Информационные технологии в налоговой службе доклад

Обновлено: 05.07.2024

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме использования информационных технологий в налоговой системе Российской Федерации. В ней рассмотрено развитие системы оказания государственных услуг в сфере налогообложения физическим и юридическим лицам, способствующей превращению налоговой службы из фискального органа в сервисную компанию.

Ключевые слова

Текст научной работы

Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговая служба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.

Мировой опыт показывает, что внедрение достижений информационных технологий — наиболее перспективное и экономически эффективное направление в работе налоговых органов. Способы организации обработки налоговой информации оказывают все большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.

Эффективное и полноценное применение достижений информационных технологий требует сложной многовариантной обработки практически всего объема имеющейся в налоговых инспекциях информации.

Так например, потоки информации на бумажных носителях, возрастающие в последнее время в инспекциях и связанные с усилением работы налоговой службы с физическими лицами, делают обязательным применение сканерных технологий для автоматического считывания деклараций о доходах граждан. Это позволит резко повысить производительность обработки деклараций и решить задачу налогообложения физических лиц на качественно новом прогрессивном уровне, принятом во многих развитых странах.

Широкое использование информационных технологий позволяет повысить производительность и качество работы с массивами данных о налогоплательщиках. Современные технологии — системы управления базами данных, аппаратно-технические средства, специализированное прикладное программное обеспечение — способны перевести работу сотрудников налоговых инспекций, занимающихся выявлением неплательщиков, на новый аналитический уровень [3].

Создание новой информационной системы налоговой службы и внедрение в нашу страну оказалось для нас новым явлением. Так как ранее в Монголии не было такой технологии.

Формирование модели сервисноориентированного администрирования предполагает развитие электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.

Основополагающей задачей налоговой службы является процесс информатизации ее органов посредством использования современных информационных технологий, формирование эффективных систем информации для успешной работы структуры налоговых органов [2].

Если говорить об аспекте информационности, система должна представить информацию во всей полноте и достаточности для рациональной и оперативной работы налогового органа.

На начальном этапе образования налоговых органов в них была внедрена технология работы структур финансов. Главными составляющими подобной технологии являлись:

  • получение информации в рамках личного контакта инспектора и налогоплательщика [1];
  • обработка информации вручную и возможность ее хранения исключительно в форме бумажных носителей;
  • сбор налоговых платежей, не имеющие регламентации;
  • стихийное развитие системы информационных ресурсов.

Сам процесс информатизации в налоговом органе сводился к обеспечению работников достаточно дешевыми электронно-вычислительными машинами для использования стандартных вариантов текстовых и табличных редакторов и раздельно существующих систем управления бумажной документацией (СУБД), которые были не приспособлены к работе с постоянно возрастающим объемом входной информации с дальнейшей перспективой на интеграцию информационного пространства. Но такая система имела право на существование лишь при небольшом количестве плательщиков.

В результате было разработано несколько вариантов информационнопрограммных комплексов для реализации в условиях региональных и муниципальных налоговых органов, которые отнюдь не отличались единством возможностей на внедрение информационных систем ввиду различного состава технических средств [5].

  • учет плательщиков и поступлений от обязательных платежей уже с использованием автоматизации;
  • постоянное взаимодействие в информационных процессах структурных подразделений самого налогового органа и внешних ведомств;
  • освобождение от лишних ресурсов труда, которые заняты технической и непроизводительной работой;
  • точность, достаточность и оперативность результатов аналитической и прогнозной работы по налоговым поступлениям.

Использование и внедрение информационных технологий для работы с налогоплательщиками и взаимодействия с иными ведомствами и службами имеет своей целью повышение результативности и эффективности процедуры сбора налогов и иных обязательных платежей посредством:

  • снижения числа сотрудников в инспекциях районного и межрайонного уровня, задействованных в реализации операций ввода и обработки данных [2];
  • нацеленности деятельности работников налогового органа на аспекты процесса налогового администрирования, требующие непосредственного, личного контакта с налогоплательщиком;
  • устранения текущего влияния ситуаций пиковой загруженности на работу инспекций (связанных с исчислением конкретных налогов не в течение длительного периода времени, а в относительно короткие сроки);
  • повышения количественных и качественных показателей, которые непосредственно связаны с камеральными и выездными налоговыми проверками.

Можно сказать, что в последнее время имеется тенденция смещения центра тяжести по приему документов и обработке их в процессе документооборота в центры обработки данных (ЦОД), использующие технологии сканирования для воспроизведения в электронном виде информации с бумажной документации. Подобные меры, несомненно, повышают результативность и ускоряют работу территориальных инспекций ФНС.

Развитие электронных сервисов стало одним из основных факторов, способствующих повышению качества налогового администрирования. ФНС России постоянно модернизирует существующие сервисы, а также разрабатывает и внедряет новые. Сейчас на сайте ФНС России размещено более 30 интерактивных сервисов [4], посредством которых налогоплательщики могут узнать часы работы своей налоговой инспекции, ее адрес, записаться на прием, найти необходимую информацию для исчисления налогов и оплатить их, проверить своих контрагентов, ознакомиться с вышеуказанными реестрами, зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и т. д.

Развитие системы оказания государственных услуг в сфере налогообложения физическим и юридическим лицам способствует превращению налоговой службы из фискального органа в сервисную компанию. Результатом таких преобразований должно стать укрепление положительного имиджа налоговых органов, ассоциируемых с гарантией предсказуемости, единообразия и последовательности налоговой политики государства, а также установление партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками при соблюдении баланса интересов каждой стороны.

Список литературы

Цитировать

Новицкая Елена Александровна

Одной из важнейших задач любого государства является построение такой налоговой системы, которая будет основана на эффективности и стабильности налогообложения при минимальных издержках на изъятие. Мировая практика показывает, что для решения данной задачи необходимо провести структурную реорганизацию налоговых служб, притом изменения необходимо вносить единой налоговой программой, а не отдельными преобразованиями как осуществляется на данном этапе. Если будет проведена грамотно налоговая политика, то возможно, что будет достигнут баланс между интересами государства и плательщика налогов. Следовательно, внедрение информационных технологий современного типа в работу налоговых служб является необходимым условием их нормального функционирования и приоритетным направлением налоговой политики.

Существуют системные проблемы, которые сдерживают распространение информационных технологий, применяющихся в деятельности налоговых органов, решение которых возможно только при помощи информатизации всех региональных учреждений. Среди проблем модернизации налоговых систем можно выделить несколько основных: сосредоточение основных данных по налогам на разных уровнях налоговых инспекций, зачастую квалификация налоговых служащих оказывает влияние на качество информации; постоянное увеличение налоговой документации; непрерывные изменения в налоговом законодательстве; недостаточно хорошо устроено взаимодействие между налоговыми службами разных уровней и органами Федерального казначейства, судебными приставами, различными внебюджетными организациями и фондами.

Для эффективного функционирования налоговых органов происходит внедрение в региональные и местные налоговые инспекции информационных технологий, и создаются отделения по информатизации, которые выполняют: введение в эксплуатацию новых средств электронно-вычислительной техники; разработку и использование системных и прикладных программ; взаимодействие между различными уровнями АИС, а также другими автоматизированными системами.

В настоящее время деятельность налоговой системы в Российской Федерации сильно зависит от работы АИС, следовательно, для эффективной деятельности налоговой системы необходимо использование новейших информационных технологий, которые основываются на передовой компьютерной технике.

Информационные технологии влияют на развитие налогового администрирования, от сюда следует что, благодаря информационным технологиям происходит снижение затрат на изъятие налогов и повышение эффективности при использовании огромных объемов данных.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме использования информационных технологий в налоговой системе Российской Федерации. В ней рассмотрено развитие системы оказания государственных услуг в сфере налогообложения физическим и юридическим лицам, способствующей превращению налоговой службы из фискального органа в сервисную компанию.

Ключевые слова

Текст научной работы

Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговая служба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.

Мировой опыт показывает, что внедрение достижений информационных технологий — наиболее перспективное и экономически эффективное направление в работе налоговых органов. Способы организации обработки налоговой информации оказывают все большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.

Эффективное и полноценное применение достижений информационных технологий требует сложной многовариантной обработки практически всего объема имеющейся в налоговых инспекциях информации.

Так например, потоки информации на бумажных носителях, возрастающие в последнее время в инспекциях и связанные с усилением работы налоговой службы с физическими лицами, делают обязательным применение сканерных технологий для автоматического считывания деклараций о доходах граждан. Это позволит резко повысить производительность обработки деклараций и решить задачу налогообложения физических лиц на качественно новом прогрессивном уровне, принятом во многих развитых странах.

Широкое использование информационных технологий позволяет повысить производительность и качество работы с массивами данных о налогоплательщиках. Современные технологии — системы управления базами данных, аппаратно-технические средства, специализированное прикладное программное обеспечение — способны перевести работу сотрудников налоговых инспекций, занимающихся выявлением неплательщиков, на новый аналитический уровень [3].

Создание новой информационной системы налоговой службы и внедрение в нашу страну оказалось для нас новым явлением. Так как ранее в Монголии не было такой технологии.

Формирование модели сервисноориентированного администрирования предполагает развитие электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.

Основополагающей задачей налоговой службы является процесс информатизации ее органов посредством использования современных информационных технологий, формирование эффективных систем информации для успешной работы структуры налоговых органов [2].

Если говорить об аспекте информационности, система должна представить информацию во всей полноте и достаточности для рациональной и оперативной работы налогового органа.

На начальном этапе образования налоговых органов в них была внедрена технология работы структур финансов. Главными составляющими подобной технологии являлись:

  • получение информации в рамках личного контакта инспектора и налогоплательщика [1];
  • обработка информации вручную и возможность ее хранения исключительно в форме бумажных носителей;
  • сбор налоговых платежей, не имеющие регламентации;
  • стихийное развитие системы информационных ресурсов.

Сам процесс информатизации в налоговом органе сводился к обеспечению работников достаточно дешевыми электронно-вычислительными машинами для использования стандартных вариантов текстовых и табличных редакторов и раздельно существующих систем управления бумажной документацией (СУБД), которые были не приспособлены к работе с постоянно возрастающим объемом входной информации с дальнейшей перспективой на интеграцию информационного пространства. Но такая система имела право на существование лишь при небольшом количестве плательщиков.

В результате было разработано несколько вариантов информационнопрограммных комплексов для реализации в условиях региональных и муниципальных налоговых органов, которые отнюдь не отличались единством возможностей на внедрение информационных систем ввиду различного состава технических средств [5].

  • учет плательщиков и поступлений от обязательных платежей уже с использованием автоматизации;
  • постоянное взаимодействие в информационных процессах структурных подразделений самого налогового органа и внешних ведомств;
  • освобождение от лишних ресурсов труда, которые заняты технической и непроизводительной работой;
  • точность, достаточность и оперативность результатов аналитической и прогнозной работы по налоговым поступлениям.

Использование и внедрение информационных технологий для работы с налогоплательщиками и взаимодействия с иными ведомствами и службами имеет своей целью повышение результативности и эффективности процедуры сбора налогов и иных обязательных платежей посредством:

  • снижения числа сотрудников в инспекциях районного и межрайонного уровня, задействованных в реализации операций ввода и обработки данных [2];
  • нацеленности деятельности работников налогового органа на аспекты процесса налогового администрирования, требующие непосредственного, личного контакта с налогоплательщиком;
  • устранения текущего влияния ситуаций пиковой загруженности на работу инспекций (связанных с исчислением конкретных налогов не в течение длительного периода времени, а в относительно короткие сроки);
  • повышения количественных и качественных показателей, которые непосредственно связаны с камеральными и выездными налоговыми проверками.

Можно сказать, что в последнее время имеется тенденция смещения центра тяжести по приему документов и обработке их в процессе документооборота в центры обработки данных (ЦОД), использующие технологии сканирования для воспроизведения в электронном виде информации с бумажной документации. Подобные меры, несомненно, повышают результативность и ускоряют работу территориальных инспекций ФНС.

Развитие электронных сервисов стало одним из основных факторов, способствующих повышению качества налогового администрирования. ФНС России постоянно модернизирует существующие сервисы, а также разрабатывает и внедряет новые. Сейчас на сайте ФНС России размещено более 30 интерактивных сервисов [4], посредством которых налогоплательщики могут узнать часы работы своей налоговой инспекции, ее адрес, записаться на прием, найти необходимую информацию для исчисления налогов и оплатить их, проверить своих контрагентов, ознакомиться с вышеуказанными реестрами, зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и т. д.

Развитие системы оказания государственных услуг в сфере налогообложения физическим и юридическим лицам способствует превращению налоговой службы из фискального органа в сервисную компанию. Результатом таких преобразований должно стать укрепление положительного имиджа налоговых органов, ассоциируемых с гарантией предсказуемости, единообразия и последовательности налоговой политики государства, а также установление партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками при соблюдении баланса интересов каждой стороны.

Список литературы

Цитировать

Содержание
Работа содержит 1 файл

Курсовая Степанова.doc

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Анализ информационных систем налоговой службы

Оглавле ние

Введение

Автоматизированная информационная система (АИС) в налоговой системе это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что внедрение информационных систем позволяет автоматизировать процессы обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах различного уровня.

Целью курсовой работы является анализ информационных систем в налоговой службе.

Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, были определены следующие задачи:

Объектом исследования является информационные системы в налоговой службе.

Предмет исследования анализ информационных систем в налоговой службе.

Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект и предмет курсовой работы.

В первой части работы рассматриваются назначение и основные функциональные возможности информационных систем.

Во второй части работы проведен анализ информационных систем в налоговой службе. Описаны особенности автоматизации информационных систем, их значимость для правильного функционирования налоговой службы. Описание каждой подсистемы в отдельности и использование налоговыми службами в определенной сфере.

Заключение содержит выводы по каждой поставленной задаче, полученные в ходе работы.

При написании курсовой работы была использована литература по автоматизации информационных систем и учебные пособия по информационным технологиям.

1. ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ

1.1. Основные понятия информационных систем
в налоговой службе

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих на данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно- территориальному делению. Налоговая служба построена таким образом, чтобы обеспечить единство целей, при котором отдельные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных.

Основной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверное информацией.

Для создания автоматизированной информационной системы налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру:

Структура налоговой службы

1 уровень
Президент РФ, Правительство РФ
2 уровень
Государственная налоговая служба РФ
Налоговые службы краев и областей Налоговые службы республик Налоговые службы Москвы и Санкт-Петербурга
3 уровень
Налоговые инспекции районов Налоговые инспекции городов Налоговые инспекции городских районов

Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно- территориальному делению. Налоговая служба построена таким образом, чтобы обеспечить единство целей, при котором отдельные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных.

Первые уровни Государственной налоговой службы состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами — предприятиями и организациями, так и физическими лицами — населением) осуществляет 3-й уровень. Как показано на таблице 1., низовым уровнем являются налоговые инспекции районов, городов без районного деления и городских районов. Они осуществляют следующие функции:

• контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

• учет плательщиков налогов и платежей в бюджет;

• обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за своевременностью их поступления в бюджет;

• проверка достоверности и контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерской отчетности и расчетов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;

• взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и кредитными органами в части контроля за правильностью реализации и исполнения законодательства;

• наложение финансовых санкций, предусмотренных законодательством за его нарушение, и обеспечение правильности их применения;

• составление, анализ и представление в районные и городские финансовые органы сведений о фактически поступивших суммах налогов и платежей в бюджет;

• составление, анализ и представление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности;

• ведение в установленном порядке делопроизводства и другие функции.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

1.2. Значение информационных систем.

Под системой понимают любой объект, который одновременно можно рассматривать как единое целое и как совокупность разнородных элементов объединенных в интересах достижения поставленной цели.

Информационная система - это взаимосвязанная совокупность средств и методов, а также персонала используемых для хранения обработки и выдачи информации в целях достижения в поставленных целях.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных единой цели. Признаками системы являются следующие:

1. Элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках системы.

2. Каждый элемент системы может в свою очередь рассматриваться как самостоятельная система, но он выполняет только часть функций системы.

3. Система как целое выполняет определенную функцию, которая не может быть сведена к функциям отдельно взятого элемента.

4. Подсистемы могут взаимодействовать как между собой, так и с внешней средой и изменять при этом свое содержание или внутреннее строение. Система управления реализует функции управления и состоит из таких подсистем, как прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.


Несмотря на постоянную модернизацию системы взаимодействия государственных органов с гражданами Российской Федерации, попытки цифровизации экономики и внедрение электронных сервисов, в нашей стране сохраняется проблема рационального и прозрачного налогового контроля, а также оптимизации процессов, связанных с налогообложением.

Ключевые слова: цифровизация, налоговый контроль, налоговая система, государственные органы, базы данных, компьютерная грамотность, проблемы.

Despite the constant modernization of the system of interaction between state institutions and citizens of the Russian Federation, attempts to digitize the economy and the introduction of electronic services, in our country, the problem of rational and transparent tax control, as well as optimization of tax-related processes, remains.

Keywords: digitalization, tax control, tax system, government agencies, databases, computer literacy, problems.

В условиях постоянного обновления и внедрения информационных технологий в финансовую сферу, нельзя не отметить необходимость упрощения процедуры налогового контроля в России, преимущественно, путем цифровизации. Данная тема является достаточно актуальной, так как физические и юридические лица должны передавать в налоговые органы множество документов для осуществления регистрации налогоплательщиков, уплаты налогов и прочих операций. Данные процедуры являются довольно энерго- и ресурсозатратными как для физических лиц и организаций, так и для уполномоченных государственных органов в сфере налогообложения. Для обращающихся в налоговые органы появляется необходимость ожидания в длинных очередях, снятия множества копий документов и их заверение у нотариуса.

Помимо сложностей у физических и юридических лиц, процедура обработки поступивших данных вызывает довольно много проблем у налоговых органов, требуется большой штат сотрудников в налоговых департаментах. Возрастает ответственность работников за утерю бумаг, принятие на рассмотрение недостоверных документов, а также, что является самой острой проблемой на сегодняшний день для Российской Федерации — повышается риск уклонения от налогов путем предоставления документов с искаженными данными о доходах и расходах юридических и физических лиц, либо же длительные задержки в предоставлении документов.

Помимо единой, практичной в использовании, базы данных о налогоплательщиках, авторы предлагают на государственном уровне популяризировать и мотивировать организации и физических лиц использовать активно работающие сайт и приложение Федеральной налоговой службы РФ. Для достоверности данных также можно предоставить возможность отправления уже имеющихся документов физических лиц и организаций с электронной подписью на электронную почту подразделений ФНС, чтобы уменьшить нагрузку на сервер сайта ФНС в последние дни уплаты налогов.

Некоторые страны, такие как Япония, Сингапур и Эстония на основе блокчейн технологий зарегистрировали всех своих граждан в единой государственной базе данных, где у каждого гражданина имеется личный код. К этой базе данных в различной степени подключены все министерства и департаменты страны, в том числе и налоговые органы. Соответственно, для контроля за уплатой налогов у конкретного человека или организации, сотруднику налогового департамента достаточно сделать несколько щелчков мышкой.

Также, на основе этой базы данных, государственным банком и государственными финансовыми учреждениями выборочно проверяются и контролируются финансовые отчетности и налоговые выплаты юридических лиц.

Данный вариант цифровизации смог бы упростить всю процедуру налогового контроля в Российской Федерации, а также сэкономить природные ресурсы страны, так как на ведение налогового учета в компаниях и налоговых органах тратится огромное количество бумаги. В России, однако, существует множество преград для реализации предложенного проекта:

1) Высокая численность населения.

Страны, успешно применившие данные технологии, значительно меньше РФ по численности населения и территории, соответственно на заполнение базы данных у них ушло гораздо меньше времени и ресурсов. Выходом из этой ситуации могло бы быть создание базы данных по различным административным формированиям (город, область и т. д.), и дальнейшее их интегрирование, позволяющее при переезде гражданина внутри страны просто передавать информацию в другой административный округ.

2) Бумажные носители и оцифровка документов.

Множество необходимых для реализации данного проекта документов, могут находиться в единственном экземпляре в одном государственном органе, некоторые из них, хранящиеся только в бумажном виде в архивах могут потерять читабельный вид, а часть документов может быть безвозвратно утеряна. Такие случаи не единичны на практике, и могут сильно осложнить переход к электронному варианту ведения документации.

Еще одним осложнением становится оцифровка информации. После указа Президента РФ от 9 мая 2017г. № 203 о необходимости цифровизировать экономику, многие компании и департаменты начали активную деятельность не по цифровизации, а по оцифровыванию информации. Главное различие состоит в том, что оцифрованная информация — это, как правило, документ в формате pdf, в котором компьютер сохраняет отсканированные документы, с ними нельзя работать (копировать, исправлять, дополнять), также он неудобен для чтения. Что касается цифрового документа, то он полностью пригоден для использования и модернизации, можно создавать шаблоны и изменять в них определенные строки, в специальные формы можно вносить данные финансовой отчетности, и программа сама будет заполнять документ для дальнейшей его подачи в налоговые органы. Таким образом, при оцифровке, создаются неупорядоченные архивы отсканированных документов, только не на бумажном носителе, а в папках на компьютере.

3) Нехватка IT-специалистов.

К сожалению, многие выпускники технических специальностей российских вузов уезжают из страны в поисках высокого заработка за границу, так как там эта специальность в настоящее время развита и ценится значительно выше, чем на родине. Соответственно, талантливых специалистов, которые могли бы воплотить предложенный авторами проект в жизнь в предстоящих масштабах деятельности, крайне мало. К тому же, специалистам такого уровня необходимо выплачивать высокие зарплаты, что в условиях нестабильной внешней политики довольно проблематично. Одним из возможных вариантов решений данной проблемы может стать европейский опыт стимулирования абитуриентов выбирать востребованную в государстве специальность. Так, во многих странах Европы выплачивают дополнительные стипендии студентам, которые учатся на врачей, ИТ-специалистов и специалистов других востребованных областей. Также, необходимо увеличивать спрос и заработную плату для выпускников ИТ-специальностей не в центральных регионах России, так как за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких других крупных городов уровень зарплат и спрос в ИТ сфере невысок. В качестве доказательства авторы изучили рынок вакансий в данной области, с результатами можно ознакомиться ниже.

Распределение среднего уровня з/п IT-специалистов

Читайте также: