Гуманистическая функция философии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Философский анализ направлен во вне человека — на все мироздание и внутрь — на самого человека. Философия исследует мир внешний по отношению к человеку и мир внутренний (духовную жизнь человека, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в самом общем виде она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая другая наука этой проблемой специально не занимается. Поэтому все философские проблемы, так или иначе, затрагивают самый общий вопрос — о соотношении материи и сознания.

Цель данной контрольной работы — раскрыть содержание основного вопроса философии в контексте борьбы материализма и идеализма, рассмотреть функции философии, их актуальность на современном этапе.

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии и состоит в отношении материи и сознания.

В зависимости от того, как философы понимали данное соот​ношение, что принимали за исходное, определяющее, они состави​ли два противоположных направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название идеализма: в ряде моментов он перекликается с религией. Фи​лософы же, бравшие за основу миропонимания природу, мате​рию, объективную реальность, существующую независимо от чело​веческого сознания, примыкали к различным школам материа​лизма, во многом родственного по своим установкам науке. Су​ществование этих радикально противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и обстоятельствами социально-экономического, политического, духовного развития общества, в свою очередь, оказывая на него несомненное влияние.3

Материалисты, опираясь на данные научных исследований, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате длительного развития материи. Идеалисты считают, что первично сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Идеалисты не отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия — не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало.

Идеализм бывает субъективным и объективным. Объективные идеалисты началом всего сущего признают нечто нематериальное и независящее от человеческого сознания (т.е. существующее объективно) — Бог, мировой разум, идею, Вселенский дух, Абсолют. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное существующим объектив​но, независимо от человека. Субъективные идеалисты рассматривают мир лишь только через призму индивидуального (субъективного) сознания, которое творит мир в виде комбинаций идеальных образов. Субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Крайняя форма субъектив​ного идеализма — солипсизм — предполагает, что реально лишь мое со​знание, существование же всего, что меня окружает, — про​блематично.

Материализм также имеет различные формы. Существует так называемыймеханистический материализм, основное свойство материи усматривающий в про​тяженности, (П.Гольбах, Ж. Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологичес​кой основе, материализм естественнонаучный,обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалектический(марксизм). Представители диалектического материа​лизма, подчеркивая генетическую связь между материей и со​знанием, признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Философов, призна​ющих существование двух самостоятельных субстанций (пер​вооснов), называют дуалистами. Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями фило​софского монизма.

Материализм и идеализм — противоположные философские направления. На протяжении всей истории философии они ведут сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом.

В решении вопроса о познаваемости мира также существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов: скептицизм (от греч. скептикос — рассматривающий, исследующий) — идеалистическое философское направление, подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной действительности; агностицизм (от греч. а — отрицание и гносис — знание; недоступный познанию) — идеалистическое философское течение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей. Учение о познании в философии называют гносеологией.

Формы материализма, как и идеализма, многообразны. Так, различают метафизический и диалектический материализм. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Почему в истории философии диалектика и метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих философских методов? Смена эта происходила закономерно, в связи с качественными изменениями в характере самой науки, и прежде всего естествознания. Так, античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом, вынуждена была уступить свое первенство, как только конкретные науки занялись детальным, скрупулезным исследованием каждого явления в отдельности и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни лет) метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего начало превращаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее (вспомним то, что сделал Карл Линней в виде системы растительного и животного мира, Дарвин своей эволюционной теорией, Менделеев — периодической системой элементов и т.д.). Духу такого научного знания может соответствовать только диалектический метод.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в доста​точной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Функции философии многообразны. Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая и мировоззренческая. Среди них основными функциями философии являются мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция философии связана с осознанием мира как объекта практических интересов, целей и действий субъекта, формированием основных жизненных позиций, убеждений и идеалов людей. Мировоззренческая функция реализуется на двух уровнях: логико-рассудочном (понятийно-категориальном) и эмо​ционально-образном (представленчески-ассоциативном).

Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира.

Две основные функции философии — мировоззренческая и методологическая — взаимопереходят, взаимопроникают друг в друга. С одной стороны, метод включен в мировоззрение, ибо наше знание об окружающем социальном мире в самых существенных моментах будет неполным, если мы отвлечемся от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы (и, прежде всего, принципы объективности законов общественного развития, принцип первичности общественного бытия) входят в состав философского метода.

Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания и раскрытии уровней познания.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях раз​вития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем боль​ше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомя​нуть функцию философии как школы теоретического мышле​ния и мудрости. Особенно это касается изучения истории фи​лософии.

С критической функцией философии тесно связана и ее ак​сиологическая функция. Любая фило​софская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социаль​ных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Осо​бенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает осталь​ные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство прояв​ляется специфика и сущность философского знания.

Роль функций философии в жизни общества непрерывно возрастает. Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. Изучая философию, пытаясь понять ее смысл и назначение, мы не просто становимся образованнее, мы пытаемся спасти наше будущее.

Список использованной литературы:

1.​ Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.1. –Москва: Политиздат,1999.- 367 с.

2.​ Крапивенский, С. Э. Общий курс философии: Учебник / С. Э. Крапивенский.- Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.- 472 с.

3.​ Лешкевич, Т. Философия. Вводный курс / Т. Лешкевич.-Москва: Контур, 2001.- 464 с.

4.​ Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс.- Т. 21.-Москва, 1976.- 731 с.

5.​ Философия: Учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина.-Москва: Академический проект, 2003.- 656 с.

6.​ Философия: Учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко.-Москва: Юристъ, 2002.- 520 с.

7.​ Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Ф. Энгельс.-Москва: ИНФРА-М,1989.- 358 с.

8.​ Франкл, В. Человек в поисках смысла /В. Франкл.- Москва: ПРЕСС, 1990. – 316 с.

1 Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Ф. Энгельс.-Москва: ИНФРА-М,1989.-С.54
2 Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс.- Т. 21.-Москва, 1976.- С. 282
3 Философия: Учебник / под ред. А .Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина.-Москва: Академический проект, 2003.-С.16
4 Лешкевич, Т. Философия. Вводный курс / Т. Лешкевич.-Москва: Контур,2001.- С.151
5 Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.1. –Москва: Политиздат,1999.-С.213
6 Лешкевич, Т. Философия. Вводный курс / Т. Лешкевич.-Москва: Контур, 2001.- С.156
7 Философия: Учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина.-Москва: Академический проект, 2003.- С.18
8 Франкл, В. Человек в поисках смысла /В. Франкл.- Москва: ПРЕСС, 1990. — С. 160.

Современная западная цивилизация — цивилизация, околдованная вещами. Производство вещей и максимальное обеспечение ими людей является главной целью и задачей индустриального общества. Общество, идущее по пути технического прогресса, [49] действительно достигло высшего уровня материально-имущественного могущества, максимального обеспечения материальных потребностей и объявило эти потребности высшей ценностью человеческого бытия.

Проблема человека всегда была объектом осмысления разума, но особую остроту она приобрела в современную эпоху. Острота вопроса вызвана множеством факторов, но в основном она связана с техническим прогрессом. Технический прогресс внес существенные изменения во все сферы бытия человека.

Человек — сложный феномен. У него много аспектов и сторон, которые исследуют разные науки: биология, антропология, психология, этика, эстетика, теология, этнология, политология, экономические и правовые науки и т. д. Особая роль и значение в деле исследования человеческого феномена отводятся философии и социологии. Ставится вполне законный вопрос: почему особая? И ответ на этот вопрос лежит в сущности философии и социологии и их функциях.

Философия, конечно, не дарит нам вечность, но она помогает осмыслить жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить дух.

Таким образом, можно сделать вывод, что Гуссерль продолжает дело, начатое Кантом, и, разграничивая научную философию и мировоззрение, фактически сводит ее к теории познания. Его размышления в этом плане не говорят ничего нового о сущности философии, если, конечно, не принять во внимание его феноменологический метод. Гуссерль не видит возможности обоснования философии как научного мировоззрения, не осознает того факта, что и его мировоззрение точнл так же определено той исторической обстановкой, которая создалась в конце XIX и в начале XX века, когда общественная жизнь поставила на повестку дня гносеологический анализ теоретико-познавательных проблем величайших естественнонаучных открытий: насколько эти открытия революционизировали науки, коснувшись их основополагающих принципов, настолько философские течения этого периода специализируются в гносеологии. Исследование же мировоззренческих проблем считается менее важным занятием. Поскольку сама жизнь ставит два таких требования, постольку и мышление самого Гуссерля определено [58] назревшими задачами эпохи не в меньшей мере, чем раскритикованные им же самим философские системы. Поэтому и сама философия Гуссерля представляется определенной формой мировоззрения. В этом смысле интересен поворот самого Гуссерля и заинтересованность его именно жизненными, мировоззренческими проблемами.

Таким образом, Шестов отрицает возможность философии как науки и подчеркивает ее мировоззренческую сторону, в которой выражены субъективные отношения человека к миру. Для философии как мировоззрения существенно не научное осознание взаимоотношения мира и человека, а вера, которая связывает человека с неосознанной сутью мира. Вслед за Кантом, Шестов отрицает роль научно-теоретического познания в выработке мировоззренческих идеи и идеалов. Оба взгляда — односторонние, и ни один из них не может дать истинного понимания философии, так, чтобы признание одного аспекта не вызывало бы отрицания второго — и наоборот. В действительности, оба мыслителя одинаково разъясняют философское мировоззрение как субъективный феномен, но оценивают его по-разному.

Проанализированная критика взглядов Гуссерля справедлива только в той мере, в какой она подчеркивает однобокость сведения сущности философии к науке и отказа от исследования мировоззренческих проблем. Но однобоки и взгляды самих Л. Шестова и П. Юшкевича. Фактически, отрицанием научности они сводят философию к индивидуальному мировоззрению, выражающему только индивидуальные реакции личности. Правда, всякое философское мировоззрение содержит социально-эмоциональный подтекст, но сводить его полностью к этому невозможно. Это ошибка того же типа, что и тенденция видеть в философии только науку и игнорировать то, что она является самосознанием культуры и, поэтому, самосознанием определенной эпохи, мировоззрением определенных социальных классов, дающим им ориентиры социального поведения.

Таким образом, независимо от того, что Гуссерль признал приоритет исследования мировоззренческих проблем в философии, он все же сохранил субъективное понимание мировоззрения, тезис о невозможности философии, как научного мировоззрения. Теоретики не могут представить себе мировоззрение человека, если оно не направлено на некий абсолют или трансцендент, на некое сверхъестественное существо, не могут представить, что для человеческого мировоззрения, в первую очередь, могут представлять интерес взаимоотношения человека и окружающей действительности, объективного мира и человеческих идеалов, сущего и должного — и объективный анализ этих отношений. Безусловно, науки не могут дать мировоззрения и не претендуют на это. Физика или история не могут дать человеку исчерпывающего знания о мире и самом себе, не могут дать ориентиров социального поведения. Это — призвание философии не как теории познания или как метафизики, а как самой синтетической формы духовного человеческого поведения, которая может дать единую систему рассмотрения взаимоотношений мира и человека таким образом, чтобы определить в ней идеалы и ориентиры человеческой деятельности. Но для успешного осуществления этой миссии философия должна опираться на результаты как научного познания, так и духовно-практического освоения действительности, должна органически объединять в себе [67] как научно-теоретические, так и ценностные мировоззренческие аспекты; и в какой степени она в состоянии выполнить это объективно, в такой степени она и будет мировоззренческой наукой и научным мировоззрением.

Теперь рассмотрим сущность гуманистической функции социологии. Гуманистический характер социологии надо искать в ее функциях. Основная функция социологии — социальная диагностика и социальная терапия. Социология, на основании социальной симптоматики, должна поставить точный диагноз социальных болезней, социальной патологии и, на основании этого диагноза, наметить пути и методы исцеления, вследствие чего станет возможным преодоление социальной патологии.

Социум — ансамбль сложных структур, созданных людьми и воздействующих на людей. Они определяют положение человека в социуме, но какими же должны быть эти социальные структуры? Каким образом должны быть определены параметры структуры, чтобы стало возможной максимальная реализация разумных сущностных сил человека? Основная задача социологии — дать ответы на эти вопросы, и именно в этом должна проявиться ее гуманистическая функция. Если социология в своем действии будет опираться на подлинную философию, то она сумеет реализовать свою гуманистическую функцию. Философия должна указать социологии стратегическое направление исследования, создать идеальную модель социума, определить ту систему ценностей, осуществление которой в социуме должна взять на себя социология. Предмет исследования и философии, и социологии — человек, но философия [68] его рассматривает со стороны сущности, а социология — со стороны существования. Философия отвечает на вопрос, каким должен быть человек. А социология — каков человек в своем существовании. Философия в отношении социологии выполняет функцию путеводителя, она указывает социологии путь и направление. Только после выполениия философией своей задачи, социология должна начать осуществлять программу, основанную на философском мировоззрении.

Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, и вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на социальное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических социальных действий.

Одной из важнейшей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция, заключающаяся в разработке представлений о таких ценностях, как Справедливость, Истина, Добро, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном идеале.

Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и социологий 41 .

Социальный идеал, как отмечал П.И. Новгородцев, имеет свои корни в живой человеческой личности. Этот идеал устанавливается философией в связи с основной нравственной нормой, каковой является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании. В силу безусловности своего значения личность представляет ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала.

Данный анализ проблемы общественного идеала позволяет нам достаточно четко уяснить себе то значение, какое имеет философия для социологии в своем социально-аксиологическом аспекте.

Социология — позитивная наука и ясно, что она имеет собственные ресурсы для осуществления своих задач. Надо отметить, что сегодня она не выполняет свою функцию. Социология совместила функции мировоззрения и идеологии. Сегодня она исследует не общественное мнение, а, исходя из узко партийных интересов, сама создает общественное мнение. Несомненно, такая социология не выполняет и не сможет выполнять гуманистическую функцию.

Знание философии, в том числе и требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности, ориентации на истину и доброту. Философия способна помочь человеку преодолеть узкие рамкиы обыденного типа мышления.

Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частную научную информацию и философские категории, проявляя при этом самостоятельность и нестандартность подхода. Диалектическое мышление всегда стремится к разрешению реальных противоречий объекта и на этом пути проявляет свой творческий, антидогматический характер 51 .

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

1. Мировоззренческие функции философии

Основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

1.1. Гуманистическая функция.

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ B.C. Соловьев, размышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в том, что человеку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний.

К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним, из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умиранию в нем духовного начала. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения — и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разговоры с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы в конечном счете деградируем- В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение, философию, и последняя все больше становится лишенной этического начала. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию.

Таково существо гуманистической функции философии. Я обратился к соответствующим рассуждениям по этому вопросу трех выдающихся философов: B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и А. Швейцера не случайно: все они — представители гуманистической линии в философии, лучше других, как мне кажется, представляющие, в чем заключается, или должно заключаться, гуманистическое предназначение философии.

1.2. Социально-аксиологическая функция.

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

Коснемся лишь одного момента — общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политический режим — следствие.

Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора).

Неоднозначность связи свойственна не только отдельным частям философского знания, но и отношению философии к другим общественным наукам, например, политэкономии и политологии. Известно, например, что марксизм как политэкономия был принят не только В. И. Лениным, но многими другими политическими деятелями, в числе которых был и Г. В. Плеханов; политические же выводы из марксизма у Ленина и Плеханова, т. е. политологические построения, были различными. Если теперь взять философию, то с политэкономией К. Маркса оказались связанными и диалектический материализм, и эмпириомонизм, и неокантианство.

Из сказанного вытекает, что нет одной лишь дороги от философии к политике. Философская система, базирующаяся на материализме и диалектике, столь же мало несет ответственность за тот или иной политический режим, сколь и философия Ф. Ницше или М. Хайдеггера — за установление фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия.

Рассмотрение взглядов П.И. Новгородцева на проблему общественного идеала позволяет нам достаточно четко уяснить себе то значение, какое имеет философия для индивида и общества в своем социально-аксиологическом аспекте.

Похожие страницы:

Философия как наука (5)

. и противоречивые сочетания. Философия как наука Непосредственной целью науки является описание, объяснение . как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки .

Философия как наука (6)

. отличия и сходства Философии и Науки, их взаимосвязь и историю. Философия как наука Специфика философского знания . Предмет философии и частных наук Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявлением отношения философии к частным наукам в .

Философия как наука (7)

. 1.2 Функции философии и формы философской деятельности 1.2.1 Философия как мировоззрение 1.2.2 Философия как образ жизни 1.2.3 Философия и наука 1.2.4 Философия и религия 1.2.5 Философия и искусство 1.3 Предмет философии 1.4 Философия: за .

Философия как наука (8)

Философия как наука (3)

Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции.

Функции философии

Мировоззренческая функция философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

Фундаментальная функция философии

Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

Методологическая функция философии

Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

Гносеологическая функция философии

Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Воспитательная функция философии

Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Аксиологическая функция философии

Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой — для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Критическая функция философии

Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

Регулятивная функция философии

С помощью регулятивной функции философия влияет на взаимосогласо­ванность конкретных действий и направлений жизнедеятельно­сти человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Прогностическая функция философии

Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности.

Все философские функции тесно связаны между собой, и, в зависимости от целей, задач, установок, ситуаций степень их проявления может быть различной.

Предлагаем вам посмотреть видеоматериалы по теме:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Читайте также: