Информационно аналитический доклад управления минюста

Обновлено: 05.07.2024

от 24 октября 2005 года N 193

Об организации информирования Министерства юстиции Российской Федерации

(с изменениями на 17 февраля 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минюста России от 18 декабря 2007 года N 241
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В целях организации сбора, обобщения и анализа информации о деятельности главных управлений Минюста России по федеральным округам в установленной сфере

2. Руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам обеспечить представление к 25 числу месяца, следующего за отчетным полугодием, в Департамент организации, координации и контроля информационно-аналитических записок, подготовленных в соответствии с утвержденным Порядком, начиная с отчета за второе полугодие 2005 года.

3. Директорам Федеральной службы исполнения наказаний Ю.И.Калинину, Федеральной службы судебных приставов Н.А.Винниченко, Федеральной регистрационной службы С.Н.Мовчану обеспечить представление подчиненными территориальными органами сведений о положении дел в установленной сфере деятельности по запросам главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам (пункт дополнительно включен приказом Минюста России от 17 февраля 2006 года N 22).

Пункты 3-5 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 4-6 настоящей редакции - приказ Минюста России от 17 февраля 2006 года N 22.

4. Департаменту организации, координации и контроля (Э.А.Нехай) обеспечить сбор, обработку информационно-аналитических записок и направление информации в структурные подразделения центрального аппарата Минюста России в соответствии с их компетенцией.

5. Директорам департаментов Министерства юстиции Российской Федерации на основе обобщения и анализа полученной информации обеспечивать подготовку предложений по повышению эффективности деятельности территориальных органов Минюста России.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Ялунина В.У.

Приложение
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 24 октября 2005 года N 193

ПОРЯДОК
подготовки информационно-аналитической записки о деятельности главных
управлений Минюста России по федеральным округам в установленной сфере

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок регламентирует содержание, структуру и процедуру подготовки и представления информационно-аналитической записки о процессах, происходящих в установленной сфере деятельности Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России, Министерство).

1.2. Целью сбора и обобщения информационно-аналитических записок является получение объективной информации о деятельности Минюста России в установленной сфере, осуществляемой в субъектах Российской Федерации, и выработки Министерством на ее основе необходимых управленческих решений.

1.3. Персональную ответственность за своевременность представления информационно-аналитических записок в Министерство, объективность и полноту содержащейся в них информации несут руководители главных управлений Минюста России по федеральным округам (далее - Главные управления).

2. Содержание и структура информационно-аналитической записки

2.1. Информационно-аналитическая записка должна состоять из ряда разделов.

2.2. Каждый раздел должен содержать:

анализ данных, характеризующих то или иное направление деятельности, причины роста или снижения наиболее значимых показателей;

тенденции изменения показателей в установленной сфере деятельности Минюста России, причины негативных тенденций, конкретные факты, примеры, принимаемые меры (предложения) по их устранению и развитию позитивных процессов;

сопоставление с тенденцией изменения показателей по сравнению с предшествующим полугодием и аналогичным периодом прошлого года.

2.3. Информационно-аналитические записки включают в себя следующие разделы:

Раздел 1. Данные об обеспечении в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Раздел 2. Сведения об обеспечении соблюдения федерального законодательства, регламентирующего деятельность Министерства и подведомственных ему федеральных служб, актов Минюста России.

Раздел 3. Анализ результатов проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Организация государственного учета и ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Раздел 4. Информация об участии в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Раздел 5. Информация о законодательных инициативах органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России, а также к сфере деятельности подведомственных ему федеральных служб.

Раздел 6. Предложения по совершенствованию федерального законодательства, а также по разработке нормативных правовых актов Министерства в установленной сфере деятельности.

Раздел 7. Данные о состоянии работы по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, по ведению государственного реестра уставов муниципальных образований и государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.

Раздел 8. Сведения о работе по обеспечению выполнения обязательств Министерства, закрепленных в соглашениях о взаимодействии между Минюстом России, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Раздел 9. Данные о методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по организации учета издаваемых ими нормативных правовых актов.

Раздел 10. Сведения по обобщению практики деятельности территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и предложения по ее совершенствованию.

Раздел 11. Информация о выполнении территориальными органами подведомственных Минюсту России федеральных служб правовых актов Минюста России и поручений Министра юстиции Российской Федерации, данных во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Раздел 12. Сведения о методической работе, проведенной по оказанию помощи отделам в субъектах Российской Федерации. Имеющийся положительный опыт.

Раздел 13. Сведения:

об информировании полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе о положении дел в сфере деятельности Минюста России, а также в сфере деятельности подведомственных ему федеральных служб;

о вопросах, касающихся сферы деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, рассмотренных на совещаниях у полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Раздел 14. Информация о роботе Координационного совета при Главном управлении.

Раздел 15. Сведения о работе с кадрами: укомплектованность (в том числе специалистами в области информатизации и связи), качественный состав (образование, стаж работы и т.д.), организация процесса обучения и повышения квалификации, потребности в обучении и повышении квалификации.

Раздел 16. Анализ работы с обращениями граждан.

Раздел 17. Анализ публикаций в средствах массовой информации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России, в том числе - носящих негативный характер.

Раздел 18. Информация об оснащенности оргтехникой, вычислительной техникой, внедрении и функционировании автоматизированных систем и программно-аппаратных комплексов в деятельности Главного управления.

Раздел 19. Проблемы, требующие рассмотрения в центральном аппарате Минюста России.

Раздел 20. Сведения о работе по обеспечению защиты интересов Минюста России в судах.

3. Порядок представления информационно-аналитической записки

3.1. Информационно-аналитические записки составляются отдельно по итогам каждого полугодия, подписываются руководителями главных управлений и направляются в Минюст России на бумажных носителях по почте и в электронном виде по имеющимся каналам связи.

Использование факсимильной связи для передачи записок допускается лишь в случаях отсутствия возможности их передачи по электронной почте.

3.2. При направлении информационно-аналитических записок в электронном виде необходимо обеспечить строгое соответствие текста на бумажном носителе его электронному варианту.

3.4. В целях обеспечения обработки информации в электронном виде каждый раздел информационно-аналитической записки записывается как отдельный файл, имя которого должно формироваться следующим образом:

КК_ИАЗ_GGММ_NN

КК - код главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (см. таблицу);

_ знак подчеркивания;

ИАЗ - идентификатор файла;

_ знак подчеркивания;

GG - последние две цифры отчетного года;

ММ - номер последнего месяца отчетного полугодия (две цифры);

_ знак подчеркивания;

NN - номер раздела информационно-аналитической записки.

Например, разделы информационно-аналитической записки Главного управления Минюста России по Центральному федеральному округу за 2-е полугодие 2005 года должны иметь следующие названия:

91_ ИАЗ_0512_01

91_ ИАЗ_0512_03

91_ ИАЗ_0512_18

Разделы информационно-аналитической записки Главного управления Минюста России по Дальневосточному федеральному округу за 1-е полугодие 2006 года должны иметь следующие названия:

В тех случаях, когда в отчетном периоде по каким-либо разделам нет информации, файлы по ним обязательно направляются.

В эти файлы вносится следующий текст: "Сведений в данном отчетном периоде по разделу (ставится N раздела) нет".

Наименование главного управления Минюста России по федеральному округу

Главное управление Минюста России по Центральному федеральному округу

Главное управление Минюста России по Северо-Западному федеральному округу

Главное управление Минюста России по Южному федеральному округу

Главное управление Минюста России по Приволжскому федеральному округу

Главное управление Минюста России по Уральскому федеральному округу

Главное управление Минюста России по Сибирскому федеральному округу

Главное управление Минюста России по Дальневосточному федеральному округу

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

Размер государственной пошлины за регистрацию конкретного акта гражданского состояния и порядок ее уплаты определяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс).

Кроме того, к нормативным правовым актам в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния относятся:

В соответствии с п.1 ст.4 Закона полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для выполнения федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 №159. Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния ежегодно утверждается федеральным законом (таблица №1).

Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, тыс.руб.

Учитывая, что в соответствии с п.1 ст.4 Закона, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313, Минюст России и его территориальные органы осуществляют функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, в настоящее время Управление осуществляет взаимодействие с агентством записи актов гражданского состояния Архангельской области (далее – агентство ЗАГС) в том числе на основании Соглашения об информационном взаимодействии в процессе администрирования доходов с органами исполнительной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа, на которые возложены полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния, заключенного в 2006 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

1) 7 федеральных законов, которыми внесены изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе установлен порядок государственной регистрации оставленного ребенка, расширен перечень органов, которые вправе получать от органов записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС) сведения о государственной регистрации смерти, увеличены размеры государственной пошлины за регистрацию актов гражданского состояния, законом возложена обязанность на органы ЗАГС выдавать свидетельства о рождении в отношении детей, умерших на первой неделе жизни, в целях обеспечения прав родителей на материнский (семейный) капитал.

Кроме того, ст.25 Консульского устава Российской Федерации от 05.07.2010 №154-ФЗ полномочия консулов по государственной регистрации актов гражданского состояния расширены в сравнении с полномочиями, закрепленными в Консульском уставе СССР от 25.06.1976, в части принятия решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленных на территории Российской Федерации, внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, находящихся у них на хранении, выдачи на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния;

2) 7 подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам:

государственной регистрации актов гражданского состояния за пределами территории России (в том числе порядок исполнения МИД России государственной функции по государственной регистрации актов гражданского состояния российских граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации, порядок истребования личных документов в учреждениях МИД России, Минюста России, органах ЗАГС, а также в консульских учреждения и дипломатических представительствах Российской Федерации, правила передачи первых и вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, составленных консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации);

определения среднего коэффициента сложности актов гражданского состояния и юридически значимых действий, совершаемых органами ЗАГС;

осуществления территориальными органами Минюста России функций по контролю и надзору за деятельностью органов ЗАГС;

Нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния в Архангельской области и Ненецком автономном округе

В соответствии с п.1 ст.4 Закона государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

До 01.01.2008 полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа осуществляли:

В настоящее время агентство ЗАГС действует на основании Положения об агентстве записи актов гражданского состояния Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 №207-пп. Согласно п.20 указанного Положения территориальными органами агентства ЗАГС являются территориальные отделы (далее – отделы ЗАГС), осуществляющие деятельность на основании типового положения о территориальном органе агентства записи актов гражданского состояния Архангельской области, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 21.04.2010 №69-у. Кроме того, согласно распоряжению агентства ЗАГС от 19.03.2010 №1-Р при агентстве ЗАГС осуществляет деятельность консультативный Совет - орган, образованный с целью координации деятельности территориальных отделов, обеспечения единой политики в области государственной регистрации актов гражданского состояния путем выработки решений по наиболее сложным вопросам, возникающим в деятельности органов ЗАГС Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

Административные регламенты в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния

В соответствии с п.2.1 ст.4 Закона полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния, при этом до принятия административных регламентов Минюстом России полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут осуществляться на основе административных регламентов, принимаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 постановления администрации Архангельской области от 30.01.2007 №9-па, утвердившим Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Архангельской области (далее – Порядок), агентством ЗАГС были разработаны соответствующие административные регламенты:

- административный регламент предоставления управлением ЗАГС Архангельской области государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (распоряжение управления ЗАГС Архангельской области от 11.07.2008 №1);

Вместе с тем, учитывая, что Минюстом России разработан проект Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, руководствуясь поручением Минюста России от 28.01.2010 №16-165, Управление рекомендовало органам исполнительной власти Архангельской области впредь до принятия Минюстом России административных регламентов по государственной регистрации актов гражданского состояния воздержаться от принятия новых административных регламентов в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного земельного кадастра, государственного кадастрового и иного учета объектов недвижимости, в сфере государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель и землеустройства в пределах своих полномочий, государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства в части, касающейся использования земель, контроля за проведением землеустройства, регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.

Задачи Министерства юстиции.

2 августа 1999 года Указом Президента РФ было утверждено действующее Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации [Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 23.12.2005 N 1522, от 16.03.2006 N 211, от 02.05.2006 N 451, от 21.09.2006 N 1036, от 20.03.2007 N 370, от 07.05.2007 N 585с, от 04.03.2008 N 311)].

Основными задачами Минюста России являются :

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации.

Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.

Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Таким образом, юстиция сегодня обеспечивает три крупные реформы в государстве: правовую, судебную и уголовно-исполнительную. Реализация указанных приоритетных задач призвана способствовать становлению правовых основ российского государства, поднятию авторитета органов государственной власти России.

Согласно Указу Президента России от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года), Минюст:

1) занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере:

· исполнения уголовных наказаний,

· регистрации некоммерческих организаций, включая отделении международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций,

· государственной регистрации актов гражданского состояния,

· обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

2) осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере:

· исполнения уголовных наказаний,

· регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации,

· государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

- вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства; (в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

- обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

- участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

- осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;

- проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

- принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;

- разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

- обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;

- координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

- осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;

- проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

- осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

- организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

- утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;

- представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

- согласовывает в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;

- вносит в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;

- дает заключения о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации и их юридической силе в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу;

- получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

- взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;

- утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате;

- определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;

- осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

- подготавливает в установленном порядке представления о передаче лиц, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах, гражданами которых эти лица являются;

- принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

- утверждает формы ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

- обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб и федерального агентства, принимает меры, направленные на ее совершенствование; (пп. 35 в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

- осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб и федерального агентства законодательству Российской Федерации; (пп. 37 в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

- организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;

- подготавливает ежегодные доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах;

- организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов, в том числе профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства; (пп. 40 в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

- организует внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;

- участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;

- выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций;

- организует, осуществляет и обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

- организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в Минюсте России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях;

- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Минюста России;

- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Возглавляет Министерство министр юстиции. В его подчинении 7 заместителей.

· Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов

· Департамент организации и контроля

· Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний

· Департамент государственной службы и кадров

· Департамент международного права и сотрудничества

· Департамент конституционного законодательства

· Департамент гражданского и социального законодательства

· Департамент управления делами

· Департамент по делам некоммерческих организаций

· Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



1. Министерство юстиции: история и современность…………………………………4

2. Правовое положение и организация Министерства юстиции РФ: задачи

3. Служба судебных приставов как правоохранительный орган

4. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ как

звено правоохранительных органов Министерства юстиции………………………. 12

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………… 16

Цель контрольной работы - представить Министерство юстиции и определить её роль в системе правоохранительных органов.

Для достижения цели будут выполнены следующие задачи:

- представлена история и современность Министерства юстиции РФ;

- раскрыто правовое положение и организация Министерства юстиции РФ

- проанализированы выполняемые Министерством юстиции основные задачи и направления деятельности

- рассмотрена структура центрального аппарата Министерства юстиции;

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности. В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов ; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. [1]

2. Правовое положение и организация Министерства юстиции РФ:
задачи и полномочия.

Сегодня Министерство юстиции Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Возложенные на Министерство юстиции задачи выполняются как непосредственно им самим, так и органами юстиции, входящими в его систему: министерствами юстиции республик, управлениями юстиции краев, областей, и других.

· реализация государственной политики в сфере юстиции;

· обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

· обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

· обеспечение установленного порядка деятельности судов;

· обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

· обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Выполнение каждой из этих задач требует проведения значительного объема работы, направления и методы которой конкретизируются в положении о Министерстве юстиции РФ и иных нормативных актах в виде основных функций Министерства юстиции. Важнейшая из них – участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

Основные направления деятельности Министерства юстиции:

· координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;

· проведение юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации;

· проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

· обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства России в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде РФ;

· осуществление государственного учета нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и др. [2]

Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ является обеспечение

исполнения уголовных наказаний. Положение о Минюсте России возлагает на него

выполнение ряда обязанностей в этой сфере. Это обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осужденных, их охраны, конвоирования, а также контроль за проведением условно

осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. В настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также исполнения уголовных наказаний, актов судебных и других органов.

Рис.1. Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России.
Структурно Минюст РФ включает управления, отделы, другие структурные подразделения, руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупные - заместители Министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации представлен на рисунке 1. Легко обнаруживается, что структурное построение центрального аппарата Минюста России обусловлено задачами и функциями, возложенными на него на современном этапе.
Возглавляет его Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Наделенный значительными полномочиями, он на основе единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью Минюста России и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Минюст России. Министр юстиции вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции, подписывает в установленном порядке международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, принимает решения о создании подразделений специального назначения для выполнения задач, стоящих перед органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и Положением о Минюсте России [1.9].

В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции -нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз.

При Минюсте России функционирует Российская правовая академия, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации (НЦПИ), в которых работают более 150 докторов и кандидатов наук, редакции некоторых юридических журналов, газет.
3. Служба судебных приставов как правоохранительный орган Министерства юстиции РФ.

Принудительно исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.

В соответствии с этими законодательными актами служба приставов получила статус федерального органа исполнительной власти и вошла в систему Министерства юстиции РФ. Это качественно новое звено исполнительной власти со статусом правоохранительного органа, расширенным кругом полномочий, вооружением, специальной техникой, правом применения соответствующих мер принуждения к нерадивым должникам и лицам, препятствующим исполнению судебных решений.

На судебных приставов в настоящее время возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
4. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ как звено правоохранительных органов Министерства юстиции.

Исполнение обвинительных приговоров судов, связанных с лишением свободы, осуществляют исправительные учреждения (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, следственные изоляторы - СИЗО), а приговоров, связанных с исправительными работами, - уголовно-исполнительные инспекции.

В настоящее время исправительные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переданы из управления МВД России в ведение Минюста России. Для России это не новшество. Еще более ста лет назад, с 1895 г . Главное тюремное управление находилось в ведении Минюста. Так было вплоть до 1922 г . Речь идет о более чем 800 исправительных и воспитательных колониях, о 190 тюрьмах и СИЗО, а также предприятиях и лечебных учреждениях.

Если говорить об основных направлениях деятельности органов УИС, то в обобщенном виде они могут быть сведены к четырем группам.

Наконец, органы, исполняющие наказание, осуществляют и уголовно-процессуалъную деятельность. Минюстом России проводится определенная работа на каждом из указанных направлений. Осуществляемые меры способствуют нормализации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определению средств исправления осужденных, оказанию им помощи в социальной адаптации.
Заключение

На основе изложенного в работе материала можно сделать следующие выводы.

На сегодняшний день основными задачами Минюста России являются: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Таким образом, юстиция сегодня обеспечивает три крупные реформы в государстве: правовую, судебную и уголовно-исполнительную. Реализация указанных приоритетных задач призвана способствовать становлению правовых основ российского государства, поднятию авторитета органов государственной власти России.

Современное Министерство юстиции - многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации.

Сегодня Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Структурно Минюст РФ включает управления, отделы, другие структурные подразделения, руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупные - заместители Министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Легко обнаруживается, что структурное построение центрального аппарата Минюста России обусловлено задачами и функциями, возложенными на него на современном этапе.
Наиболее востребованными органами Министерства юстиции являются: служба судебных приставов, которая получила статус федерального органа исполнительной власти и вошла в систему Министерства юстиции РФ, а также уголовно-исполнительная система, которая является составной частью системы правоохранительных органов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нормативные акты и материалы судебной практики

1.1 Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФЗК.// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445

1.3 Уголовно- исполнительный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 1996 года (в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 111-ФЗ, от 19.07.2009 N 191-ФЗ) // правовая система « Консультант плюс.- 2009

1.8 Положение о Министерстве Юстиции Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311) // правовая система « Консультант плюс.- 2009

2. Специальная литература

2.1. Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и

современность. –Мосвка: Феникс, 1999. - 440с.

2.2 Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - М.: БЕК, 2007.- 432с.
2.3. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. - М.: Юристь, 2002. - 509с.
2.4. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

3. Публикация периодической печати

3.1 Кондрашов Б.П. Служба судебных приставов: история и современность // Журнал российского права. - 2003. - №2. - С.14-19.

Бобров В.К. Органы юстиции Российской Федерации сегодня // Законность. - 2008. - №10. - С.33-36

[1] См.: Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и

современность. – Москва: Феникс, 1999. - 440с.

Читайте также: