Интегрированные уроки обучения грамоте доклад

Обновлено: 07.07.2024

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.

Ещё несколько лет назад моё представление об интегрированном уроке было весьма поверхностным, как и , наверное, у многих учителей. Мне казалось, что интегрированный урок должен занимать по времени два урока, объединяя два разных предмета. Используя на уроках межпредметные связи, элементы творческой деятельности, я думала, что занимаюсь интеграцией.

В течении нескольких последних лет мне посчастливилось побывать на интегрированных уроках в школах города Орехово-Зуево.

Все увиденные мною уроки были интересными, безупречно подготовленными и великолепно приведёнными. На этих уроках я искренне восхищалась высоким профессионализмом моих коллег. Но всё таки на вопрос: что такое интегрированный урок? так и не нашла конкретного ответа. Пытаясь самостоятельно изучить эту тему, я пришла к некоторым выводам, с которыми хочу поделиться в этом докладе.

  • внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;
  • межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;
  • транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.

К.Д. Ушинский путём интеграции письма и чтения, разработал и внедрил аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элемент двух видов речевой деятельности – письмо и чтение.

Во второй половины 80-х годов интегративные подходы в отечественном образовании вновь начинают играть доминирующее значение. Остро встаёт вопрос о создании интегрированных курсов.

Такие курсы в начальной школе дело не новое. Природоведение – подобный курс, объединивший, по меньшей мере семь областей знаний. Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Некоторые школьные предметы имеют интергративный характер. Чаще это была интеграция внутрипредметного уровня: например, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) – уже интегрированный урок.

— создание у ребенка достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой и наукой, культурой и искусством;
— развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;
— формирование у школьников коммуникативных качеств, нравственных ценностей;
— развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.

Конечно, использовать эти курсы в своей работе учителя начальных классов не всегда могут, по разным причинам, но подготовить интегрированный урок по силам многим педагогам.

Физиологами и психологами доказано, что дети начальных классов не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать и писать. Поэтому целесообразно проводить интергированные уроки, где одной теме (идее) подчиняются разные виды деятельности. Интеграции знаний из разных областей, помогает снять причины детской усталости.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.

Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

Во-вторых, если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества. Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока.

В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.

Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был безладной мозаикой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.

Я бы не советовала злоупотреблять проведением интегрированных уроков, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату – снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам.

Типы и формы интегрированных уроков

Тип урока: урок формирования новых знаний.

  • урок-путешествие;
  • урок-исследование;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа-урок;
  • проблемный урок.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.
На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

  • урок-практикум;
  • урок-сочинение;
  • урок – деловая или ролевая игра;
  • комбинированный урок;
  • урок-путешествие.

Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

  • образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами;
  • воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения;
  • развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Тип урока: урок повторения.

  • повторительно-обобщающий урок;
  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованный урок (урок-суд);
  • заключительная экскурсия;
  • урок-анализ контрольных работ;
  • урок-беседа.

Цель – более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

Безусловно, любой из перечисленных типов уроков прекрасно подготовленный учителем в традиционной форме будет ценен для образования, но мне бы хотелось ещё раз перечислить преимущества интегрированного урока:

1. Формируют целостную картину мира
2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.
3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
4. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
5. Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
6. Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.
7. Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.
8. Развивают потенциал учащихся, образное мышление.
9. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
10.Формируют познавательный интерес учащихся.
11.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
12.Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.
13.Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
14.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.
15.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.
16.Способствуют повышению мотивации учения.
17.Урок решает не множество задач, а их совокупность.

В заключении своего доклада, мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Литовченко А.И.

учитель начальных классов

МБОУ «Ровеньская средняя

Каждому учителя начальных классов известно, что поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Но психологические процессы не меняются вместе со звонком на первый урок, это процесс длительный и постепенный.

Внимание первоклассника ещё во многом сохраняет черты характерные для дошкольников слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределено, неустойчиво и носит непроизвольный характер. Систематическое обучение, предъявляя высокие требования, прежде всего к умственной работоспособности, выявляет ее неустойчивость и высокую утомляемость.

Особенности работоспособности состоят в том, что сосредоточенно читать дети могут 6 – 8 минут, Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя (одноклассника), т.е. пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности — 5 минут, непрерывно качественно писать в начале урока - 2 минуты 40 секунд, в конце урока – 1минута 45 секунд.

Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, поэтому очень часто в результате предметного обучения у ребенка школьные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате ученик не воспринимает целостно ни учебные предметы, ни тем более картину мира.

Потребность преодолеть указанное противоречие, желание повысить эмоциональность урока, необходимость переключения внимания привели меня к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в интегрированном обучении литературному чтению и русскому языку в период обучения грамоте.

Все уроки обучения грамоте делятся на два типа: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков и урок отработки умений и рефлексии. Считаю, что особенно целесообразно проводить интегрированные уроки открытия новых знаний. В ходе проведения этих уроков придерживаюсь следующей структуры:

Структура интегрированного урока обучения грамоте

Найди предметы, в названии которых есть звук…

Упражнения на дифференциацию звуков

Работа со звуковыми схемами.

Знакомство с печатной буквой нового звука

Поиск буквы в сплошном печатном тексте.

Рисование, раскрашивание, штриховка.

Зарядка для пальчиков.

Повторение правил посадки при письме

Знакомство с письменным эквивалентом новой буквы

1. Упражнение в написании новой буквы

Чтение слогов и слов с новой буквой.

Письмо слогов и слов с новой буквой

2. У 2. Упражнение в написании слогов и слов

Второй урок

Составление рассказов по иллюстрации.

1. Придумай предложение с заданным количеством слов.

2. Составь рассказ с заданным количеством предложений.

3. Чтение в парах.

Письмо предложений и текстов, связанных с прочитанным.

2.Составление ответа на вопрос и письмо ответа.

3. Чтение в парах.

Анализ прочитанного текста.

1. Ответы на систему вопросов.

1. Что было дальше?

2. Придумай похожий рассказ с другими героями

1. Вставь пропущенное слово в написанное предложение.

2. Разгадай ребус, запиши отгаданное слово.

3. Запиши ответ на вопрос.

Интегрированные уроки обучения грамоте составляют единое целое, а их этапы и компоненты находятся в логико-структурной зависимости. Переход от одного этапа к другому снимает напряжение первоклассников и позволяет, не нарушая логики урока, сменять вид деятельности учащихся.

Анализируя проведённые интегрированные уроки, хочется отметить, что по сравнению с традиционным предметным способом заметно снизилась утомляемость детей, первоклассникам легче удерживать своё внимание, сохраняется высокая работоспособность, проявляется познавательный интерес. Дети понимают и принимают логику изложения материала, могут самостоятельно составить карту таких уроков.

Увеличилась скорость чтения у читающих до школы детей, формируется навык чтения у нечитающих. Навык письма сформирован на достаточном уровне, соответственно изученного материала . На сегодняшний день формируется каллиграфия, можно отметить аккуратность письма. Практически решена проблема перевода печатных букв в письменные, что является большой проблемой при традиционном предметном обучении грамоте.

Кроме этого, предложенный способ обучения помогает формировать у первоклассников универсальные учебные действия: личностные (освоить роль ученика, мотивации к учению), регулятивные (определять план выполнения заданий), познавательные ( находить нужную информацию в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы), коммуникативные ( участвовать в диалоге, слушать и понимать речь, отвечать на вопросы).

Считаю возможным, предложить данный опыт своим коллегам.

Список использованной литературы

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе/ Н. И. Гуткина - СПб.: 2004.

Безруких М. М. Все цвета, кроме черного/ М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2010.


Тема. Как хорошо уметь читать! Как хорошо уметь писать!

Цель: закрепить знания об изученных звуках и буквах; формировать навыки чтения и письма; развивать внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, память; формировать стремление стать активным читателем; прививать такие навыки как любознательность, стремление к познанию нового.

Организационный момент

- Ребята, вы слышали про страну Грамотеев? А вы хотите туда попасть?

Попадет в эту страну тот, кто выполнит все задания, которые приготовила для нас Василиса Премудрая.

Определение темы и цели урока

- Чему мы изучали на уроках чтения? А на уроках письма?

- А для чего нам это было нужно?

- Вам нравится читать? Писать?

- Если вам нравится читать и писать, то как мы назовем наш сегодняшний урок?

- Что будем делать на уроке? (слайд5)

Работа по теме урока

чтение стихотворения хорошо читающими учениками

- Почему автор считает, что хорошо уметь читать?

чтение стихотворения по слайду (используются разные приёмы для развития техники чтения) – (слайд 8)

- Кто уже читал для членов семьи? Родственников?

работа над выразительностью чтения

чтение хором

чтение стихотворения учителем

чтение стихотворения хорошо читающими учениками

- О чем это стихотворение?

- Почему автор называет буквы ключами?

- Слово ключ – однозначное или многозначное? Докажем

Пальчиковая гимнастика (слайды 12- 13)

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
К себе ладошки мы прижмем,
Гладить ласково начнем.
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.

- Читаем младшим братикам и сестричкам (слайды 14-20)

2. - Сколько гласных?

- Назовите гласные первого ряда. Что они обозначают?

- Назовите гласные второго ряда. Что они обозначают? Какие из них называют хитрыми? Почему?

- Выпишите слова, в которых эти буквы обозначают 2 звука. (Ёлка, связка, Рая, ключ, семья)

3. – Сколько согласных в русском языке? Почему Медведь раскрасил свой дом в синий и зелёный цвет?

Сделайте так, чтобы звук поменял свой характер: твёрдый звук стал бы мягким. (Мышка, мал, лук)

4.- Почему у Лягушонка зелёный домик?

- Вставьте пропущенные гласные

(Ч…шка, рощ…, ч…до, щ…ка.)

– Почему у Мышки синий домик?

- Вставьте пропущенные гласные (Пруж…на, ш…шка, ж…раф, ш…на.)

–А вот как тихо на цыпочках крадётся возле домика заяц. Какие буквы здесь живут? слайд 29

– Поработаем в парах. Составим схему слова лиса

слайд 30 - проверка

– Найдём слово в слове

– Найдите слова-названия деревьев

Итак, ребята, мы с вами выполнили все задания и добрались до этой волшебной страны. Мы все вступаем в страну Грамотеев. А почему все вступают в страну Грамотеев? А в этой стране нас ждут чудесные удивительные книги. (Выставка книг)

Тем, кто любит приключенья,

Мы откроем свой секрет:

Ничего на свете нет!

- Какие знания и умения помогали вам на уроке?

Содержимое разработки

Как хорошо уметь читать! Как хорошо уметь писать!

Порядникова Любовь Сергеевна

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай ещё страницу!

А м. жн. вз.ть



Много разных есть ключей: Ключ – родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой И обычный Ключ дверной .

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой

Ключ дверной .

Читаем младшим братикам и сестричкам







Молодцы!


Звуки мы произносим и слышим . Буквы мы видим, читаем и пишем.

Звуки мы произносим и

слышим .

Буквы мы видим, читаем и

… ы… … у… э… …

Выпишите слова, в которых эти буквы обозначают два звука Ёлка, связка, Рая, ключ, семья.

Выпишите слова, в которых эти буквы обозначают два звука

Ёлка, связка,

Рая, ключ, семья.

Сделайте так, чтобы звук поменял свой характер: твёрдый звук стал бы мягким М ышка, м ал, л ук.

Сделайте так, чтобы звук поменял свой характер: твёрдый звук стал бы мягким


Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников.

Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах средней школы.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах средней школы. Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности.

Проблема интегрированных уроков в начальной школе имеет свои трудности, но в то же время есть факторы, облегчающие её решение, по сравнению со средней школой. С одной стороны, в начальной школе мало учебных предметов. Что интегрировать? Как? С другой стороны, учителю начальных классов легче перейти к интегрированным урокам, так как он один преподаёт все предметы. За исключением, может быть, таких, как музыка, рисование, физкультура.

История методики обучения русскому языку в начальной школе свидетельствует, что интеграция как процесс приспособления и объединения определённых элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое - совсем не новое методическое явление. Как известно, созданный К.Д. Ушинским средством интеграции письма и чтения метод обучения грамоте оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

Ведь интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике использованием внутри - и межпредметных связей в обучении, что конечно же является проявлением тенденций, предпосылок к будущей интеграции, более глубоко осуществляемой в старшем звене. В практике начального обучения необходимо использовать, развивать и внедрять внутри - и межпредметные связи, как "зону ближайшего развития" для дальнейшего использования интеграции учебных предметов. Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень.В начальных классах она носит свои особенности и носит коллективный характер, т.е. "немного обо всём". Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, как отмечалось выше, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, т.к у ребёнка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения. В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1. Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).

4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Немного обо всем. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать систему интегрированных уроков.

Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Немного обо всем. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, предмет, урок, ребенок, интеграция, метод обучения, учитель, автономное рассмотрение, арифметический материал, межпредметная интеграция.

Читайте также: