Государствоподобные образования как субъекты международного права доклад

Обновлено: 15.05.2024

Государствоподобные образования – родовое понятие для особых политико-территориальных образований, создаваемых для снижения остроты территориальных притязаний государств. К числу этих субъектов в прошлом относились вольные города (Краков, Данциг), Западный Берлин.

В соответствии с четырехсторонним соглашением по Западному Берлину 1971 г. западные секторы Берлина были объединены в особое политическое образование, имевшее собственные органы власти (Сенат, прокуратура, суд и др.), издававшее законы и т. п. Другими словами, данные образования похожи на мини-государства, в связи с чем и получили такое название. Следует заметить, что государствами, несмотря на внешнее сходство, они не являются, так как у них отсутствует один из важнейших признаков: в их основе нет населения. Они порождены не обществом, как это происходит с государствами, а созданы в соответствии с международными договорами.

В настоящее время государствоподобными образованиями являются Ватикан и Мальтийский орден. Их административные резиденции находятся в Риме.

Предложение предоставить такой статус городу Иерусалиму не нашло политической поддержки.

Международная правосубъектность Ватикана определена Латеранскими соглашениями 1929 г., подписанными между Италией и Святым престолом, согласно которым Ватикан имеет свою территорию, законодательство, население, состоящее из священнослужителей.

Святой престол участвует в международных отношениях; заключает международные договоры, именуемые конкордатами; имеет дипломатические отношения с более чем 170 государствами, учреждая представительства в государствах, возглавляемые нунциями. Полные дипломатические отношения между Святым престолом и Россией были установлены 9 декабря 2009 г. С 1 апреля 2016 г. новым Апостольским нунцием в Российской Федерации назначен архиепископ Челестино Мильоре.

Святой престол участвует в международных организациях; является постоянным наблюдателем при Организации Объединенных Наций.

Мальтийский орден – старейший в мире рыцарский религиозный орден римско-католической церкви. Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдает автомобильные номера.

По данным Ордена, его членами являются 13,5 тыс. человек, также в структуре Ордена присутствуют 80 тыс. волонтеров и более 25 тыс. медицинских работников. Имеется около 10,5 тыс. подданных Ордена, имеющих его паспорт. Паспорт Мальтийского ордена признается многими странами, его обладатель имеет право безвизового въезда в 32 страны.

Орден имеет дипломатические отношения с 111 государствами, участвует в 23 международных организациях. С 1994 года имеет статус постоянного наблюдателя при ООН. Есть государства, которые не признают мальтийского паспорта и не имеют с ним дипломатических отношений: Нидерланды, Финляндия, Швеция, Исландия и Греция.

Отношения Мальтийского ордена с Россией. Император Павел I установил с ним тесное сотрудничество, приняв статус великого магистра и протектора Ордена. Однако после убийства Павла I довольно быстро отношения с Орденом были разорваны и отсутствовали до конца существования Российской империи. Российские приорства Ордена были ликвидированы в период 1803–1817 гг.

Отношения с Россией были восстановлены в 1992 г. Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина и ныне осуществляются на уровне официальных представителей в ранге послов.

Государственно-подобные образования - производные субъекты международного права. Данный термин представляет собой обобщенное понятие, поскольку применяется не только к городам, но и к определенным районам. Г.п.о. создаются на основе международного договора или решения международной организации и представляют собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Выделяют политико-территориальные (Данциг, Гданьск, Западный Берлин) и религиозно-территориальные государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский Орден). В настоящее время существуют только религиозно-территориальные государственно-подобные образования. Такие образования обладают территорией, суверенитетом; имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы . Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).Особый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­нения Германии в 1990 г.).

Мальтийский орден в 1889 г. был признан суверенным образованием. Местопребывание Ордена - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.

21. вопрос соблюдение, применение и толкование международных договоров. недействительность международных договоров. Приостановление и прекращение действия договоров.

Каждый действующий договор обязателен для участников. Участники должны добросовестно выполнять принятые на себя по договору обязательства и не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения ими договора (ст. 27 Венской конвенции 1969 г.

Раздел 2 этой части Конвенции, посвященный применению договоров, содержит ст. 28—30. Первая из них устанавливает, что договоры не имеют обратной силы, если иное не явствует из договора или не установлено иным образом. Согласно ст. 29, договор обязателен для каждого государства-участника в отношении всей его территории, если иное не явствует из договора или не установлено иным образом. Статья 30 касается применения последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу.

Кроме того, общим правилом является то, что договоры не имеют обратной силы, т.е. не применяются в отношении событий, которые имели место до вступления договора в силу [8] . Кроме того, если иное не следует из договора, он действует в отношении всей территории договаривающихся государств.

толкование имеет своей целью разъяснение смысла текста договора, тогда как применение предполагает установление последствий, вытекающих для сторон, а иногда и для третьих государств. Само толкование можно определить как юридическую процедуру, которая в связи с применением договора к реальному случаю направлена к разъяснению намерений сторон при заключении договора посредством исследования текста договора и других соответствующих материалов. Толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с основными принципами международного права. Оно не должно вести к результатам, противоречащим этим принципам, нарушать суверенитет государств, их основные права. Следующим принципом является добросовестность толкования, то есть честность, отсутствие желания обмануть контрагента, стремление установить истинный смысл международного договора, закрепленный в его тексте.

Главным объектом толкования, имеющим решающее значение, является текст договора, который включает все части договора, в том числе преамбулу и в соответствующих случаях приложения, а также любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора, и любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора и принятый другими участниками в качестве документа, относящегося к договору.

Международное толкование – это толкование договора международными органами, предусмотренными государствами в самом международном договоре или уполномоченными ими впоследствии, когда спор о толковании возник, разрешить этот спор. Такими органами могут быть специально создаваемые комиссии или международный суд (арбитраж). В первом случае говорят о международном административном толковании, во втором – о международном судебном толковании.

Неофициальное толкование. Это толкование, которое дается юристами, историками права, журналистами, общественными организациями и политическими деятелями. Сюда же относится доктринальное толкование, даваемое в научных трудах по международному праву.

Аутентичное толкование международного договора может быть воплощено в различные формы: специальный договор или дополнительный протокол, обмен нотами и т.п.

Международный договор объявляется недействительным,если:

1)он заключен с явным нарушением внутренних конституционных норм, касающихся компетенции и порядка заключения договора (ст. 46 Венской конвенции);

2) согласие на обязательство по договору дано по ошибке, если ошибка касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора и представлявших собой существенную основу для согласия на обязательность договора (ст. 48 Венской конвенции);

3) государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвующего в переговорах государства (ст. 49 Венской конвенции);

4) согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством (ст. 50 Венской конвенции);

5) представитель государства дал согласие на условия договора под принуждением или угрозами, направленными против него (ст. 51 Венской конвенции);

6) заключение договора явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН (ст. 52 Венской конвенции);

7) договор в момент заключения противоречит основным принципам международного права (ст. 53 Венской конвенции).

Различают виды недействительностимеждународного договора:

1) относительная – признаками являются: нарушение внутренних конституционных норм, ошибка, обман, подкуп представителя государства;

2)абсолютная – к признакам относятся: принуждение государства или его представителя; противоречие договора основным принципам или императивной норме общего международного права (jus cogens).

Прекращение действия международных договоров есть утрата его юридической силы. Прекращение договора возможно в следующих случаях:

1. При исполнении международных договоров.

2. При истечении срока договора.

3. При обоюдном согласии сторон.

4. При возникновении новой императивной нормы общего международного права.

5. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре, осуществляется высшим органом государственной власти, с уведомлением контрагента.

6. Признание договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки, противоречия договора норме jus cogeiu.

7. Прекращение существования государства или изменение его статуса.

9. Аннулирование - признание договора недействительным в одностороннем порядке. Правомерными основаниями являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, прекращение существования контрагента и т. д.

10. Наступление отменительного условия; в договоре может быть предусмотрено условие, при наступлении которого прекращается действие договора.

11. Приостановление договора - прекращение его действия на определенное (неопределенное) время. Это временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):

· освобождает участников от обязательства выполнять его в течение периода приостановления;

· не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками

7 вопрос основные источники международного права

Источники международного права – это формы существования международных правовых норм. Под источником международного права понимается форма выражения и закрепления нормы международного права. Документ в котором содержится норма права. Виды источников международного права:1) основные:меж­дународные договоры;международные (международно-правовые) обычаи;2) производные: акты международных конференций и совещаний,резолюции международных организаций.(резолюции генаральной асамблеии ООН).

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – это правила поведения в результате неоднократного повторения в течении длительного времени приобрело молчаливое признание субъектов международного права.

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

8. международный договор как источник международного права

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

СодержаниеВведение

Глава 1. Общие положения субъектов международного права

§1. Понятие и признаки субъектов международного права

§2. Классификация субъектов международного права

Глава 2. Государствоподобные образования как субъекты международного права

§1. Понятие и признаки государствоподобных образований

§3. Мальтийский орден

Список используемой литературы

Введение Международное право одна из традиционных и устоявшихся отраслей права. Свои истоки она берет с древнейших времен. Теоретики Международного права периодизацию развития данной отрасли делят на четыре периода:

) Международное право Древнего мира (рабовладельческий строй, III тыс. до н.э. - 476 г. н.э.);

2) Право Средних веков (феодализм, 476 г. н.э. - 1648 г.);

) Классический период (становление капитализма 1648 - 1919 гг.);

) Современный период (1919 - до наших дней).

Однако как отрасль, международное право берет свое начало с конца XIX в. Именно на этот период времени пришелся момент, когда было накоплено то, необходимое количество нормативного материала (договоры, конвенции, пакты, декларации), которые и сформировали отрасль международное право.

Таким образом, Международное право существует уже более 150 лет. Данная отрасль идет в ногу со временем: развивается, изменяется, совершенствуется, но как и в любой другой отрасли права среди ее представителей нет единого мнения по различным вопросам, которые относятся к Международномй праву.

Среди таких вопросов можно выделить дискуссию относительно субъектов Международного права. Традиционно субъекты иеждународноо права делятся на две категории: традиционные (государства, государствоподобные образования, международные организации и нации, борющиеся за независимость) и нетрадционные. Большинсвто ученых согласны с включением государствоподобных образований в число субъектов Международного права. Однако есть и противники, напрмер, Ян Броулинг - английский юрист-международник. Он не признает государствоподобные образования субъектами так как, это аномалия, которая существует только благодаря молчаливому согласию и добровольному двусторонним отношениям между такими образованиями и другими государствами.

Кроме этого сегодня идет тенденция расширения перечня субъектов Международного права, а именно включение в их число индивида и юридических лиц.

В нашей работе мы не будем углублятся в указанную дискуссию, а рассмотрим государствоподобные образования. Они представляют интерес тем, что на сегодняшний день в мире существуют всего лишь два государсвтоподобных образования, они не остаются в стороне от международных отношений и в какой-то степени оказывают влияние на них.

Из всего вышесказанного выведем цель, задачи, обект и предмет нашего исследования.

Цель: рассмотреть международно-правовой статус государствопообных образований как субъектов Международного права.

) дать понятие субъектам Международного права и государствоподобным образованиям;

2) выделить основные признаки субъектов Международного права и государствоподобных образований;

) рассмотреть международно-правовое положение государствоподобных образований на примере Ватикана и Мальтийского ордена.

К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус [7, c.53].

Такие политико-религиозные и политико-территориальные единицы в международном праве называются государствоподобными образованиями.

Государствоподобные образования (квазигосударства) - особый вид субъектов международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле [16].

Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым сатновятся субъектами международного права.

К.К. Гасанов выделяет следующие признаки государствоподобных образований:

2) постоянное население;

4) законодательные органы;

6) международные договоры [2, c.30].

Возникает вопрос: почему государствоподобные образования не относятся к числу первичных?

В историческом аспекте к государствоподобным образованиям относят "вольные города", Западный Берлин, а в настоящее время наиболее яркими примерами являются Ватикан и Мальтийский орден.

Вольный город - самоуправляющееся политическое образование, которому международным договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в основном в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях [9, c.40].

Создание вольного города, как свидетельствует исторический опыт, обычно является результатом урегулирования спорного вопроса о его принадлежности тому, или иному государству.

В 1815 г. для урегулирования противоречий между великими державами Венский трактат объявил Краков вольным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии. В 1919 г. спор между Германией и Польшей относительно Данцига (Гданьска) попытались решить, предоставив ему статус вольного города под гарантией Лиги Наций. Внешние сношения города осуществлялись Польшей.

Для урегулирования претензий Италии и Югославии относительно Триеста был разработан Статут Свободной территории Триест. Территория должна была иметь конституцию, гражданство, народное собрание, правительство. При этом конституция и деятельность правительства должны были соответствовать Статуту, т.е. международно-правовому акту. В 1954 г. Италия и Югославия разделили между собой территорию Триеста [9, c.40-41].

государствоподобное образование международное право

Поэтому высшим юридическим актом для него, как было сказано выше, является международный договор, которым и определяется особая международная правосубъектность города.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в условиях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии [7, c.53].

Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена. Они будут рассмотрены нами более подробно в следующих параграфах этой главы.

Таким образом, государствоподобные образования следует относить к категории производных субъектов международного права, так как их правосубъектность - результат намерений и деятельности первичных субъектов международного права.

Читайте также: