Храмы пензенской области доклад 7 класс

Обновлено: 30.06.2024

Лызина Анна Григорьевна
Пензенский государственный архитектурно-строительный университет
старший преподаватель кафдеры Дизайн


Аннотация
В статье рассматривается сохранившееся культовое архитектурное наследие Пензенской области. Изучена его структура, история возникновения, современное состояние.

THE ARCHITECTURAL HERITAGE OF THE PENZA REGION: ORTHODOX CHURCHES, CHAPELS, COMPLEXES OF HOLY SPRINGS

Lyzina Anna Grigorievna
Penza State Architectural and Construction University
Senior teacher of the chair of design


Abstract
The article discusses the religious architectural heritage of the Penza region. Investigated its structure, history of origin, current state.

Культовое наследие Пензенской области представляет собой большой пласт ее истории и культуры, отражает тенденции и историю развития провинциальной культовой архитектуры. Вплоть до 1917 года велось постоянное строительство храмов. Проделанное исследование касалось восстановленных, сохранившихся руинированных и утраченных за советский период, но сохранившихся в архивных документах, православных храмов. Так же исследование охватило комплексы святых источников, как один из важных элементов паломнической структуры области, притягивающий большое количество паломников в наши дни и требующий изучения и восстановления в полной мере ансамбля святого источника со всей его структурой включающей купальню, часовню и имеющего удобные подходы для многолюдного крестного хода.

На 1905 год в Пензенской епархии, располагавшейся в пределах 10 уездов – Городищенского, Инсарского, Керенского, Краснослободского, Мокшанского, Наровчатского, Нижнеломовского, Пензенского, Саранского и Чембарского, насчитывалось около 900 храмов, 66 часовен и 20 монастырей с 59 храмами в них [1]. Каждый уезд делился на 3 или 4 благочиния, которые в свою очередь делились на приходы. Приход имел свой приходской храм, объединявший вокруг села, в котором он находился, более мелкие деревни, не имеющие своих церквей. По уездам количество храмов распределялось следующим образом (рисунок 1) (без учета церквей в самом уездном городе).

Количество храмов по уездам

Рисунок 1. Количество храмов по уездам (1905 г.)

Сельские приходские храмы были одно, двух и трехпрестольными. Реже четырех и пятипрестольные. Единственный храм во имя Спаса Преображения, в селе Зубрилово, построенный в 1796 году был шестипрестольным. Храмы посвящались чаще всего Николаю Чудотворцу (135), Богородице (107), Казанской иконе Божией Матери (90), Пресвятой Троице (60).

Количество храмов по районам

Рисунок 2. Количество храмов по районам (2008 г.)

По имеющимся данным в губернии насчитывалось шестьдесят шесть часовен. Существовали часовни-усыпальницы на приходских кладбищах, часовни, поставленные на месте не восстановленного храма, часовни на источниках и мемориальные часовни-памятники. Мемориальные часовни строятся в память спасения царской семьи 17 октября 1888 года, в память императоров Александра II и Александра III. Выявлено тринадцать часовен посвященных царской семье. Пример нереализованного проекта одной из таких часовен был найден в архивных документах (рисунок 3).

Проект часовни в память Александра II

Рисунок 3. Проект часовни в память Александра II

Строительство храмов и часовен осуществлялось как на общественные деньги, собранные прихожанами, так и значительный вклад вносили землевладельцы – купцы, дворяне-помещики, сам причт. Иногда строительство финансировалось Св.Синодом или велось на средства волости. На Казанский храм села Марфино жертвовал крупную сумму известный протоиерей Иоанн Крондштадский.

На 1895 год соотношение деревянных и каменных храмов было почти равное (420 и 459 храмов). Деревянные церкви погибали в огне пожаров, ветшали, но вновь отстраивались, как правило, на тех же опорных точках рельефа. На месте старого сгоревшего деревянного храма, возводился новый, каменный. Например, в селе Кувак-Никольское вместо сгоревшей от удара молнии 24 июня 1830 г. деревянной церкви, которая была сооружена еще в 1773 году была построена новая каменная во имя Троицы Живоначальной. Многие каменные монастырские и приходские храмы сохранились до сегодняшнего дня, несмотря на повсеместный снос их в советское время. Большее количество руинированных храмов сохранилось в Мокшанском и Нижне Ломовском районе. Удивительны случаи сохранившихся деревянных церквей. В Вадинском районе, с. Кармалейка сохранился деревянный храм во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана, однопрестольный, построенный в 1738 году (рисунок 4). В том же районе, с. Луговое, сохранился храм во имя Архистратига Михаила, однопрестольный, построенный в 1794 году (рисунок 5).

Храм во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана с. Кармалейка

Рисунок 4. Храм во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана с. Кармалейка, Вадинского район 1738 года постройки

Храм во имя Архистратига Михаила с Луговое

Рисунок 5. Храм во имя Архистратига Михаила с. Луговое, Вадинского района 1794 года постройки

Святые источники, расположенные на Пензенской земле так же представляют собой важные в религиозно-культурном, а зачастую и архитектурном отношении объекты. Статус святости источников, как правило, устанавливало местное население, более всех испытавшее на себе их влияние на физическое и духовное здоровье. В нашей области выявлено около трех тысяч родников, но только небольшая их часть признана святыми. Возникновение источников шло на протяжении всего существования Пензенской земли [2]. Десятки источников были восстановлены и обрели свое прежнее значение уже в постсоветское время. Интересны истории их образования.

Самым известным родником в Каменском районе является Холенёвский – в нежилой (формально с1987 г.) деревне Холенёвке. История Холенёвского источника уходит корнями в глубокую древность. По преданию, когда-то на этом источнике явилась икона и была построена часовня. Так традиционно местами всеобщего паломничества являются многочисленные святые источники, связанные с обретением чудотворных и особо чтимых икон. Многие монастыри края начинались на месте существующего источника или обретенной иконы [3]. Например, ныне утраченные Вьясская Владимирская Богородицкая женская пустынь, Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь [4].

В последнее время возрождается большинство святых источников: поставлена часовня в Соловцовке, благоустроен и вновь освящен источник восстановленного храмового комплекса села Большая Валяевка, обустроен Нижнеломовский родник, благоустраивается Семиключье, источник с Оленевка (рисунок 6). Монастырские источники так же возобновлены и благоустроены, активно посещаются паломниками (Нижнеломовский монастырь, Вьясская пустынь, Богородицкий Тихвинский мужской монастырь в Вадинске, Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь в Сазанье.


Рисунок 6. Источник с. Оленевка Пензенского района (эскиз автора)

Таким образом, на территории Пензенской области выявлен большой потенциал сохранившегося и возможного к восстановлению культового архитектурного наследия, паломническая ценность которого определяется существующими предпочтениями населения и историко-культурной, архитектурной ценностью объектов.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Что такое культурное наследие? В это понятие входит большой срез жизни — музыкальное, изобразительное, архитектурное, духовное наследие. Но, прежде всего это память. Неотъемлемой частью культурно – исторического наследия Пензенской области являются памятники православной культовой архитектуры. В начале XX века в России действовало около 78 тысяч соборов, церквей, часовен, молелен Русской православной церкви. Среди них были и 27 храмов на территории Пензенской области.

К сожалению, к настоящему времени от былого великолепия Пензенских храмов практически ничего не осталось. Проблема изучения и сохранения объектов культурно – исторического наследия, тех памятников культовой архитектуры прошлого, в которых сосредоточены знания, опыт, мудрость десятков поколений, не потеряла актуальность и на сегодняшний день, так как помогает глубже изучить историю родного края, создать более полный образ её духовной культуры. Таким образом, выбранная тема является достаточно актуальной и перспективной.

Новизна работы состоит в выявлении, классификации и характеристике объектов культурно-исторического наследия Пензенской области для развития познавательного туризма, а также в разработке предложений по использованию объектов культуры региона.

Цель работы

Выявление и изучение памятников истории и культуры Пензенской областиобласти в качестве объекта культурно-познавательного туризма

Задачи

1. Выявить региональную специфику культурно - исторического наследия и

возможности его использования в познавательн туризме;

2. Разработать классификацию и типологию объектов культурно- исторического наследия, подходящих для использования в познавательном туризме на территории Пензенской области;

3. Провести методологический анализ проблемы использования памятников культурно – исторического наследия в развитии познавательного туризма;

4. Определить наиболее перспективные формы и методы организации и проведения индивидуального, группового и коллективного культурно-познавательного туризма;

Объект исследования

Культурно – историческое наследие Пензенской области как феномен культуры

Предмет исследования

Познавательный туризм как способ освоения культурно – исторического наследия

Методы исследования

1.Культурно – исторический подход.

3. Источниковедческий анализ.

4. Структурно-функциональный анализ.

5. Систематизация и обобщение полученных данных.

Территориальные и хронологические рамки работы

Географические рамки исследований ограничены современными административными границами Пензенской области. Временные рамки включают исторический и культурологический анализ православного культового зодчества с XVII века до начала XX века.

Источниковая база исследования

Работа основана на анализе как опубликованных, так и архивных источников. При подготовке были проведены источниковедческие изыскания в архивах, библиотеках, музеях города Пензы. Работа также базируется на результатах натурных обследований.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Полученные результаты могут служить теоретической основой для сотрудников туристских фирм и экскурсионных бюро при разработке новых туристических маршрутов. Организации, заинтересованные в развитии въездного и внутреннего туризма, могут применять рекомендации по созданию инфраструктуры вокруг конкретного памятника культуры.

I. Методологические проблемы использования культурно- исторического наследия в контексте познавательного туризма

1.1. Культурно-историческое наследие как основа познавательного туризма

По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), одним из самых стремительно развивающихся направлений XXI столетия, безусловно, будет выступать туризм.

Среди населения стран Европейского Союза был проведен социологический опрос, в ходе которого респонденты называли жизненные ценности. Опрос показал, что 60% европейцев на первый план ставят проблемы организации досуга. Проблемы семьи и работы заняли соответственно 2 и 3 места, а вопросы безопасности и, скажем, политики, вообще ушли на дальний план. Налицо проявляется определенная тенденция. Это говорит о том, что данные исследования предполагают активизацию использования памятников культурно - исторического наследия для развития познавательного туризма.

1.2. Особенности культурно-исторического наследия Пензенской области

На территории Пензенской области расположено 367 объектов культурного наследия, 46 из которых имеют статус памятников истории и культуры федерального значения, 321 объект имеет статус памятников истории и культуры регионального значения. Наибольшее количество объектов культурного наследия расположено в городе Пензе. Остальные располагаются в муниципальных районах Пензенской области.

Объекты культурно - исторического наследия, расположенные на территории Пензенской области являются частью национального достояния.

Природное и культурно-историческое разнообразие Пензенской области позволяет развивать многие виды туризма:

- рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений);

- культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический);

- образовательный, научный и т.д.

II. Характеристика памятников культурно-исторического наследия культовой архитектуры как ресурсов для создания туристской инфраструктуры

2.1. Каменная архитектура

Культовая архитектура на территории области представлена в основном объектами, относящимися к православному вероисповеданию. Наиболее древними из сохранившихся объектов являются церкви, построенные в ХVII веке. Основу композиции составляют храм типа “восьмерик на четверике” 1 и небольшая шатровая колокольня. Примером такой архитектуры являются церкви в селах Радищево (Спасо-Преображенская церковь, 1737г.) и Анненково (Кузнецкий район, 1743 г.).

Трансформация данного типа объектов шла по пути проникновения в декор элементов барочной архитектуры.

Если более поздние церкви, такие как Казанский храм, в селе Луначар­ском Лопатинского района (1765 г.) имеют такой же вид, то в некоторых из них (например, Знаменский храм в с. Долго­рукове Сердобского района, 1766 г.) можно заметить в оформлении наличников отдельные элементы, характерные для стиля барокко.

В Казанском храме (с. Ахматовка Никольского района, 1760 г.) уже не только декор, но и объемная структура получила бароч­ное развитие, увеличилась крутизна ку­пола, покрывающего восьмерик храма, и на нем появились характерные для барокко оконные проемы, изменилась форма апсиды.

Влияние стиля барокко на интерьер проявилось в оформлении иконостасов, покрытии стен и сводов богатым лепным орнаментом (Покровский архиерейский собор г. Пенза, 1765г.).

Трансформация данного типа церквей шла по пути не только проникновения в декор западноевропейских ордерных элементов и изменения формы кровли, но и путем утраты колокольней шатра и превращения ее в столпообразную (Троицкая церковь Сердобского района, 1792 г.).

В интерьере стиль барокко отразился прежде всего в оформ­лении иконостасов, среди которых по­истине выдающимся произведением, монументально - декоративного искусства второй половины ХVIII века является 5-ярусный иконостас нижнеаблязовской церкви, обильно ук­рашенный высокохудожественной позолоченной резьбой и объемной скульптурой.

В следующий переходный период от барокко к классицизму продолжают строиться храмы типа “восьмерик на четверике”. В них широко используются портики 2 , фронтоны 3 .

К ним относятся:

- Введенский храм в селе Симбухово Лунининского района, 1780г.;

- Храм во имя Владимирской иконы Божьей Матери в селе Суворово Лунининского района, 1793г.;

Классицизм оставил достаточно много церквей (часть из которых была впоследствии перестроена) для того чтобы проследить основные направления в культовом строительстве данного периода. Самую большую группу здесь занимают одно­главые церкви с традиционно продольно осевой композицией. Четверик храма у них увенчан купольной ротондой, а по бо­кам располагаются четырехколонные портики.

Примером такой архитектуры являются следующие церкви:

- Димитровский храм в селе Посёлки Кузнецкого района, 1826г.;

- Космодамиановский храм в селе Б. Вьяс Лунинского района, 1830г..

К этой же группе относится и церкви с двумя колокольнями, утратившие ротонду и трапезную:

- Казанский храм (ранее - Богоявленский храм) в cеле Обвал Тамалинского района, 1832 г.;

- Михайло-Архангельский храм в cеле Высоком Башмаковского района, 1827-40 гг.. В них портик отмечает не бо­ковые, а главный западный фасад. Имеется несколько модификаций храмов с купольными ротондами 4 , c боковыми приделами:

- Троицкий храм с часовней в с.Ершово Белинского района, 1811

- Михайло-Архангельский храм в с.Лермонтово Белинского района, 1826-40 гг.;

- крестообразный в плане в селе Н. Кутля Лунинского района, 1809 г.

Отдельную немногочисленную группу составляют церкви, в которых ротондой яв­ляется не только завершение, но и весь объем собственно храма. Прежде всего, это замечательный памятник периода стро­гого классицизма - церковь-ротонда в Преображенский храм (1796 г.) в селе Зубрилове Тамалинского района. В ней место колокольни занимает шестиколонный портик, а ротонду венчает изящный бельведер.

С середины XIX века в культовом строительстве наблюдается отход от классицизма, хотя его влияние порой еще сильно заметно в церквях более позднего времени:

- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Засечное Мокшанского района, 1863-69 гг.;

- Храм во имя Божией Матери Живоносного Источника в селе Б.Валяевка Пензенского района, 1871г.

Следующий период в культовом строительстве - период эклектики. Наиболее заметный след оставила лишь псев­доготика. Примером такой архитектуры является Храм Стефана Савваита (1882 г.) в селе Владыкино Каменского района.

- Богоявленский храм (1898г.) р.ц. Мокшан;

- Казанский кладбищенский храм (1890г.) р.ц. Кузнецк;

- Успенский кафедральный собор в г. Пензе.

2.2. Деревянное зодчество

В русской архитектуре параллельно с каменным, существовало и не имеющее аналогов в мире деревянное храмовое зодчество.

- Храм Рождества Христова в с. Верхозим Кузнецкого района;

- Храм во имя святителя и чудотворца Николая в с. Камзолка Сердобского района.

Современные архитекторы пытаются воссоздать традиционный стиль русского деревянного храмостроения. Примером являются Никольский храм в Ахунах и новый Благовещенский храм, построенный в 2010 году на Советской площади.

2.3. Современная культовая архитектура

В 1995 Лесном Вьясе Лунинского района воз­ведена семиглавая церковь во имя великомученика Димитрия Солунского, являющаяся главным компонентом задуманной композиции, включающей в себя, помимо церкви от­дельно стоящую колокольню и церковно- приходскую школу. В ней отчетливо заметны ренсесансные и барочные мо­тивы и впервые в русском храмостроении использован прием перехода в четверик несущих столбов, развернутых к тому же по диагонали к плановой сетке храма.

Как и в других областях России в культовой архитектуре Пензенской области произошли значительные перемены. Распространение получили следующие основные стили православной культовой архитектуры: древнерусский стиль, барокко, классицизм, эклектика, русско-византийский, ново-русский, русское деревянное зодчество.

Глава III Систематизация результатов исследования культурно – исторического наследия как объектов познавательного туризма

В системе государственных приоритетов сегодня на первый план выдвигаются проблемы национальной самоидентификации, использование духовно-культурных ресурсов регионов, что требует обращения к культурно-историческому наследию нашего народа.

- сохранение культурного и исторического наследия Пензенской области, обеспечение доступа граждан к культурно – историческим ценностям и участию в культурной жизни региона;

- увеличение доли объектов культурно – исторического наследия;

- создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и познавательного туризма.

Проведённый анализ православной культовой архитектуры позволил определить объекты культурно-исторического наследия, представляющие культовое архитектурное наследие Пензенской области XVIII - первой половины XIX века.

История Спасского Кафедрального собора изложена известным краеведом города Пензы А. Дворжанским. Данная статья рассказывает об этапах строительства и периоде закрытия Первохрама.

история Спасского Кафедрального собора

Спасский Кафедральный собор, г. Пенза

Пензенский Спасский кафедральный собор, венчавший собой Соборную (Советскую) площадь, являлся великолепным памятником архитектуры эпохи классицизма и включал в себя двухэтажный пятикупольный храм и отдельно стоявшую колокольню, первоначально объединенные между собой открытой колоннадой , которая впоследствии была превращена в объем трапезной. Колокольня строилась с 1790 по 1799 год еще с благословения епископа Тамбовского Феофила, поскольку Пенза в то время относилась к Тамбовской епархии. 16 (27) октября 1799 года была образована Саратовская епархия, первым епископом которой, под названием Саратовского и Пензенского, стал Гаий (Такаов). Местом пребывания ему, однако, был назначен не губернский Саратов, а уездная Пенза — бывший центр упраздненной в 1797 году Пензенской губернии, где в то время пустовал огромный губернаторский дом, получивший после переезда в него епископа Гаия название архиерейского. Прибыв в Пензу, первое, что увидел преосвященный рядом со своим домом, -это стоящую посреди площади колокольню с устремленным вверх шпилем. Рядом с ней был уже сделан и фундамент для самого храма, но такого огромного размера, что епископ засомневался в возможности скорого окончания его постройки и предложил уменьшить его со всех сторон на 2 аршина. Был составлен новый проект, выдержанный в строгих классических формах. От старого же проекта пришлось оставить уже сделанную колокольню, почему до самой ее перестройки в конце XIX века она несколько выпадала из ансамбля. По приезде в Пензу новый архиерей сразу же озаботился поиском средств для строительства собора и сам подал в том пример, сделав большое пожертвование, Его благородный поступок не мог не найти отклика в сердцах пензенских жителей, и деньги, как говорится, потекли рекой. Наиболее ревностными благотворителями стали купцы Михаил Степанович Любовцов и Петр Никифорович Кузнецов, внесшие на строительство собора соответственно 10000 и 1000 рублей, а также Ефим Петрович Шульгин, бывший соборным старостой и непосредственно занимавшийся постройкой храма. Глядя на них, и другие посчитали себя обязанными внести свою лепту в создание этого грандиозного сооружения. ставшего через четверть века лучшим украшением города. Строился кафедральный собор с 1800 по 1824 год. В 1804 году был освящен главный престол нижней церкви собора — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1812 году — правый придел, во имя святой великомученицы Екатерины, В верхнем этаже освящение главного престола — во имя Всемилостивого Спаса — состоялось в 1821 году, а правого придела, во имя Успения Божией Матери, — в 1832 году. В конце XIX века колокольня стала несколько выше, получив дополнительную стройность, более соответствующую облику самого собора, у которого чуть раньше были несколько изменены завершения главок. Спасский кафедральный собор был не только архитектурным украшением города, но и своеобразной картинной галереей, настенная живопись которой по мере продвижения к алтарю в восьмидесяти сюжетах последовательно разворачивала перед посетителями всю библейскую историю Ветхого и Нового Завета. Картины были написаны в 1350-1S51 годах руководителем Саранской школы живописи Кузьмой Александровичем Макаровым и его учениками, Особым мастерством среди живописных работ отличались росписи его старшего сына, будущего академика живописи Ивана Кузьмича Макарова, заново переписавшего и отреставрировавшего многие из них в 1830-х годах. Кроме того, собор являлся местом пребывания главной святыни города — чудотворной Казанской иконы Божией Матери, подаренной новопоселенному граду Пензе царем Алексеем Михайловичем, спасшей, согласно преданию, наш город от набега кочевников в 1717 году во время Большого кубанского погрома. Здесь же хранились и пензенские реликвии — штандарты народных ополчений 1312 и 1855 годов. Кафедральный собор в разное время посещали августейшие особы — великий князь Михаил Павлович, Александр I, Николай I, будущий император Александр II, великий князь Константин Константинович, августейший покровитель Пензенской Лермонтовской библиотеки, Николай II и великий князь Михаил Александрович. Здесь нашли упокоение пензенские епископы — особо почитаемый в народе Иннокентий, Афанасий, Амвросий 2-й, Григорий и Антоний 2-й, Первых троих похоронили в приделе святой великомученицы Екатерины, где стараниями графини Анны Алексеевны Орповой-Чесменской была устроена небольшая усыпальница, вход в которую вначале был сделан снаружи, с южной стороны собора. Но поскольку желающих преклонить колени перед могилой святителя Иннокентия было много, то верующие стали хлопотать о постройке перед входом в усыпальницу часовни, вместо которой на средства известной пензенской благотворительницы Марии Михайловны Киселевой была сооружена даже небольшая церковь, освященная 19 декабря 1832 года во имя святых Евлампия и Евлампии, день памяти которых — 10 октября — совпадал с днем смерти епископа Иннокентия. В этой церкви похоронили двух других епископов — Григория и Антония. После революции собор, как и другие храмы, был закрыт, а в 1934 году взорван. Под руинами были погребены и могилы Преосвященных, останки которых в 1998 году по благословению архиепископа Серафима были извлечены из-под спуда лежащей над ними земли и мусора и перезахоронены у бывшего архиерейского дома, возвращенного Русской Православной Церкви. В 1999-2000 годах на месте собора была установлена Спасская часовня, основание которой 2 октября 1999 года освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший на празднование 200-летия Пензенской епархии.

Мчч. Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307–309). Свт. Московского Макария (1926). Собор святых Новосибирской митрополии[23].

Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422).

Иуд., 77 зач., I, 1–10. Лк., 109 зач., XXII, 39–42, 45 – XXIII, 1[24].

На этот день со среды, 17 февраля, может быть перенесена полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена (ср. Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава).

Доступная среда


Найти информацию

Расписание богослужений

Расписание богослужений

Жизнь прихода

Приходская жизнь Спасского кафедрального собора

В возрождающемся Спасском кафедральном соборе организована внебогослужебная деятельность

Восстановим вместе!

Спасский кафедральный собор

Пожертвование на восстановление Спасского кафедрального собора

Социальное служение

Социальное служение в Спасском кафедральном соборе

При Спасском кафедральном соборе действует социальная служба

Экскурсии

Экскурсии по Спасскому собору и Соборной площади

Бесплатные экскурсии для групп от 10 человек по предварительной заявке

Чудотворная икона

Казанская икона Божьей Матери

Чудотворная Казанская Пензенская икона Божьей Матери

Святитель Иннокентий

Житие святителя Иннокентия Пензенского

Житие святителя Иннокентия Пензенского и Саратовского

Паломнические поездки


Архивы записей

Завершились курсы повышения квалификации для преподавателей программ подготовки регентов, организованные на базе Санкт-Петербургской духовной академии


Будучи не в силах сокрушить религиозные убеждения верующих, с особым усердием в советский период уничтожались объекты материальной культуры: иконы, книги, храмы. Наиболее уязвимыми оказались архитектурные памятники, они не могли быть спрятаны и сохранены в годы гонений, как иконы и книги, и оказались подверженными серьезным разрушениям. В результате огромное число исторических памятников было утрачено. Другие находятся в плохом техническом состоянии и нуждаются в серьезных восстановительных работах.

Советская власть закрыла около девяносто процентов доставшихся ей в наследство от Российской империи православных храмов. Не уничтоженные здания были заброшены или использованы не по назначению, разобраны завершения и кровли, что привело, в большинстве случаев, к стремительному процессу разрушения.

Сбор информации преследовал цель дополнить существующую картину состояния храмов области. Исследование интересовали храмы периода второй половины XIX века — начала ХХ века. Была подробно изучена их сохранность. Каменных храмов области около трехсот, из них действующих и полностью сохранивших архитектурное решение около пятидесяти. Все деревянные храмы области, а их около шестидесяти, с теми или иными утратами, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.

В общей картине сохранности каменные храмы находятся в лучшем положении. По своему состоянию они делятся на три группы. Первая и самая большая, это частично сохранившиеся объекты. Их утраты можно классифицировать следующим образом: утраченные завершения храма, элементы объемно-планировочного решения, колокольня.

Больше половины (100 объектов) из исследуемых храмов утратили завершения. Это основной вид утрат, так как у храма уничтожался отличительный признак — выразительность и высотность силуэта здания, который обеспечивался высокими завершениями, главками, шатрами, куполами. Около тридцати храмов утратили детали объемно-планировочного решения — отдельные части здания — апсиду, трапезную или центральную часть или колокольню. Например, Покровский храм Наровчата, утративший центральную часть завершенную пятиглавием и апсиду (Рисунок 1).


Рис. 1. Покровский собор г. Наровчата (проект и существующее состояние)

От некоторых храмов сохранились лишь отдельные элементы несущих конструкций, но планировочное и объемное решение можно восстановить (Рисунок 2).


Рис. 2. Храм, сохранивший элементы несущих конструкций (Воскресенский храм с. Воскресеновка, Пензенского района)


Рис. 3. План и внешний вид Успенского храма в г. Вадинске до перестройки


Рис. 4. План и внешний вид Успенского храма в г. Вадинске после перестройки

Вторая группа храмов обозначена как утраченные. Эти храмы зачастую были не востребованы, расположены вне населенных пунктов и сейчас находятся в сильно руинированном виде и аварийном состоянии. Большинство этих храмов утратило основную часть несущей конструкции, покрытия и завершений, но сохранился фундамент и отдельные фрагменты стен, например, Троицкий храм с Керенка Никольского района. Обследование заключалось в поиске архивной информации о внешнем облике и времени постройки. Сюда же относятся объекты, целиком утраченные в натуре, но сохранившиеся в архивных документах, в том числе с данными о планировке, внешнем виде и местоположении.

Следующая группа — это полностью сохранившиеся и действующие храмы или достоверно восстановленные. Особо следует отметить храмы, которые в советское время были постоянно действующими или закрывались на короткое время. В области такими храмами были Михайло-Архангельский в г. Вадинске, Казанский храм в г. Кузнецке — один из двух храмов Пензенской епархии (вместе с церковью святого Митрофания Воронежского г. Пензы), которые действовали в 30-е годы (Рисунок 5).

402.jpg

Рис. 5. Казанский храм в г. Кузнецке, 1886–1890 гг.

Михайло-Архангельский храм в Мокшане был закрыт только в 1930–1947 годах. Храм во имя святого Сергия Радонежского (Троицкий) села Соловцовка так же был закрыт в тридцатых годах ХХ века, а в 1945 году уже действовал. Деревянный Михайло-Архангельский храм в селе Русская Норка, Шемышейского района, построенный в 1851 году, был закрыт только с 1928 по 1946 год. Утративший колокольню он оставался действующим для всего района (Рисунок 6).


Рис. 6. Михайло-Архангельский храм с. Русская Норка, Шемышейского района, 1851 г. (утрачена колокольня)

Успенский собор г. Пензы закрывался в 1934 году и открыт в 1945 году как кафедральный собор епархии. По нашим данным, только два храма области никогда не закрывались и не более десяти, с небольшим перерывом, оставались действующими.

Православная архитектура области находится в неудовлетворительном состоянии. Из всех исследуемых храмов на сегодня полностью сохранилось лишь чуть больше двадцати процентов, шестьдесят процентов храмов требуют тщательного восстановления. В общей картине сохранности деревянные храмы находятся в худшем положении, из них в хорошем состоянии осталось всего семь процентов. Сегодня, когда идет процесс восстановления храмов, данное исследование является актуальным, оно позволяет проиллюстрировать общий объем работы стоящий перед епархией и приходами в городах и селах Пензенской области.

1. Смирнова О. В. Паспорт Успенского собора г. Вадинска. Управление охраны и использования памятников истории и культуры Министерство культуры СССР. 1982. — 4с.

2. Дворжанский, А. И. Памятники церковной архитектуры Пензенского края/ А. И. Дворжанский. — П.: Пензенский временник любителей старины, вып. 14, 1996. — С.22–29.

Основные термины (генерируются автоматически): храм, внешний вид, казанский храм, михайло-архангельский храм, объемно-планировочное решение, русская Норка, советский период, Успенский храм, центральная часть, Шемышейский район.

Похожие статьи

Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской.

Крупная пластика объемно-планировочной структуры храма во имя Святой Троицы использована средством эстетического освоения зримых форм конструктивной структуры и ее элементов, создавая ощущение монолитности объемов.

Анализ архитектурно-планировочных характеристик храмов.

В плане храм почти квадратный с выступающей пятигранной апсидой, высокие стены которой лежат в одной плоскости. При тяготении к общей объемно — планировочной концепции.

Деревянное зодчество в творчестве архитектора А. А. Каретникова

Зодчий боролся за каждый храм, он говорил: «…Интерес к новизне, к дешевке и практичности. при отсутствии представления об истинной красоте, без разумного влияния

Большинство зданий, построенных по авторским проектам, были утрачены в советский период ХХ века.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе.

Расстояние, отодвинутой от главного четверика храма Успения Пресвятой Богородицы почти на 6,5 м. колокольни, компенсировано рукавом, соединяющим два объема в целостную объемно-планировочную структуру здания.

Храмы, посвященные Святому Николаю Чудотворцу, в селах.

Храм в селе Адербиевка среди других сельских церквей, на тот момент, отличался красотой декоративного убранства, отделкой, росписью, внешним видом, техническим обеспечением.

Зеленчукские храмы Нижне-Архызского городища

Рис.2. Северный Зеленчукский храм (вид изнутри).

Есть предположения, что средний храм был построен немного раньше северного, примерно в 20-х гг. Х века, и возможно, здесь находился митрополит в период строительства северного храма [6, с. 174].

Классицистические мотивы в архитектуре Кубанских православных.

Особенности деревянного храмового зодчества Кубани.

- В объемно-планировочном решении, помещения храма последовательно размещались вдоль вытянутой продольной оси, расположенные друг за другом в строго соответствующем христианским канонам порядке.

Читайте также: