Импрессионизм в музыке доклад

Обновлено: 03.07.2024

Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme , от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Музыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во французской живописи. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения. И главный импрессионист в музыке, Клод Дебюсси, и особенно, Эрик Сати, его друг и предшественник на этом пути, и принявший от Дебюсси эстафету лидерства Морис Равель, искали и находили не только аналогии, но и выразительные средства в творчестве Клода Моне, Поля Сезанна, Пюви де Шаванна и Анри де Тулуз-Лотрека.

Но если Сати выводил свой прозрачный и скуповатый по средствам импрессионизм от символической живописи Пюви де Шаванна, то Дебюсси (через посредство того же Сати) испытал на себе творческое влияние более радикальных импрессионистов, Клода Моне и Камилла Писcаро.

Окружающий мир в музыке импрессионизма раскрывается сквозь увеличительное стекло тонких психологических рефлексий, едва уловимых ощущений, рождённых созерцанием происходящих вокруг незначительных изменений. Эти черты роднят импрессионизм с другим параллельно существовавшим художественным течением — литературным символизмом. Первым обратился к сочинениям Жозефена Пеладана Эрик Сати. Немного позднее творчество Верлена, Малларме, Луиса и — особенно Метерлинка нашло прямое претворение в музыке Дебюсси, [5] Равеля и их некоторых последователей.

В 1880-х годах, до знакомства с Эриком Сати и его творчеством, Дебюсси был увлечён творчеством Рихарда Вагнера и полностью находился в фарватере его музыкальной эстетики. После встречи с Сати и с момента создания своих первых импрессионистических опусов, Дебюсси с удивляющей резкостью перешёл на позиции воинствующего анти-вагнеризма. [7] Этот переход был настолько внезапным и резким, что один из близких друзей (и биограф) Дебюсси, известный музыковед Эмиль Вюйермо напрямую высказал своё недоумение:

— (Emile Vuillermoz, “Claude Debussi”, Geneve, 1957.)

— (Vincent d’Indy. Richard Wagner et son influence sur l’art musical francais.)

В сфере красочной и ориентальной живописности, фантастики и экзотики (интерес к Испании, странам Востока) импрессионисты также не были первопроходцами. Здесь они продолжили наиболее яркие традиции французского романтизма, в лице Жоржа Бизе, Эммануэля Шабрие и красочных партитур Лео Делиба, одновременно (как истинные импрессионисты) отказавшись от острых драматических сюжетов и социальных тем.

2. Особенности стиля

Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю. При этом сильно изменилась и трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы (возвращение к рококо), в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало.

Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп. [6] В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма — это арфа и флейта.

Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М.: Музыка, 1964. — С. 23.

Erik Satie Ecrits. — Paris: Editions champ Libre, 1977. — С. 69.

Клод Дебюсси Избранные письма (сост. А.Розанов). — Л.: Музыка, 1986. — С. 46.

под редакцией Г.В.Келдыша Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 208.

Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М.: Музыка, 1964. — С. 22.

Vincent d’Indy Richard Wagner et son influence sur l’art musical francais. — Paris: 1930. — С. 84.

Составители М.Жерар и Р.Шалю Равель в зеркале своих писем. — Л.: Музыка, 1988. — С. 222.

Составители М.Жерар и Р.Шалю Равель в зеркале своих писем. — Л.: Музыка, 1988. — С. 220-221.

Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М.: Музыка, 1964. — С. 154.

Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века. — Л.: Музыка, 1983. — С. 12.

Похожие страницы:

Импрессионизм в музыке, скульптуре, литературе

. Основные характерные черты импрессионизма……………..5 Глава 2. Импрессионизм в музыке. 7 Глава 3. Импрессионизм в скульптуре. 9 Глава 4. Импрессионизм в литературе………………………….12 .

Импрессионизм во французском искусстве второй половины XIX века

Импрессионизм и постимпрессионизм

. 19 Вариант 30. Импрессионизм и постимпрессионизм. Содержание Введение 3 Истоки импрессионизма. 5 Импрессионизм 7 Постимпрессионизм 14 . ему литературы, музыки, театра. Во взаимодействии и в полемике с живописной системой импрессионизма в художественной .

Импрессионизм как художественное течение во французском искусстве

. в творче­ской жизни Европы - в живописи, в литературе, в музыке шли интенсивные поиски новых изобразительных . . М., 1983 и другие. ИМПРЕССИОНИЗМ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИИСКУССТВЕ Зарождение импрессионизма «Импрессионизм — система в жи­вописи, заключающаяся .

Импрессионизм в литературе

. Верлен провозгласил требование "музыки прежде всего" и сам культивировал . . В прозе черты импрессионизма проявились в стиле Дневников и романов братьев Гонкур . и на практике, импрессионизм вписывался в рамки натурализма и символизма. Импрессионизм нашел свое .

Импрессионизм в музыке

Импрессионизм появился во Франции в 60-х годах XIX века как направление в живописи, но позднее распространился и на музыку. Суть нового течения состояла в фиксации мимолетного впечатления от увиденного в своем произведении.

В это время в культурной жизни Парижа наступает переосмысление академического искусства. Появляется нужда в переменах, что приводит к возникновению нового движения.

Стивен Шортридж Уроки музыки

Стивен Шортридж Уроки музыки

Особенности импрессионизма в музыке

Импрессионизм в музыке берет начало в 90-х годах XIX века. Его родоначальниками считаются такие французские композиторы, как Клод Дебюсси, Эрик Сати, Морис Равель.

Новое направление взялось не из воздуха. Его корни растут из романтизма. Очень большое влияние на музыкантов оказал немецкий композитор Рихард Вагнер.

Рихард Вагнер

Однако засилье оперы в музыкальной жизни Франции того периода, не давало возможности полноценно развиваться другим направлениям и жанрам. Это вызвало своеобразный протест в виде нового движения. Также, как в живописи, импрессионизм в музыке возник из противостояния бездушному отлакированному академизму.

Не стоит забывать и о влиянии на композиторов французских поэтов-символистов: Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера, Стефана Малларме и других. Они уделяли большое внимание мелодичной игре звуков и изображению эмоциональных переживаний души в своих литературных произведениях.

Музыка теперь стремится передать неуловимые впечатления и движения чувств, используя новые гармонические инструменты. Классический строй музыкального произведения, по мнению импрессионистов, изжил себя. Гармония больше не зависит от мелодики, давая возможность аккордам звучать свободно, выражая определенное настроение.

Произведения импрессионистов имеют яркую эмоциональную окраску. Они сознательно отказываются от классического драматизма, предпочитая пейзажи и жанровые сцены. Музыканты чаще пишут короткие произведения ‒ сюиты, музыкальные миниатюры. Нередко обращение к народной, экзотической и восточной музыке, к сказочным или фантастическим сюжетам. Композиторы используют расширенные гармонические комплексы, отдают предпочтение чистому и контрастному тембровому звучанию. В отличие от больших симфонических оркестров, обходятся малым количеством инструментов. Классическое сочетание ‒ флейта и арфа.

Эрик Сати

Первооткрывателем импрессионизма в музыке считается Эрик Сати. И сейчас еще не утихают споры о месте его личности в истории музыкальной Франции. Но бесспорно, что его новаторские эксперименты оказывали влияние не на одно поколение французских музыкантов. Его творческий путь не раз менял свое направление. Будучи одним из основателей импрессионизма, Эрик Сати первый же отошел от него после всеобщего увлечения творчеством Дебюсси. Недаром Сати называют реформатором европейской музыки.

Эрик Сати

Эрик Сати родился в 1866 г. в Нормандии в семье портового маклера. В ранние годы мальчика растил дядя, в связи с ранней смертью матери. Отец с новой семьей жил в Париже. В 12 лет Эрик переехал к отцу. Мальчик уже тогда проявлял интерес к музыке.

Эрик Сати дважды поступал в Парижскую консерваторию, но так ее и не закончил. Долгое время он оставался безвестным музыкантом, работая аккомпаниатором эстрадных певцов в разных кафе.

Рамон Касас Богема. Поэт Монмартра (портрет Эрика Сати)

Рамон Касас Богема. Поэт Монмартра (портрет Эрика Сати)

В 1891 г. Эрик Сати знакомится с Клодом Дебюсси. Их дружба продлится долго и приведет к созреванию Дебюсси как импрессиониста. Позднее Сати утверждал, что это именно с его подачи зародился импрессионизм, поскольку он советовал Дебюсси использовать в музыке те же средства выражения, что и художники-импрессионисты. Правда это или нет, неизвестно, поскольку эксцентричный Сати мог и приукрасить свою роль в становлении Дебюсси как композитора.

В 1898 г. Эрик Сати переезжает в небольшой французский городок Аркей, где проживет до самой смерти. Всю жизнь он работал тапером в парижских кафе, получая мизерный доход.

Сантьяго Руссиньоль Комната Эрика Сати

Сантьяго Руссиньоль Комната Эрика Сати

Значение творчества Эрика Сати

Об Эрике Сати вспомнили лишь в 50-е годы XX века. Его известность вышла за пределы Франции. Он стал родоначальником не только импрессионизма, но так же авангарда и минимализма, оказав большое влияние на становление многих известных композиторов.

Клод Дебюсси

Клод Дебюсси

Марсель Баше Портрет Клода Дебюсси

Марсель Баше Портрет Клода Дебюсси

В 1899 г. он получает приглашение от русской меценатки Надежды фон Мекк приехать в Россию.

Надежда Филаретовна фон Мекк

Надежда Филаретовна фон Мекк

Служа учителем музыки в этой семье, Дебюсси не только получил возможность путешествовать по Европе, но и приобщиться к культуре России. За два года Дебюсси познакомился с творчеством Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина. Проникся он и русской народной музыкой. Однако влюбленность в одну из дочерей покровительницы положила конец их сотрудничеству.

Клод Дебюсси играет на фортепиано

Клод Дебюсси играет на фортепиано

Значение творчества Клода Дебюсси

Морис Равель

Горячим последователем Дебюсси был Морис Равель. Он родился в 1875 г. в Пиренеях в семье швейцарского автомобильного инженера. Любовь к музыке мальчику привил его отец. В 1889 г. Равель поступил в Парижскую консерваторию. Большое влияние на молодого человека оказала музыка Эрика Сати, испанского пианиста Рикардо Виньеса и Клода Дебюсси.

Морис Равель

Несколько раз Равель пытался получить Римскую премию, но каждый раз безуспешно. Последняя попытка была связана с большим скандалом. Жюри отказало композитору в участии в конкурсе, сославшись на возрастные ограничения, которые, однако, еще не наступили. Истинной причиной было творчество молодого композитора, вызывающее непонимание в академических кругах. Поскольку к тому времени Морис Равель уже получил некоторую известность, несправедливый отказ вызвал большой резонанс в околомузыкальном сообществе Франции. Сам же Морис принял ситуацию спокойно, однако скандал сыграл ему на руку в плане личной известности и в то же время подвел черту с занятиями академической музыкой.

Морис Равель сочиняет музыку

Морис Равель сочиняет музыку

Нежинский и Равель за фортепиано

Нежинский и Равель за фортепиано

В 1932 г. Равель во Франции попал в автомобильную катастрофу. В результате аварии у него развилась опухоль мозга, и в 1937 г. композитор скончался.

Значение творчества Мориса Равеля

Роль импрессионизма в мировой музыке

Импрессионизм возник во Франции как попытка возврата к своим корням и некое противодействие к засилью немецких опер и опостылевших академических произведений. Впоследствии он стал самостоятельным новаторским движением, популярным не только у себя на родине, но и во всем мире.

Правда век импрессионизма был недолог. Даже его последователи в своем развитии уходили дальше. К началу 30-х годов ХХ века импрессионизм уже прочно занял свое место среди классики. Но он положил начало большим изменениям в истории музыки ‒ открыл дорогу новым направлениям ‒ авангарду, экспрессионизму, неоклассицизму.

Впрочем, импрессионизм не забыт. И сейчас произведения Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Эрика Сати пользуются большой популярностью у любителей музыки.

Импрессионизм в музыке

Импрессионизм в музыке, так же, как и в живописи, возник как протест против устаревших академических традиций. Первые творческие поиски представителей этого направления, Клода Дебюсси и Мориса Равеля, встретили такое же недоброжелательное отношение со стороны руководства официальных музыкальных учреждений, как и картины художников-импрессионистов. У Дебюсси и Равеля почти не было единомышленников и сподвижников.

Музыкальный и художественный импрессионизм во многом схожи. Их объединяет родственная тематика: колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, особое значение пейзажа. Как и художественный, музыкальный импрессионизм стремился к передаче Первого непосредственного впечатления от явления. Импрессионисты отдавали предпочтение мелким формам (романс, фортепианная или оркестровая миниатюра). Максимальное внимание уделялось обогащению колористической стороны музыки. В музыке импрессионистов усложнились гармонии, применялись необычные Лады (древние семиступенчатые, пентатоника, целотонный звукоряд), сопоставлялись отдаленные тональности, использовались непривычные сочетания оркестровых инструментов. Значение мелодии как основного выразительного элемента музыки при этом уменьшилось.

Черты импрессионизма ярко выражены в музыкальном искусстве. Целая плеяда композиторов-импрессионистов Франции-Клод Дебюсси, Морис Равель, Поль Дюк, Флоран Шмитт - создала основу музыкального импрессионизма.

Характерные черты музыкального искусства импрессионизма:

  • красочная, колоритная музыка со стремлением к мимолетным впечатлений, одухотворенной пейзажности;
  • создание колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов;
  • преобладание программных произведений: миниатюр, сюитных циклов с живописным началом;
  • колористическая гармония, влияние григорианского хорала, ренессансной полифонии, музыки стран Востока, негритянского менестрельного театра США и т.п

Достижения импрессионизма в музыке

  • программные миниатюры — фортепианные пьсы, циклы;
  • симфонический триптих,
  • симфоническая прелюдия,
  • симфонические циклы,
  • Сюиты,
  • симфонические экскизы
  • натуральные
  • лады народной музыки:
  • миксолидийский,
  • дорический,
  • фригийский
  • детализация фактуры,
  • использование чистых тембров,
  • новые оркестровые приемы

Основатели импрессионизма

Основателем и наиболее выдающимся представителем импрессионизма в музыке был французский композитор, пианист и дирижер Клод Дебюсси (1862-1918 гг).

Клод Дебюсси

Дебюсси родился в пригороде Парижа, в одиннадцать лет поступил в Парижскую консерваторию. Уже в первые годы учебы интересовался новыми гармоническими оборотами, необычными и сложными ритмами, что нередко приводило к конфликтам с преподавателями. Еще до окончания консерватории Дебюсси путешествовал по Европе по приглашению Русской меценатки Надежды фон Мекк, которая много лет была близким другом П. И. Чайковского, дважды посетившего Россию. Именно тогда Дебюсси познакомился с музыкой русских композиторов, интерес к которой не ослабевал до конца его жизни.

Окончив консерваторию, композитор получил Большую Римскую премию и на два года уехал в Италию, где изучал произведения старинных композиторов, а также музыку Верди, Листа, Вагнера. Произведения, которые молодой композитор посылал в Париж, не находили понимания в официальных музыкальных кругах Франции, и по возвращении из Италии Дебюсси окончательно порывает с Академией.

В Париже композитор сблизился с художниками-импрессионистами и поэтами-символистами – Стефаном Малларме, Пьером Луисом, Полем Верленом, Джемсом Уистлером и другими. Увлечение символистской поэзией проявилось в создании ряда вокальных произведений на стихи Пьера Луиса, Поля Верлена и Шарля Бодлера. В это время были также написаны „Бергамасская сюита” и „Маленькая сюита” для фортепиано, симфонические произведения – прелюдия „Посляполудневий отдых фавна” и „Ноктюрны”, что стали яркими образцами импрессионизма в музыке. По пьесе бельгийского поэта и драматурга-символиста Мориса Метерлинка в 1902 году Дебюсси написал оперу „Пеллеас и Мелизанда”, основное внимание в котором уделяется сложному духовному миру человека. Композитор воспевает красоту и силу любви, что способна перебороть любые препятствия.

С 1901 года Дебюсси становится профессиональным музыкальным критиком. Главной задачей критика он считает борьбу с ”академизмом официальных учреждений, с предвзятостью и невежеством", выступает против бессодержательности и намеренной усложненности музыкального языка. Много внимания в статьях Дебюсси уделяется пропаганде русского музыкального искусства во Франции.

Среди музыки этих лет выделяются произведения для фортепиано. Большинство из них-программные миниатюры, в которых Дебюсси новыми художественными средствами продолжает традиции французских композиторов-клавесинистов Куперена и Рамо. Это циклы „Эстампы”, „Детский уголок”, посвященный дочери композитора, „Образы”, а также пьеса „Остров радости”, написанная под впечатлением картины Ватто. В двух тетрадях Прелюдий для фортепиано названия поставлены в конце пьес, чтобы предоставить слушателю возможность самостоятельно создать образ. Лучшие симфонические произведения Дебюсси последних лет – сюита „Море” и пьеса „Иберия”, посвященная образам Испании.

В последние годы жизни Дебюсси много гастролировал по Европе как пианист и дирижер, исполняя преимущественно собственные произведения. В 1913 году он с большим успехом выступал в Москве и Петербурге.

Морис Равель

Продолжателем традиций Дебюсси, но в то же время ярким и самобытным композитором был Морис Равель (1875-1937 гг.). Стремление к новому содержанию в искусстве сочеталось в его творчестве с опорой на классические традиции. Это оказалось не только в использовании древних жанров, но и в ясности мироощущения, соразмерности и целостности композиции. В сочетании традиций и новаторства написаны произведения Равеля разных жанров – симфоническая, камерная, фортепианная музыка, оперы и балеты.

Равель родился в городке Сибур на границе с Испанией. С 1889 по 1905 год учился в Парижской консерватории. Большое влияние на формирование его творческой индивидуальности имела музыка Листа, Дебюсси, русских композиторов. В эти годы были написаны первые произведения Равеля, один из которых, фортепианная пьеса „Павана на смерть инфанты”, принесла композитору известность.

С 1900 по 1914 год Равель написал ряд значительных произведений в разных жанрах. Это опера „Испанский час”, импрессионистский балет „Дафнис и Хлоя”, в постановке которого участвовали мастера так называемых „русских сезонов” за границей, организованные выдающимся пропагандистом русского искусства С. Дягилевым – балетмейстер Н. Фокин, художник Л. Бакст, танцоры Т. Карсавина и В. Нежинский. Были созданы также балеты „Аделаида” и „Сон Флорины” (по мотивам сказок Ш. Перро). Лучшими инструментальными произведениями этих лет считаются "Испанская рапсодия „для симфонического оркестра и произведения для фортепиано:” Игра воды „,” Сонатина „, циклы пьес” отражение „и”призраки ночи". Кроме того, композитор создал ряд ярких вокальных миниатюр. В 1912 году Равель сделал знаменитое переложение для оркестра фортепианного цикла русского композитора М. П. Мусоргского „Картинки с выставки”.

В годы войны Равель добровольцем уходит на фронт. Произведения, написанные композитором после войны, считаются его наивысшими достижениями. Среди них – трагический фортепианный цикл „Гробница Куперена”, каждая из пьес которого посвящено одному из погибших друзей, симфоническая пьеса „Вальс”, Первый концерт для фортепиано с оркестром, так называемый „Концерт для левой руки”, созданный по заказу пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку. Тогда же была написана опера-балет” Дитя и волшебство", в котором мир показан глазами ребенка.

После войны появилось и самое известное произведение Равеля – „Болеро”, написанное по заказу русской балерины Иды Рубинштейн. "Болеро", партитуру которого С. С. Прокофьев назвал „чудом композиторского мастерства”, – пример того, насколько полно и необычно может быть использован симфонический оркестр.

В послевоенные годы Равель много гастролировал. Он дирижировал собственными произведениями во многих городах США, с известной пианисткой Маргаритой Лонг совершил концертную поездку по Европе, путешествовал по Северной Африке. Последние годы жизни композитор провел в городке Монфор л'Амори неподалеку от Парижа, где его часто посещали ученики, друзья и последователи.

Искусство Дебюсси и Равеля, как и полотна художников-импрессионистов, отражает разнообразные человеческие переживания, но чаще передает радостное ощущение жизни. Светлое и оптимистичное, оно открывает перед слушателями прекрасный поэтический мир.



Импрессионизм (франц. impressionnisme , от impression — впечатление) — художественное течение, возникшее в 70-х гг. XIX века во французской живописи, а затем проявившееся в музыке, литературе, театре.

Импрессионизм в музыке

Зарождение импрессионизма в музыке , родоначальником которого и ярчайшим представителем был Клод Дебюсси , относится к середине 90-х годов XIX века.

Применение термина "импрессионизм" к музыке во многом условно: музыкальный импрессионизм не вполне аналогичен одноимённому течению в живописи. Главное в музыке композиторов-импрессионистов — передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это сближает музыкальный импрессионизм с искусством поэтов-символистов, для которого характерен культ "невыразимого".

Термин "импрессионизм", применявшийся музыкальными критиками конца XIX века в осуждающем или ироническом смысле, позднее стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг музыкальных явлений рубежа XIX-XX вв. как во Франции, так и в других странах Европы.

Во многих образцах музыкального импрессионизма проступает восторженно-гедонистическое отношение к жизни, что роднит их с живописью импрессионистов. Искусство для них — сфера наслаждения, любования красотой колорита, сверканием светлых безмятежных тонов. При этом избегаются острые конфликты, глубокие социальные противоречия.

Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы-зарисовки, сочетающие акварельную мягкость звукописи с символистской загадочностью настроений; в фортепианной музыке — столь же сжатые программные миниатюры, основанные на особой технике звукового "резонирования" и картинной пейзажности; на смену романтической песне пришла вокальная миниатюра с преобладанием сдержанной речитации, сочетающейся с красочной изобразительностью инструментального фона.

В оперном театре импрессионизм привёл к созданию музыкальных драм полулегендарного содержания, отмеченных чарующей деликатностью звуковой атмосферы, скупостью и естественностью вокальной декламации. При некотором углублении психологической выразительности в них сказалась статика драматургии ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси).

Французский музыкальный импрессионизм

В творчестве художников и композиторов — импрессионистов обнаруживается родственная тематика: колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, но исключительное место занимает пейзаж.


Есть общие черты и в художественном методе живописного и музыкального импрессионизма — стремление к передаче первого непосредственного впечатления от явления. Отсюда тяготение импрессионистов не к монументальным, а к миниатюрным формам (в живописи — не к фреске или крупной композиции, а к портрету, этюду; в музыке — не к симфонии, оратории, а к романсу, фортепианной или оркестровой миниатюре со свободно-импровизационной манерой изложения).

Больше всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств выразительности. Так же как и в живописи, поиски Дебюсси и Равеля были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада и гармонии, мелодии и метроритма, фактуры и инструментовки. Значение мелодии как основного выразительного элемента музыки ослабляется; в то же время необычайно возрастает роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористического начал.

В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры , сюитные циклы (возвращение к рококо), в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало. Значительно богаче стало гармоническое и тембровое окрашивание тем.

Импрессионистская гармония характеризуется резким повышением колористического, самодовлеющего компонента звука. Это развитие происходило под воздействием множества внешних влияний, в том числе: французского музыкального фольклора и новых для западной Европы конца XIX века систем музыкального построения, таких как русская музыка, григорианский хорал, церковная полифония раннего Возрождения, музыка стран Востока, негритянских спиричуэлсов США и другие.

Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп. В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма — это арфа и флейта .

Читайте также: