Хоспис как альтернатива эвтаназии доклад

Обновлено: 06.07.2024

В жизни человека есть такие проблемы, которые всегда привлекали и поныне привлекают к себе пристальное внимание и мыслителей, и простых людей. К ним относятся, прежде всего, те, которые затрагивают его умирание и смерть. Тема смерти обладает какой-то странной притягательностью и привлекательностью. Понимая естественную неизбежность смерти, люди, тем не менее, стремятся вновь и вновь философски осмыслить ее таинственный сакральный феномен и с биологической, и медицинской точек зрения. В этой теме особенно привлекают ее моральные аспекты, за которыми просматриваются, пусть и очень смутно, личное отношение человека к своей будущей смерти, проблемам евтении (умиранию) и эвтаназии (легкой смерти).

Проблема эвтаназии возникла не сегодня, и не вдруг. Свое летоисчисление она начинает в глубокой древности. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий никогда не было однозначным. Во многих архаических культурах существовал обычай умерщвления дряхлых стариков, причем не как принуждение, а как поощрение добровольного ухода из жизни. Даже в философских текстах древних греков, например, у Платона, можно найти положение о моральности убийства неизлечимо больного, желающего достойно умереть [1, с.192].

В Древнем Риме самоубийство “по благородным мотивам” признавалось похвальным и было даже введено стоицизмом в ранг добродетели. “Ведь все дело в том, что продлевать – жизнь или смерть”, - в этих словах Сенеки впервые сформулирована проблема, вокруг которой сегодня в медицинских кругах развертываются яростные ожесточенные споры [2, с.102].

Французский мыслитель М. Монтень считал, что “невыносимые боли и опасения худшей смерти являются вполне оправданными побуждениями к самоубийству” [3, с.36].

Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) для обозначения легкой безболезненной смерти ввел термин – “ эвтаназия ” (от греч. euthanasia, eu – хорошо, thanatos – смерть), то есть хорошая, спокойная и легкая смерть, без мучений и страданий [4, с.268]. В настоящее время выделяют активную и пассивную формы эвтаназии. Суть активной эвтаназии заключается в умышленном причинении врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего, либо его близких. Активная эвтаназия резко и безоговорочно осуждается и в нашей стране, и в других государствах. Пассивная эвтаназия – отказ от медицинских мер борьбы за жизнь человека, ограничиваясь созданием ему условий физического и психического комфорта.

Известный русский адвокат А.Ф. Кони считал эвтаназию вполне допустимой при соблюдении ряда условий: сознательной и настойчивой просьбы тяжело больного человека, фактической невозможности облегчить его страдания, объективных доказательств врачей о невозможности излечения. При этом юрист правомерно считал необходимым официальное предварительное уведомление прокуратуры о проведении эвтаназии из сострадания к тяжело умирающему человеку [ 5, с. 480 ] . Иоанн Павел II , занимавший всегда непримиримую позицию по эвтаназии, на конгрессе в Ватикане (2002 г.) призывал врачей не прибегать к чрезвычайным мерам для продления жизни смертельно больных [ 6, с. 9 ] .

Позиция известного ученого И.П. Громова в отношении к эвтаназии безапелляционна: он считает, что необходимо, в первую очередь, существенное улучшение материально-технической базы отечественного здравоохранения и, в частности, создание сети хосписов, повышение нравственного уровня медицинских работников, разработка новых социальных программ лечения и реабилитации тяжелобольных и инвалидов, а также создание высокоэффективных средств в борьбе с болью и другими страданиями неизлечимых больных. Все это послужит лучшей гарантией предупреждения любых видов и способов эвтаназии [ 8, с. 46 ] .

Трудно не согласиться с тем, что человек имеет право умереть легко и безболезненно, а не доживать последние дни в муках и агонии, разрушающих его личность. “Теперь люди больше не умирают дома, они умирают в больнице. На то есть множество убедительных причин “материального” характера (медицинских, урбанистических и т.п.) – но главное то, что в качестве биологического тела умирающему или больному остается место только в технической среде. Поэтому под предлогом лечения его депортируют в функциональное пространство-время, предназначенное для нейтрализации болезни и смерти как символической отличности”. Эти высказывания французского социолога Ж. Бодрийяра вызывают тревогу и отчаяние [ 9, с.319 ] .

Огромная проблема для современной медицины – это онкологические заболевания. Ежегодно они уносят более 6 млн. человеческих жизней, и это число растет. В 1905 г. рак был обнаружен лишь у 3,7% населения, а в 1995 – уже у 21,3%. Боль и одиночество – удел большинства инкурабельных онкологических больных [ 10, с. 57 ] . Какова медицинская практика ухода за такими больными? В различных странах эти вопросы решаются по-разному в зависимости от экономических возможностей, религиозных, национальных традиций, уважения к человеку и готовности помочь немощному и безнадежно больному. С этой целью создаются специальные лечебные учреждения – хосписы, реализующие централизованную программу паллиативной и поддерживающей помощи для умирающих больных и их семей в форме соматического, психологического, социального и духовного попечения, в которых пациенты чувствуют, что живут полноценной духовной жизнью, а не доживают свой век в страшных муках и агонии [ 11, с.48 ] .

В 60-х годах два врача – Э. Кюблер-Росс и С. Сондерс положили начало движению, которое ставило целью изменить медицину так, чтобы она могла обслуживать специальные потребности умирающих пациентов и их семей [12, с.16]. Некоторые лидеры хосписного движения доказывают, что просьбы о смерти с участием врача возникают только тогда, когда люди не знают, как действует современное хосписное обслуживание. Пациент хосписа окружен таким вниманием и заботой, о котором можно только мечтать, он – главная фигура этого учреждения, ему во все идут навстречу, стараясь предугадать малейшее его желание. Здесь царит удивительно доброжелательная и доверительная атмосфера, которая позволяет пациенту чувствовать себя комфортно.

В отличие от обычных больниц в хосписе отсутствуют ограничения – при себе можно держать даже домашних животных, например, кошку или собаку, принимать родных, устраивать торжества. Хоспис никогда не отнимает у людей надежду выздороветь. Шанс всегда есть – возможны ошибки в постановке диагноза или случаи невероятного самоисцеления организма. Если даже все надежды рухнули, остается последняя – на достойное завершение жизненного пути [ 13, с. 182-183 ] .

Один из инициаторов организации хосписов в Англии журналист В. Зорза принял участие в открытии хосписа в 1990 году в Санкт-Петербурге. На сегодня это один из лучших хосписов страны. По его же инициативе в нашей стране создано Общество хосписов. Сейчас у нас открыты хосписы во многих городах. Все они функционируют на безвозмездной основе под контролем Минздрава России. В Челябинске ведется пока только сбор средств на строительство и организацию хосписа. Но при этом хосписное движение в нашем городе существует. При ГКБ № 8 (Тракторозаводский район) уже шесть лет функционирует хосписное отделение, где могут поддерживать жизнь до 15 человек, в основном – онкологические больные четвертой стадии заболевания. Поддерживающее лечение заключается в уходе, применении обезболивающих препаратов и психологической помощи.

В 2007 г. с помощью неформализованного интервью автор опросил сотрудников хосписного отделения ГКБ № 8 г. Челябинска (7 человек), а, также используя нарративное интервью, исследовала отношение 8 пациентов к своей жизни, хоспису и его работникам. Никакие формализованные методы исследования такой группы респондентов невозможны. Беседа с врачами и знакомство с пациентами оказали огромное впечатление на автора, что еще более укрепило его позицию в отношении недопустимости активной эвтаназии в современной России. Со слов заведующего отделением Губина О.М. за все время работы хосписа не было ни одного случая просьбы пациента или его родственников об эвтаназии. Пациенты и их близкие выражают глубокую признательность и благодарность работникам хосписа за их милосердный труд. Мы приводим лишь некоторые выдержки из высказываний людей, большинство которых уже покинули этот мир или их родственников. “…Хоспис нужен всем больным, которые обречены. В этом учреждении люди чувствуют себя увереннее, надеются на чудо”; “…Мой отец поступил в хоспис в очень плохом состоянии 03.04.07., а 15.04.07. уже ушел из отделения. Такая разительная перемена! Такие учреждения должны работать в каждом районе большого города”; “Такая человеческая и заботливая служба просто необходима для людей, потерявших веру в то, что они могут с таким тяжелым недугом бороться. Хоспис вселяет в людей веру, помогает им жить, а не существовать в боли и отчаянии”; “…Как хорошо, что хоть один такой центр на весь город имеется. И лечение, и моральная поддержка благотворно сказались на моем здоровье”; “…Хоспис помогает кроме тела исцелять душу, очиститься от грехов”; “…В настоящее время в городе строится много новых зданий, которые потом в процессе эксплуатации будут приносить прибыль. А от хосписа какая прибыль? Так думают те, в дом которых еще не пришла беда. Но для каждого человека наступает день или час, когда он понимает, что ничего не нужно кроме здоровья. Все вокруг одна суета и хочется только одного – человеческого тепла и внимания”. Эти слова полны боли и безысходности, но в то же время – любви и надежды на исцеление. Хоспис – величайшее достижение гуманного общества и серьезная альтернатива эвтаназии.

Эффективная паллиативная помощь, доброта, сочувствие и поддержка персонала могут победить эвтаназию, какой бы “милосердной” она не была. К тому же многих россиян взволновала информация, поступившая в 2007 г. в СМИ, что началась деятельность определенных государственных структур по разработке законодательных актов в отношении легализации эвтаназии. Готовы ли мы к этому шагу? Не поторопились ли? А может это чисто финансово-экономическая прерогатива? Что выгоднее: построить и содержать хоспис, где пациент может достойно жить долгое время или одноразовый шприц с ядом? Судите сами. Опыт западных стран показывает, что к практическому решению проблем, поднятых доктриной эвтаназии, способны лишь сильные, развитые, уверенные в себе общества. Найдем ли мы в себе силы на столь решительные действия в этой непростой и деликатной сфере? И самое главное – у человека должна быть надежда на исцеление, а для этого нужно бороться за свою жизнь!

Паллиативная медицина – это подход, направленный на улучшение качества жизни пациентов и членов их семей, находящихся перед лицом жизнеугрожающего заболевания, путем предупреждения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, точной оценке и лечению боли и других проблем физического, психического, психосоциального и духовного характера.

Паллиативная помощь - это интегративная область, для эффективной работы в которой требуется объединение врачей, медсестер, сотрудников служб помощи на дому, социальных работников, духовных наставников, руководителей программ, сотрудников, работающих с детьми, волонтеров, психологов, фармацевтов, сотрудников реабилитационных центров, сотрудников, оказывающих поддержку членам семьи больного.

Целостный подход предполагает внимание к четырем группам проблем:

· Физические – симптомы (жалобы на недомогание), например: боль, кашель, усталость, жар.

· Психологические – тревоги, страхи, печаль, гнев.

· Социальные – потребности семьи, проблемы, связанные с пропитанием, работой, жильем и взаимоотношениями.

· Духовные – вопросы о смысле жизни и смерти, потребность в спокойствии (гармонии и согласии).

Многие думают, что паллиативная медицина – это оказание помощи пациентам в последние несколько дней их жизни, но на самом деле – это облегчение страданий и повышение качества жизни с момента обнаружения неизлечимой болезни. Цель паллиативной медицины – не удлинять или укорачивать жизнь, но повышать качество жизни с тем, чтобы оставшееся время – будь то дни, месяцы или годы – было максимально спокойным и плодотворным.

Паллиативная медицина может помочь при:

· Тяжелой почечной или сердечной недостаточности.

· Терминальной стадии легочных заболеваний.

· Прогрессирующих неврологических заболеваниях.

· Других жизнеугрожающих заболеваниях.

С целью готовности помочь немощному и безнадежно больному и уважения к старости создаются специальные лечебные учреждения - хосписы, в которых пациенты чувствуют, что живут полноценной духовной жизнью, а не доживают свой век в страшных муках. Хоспис - поистине действенная альтернатива эвтаназии.

Первое такое учреждение было создано в Англии, где в настоящее время их насчитывается более 140 (в 1986 году их было 53). Пациент хосписа окружен таким вниманием и заботой, о котором можно только мечтать, он - главная фигура этого учреждения, ему во всем идут навстречу, стараясь предугадать малейшее его желание. Здесь царит удивительно доброжелательная и доверительная атмосфера, которая позволяет пациенту чувствовать себя комфортно.

Родиной хосписов считается Англия. В отличие от обычных больниц в хосписе отсутствуют ограничения - при себе можно держать даже домашних животных, например, кошку или собаку, принимать родных, устраивать торжества. Хоспис никогда не отнимает у них надежду выздороветь. Шанс всегда есть - возможны ошибки в постановке диагноза или случаи невероятного самоисцеления организма. Если даже все надежды рухнули, остается последняя - на достойное завершение жизненного пути. Медперсонал подбирается по особым критериям, ведь в большинстве случаев речь идет об обреченных людях. На 15-20 штатных сотрудников всего 15-20 пациентов, в то же время 100-150 пациентов обслуживаются на дому, 20-30 приходят днем сами. Но пребывание в хосписе могут позволить себе даже в Англии далеко не все нуждающиеся. Ведь все это требует больших материальных затрат. Кроме государственных ассигнований в бюджет хосписа поступают средства от благотворительных организаций, различных клубов и фирм, а также пожертвования от частных лиц, завещаний в пользу хосписа от умирающих пациентов и др. Спонсорство в пользу хосписа поощряется средствами массовой информации и общественным мнением. В каждом хосписе бесплатно работает более 100 добровольцев, которые работают совершенно безвозмездно. Благотворительность стимулируется высокой нравственностью населения, обеспечивающей безнадежно больным достойную жизнь и смерть.

Один из инициаторов организации хосписов в Англии журналист Виктор Зорза принял участие и в открытии хосписа в 1990 году в Санкт-Петербурге. На сегодня это один из лучших хосписов страны. По его же инициативе в нашей стране создано Общество хосписов. Сейчас у нас открыты хосписы в Москве, Колпино, Иванове, Туле, Ярославле, Тюмени. Все они функционируют на безвозмездной основе под контролем Минздрава России.

Современное законодательство в области здравоохранения предоставляет пациентам право выбора согласиться на медицинское вмешательство (ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) или отказаться от него (ст. 33). Право на жизнь, данное человеку в силу его рождения на Земле, не может быть оторвано от его права на достойную смерть. Сказано: "Страшнее ошибки в каком-то конкретном случае может быть только мнение, правильное сегодня, но ошибочное завтра. Это та ошибка, которую нельзя обнаружить в настоящем". Эти мудрые слова можно полностью отнести и к проблеме эвтаназии. Решение ее - задача общая - врачей и юристов, философов и богословов, одним словом, ученых всего мира, в том числе и российских. Последнее же слово всегда должно оставаться за законом.

Понятие эвтаназии, ее виды, история применения и легализации в мире. Особенности взглядов и изобретение Д. Кеворкяна. Сущность хосписа, история его появления и значение. Актуальность существования и принципы работы и отношений людей в этих заведениях.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.04.2009
Размер файла 21,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Эвтаназия и хосписы: взгляд моральный, социально - правовой, медицинский

1. Эвтаназия: "зло" или "добро"?

Каждый год от рака в Украине умирают 90 тыс. человек. Жить, ожидая фатального момента, часть пациентов отказывается. Тем не менее эвтаназия, так называемая "легкая смерть", в нашей стране запрещена.

1.1 "ХОРОШАЯ СМЕРТЬ"

Так дословно переводится с греческого "эвтаназия". Сейчас ее легализировали в четырех странах мира: Голландии, Франции, США, Израиле. Применяют с разрешения родни и под строгим контролем врачей.

В Украине же эвтаназия запрещена и расценивается как убийство. Вопрос ее легализации поднимал не один состав Министерства здравоохранения. Впрочем, от слов к делу так и не перешли.

Проблема эвтаназии в Украине не стоит еще так остро, как на Западе, в силу нейтрального общественного мнения, христианских традиций и моральных устоев врачей. Но благодаря прогрессу медицины число людей, страдающих от страшных болей или самого состояния болезни из-за продления жизни, постоянно увеличивается. Попробуем разобраться в этой дилемме, которая мучает человечество уже не одно десятилетие.

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная - намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного, и активная - введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть.

Пассивная эвтаназия выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти. На практике достаточно часто встречается и у нас в стране. Пассивная практикуется почти во всех странах. Основным предметом дискуссии стала эвтаназия активная, и когда говорят об эвтаназии, то имеют в виду именно эту ее разновидность. Под активной эвтаназией понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

Активное умерщвление, в свою очередь, делится на две стадии. "Убийство из милосердия" достигается в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход. "Самоубийство, ассистируемое врачом" происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.

Собственно активная эвтаназия может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

По данным Американской медицинской ассоциации, большая часть больных, умирающих в больницах США, уходит из жизни добровольно с помощью медперсонала. Считается, что негласно существует подобная практика и в Украине, при том что активная эвтаназия резко и безоговорочно осуждается не только в нашей стране, но и в других государствах.

Таким образом, суть проблемы активной эвтаназии заключается в попытках оправдать умышленное причинение врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего либо его близких.

1.2 ПАТЕНТ КЕВОРКЯНА

Подавляющее большинство врачей и юристов считают эвтаназию совершенно недопустимой, более того, уголовно наказуемой, даже если она предпринимается исключительно из сострадания, по настойчивому требованию больного, которому в любом случае предстоит в скором времени умереть. И, тем не менее, есть страны, в которые эвтаназия получила даже юридические права. Чем и как это было обусловлено?

Считается, что одной из причин этого стала огласка практики американского врача-патологоанатома Джека Кеворкяна. В 1958 году доктор Кеворкян опубликовал в печати ряд статей, в которых призывал безболезненно лишать жизни преступников, приговоренных к смертной казни, их тела использовать для научных опытов, а отдельные органы - для пересадочных операций.

Позднее, став свидетелем бессмысленно-жестоких самоубийств, он пришел к мысли, что отчаявшимся, безнадежно больным людям, решившим покончить с жизнью, необходима в этом помощь. От словесных и газетных выступлений Кеворкян перешел к делу и запатентовал свое изобретение, названное впоследствии журналистами "машиной смерти". С помощью этого приспособления в виде капельницы можно быстро и безболезненно умерщвлять людей. В аппарате предусмотрено и специальное устройство для прерывания процедуры в случае, если доброволец неожиданно изменит свое решение.

В дальнейшем он усовершенствовал суицидальную машину, снабдив ее маской с автоматической подачей смертельной дозы углекислого газа. Многие безнадежно больные люди воспользовались этим аппаратом в присутствии его автора и при его консультации. В США это вызвало негодование общественности. Беспокойство связано прежде всего с тем, что бывший патологоанатом единолично, без консилиума врачей-специалистов, определяет фатальность болезни и ассистирует в подобных делах.

За четверть века Джек Кеворкян остановил жизнь 130 больных. Многолетняя тяжба его с судами штата Мичиган (несколько раз его оправдывавшими) закончилась его осуждением. Еще раньше профессиональная ассоциация американских медиков лишила Кеворкяна звания врача. Сам же он получил прозвище Доктор Смерть.

1.3 ЗА СМЕРТЬЮ НА КОРАБЛЕ

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. Благоприятные условия для эвтаназии существовали там еще с 1984 года, когда Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой.

Видимо, поэтому, несмотря на сопротивление оппозиции, осенью 2000 года закон о легализации некоторых форм активной эвтаназии прошел в нижней палате парламента с легкостью. Теперь, по решению суда в каждом конкретном случае, врач, умертвивший или способствовавший самоубийству своего пациента при определенных обстоятельствах, не признается виновным.

К эвтаназии спокойно относятся не только в Голландии. Хотя закона о ее легализации в большинстве стран нет, практика умерщвления безнадежно больных пациентов применяется врачами во многих регионах мира.

После Голландии второй страной, узаконившей эвтаназию, стала в 2002 году Бельгия. В Швейцарии, где эвтаназия в принципе запрещена, на самом деле человек, который, не имея собственной выгоды, помог другому уйти из жизни, не может быть осужден. По оценкам экспертов, ежегодно в Швейцарии таким образом расстаются с жизнью около 100 человек.

В 1997 году Конституционный суд Колумбии постановил, что врач, выполнивший желание безнадежно больного пациента о добровольной смерти, не несет за это ответственности перед судом.

В американском штате Орегон разрешено так называемое самоубийство с помощью другого лица. О нем говорят, когда врач прописывает больному смертельные таблетки. Но в то же время там не позволено давать пациентам наркотики. В двух других регионах США (решениями Апелляционных судов второго округа (Нью-Йорк и другие) и Девятого округа (Калифорния, Орегон и другие), лишающими силы установленные законом запреты) врач может выписывать пациенту, но не давать сам вызывающие смерть препараты.

В Калифорнии после долгих лет обсуждений на референдумах в 1977 году был принят закон "О праве человека на смерть", по которому неизлечимо больные люди могут оформить документ с изъявлением желания отключить реанимационную аппаратуру.

Позиция Ватикана по этому вопросу заметно смягчилась в 2002 году, когда папа римский Иоанн Павел II заявил, что использование медицинского оборудования для спасения жизни больного в некоторых случаях может быть "бесполезным и неуважительным по отношению к пациенту".

В 1998 году эвтаназия была узаконена на Северных территориях Австралии - там врач мог помочь пациенту уйти из жизни, прописав ему соответствующие лекарства или сделав инъекцию. Однако полгода спустя этот закон отменили.

Вместе с тем под предлогом обеспечения прав человека во многих странах в той или иной мере свободно применяется эвтаназия даже вопреки существующим нормам закона.

Писатель, лидер НБП Эдуард Лимонов в своей фантастической книге "316, пункт B" довел идею эвтаназии до логического абсурда: в США эвтаназии подвергаются все рядовые граждане, достигшие 65-летнего возраста, чтобы не платить им пенсию. Вспоминается еще рассказ Джека Лондона "Закон жизни" о старом индейце, которого племя оставило замерзать у костра. В публикациях и телепередачах широко освещаются случаи применения медикаментозной эвтаназии, осуществляемой близкими по просьбе измученного болями больного. Их никто не осуждал, не было и разъяснения по этому поводу с точки зрения права.

1.4 ЛЕЧИТЬ НЕЛЬЗЯ УМИРАТЬ

Нищенское положение отечественного здравоохранения - важный объективный фактор популярности эвтаназии. Оно формирует мнение, что дозволенная медициной смерть и прекращение жизни выглядят достойнее мучительного созерцания того, как умирают безнадежные больные, которым никто не в состоянии помочь. Это способствует распространению в обществе цинизма, нигилизма и нравственной деградации в целом, что неизбежно при отказе от соблюдения заповеди "не убий". Квалифицированный врач должен учитывать, что просьба больного о смерти может быть обусловлена его депрессией, лишающей возможности правильно оценивать свое положение. Трудно провести границу между самоубийством с посторонней помощью и вынужденной эвтаназией.

Следует учитывать и то, что сегодня много людей, страдающих онкологическими заболеваниями, и страдания их страшны. Как ни парадоксально, но связано это с тем, что за последние десятилетия борьба с раком достигла несомненного прогресса. Человек не погибает, как это было раньше, на ранних стадиях заболевания и даже в тех случаях, когда лечение не приводит к выздоровлению или ремиссии. Он "дотягивает" до такого развития болезни, которое в прошлом было принципиально недостижимо. Когда организм уже поражен метастазами, человек страдает от истощения и чудовищных болей.

Сегодня все чаще говорят о том, что человек должен иметь возможность воспользоваться правом на смерть в случае неизлечимой болезни, которая все равно приведет его к неминуемой гибели через неделю, две, три. Сторонники эвтаназии приводят, пусть не совсем уместное, но точное сравнение. Если лекарство дано по просьбе больного, если между больным и врачом существует согласие и договоренность, то эвтаназия так же отличается от убийства, как изнасилование от любовной связи. В то же время противники эвтаназии не устают повторять, что современная цивилизация оправдывает самоубийство, что "помощь в совершении самоубийства" недопустима.

Многие ученые опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определенным психическим тормозом для поиска новых, более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больным. Реанимационная помощь требует не только больших материальных затрат, но и огромного напряжения физических и душевных сил обслуживающего медперсонала. Именно отсутствие надлежащего лечения и ухода стимулируют требования больного ускорить смертельный исход, что позволит врачу полностью прекратить всякое лечение и уход за ним.

Право на жизнь, данное человеку в силу его рождения на Земле, не может быть оторвано от его права на достойную смерть. Ведь сказано же в Писании: "Страшнее ошибки в каком-то конкретном случае может быть только мнение, правильное сегодня, но ошибочное завтра. Это та ошибка, которую нельзя обнаружить в настоящем". Эти мудрые слова можно полностью отнести к проблеме эвтаназии. Решение ее - общая задача врачей и юристов, философов и богословов, одним словом, ученых всего мира, в том числе и украинских. Последнее же слово всегда должно оставаться за законом и здравым смыслом.

2. Хоспис

2.1 Что такое хоспис?

Хоспис является учреждением социальной службы и системы здравоохранения, предназначенным для инкурабельных больных, с целью обеспечения им симптоматического (паллиативного) лечения, подбора необходимой обезболивающей терапии, оказания медико-социальной помощи, ухода, психосоциальной реабилитации, а также психологической поддержки родственников на период болезни и утраты ими близкого.

2.2 Как появился хоспис?

Идея хосписа восходит своими корнями к ранним христианским общинам, которые создавали специальные заведения для ухода за своими больными. В средние века, рыцарские ордены основывали госпитали, в которых их члены посвящали себя уходу за больными, особенно за путешественниками и за теми, о ком больше некому было заботиться. Позже монашеские ордены и врачи-добровольцы возродили эту традицию, но уже чтобы оказывать помощь бедным, одиноким и тем, кому некуда больше было идти.

С ростом числа крупных больниц лишь отдельные уголки медицинского мира пытались создать то, что мы называем сейчас хосписным обслуживанием. Однако, система здравоохранения не могла удовлетворить нужды людей, страдающих от рака. И вот появилась идея вернуть существовавшую раньше систему - хоспис - чтобы ответить на эту трагедию. Современное хосписное движение начала Сесилия Сандерс в хосписе св.Христофора в 1960-е годы в Лондоне. В настоящее время хосписы работают или запланированы более чем в 100 странах мира.

В Советском Союзе хосписное движение было инициировано Виктором Зорзой в конце 1980-х. Британский журналист, родившийся на Западной Украине, посвятил себя этому движению в честь своей дочери, которая получала лечение в лондонском хосписе.

2.3 Почему сейчас актуальна эта проблема?

2.4 Заповеди хосписа

1. Хоспис - не дом смерти. Это достойная жизнь до конца. Мы работаем с живыми людьми. Только они умирают раньше нас.

2. Основная идея Хосписа - облегчить боль и страдания как физические, так и душевные. Мы мало можем сами по себе и только вместе с пациентом и его близкими мы находим огромные силы и возможности.

3. Нельзя торопить смерть и нельзя тормозить смерть. Каждый человек живет свою жизнь. Продолжительности еe не знает никто. Мы лишь попутчики на этом этапе жизни пациента.

4. За смерть нельзя платить. Как и за рождение.

5. Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в жизни здорового человека, для пациента имеет огромный смысл.

6. Пациент и его близкие - единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай.

7. Пациент ближе к смерти, поэтому он мудр, узри его мудрость.

8. Каждый человек индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих убеждений. Пациент дает нам больше, чем мы можем дать ему (то есть?).

9. Прийдя к пациенту, не спеши. Не стой над пациентом - посиди рядом. Как бы мало времени ни было, сделай всe возможное. Если думаешь, что не всe успел, то общение с близкими ушедшего успокоит тебя.

10. Ты должен принять от пациента всe, вплоть до агрессии. Прежде чем что-нибудь делать, пойми человека, прежде чем понять, прими его.

11. Говори правду, если пациент этого желает и если он готов к этому. Будь всегда готов к правде и искренности, но не спеши.

12. Незапланированный визит не менее ценен, чем визит по графику. Чаще заходи к пациенту, или хотя бы позвони.

13. Не оставляй свою доброту, честность и искренность у пациента, всегда носи их с собой.

14. Главное - не забывай, что ты знаешь очень мало.

Подобные документы

Проблема эвтаназии и добровольного ухода из жизни неизлечимо больного человека. Понятие и историческое развитие идей об эвтаназии. Легализации добровольной смерти. Научные споры по поводу эвтаназии. Основные аргументы, высказываемые в пользу эвтаназии.

курсовая работа [48,7 K], добавлен 22.09.2012

Сущность и значение эвтаназии. Положительные и отрицательные стороны применения эвтаназии по отношению к неизлечимо больным пациентам, их обоснование. Процедура эвтаназии как противоречие традиционной медицинской этике (врачебной Клятве Гиппократа).

презентация [148,7 K], добавлен 23.02.2013

Понятие и основные формы эвтаназии. Морально-этические и правовые проблемы эвтаназии. Медико-биологические аспекты эвтаназии. Изобретение амеркианским врачом Джеком Кеворкяном аппарата "мерситрон". Определение факта неизлечимости заболевания человека.

презентация [562,8 K], добавлен 12.09.2016

Понятие, история возникновения и виды эвтаназии как практики прекращения или сокращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием. Соотношение клятвы Гиппократа и эвтаназии. Отношение религий к эвтаназии и её законодательное регулирование.

презентация [288,5 K], добавлен 29.10.2013

Понятие и нормативно-правовое обоснование применения эвтаназии, особенности регулирования данного процесса. Биоэтика как исследовательское направление междисциплинарного характера, специфика рассмотрения проблемы эвтаназии, аргументы "за" и "против".

презентация [651,6 K], добавлен 01.03.2017

Введение термина "эвтаназия" английским философом Ф. Бэконом для обозначения легкой безболезненной смерти. Принятие декларации об эвтаназии как акте преднамеренного лишения пациента жизни. Этический кодекс российского врача. Законодательство об эвтаназии.

презентация [2,3 M], добавлен 06.10.2015

Ознакомление с проблемами легализации эвтаназии как намеренного ускорения смерти неизлечимого больного по его просьбе. Введение запрета на эвтаназию в России. Сущность паллеативной медицины. Создание "машины самоубийства" американским врачом Кеворкяным.

1. Хосписное движение против легализации эвтаназии

2. Хоспис – это…

…учреждение
социальной службы и системы
здравоохранения, предназначенное для обеспечения
симптоматического (паллиативного) лечения
неизлечимых больных;

3. История хосписного движения

5. Хосписы в России

Известный английский публицист
Виктор Зорза в 1975 году потерял
дочь Джейн, умершую от рака в
хосписе. Выполняя ее последнюю
волю, Виктор Зорза стал
инициатором распространения
хосписов в мире.
В конце 80-х годов В. Зорза приехал
с целью создания хосписов в Россию.
Его поддержали патриарх Алексий II,
М. Ростропович, Д. Лихачев, Д.
Гранин, А. Собчак (в то время
председатель Ленсовета) и другие
видные общественные деятели.
Книга о жизни и болезни
Джейн Зорза (авторы – ее
родители)

В России первый хоспис появился в 1990 году в СанктПетербурге по инициативе Виктора Зорза – английского
журналиста и активного участника хосписного движения.
В 1997г. был открыт первый хоспис в Москве.
На фото: Первый
Московский
хоспис

В отличие от обычных больниц в
хосписе отсутствуют
ограничения – при себе можно
держать даже домашних
животных, например, кошку или
собаку, принимать родных,
устраивать торжества.
Хоспис никогда не отнимает у
людей надежду выздороветь.
Шанс всегда есть – возможны
ошибки в постановке диагноза
или случаи невероятного
самоисцеления организма.

Улучшение морального
самочувствия пациента
достигается проведенными по
особым правилам бесед с
больными, исполнением желаний
больного: чтением книг,
слушанием музыки, просмотром
телевизионных передач и т.д.,
неограниченными посещениями
родных и друзей, терпимостью к
капризам больного.
Во многих хосписах принято
выполнять последнее желание
умирающего.

9. Основной принцип хосписов:

10. Хоспис и эвтаназия — сложный морально-этический вопрос, который вызывает бурные дискуссии в обществе и не имеет однозначного ответа.

Хоспис — открытая альтернатива эвтаназии, призванная
обеспечить больного максимально безболезненным
остатком жизни.
Активное развитие хосписного движения в России связано
с запретом эвтаназии на законодательном уровне.
Распределение
хосписов в

12. Роль волонтеров в хосписах

Следует особо подчеркнуть милосердный характер
России движения, в котором участвуют не только медики,
но и сотни волонтеров-добровольцев, оказывающих
непосредственную помощь в отделениях хосписах, а также
в случаях, когда помощь необходима на дому.
Даже в самых обеспеченных и благоустроенных западных
хосписах добровольцы (волонтеры) играют важную роль.

13. Зачем они нужны?

Ведь вокруг чисто, пациенты
ухожены, медицинский
персонал грамотно выполняет
свои функции.
Дело в том, что не только
профессионализм
и добросовестное отношение
сотрудников к своей работе
делают хоспис хосписом, но и
человеческое тепло, живое
участие и общение.

14. С чего начинается волонтерская работа и как она проходит?

15. Что главное для кандидата в волонтеры?

Читайте также: