Графическое представление процесса доклад

Обновлено: 25.06.2024

Современную науку невозможно представить без применения графиков. Они стали средством научного обобщения.

Выразительность, доходчивость, лаконичность, универсаль­ность, обозримость графических изображений сделали их неза­менимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставлениях социально-экономических явле­ний.

Впервые о технике составления статистических графиков упо­минается в работе английского экономиста У. Плейфейра "Коммер­ческий и политический атлас", опубликованной в 1786 г. и поло­жившей начало развитию приемов графического изображения ста­тистических данных.

Трактовка графического метода как особой знаковой системы -искусственного знакового языка - связана с развитием семиоти­ки, науки о знаках и знаковых системах.

Знак в семиотике служит символическим выражением некото­рых явлений, свойств или отношений.

Существующие в семиотике знаковые системы принято разде­лять на неязыковые и языковые.

Неязыковые знаковые системы дают представление о явле­ниях окружающего нас мира (например, шкала измерительного прибора, высота столбика ртути в термометре и т. д.).

Языковые знаковые системы выполняют сигнальные функ­ции, а также задачи сопоставления совокупностей явлений и их анализа. Характерно, что в этих системах сочетание знаков при­обретает смысл только тогда, когда их объединение производит­ся по определенным правилам.

В языковых знаковых системах различают естественные и ис­кусственные системы знаков, или языков.

С точки зрения семиотики человеческая речь, выраженная зна­ками-буквами, составляет естественный язык.

Искусственные языковые системы используются в различных областях жизни и техники. К ним относятся системы математичес­ких, химических знаков, алгоритмические языки, графики и др.

Не исключая естественного языка, искусственные, или симво­лические языки упрощают изложение специальных вопросов оп­ределенной области знаний.

Таким образом, статистический график - это чертеж, на ко­тором статистические совокупности, характеризуемые определен­ными показателями, описываются с помощью условных геомет­рических образов или знаков. Представление данных таблицы в виде графика производит более сильное впечатление, чем циф­ры, позволяет лучше осмыслить результаты статистического на­блюдения, правильно их истолковать, значительно облегчает по­нимание статистического материала, делает его наглядным и до­ступным. Это, однако, вовсе не означает, что графики имеют лишь иллюстративное значение. Они дают новое знание о предмете исследования, являясь методом обобщения исходной информа­ции.

Значение графического метода в анализе и обобщении дан­ных велико. Графическое изображение прежде всего позволяет осуществить контроль достоверности статистических показате­лей, так как, представленные на графике, они более ярко пока­зывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение зако­номерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случае установления пер­воначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработ­ке. Графики также широко используются для изучения структу­ры явлений, их изменения во времени и размещения в про­странстве. В них более выразительно проявляются сравнивае­мые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу.

При построении графического изображения следует соблюдать ряд требований. Прежде всего график должен быть достаточно наглядным, так как весь смысл графического изображения как ме­тода анализа в том и состоит, чтобы наглядно изобразить стати­стические показатели. Кроме того, график должен быть вырази­тельным, доходчивым и понятным. Для выполнения вышепере­численных требований каждый график должен включать ряд ос-ковных элементов: графический образ; поле графика;

пространственные ориентиры; масштабные ориентиры; экспли­кацию графика.

Рассмотрим подробнее каждый из указанных элементов. Графический образ (основа графика) - это геометрические знаки т. е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Важно правильно выбрать графический образ, который должен соответствовать цели графи­ка и способствовать наибольшей выразительности изображаемых статистических данных. Графическими являются лишь те образы, в которых свойства геометрических знаков - фигура, размер ли­ний, расположение частей - имеют существенное значение для вы­ражения содержания изображаемых статистических величин, при­чем каждому изменению выражаемого содержания соответствует изменение графического образа.

Поле графика - это часть плоскости, где расположены графи­ческие образы. Поле графика имеет определенные размеры, ко­торые зависят от его назначения.


Пространственные ориентиры графика задаются в виде систе­мы координатных сеток. Система координат необходима для разме­щения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распрост­раненной является система прямоугольных координат (рис. 5.18). Для построения статистических графиков используется обычно только первый и изредка первый и четвертый квадраты. В практике графического изображения применяются также по­лярные координаты. Они необходимы для наглядного изображения цикли­ческого движения во времени. В

по­лярной системе координат (рис. 5.1) один из лучей, обычно правый гори­зонтальный, принимается за ось коор­динат, относительно которой опреде­ляется угол луча. Второй координатой считается ее расстояние от центра сетки, называемое радиусом. В ради­альных графиках лучи обозначают моменты времени, а окружности -величины изучаемого явления. На статистических картах пространственные ориентиры задаются контурной сеткой (контуры рек, береговая линия морей и океанов, границы государств) и определяют те терри­тории, к которым относятся статистические величины.

Масштабные ориентиры статистического графика определя­ются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статис­тического графика - это мера перевода числовой величины в гра­фическую.

Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки ко­торой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала имеет большое значение в графике и включает три элемента: линию (или носитель шкалы), определенное число помеченных черточками точек, которые расположены на носителе шкалы в определенном порядке, цифровое обозначение чисел, соответствующих отдель­ным помеченным точкам. Как правило, цифровым обозначением снабжаются не все помеченные точки, а лишь некоторые из них, расположенные в определенном порядке. По правилам числовое значение необходимо помещать строго против соответствующих точек, а не между ними (рис. 5.2).


Рис. 5.2. Числовые интервалы

Носитель шкалы может представлять собой как прямую, так и кривую линии. Поэтому различают шкалы прямолинейные (на­пример, миллиметровая линейка) и криволинейные - дуговые и круговые (циферблат часов).

Графические и числовые интервалы бывают равными и нерав­ными. Если на всем протяжении шкалы равным графическим ин­тервалам соответствуют равные числовые, такая шкала называ­ется равномерной. Когда же равным числовым интервалам со­ответствуют неравные графические интервалы и наоборот, шкала называется неравномерной.

Масштабом равномерной шкалы называется длина отрезка (гра­фический интервал), принятого за единицу и измеренного в каких-либо мерах. Чем меньше масштаб (рис. 5.3), тем гуще располагаются на шкале точки, имеющие одно и то же значение. Построить шкалу -это значит на заданном носителе шкалы разместить точки и обозначить их соответствующими числами согласно условиям задачи.

Как правило, масштаб определяется примерной прикидкой воз­можной длины шкалы и ее пределов. Например, на поле в 20 кле­ток надо построить шкалу от 0 до 850. Так как 850 не делится удоб­рю на 20, то округляем число 850 до ближайшего удобного числа,


Рис. 5.3. Масштабы

в данном случае 1000 (1000 : 20 = 50), т. е. в одной клетке 50, а в двух клетках 100; следовательно, масштаб - 100 в двух клетках.

Из неравномерных наибольшее распространение имеет лога­рифмическая шкала. Методика ее построения несколько иная, так как на этой шкале отрезки пропорциональны не изображаемым величинам, а их логарифмам. Так, при основании 10 1д1 = О-1д1 = 0 = 1; 1д100 = 2 и т. д. (рис. 5.4).


Последний элемент графика - экспликация. Каждый график должен иметь словесное описание его содержания. Оно включа­ет в себя название графика, которое в краткой форме передает его содержание; подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика.

5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ГРАФИКОВ

Существует множество видов графических изображений (рис. 5.5; 5.6). Их классификация основана на ряде признаков: а) спо­соб построения графического образа; б) геометрические знаки,


Рис. 5.5. Классификация статистических графиков по форме графического образа

изображающие статистические показатели; в) задачи, решаемые с помощью графического изображения.

По способу построения статистические графики делятся на диаграммы и статистические карты.

Диаграммы - наиболее распространенный способ графических изображений. Это графики количественных отношений. Виды и способы их построения разнообразны. Диаграммы применяются для наглядного сопоставления в различных аспектах (простран­ственном, временном и др.) независимых друг от друга величин:

территорий, населения и т. д. При этом сравнение исследуемых


Рис. 5.6. Классификация статистических графиков по способу построения и задачам изображения

совокупностей производится по какому-либо существенному варь­ирующему признаку Статистические карты - графики количествен­ного распределения по поверхности. По своей основной цели они близко примыкают к диаграммам и специфичны лишь в том отно­шении, что представляют собой условные изображения статисти­ческих данных на контурной географической карте, т. е. показы­вают пространственное размещение или пространственную рас­пространенность статистических данных. Геометрические знаки как было сказано выше, - это либо точки, либо линии или плоскости, либо геометрические тела. В соответствии с этим различают графики точечные, линейные, плоскостные и пространственные (объемные).

При построении точечных диаграмм в качестве графических образов применяются совокупности точек; при построении линей­ных - линии. Основной принцип построения всех плоскостных ди­аграмм сводится к тому, что статистические величины изобража­ются в виде геометрических фигур и, в свою очередь, подразде­ляются на столбиковые, полосовые, круговые, квадратные и фи­гурные.

Статистические карты по графическому образу делятся на кар­тограммы и картодиаграммы.

В зависимости от круга решаемых задач выделяют диаграм­мы сравнения, структурные диаграммы и диаграммы динамики.

Особым видом графиков являются диаграммы распределения величин, представленных вариационным рядом. Это гистограмма полигон, огива, кумулята.

5.3. ДИАГРАММЫ СРАВНЕНИЯ

Наиболее распространенными диаграммами сравнения являют­ся столбиковые диаграммы, принцип построения которых состо­ит в изображении статистических показателей в виде поставлен­ных по вертикали прямоугольников - столбиков. Каждый столбик изображает величину отдельного уровня исследуемого статисти­ческого ряда. Таким образом, сравнение статистических показа­телей возможно потому, что все сравниваемые показатели выра­жены в одной единице измерения.

При построении столбиковых диаграмм необходимо начертить систему прямоугольных координат, в которой располагаются стол­бики. На горизонтальной оси располагаются основания столбиков, величина основания определяется произвольно, но устанавлива­ется одинаковой для всех.

Шкала, определяющая масштаб столбиков по высоте, располо­жена по вертикальной оси. Величина каждого столбика по верти­кали соответствует размеру изображаемого на графике статисти­ческого показателя. Таким образом, у всех столбиков, составляю­щих диаграмму, переменной величиной является только одно из­мерение. Покажем построение столбиковой диаграммы по данным табл. 5.1, характеризующим вклады граждан в учреждения Сбер­банка в 1995 г. (рис. 5.7).

Графические представления в широком смысле - любые наглядные отображения исследуемой системы, процесса, явления на плоскости. К ним могут быть отнесены рисунки, чертежи, графики зависимостей характеристик, планы-кар­ты местностей, блок-схемы процессов, диаграммы и т.п. Такие изображения наглядно представляют различные вза­имосвязи, взаимообусловленности: топологическое (про­странственное) расположение объектов, хронологические (временные) зависимости процессов и явлений, логические, структурные, причинно-следственные (каузальные) и другие взаимосвязи.

Графические представления-удобный способ иллюстра­ции содержания различных понятий, относящихся к другим способам формализованных представлений (см., например, диаграммы Венна и другие графические иллюстрации основ­ных теоретико-множественных и логических представлений).



Все более распространенными становятся представления количественных характеристик, взаимосвязей между объек­тами в виде разного рода одно-, двух- и более мерных гисто­грамм (рисунок 2.1), круговых диаграмм (рисунок 2.2), других аналогичных способов представления в виде тех или иных гео­метрических фигур, по наглядным характеристикам которых (высоте, ширине, площади, радиусу и пр.) можно судить о ко­личественных соотношениях сравниваемых объектов, значи­тельно упрощая их анализ.

Мощным и наиболее исследованным классом объектов, относящихся к графическим представлениям, являются так называемые графы, изучаемые в теории графов. Теория графов имеет огромные приложения, так как ее язык, с од­ной стороны, нагляден и понятен, а с другой - удобен в фор­мальном исследовании. На языке теориивграфов формули­руются и решаются многие задачи управления, в том числе задачи сетевого планирования и управления, анализа и про­ектирования организационных структур управления, ана­лиза процессов функционирования и целеполагания, мно­гие задачи принятия решений в условиях неопределеннос­ти и др.

Следует иметь в виду, что при изображении графа не все детали рисунка одинаково важны; в частности, несуществен­ны геометрические свойства ребер (длина, кривизна и т.д.) и взаимное расположение верщин на плоскости.

Графические представления в узком смысле - это описа­ние исследуемой системы, процесса, явления средствами те­ории графов в виде совокупности двух классов объектов: вершин и соединяющих их линий -ребер или дуг. Графы и их составляющие характеризуются определенными свойства­ми и набором допустимых преобразований (операций) над ними.

Графом G называется совокупность двух множеств: вер­шин V и ребер Е, между элементами которых определено отношение инцидентности — кажде ребро ееЕинциден­тно ровно двум вершинам v', v"V, которые оно соединя­ет. При этом вершина v' (v") и ребро е называются инци­дентными друг другу, а вершины v' и v", являющиеся для ребра е концевыми точками, называются смежными. Часто вместо v V и е Е пишут соответственно v G, е G.


Ребро, соединяющее две вершины, может иметь на­правление от одной вершины к другой; в этом случаеоно называется направленным, или ориентированным, или дугой и изображается стрелкой, направленной от вершины, называемой началом, к вершине, именуемой концом.

Граф, содержащий направленные ребра (дуги) с нача­лом v' и концом v", называется ориентированным (орграфом), а ненаправленные - неориентированным (назовем н-графом).

Ребра, инцидентные одной и той же паре вершин, на­зываются параллельными, или кратными. Граф, содер­жащий кратные ребра, именуется мультиграфом. Ребро, концевые вершины которого совпадают, называется петлей.

Граф называется конечным, если множество его элемен­тов (вершин и ребер) конечно, и пустым, если его множе­ство вершин F(a значит и ребер Е) пусто. Граф без петель и кратных ребер именуется полным, если каждая пара вершин соединена ребром.

Дополнением графа G называется граф , имеющий те же вершины, что и граф G, и содержащий только те ребра, которые нужно добавить к графу G, чтобы получить пол­ный граф.

Каждому неориентированному графу канонически соответствует ориентированный граф с тем же мно­жеством вершин, в котором каждое ребро заменено двумя ориентированными ребрами, инцидентными тем же вершинам и имеющими противоположные направ­ления.

Локальной степенью (или просто степенью) вершины v V н-графа G называется количество ребер (v), инци­дентных вершине v. В н-графе сумма степеней всех вер­шин равна удвоенному числу ребер т графа, т.е. четна (предполагается, что в графе с петлями петля дает вклад 2 в степень вершины):

отсюда следует, что в н-графе число вершин нечетной степени четно.

Для вершин орграфа определяются две локальные сте­пени:

1 (v) –число ребер с началом в вершине v, или количество выходящих из v ребер;

2 (v) – количество входящих в v ребер, для которых эта вершина является концом.

Петля дает вклад 1 в обе эти степени.

В орграфе суммы степеней всех вершин 1(v) и 2(v) равны количеству ребер т этого графа, а значит, и равны между собой:


Графы G1 и G2 равны, т.е. G1 = G2, если их множе­ства вершин и ребер (выраженных через пары инциден­тных им вершин) совпадают: V1 = V2 и Е1= Е2 Графы G1 и G2 на рисунке 2.3 равны. Граф G считается полностью заданным в строгом смысле, если нумерация его вер­шин и ребер зафиксирована. Графы, отличающиеся только нумерацией вершин и ребер, называются изомор­фными.

Пример 1.Задать граф G1 представ­ленный на рисунке 2.4, через множества вер­шин V1 и ребер Е1.

Граф G1 может быть полностью определен:

1) двумя множествами поименованных вершин V1 = 1, v2, v3, v4, v5> и поименованных ребер E1 = 1, е2, е3, е4> (в строгом смысле требуется установление от­ношения инцидентности ребер соответствующим вершинам);


Порядок указания вершин при описании ребра здесь без­различен, так как все ребра в графе G неориентированные.

Пример 2.На рисунке 2.5 изображены графы G1- G12 с четырьмя вершинами в каждом. Сравнить графы.


Результаты сравнения графов таковы:

G1-G7- неориентированные; G8- G12 - ориентирован­ные;

G7 - не является полным, так как хотя каждая пара вер­шин и соединена ребром, но имеется одна петля. (Иногда полным называют граф с петлями во всех вершинах, каждая пара которых соединена ребром. Граф G7 не отвечает и этому определению.

G3 - все вершины этого графа являются изолированными (граф с пустым множеством ребер);

G4 и G5 являются дополнением друг другу: G4 = и G5 = ;

G6 - мультиграф, так как содержит кратные ребра а и b, а также е и f;

G8 - ориентированный, канонически соответствующий неориентированному графу G5;

G9 и G10 не являются равными, так как имеют отличающиеся ребра: (4, 1) – в G9 и (1,4) –b G10;

G11 - ориентированный мультиграф: ребра а и b – кратные, тогда как G12 мультиграфом не является, поскольку в нем ребра а и bразлично ориентированы.

Пример 3.Чему равны степени вершин графов G1 иG3 на рисунке 2.6?


Оба графа имеют по четыре вершины: V= 1,2,3,4>.

Степени вершин неориентированного графа G1 : (1) = 3, (2) = 4, (3) = 3, (4) = 4, если условиться считать вклад петли в степень вершины, равный 2, и (4) = 3, если петля дает вклад 1 в степень вершины. Сумма степеней всех вер­шин графа G1 равна 14, т.е. вдвое больше числа ребер графа:

где т = 7 - число ребер графа.

Степени вершин ориентированного графа G3:

Суммы степеней вершин первого и второго типа графа G3 совпадают и равны числу т ребер графа:

Графическое представление процессов на PV-диаграмме делает очевидным то обстоятельство, что величина работы зависит не только от начального и конечного состояний, но и от пути перехода между ними. Например, в процессе 2а1, изображенном на рис. 5.2, над системой совершается меньше работы, чем в процессе 261, изображенном на том же рисунке пунктиром. [1]

Графическое представление процесса в системе координат v, р называют р а б о ч е и диаграммой. [3]

Графическое представление процессов , способов организации, анализа или решения задач, при котором используются специальные графические обозначения для операций, потоков данных, устройств. [4]

Графическое представление процессов ( перехода газа), заданных аналитически, в переменных. [5]

Блок-схема [ Flowchart, Flow Diagram ] - графическое представление процесса или пошагового решения задачи, использующее надлежащим образом описанные геометрические фигуры, соединенные линиями связей, предназначенное для проектирования или документирования процесса или программы. [6]

Для того чтобы лучше разобраться в роли, которую играют в АПЛ определяемые функции, подобные ГИП, рассмотрим графическое представление процессов ввода и вычисления функции, которое будем называть диаграммой сопряжения. [7]

Практикой внедрения сетевого планирования доказано, что для строительства производственных объектов более полезны время - масштабные сетевые графики, так как эти графики являются одновременно и графическим представлением процесса , и расписанием работ. На масштабном графике отчетливо видны критический путь, резервы времени ненапряженных работ, расстановка людей и распределение материальных ресурсов. Однако в масштабе рекомендуется вычерчивать лишь окончательный вариант сетевого графика. В масштабных графиках над сетью или под ней вычерчивается шкала времени. Работы изображаются на графике чаще всего горизонтально, и их длина, считая между центрами событий, соответствует установленной продолжительности. [8]

Покажем, как в формализме ар могут быть представлены мгновенные и протяженные процессы. На рис. 3.1 изображено графическое представление мгновенного процесса , где i - входные условия, ( d, a) - выход, производимый автоматным процессом при переходе из начального состояния в конечное. На рис. 3.2 изображен протяженный процесс. [10]

В работе [63] изучаются принципы организации решения задач нелинейного и стохастического программирования с негладкими невыпуклыми функциями цели и ограничений с помощью диалоговой системы ПИОНЕР. Важным обстоя тельством является то, что при работе в режиме диалога пользователя с Системой ее МО позволяет запускать и останавливать процесс оптимизации, получать графическое представление процесса счета , производить визуальную индикацию точек экстремума и исследовать их окрестности, изменять параметры алгоритма поиска экстремума либо переходить, в случае необходимости, к другому алгоритму, изменять числовые значения параметров и аналитические зависимости математической модели решаемой задачи, получать в нужном количестве копии результатов вычислений, передавать управление специальной подпрограмме пользователя, организующей сбор и обработку данных о различных этапах ВП, не предусмотренные МО системы. [11]

Автор очень обстоятельно и систематично развивает теорию течения газов и паров, хотя отдельные математические обоснования его продолжают быть достаточно сложными. В этой одной из основных частей учебника Быкова имеются следующие разделы: общая теория течения газов и паров по трубам; условия для достижения скоростью газа величины скорости звука; конические и расходящиеся трубы; истечение газов через отверстия; графическое представление процесса истечения ; связь между коэффициентом сопротивления и показателем политропы; частные случаи движения газов; истечение газов из резервуара с переменным давлением; истечение паров влажных и перегретых; истечение пара через отверстие и расходящиеся насадки; влияние вредных сопротивлений на истечение пара. [12]

Логическим развитием возможностей световых клавиш является использование световых шкал и диаграмм. Наиболее существенное различие между ними состоит в способе использования системного алфавита и организации информации, с которой взаимодействует оператор. Располагая световой шкалой контролируемого системой параметра, оператор, пользуясь пером, может задать, например, численное значение уставки или текущий уровень, подлежащий регулированию. Удобство применения световых шкал и диаграмм весьма велико, так как обеспечивается графическое представление процесса совместно с точным заданием необходимого уровня, характерное для шкальных показывающих приборов. Очень просто реализуется непрерывная операция выше-ниже при решении игровых задач с использованием видеотерминалов. Весьма обширные возможности применения световых шкал и диаграмм могут быть реализованы при наличии эффективного программного обеспечения, дающего интегральное представление информации, с которой взаимодействует оператор в реальном масштабе времени. [13]


Данный урок наполнен различными видами графических моделей, которые представлены не только теоретически, но и визуально.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Графические информационные модели. Многообразие графических информационных моделей"

Графическая информационная модель – это наглядный способ представления объектов и процессов в виде графических изображений. Графические информационные модели являются простейшим видом моделей. С их помощью передаются внешние признаки объекта – размер, форма, цвет. Графические модели несут в себе больше информации, чем словесные.

Для более наглядного и понятного представления информации в графических информационных моделях используются графические изображения (образные элементы), которые могут быть дополнены текстами, числами и символами. Примерами графических информационных моделей являются схемы, карты, чертежи, графики, диаграммы и много другое.

Разберёмся более подробно с каждой из них.

Cхема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы. Можно обратиться к ранее рассматриваемому примеру: две электрические схемы соединения переключателей.


Схема последовательного соединения переключателей


Схема параллельного соединения переключателей

На первой представлено последовательное соединение, а на второй – параллельное. Можно заметить, что с помощью схемы легче разбираться с такими задачами, нежели использовать словесное описание. Схемы используются на уроках биологии, истории и так далее.

Следующая графическая информационная модель – чертеж. Чертеж – это условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом моделирования. При построении чертежа используются изображения, числа, текст. С помощью изображений мы получаем представление о форме объекта, с помощью чисел – о размере, с помощью текста – о названии объектов, размерах, в которых выполнены изображения. Примером чертежа является изображение детали перед её изготовлением.


На чертеже изображена деталь в разрезе, чтобы лучше было видно все части, составляющие нашу деталь, присутствуют размеры (числа).

Рассмотрим такую графическую информационную модель как карта. Карта используется для отображения местности в уменьшенном масштабе, которая является для нее объектом моделирования. Например, с помощью карты мы можем узнать сколько километров от Москвы до Санкт-Петербурга, как добраться на метро или автобусе с одного остановочного пункта до другого, где находится Будапешт и много другое. Для различных целей используются разнообразные карты: политическая, географическая, тематическая и другие.

Перейдем к графикам. График – это графическое изображение, которое отображает зависимость одной величины от другой, динамику какого-либо процесса в течение какого-либо периода и много другое.

Например, Максим учится в девятом классе. В течение 8 лет учёбы в школе он получал следующие годовые оценки по математике: первый класс – 5, второй класс – 4, третий класс – 4, четвёртый – 5, пятый – 4, шестой – 3, седьмой – 4, восьмой - 3. Посмотрим, как это можно отобразить на графике. Ось X будет отображать классы с 1 по 8. Ось Y оценки с 1 до 5. Обратите внимание, что в данном графике за единицу будем брать две клеточки.

Расставим точки в соответствии с данными на координатной плоскости и соединим их линиями.


Мы получили необходимый график, с помощью которого можно сделать вывод, что знания Максима по математике ухудшились. Ещё одним примером графика является кардиограмма сердца. Кардиограмма точно определяет в каком ритме бьётся сердце.

Перейдём к диаграммам. Диаграмма – это графическое изображение, которое даёт наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений. Диаграммы бывают нескольких видов, но более подробно мы с ними познакомимся при изучении электронных таблиц.

А сейчас рассмотрим несколько примеров.

Первый: Наша планета состоит из воды и суши. Вода составляет семьдесят процентов от планеты, а суша – тридцать. Изобразим всё это с помощью круговой диаграммы. Нарисуем круг. Он будет изображать планету и соответственно будет равен ста процентам. Затем изобразим семьдесят процентов суши и тридцать процентов воды.


На данной диаграмме мы можем увидеть соотношение воды и суши.

Теперь рассмотрим ещё один пример. Саша тратит на дорогу от дома до школы 10 минут, Таня – 15 минут, Ира – 7 минут и Игорь – 20 минут. Давайте все это изобразим с помощью диаграммы. На оси X напишем имена учащихся, а на оси Y – время, затраченное на дорогу. Затем каждому учащемуся нарисуем столбик по высоте соответствующий времени его пути.


Таким образом мы получили столбчатую диаграмму.

Важно запомнить:

· Графическая информационная модель – это наглядный способ представления объектов и процессов в виде графических изображений.

· Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы.

· Чертёж – это условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом моделирования.

· График – это графическое изображение, которое отображает зависимость одной величины от другой, динамику какого-либо процесса в течение какого-либо периода и много другое.

· Диаграмма – это графическое изображение, которое дает наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений.

Читайте также: