петр Мстиславец основали в его имении Заблудове типографию, где издали Учительное евангелие (1569), послужившее борьбе за сохранение местной культуры. Мастерство русских печатников оказало значительное влияние на последующее развитие белорусского, украинского и литовского печатного искусства.

Дальнейшее развитие белорусского искусства в 17 столетии происходило в условиях все возраставшего чужеземного ига, в обстановке классовой, а также национально-освободительной борьбы.

Велось строительство костелов, оказавшее воздействие и на местную архитектуру православных храмов и синагог. Например, распространенный в то время тип церкви с двумя башенками на фасаде сложился под влиянием архитектуры Западной Европы. Наряду с продолжавшимся возведением мощных крепостей вокруг городов много внимания начали обращать на здания общественного назначения. До недавнего времени сохранялась Могилевская ратуша (конца 17 в.), построенная горожанами Феськой и Игнатом. Местные архитектурные традиции в наиболее чистом виде сохранялись в деревянном зодчестве, и в 17 в. преобладавшем в городах.

Белорусская иконопись 17 в. в целом развивалась в традициях религиозного искусства. Однако в ней заметны и новые тенденции.

Отмеченная в белорусской иконописи острота местных типов во многом определялась развитием портретного жанра. В свою очередь белорусский портрет вплоть до конца 17 в. был подчинен общему стилю иконописи. В нем сохранялись плоскостность, условность живописных приемов, своего рода иконографическая схема жеста и позы, размещение герба, надписи и атрибутов.

К немногочисленным сохранившимся образцам этого искусства относятся принадлежащие Историческому музею в Москве парадный портрет мстиславского воеводы Януша Тышкевича и погрудный портрет белорусской шляхтинки Еврозины Тышкевич, отличающийся меткостью и остротой характеристики.

Наряду с живописью одним из развитых видов искусства конца 17 в. являлась гравюра. Гравюра продолжала оставаться тесно связанной с развитием книжного дела. Значительно расширились связи между печатниками Украины, Белоруссии, Московского государства и Литвы. Ряд городов обладал своими типографиями (Орша, Гродно, Могилев, Слоним). В могилевщине сложилась своя школа граверов.

Среди граверов могилевской школы выделяются отец и сын Вощанки. Максим Вощанка с 1680 г. арендовал типографию Богоявленского братства — в то время одного из центров борьбы белорусского народа против полонизации. Творчество Вощанки свидетельствует о хорошем знакомстве с западноевропейским искусством. Его гравюры на меди отличаются красотой и мастерством штриха, изяществом форм и узоров. В украшениях многочисленных заставок, концовок, инициалов он использовал мотивы белорусских узоров наряду с творчески переработанными западными барочными орнаментами. Впоследствии Вощанка отказался от применения резцовой гравюры и использовал ксилографию, позволившую печатать текст и рисунок одновременно. Деятельность его сына — Василия Вощанки, гравера по дереву,— в основном приходится на следующее, 18 столетие.

Широкое распространение в Белоруссии 17 в. получили народные художественное ткачество и ковроделие.

Средневековье в Беларуси — большой пласт истории нашей страны, который был насыщен множеством политических, культурных, общественных, военных и других событий. В этом материале мы постараемся рассказать о самых значимых среди них. Факты и даты, которые рекомендуем знать каждому.

Средневековье в Беларуси принято делить на следующие этапы:

1. Раннее средневековье: V—IX вв

2. Высокое средневековье: X—XIII вв

3. Позднее средневековье: XIV—XV вв

Раннее средневековье

Формирование у восточных славян первых политических объединений – княжений. На территории Беларуси жили славянские народы (союзы племен) – кривичи, дреговичи, радимичи, на самом юге – древляне, волыняне, на юго-западе — ятвяги.

862 год – первое упоминание в летописях Полоцка.


2-я половина IX в. Образование древнего восточнославянского государства Киевская Русь.

Высокое средневековье

Середина X в. Образование Полоцкого княжества. Первым исторически известным князем стал Рогволод, основатель династии Рогволодовичей.

974 год – первые сведения о Витебске.

достопримечательности витебска

980 год – впервые в летописях упоминается город Туров и Туровское княжество.

988 год – принятие христианства в Киевской Руси.

992 г. – Создание христианской епархии в Полоцке.

1003-1044 г. Княжение в Полоцке Брячислава Изяславича.

Полоцкий софийский собор

1017 год – первые летописные сведения о Бресте.

1044-1066 года (по друг ой версии 1050 -1055) Строительство в Полоцке Софийского собора.

1044-1101 года – Княжение в Полоцке Всеслава Брячиславича (Всеслава Чародея).

1054 год – Разделение христианской церкви на католическую и православную.

1067 год – Первые летописные сведения о городах Минск (Меньск, Менеск) и Оршу (Рьша).

3 марта 1067 г. Битва на реке Немига между войсками князей Киевской Руси и войсками полоцкого князя Всеслава Брачиславовича.

1078 год. Безуспешный поход на Полоцк дружин всех южных княжеств, новгородцев и половецкой орды под руководством Владимира Мономаха.

1097 год. Съезд князей в городе Любичи, на котором был подтвержден наследственный принцип владения вотчин.

Около 1104 – 23 мая 1173. Жизнь и деятельность Ефросиньи Полоцкой (светское имя Предслава) – просветительницы древних земель Беларуси, игуменьи Полоцкого монастыря святого Спаса; причислена церковью к лику святых Беларуси.

1128 год. — первое упоминание города Гродно.

Около 11З0 – около 1182. Жизнь и деятельность Кирилла Туровского – епископа Туровского, писателя и проповедника, выдающегося деятеля белорусского и восточнославянской культур; причислен церковью к лику святых Беларуси.

1202 год. Захват немецкими рыцарями устья реки Западная Двина и образование в Прибалтике Ордена меченосцев.


1237 год. Объединение Ордена меченосцев с Тевтонским орденом. Основание Ливонского ордена.

1237-1241 год. Нашествие монголо-татар на территорию Руси.

1253 год. Образование Великого княжества Литовского со столицей в Новогрудке, объявление Миндовга великим князем.

Замок Миндовга Новогрудок

13 июля 1260 год. Разгром войском Великого княжества литовского крестоносцев возле озера Дурбе.

1264-1267 года. Княжение Войшелка, который присоединил к Великому княжеству Литовскому Новгородскую, Пинскую, Полоцкую и Витебскую земли.

1262 год. Договор между великим князем ВКЛ Миндовгом и Александром Невским о совместной борьбе против Ливонского ордена.

1267 год. Первое упоминание о городе Могилеве.


1271-1288 года. Возведение Каменецкой башни.

kamenec bashia

1298 год – Мирный договор ВКЛ с городом Ригой.

Позднее средневековье

1307 год. Полоцкое княжество согласно договору входит в состав ВКЛ на правах автономии.

1320 год – Вхождение Витебского княжества в состав ВКЛ на правах автономии.

1322 год – Заключение союза Великого княжества Литовского с Мазовецким княжеством.

1323 год – Город Вильня объявлен столицей Великого княжества Литовского.

1325 год – Заключение договора между великим князем Гедимином и польским королем Владиславом I Лакетком.

1320-1330 года. Вхождение в состав ВКЛ Берестейской и Турово-Пинской земель.

1330-е годы. Построен Лидский замок, который входил в линию крепостных укреплений Новогрудок-Крево-Медники-Тр оки .

Лидский замок фото

1331 год. Победа литовско-белорусского войска во главе с Гедимином над рыцарями Тевтонского ордена на реке Акмяне.

1338 год. Договор ВКЛ с Ливонским орденом и Ригой о мире, границах, свободном плавании по Западной Двине, о подсудности споров между купцами обеих сторон, о праве убежища и т.д.

Середина XIV в. Центральная часть ВКЛ разделена на две части: Виленскую и Трокскую.

1355 год. Присоединение к ВКЛ Брянского княжества.

1358 год. Вхождение в ВКЛ Мстиславского княжества.

1362 год. Победа войск ВКЛ во главе с Ольгердом (княжение 1377-1392 гг.) над объединенными войсками Золотой Орды возле реки Синие Воды. В результате к ВКЛ присоединены земли бассейна Днепра и Южного Буга, Клевские, Черниговские, Северские, Волынские, Подольские и Переяславские земли, подчинено Смоленское княжество.

Погоня в крепости Мозыря

1384 год. Переговоры Ягайлы (княжение 1377-1392 гг.) с Дмитрием Донским о союзе ВКЛ с Московским княжеством.

14 августа 1385 год. Кревская уния – договор об объединении ВКЛ с Польским королевством. Свадьба Ягайлы с королевой Ядвигой.

1386 год. Избрание великого князя ВКЛ Ягайлы королем польским под именем Владимира II.

1391 год. Витовт (княжение 1392-1430 гг.) вступил в политический союз с Московским государством.

5 августа 1392 год. Островское соглашение между Ягайлой и Витовтом о разделе власти в ВКЛ, по которому гарантирована самостоятельность последнего.

1398 год. Заключение Салинского договора, по которому Тевтонский орден получил часть Жемойтии.

Конец 14 в. – Начало 15 в. Строительство в городе Гродно каменного 5-башенного Верхнего замка (Старый замок).

замок старый гродно

18 января, 11 марта 1401, Виленско-Родамская уния – государственный и политический договор ВКЛ с Польским королевством, по которому ВКЛ оставалось самостоятельным государством в союзе с Польшей.

1408 год. Определение границы между ВКЛ и Московским государством по рекам Угра и Ока.

грунвальдская битва дата

1410 год, 15 июля Грюнвальдская битва – разгром Тевтонского ордена объединенными войсками ВКЛ и Польского королевства.

1411 год, 1 февраля – Торуньский мир между Польшей и ВКЛ, с одной стороны, и Тевтонским орденом, с другой.

1422 год. Согласно Мельнскому договору о мире с Тевтонским орденом к ВКЛ присоединена Жмудь.

1432 и 1434 года. Пожалование Жигимонтом Кейстутовичем общеземских привилегий об уравнивании личных и имущественных прав католиков и протестантов.

29 февраля 1468 год. Издание Судебника Казимира Ягедлочника – первого сборника норм и законов ВКЛ, кодекс криминального и процессуального права.

1470 (?) – 1538 (?) г. Жизнь и деятельность Николая Гусовского – белорусского поэта-гуманиста и просветителя эпохи Возрождения, представителя новолатинской восточноевропейской школы, деятеля славянской культуры.

1492-1494 год. Война ВКЛ с Московским государством, в результате ВКЛ потеряло Вяземское княжество и другие земли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: