Игумнов константин николаевич доклад

Обновлено: 05.07.2024

1 ВЕДУЩИЙ: Константин Николаевич ИГУМНОВ - выдающийся пианист и замечательный педагог. Подобно многим русским музыкантам, он провел свои детские годы в провинции.

Дождь ветвями шумит
Или белые вьюги метут
Все мне душу томит-
Будто где-то с тоской меня ждут.
Выйду в звонкую рань-
Надо мной, словно голос веков:
ЛЕБЕДЯНЬ… ЛЕБЕДЯНЬ…

Колокольный напев колосков,
Сердца слушаю стук-
И опять как в былые года,
Колыбельный младенческий звук:
ЛЕБЕДЯНЬ…ЛЕБЕДА…

В минуту жажды или счастья
Взлетит над клавишами звук,
И пальцы легкие промчатся,
Потом замрут на миг , и вдруг!-

Как будто твердь небес разверзлась,
И эхом стала вдалеке,
На колдовском, на не известном
Заговорила языке.

( Звучит одно из любимых произведений Константина Николаевича …Соната до-минор оп. 111 Л. Бетховена в записи)

1 ВЕД: Но из этого не следует, что К. Николаевич недооценивал точного воспроизведения авторского текста. В классе, работая над произведением, он говорил:

1 ВЕД: К. Николаевич – человек редкого обаяния, благородства , большой душевной щедрости, большой культуры и безупречного вкуса. Он зажигал любовью к искусству воздействием своей личности, искренней увлеченностью и творческой страстностью. Ему было присуще глубокое чувство ответственности как к себе, так и к своим ученикам, которым он стремился привить творческую индивидуальность. Вот что говорит о нем один из первых его учеников Яков Флиер:

24 марта 1948 года К. Н. Игумнова не стало.
В его лице музыкальный мир и особенно Московская консерватория потеряли не только большого музыканта, педагога-воспитателя, но и настоящего человека. Его труд был высоко оценен. Он награжден орденом ЛЕНИНА, удостоен Государственной премии СССР, звания народного артиста СССР.

1 ВЕД: Выступая на концертной эстраде, воспитав целую плеяду выдающихся исполнителей ,Константин Николаевич всю свою жизнь служил людям, целиком отдаваясь искусству. Принципы, положенные им в основу обучения не потеряли своего значения и для нынешнего этапа развития фортепианной педагогики.
2 ВЕД: Традиции Игумнова продолжаются в учениках юного поколения. Наш город- родоначальник конкурсов пианистов им. Игумнова. И сегодня в лекции-концерте принимали участие .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первой учительницей Константина по фортепиано была гувернантка, немка по происхождению, Алина Федоровна Мейер. Мальчик изнутри, инстинктивно тянулся к высотам музыки. В семилетнем возрасте маленький пианист начал выступать в городских концертах.

С 13 лет Игумнов учится в Москве у знаменитого педагога-пианиста Николая Зверева в младших классах консерватории

С 13 лет Игумнов учится в Москве у знаменитого педагога-пианиста Николая Зверева в младших классах консерватории

Здание московской консерватории до 1894 г.

Здание московской консерватории до 1894 г.

Педагоги Игумнова в консерватории Павел Пабст и Александр Зилоти

Педагоги Игумнова в консерватории Павел Пабст и Александр Зилоти

Константин Игумнов с 1899 года — профессор, а с 1924 по 1929 годы — ректор московской консерватории

Константин Игумнов с 1899 года — профессор, а с 1924 по 1929 годы — ректор московской консерватории

С 1895 и до конца жизни, более 50 лет, Константин Николаевич Игумнов выступал на концертной эстраде.

С 1895 и до конца жизни, более 50 лет, Константин Николаевич Игумнов выступал на концертной эстраде.

Ученики К.Н. Игумнова

победитель международного конкурса победитель I международного

пианистов 1936 г. в Вене конкурса им. Ф.Шопена в Варшаве.

Ученица К. Игумнова Мария Гамбарян- профессор московской консерватории

Ученица К. Игумнова Мария Гамбарян- профессор московской консерватории

Ученики и последователи пианистической школы Константина Игумнова Мария Гринберг (впервые записала все 32 сонаты Л.В.Бетховена) После смерти Игумнова продолжала заниматься с его учениками. Помогла подняться к вершинам пианистического искусства Науму Штаркману.

Ученики и последователи пианистической школы Константина Игумнова

Бюст К. Игумнова в Лебедяни

В 1993 в честь 120 - летия пианиста, в городе Липецке был проведен первый конкурс-фестиваль юных исполнителей имени К.Н.Игумнова, который стал ежегодным.

В 1993 в честь 120 - летия пианиста, в городе Липецке был проведен первый конкурс-фестиваль юных исполнителей имени К.Н.Игумнова, который стал ежегодным.

В Лебедяни (тогда Тамбовской губернии) 19 апреля (1 мая по новому стилю) 1873, в купеческой семье родился выдающийся русский пианист Константин Николаевич Игумнов.

Род Игумновых в Лебедяни насчитывал 7 поколений. Среди Игумновых были ученые, врачи, артисты. Брат дедушки Константина Николаевича был хорошим пианистом и готовился к поступлению в Санкт-Петербургскую консерваторию. Дяди Константина Николаевича занимались торговлей зерном, брат -- Сергей Николаевич, впоследствии работал врачем. Имение семьи Игумновых располагалось в Шовском, недалеко от Лебедяни.

Отец, Николай Иванович, был разносторонним человеком, тяготел к искусству. Он пробовал сочинять музыку, (кое-что было напечатано в Москве), отошел от торговли, избирался на государственные должности, занимался благотворительностью. Вклад рода Игумновых в развитие Лебедяни огромен. Игумновы на собственные средства построили в Новоказанский собор, гимназию, больницу, мост, потому что были набожными людьми и стремились делать добро. Дом Игумновых является памятником архитектуры.

Детские годы Константин Николаевич провел в Лебедяни. Это был обычный российский провинциальный город. Жизнь в Лебедяни текла размеренно и изредко оживлялась ярмарками.

Костя был младшим в семье. Рос, как все дети в обеспеченных семьях. Рано, в четыре года, научился читать, любил слушать песни. В семье часто музицировали. Почитали Бетховена, Моцарта, Шуберта, Глинку.

Братья Кости любили петь, много читали. Художественная одаренность была присуща, пожалуй, всем членам большой семьи, и это не замедлило сказаться на развитии маленького Кости.

Первой учительницей Константина по фортепиано была гувернантка, немка по происхождению, Алина Федоровна Мейер. Она была единственной в городе пианисткой, и отец пригласил ее для обучения Константина.

Отец постоянно выписывал много музыкальной литературы, включая оперные клавиры, ансамблевые и фортепианные произведения.

В семилетнем возрасте маленький пианист начал выступать в городских концертах. 2 января 1881 состоялся (по "дозволению начальства") благотворительный концерт в пользу бедных жителей Лебедяни. Константин играл попурри на мотивы из оперы "Трубадур" Верди. В концерте принимали участие еще несколько лебедянских любителей музыки – певица Е.Н Хренникова, пианистка Н.Е.Емельянова и другие. В музее города сохранилась афиша, свидетельствующая об этом концерте.

Второе публичное выступления было на благотворительном концерте в зале земства 23 ноября 1886 года. Кроме Кости Игумнова и его учительницы А.Ф.Мейер в концерте участвовали лебедянцы – А.И.Пескова, И.В.Прелович, В.К.Смирнов, М.Е.Тучанская.

В Лебедяни будущий пианист в 1884 году поступил и в 1887 году закончил четырехклассную прогимназию. (Ныне в здании прогимназии располагается старый корпус Лебедянского педколледжа). Родители считали, что в Лебедяни серьезно учиться было не у кого. В 1887 году после летнего отдыха в деревне Константина отправили в Москву. "Грустно мне было уезжать, -- записал он в своей заветной тетрадке, -- но я утешался мыслею, что еду в Москву для своей же пользы. Решено было ехать в Москву через Раненбург. Я выехал с родителями из Лебедяни 13 августа". Определили его в пятый класс одной из лучших гимназий Москвы: первой московской гимназии. Позади осталась Лебедянь, кончилось детство.

С 1888 по 1894 годы К. Игумнов обучается в Московской консерватории. 14 летнего Константина прослушал и взял в свой класс русский пианист, педагог Николай Сергеевич Зверев. Из класса Н.С.Зверева вышли такие выдающиеся пианисты, как А.И.Зилотти, С.В.Рахманинов. После смерти Н.С.Зверева Игумнов занимался у пианиста П.У.Пабста.

Обучаясь в консерватории К.Н. Игумнов одновременно поступает учиться на историко-филологической факультет Московского университета (1892-1895).

В 1896 году, сразу после окончания консерватории Константин Николаевич был приглашен преподавать в Московскую консерваторию, и более 50 лет проработал там (с 1899 года -- профессором, с 1924-1929 годы -- ректором). В 1898 -1899 годах К.Н. Игумнов работал педагогом Тбилисского музыкального училища.

Игумнов любил родной зеленый город Лебедянь. В своих письмах он вспоминал о детстве, считая период жизни в Лебедяни важнейшим в своей жизни. Перелистывая страницы биографии К. Н. Игумнова, нельзя не сказать о его любимом имении в Шовском. Детские воспоминания Игумнова о жизни в имении с лета до глубокой осени оставили для него самые приятные чувства.

"Кажется, в 1869 году, -- рассказывал Константин Николаевич, -- когда мать была больна после рождения дочери, отец решил, чтобы летом мы постоянно жили не в городе, а в деревне. С этой целью было куплено небольшое имение в двадцати верстах от Лебедяни – Шовское… С Шовским связано мое детство. Мое первое путешествие в Шовское я совершил, когда мне был год. С Шовским связано многое, очень многое… И первое впечатление от природы. И первое размышление о мире, о назначении человека".

Всю жизнь Игумнов хранил маленький бумажный пакетик с горсткой сухой деревенской земли. На пакетике была надпись: "Земля из Шовского. Бросить в могилу, когда умру". Приезжая в родной город, он выступал с бесплатными концертами.

Летом 1947 года Игумнов в последний раз играл для своих земляков в Лебедяни. А 3 декабря 1947 года Игумнов последний раз вышел на сцену Большого зала Московской консерватории. После концерта Игумнов жаловался своему ученику, профессору К.Аджемову, что врачи не позволяют ему играть. "А ведь в чем смысл моей жизни?"- спрашивал К.Н.Игумнов и сам отвечал: "Играть".

9 декабря он в последний раз пришел в свой класс. 24 марта 1948 года Игумнов скончался. Его провожала вся Москва.

Он был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилами С.И.Танеева, Н.Г.Рубинштейна, А.Н.Скрябина. По его просьбе в могилу была брошена горсть земли, привезенная с Лебедянской земли.

В память об Игумнове 30 марта 1995 года в Лебедяни на доме, где родился и жил Константин Николаевич (улица Дворянская -- Советская), была установлена памятная мемориальная доска. Именно возле этого дома собиралась непритязательная лебедянская публика, чтобы послушать музыку, доносящуюся через раскрытый балкон из комнаты на третьем этаже, где играл Игумнов.

Именем К.Н.Игумнова, основателя одной из ветвей русской пианистической школы, названа Центральная специальная музыкальная школа при Московской консерватории, Липецкое музыкальное училище, музыкальная школа в городе Лебедяни. В память об Игумновых одна из улиц Лебедяни названа именем Игумнова (правда, не уточнено, какого из династии Игумновых). Лебедянцы мечтают установить в городе памятник К.Н.Игумнову.

ИГУМНОВ, КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1873–1948), русский пианист. Родился 19 апреля (1 мая) 1873 в Лебедяни Тамбовской губернии, в купеческой семье. С 1887, параллельно с обучением в Первой московской классической гимназии, брал частные уроки игры на фортепиано у знаменитого педагога Н.С.Зверева (одновременно с Рахманиновым и Скрябиным). В 1888 поступил вольнослушателем в Московскую консерваторию в класс А.И.Зилоти, затем П.А.Пабста; одновременно занимался полифонией у С.И.Танеева, пробовал силы в композиции. В 1892 поступил в Московский университет – сначала на юридический, потом на историко-филологический факультет. Окончил консерваторию в 1894 с золотой медалью и тогда же дебютировал как солист. Участвовал в 1895 в Международном конкурсе пианистов имени А.Г.Рубинштейна в Берлине, где получил похвальный отзыв. В дальнейшем постоянно концертировал, преимущественно в Москве, давал частные уроки игры на фортепиано, был одним из самых популярных в Москве педагогов. В 1898 принял приглашение стать преподавателем Тифлисского отделения Императорского русского музыкального общества; в 1899 стал профессором Московской консерватории, продолжая выступать как в России, так и за рубежом. По отзывам современников, пианизм Игумнова избегал крайностей: для него были типичны слегка приглушенная динамика, мягкое туше, певучий, бархатный звук, благородство интерпретации.

После Октябрьской революции 1917 Игумнов вошел в состав Музыкального совета при Народном комиссариате по просвещению (концертный подотдел). При его участии происходила реформа музыкального образования; в частности, в консерватории были созданы курсы эстетики, истории культуры, истории литературы, введен класс камерного ансамбля. С 1919 – постоянный член учебно-художественного комитета консерватории; весной 1924 был избран на пять лет директором. Среди учеников Игумнова – Я.В.Флиэр, Л.Н.Оборин, М.И.Гринберг, Я.И.Мильштейн, О.Д.Бошнякович, Н.Л.Штаркман, Б.М.Давидович. В концертном репертуаре пианиста 1930-х годов – серия монографических концертов: Бетховен, Лист, Шопен, Чайковский, Рахманинов (Игумнов – первый в России исполнитель Рапсодии на тему Паганини, 1939), Метнер, Танеев; особенно часто Игумнов играл как солист и ансамблист произведения Чайковского, став их непревзойденным интерпретатором.

Последний концерт дал в Большом зале Московской консерватории 3 декабря 1947. Умер Игумнов в Москве 24 марта 1948.

Читайте также: