Информационное общество доклад введение

Обновлено: 30.06.2024

Понятие информационное общество сегодня уже перестало быть метафорой или обозначением мегатенденций развития современного мира. Происшедшие в последней трети ХХ века в ряде развитых стран глубокие структурные преобразования экономического механизма, выдвинувшие на первые позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, сопровождались бурным развитием индустрии знаний и связанных с ней технологий передачи и обработки информации, глобальной компьютеризацией и появлением разветвленных информационных систем. С созданием всемирной компьютерной сети Интернет человечество практически вступило в фазу формирования и поддержания в актуальном состоянии единой общемировой информационно-коммуникационной среды, и киберпространство, еще совсем недавно доступное лишь высококвалифицированным программистам, на наших глазах трансформируется в информационное поле социально-экономического, политического и культурного развития всего сообщества, позволяющее обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их различные объединения, предприятия, органы власти и управления. Нас постоянно окружают компьютеры, интернет, телевидение, сотовые телефоны, пейджеры - всё это стало неотъемлемой частью современного человека и формируют информационное общество.

Все выше сказанное определяет актуальность исследования данной темы. В свою очередь актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы обусловили цель работы: на основании литературных источников изучить особенности, проблемы и перспективы информационного общества и его влияние на мировую экономику.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотреть понятие и сущность информационного общества, а также его основные этапы возникновения и развития;

исследовать практику становления и влияние информационных технологий на мировую экономику;

определить перспективы, проблемы и тенденции информационного общества.

Предметом исследования являются информационное общество и его основные характеристики

Объектом исследования в курсовой работе является мировая экономика.

Методологическую базу работы составляет диалектический метод познания, общенаучные приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), системный анализ.

Структура работы состоит из трёх глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

1.1 Понятие и сущность информационного общества

Можно выделить пять определений информационного общества, каждое из которых представляет критерий для понимания того, что в этом обществе является новым. Это технологическое, экономическое, культурное определения и определения, базирующиеся на структуре занятости и пространственного распределения информационных технологий.

Наиболее распространенное определение информационного общества обращает внимание на технологические инновации. Ключевая идея этого определения заключается в том, что прорывы в обработке, накоплении и передаче информации привели к тому, что информационные технологии применяются во всех аспектах общественной жизни.

Культурное определение информационного общества обращает особое внимание на рост информации в общественном обращении.

Другой популярный признак информационного общества - изменение в структуре занятости. Согласно этому определению, информационное общество возникает тогда, когда большая часть населения занята в работе, связанной с обработкой информации.

Определение, основанное на пространственном распределении информационных технологий, особое внимание обращает на информационные сети, связывающие различные географические пункты и имеющие последствия для организации времени и пространства. Для этого необходимо наличие четырех элементов. Информация должна занимать центральное место как стратегический ресурс, от которого зависит организация мировой экономики. Компьютерные и коммуникационные технологии предоставляют инфраструктуру, которая позволяет обрабатывать и распространять информацию. Имеется стремительный рост информационного сектора экономики. Растущая информатизация экономики способствует интеграции национальных и региональных экономик. [6, c. 34].

Несмотря на многообразие взглядов различных исследователей, все же можно выделить некоторые общие фундаментальные черты информационного общества:

·изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития;

·превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства;

·возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг;

·нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

·создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

·глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию. [13, с. 116 ]

В известном смысле пионерами и пророками информационного общества следует считать основоположников кибернетики и математической теории связи - американских ученых Клода Шеннона, Норберта

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций (преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации).

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая революция (середина XVIв.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья революция (конец XIXв.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XXв.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Результатом происходившей в конце XX века информационной революции станет в XXI веке новый тип общества - информационное общество. [1, с. 19]

Следует отметить, что информационное общество не отменяет индустрию, сельское хозяйство и вообще материальное производство, хотя большинство граждан начинают участвовать в процессе создания, сбора, хранения, обработки и распространения информации, а не в непосредственном производстве. В этой связи следует привести классификацию технологических укладов.

Можно сделать вывод о том, что с течением времени в мире был накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это в свою очередь привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному.

1.3 Информатизация общества в настоящее время

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками, создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества. [33]

Процесс информационных преобразований в мире необратим, однако пока им охвачены далеко не все страны. Создается новая карта мира - информационная, которая показывает состояние данной сферы в каждом его регионе. Согласно ей, высокая плотность информации, интенсивность развития и использования новых информационных технологий приходится сегодня, в первую очередь, на США, страны ЕС, Японию. Во всех других местах эти показатели значительно ниже, а кое-где и совсем сходят на нет. Вместе с тем даже в этих развитых странах общество на самом деле еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать информационным. До сих пор значительное количество людей в этих странах заняты простым трудом, во многих сферах используются старые технологии, недостаточно развита коммуникационная инфраструктура [ 27, c. 121].

Информационное общество: понятие и тенденции развития [22.12.12]

На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными). Такое общество обычно рассматривается как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, как новая фаза общественного развития.

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.

Целью формирования и развития информационного общества является повышение качества жизни людей, обеспечение конкурентоспособности стран, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Важно проследить современные тенденции развития общества, связанные с широким распространением информационных технологий, что позволит сделать вывод о том, как идет процесс развития информационного общества в настоящее время, и какие последствия эти процессы будут иметь для людей.

1.1. Роль информации в обществе

На протяжении истории человеческой цивилизации с древнейших времен и до наших дней можно выделить несколько так называемых информационных революций – качественных изменений во всех сферах жизни общества, вызванных внедрением новых средств передачи и хранения информации. Принято выделять четыре информационных революции, которые оказали определяющее влияние на развитие человечества:

3.внедрение новых технологий связи, основанных на электричестве и радиоволнах;

4.внедрение электроники. Также в этот период были достигнуты значительные успехи в развитии телевидения.

Каждая последующая революция была бы невозможной без достижений, сделанных на предыдущих этапах. Но именно четвертая революция имела определяющее значение для выхода на первый план информационной индустрии, связанной с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Фактически эта революция интегрирует эффекты всех предшествующих, ибо создает технологическую основу объединения интеллектуальных способностей всего человечества.

Параллельно с развитием техники развивалось и само понятие информации, приобретая новые смыслы и приложения в различных областях. При этом каждая отрасль научного знания рассматривает информацию исходя из собственного набора признаков.

Следует отметить, что, по-настоящему исследованиями в области информации стали заниматься только в XX веке. Так, например, в 20-х годах XX века предпринимались попытки изучения свойств информации как совокупности фактов, исходя из теории журналистики. Затем К. Шенноном была создана статистическая теории. Позднее понятие информации было расширено и дополнено Н. Винером и У. Эшби с точки зрения кибернетики.

Однако, уже в середине XX века развитые капиталистические страны вступают в постиндустриальную фазу развития. Происходят коренные изменения в структуре общества, сфере экономики, занятости, производства, чему способствуют технические достижения в области связи, массовых коммуникаций, вычислительной техники. Возникает тенденция превалирования знаний над капиталом. Объем знаний и их производство постоянно растут. Наступает осознание того, что информация может рассматриваться как промышленный продукт и производство ее – один из видов промышленной индустрии. Возникает рынок информационных услуг. Все эти процессы постепенно приводят к тому, что прежние взгляды на роль информации и информационных процессов в обществе становятся несостоятельными, и это побуждает исследователей искать новые подходы к оценке проблемы.

1.2. Понятие информационного общества

Начиная с конца 60-х годов XX века в развитых капиталистических странах (прежде всего, в Японии и США) становится очевидным, что информация и информационные ресурсы начинают играть особую самостоятельную роль, не привязанную более к материальному производству. При этом информационные ресурсы приобретают статус определяющего фактора развития материального производства, а не наоборот, как это было ранее.

1.3. Информационное общество как развитие идей постиндустриализма

Идеи информационного общества берут начало в теории постиндустриализма, которая стимулировала интерес исследователей к отдельным аспектам воздействия научно-технического прогресса на социум, что привело к появлению широкого спектра концепций, в том числе концепции информационного общества.

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Еще на заре возникновения идей информационного общества было понятно, что с технической точки зрения основой его формирования будет являться развитие вычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков:

1.информация приобретает глобальный характер;

2.на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры;

3.увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности.

Информационное общество – это общество, где все средства информационной технологии, т.е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная, спутниковая и другая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные исследования нацелены на то, чтобы сделать информацию общедоступной и активно внедряемой в производство и жизнь.

Ученые акцентируют внимание на том, что в условиях информационного общества компьютеры, подключенные к информационным сетям, появляются в каждом доме и любой человек может любую полную и достоверную информацию независимо от своего географического местоположения. При этом предоставляется возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами. Трансформируется деятельность СМИ, с тем, чтобы более полно использовать возможности информационных сетей.

Следует отметить, что важнейшей современной тенденцией является развитие глобальных телекоммуникационных сетей и конвергенция на их основе самых разных телекоммуникационных услуг, в том числе и традиционных – телефонной связи, телевидения и т.д. Если в 1970 - 1980 годах компьютерные сети существовали в основном в рамках отдельных корпораций, ведомств и государственных структур, то с начала 1990-х годов, наблюдается развитие сетей на новом глобальном уровне. Важнейшим катализатором этого процесса стало мировое признание компьютерной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования. Многократно испытанные преимущества Интернета практически во всем мире привели к постепенному переходу от развития собственных корпоративных или ведомственных сетей к построению открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет.

Происходит значительная активизация использования информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, которая преследует две основные задачи:

Новые технологии общения посредством Интернета играют большую роль в современном мире. Различные сервисы и программное обеспечение предлагают возможности текстового и голосового общения, видеоконференций и т.д. Электронная почта повсеместно используется для личной и деловой переписки.

Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе.

Возрастающие объемы информации требуют более производительных вычислительных устройств, что в свою очередь тянет за собой развитие технологий производства микропроцессоров и других электронных компонентов. Для обеспечения более совершенного технологического процесса производства создаются новые системы автоматического управления, искусственного интеллекта и т.д. Автоматизируются также процессы разработки и проектирования новых изделий, которые уже сейчас во многом выполняются с минимальным участием человека. При этом коренным отличием информационного общества от индустриального является то, что автоматы самостоятельно начинают добывать и использовать знания (информацию) без участия человека.

Заключение

В данной работе рассмотрена суть информационного общества. Из результатов исследования можно сделать противоречивые выводы. Если рассматривать процесс становления информационного общества с технократической точки зрения, то можно говорить о том, что оно сейчас активно формируется и в некоторой степени уже существует в отдельных развитых странах. Однако, если брать за основу предложенные теоретиками гуманистические идеи, то такое общество, несмотря на все постиндустриальные предпосылки, в настоящее время не состоялось и, по-видимому, не состоится в ближайшем будущем. Повсеместная информатизация приносит значительную пользу, расширяет и открывает новые возможности развития, однако, в то же время ставит ряд проблем, которые могут свести на нет многие ее преимущества.

Несмотря на усилия государственных органов и различных организаций по развитию идей информационного общества и реформированию общественных институтов, говорить о каких-либо значительных сдвигах в этом вопросе с точки зрения повышения качества жизни всего населения пока преждевременно.

Практическая часть. Вариант 1

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).

Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.

Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций.

Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Появляются новые критерии оценки уровня развития общества количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д.

Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники).

Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е годы, в Западной Европе в 90-е годы).

Информационное общество формируется как глобальное и включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.

В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и тому подобное, что ставит важнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.

2. Основная часть. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

2.1. Понятие и сущность информации

Часто понятие "информация" используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация.

Очевидно, что "обиходное" употребление термина "информация” совершенно неуместно, когда речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин "информация" наполнен разным смыслом, а, следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.

Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи.

Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных.

Информация это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Информация появляется в процессе коммуникации с определенным объектом. Без коммуникации с объектом получение информации практически невозможно.

Например, для того, чтобы выловить необходимую информацию из газеты, необходимо прочитать саму газету и сделать выводы, то есть собрать и обработать информацию. Если же просто прикоснуться к газете необходимую информацию мы не получим.

Коммуникация может происходить на нескольких уровнях - между индивидами, между социальными группами, в рамках одного общества, между разными обществами.

Различные знаки в коммуникации наделяются различными смысловыми значениями и представлены в виде кодов.

Многое в современной коммуникации организовано в виде институтов, обращенных к массовой аудитории.

Коммуникация - это то, что передается, это формы собственности, внутренняя структура, ценность организации, реакция аудитории.

Такие методы позволят различить книги, выполненные в кожаных, картонных и бумажных переплетах. Разумеется, это не те методы, которые предполагались авторами книг, но они тоже дают информацию, хотя и не полную.

Анализируя информационную ценность газет, журналов, телепередач, мы можем прийти к выводу, что она зависит как от данных, так и от методов, которыми выполняется их потребление. Одно дело внимательно просматривать телефильм, вслушиваясь в каждое слово, и вовсе другое смотреть его, одновременно разговаривая по телефону.

2.2. Развитие представлений об информации

Несмотря на то, что понятие информации очень широко используется в науке, и в повседневной жизни, его строгого научного определения до последнего времени не существовало. По сей день разные научные дисциплины, вводят это понятие по-разному. Здесь можно выделить три возможных подхода: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный.

Суть антропоцентрического подхода состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями и фактами, которые теоретически могут быть получены и усвоены, то есть преобразованы в знания. Этот подход в настоящее время применяется наиболее широко. Его примеры мы можем наблюдать, в частности, в российском законодательстве.

Читайте также: