Биология поведения человека доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Какие модели поведения присущи людям, которые развиваются только на опыте или в обществе? Это вопросы, которые мы рассмотрели в этой статье из области поведенческой биологии.Если по оживленной улице идет привлекательная дама, мужской образ обязательно будет ей. Но почему это так? И что мы вообще считаем привлекательным? Это именно то, о чем мы хотели бы подробнее рассказать в следующих разделах, посвященных поведенческой биологии . Прежде всего, мы рассмотрим врожденное поведение. В следующей статье мы рассмотрим модели поведения, которые формируются жизненным опытом, а также обществом. Врожденное поведение

Далее мы сначала рассмотрим модели поведения младенцев. Затем мы посмотрим, что делают подростки и взрослые, потому что это предопределено генетически.

Вы также узнаете все об основных понятиях автоматизма , ключевых стимулах , инстинктивных действиях , безусловных рефлексах и двигательной активности. Итак, прежде всего, некоторые врожденные модели поведения у младенцев и взрослых:

Врожденное поведение: младенцы

● Хватательный рефлекс тоже врожденный. Если предмет - или палец - касается внутренних ладоней младенца, он сжимает палец или предмет.

● Что касается поведения, то врожденные поведенческие паттерны проявляются сразу же : например, детеныш громко кричит, когда ему / ей неудобно.

● Рефлексы тоже присутствуют уже при рождении. Если вы быстро поднесете руку к глазам ребенка, веко закроется очень быстро, чтобы защитить глаз.

Врожденное поведение во взрослом возрасте:

● Некоторые части нашего сексуального поведения являются врожденными и считаются ключевыми стимулами .

● Большинство мужчин находят привлекательными женщин с узкой талией, широкими бедрами, длинными волосами, длинными и узкими ногами, красивой грудью и женственными чертами лица.

● Для мужчин же привлекательными кажутся узкие бедра, широкие плечи, хорошо тренированное (мускулистое) телосложение и отличительные черты лица.

Еще одно необходимо сказать: эти утверждения относятся к большинству населения. Это означает: не каждый мужчина или женщина находит привлекательными именно указанные выше ключевые стимулы. Есть немало исключений.

Автоматизм

Автоматизма это действие , которое происходит без контроля по воле человека. Это означает, что на него нельзя повлиять, поэтому он запускается автоматически. Примером автоматизма в организме человека является, например, дыхание или частота пульса.

Инстинктивное поведение

Когда говорят об инстинктивном поведении, часто имеют в виду мотивацию, настроение человека или побуждение или тенденцию что-то делать.

Инстинктивное поведение - это врожденный паттерн поведения , состоящий из различных строительных блоков поведения. Эти строительные блоки - инстинктивные движения. Это означает, что ими управляет тело, и человек действует инстинктивно. Такое инстинктивное поведение часто называют фиксированным образцом действия.

Инстинктивное поведение запускается стимулом, так называемым ключевым стимулом. Рефлекторное движение может продолжаться до тех пор, пока тело готово к действию.

Ключевой стимул

Рефлекс

Рефлекс представляет собой реакцию , что человек или животное делает следовать движение или триггер. В случае рефлекса, как только появляется раздражитель, следует реакция. Однако это также означает, что одна и та же реакция всегда следует за рефлексом: мяч летит к вам. Вы рефлекторно тянете руки вверх, чтобы он не летел вам в лицо. Это происходит каждый раз, когда в вас попадает мяч. Это означает, что за одним и тем же спусковым крючком всегда следует один и тот же рефлекс.

Цепочка реакций схемы стимул-реакция следующая: раздражитель должен быть поглощен, он обрабатывается и реализуется рефлексом. Вот и ответ. Итак, рефлекс - это реакция на условный или безусловный раздражитель.

Безусловный рефлекс

Когда говорят о безусловном рефлексе, подразумевают врожденные реакции, которые у человека уже есть при рождении. Он способен развивать и дальше безусловные рефлексы, но они уже присутствуют в подсознании , их нужно только выразить и развить.

Безусловные рефлексы - это меры предотвращения опасности или негативного опыта организма. Вы хотите уберечь организм от чего-то вредного.

Примеры безусловного рефлекса: дыхание, прием пищи, чихание при раздражении носа, сидение или лежа и стоя.

Условный рефлекс

Условный рефлекс - это реакция на воздействия окружающей среды. Это означает, что его не было с рождения, но оно было присвоено. Это было усвоено благодаря человеческому опыту работы с окружающей средой.

Работа состоит из 1 файл

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.docx

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Под поведением понимают определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой.

Таким образом, поведение человека как индивида - это приспособление к имеющимся условиям существования, он может выбирать из окружающей среды то, что полезно для него. Истинно же человеческое поведение, то есть как субъекта и личности, в принципе изменяет соотношение с природой, создавая возможность преобразования действительности и самого субъекта.

Поведение человека как индивида

Рефлекс – это реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды. Безусловные рефлексы – врожденные реакции организма, они сформировались в процессе эволюции, передаются по наследству и возникают при действии соответствующих адекватных стимулов. Фонд врожденных рефлексов каждого вида животных сформирован эволюцией так, чтобы живому существу, появившемуся на свет и не имеющему предшествующего опыта, легче было приспособиться к условиям среды и выжить. Безусловные рефлексы связаны с жизненно важными биологическими потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути. Они обеспечивают организму поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся пищевые, оборонительные, половые рефлексы, рефлексы терморегуляционные, дыхательные, сердечные, сосудистые и другие.

Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители с любого рецептивного поля. Эти рефлексы изменчивы. В процессе жизни одни условные рефлексы, утрачивая свое значение, угасают, другие вырабатываются. В отличие от безусловных рефлексов, которые могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола, условные рефлексы являются преимущественно функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.

Инстинкт – форма психической деятельности, тип поведения. В широком смысле инстинкт противопоставляют сознанию. В более специфическом смысле инстинкт – закрепленное в биологической наследственности, свойственное данному виду поведение.

Можно выделить несколько основных инстинктов, присущих в равной степени и животным и человеку:

  1. инстинкты, способствующие самосохранению отдельного индивида; они являются продолжением первичных эмоций: инстинкт бегства (страх); отталкивания (отвращение); любопытства (удивление); драчливости (гнев); самоунижения или самоуверенности (отрицательное или положительное самочувствие).
  2. социальные инстинкты, направленные на сохранение рода (вида) - родительский, половой, ревности, возникающий при любой угрозе помешать деятельности сексуального импульса, стадный инстинкт.

Человек, как и все животные, имеет множество врожденных программ поведения, и в нужный момент они срабатывают. Эти программы создавались в далекие времена и в совсем иной среде, мало похожей на ту, в которой мы теперь живем. Поэтому реализуемое ими поведение не всегда адекватно обстановке, рационально и даже желательно. В силу изначальной запрограммированности, люди не абсолютно свободны в своем поведении, один сценарий его они осуществляют легко, другой – с трудностями, а некоторые сценарии могут быть вообще невыполнимы. Для большинства ситуаций мы имеем достаточный набор альтернативных программ, на основе которых можно построить несколько вариантов поведения (все мы изначально знаем, как воровать, и знаем, что это плохо, будем ли мы ворами или честными, зависит от нас, а не от нашей природы). Наш мозг так устроен, что его отвечающая за сознание часть не только не может ознакомиться с содержанием врожденных программ, но даже не знает об их существовании. Поэтому, когда программа начинает реализовываться, сознание ее обслуживает, не замечая этого. Оно ищет и находит какие-то свои объяснения поведения и его мотивов, совсем не обязательно верные.

Поведение человека как субъекта и личности

Поведение человека по своему содержанию отличается от поведения животного тем, что оно программируется мотивами и потребностями, выходящими за пределы биологических и носящими характер так называемых духовных потребностей. Оно, в отличие от поведения животного, может подчиняться не непосредственному впечатлению, а анализу закономерностей, которые могут скрываться за непосредственной ситуацией. Поэтому поведение человека, который поступает не реактивно, соответственно впечатлению или потребности, а соответственно познанной необходимости, может оцениваться как поведение свободное.

Таким образом, поведение человека как субъекта и личности по структуре – сложное иерархическое, по функции – произвольное или свободное, основанное на перешифровке непосредственных впечатлений.

Поведение человека определяется той информацией, которую он получает от других людей. Усваивая общечеловеческий опыт, человек получает возможность использовать знания и средства уже в готовом виде. Этот факт имеет огромное значение.

Под сознательным поведением мы имеем в виду такое поведение, которое подчиняется известному анализу ситуации и ориентируется на предвидение будущего, соотнося каждый факт поведения с другими возможными актами, приводя настоящее в связь с будущим.

Основным механизмом волевого поведения является изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому оно было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию. Чем более нравственно воспитан человек, тем легче осуществляется им волевое действие.

Девиантное поведение

Человеческое поведение вообще можно определить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека - сугубо его личное дело. Но, живя в обществе, любой индивид практически постоянно находится (физически или мысленно) в окружении других людей. Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер.

Под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм.

К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Причины девиантного поведения разнообразны:

а) несовершенство человеческой природы и различные пороки людей (эгоизм, чрезмерная тяга к удовлетворению своих желаний, стремление выделиться, зависть);

б) их биологические и психологические особенности (особые свойства отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия);

в) социальные условия жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможности работать, хорошо зарабатывать, культурно отдыхать).

Биологические, психологические и социальные детерминанты поведения взаимосвязаны, иначе, как объяснить тот факт, что разные люди в одних и тех же ситуациях ведут себя по-разному.

Совместная жизнь людей в обществе требует от них проявления тактичности и взаимного уважения, соблюдения определенных правил, моральных и правовых норм. При этом, к сожалению, не все согласны да и не все могут считаться с подобными требованиями и склоняются к девиантному поведению. Эти и другие причины ведут к социальным конфликтам.

Таким образом, существование в обществе девиантного поведения у части людей неизбежно, поэтому задача “полного искоренения” преступности, пьянства, наркомании и других социальных патологий очевидно неосуществима (по крайней мере, на сегодня). Вместе с тем меры социального воздействия на поведенческие отклонения необходимы. К примеру, такие девиации, как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество, попытки самоубийства (суицид) требуют, прежде всего, организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров (оказывающих помощь жертвам домашнего насилия) и домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройства, “телефонов доверия” и прочее.

Поведение — это совокупность целенаправленных действий, определяемых биологическими потребностями и социальными мотивами. Сочетание биологических и социальных потребностей придает поведению человека уникальные черты, позволяющие противопоставить его всему остальному животному миру.

Возникновение любой потребности связано с появлением в структурах центральной нервной системы очага возбуждения. В случае устойчивого возбуждения этот очаг становится доминантным и определяет дальнейшее поведение человека.

Различают наследственные и приобретенные формы поведения

Безусловные и условные рефлексы. Человек рождается с определенным, уже готовым набором поведенческих актов — безусловных рефлексов. Это видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей. Они играют важную роль в поведении, обеспечивают поддержание условий для нормальной жизнедеятельности, а также лежат в основе непроизвольных движений. К ним относятся пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (одергивание руки от горячего предмета, кашель, чиханье и др.), половые (обеспечивающие размножение) и некоторые другие рефлексы.

В процессе индивидуального развития формируются новые, более сложные приспособительные поведенческие реакции — условные рефлексы (как следует из названия для их образования требуются определенные условия). Условные рефлексы строго индивидуальны и различаются даже у близнецов.

Биосоциальное значение условных рефлексов выражается в своевременном уходе от опасности, ориентировке во времени и пространстве, т. е. адаптации организма к воздействиям среды. Так, условно-рефлекторное отделение слюны, желудочного сока и сока поджелудочной железы при виде и запахе пищи создают оптимальные условия для ее переваривания.

Механизм образования условных рефлексов. Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением

временной связи между разными группами нервных клеток (центрами) коры больших полушарий головного мозга. К настоящему времени установлено, что в образовании временной связи участвуют и подкорковые структуры. Это положение существенно расширяет и дополняет наши знания о природе условных рефлексов.

Чтобы выработать условный рефлекс, надо подкреплять условный раздражитель безусловным, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс.

Базой условного рефлекса служат нейроны коры и подкорковых образований головного мозга. Установлена возможность разных уровней замыкания рефлекторной связи (кора — кора, кора — подкорка, подкорка — подкорка) при доминирующей роли коры.

Выработка условного рефлекса проходит поэтапно. Начальный этап характеризуется тем, что рефлекс возникает не только в ответ на предъявление того условного раздражителя, на который он вырабатывался, но и других раздражителей, сходных с ним по физическим параметрам. На следующем этапе, в процессе закрепления условного рефлекса, ответную реакцию вызывает только тот раздражитель, который использовался в качестве условного.

Торможение условных рефлексов

Условные рефлексы способны тормозиться. Если после выработки пищевого слюноотделительного рефлекса перестать подкреплять условный раздражитель действием безусловного, то спустя некоторое время наступает угасание условного рефлекса. Слюны будет выделяться все меньше и меньше, пока условно-рефлекторное слюноотделение не прекратится полностью. Произойдет так называемое внутреннее торможение условного рефлекса.

Рефлекторный характер психики

И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, под которой он понимал деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых центров, обеспечивающую наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде.

Для человека внешний мир — это не только биологическая среда, а мир явлений и предметов, созданных в ходе их общественной истории. Именно внешний мир, с которым взаимодействует человек, определяет содержание его психики.

Под психикой понимают функции головного мозга, которые отражают явления внешнего и внутреннего мира человека. Психика находится в тесном единстве с различными процессами, происходящими в организме. Она характеризуется активностью, целостностью, развитием, саморегуляцией, адаптацией. Посредством психических процессов осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение. На этой основе формируется индивидуальное поведение человека. Практически все виды деятельности человека так или иначе связаны с психикой.

Главное, что в конечном счете интересует всякого человека, – он сам. Мысль эта неоднократно высказывалась многими специалистами по человеческой природе.

Удовлетворять свой интерес можно по-разному. Можно, например, собой любоваться, а можно постараться понять, почему я веду себя так, а не иначе; какие движения моей души обычны для всех людей, а какие характерны только для меня, и т. д. Иными словами, каковы механизмы поведения человека? Искать ответ на этот вопрос можно разными способами. Эта книга – краткое изложение биологического подхода к изучению поведения человека.

Человек является биологическим видом, поэтому он подчиняется тем же закономерностям, что и другие представители животного царства. Это справедливо не только в отношении процессов, происходящих в наших клетках, тканях и органах, но и в отношении нашего поведения – как индивидуального, так и социального.

Принцип Оккама

Из принципа Оккама не следует, что самое простое объяснение – обязательно самое верное. Появление человека проще всего объяснить актом творения. Но правильной является эволюционная теория. Принцип Оккама означает, что к более сложным объяснениям следует прибегать, когда простые не объясняют имеющихся фактов, а точнее, в том случае, когда более сложная теория оставляет необъясненными меньшее количество фактов, чем простая.

Entia non sunt multiplicanda. Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости. Pluralitas non est ponenda sine necessitate. Не утверждать многое без необходимости.

Рассмотрим несколько примеров. Манипулируя предметами, люди, как правило, следуют принципу Оккама, даже если никогда и не слышали этого имени. Потеряв нужную вещь, конечно, можно строить различные гипотезы: похищение врагами, провал в четвертое измерение, одушевление предмета и т. п. – и действовать в соответствии с ними, планируя поиски. Но наше поведение будет более эффективным, если мы будем исходить из того, что сами куда-то положили эту вещь. Следовательно, надо лишь вспомнить, когда и где мы видели ее в последний раз. Переходить к проверке других гипотез следует только тогда, когда справедливость простейшей из них не удастся доказать.

Имея дело с неживой природой, люди чаще всего сознательно отступают от принципа экономии мышления. Например, особенности строения метеоритов объявляют следами внеземной жизни, хотя непредвзятому человеку очевидно, что это лишь одно из множества возможных объяснений, причем не самое вероятное. Но тем, кто выдвигает такую гипотезу, легче получить грант на дальнейшие исследования.

Применительно к поведению животных принцип Оккама был сформулирован Ллойдом Морганом (1852–1936) следующим образом:

Они забрели на Петербургскую сторону, им не слишком известную, и на углу узешенького проулка увидели надпись: “Бармалеева улица”.

Художник Добужинский был человек любознательный. Он потребовал от литератора Чуковского объяснения этого названия. “Если улица – чья? – Бармалеева, значит, был – кто? – Бармалей”, – резонно утверждал он и желал узнать, кто это – Бармалей, почему он Бармалей и по какой причине в его честь назвали улицу?

Прикинув возможности, Корней Иванович выдвинул такую гипотезу. Легко могло случиться, что в XVIII, скажем, веке в Санкт-Петербург переехал из Англии человек, носивший довольно обычную для выходцев из этой страны фамилию Бромлей. Он мог оказаться тут в качестве какого-нибудь заморского галантного умельца – ну хотя бы в качестве придворного цирюльника, кондитера, еще кого-либо. Носители этой фамилии в России были известны. Один из них свободно мог приобрести землю на Петроградской, построить тут дом или дома вдоль какого-нибудь незначительного и пустого прогона или вдоль дороги… Получившуюся так улицу могли прозвать Бромлеевой. Но ведь вот переделали же название “Холлидэев остров” в “остров Голодай”. Могли “перестроить” и Бромлееву улицу в Бармалееву. При переходе имен из языка в язык и не то еще случается.

Казалось бы, объяснение получилось не хуже, чем любое другое. Но Мстислав Валерианович Добужинский возмутился:

– Не хочу! – решительно запротестовал он. – Не хочу ни парикмахеров, ни парфюмеров! Я сам знаю, кто был Бармалей. Это был – страшный разбойник. Вот такой.

Раскрыв этюдник, он на листе бумаги набросал страшного, усатого злодея и, вырвав листик, подарил набросок Корнею Ивановичу. Так и родился на свет новый бука – Бармалей, а детский писатель Чуковский сделал все, что было нужно, чтобы этот новорожденный зажил плодотворной и впечатляющей жизнью.

Оправданное введение в науку новых сущностей всегда является важным рубежом развития данной научной дисциплины.

Случаи оправданного и продуктивного введения новых понятий в науку крайне редки. Чаще всего они не дают ничего нового, но затрудняют изучение объекта.

Согласно принципу Оккама, для объяснения поведения человека следует использовать те же понятия, что и при описании поведения животных. Только когда этого окажется недостаточно, можно вводить новые понятия.

Можно, нарушая принцип неумножения сущностей без необходимости, т. е. отвергая биологический подход, рассматривать человека как уникальный объект, а его психику – как уникальную систему со своими понятиями, связями между ними и т. д. Однако куда более продуктивно сначала применять к поведению человека понятия, используемые при описании поведения животных, и только когда они окажутся недостаточными, вводить новые.

При биологическом – естественно-научном – подходе к поведению всегда соблюдается принцип неумножения сущностей. Рассмотрим некоторые примеры его применения в формулировке Ллойда Моргана для интерпретации сложных форм поведения человека и животных.


Рис. 1.1. Чревоугодие, которое уменьшает приспособленность особи, свойственно не только людям, но и животным


Чревоугодие и любострастие . Очевидно, что питаться и размножаться должен каждый организм. Но надо есть, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть. То же относится и к радостям секса. Приспособленность организма снижается, если еда или секс отнимают слишком много времени и энергии (рис. 1.1 и 1.2).

Лень – реализация универсального принципа экономии энергии. Естественно, силы надо расходовать экономно, но если любая форма поведения преследует только эту цель, то вероятность выживания данного человека или животного резко снижается (рис. 1.3). Между тем люди ленивы по своей природе. К такому выводу пришел израильско-американский психолог Дэниел Канеман, получивший за свои исследования Нобелевскую премию по экономике в 2002 г.[15]

Сребролюбие – стремление к накоплению материальных ресурсов. Подробнее об этом см. в главах 5 и 6.

Тщеславие — стремление занять лидирующее положение в сообществе. Поведение, основанное на этих потребностях, без сомнения, улучшает приспособленность животного и человека, повышает его шансы на выживание и производство потомства. Но если удовлетворение этих потребностей становится доминантой поведения, то это уже не идет на пользу.

Гордыня – приоритет независимости поведения по отношению к возможности доступа к витальным ресурсам.

Символ гордыни – Люцифер. Он отказался поклониться созданию Бога – человеку, за что был низвергнут с небес в ад. Независимость для Люцифера оказалась важнее благополучного существования в качестве второго лица в небесной иерархии (рис. 1.4).


Гнев – аффект, который сопровождает борьбу с врагом. 100 лет назад знаменитый американский психофизиолог Уолтер Кеннон доказал, что эмоции возникают одновременно с телесными изменениями. Поэтому слабость гнева при борьбе означает и недостаточную активацию сердечно-сосудистой, мышечной и прочих систем организма. Однако если всякое препятствие своим целям человек будет встречать вспышкой гнева, это не пойдет на пользу ни ему, ни его сообществу. Символом гневливости служит Геракл (рис. 1.5). Древнегреческий герой победил многих разбойников и чудовищ, но он убил и множество невинных людей, в недобрый час подвернувшихся ему под руку.

Уныние – результат аффекта, сопровождающего другую реакцию на опасность – реакцию затаивания. Не всегда оптимальной является реакция борьбы с угрозой. Если ты – маленький мышонок, то лучше не вступать в бой с огромным котом, а просто затаиться. Но, как и в случае с гневом, если каждое препятствие на жизненном пути будет сопровождаться такой реакцией, то это снизит приспособленность особи.


Рис. 1.4. Люцифер, низвергаемый в ад. Если независимость важнее материальных благ, мы говорим о грехе гордыни

Отметим, что постоянно повышенное настроение, непреходящая веселость, граничащая с беспечностью, тоже свидетельствует о плохой приспособленности. Хорошо известно, что умственные занятия невозможны, когда человек радостно возбужден. Неслучайно мудрость ассоциируют с печалью. Испытуемые, которым искусственно снижали настроение, принимали более взвешенные решения. Например, в ходе эксперимента предлагался выбор: 10 долларов сейчас либо 30 долларов, но через месяц. Испытуемые с хорошим настроением предпочитали первый вариант, а с плохим – второй. Таким образом, пониженное настроение, появляющееся время от времени и в умеренных дозах, улучшает приспособленность человека и не является злом.

Абсолютное зло – постоянное или длительное снижение настроения, т. е. депрессивное расстройство психики. При депрессии, помимо постоянно сниженного настроения, подавлены двигательные и мыслительные процессы.

Почему же из многочисленных психических расстройств только уныние и гнев относят к смертным грехам? Потому что и гневливость, и депрессивное состояние могут контролироваться самим человеком. Вспышки гнева можно предотвращать только волевым самоконтролем. Иное дело – депрессия. Любой человек может сам себе поднять настроение, меняя свое поведение (см. главу 5). Следовательно, если человек страдает депрессией, то он впадает в смертный грех уныния, поскольку не хочет себе помочь.[18]

Депрессия проявляется, в частности, в заниженной самооценке. Это плохо. К себе следует относиться с достаточным уважением. Как можно повысить самооценку? Сначала нужно выяснить, каким образом происходит оценивание себя. Как определить, насколько я хорош, высок ростом, красив, умен и богат? За счет сравнения себя с другими людьми. Поэтому простейшим способом повышения самооценки служит принижение других людей. Однако тот, кто прибегает к такому способу, впадает в грех зависти .

Каин убил Авеля только за то, что Бог отверг жертву Каина, а жертву Авеля принял (Бытие, 4: 3–8). Назвав всех дураками, человек не становится умнее, но на душе у него легчает. Когда у соседа моль съест норковую шубу, кто-то тихо радуется, хотя у него самого шуб от этого не прибавляется. Многие люди делают гадости окружающим отнюдь не для того, чтобы получить какие-то материальные выгоды. Потому-то зависть и объявлена грехом, что такое поведение уменьшает приспособленность сообщества в целом.

Мы с вами увидели, что все, что называется смертными грехами, относится не только к сфере религии, этики и духовности. Прежде всего грехи имеют отчетливую биологическую основу. Они являются гипертрофированным проявлением таких форм поведения, которые, будучи умеренными, помогают нам успешно жить и приспосабливаться к постоянно меняющемуся миру.

Итак, подавляющее большинство весьма сложных форм психической активности человека, которые реализуются в соответствующих формах поведения, имеют отчетливую биологическую основу, и эти поведенческие формы могут быть смоделированы в экспериментах на животных.

Читайте также: