Хохряков николай николаевич доклад

Обновлено: 04.07.2024

Николай Николаевич Хохряков любил северную русскую природу. В ненастной осени, в тишине потухающего летнего вечера, в нежной задумчивости весны, в красноглинистых прибрежных обрывах, где едва держатся высокие сосны, в золотистых песках у голубых просторов озёр, в туманных далях — везде находил он своеобразную красоту. Каждое его произведение было согрето тёплым лирическим чувством.

Хохряков родился в 1857 году в городе Вятке. Семья его не была обеспеченной. Отец имел страсть к путешествиям: в молодости он прошёл пешком 28 губерний. По возвращении домой занимался пчеловодством.

Чтобы облегчить материальное положение семьи, отец Хохрякова решил сдавать комнаты. Вскоре в их доме поселились два гимназиста Аленицыны. Они любили рисовать, привезли с собою много книг, журналов, литографий. Юный Хохряков с увлечением начинает делать неумелые копии. Аленицыны познакомили Хохрякова и с находившимся в тех местах художником Эльвиро Андриолли – политическим ссыльным.* Чем дальше, тем больше, под влиянием Андриолли, крепли в Хохрякове мечты сделаться художником.

Окончив техническое училище (гимназию он оставил), Хохряков едет народным учителем в Улежское земское училище Яранского уезда, затем переходит в Верхне-Ивкинскую школу Орловского уезда и, наконец, в Старо-Михайловскую школу Уфимской губернии.


У Крамского или Савицкого художники собирались по вечерам и рисовали. В дружеской беседе за чашкой чая горячо обсуждались волновавшие всех вопросы искусства. Среди гостей нередко присутствовали видные ученые: Д. Менделеев, В. Вагнер, К. Петрушевский.

Материально Хохрякову жилось нелегко. Но вскоре удалось сделать несколько рисунков-иллюстраций в журнал.

Н.Н. Хохряков. Пасмурный день. Xолст, масло. 1886 г. Государственная Третьяковская галерея.

В 1893 году с близкими знакомыми он едет за границу. Вена, Венеция, Милан, Париж, Лозанна. В картинных галереях он изучает творчество великих мастеров живописи. И много рисует.

Н.Н. Хохряков. На реке Вятке. 1880-е годы.

Николай Николаевич многое сделал для своего родного города. В 1903 году вместе с группой вятских художников— А. Зубовым, Н. Румянцевым, С. Лобовиковым — он организует первую выставку картин. Большое участие принимает Хохряков и в основании художественно-исторического музея (впоследствии Музея искусства и старины), идея создания которого принадлежит художникам-землякам Васнецовым.

Н.Н. Хохряков. У реки. 1890-е годы.

Большое духовное богатство раскрывалось в этом замечательном человеке и художнике для всех, кто его знал. Это был крепкий, среднего роста коренастый человек с тяжёлой походкой и пышными седыми усами. Из-под нависших бровей смотрели весёлые карие глаза, в них было много жизни, задора, доброты.

Его любили студенты художественного техникума, любили молодые художники. Советы Хохрякова были доброжелательны и интересны. Он не терпел неряшливости и небрежности в живописи и рисунке. В работе был сдержан, спокоен.

Природу он любил страстно. Когда земля просыхала под весенним солнцем, Хохряков начинал волноваться. Подготовлял альбомы, холст, этюдник. Он стремился на природу.

Н.Н. Хохряков. У Филейки. 1902 г. Холст, масло. 30,5x47,5 см Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Н.Н. Хохряков. У Филейки. 1902 г. Холст, масло. 30,5x47,5 см Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Вспоминается одно из последних посещений художника. В октябрьские сумерки 1928 года, подходя к дому, я заметила, что в окнах не было огня. Стекла позеленели и выглядели очень печальными. Отчаянный лай Дика, любимой собаки Хохрякова, встретил меня, когда я открывала дверь калитки.

— Сейчас, сейчас. — послышался голос соседки Хохряковых. Падает громоздкий запор, и дверь открывается.

— Нет, нет. Но скучает как-то.

Вхожу. Николай Николаевич в тёплой серой куртке, в валенках. Старинная мебель — большой диван, кресло, круглый стол, на котором множество бумаг. У стены — подрамники с холстами, очевидно, последние картины из Адышева. Начался разговор. Через минуту художник вытаскивает громадную папку и достает офорты французских пейзажистов: Коро, Дюпре, Тройона, Добиньи, Милле, и начинает вдохновенно рассказывать об этих художниках.

В ноябре 1928 года Николай Николаевич писал свой последний натюрморт в студии музея. Он долго выбирал предметы. Наконец, принялся писать. Сначал горячо. Но потом охладел.

— Ничего не выходит. Да и краски как-то не вижу.

В этом же году Хохряков скончался.

В урочище Магарач по соседству с территорией Никитского ботанического сада Ялты в центре крымского виноделия жил его дядюшка по матери. В середине 1880-х годов по семейным обстоятельствам Рязанцев перебрался на жительство в Ялту, купив имения с виноградниками, и являлся главным меценатом Хохрякова, всегда давая племяннику приют.

Издатель, Николай Иванович Пастухов, требовал их еженедельно, независимо от настроения и вдохновения художника, отсюда многие работы неравноценны. Несомненно, велико их историческое значение, как документов времени. Бесспорно и художественное достоинство многих цинкографий, представляющих обобщающие образы природы Крыма или достопримечательности края.

Многие произведения могут привлечь внимание мастерством рисунка и композиции. Часто цинкографии выполнены с использованием фотографии, что характерно как для творческого метода И.И.Шишкина, так и владевшего фотографией и коллекционировавшего снимки самого Н.Н. Хохрякова.

В.М.Васнецов приезжал сюда несколько раз тем же путём, что и Хохряков. Здесь, у Срединных, под присмотром врача, жил его безнадёжно больной сын Алёша, облегчение которому наступало только в Крыму. Сохранилось несколько писем из Ялты жене Александре Владимировне Васнецовой, в девичестве Рязанцевой, и письма Алёше, периодически жившему в Ялте с 1896 по 1910 годы. Судя по письму 1900 года, он приезжал со старшей дочкой Татьяной, тоже художницей, моделью для сказочных картин и портретов, помощницей и преемницей.

Может, и детство вспомнил, как рисовал мальчишкой море и корабли в Рябово вдалеке от всякого моря. Поскольку нет возможности нам увидеть живописные мотивы Крыма кисти Виктора Васнецова, попробуем подключить своё воображение к его переживаниям, оформленным словами в письмах домочадцам. Васнецов, как картины пишет, таковы его описания природы Крыма.

Никита – селение, граничащее с территорией Никитского ботанического сада, который отмечает в 2012 году своё 200-летие.

Только в Вятке сохранилось около пятидесяти больших и маленьких крымских этюдов Хохрякова, 70 цинкографий, 8 альбомчиков по Крыму. Рязанцева отпевали в этой церкви, на давно закрытом кладбище Императорского Никитского сада – месте захоронения деятелей виноградарства и виноделия России – покоится его прах.

Только один был ироничен до сарказма, а другой имел более позитивное мышление и поэтический строй образов в отличие, например, от вятских художников в столицах карикатуристах М.М.Чемоданове и В.И.Порфирьеве.

Но оба, Чехов и Хохряков, были одинаково зависимы от творчества, семейных обязанностей, болезней плоти и духа и хорошо понимали, что долг прежде, чем самая незабываемая, единственная любовь.

В центре Ялты, в двух шагах от набережной, на старинной улице Екатерининской высится роскошный особняк, построенный по проекту Н.П.Краснова с греческим портиком, скульптурными бюстами, крылатыми грифонами. На рубеже веков им владел городской голова Ялты А.А. Спендиаров (Спендиарян), отец известного армянского композитора, у которого тоже бывал Шаляпин. С 1901 по 1917 дом был центром музыкальной культуры Ялты.

И.К. Айвазовский придумал в этом доме благородное собрание со своими картинами и музыкальными вечерами. К сожалению, от прекрасной идеи пришлось вскоре отказаться. Друг за другом покинули этот мир Иван Константинович в 1900 и Афанасий Авксентьевич в 1901 году.

На известном фото Александра Афанасьевича представлен невысокого росточка мужчина с усами, в аккуратной тройке, в шляпе, с тросточкой в руке. И.И. Шишкин тоже считал Николая Николаевича не в меру ранимым, сравнивал художника с улиткой, готовой при критике спрятаться в свой домик. Они и умерли в один год — 1928. И в Ереване есть музей-квартира композитора Спендиарова, куда Александр Афанасьевич перебрался в 1924 году, а у нас –Музей-усадьба художника Хохрякова.

В Ялту вслед за Шаляпиным обычно приезжал С.В.Рахманинов, они любили выступать вместе, зажигая друг руга своей горячностью, музыкальностью, талантом. В последний раз на родине Сергей Васильевич давал концерт именно в Ялте и в 1917 году он с семьей отсюда уехал в Европу.

Самый рубеж веков в Ялте был насыщен, как и Вятке, событиями художественной и музыкальной жизни, благодаря деятельности культурных домов сына городского головы Ялты – Александра Афанасьевича Спендиарова и городского головы Вятки – Аркадия Михайловича Васнецова.

Брат знаменитых художников Аркадий Михайлович, дядюшка Н.Н.Хохрякова, имел восьмерых детей, занимавшихся не только спортом, но и музыкой, пением, живописью, скульптурой. Васнецов был вместе с Хохряковым непосредственным организатором музея, отметившего в 2010 году своё столетие.

Таким же гостеприимным в Вятке был дом архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, у которого бывала художественная театральная и музыкальная молодёжь. В 1920-е годы, когда свои дети – Екатерина, Евгений и Владимир – разъехались на учёбу в Петроград, в Вятке в доме Чарушиных располагался Губмузей и жил с семьёй музеевед и краевед Александр Сергеевич Лебедев, квартировали музыкальные классы Герасимова, жил сам Константин Александрович Герасимов, периодически наезжал художник Аркадий Александрович Рылов.

Рылов очень тесно связан с Крымом через своего учителя А.И.Куинджи. Академический учитель Рылова был родом из Мариуполя, греком по-национальности, но знал и любил всех вятских художников – по-своему ценил правильного Шишкина, эмоционального Виктора Васнецова, скромных юношей – Хохрякова и Аполлинария Васнецова. И многих вятских, кого мы не знаем, Куинджи знал.

Через Аркадия Рылова куинджевскую школу проходило не одно поколение живших в Вятке художников. Каждый из вятичей по-своему обогатил достижения куинджевской школы. Интерьеры и поздние пейзажи Николая Хохрякова освещены солнцем, символизирующим чувства и настроения автора. Николай Румянцев считал Рылова первым и главным учителем в искусстве. Его произведения привлекают декоративными качествами и световыми эффектами в экспериментальных техниках темперы, пастели, масла. Колористические находки Алексея Исупова и Юрия Васнецова, актуальные для ХХ века поражают экспрессией цвета и мазка.

Имя Рылова носит сегодня Вятское художественное училище, творческая дача которого размещается на его родине в Истобенске. И мы вправе ожидать появления равного по силе таланта романтика, который возмечтает о море не менее, чем братья Васнецовы.

Художники Иван Шишкин, Николай Хохряков и братья Васнецовы.

Мы продолжаем цикл публикаций об известных уроженцах области, которые внесли свой вклад в развитие культуры не только в регионе, но и в стране и даже в мире. Среди наших земляков есть не только знаменитые актеры и композиторы, но и художники.

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН

Знаменитый российский художник Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии.

Знаменитый российский художник Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии.

Знаменитый российский художник Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии (ныне Республика Татарстан - Ред.). Еще ребенком Ивана завораживали красоты родного края, а чтобы их запечатлеть юноша стал заниматься живописью.

- Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, - а у него они выходят так красиво, как швейцарские виды, - отмечали учителя Московского училища живописи и ваяния, в которое Иван Иванович поступил в 1852 году.

Значимый этап в жизни Ивана Шишкина - учеба в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербург, которую он успешно окончил в 1860 году. За счет средств учебного заведения он отправился в шестилетнее путешествие по Европе, где посетил мастерские известных художников-анималистов того времени. После возвращения из-за границы художник продолжил ездить по живописным местам России.

В течение всей жизни Иван Шишкин поддерживал связь с малой родиной, неоднократно приезжая в Вятскую губернию, что отразилось в ряде его картин. Кроме того, он был близок с братьями Васнецовыми, а также был учителем вятского художника Николая Николаевича Хохрякова.

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ ИВАНА ШИШКИНА

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ И АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВЫ

Имена великих русских художников, братьев Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича Васнецовых тесно связаны с Вятским краем.

Имена великих русских художников, братьев Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича Васнецовых тесно связаны с Вятским краем.

Имена великих русских художников, братьев Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича Васнецовых тесно связаны с Вятским краем. Виктор родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, а Аполлинарий 25 июля 1856 года в родовом гнезде в селе Рябово.

В 1858 году Виктор Васнецов поступил в духовное училище, где начал увлекаться рисованием. С благословения отца он оставил семинарию на предпоследнем курсе и поехал в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств.

Чуть иначе сложилась судьба Аполлинария Васнецова. В 1872 году он оканчивает Вятское духовное училище и по настоянию брата перебирается в Санкт-Петербург, где начинает увлекаться идеями народничества и решает вернуться на малую Родину. Несколько лет он преподает в селе Быстрица Орловского уезда, но пересмотрев свои взгляды Аполлинарий Васнецов в 1878 году переезжает к брату в Москву, где окончательно посвящает себя творчеству.

На раннем этапе в работах Виктора Васнецова преобладали бытовые сюжеты, но в дальнейшем главным направлением в его творчестве становится былинно-историческое. Именно эти картины принесли художнику наибольшую известность и мировое признание.

В творчестве Аполлинария Васнецова большая часть произведений выполнена в жанре пейзажа. Кроме того, он является основоположником исторической живописи - особого жанра воссоздающего облик древних русских городов на основе исторических документов и археологических изысканий.

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ БРАТЬЕВ ВАСНЕЦОВЫХ

НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА ХОХРЯКОВ

Николай Хохряков более пятидесяти лет жизни посвятил живописи.

Николай Хохряков родился в небогатой мещанской семье 16 ноября 1857 года в городе Вятке. В юности увлекся рисованием, но специального образования не получил. Тем не менее знакомство провинциального художника с братьями Васнецовыми поспособствовало его продвижению в мир профессиональных живописцев. Именно Виктор Михайлович и Аполлинарий Михайлович показали рисунки молодого художника Ивану Шишкину, и тот пригласил его бесплатно обучаться живописи и офорту.

Самобытность вятского художника отмечали многие петербургские живописцы того времени. В течение двух лет Иван перенимал мастерство Шишкина и учился с фотографичной точностью передавать малейшие детали. Однако из-за финансовых трудностей и тоске по дому он принимает решение вернутся в Вятку и окончательно посвящает себя творчеству.

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ НИКОЛАЯ ХОХРЯКОВА

Многие работы художника посвящены родному краю. Вятка для Николая Хохрякова это провинциальный город с мощеными улицами, ярмарками, обилием храмов и церквей за пределами которого:поля, необъятные лесные дали с чарующими облаками.

Возрастная категория сайта 18 +

В центре старой Вятки в маленьком Копанском переулке, напоминающем о еще дорегулярной застройке г. Вятки, в окружении модных новостроек стоит дом художника Николая Николаевича Хохрякова. Дом памятен не только именем своего хозяина, но и тем, что в начале XX в. здесь находился один из центров культурной жизни нашего города.

Фото 1.jpg

Само главное здание (первоначально числилось в документах как флигель) усадьбы Хохрякова было построено между 1834 – 1857 гг. и принадлежало М. Е. Мотовой. Она сначала сдавала флигель семье вятского мещанина Н. И. Хохрякова, а 20 августа 1863 г. продала его. В 1870-х гг. уже весь флигель (четыре комнаты вверху и две кухни внизу) занимает домохозяин с семейством. В 1901 г. имение перешло наследникам Н. И. Хохрякова — детям Николаю, Наталье, Вере и Юлии. Постепенно полноправным хозяином усадьбы становится Николай Хохряков. К 1908 г. в северном углу усадьбы был выстроен новый деревянный флигель, ставший художественной мастерской Н. Н. Хохрякова. Старый флигель с этого времени стал числиться домом. При доме был разбит сад с зарослями сирени, с кустами смородины, малины и крыжовника, с маленькой пасекой.

Фото 2-2.jpg

Николай Хохряков родился 4 ноября 1857 г. в Вятке в небогатой мещанской семье. С 1880-го по 1882 г. бесплатно обучался мастерству рисунка и офорта у своего земляка (уроженца города Елабуги Вятской губернии) И. И. Шишкина в Санкт-Петербурге. Интересно, что ходатайствовал за вятского художника Аполлинарий Васнецов, с которым Хохряков познакомился, когда тот вместе с братом приезжал в Вятку и, отметив талант Хохрякова, решил помочь ему стать профессиональным художником и показал рисунки юноши Шишкину. Хохряков под влиянием обучения у Шишкина стал широко применять в работе над своими полотнами фотографии. В 1882 г. он был вынужден вернуться в родной город из-за финансовых трудностей, в этот же период времени серьезно занявшись живописью.

фото 3-1.jpg

фото 4-2.jpg

Вятский художественный кружок. Слева направо: Николай Румянцев, Сергей Лобовиков, Николай Хохряков, Алексей Исупов. Фото С. Лобовикова. 1910 – 1912 гг.

фото 5-1.jpg

Фото: Александр Литвиненко, Станислав Суворов, ГАКО

Н. Н. Хохряков и Н. Н. Румянцев. 1910-е гг.

С. А. Лобовиков, И. Э. Грабарь, Н. Н. Хохряков в Вятке среди сотрудников музея искусства и старины. 1920 г.

С. А. Лобовиков, И. Э. Грабарь, Н. Н. Хохряков в Вятке среди сотрудников музея искусства и старины. 1920 г.

Читайте также: