Структура музыкальности ребенка доклад

Обновлено: 18.05.2024

3.Определение возрастной динамики музыкального развития детей.

1.Ананьев. О соотношении способностей и одаренности. /Сб. Проблемы способностей. - Изд. АПН, 1962.

2.Блинова. Физиологические основы ладового чувства. - Вып. 1., Музгиз, 1962.

3.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1990.

7.Левитов. Проблема экспериментального изучения способностей /Сб. Проблемы способностей. - М., 1962.

8.Мясищев. О связи склонностей и способностей. /Сб. Склонности и способности. - Л., 1962.

10.Програма воспитания и обучения в детском саду. - М., 1985.

11.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. /Сб. Проблемы индивидуальных различий. - Изд. АПН РСФСР, 1961.

12.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей /Автореф. доктор. дис. М., 1993.

13.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1994.

1.Пользуясь структурой музыкальности разработайте анкету обследования тех или иных музыкальных способностей детей.

2.Составьте индивидуальные характеристики музыкального развития детей из средней, старшей и подготовительной групп, используя показатели уровня музыкального развития.

3.Опишите диагностику развития музыкальных способностей.

Тема 5. Виды музыкальной деятельности

Вопросы для обсуждения:

1.Музыкальное восприятие в процессе слушания музыки.

2.Пение - основной вид детской музыкальной деятельности.

3.Индивидуальная и ансамблевая игра на детских музыкальных инструментах.

1.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1986.

5.Ендовицкая. Особенности развития звуковысотной различительной чувствительности в дошкольном возрасте /Сб. Развитие детского голоса. /Под ред. Шацкой, изд. АПН РСФСР, 1963.

6.Запорожец. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. Там же.

8.Програма воспитания и обучения в детском саду. - М., 1985.

Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. М., 1993.

Учите детей петь. /Под ред. Орловой Т.М. - М., 1988.

1.Подготовить доклады на тему:

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Средняя школа при Посольстве России в Эфиопии

hello_html_m3f5bf1cf.jpg

Доклад составила и прочитала учитель музыки Якунина Елена Станиславовна

13 января 2020 год

Актуальность

Развитие музыкальности детей было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Через воздействие на эмоционально – чувственную сферу музыка влияет на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развитие познавательных сторон личности учащихся. Проблемы, связанные с исследованием музыкальных способностей и выявлением возможностей и закономерностей их развития, занимают одно из центральных мест в музыкальной педагогике.

Как показывают педагогические наблюдения, многие учащиеся за время обучения в образовательных учреждениях так и не научились некоторым важным для музыканта вещам и не приобретают таких умений, как подбор мелодии по слуху, аккомпанемента к ней, способность к импровизации.

Большое значение творческой деятельности в развитии музыкальности детей отмечал Д.Б. Кабалевский. Он считал, что все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть, вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то своё, новое, лучшее. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, а значит уверенно.

Теоретические основы формирования музыкальности учащихся младших классов на уроках фортепиано.

Музыкальные способности определяются современной психологией и педагогической как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека. Развивающиеся музыкальные способности позволяют человеку более тонко чувствовать красоту, выразительность музыки, воспринимать в ней определённое художественное содержание и воспроизводить в своём исполнении. Полноценное музыкальное развитие (восприятие, исполнение, творчество) требует от человека не только высокоорганизованных специальных способностей, но и высокого уровня общего развития, богатой эмоциональной культуры, тонкой наблюдательности творческого воображения.

Музыкальность ребёнка является сложным сочетанием природного (врождённого) и приобретённого в практической музыкальной деятельности опыта.

Все музыкальные способности развиваются в условиях взаимодействия: не может быть одной способности при полном отсутствии других.

В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано с именем Б. М. Теплова. Он считал, что структура музыкальных способностей состоит:

1) из ладового чувства;

2) слухового представления;

3) музыкально-ритмического чувства.

Эти три частные способности образуют стержень музыкальности , т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.

Музыкальность целесообразно развивать с раннего детства. В процессе развития музыкальности развиваются и общие способности ребёнка: внимание, память, эмоции, мышление, творческое воображение, укрепляется воля и др. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей и интереса.

Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие и музыкальная одарённость.

В понятие музыкальной одарённости Теплов включает не только специфические проявления психических свойств человека, но и общие качества личности, которые участвуют и в музыкальной, и в художественно-творческой деятельности. Это сила, богатство и инициативность воображения, сочетание в нём слуховых и зрительных образов; умение эмоционально погружаться в музыкальное произведение и концентрировать на нём все душевные силы; особенности внимания, памяти, уровень знаний, жизненный опыт.

Структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в зависимости от характера музыкального обучения и накопления музыкального опыта человека: в разных возрастных группах наблюдается разное соотношение опорных, ведущих и фоновых компонентов структуры музыкальных способностей.

1) интонационный слух

2) чувство ритма;

5) музыкально - продуктивная способность.

Принципы, формы и методы формирования музыкальности у учащихся младших классов

на уроках фортепиано.

Формирование самостоятельного музыкального мышления начинающего музыканта тесно взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки, осмысленности и выразительности в исполнении репертуара. Важнейшим фактором здесь является использование элементов целостного анализа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения в единстве с его формой. На начальном этапе обучения ребёнок сможет определить общий характер пьесы, темп, динамику, регистры, количество частей. Объяснение музыкальной фразы как небольшой, относительно законченной части музыкальной темы рекомендуется проводить на фразах, которые оканчиваются паузой или долгим звуком. В образной, игровой форме детям объясняются такие важнейшие понятия, как темп, артикуляция, динамика. Преподаватель должен руководить творческой деятельностью своих учеников: детское творчество опирается на знания и навыки, полученные в процессе обучения. С другой стороны, творческое музыцирование активизирует процесс обучения, приучая детей к свободному владению музыкальным материалом.

Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Для самостоятельного музицирования необходимо формирование у учащегося целого ряда качеств, позволяющих получать эстетическое наслаждение от проигрывания сочинений. Для того чтобы музыкальность ребёнка была раскрыта в полной мере надо добиться того, чтобы на уроках фортепиано осуществлялась деятельность художественная по содержанию и учебная по форме. Такое становится возможным тогда, когда учащиеся сами воспроизводят процесс рождения музыки - самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел автора. При этом учащиеся проникают в произведение, познав саму природу музыкального творчества. Специфика каждого урока определяется содержанием учебного материала, комплексом учебно-воспитательных целей, познавательными возможностями учащихся совокупностью и последовательностью применения дидактических приемов и средств, посредством которых преподаватель задаёт определённые виды деятельности учащихся и управляет их обучением, воспитанием и развитием. Сущность урока составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Урок фортепиано – основная форма музыкального обучения и воспитания учащихся ДШИ, ДМШ. В концепцию такого урока закладываются такие составляющие, как:

- изучаемая музыкальная тема и учебный материал, обуславливающий его конкретное наполнение;

- художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;

- психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-познавательные возможности, музыкальные способности учащихся;

- творческие и исполнительские задатки учащихся;

Определяя концепцию занятия фортепиано, важно представлять себе основы его драматургии. В зависимости от ритма урока учитель - музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия.

Организационно-педагогическими условиями, способствующими эффективности проведения занятия фортепиано, являются:

- соответствие учебного материала и его изложения основным дидактическим принципам обучения;

- установление связи изучаемых произведений искусства с явлениями и образами окружающей действительности;

- содействие созданию атмосферы комфорта для проявления духовной свободы посредством эмоциональной открытости педагога и учащихся;

- высокое качество музыкального инструмента.

Основными принципами организации музыкальной деятельности детей является планомерность, преемственность, последовательность, системность и увлечённость. Развитие музыкального мышления, музыкальных, творческих способностей и художественного вкуса у учащихся младших классов происходит в различных формах музыкальной деятельности с помощью разнообразных методов. Наряду с вышеуказанными закономерностями и дидактическими принципами педагогического процесса методика музыкального воспитания учащихся подразумевает следующие закономерности:

- коммуникативные (зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников);

- организационные (зависимость результатов от работоспособности учащихся);

- психологические (зависимость результатов от интереса детей к музыкальным занятиям, возрастных особенностей, степени постоянства внимания, уровня развития памяти).

Процесс формирования музыкальности можно представить как повышение интереса к музыкальным впечатлениям, которые порождают потребность к слушанию музыки и её исполнению (импровизации). При решении проблем развития музыкальности детей необходимо учитывать то что

каждая способность (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, музыкальное воображение) это сложное образование, состоящее из множества взаимодействующих компонентов, в том числе моментов общей одарённости и личных качеств. Трансформируясь в специальные музыкальные способности, они содействуют их развитию от элементарных к более сложным составляющим и обеспечивают их объединение в целостную систему.

Особое значение в педагогическом процессе имеет достижение единства эмоционального и сознательного в развитии личности, что значительно повышает психические возможности учащихся и позволяет педагогу – музыканту расширять спектр средств педагогического воздействия. Это становится возможным благодаря постоянному и активному привлечению связей музыки с жизнью, заострению внимания ученика на жизненном содержании музыки и её выразительных средствах, подключению музыкальных знаний и внемузыкальных ассоциаций, выявлению и обогащению музыкально - художественного и общего жизненного опыта учащихся.

Практика подтверждает, что целенаправленное педагогическое воздействие эффективно формирует и развивает музыкально – творческие способности учащихся младшего возраста.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977г.

Асафьев Б. В. О музыкально - творческих навыках у детей.//Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973г.

Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики 20 века //Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974г.

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002г.

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: ИПРАН, 1997г.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - Просвещение, 1968г.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. – М., 1991г.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: Магистр,1993г.

КабалевскийД.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение,1984г.

Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. – Таланты 21 век, 2004г.

Красильников И.М. Музыкально – творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах. Автореф. канд. дис. - М., 1997г.

Критская Е. Д. Интонационный анализ – творчество учителя и ученика. / Искусство в школе. – М.: 1993г.

Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. – М., 1998г.

Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. - М.: музыка, 1991г.

Никитин А. А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов: Автореф. канд. дис. - Вильнюс, 1981г.

Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студ. и преподав.- М.: Академический Проект, 2006г.

Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003г.

выполнила Фралкова Е.К.

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку. Её решению подчинены задачи обучения детей различным видам элементарной музыкальной деятельности, формирования у них музыкальных способностей и основ высокого музыкального вкуса, а также многие другие, собственно музыкальные и связанные с общим психическим развитием. Предложенный ряд задач определяется возрастными особенностями детей-дошкольников и особенностями музыки как искусства.

Музыка – самое сложное из искусств. Её сложность определяется не столько тем, что она состоит из очень большого числа самых разных средств музыкальной выразительности, сколько абстрактным характером музыкального художественного образа. С этими особенностями музыки связана сложность и сугубая индивидуальность её восприятия. Музыка представляет собой временное искусство, она течёт во времени, что делает очень непростой задачу восприятия целостного музыкального образа.

Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмоций, как искусства выражения многогранных отношений человека к миру и самому себе делают содержание и язык музыки закрытым для человека на ранних этапах его развития. Ребёнка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит дать возможность их пережить.

Многие родители наблюдали, что сначала малыш, стоя в кроватке, полуприседает в такт музыке и как бы подпевает, радуясь её звучанию. На раннем этапе музыкального развития музыка не является для ребёнка информативной сама по себе. Он реагирует на заключённый в ней общий эмоциональный импульс, на её звучание как на новый появившийся объект. Ребёнок обращает внимание на чисто внешние моменты ситуации: на аппаратуру, воспроизводящую музыку, если она звучит в записи, на человека, играющего на каком-то музыкальном инструменте, и т.д. И лишь по мере накопления запаса музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности в её самых различных формах у ребёнка формируется система сначала элементарных, а затем всё более сложных музыкальных способностей, которая позволяет ему понимать содержание музыки, эмоционально на неё откликаться. У малыша появляются любимые музыкальные произведения, формируется потребность в общении с музыкой. Возникновение в потребности в музыке – важнейший момент музыкального развития ребёнка. Пусть этот ребёнок проходит со взрослыми: педагогами-музыкантами или родителями, которые являются его проводниками в мир музыкальных образов. Для того, чтобы деятельность педагога была успешной, требуется многое: любовь к музыке и ребёнку, профессионализм, соответствие поставленных задач возможностям ребёнка и прежде всего уроню развития его музыкальности – иначе ребёнок не сможет воспринимать музыку, понимать, переживать её.

В последние тридцать лет в работах по музыкальной психологии утвердились тенденции к расширению сферы музыкальности, её интеллектуализации. Выделению общих музыкальных способностей, отражающих восприятие и понимание целостного музыкального образа.

В ряде работ в качестве самостоятельной способности фигурирует и музыкальная память. Авторы подчёркивают естественную связь музыкальной памяти с музыкальным слухом и чувством ритма, но, тем не менее, считают её самостоятельной музыкальной способностью.

Изучение проблемы онтогенеза музыкальности в процессе многолетнего экспериментального исследования и анализ литературы позволил нам представить структуру музыкальности как состоящую из двух основных частей: эмоциональной отзывчивости на музыку и познавательных способностей.

Эмоциональную отзывчивость на музыку мы вслед за Б.М.Тепловым считали центральным образованием структуры музыкальности, её главным показателем, поскольку как уже было сказано выше, музыка по самому своему содержанию представляет собой явление, прежде всего эмоциональное.

Познавательные музыкальные способности мы рассматриваем как состоящие из трёх подструктур: сенсорных музыкальных способностей (музыкальный слух и чувство ритма), музыкального мышления (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальной памяти.

Каждая из познавательных музыкальных способностей представляет собой системное образование, состоящее из компонентов различной сложности.

Так, например, к элементарным компонентам системы музыкального слуха, которые формируются в условиях элементарной музыкальной деятельности, относится тембровый, динамический и звуковысотный относительный слух. Если говорить о более сложных компонентах этой системы, формирующихся в условиях более сложных видов музыкальной деятельности, то это такие виды слуха, как абсолютный, тональный, полифонический и др. В системе чувства музыкального ритма выделяются такие его компоненты, как чувство темпа, чувство метра чувство ритмического рисунка.

Сейчас обозначим только самые общие закономерности развития музыкальности.

Музыкальность как система музыкальных способностей не только развивается, но и формируется в музыкальной деятельности, в каждом её виде. Однако в некоторых видах музыкальной деятельности те или иные способности развиваются наиболее успешно. Так чувство музыкального ритма лучше всего развивается в музыкальном движении, звуковысотный слух – в пении и игре по слуху на музыкальном инструменте, репродуктивный компонент музыкального мышления – в процессе слушания и анализа музыки, продуктивный компонент музыкального мышления – в процессе импровизации и сочинения музыки.

Музыкальность как многоуровневая система специальных музыкальных способностей, необходимых для восприятия и создания музыкальных художественных образов, развивается в онтогенезе во взаимодействии этих способностей.

Каждая музыкальная способность состоит из компонентов различной сложности и развивается в онтогенезе от простых к всё более сложным составляющим. При этом элементарные компоненты той или иной способности не исчезают с появлением более сложных, а продолжают развиваться. Так, например, тембровый и динамический слух – первые ласточки элементарной системы музыкального слуха, - дав жизнь звуковысотному, а вслед за ним и другим видам музыкального слуха, сами достигают в будущем высочайших уровней развития в сложных видах музыкальной деятельности.

В связи с этим, а каждом этапе онтогенеза система музыкальности человека представляет собой качественно особое образование. Его характеристика включает в себя как возрастные, так и индивидуальные показатели развития каждой музыкальной способности.

Однако в дошкольном детстве основной задачей музыкального воспитания и образования, как мы уже говорили, является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Если мы сумеем её сформировать, всё остальное станет делом продуктивных музыкальных технологий, помогающих становлению музыкальных способностей ребёнка, возникновению у него потребности в музыке, желанию жить в ней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глава 1. Восприятие музыки как средство развития музыкальной культуры младших школьников.

1.2 Особенности развития музыкального восприятия у младших школьников

1.3 Этапы восприятия музыки в младшем школьном возрасте

1.4. Музыкальный репертуар

Выводы по 1 главе

Глава 2. Практическая реализация элементов системы работы в период прохождения практики

2.1. Анализ программ по музыке в начальной школе

2.2. Проведение анкетирования

2.3. Планирование форм работы по развитию музыкальной культуры младших школьников

Выводы по 2 главе

Список использованной литературы

Актуальность исследования. Музыкальное искусство имеет большое значения для формирования эстетического вкуса и духовной культуры человека. Формирования активного восприятия и оценивания музыки – уникальное средство развития единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, поскольку она оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие личности. Музыкальное искусство, содержащее в себе огромный мир идей, мыслей, образов и чувств, становится достоянием только при условии специальной организации его познания. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слушания музыка как искусство не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Определением значимости музыкального воспитания в развитии детей, формированием их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях О.А.Апраксина, Д.Б. Кабалевский, М.Г.Рыцарева, Б.М.Теплов, Т.В.Челышева и другие. В педагогике музыкального образования, проблемами, связанными с начальным этапом музыкального воспитания детей, занимались А.Д.Артоболевская, Ю.Б.Алиев, М.Г.Головина, Н.М.Черноиваненко и другие. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки оставили свой труд Т.А Колышева, Н.В.Соколова и другие.

Практическая значимость заключается в разработке конспектов и сценариев уроков с использованием нетрадиционных форм, и приемов, обеспечивающих формирование музыкальной культуры младших школьников на уроках по дисциплинам музыкально-теоретического цикла

Объект исследование – учебно-воспитательный процесс, развивающийся в общеобразовательной организации, процесс музыкального воспитания младших школьников

Предмет - формы и методы развития активного восприятия музыки как основы музыкального воспитания младших школьников.

Для успешного проведения исследования нами была сформулирована гипотеза: если систематически проводить работу по развитию активного восприятия музыки, то это будет способствовать повышению уровня музыкальной культуры младших школьников.

Целью нашей курсовой работы является обоснование педагогических путей эффективного развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста на уроках музыки и определение роли музыкального восприятия в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1.Выявить адекватные методы развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста

2. Определить средства формирования музыкального репертуара у младших школьников

3. Разработать и экспериментально обосновать методики работы по развитию музыкальной культуры младших школьников

4. Обобщить результаты исследования;

5. Сделать вывод по проблеме исследования.

Этапы работы:

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

-отбор и чтение методической литературы;

-сопоставление данных из различных источников;

-анкетирование

База исследования – учащиеся, педагоги

Структура работы- титульный лист, продуманное содержание, сформулированное введение, основной текст, который разбит на определённые главы, параграфы, подведённое заключение, оформленный список литературы.

Музыкальная культура и музыкальное восприятие является неотъемлемой частью эстетического воспитания. В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры.

В исследовании Г.В. Шостак под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки -- пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Согласно деятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является проекцией человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум, группа или род) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной группы, культуру личности. Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:

· индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

· музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей.

Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как набор музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя. Исследователи указывают на такие её составляющие, как: внутреннее приятие или неприятие определённых жанров и видов музыкального искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-литературный фольклор и пр.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - компонент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.

Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах С.Н.Беляевой-Экземплярской, Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, М.Нильсон, А.Катинене, О.П.Радыновой, С.М.Шоломович и др.

Элементы музыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой:

· потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;

· музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;

· оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

· уровень развития художественных предпочтений;

· участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

· информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные компоненты выделяет Л.В. Школяр:

· музыкальный опыт школьников;

· музыкально-творческое развитие школьников.

Критериями наличия музыкального опыта могут выступать:

· уровень общей осведомлённости о музыке;

· наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений;

· мотивация обращения ребёнка к той или иной музыке - что ребёнок ищет в ней, что ждёт от неё.

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала послушать, исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; двигаясь под музыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать в движении свое отношение к произведению.

Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе он определяется как слушание или слушание-восприятие. Здесь учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Таким образом, основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию музыкального вкуса.

Музыкальное восприятие характеризуется определенными свойствами. Некоторые из них специфичны именно для музыкального восприятия (эмоциональность, образность), другие являются общими для всех видов восприятия (целостность, осмысленность, избирательность). Свойства музыкального восприятия в настоящее время еще только исследуются как теоретически, так и экспериментально. Судить о них можно опираясь на высказывания музыкантов теоретиков, педагогов и на наблюдения за конкретными проявлениями этих свойств при восприятии музыки.

М.П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно сформировать y детей элементарные навыки восприятия музыкальных структур, поскольку анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Вместе c тем Б.М. Теплов писал, что одной из педагогических трудностей при развитии восприятия музыки является сохранение эмоционального отношения при всевозрастающей сознательности

1.2 Особенности развития музыкального восприятия у младших школьников

Воспитание и развитие личности ребенка – основная цель начального общего образования. Достижение этой цели невозможно без изучения искусства в целом и музыкального искусства в частности.

С самых первых уроков необходимо воспитывать в детях умение слушать музыку и размышлять о ней. При этом, всемерно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное её восприятие.

Первый шаг в процессе музыкального воспитания младших школьников – развитие музыкального восприятия, поскольку настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке. Особенности развития восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить на уроке песню, её сначала необходимо прослушать. Затем, исполняя её, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность её звучания и т.д.

Говоря о музыкальном восприятии у ребенка именно младшего школьного возраста, необходимо отметить следующие, характеризующие его черты:

1. Преобладание неспецифических музыкальных средств в слуховом образе музыки над высотно-ритмическими отношениями;

2. Единый и неделимый характер образа, где все аспекты звучания, как бы сливаясь в сознании, фокусируются на чем-то одном (например, на тембровой или темпо-ритмической стороне музыки);

3. Фрагментарность, когда музыкальное целое воспринимается не как система, но как совокупность отдельных фрагментов;

4. Тяга к повторению коротких фраз в качестве ведущего ориентира музыкальной мысли и боязнь незнакомого материала (как следствие детской приверженности к копированию).

Об успешном развитии музыкального восприятия свидетельствует достаточный слушательский опыт и информационный базы. Особенностью восприятия музыки школьниками является отличие восприятия музыки у взрослого человека. Так, у взрослого человека музыка способна вызвать более жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить музыкальное воспроизведение. Но при этом, уже в младшем школьном возрасте у детей наблюдаются значительные успехи в развитии музыкального восприятия, сравнивая с теми детьми, с кем работа по развитию восприятия музыки целенаправленно не проводится.

М.П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно сформировать y детей элементарные навыки восприятия музыкальных структур, поскольку анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Вместе c тем Б.М. Теплов писал, что одной из педагогических трудностей при развитии восприятия музыки является сохранение эмоционального отношения при всевозрастающей сознательности.

Этапы восприятия музыки в младшем школьном возрасте

В процессе восприятия музыки в младшем школьном возрасте мы можем выделить несколько этапов:

-этап возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие,

-этап понимания и переживания,

-этап интерпретации и оценки,

Осознавая, что это деление условно, поскольку последовательность этапов может меняться, один период восприятия может сливаться с другим.

Выделяют 3 стадии восприятия, наиболее характерных для формирования музыкальной культуры младших школьников. Которые характеры для формирования музыкальной культуры

Первая стадия музыкального восприятия при первом, а часто и последующих прослушиваниях музыкального произведения отличается смутностью, нерасчлененностью. Воспринимая произведение в первый раз, младший школьник, получает лишь общее представление о музыкальном образе.

Вторая стадия музыкального восприятия связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или в отрывках.

Анализ содержания произведения может происходить в процессе пропевания его основных тем, пластического выражения отношения к музыке через поиск выразительных жестов, движений, мимики, соответствующих интонационной природе образа, привлечения несложного инструментария для выделения каких-либо средств выразительности. Следовательно, акцент на второй стадии восприятия как бы перемещается с непосредственно эмоционального на слуховой и мыслительный акты. Целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному, аналитическому, осмысленному.

Третья стадия музыкального восприятия - это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащенное возникшими ранее музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На третьей стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при первом прослушивании, и осмысленное ее восприятие, связанное с проведенным анализом средств музыкальной выразительности. Именно на третьей стадии восприятия становится возможным творческое восприятие музыки, которое окрашивается индивидуальным отношением ребёнка к произведению, его личностной оценкой.

Читайте также: