Доклад на тему регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания

Обновлено: 19.05.2024

от 17 июля 1995 года N 713

(с изменениями на 11 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 27 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 года N 809. - См. предыдущую редакцию.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст.1227) Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок издать инструкцию о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных настоящим постановлением.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации в 3-месячный срок представить в установленном порядке предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

4. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привести свои решения в соответствие с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и настоящим постановлением.

5. Внести изменения в следующие решения Правительства Российской Федерации:

абзац утратил силу с 27 апреля 2000 года - постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года N 231 - см. предыдущую редакцию;

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 1995 года N 713

ПРАВИЛА
регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

(с изменениями на 11 октября 2021 года)

С 27 марта 1997 года действие настоящих Правил распространялось на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года N 290.

- Примечание изготовителя базы данных.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет).

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

2. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

С 1 июля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2021 года N 744 пункт 2 настоящих Правил будует изложен в новой редакции.

3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

5. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 августа 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года N 599, - см. предыдущую редакцию)

6. Формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой государственной статистики.

С 1 июля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2021 года N 744 пункт 6 настоящих Правил будует изложен в новой редакции.

8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение) (абзац дополнен с 26 марта 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 года N 172; в редакции, введенной в действие с 29 августа 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года N 599; дополнен с 10 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 869 - см. предыдущую редакцию).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты (абзац дополнительно включен с 10 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 869).

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 10 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 869).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) (абзац дополнительно включен с 25 ноября 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 885).

Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.

С 1 июля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2021 года N 744 в пункт 9 настоящих Правил будут внесены изменения.

с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда (абзац в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220, - см. предыдущую редакцию);

Со времен крепостного права в России практически не существует реальной свободы передвижения и права на выбор места жительства для ее граждан. До революции 1917 года в России действовала жесткая паспортная система, исключавшая возможность свободного передвижения массы населения вне контроля со стороны властей.

Лишь в короткий постреволюционный период, в течение первых лет существования Советской власти в РСФСР и затем в СССР не выдавались паспорта, и граждане не подлежали принудительной прописке или регистрации, а их личность удостоверялась трудовыми книжками.

С 1 ноября 1920 года начинаются первые попытки паспортизации граждан – приказом Главного Управления Советской рабоче-крестьянской милиции НКВД утверждается "Инструкция о порядке выдачи паспортов и временных свидетельств". По этой инструкции паспорта выдавались лишь лицам, желающим их получить, а прописка или регистрация не требовалась.

Постановлением ВЦИК от 31 октября 1922 года был принят Гражданский кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 января 1923 года, в соответствии со ст. 5 которого каждый гражданин РСФСР и союзных советских республик получил право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать невоспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущества с ограничениями, указанными в законе, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда.

Впервые указание на место жительства в удостоверении личности было закреплено Декретом ВЦИК и СНК от 20 июня 1923 года "Об удостоверении личности". При этом органам управления прямо воспрещалось требовать от граждан РСФСР обязательного предъявления паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории РСФСР.

Однако, Декрет СНК РСФСР от 28 апреля 1925 года "О прописке граждан в городских поселениях" установил правило, по которому каждое лицо, прибывшее на жительство в дом, находящийся в пределах городского поселения, хотя бы это жительство было временным, на срок более трех дней, обязано немедленно заявить о своем пребывании домовому управлению (владельцу или арендатору) дома, гостиницы или меблированных комнат, а последние обязаны в течение сорока восьми часов внести сведения о прибывшем в домовую книгу и зарегистрировать запись в соответствующем отделении милиции.

Затем в 1932 году было принято известное Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 27 декабря 1932 года № 1917 "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов". Мотивацией принятия данного постановления было озвучено обеспечение лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов. Гражданам, меняющим место своего жительства было вменено в обязанность предъявлять свои паспорта через домоуправления для прописки в органах милиции не позднее 24 часов по прибытии на новое местожительство.

Еще более положение усугубилось в предвоенном 1940 году, когда Постановлением СНК СССР № 1667 от 10 сентября 1940 года "Об утверждении положения о паспортах" были практически закрепощены лишением права иметь паспорта колхозники и единоличники, временно работающие в период посевной или уборочной кампании в совхозах и МТС в пределах своего района. По-прежнему действовала норма, по которой граждане были обязаны прописать паспорт в 24 часа по прибытии на новое местожительство. Колхозники и приравненные к ним лица имели право прибывать в города своей области на срок до 5 суток, где были обязаны на этот период зарегистрироваться по месту проживания.

"Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".

Фактически паспорта выдавались в основном городскому населению, сельские жители имели возможность получить паспорт, но местная администрация зачастую всеми силами препятствовала оттоку с села рабочей силы.

При этом за нарушение правил прописки граждане подлежали привлечению к ответственности в виде штрафа до 100 рублей, а при повторном нарушении – уголовной ответственности в виде исправительно-трудовых работ сроком до шести месяцев или лишения свободы на срок до двух лет.

Последняя актуализация: 24 августа 2017 г.

Документы по теме:

    – ИА "ГАРАНТ", 16 декабря 2013 г. – ИА "ГАРАНТ", 16 декабря 2013 г. – ИА "ГАРАНТ", 28 ноября 2013 г. – ИА "ГАРАНТ", 25 июня 2013 г. – ИА "ГАРАНТ", 10 января 2013 г.

Материалы по теме:

Исследования:

3 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым была ужесточена ответственность за нарушения в сфере регистрации граждан по месту жительства. Результаты нашего опроса показывают, что с этим ужесточением могут столкнуться 43% граждан, которые не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства по независящим от них причинам.

15 октября 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В случае принятия законопроекта, данные поправки позволят россиянам зарегистрироваться по месту жительства в жилых домах, принадлежащих им на праве собственности и расположенных на садовых, дачных участках и землях сельскохозяйственного назначения.

Инфографика:


Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы.

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(часть десятая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

В базе данных содержится следующая информация:

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

дата и место рождения;

адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания);

данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении: серия, номер, дата выдачи и кем выдано);

реквизиты свидетельства о смерти (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) - при снятии с регистрационного учета умершего;

наименование и дата решения суда, вступившего в законную силу, - при снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, признанного безвестно отсутствующим либо выселенного из занимаемого жилого помещения или признанного утратившим право пользования жилым помещением;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 525-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.

(см. текст в предыдущей редакции)

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок формирования, ведения и использования базы данных устанавливается Правительством Российской Федерации.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

Содержание

Что такое прописка

На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.

Отличие постоянной регистрации от временной

Постоянная регистрация — это регистрация по месту жительства. Местом жительства могут быть собственный дом или квартира, оформленные в собственность, купленные или полученные в наследство. Также это жилье, которое оформлено по договору социального найма. Штамп о постоянной регистрации ставится в паспорт. Она действует бессрочно, пока человек сам не пожелает сняться с регистрационного учета в связи с переездом или другими причинами. Также его могут выписать по решению суда, например, если человека признали безвестно отсутствующим.

Зачем нужна постоянная регистрация

Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.

Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.

Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.

Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.

Где можно оформить регистрацию

Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.

Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.

А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).

Постоянная регистрация на даче

С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.

На дачу нужно оформить технический паспорт БТИ, после чего она переоформляется в индивидуальный жилой дом, ему должен быть присвоен почтовый адрес (иначе регистрация по месту жительства будет невозможна). Перевести дачу (после соблюдения всех перечисленных условий) в индивидуальный жилой дом получится, если он не расположен на землях, где запрещено жилищное строительство. Это могут быть земли особо охраняемых территорий, водного и лесного фонда и т. д.

Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.

Можно ли жить без постоянной прописки

По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.

Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.

Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Постоянная регистрация: риски для собственника

Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.

Как прописаться в квартире

Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:

· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

Список документов:

· заявление, подписанное вами или собственником помещения;

· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;

· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;

· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;

· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.

Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.

Как сняться с постоянной регистрации

Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).

При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.

В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.

По закону вам нужно иметь регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.

Если вы планируете снимать жилье и хотите зарегистрироваться по месту пребывания, вам нужно получить согласие:

  • всех собственников жилого помещения, если квартира находится в собственности;
  • нанимателей и членов их семей, если квартира находится в государственном или муниципальном жилом фонде;
  • правления ЖСК или ЖК , если члены кооперативов не являются собственниками жилья.

Регистрацию по месту пребывания можно оформить на любой срок, но он должен быть согласован с собственниками жилого помещения.

Вы также можете подать заявление в электронном виде, заполнив его на Едином портале государственных услуг, или лично в подразделениях ГУ МВД России по г. Санкт Петербургу и Ленинградской области.


Полное наименование:

Государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Результат предоставления

Срок предоставления

Стоимость

Заявители

  1. Граждане Российской Федерации, достигшие 14‑летнего возраста.
  2. Один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина Российской Федерации — в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14‑летнего возраста или граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными) (законные представители).

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области (Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области).
  2. Подает необходимые документы и заявление:
    • по форме — в случае регистрации по месту пребывания;
    • по форме — в случае регистрации по месту жительства;
    • в произвольной письменной форме о снятии гражданина с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) — в случае снятия с регистрационного учета по месту пребывания;
    • в произвольной письменной форме об аннулировании гражданину регистрации по месту пребывания собственником (нанимателем) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, согласие на временное проживание которому он не давал, в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина — в случае снятия с регистрационного учета по месту пребывания;
    • о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия — в случае снятия с регистрационного учета по месту жительства.
  3. Получает расписку о приеме документов.
  4. Получает в Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области:
    • штамп в паспорт о снятии с регистрационного учета по месту жительства и штамп о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту жительства по форме №8 (для лиц, не достигших 14‑летнего возраста) — в случае регистрации гражданина по месту жительства;
    • свидетельство о регистрации по месту пребывания по форме №3 — в случае регистрации гражданина по месту пребывания;
    • штамп в паспорт о снятии с регистрационного учета по месту жительства, штамп о снятии с регистрационного учета по месту жительства в свидетельство о регистрации по месту жительства (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) — в случае снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не имеется.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуг

II. Формирование и направление межведомственного запроса

Ответственное лицо:

III. Рассмотрение документов и принятие решения

Ответственное лицо в течение рабочего дня, следующего за днем регистрации заявлений о регистрации, снятии с регистрационного учета:

IV. Оформление документов, подтверждающих результат предоставления государственной услуги

Ответственное лицо в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения:

V. Выдача документов, подтверждающих результат предоставления государственной услуги

Ответственное лицо:

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

А) В случае регистрации совершеннолетнего гражданина по месту пребывания

При предъявлении документа, являющегося основанием для временного проживания в жилом помещении, удостоверенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, или его копии, верность которой засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, данный документ лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не удостоверяется, подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя в нем удостоверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

Согласие на временное проживание гражданина в жилом помещении удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Б) В случае регистрации по месту пребывания несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14‑летнего возраста

  1. Заявление о регистрации по месту пребывания по форме*.
  2. Свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14‑летнего возраста.
  3. Паспорта законных представителей или близких родственников, находящихся вместе с несовершеннолетними гражданами, не достигшими 14‑летнего возраста.
  4. Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (при установлении опеки или попечительства).
  5. Письменное согласие законных представителей (обоих родителей, опекуна).

В) В случае регистрации по месту пребывания в общежитии граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования

  1. Заявление о регистрации по месту пребывания по форме*, заверенное должностным лицом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  2. Паспорт.

Г) В случае регистрации лица без определенного места жительства по месту пребывания по адресу организации социального обслуживания лиц без определенного места жительства

  1. Заявление о регистрации по месту пребывания по форме*.
  2. Паспорт (при наличии).

Д) В случае регистрации по месту пребывания гражданина, обратившегося с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем

  1. Заявление о регистрации по месту пребывания по форме*.
  2. Выданное МВД России или его территориальными органами направление на временное поселение.

Е) В случае регистрации совершеннолетнего гражданина по месту жительства

Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Ж) В случае регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14‑летнего возраста

  1. Заявление о регистрации по месту жительства по форме**.
  2. Свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14‑летнего возраста.
  3. Паспорта законных представителей. В случае невозможности представления документов, удостоверяющих личность обоих родителей, при регистрации несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, возможно представление родителем, являющимся заявителем, заявления в произвольной форме о причинах невозможности представления по объективным причинам документа, удостоверяющего личность второго родителя.
  4. Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости).

З) В случае регистрации по месту жительства гражданин, относящийся к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущий кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющий места, в котором он постоянно или преимущественно проживает

  1. Заявление о регистрации по месту жительства по форме**.
  2. Паспорт.
  3. Документ, подтверждающий ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципального района.

И) В случае снятия с регистрационного учета по месту пребывания

В случае снятия несовершеннолетних граждан с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания, необходимо предоставить свидетельство о рождении или акт органа опеки для подтверждения полномочий законного представителя, дающего согласие на снятие несовершеннолетнего с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания.

К) В случае снятия с регистрационного учета по месту жительства

  1. Заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания.
  2. Паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14‑летнего возраста).

* Заявление о регистрации по месту пребывания оформляется в одном экземпляре и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.

Заявление о регистрации по месту пребывания подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.

** Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.

Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.

Читайте также: