Интернет зависимость молодежи доклад

Обновлено: 05.07.2024

Проведение социологического исследование среди молодых людей с целью выяснения процентной доли опрашиваемых, проводящих большую часть свободного времени перед компьютерами. Обработка результатов опроса; пути решения проблемы интернет-зависимости.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 02.02.2012
Размер файла 29,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Контрольная работа по предмету

"Методы проведения управленческих исследований"

на тему: "Проблема интернет-зависимости среди молодежи"

Актуальность проблемы

В настоящее время, когда интернет работает не только по проводам, но и "разлит" в воздухе, когда появились 3G/4G и Wi-Fi, а любая из последних технических новинок от мобильного телефона или планшета до телевизора или автомобиля, имеет возможность подключения к интернету, становится все сложнее не попасть в "сеть" и не приобрести интернет-зависимость. Особенно это касается молодых людей, как более общительной части общества, и в частности студентов, вынужденных проводить в интернете больше времени для поиска информации по предметам.

Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "интернет-зависимости от Интернета". В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом ". Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 20 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь offline, и неспособность выйти из Интернет, будучи online" 1 .

Свобода слова, анонимность интернет-пространства, возможность получить желаемое общение на любые темы в любое время суток, возможность выплеснуть эмоции, получить ответ на любой вопрос заставляет молодых людей все больше и больше времени проводить в интернете. Кто-то описывает практически каждое свое действие в твиттере ("Варю борщ", "Сижу ем, забыл купить сметану", "Собираюсь гулять с собакой"), кто-то бесцельно бродит по сайтам (так называемый "серфинг"), кто-то ставит статусы Вконтакте и следит за комментариями "друзей" и количеством сердечек "мне нравится" к записи, но каждый из них не осознавая этого уже заменяет реальную жизнь виртуальной, проводя в "сети" почти все свободное время - с телефона в институте и в дороге, с компьютера на работе, с планшета в метро, с ноутбука дома. Потребность в общении, в понимании, в сочувствии в совершенно равнодушной реальности толкает молодых людей в многообещающую виртуальную реальность, где на сотню друзей и знакомых обязательно найдется человек, который сидит в интернете в тоже самое время, что и вы, который может "выслушать", прочитав вашу запись, прокомментировать ваши достижения, что-то посоветовать или просто посочувствовать поставив "смайлик".

Интернет-зависимость -- прямое следствие проблем, имеющихся в наших головах. Находить новых знакомых и информацию, оттачивать свое литературное мастерство -- это замечательно, хорошо и приятно. Так что Интернет вполне может быть полезен для решения разного рода задач. Но не для замены жизни. Средство не должно становиться целью. В зависимость от иллюзии безнаказанности попадают слабые и трусливые люди, которые в реальной жизни боятся даже болонок. Это они устраивают в Сети бокс по переписке. В зависимость от иллюзии свободы попадают те, у кого плохо с личным пространством. Людям, которые ютятся впятером на площади в сорок квадратных метров, жизненно необходим хоть какой-нибудь замок. Даже виртуальный. Зависимость от Интернет-общения стала для многих серьезной проблемой. А причин ее появления может быть несколько:

Вариант первый. Когда наблюдается острый дефицит живого общения. Без него нормальный человек функционирует с трудом, а в Сети все несравнимо проще, чем вживую. Кто попадает в зависимость? Как правило, тихие и очень застенчивые люди. Вариант второй. Когда хочется игры. Когда хочется показать себя не тем, кто ты есть на самом деле. Приобрести без пластических операций и диет фигуру богини, греческий носик и любовника, близкого к бизнес-элите. Кто попадает в зависимость? Те, кто страдает комплексом неполноценности и желает выглядеть лучше, чем они считают себя на самом деле.

Итак, благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоте использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от недостатка общения и социально-неадаптированным членам общества, и в то же время может наносить вред подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в мире Виртуальном. Но кто знает, возможно, существование в параллельных мирах и есть наше будущее, и мы только готовимся к жизни в других измерениях.

Объект исследования - студенты московских вузов и молодые люди, работающие в сфере творческих интенет-услуг.

Предмет исследования - проблема интернет-зависимости среди молодежи.

Цель исследования - изучить и проанализировать проблему возникновения интернет-зависимости среди молодежи, сформулировать возможные варианты решения проблемы.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме интернет-зависимости

2. Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса

3. Провести опрос среди молодежи, особенно подверженной интернет-зависимости(студенты, а также работающие в творческой сфере молодые люди)

4. Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы

5. Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.

Гипотезы исследования:

Для решения проблемы интернет-зависимости среди молодежи необходимо:

1. Создать специализированные центры помощи интернет-зависимым людям

2. Организовать в школах и вузах профилактические беседы с родителями на тему уделения большего внимания подросткам и молодежи

3. Организовать в школах и вузах профилактические беседы с учащимися, предупреждая о последствиях интернет-зависимости и показывая пути развития в других направлениях

4. Обеспечить большую доступность к массовым мероприятиям

5. Предоставить возможность получить хобби без ощутимых затрат

Проведем социологический опрос, попросив заполнить анкету некоторое количество молодых людей, для выявления процента интернет-зависимых среди молодежи. Для этого возьмем 20 человек, 10 из которых будут студентами московских вузов и 10 работающих в компаниях, занимающейся творческими интернет-услугами (дизайн, контент, продвижение и прочее). Данная выборка обоснована тем, что молодые люди полностью отвечают параметрам людей, имеющих наибольшую возможность стать интернет-зависимыми.

По инициативе Московского Института Государственного и Корпоративного Управления я провожу следование на тему интернет-зависимости среди молодежи. Мнение каждого человека, участвующего в опросе очень важно для меня, и я надеюсь на твою помощь в проведении первого пилотажного исследования. Я гарантирую анонимность опроса, и то, что все полученные сведения будут применяться только в статистически обобщенном виде.

Спасибо за помощь!

Отметь один вариант ответа.

Как часто ты пользуешься интернетом?

Постоянно по работе (около 8ч в день)

Несколько раз в неделю

По необходимости (редко)

Отметь один вариант ответа.

Откуда чаще всего ты заходишь в интернет?

Отметь один или несколько вариантов ответа.

Чаще всего ты пользуешься интернетом:

Для личного общения (аська, скайп и пр.)

Для публичного общения (блоги, форумы, чаты)

Для поиска информации

Для общения в соцсетях

Отметь один вариант ответа или впиши свой.

Что больше всего привлекает тебя в пользовании интернетом?

Свой вариант ____________________________________________

Отметь один вариант ответа.

Считаешь ли ты себя интернет-зависимым человеком?

Отметь один вариант ответа.

Бывали ли у тебя случаи забывчивости из-за использования интернета? (выкипел чайник, остыла приготовленная еда, опоздал на встречу)

Отметь один вариант ответа.

Часто ли ты пренебрегаешь сном, т.к. сидишь допоздна в интернете и/или не замечаешь проведенного в интернете времени?

Никогда или редко

Отметь один вариант ответа.

Бывало ли у тебя такое, что ты пренебрегал(а) домашними делами, чтобы провести больше времени за компьютером?

Отметь один вариант ответа или впиши свой.

Сначала дело, потом успею все проверить

Свой вариант _____________________________________________

Отметь один вариант ответа.

Часто ли ты знакомишься в интернете?

Отметь один вариант ответа.

Замечаешь ли ты, что иногда проводишь время в интернете бесцельно? (проверяешь по нескольку раз пустую почту, занимаешься "серфингом" и пр.)

Немного статистики: факт, больше половины пользователей Интернетом является молодежь. Об этом свидетельствуют результаты исследований компании России GFK, "количество пользователей Интернета в России за 2016 год возросло, аудитория в возрасте от 16 лет и старше составляет 70,4%, то есть в порядке 84 млн. (при выборке 12 622 респондентов)".

Как, мы видим по графику, Интернет –пользователи, среди молодых россиян (16-29 лет) достигло предельных значений еще в предыдущие годы.

Это означает, что наиболее активной суточной Интернет-аудитории является молодежь.

Интернет - зависимость или необходимость?

Очевидно, что это тема имеет две стороны медали.

Современная молодежь не может обходиться без современных технологий. Ни минуты не могут обходиться без своего смартфона, по себе знаю. Постоянно проверяем свои телефоны без надобности. И это уже говорит нам о том, что это симптом зависимости, и если его запустить, потребуется уже помощь специалистов.

Многие психиатры просят установить диагноз людям "зависимость от Интернета" и признать, что это состояние является психическим расстройством.

Согласно статистике, каждый четвёртый человек на земле имеет (или испытывал когда-либо в жизни) то или иное расстройство поведения. Солидарны многие специалисты из разных стран мира, которых также тревожит текущая проблема. Ведь многие, в наши дни, владеют смартфонами, благодаря, "гаджетам" можно постоянно выходить в Интернет, опубликовывать свои записи, фото, видео, что и делает человека зависимым. Он считает лайки, репосты, читает комментарии, в общем, живет социальной жизнью и оторваться от нее не в силах.

Например, в Китае примерно 300 служб, которые занимаются проблемой Интернет-зависимости. В ходе проведения опроса было выяснено, что более 24 миллионов молодых китайцев зависимы от Интернета.В Сингапуре есть два центра, которые консультируют вопросам цифровой зависимости, National Addictions Management Services и Touch Community Services. "Специалист по коммуникациям, доцент сингапурского университета Nanyang Technological University Триша Лин, полагает, что молодежь в большей степени подвержена риску, поскольку осваивает новые технологии быстрее и не способна ограничить себя".

Думаю, что Интернет-зависимость является глобальной проблемой, благодаря компьютерным технологиям ,так как Интернет занял главную роль в нашей жизни, а именно в жизни молодежи.

С помощью Интернета мы можем быстро найти нужную нам информацию, общаться на больших расстояниях. Но , можно ли считать зависимыми ,кто ежедневно использует Интернет , к примеру, для учебы ? Но это всего лишь малая часть, а другая часть пропадает на сайтах знакомств, в компьютерных играх или просто зависает в социальных сетях.

Возможность общаться в любое время на любые темы, выплеснуть эмоции, получить ответ на любой вопрос заставляет молодых людей все больше и больше времени проводить в Интернете. Кто-то описывает каждое свое действие, кто-то бродит по сайтам без цели. Каждый из них, сам того не замечая, уже заменяет реальную жизнь виртуальной, проводя в сети свободное время – с телефона или планшета в дороге, с компьютера – дома. Интернет оказывает неоценимую услугу как источник полезной информации, но в то же время наносит вред, предоставляя возможность жить в виртуальном мире, а не в реальном.

В какой-то момент осознаю, а что мы все будем делать, если эта всемирная паутина пропадет, испарится и не оставит и следа? Даже не представляю, многие просто – на просто окажутся бессильными от потери Интернета.


Сейчас XXI век – время компьютерных и продвинутых информационных технологий. И многое подавляющее число молодежи даже боятся представить свою жизнь без своего компьютера, планшета, телефона или любого другого устройства, позволяющего находиться он-лайн.

Поэтому интернет на сегодняшний день становится одной из ежедневных потребностей человека. Его используют постоянно и всюду, где бы мы ни находились, будь то встреча с друзьями в кофе или, например, учеба. Практически невозможно встретить кого-то, особенно среди молодежи, кому интернет не нужен. Каждый человек хотя бы раз в день заходит в интернет и проводит в нем немалое количество времени, начиная от каких-то дел по работе и заканчивая отдыхом, который для многих сейчас превратился, к сожалению, в посиделки с друзьями в социальных сетях.

Интернет – это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто он упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. Интернет, сравнительно новое средство массовой коммуникации, но уже полюбившиеся практически всем представителям молодежи без исключения.

Для современного общества понятие интернет-зависимость сравнительно новое, но уже обрело масштабный характер, так как с каждым днем в интернете пропадают миллионы людей. Молодёжь постоянно сидит в социальных сетях, в он-лайн играх при этом не замечая как много времени они тратят при этом.

Интернет-зависимость, или ещё называют Интернет – аддикция — навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.[1]

Зависимость от Интернета проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски относятся к близким.

Часто молодежь, сидя в интернете, ощущает радость и хорошее настроение, но стоит им покинуть интернет хотя бы на пять минут, то они сразу испытывают грусть и уныние. При этом проводя немало времени в интернете, они погружаются в виртуальный мир, благодаря этому становятся реже выходить в гости, на прогулку с друзьями и т.д. Многие пользователи интернета тратят немалые деньги на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. При этом еще и пытаясь скрыть это от близких людей. Молодёжь, которая постоянно сидит в интернете, приобретает зависимость: они постоянно обновляют странички в социальных сетях, часто проверяют свою почту, сутками играют в он-лайн игры и при этом всем они не хотят замечать, сколько времени они тратят впустую. У таких пользователей чувство времени отсутствует, вроде бы они заглянули по делу на несколько минут, а на самом деле, пробыли в сети около двух, трех часов, и это только в лучшем случае. Кимберли Янг с помощью своего исследования охарактеризовала пять основных типов интернет-зависимости: [2]

1) компьютерная зависимость: пристрастие к различной работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

2) компульсивная навигация в Сети: компульсивный поиск информации в удаленных базах данных;

3) перегруженность информацией: патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

4) киберкоммуникативная зависимость: зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными;

Она же отмечает четыре признака, по которым можно судить об Интернет - зависимости. Это: [2]

Навязчивое желание проверить e-mail;

Постоянное желание следующего выхода в Интернет;

Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Для того что бы выявить уровень зависимость от интернета было проведено социологическое исследование.

Целью данного исследования стало: изучение зависимость от интернета. В качестве объекта исследования выступил: Интернет. Предмет исследования: интернет-зависимость молодежи.

Анкета содержит в себе 20 вопросов, направленная на выявление уровня зависимости от интернета. На каждый вопрос предлагается ответить взависимости от предложенной шкале баллов.

0 = не применимо

По окончанию выполнения анкеты, все баллы суммируются.Чем больше суммарный балл, тем выше уровень зависимости и проблем, которые возникают из-за использования Интернета.

Рисунок 1 – Соотношение результатов, %

Анализ результатов, представленный на рисунке 1, позволяет утверждать, что для 65 % испытуемых характерно среднее пользование интернетом. Такие пользователи временами могут находиться там чуть дольше нужного, но определённо владеют ситуацией.

Социологическое исследование по выявлению интернет-зависимости среди студентов выявило, что 0 % пользователей не имеют зависимость от интернета.

Проанализировав все ответы студентов можно сделать следующие выводы:

– Примерно 40 % молодежи иногда забрасывают свои домашние обязанности для того, чтобы больше времени провести в интернете.

– Многие опрошенные строят новые отношения с друзьями, девушками в интернете и даже иногда решают, что лучше связаться с другом или подругой в интернете, чем ехать в гост и тратить время на дорогу для реального общения.

– К 30 % пользователей интернета знакомые не жалуются по поводу количества времени проводимого в сети, 25 % иногда говорят знакомые, что они злоупотребляют интернетом, а 30 % вовсе часто такое говорят.

– Иногда (45 %) из-за проведенного в сети времени, у студентов страдает их образования и работа. Ведь если ты сутками сидишь в интернете, ты забываешь или попросту не успеваешь сделать домашнюю работу или какой-нибудь отчет по работе. А для 5-10 % это вовсе происходит постоянно.

– В среднем по 20-25 % прежде чем зайти в интернет, проверяют свою почту. Для многих пользователей электронная почта является средством передачи документов или средством общения.

– 20 % студентов пытаются скрыть от окружающих, чем они заняты в интернете.

– 20 % опрошенных грезят событиями предвкушения зайти поскорее в интернет. У 30 % такое бывает часто, а ведь это уже, можно сказать, первые признаки зависимости от интернета.

– 20 % опрошенных всегда боятся, что жизнь без интернета будет очень скучно, пустой и безынтересной. 30 % часто о таком же задумываются, а 15 % редко.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования, были получены данные о выявления уровня интернет-зависимость у молодежи. Можно сказать, что представители молодёжи не имеют высокий уровень зависимости от интернета.


Российская Федерация сейчас переживает настоящий бум IT технологий и проблема зависимости от Интернета становится реальной. Школьники и студенты все больше и больше времени проводят в социальных сетях и Онлайн-играх. Интернет влияет на их успеваемость и личную жизнь, заменяет им реальное общение. Даже выходя из дома, многие не расстаются с Интернетом, используя мобильные телефоны или КПК.

Для нас оказалось довольно любопытным выяснить, насколько остро стоит проблема Интернет-зависимости перед молодежью Новокузнецка. Поэтому мы решили провести исследование в данной области среди представителей молодого поколения – студентов и школьников нашего города. Исследование проводилось при помощи анкетирования. Причем опрос проводился не только непосредственно при личном контакте, но и с помощью социальных интернет-сетей, посредством сетевого анкетирования.

Перед исследованием были выдвинуты следующие гипотезы:

- большинство молодых людей подвержены Интернет-зависимости;

- интернет во многом заменяет студентам личную жизнь;

- Интернет-зависимость негативно сказывается на успеваемости молодых людей.

Исследование проводилось в течение двух с половиной месяцев. Нам удалось опросить 40 студентов Факультета Информационных Технологий, а так же 30 школьников города Новокузнецка.

В ходе исследования было установлено, что большинство студентов (50%) проводят в интернете 4-5 часов в день. 30% проводят в сети до двух часов в день, а 20% - целый день в сети. Большинство подобных случаев объясняется желанием всегда быть на связи, ведь в наше время в интернет выходят не только с ПК, но и с телефонов, коммуникаторов и других электронных устройств.

Дальше ситуация с зависимостью проявляется четче - почти половина, а точнее 40% опрошенных часто замечают что провели в сети гораздо больше времени, чем рассчитывали. А у 32,5% так происходит постоянно. 20% редко за собой замечают подобное, и всего 7,5% никогда такого не наблюдали. Эти цифры ясно дают понять, что большинство опрошенных абсолютно не могут либо слабо контролируют продолжительность своего пребывания в интернете, что уже более похоже на зависимость (так называемый навязчивый Веб-Серфинг). Постоянно пренебрегают сном ради интернета 12,5% студентов. 32,5% это делают часто. У 42% это случается редко, а 12,5% ложатся спать, когда захотят, а не когда отключат интернет. Стоит призадуматься о зависимости.

Что касается причин, по которым опрошенные выходят в интернет, были получены следующие данные - 21,9% в сети ищут интересную для себя информацию и используют интернет для учебы; 28,1% активно пользуются социальными сетями, icq и чатами; 3,1% ищут в интернете новые знакомства, а 16,7% и 8,3% играют и просто коротают время в интернете.

Дела с онлайн-играми обстоят следующим образом - 32,5% абсолютно не играют в онлайн-игры; 17,5% играют не более одного часа в день; 35% играют два-три часа в день; 15% опрошенных играют в онлайн-игры по 4-5 часов в сутки. 72,5% студентов не играют в интернете в азартные игры. 20% играют очень редко, а 7,5% играют постоянно. Очевидно, что ситуация с азартными играми обуславливается, прежде всего, отсутствием средств у молодых людей.

Про успеваемость: 47% опрошенных учатся на 3-4.У 27,5% успеваемость хорошая (4-5), а четверть опрошенных – отличники. Исходя из того, что большинство тех, кто учится удовлетворительно (3-4), ответили, что проводят либо целый день в сети, либо по 4-5 часов в сутки, можно сделать неутешительный вывод – интернет негативно влияет на успеваемость учащейся молодежи. Кроме того, из тех, кто проводит больше всего времени в сети, большинство не занимается никаким видом спорта. При общих результатах опроса 50 на 50.

После проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Была опровергнута гипотеза о том, что большинство молодых людей подвержены Интернет-зависимости. Но то, что многие находятся в одном шаге от этого неприятного недуга не придает позитива общей картине.

2. Гипотеза о проведенном времени была подтверждена. 4-5 часов для половины опрошенных и целые сутки среди 20% являются тому доказательством.

3. Гипотеза о том, что интернет во многом заменяет студентам личную жизнь, не была подтверждена нашим исследованием. Большинство имеет свою вторую половинку, не променяют интернет на общение с глазу на глаз и знают подавляющее большинство своих друзей в социальных сетях.

После изучения проблемы Интернет-зависимости хотелось бы обратить всеобщее пристальное внимание на этот недуг. Около трети участников исследования имеют признаки зависимости от глобальной сети. Примерно треть находится в одном шаге от нее. Проблема для нашего города есть и требует более подробного рассмотрения и ее последующего решения.

Читайте также: