Идеология и политика доклад

Обновлено: 01.06.2024

Политическая идеология - это система концептуально-оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы и настроения людей, а так же наций, политических партий и других субъектов политики.

Виды политических идеологий

Социал-демократия

Понятие идеологии :
социал-демократия -политическая идеология, основы которой были заложены Эдуардом Бернштейном.

Основные принципы :

1 Всеобщее бесцензовое (за исключением возрастного ) избирательное право , прямые выборы, с тайной подачей голосов.

.2. Расширение участия народа в формировании органов государственной власти и принятии политических решений.

3.Расширение спектра гражданских прав и свобод, их гарантированность законами, всей системой конституционных отношений.

4.На людей богатых,обладающих значительным доходом,должны быть наложены прогрессивные налоги.

5. Создание в обществе действенной системы социального партнерства, то есть системы отношений между работодателями и работниками. Так же необходимо развитое социальное законодательство,гарантирующее право на труд ,отдых,охрану здоровья, социальное страхование по болезни,старости ,безработице.

История идеологи:

Идеология социал-демократия была основана Эдуардом Берштейном в 19 веке и в скором времени стала очень популярна среди многих людей и известных политических деятелей .(была позаимствована многими странами ) Одной из распространенных в мире политических доктрин можно назвать марксизм . Его основоположниками стали в середине 19 века Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксистская идеология провозглашала неизбежность крушения капиталистической системы и вступление человека в коммунистическую эпоху.Принципы Коммунизма предполагают расширение участков политической жизни , приобщение народа к участию во власти. К этим доктринам добавились многие страны 20 века (такие как Куба,Кндр, Китай, в прошлом СССР ).

Либерализм

Основные ценности:

2.Свободная конкуренция и предпринимательская инициатива.

3. Права и свободы личности гарантируются государством с момента рождения (право на жизнь,безопасность,предпринимательскую деятельность . ).

4.Равенство возможностей, равенство перед судом, отрицание равенства в экономике.

История возникновения

Коммунизм

Коммунизм .. бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого — по способностям, каждому — по потребностям".

Основные ценности :

История идеологии

На ранних ступенях развития человечества первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (Лионские восстания в 1831 и 1834 подъём движения английских чартистов в середине 30—х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

"Манифест коммунистической партии", опубликованный 21 февраля 1848 г. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма о т рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:

Национали́зм

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики , основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государство образующем процессе.

Основные ценности:

1«Нация — первична, государство — вторично

История возникновения

Национализм зародился в конце XVII века и противопоставил феодальной преданности монарху, хозяину или религии преданность государственному образованию на основе этнической или языковой принадлежности. Дальнейшее распространение этой идеологии было тесно связано с подъёмом освободительных движений. Вначале в Англии, затем (в конце XVIII века) в Америке и во Франции, произошли значительные изменения в политическом устройстве государства, которые воспринимались как общенародное завоевание. Каждая из этих наций рассматривала себя как источник идеи свободы для всего мира, что до сих пор является важным элементом в их национальных самоидентификациях. Согласно принятой западными историками точке зрения, национализм сыграл ключевую роль в развитии либерализма.

Консервати́зм

Консервати́зм- идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.

Основные ценности:

1 Сохранение традиций

2 Сохранение норм

3 Естественное право

4 Теория социальной стратификации

5 Частная собственность

История:

Идеологии в современном обществе, статистика

В большинстве демократических стран мира люди имеют право голосовать за различные партии, представляющие те или иные идеологии. Однако в мире так же есть несвободные страны, где отсутствует многопартийность и конкуренция между различными политическими идеологиями. В странах такого типа, как правило, у власти находится одна политическая партия, а в государстве принята одна единственная политическая идеология. Если в пример брать Кубу и КНДР, то, в этих странах у власти находится коммунистическая партия, проповедующая коммунистическую идеологию и социалистическое устройство общества. Во многих странах арабского мира так же реальное политическое разнообразие. Особенность власти в этих странах заключается в том, что политическая идеология и общественное устройство тесно связано с религией - Исламом. Такая идеология, как либерализм имеет большую поддержку в развитых странах мира, таких как США, страны Европы и с недавних пор Россия. Основные идеи и принципы этой идеологии заключаются в формировании свободного общества, в защите прав человека и рассмотрении его в качестве наивысшей ценности. Эта идеология поддерживается различными партиями, которые путем голосования имеют возможность придти к власти .

Политическая идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология представляет собой прежде всего определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения своим идеям. Таким образом, политическая идеология- средство идейного обеспечения групповых интересов.

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является прекрасным инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, вследствие этого снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.

Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняют при этом различную социальную роль.

Политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.

Политологи-исследователи, говоря словами Макиавелли, исходят из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного.

Глава 1. Сущность политической идеологии.

Было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией соци­альных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с соци­альными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются те общественно зна­чимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформ­ляются и социальные идеалы как стратегические уст­ремления того или иного слоя. Идеология - это социаль­но значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и ко­торая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизи­рованный способ социально-группового мышления .

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бы­тия и тенденций его развития. Система ц енностей, ко­торые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и оп­ределяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идео­логия выходит на человека как на общественное су­щество, способствуя его социальной, политической, на циональной самоидентификации. Идеологические цен­ности придают смысл социальному действию и оправ­дывают его. [1]

Основным содержанием политической идеоло­гии является политическая власть, ее трактовка, отно­шение к различным политич е ским институтам, пред­ставления о наилучшем гос у дарственном устройстве, методах и средствах социаль н ых преобразований. В по­литической идеологии фиксируется отношение к парти­ям, массовым движениям, уст а навливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются прин­ципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосно­вывает их как значимые для всего общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях разли ч ных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии при­обретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эф­фективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы пре­образований.

Особую роль идеоло г ии приобретают в период революционных потрясений, когда в массовое полити­ческое действие вовлекаются огромные слои населения. Движение Реформации в XVI веке . Английская (1642-1649 гг.) и Французская (17 8 89-1794 гг.), буржуазные ре­волюции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики. Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизу­ют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как кол­лективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению социальных слоев, этниче­ских общностей в самостоя т ельных субъектов историче­ского действия. Поэтому политические силы своей важ­нейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.

Положение, что идеология – это "внутренняя религия" современного государства, не следует абсолютизировать. Важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разно сть между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических очевидных проблем, другие – на осуществление доктринально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни. [2]

Глава 2. Функции политической идеологии.

Важнейшей функцией политической идеологии является ле гитимация власти определен­ных политических сил и режи­мов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.

Идеологии выполняют мобилизующую и интегра­ционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способст­вует возникновению чувства коллективного "мы".

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления дейст­вительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия ж и зни, проблемы, связанные с характе­ром социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое поло­жение. Искажение действительности происходит в соот­ветствии с определенными социальными интересами. [3]

Конструктивная функция политической идео­логии проявляется наиболее четко при принятии поли­тической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотиви­руют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в свое время Да н тон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглаше ния.

Политическая идеология выполняет норматив­ную функцию . В ней фиксируется определенный поли­тико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориен­тиры-нормы, которых следует придерживаться. В пере­ходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идео­логическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя наде­жду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

Политические идеологии обладают большим по­тенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникаци­онное воздействие , ибо определенные социальные слои, по образному выражение американского политолога Р. Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые би­нокли.

Таким образом, пока существует глубоко соци­ально-стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социаль­ных сил и гарантируя социальное и государ с твенное единство на основе идеологической идентичности.

Глава 3. Структура идеологии.

В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни:

1) Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);

2) Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;

3) Актуализированный, которые составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с помощью конкретных методов и действий.

Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода "замкнутый круг" или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию - та, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге же сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности.

Глава 4. Уровни политической идеологии.

Поскольку политическая идеология, как мы уже сказали, представляет собой специфическое духовное обра­зование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического пове­дения, необходимо различать следующие уровни ее функционирования:

теоретико-концептуальный, на кото­ром формулируются основные положения, раскрываю­щие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, на­ции, государства;

Глава 5. Современные политические идеологии.

Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая по­глощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гони­мые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию

Основные современные идеологии - либерализм, социализм и марксизм, консерватизм - возникли в условиях станов­ления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в мак­симальной степени нашло выражение понимание про­блем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях соци­альные группы обрели ясное самосознание.

5.1. Марксизм и социал-демократия.

Возникнув в середине XIX века и будучи обусловле­но начальным, наиболее резким этапом борьбы рабоче­го класса и буржуазии, марксизм особое внимание уделял революционным методам перехода от капита­лизма к социализму, обоснованию диктатуры пролетари­ата, разработке стратегии и тактики революционного ра­бочего движения.

Марк­сизм исходит из обусловленности идеологических докт­рин материальными условиями жизнедеятельности об­щественных групп, в силу чего они характеризуются как теоретические представления, защищающие общекол­лективные интересы. Формирование идеологий связыва­ется здесь с деятельностью специализированного кол­лективного субъекта. В зависимости от места, занимае­мого группой в общественных отношениях (если, к при­меру, класс обладает интересами, совпадающими с ве­дущими тенденциями общественного прогресса), марк­сизм признает возможность выполнения идеологией функций научного знания.

В отличие от марксизма, социал-демократическая идеология исходила и исходит из приоритета постепенно­сти исторической эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранения при этом социального и межгосударственного мира.

Либерализм обосновывал и принцип управления на ос­нове закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само долж­но подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед зак о ном, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Ра­венство в свободе по всеобщему закону - таков либе­ральный императив права.

В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной пред­принимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в эко­номику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, уста­новлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож".

В духовной сфере либерализм склонялся к тер­пимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.

Оптимистическому взгляду либералов на приро­ду человека, разум и воля которого в состоянии преоб­разовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенст­ве человеческой природы, в силу чего прекрасные про­екты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок.

Важнейшим принципом консервативной идео­логии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности лич­ности должны формироваться всеми способами общест­венного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент лю­бого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поко­лениями духовные традиции и ценности.

Консерватизм, особенно современный, позитив­но относится к идее равенства людей перед богом. Ра­венство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. [5]

В заключении хотелось бы отметить, что в се современные политические идеологии, от­ражая конфликты социального бытия, находятся в по­стоянном развитии. Идеологии приобретают новые ис­торические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилиза­ции, организации определенных социальных слоев, на­правляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Совре­менные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эф­фективных программ общественного развития. Конку­ренция сил, претендующих на власть, как и конкурен­ция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демокра­тических тенденций.

1. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании//Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993, Я 4.

2. Ильин В.В. Национально-государственная идеология - энтеле­хия отечественных реформ//Там же. 1994, № 1.

3. Ковалев А.М. Государственная идеология. Что это такое ?// Там же, 1994, №1.

4. Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы//Там же. 1994, № 1.

5. Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интел­лектуальный и политический вызов//Вопросы философии. 1994, № 1.

6. Основы политической науки. Учебное пособие для вузов. Ч.П.М., 1993. - Гл.12, § 3.

7. История политических и правовых учений. / Под ред. чл.-кор. РАН, д.юр.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М., 2000. – 7736 с.

8. Политология. / Под ред. д.юр.н., проф. М. Н. Марченко. – М., 2000. – 608 с.

9.Политология: хрестоматия. / Сост. Проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. – М., 2000. – 843с.

10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1998. – 477 с.

11. Советский Энциклопедический Словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М., 1986. – 1600 с.

12. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – 840 с.

13. История политических и правовых учений. / Под ред. д.юр.н., проф. О.Э. Лейста. – М., 2000. – 688 с.

[1] Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании//Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993

[2] . Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1998. – 477 с.

[3] Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы//Там же. 1994, № 1.

[4] Политология. / Под ред. д.юр.н., проф. М. Н. Марченко. – М., 2000. – 608 с

[5] . История политических и правовых учений. / Под ред. чл.-кор. РАН, д.юр.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М., 2000. – 7736 с.

Политическая идеология является наиболее влиятельным рационализированным (осознанным) элементом политического сознания, оказывающим влияние на ту или иную политическую силу. Теоретико-концептуальный, в основе которого лежит формулировка основных положений, раскрывающих ценности, идеалы, видение мира определенного класса, группы, государства; Падение влияния идеологии на общественное мнение или… Читать ещё >

Идеология и политика ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Политическая идеология является наиболее влиятельным рационализированным (осознанным) элементом политического сознания, оказывающим влияние на ту или иную политическую силу.

Но большинство ученых определяют идеологию как доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы на власть и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственному. Основными функциями политической идеологии являются:

во-первых, разъяснение действующим политическим силам существующую в мире социальную и политическую ситуацию;

во-вторых, идеология является связующим звеном политического движения, его организующей силой;

в-третьих, политические идеологии представляют собой набор неких символов, подталкивающих к действию индивидов и групп.

Внедрение идеологии в массовое политическое сознание и переход в убеждение — процесс индивидуальный, основанный на политической и социальной практике субъекта. В связи с этим выделяются следующие уровни функционирования политической идеологии:

теоретико-концептуальный, в основе которого лежит формулировка основных положений, раскрывающих ценности, идеалы, видение мира определенного класса, группы, государства;

программно-политический, на котором социальные принципы и идеалы переводятся в лозунги, программы и требования политических элит, направленных на принятие управленческих решений и ориентирования политического поведения граждан;

актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами принципов и целей идеологии, которая выражается в их политическом участии.

Падение влияния идеологии на общественное мнение или отрицание возможности влияния социальных ценностей на политические отношения ведет к деидеологизации политики.

Таким образом, идеология выполняет важные функции в политическом процессе, но при этом не исключается некая автономность политики от идеологии.

В разное время в различных странах господствовали различные идеологии. Важнейшие вопросы современной политики не могут быть поняты без знания особенностей политических идеологий, которые условно могут быть разделены на классические и радикальные.

Политика и идеология выступают как созидательная сила, мобилизующая людей выполнять поставленные цели. Идеология способствует рационализации мира и жизни, позволяет человеку найти устойчивые ориентиры для своей деятельности. Взаимосвязь политики и идеологии проявляется в функционировании политической идеологии.

Политическая идеология – это совокупность систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политической жизни и защищающая ее интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее. Специфика политической идеологии в том, что в ней выражаются: теоретически оформленные систематизированные социально-классовые интересы; стремление определенной социальной группы к завоеванию или использованию власти для достижения этих интересов; необходимость целенаправленных политических действий.

Специфика политической идеологии в том, что в ней выражаются:

-теоретически оформленные систематизированные социально-классовые интересы;

-стремление определенной социальной группы к завоеванию или использованию власти для достижения этих интересов;

-необходимость целенаправленных политических действий.

Рис. Специфика политической идеологии

Носители политических идеологий – субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения). Формами институционального оформления политической идеологии являются общественные объединения (группы интересов, союзы, партии) и движения. Содержание идеологий закрепляется в социально-политических учениях, доктринах, концепциях и теориях.

Рис. Носители политических идеологий

Рис. Формы институционального оформления политической идеологии

Содержание идеологий закрепляется в социально-политических учениях, доктринах, концепциях и теориях.

Политика и идеология тесно связаны:

- политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах,

- идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы.

Вместе они выступают как созидательная сила, мобилизующая людей на реализацию поставленных целей. Идеология способствует рационализации мира и жизни, позволяет человеку найти устойчивые ориентиры для своей деятельности.

Не случайно в основе кризиса любых цивилизаций и общественных систем лежит в конечном итоге идеологический кризис, но и любое общественное возрождение также начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверждения новой системы ценностей.

Политика и идеология не могут существовать друг без друга. В процессе их взаимосвязи и взаимодействия теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений влияют на содержание идеологии. Любая политическая цель формулируется с учетом определенных ценностей. В ценностях концентрируются наиболее значимые интересы людей, классов, наций, общества в целом. От идеологической ориентации политиков зависит понимание ими сути политики.

Взаимодействие идеологии и политики предполагает наличие у них общих черт.

Во-первых, политика и идеология – это явления сознания.

Во-вторых, направленность на интеграцию общества: политика осуществляет это через социальные проекты; идеология – через общественные идеалы; они могут использоваться для легитимации власти.

Взаимодействуя, но, не подменяя друг друга, политика и идеология способны решать назревшие проблемы. Так, идеология теоретически обосновывает политические решения и действия, доводит их до сознания масс с помощью пропаганды. Политика ставит перед идеологией практические задачи, которые требуется представить в виде определенных концепций с соответствующей аргументацией.

Политическая идеология затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее исполнение, предусматривая ту или иную стратегию действия. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление; другие – выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации.

Взаимосвязь политики и идеологии проявляется в функционировании политической идеологии.

Читайте также: